Урок по математике. Число 9. Цифра 9. 1 класс

Конспект урока математики в 1 классе. Число 9, цифра 9

Урок по математике. Число 9. Цифра 9. 1 класс

Мантуленко Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Камышина, Волгоградской обл.

Описание материала: предлагаю вам конспект урока математики в 1 классе по теме  «Число 9, цифра 9.» Данный материал будет полезен учителям начальных классов. На уроке используются технологии проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.

Тема урока: Число 9, цифра 9

Цель: Знакомство с числом 9, его составом, написанием цифры 9.

Задачи:

Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 9;

— складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.

Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;

Воспитывающие: воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.

Формы работы:

— фронтальная

— коллективная

— самостоятельная

— дифференцированная

Методы:

— наглядный

— диалог

— беседа

— практическая работа

— самостоятельная работа

Тип урока: Открытие нового

Форма: Классно – урочная.

Технологии: проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.

Оборудование: карточки для индивидуальной дифференцированной работы, записи на доске, иллюстративный материал: Айболит, портрет К.И.Чуковского, выставка книг К.И.Чуковского, веера цифр для учащихся, атрибуты для инсценировки, учебник — тетрадь по математике Л.Г.Петерсон (УМК «Школа 2000»).

Ход урока

1. Эмоциональный настрой. Организация начала урока.

фрагмент песни «Какой чудесный день…» из мультфильма

Учитель: Хотим мы трудиться, как наш друг мышонок? 

— А когда человек трудится, он что-то узнает новое.

— Можем ли мы открывать новое?

— Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным.)

— Я жду от вас такой работы.

2. Актуализация опорных знаний.

— Начинаем урок с математической разминки.

— Некоторые ребята будут работать по карточкам   Индивидуальные карточки

1.  Восстановить числовой ряд.

— Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)

айболит
2345678

— Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на урок.

— Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)

— Кто же наш сегодняшний гость? (Айболит )                  

— Кто написал эту замечательную сказку? (К.И.Чуковский) — показ фотографии.

— Обратите внимание, у нас в классе выставка книг этого замечательного детского писателя. Во время перемены вы можете с этими книгами ознакомиться.

— Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их.

2. Ориентация в числовом ряду

— Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Расставить лекарства  на свои места. Ученики с помощью веера показывают ответы.

— Покажите число, которое стоит между 3 и 5.

— Покажите последующее число для 5.

— Покажите предыдущее число для 4.

— Какое число стоит слева от 3.

— Какое число стоит справа от 6.

3. Итог

— Эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке.

3. Постановка проблемы. Открытие нового.

 — К Айболиту пришло много зверей на приём и он просит у вас  помощи.

1)    Запишите примеры  и решите их с помощью числового отрезка

На доске записаны примеры и иллюстрация числового ряда

4 + 2=

(Начинаю работать от числа 4. Надо +2 ,значит, буду двигаться по числовому ряду вправо на 2 шага.)

7 – 3 =

6 + 3 =

— Вы смогли выполнить задание? (Нет)

— Почему возникло затруднение? (Нет числа 9 на отрезке. Мы не знаем это число. Не можем сосчитать, т к. изучили цифровой луч до 8,  и число 9 пока не изучали)

4. Формулировка темы урока. Постановка задач.

— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9. — открывается карточка с темой урока)

— Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? (Учиться писать цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)

Физминутка: под музыку

— Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку.

Погладьте его: осторожно, не спугните!

Затем он перебрался на лобик, скатился на носик, перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот – погладьте его и там. Добрался до животика, а потом спрятался под пяточкой.

Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте, чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой… Давайте отпустим его и помашем вслед!

5. Открытие новых знаний

Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо вспомнить порядок изучения числа.

1. Определить количественно число 9.

2. Определить место положение числа 9 на числовом луче.

3. Научиться писать цифру 9.

1. Определить количественно число 9.

— Если бы вам предложили показать число 9, как вы бы это сделали? (9 палочек, 9 кружочков, 9 точек на домино)

1р.- «домино»

2р.- круги

3р. — палочками

* исследование детей

Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девятки не будет пути», — говорили в древности.             Последним числом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное…

В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».

Древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до девяти, и это число их больше не пугало.         

Нади и Саши! Вам интересно, что сказано о ваших именах в древних книгах? Ваши имена связаны с этим числом. Вы очень талантливы.

Можете даже стать лидером.  Если вы будете развивать в себе прекрасные качества, успех к вам обязательно придёт!

Мы с вами количественно представили число 9, что предстоит сделать теперь?

2) Место числа на числовом отрезке

– Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8)

—  Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.)

— За каким числом следует число 8?  (Число 9 следует за числом 8)

— Как получить число 8? (Надо к 8 прибавить 1)

— Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? (Нет, не умеем писать цифру 9.)

3) письмо цифры 9

— Какая цифра обозначает число 9? (Цифра 9)

— Как мы различаем понятие число и цифра?

Для обозначения количества

Мы используем число, его величество!

Цифра — значок для написания,

Быстро справимся с заданием!

— А на что похожа цифра 9?

— Как пишется цифра 9?

( Учитель объясняет)

— Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.

— Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как располагаем пропись на столе?

-Приступим к письму.

Потренируйтесь в написании.

* обведи в воздухе;

* «напишите» на ладошке

— Откройте тетради на с.19, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.

— Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.

( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.)

Подчеркните самую красивую цифру .

4) — Возвратимся  к числовому отрезку. Теперь мы можем обозначить число 9 на отрезке цифрой?

А как же лисичка, теперь мы можем ей помочь?

Физминутка

— Айболит из Африки привез очень веселый танец и дарит его вам. (Дети танцуют под «Песню Красной Шапочки»)

6. Работа над составом числа.

— Давайте Айболита поблагодарим за ф/м и покажем ему маленький спектакль

1) Инсценировка (авторский текст)

У девятки день рожденья,

Числа  все в большом смятенье.

Что же делать? Как им быть?

Что девятке подарить?

Приходили в гости

Числа один и восемь.

Подарили  ей букет, встали рядом на паркет.

Поплясали, поиграли и местечки поменяли.

Пришли к девятке в этот день

Две подруги: два и семь.

Подарили чемоданчик

И уселись на диванчик.

Посидели, поскрипели,

И тихонько пересели.

Вот явились три и шесть

Стихи читали в ее честь.

Сели две соседки рядом,

Угощались виноградом.

Посидели, посмеялись

И местами поменялись.

Вот четыре вместе с пять

Спешат быстрее поиграть.

Подарили ей картины

И уселись все в гостиной.

Посидели, посмотрели,

Глядь, и тоже пересели.

Гости чинно все сидят.

На девяточку глядят.

Хоть девятка больше всех,

Но без чисел этих всех

Не получим числа девять.

Помните все это,  дети!

2)    Заселим домик

— Но подарки не простые, в них спрятались гости – числа.

— Давайте попробуем «заселить» с их помощью домик девятки.

7. Первичное закрепление

1)    повторение состава числа 9.

– Откройте учебник на с.18 №2.

 1 уч- к комментирует 1 столбик у доски

2)    самостоятельная работа с проверкой по эталону

1р. – 2 столбик

2р.- 3 столбик

3р.- 4 столбик

Детям, испытывающим затруднение, предлагаются карточки-помощницы

3) самостоятельная работа по выбору

— А теперь предлагаю вам ещё одно задание.

Доктор Айболит  затрудняется определить, кому из зверюшек нужна помощь. Выберите пример, который вам хочется решить. Кто сделает, может выбрать ещё одно задание.

Проверка: — … ты какой выбрал пример? Сколько получилось?

— Кому из зверюшек нужна помощь? (Киту – 4, ёжику – 3 Дельфину – 5, птичке – 7, бабочке – 9, собачке – 2)

8. Итог урока.

— Вспомните, какой была тема нашего урока.

— Достигли целей урока?

— Что нам помогло?

— С каким настроением заканчиваете урок?

— Что понравилось на уроке?

— Кому можете сказать спасибо?

— Трудности были? Есть над чем работать ещё? 

— Как выдумаете, как мы потрудились?

— Оцените свою работу.

