Урок по математике. Число 9. Цифра 9. 1 класс
Конспект урока математики в 1 классе. Число 9, цифра 9
Мантуленко Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Камышина, Волгоградской обл.
Описание материала: предлагаю вам конспект урока математики в 1 классе по теме «Число 9, цифра 9.» Данный материал будет полезен учителям начальных классов. На уроке используются технологии проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.
Тема урока: Число 9, цифра 9
Цель: Знакомство с числом 9, его составом, написанием цифры 9.
Задачи:
Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 9;
— складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.
Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;
Воспитывающие: воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.
Формы работы:
— фронтальная
— коллективная
— самостоятельная
— дифференцированная
Методы:
— наглядный
— диалог
— беседа
— практическая работа
— самостоятельная работа
Тип урока: Открытие нового
Форма: Классно – урочная.
Технологии: проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.Оборудование: карточки для индивидуальной дифференцированной работы, записи на доске, иллюстративный материал: Айболит, портрет К.И.Чуковского, выставка книг К.И.Чуковского, веера