— Покажите Айболиту какова температура вашей работы. (Самооцека)

— Ребята, как вы охарактеризуете доктора Айболита? (Добрый, смелый, отважный)

— Как грамотно называют человека, который лечит зверей? (Ветеринар)

— Это замечательная и благородная профессия. Возможно, кто-то из вас в будущем тоже будет спасать животных, будет ветеринаром.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики 1 класс по теме: Числа

Конспект урока по математике в 1 классе по ФГОС

Методическая разработка конспекта урока математики для 1 класса

Конспект урока математики в 1 классе

Конспект урока — путешествия по математике для учащихся 1 класса

Источник: https://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/konspekty-urokov-1-klas/konspekt-uroka-matematiki-v-1-klase-chislo-9-cifra-9.html

Конспект урока математики в 1 классе по теме:

Урок по математике. Число 9. Цифра 9. 1 класс

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект урока математики в 1а классе.

Тема: «Число 9. Цифра 9»

Основные цели

сформировать представление о числе 9 как количественном свойстве группы из 9 предметов,

повторить состав чисел 5-8, различные способы записи чисел в пределах 8. Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 9;

— складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.

Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;

Воспитывающие: воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.

Формы работы:

— фронтальная

— коллективная

— самостоятельная

Методы:

— наглядный

— диалог

— беседа

— практическая работа

— самостоятельная работа

Тип урока: Открытие нового

Форма: Классно – урочная.

Технологии: проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.

Оборудование: презентация, учебник Т.Е.Демидовой «Математика. 1 класс. Часть 2», геометрические фигуры для работы на доске.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.

Ход урока

1. Орг .момент.

Здравствуйте, ребята . Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Тихо сели. Я знаю, что вы дружные и весёлые ребята, и, надеюсь, мы сегодня отлично поработаем, а вы покажете все свои знания и умения.

Слайд 1.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Мы сюда пришли учиться Не лениться, а трудиться На уроках я сижу Не шумлю, и не кричу Руку тихо поднимаю

Если спросят – отвечаю.

Слайд 2.

— Вспомните наше путешествие по числовому отрезку.

— На какой станции мы остановились? (На станции 8)

— Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку? (Стоит)

— Зачем? (- Мы еще познакомились не со всеми числами.

— Чтобы узнать другие числа, их состав, …)

— Тогда продолжим наше путешествие по числовому отрезку и приготовимся узнать что-то новое.

А для того чтобы узнать новое, нам предстоит вспомнить изученное.

Слайд 3.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Слайд4.

— Задание первое:

Соотнесите количество предметов с нужной цифрой.

— Что мы сейчас повторили? (Предметы можно посчитать, количество предметов записать цифрами)

— Что нужно сделать, чтобы подставить под предметы нужную цифру?

Слайд 5. Задание 2. Заселим домики.

— Что мы сейчас повторили? (знание состава числа)

— Чтобы найти значение выражения надо знать состав числа и уметь работать с числовым отрезком.

— Молодцы! Вы хорошо поработали.

— Теперь будет новое для вас задание.

Слайд 6. (У доски 3 ученика вычисляют, остальные выполняют задание3 веером)

— Нужно найти значение выражения 3+6.

— Как вы считаете, почему данное выражение для вас новое, ведь с числом 3 и с числом 6 мы знакомы?(Таких соседей нет ни в одном домике)

— Правильно.

Задание 3.

Покажите на числовом веере число, следующее за числом 5. (4, 3, 7)

— Как получить следующее число? (+ 1)

4. Постановка проблемы.

– Какое задание выполняли? (Находили значение выражения 3+6.)

— А почему же здесь возникло затруднение? (Не можем объяснить. Не можем воспользоваться правилом.)

(Мы не успели, потому что таких соседей нет ни в одном “домике”. Не знаем нужной цифры….)

5.Формулирование темы урока и «открытие» нового знания.

А) Построение проекта выхода из затруднения.

— Какая же тема урока и цели?(Число 9 и цифра 9)

Слайд7

— Давайте вспомним, какие способы вычислений нам помогали решать примеры в начале урока (вывешиваются способы вычислений) и поставим перед собой цели на данный урок.

— Не умеем записывать цифру 9. Надо научиться писать цифру 9)

— Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку?

(Мы заметили, что нашем числовом отрезке нет числа 9, значит надо найти место числу 9 на числовом отрезке )

— Почему не смогли воспользоваться домиком? (Такого “домика” нет, надо познакомиться с составом числа 9.

Б) Реализация построенного проекта.

— Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале? (Научиться писать 9, найти место на числовом отрезке )

Сначала найдем число 9.

Положите на парту 8 кружочков, еще 1 кружок. Сколько стало. (9)

Как мы получили? (К 8 добавили еще 1 кружок.) (Сама на наборном полотне, кружочки и составляю выражение 1+8)

Слайд 8.

Поможем Пете.

-Сколько было вагончиков? (8)

-Сколько стало? (9) Составим выражение.

Сколько всего вагонов? Какой по счету последний?

Слайд 9. Физминутка.

Слайд 10.

№3 стр.16 – учебника.

Знакомства с цифрой 9.

– На что похожа цифра? (На запятую)

— А ещё есть стихотворение об этой цифре.

Учебник стр.16№3

— Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру .

— А теперь в тетрадях научимся писать цифру 9.

— Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.

— Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как располагаем пропись на столе?

-Приступим к письму.

Потренируйтесь в написании.

* обведи в воздухе;

— Откройте тетради на с.44, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.

— Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.

( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.)

Подчеркните самую красивую цифру . Работа в тетрадях.

— Научились писать цифру 9? Для чего научились?(Теперь сможем не только считать до 9, но записывать числа до 9)

Слайд 11.

— Переходим ко второму пункту: найти место на числовом отрезке.

— Чтобы найти место числу 9 на числовом отрезке, надо к 8 прибавить 1(стрелочкой на числ.отр. показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 9.

8+1=9 9-1=8 В рабочей тетради.

Слайд 12. Предыдущее число числа 9.

Работа по учебнику стр.17 №6 (Слайд 15-16)

Слайд 17-19 Расскажи о числе 9. Заселяем дом.

— Какой следующий пункт плана? (Состав числа)

— Какую работу мы выполнили? (Познакомились с составом числа)

— Для чего необходимо знать состав числа? (Чтобы быстро решать примеры)

6. Первичное закрепление.

— Значит, состав числа нужно выучить наизусть. Для этого мы ещё раз с помощью выражений вслух проговорим состав числа и заселим жильцов в “домик” № 9.

— Все ли поставленные цели мы выполнили? (Открыли число 9)

Обращаясь к целям урока:

— Писать цифру научились? (Да)

— На числовом.отрезке . место числу 9 нашли? (Да)

— С составом числа 9 поработали? (Да)

— Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться).

Работа по учебнику стр.17 №8. В рабочей тетради.

Проверка – фронтально.

VIII Рефлексия. Слайд20.

А теперь пришла пора подвести итог нашей работе.

— Что же мы делали сегодня на уроке? Зачем?

— Узнали ли вы что-то новое? Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.

Оцените свою работу по «линеечке успеха»

— — О чём расскажете дома родителям?

Что вам помогло сегодня хорошо работать, а что вам мешало?

IX Итог урока. На этом наш урок заканчивается. – Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А впереди нас ждет еще много интересного. (слайд21)

Учительница начальных классов МОБУ СОШ№3 с. Бураево Ахмадуллина Р.Н.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Вспомните, какой была тема нашего урока? (“Число и цифра 9”.)

— Чему мы хотели научиться? (Изучить число 9 и научиться писать цифру 9.)

— Нам это удалось? (Да.)

— Докажите.

— Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите?

— Веером покажите 1) Я очень хорошо работал.

2) Я не всё понял.

3) Наше путешествие мне не принесло никаких знаний.

Учитель делает вывод по итогам самооценки.

— Какие ТРУДНОСТИ остались?

Слайд 25. МОЛОДЦЫ! 5

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории математика:

Источник: https://doc4web.ru/matematika/konspekt-uroka-matematiki-v-klasse-po-teme-chislo-cifra-.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.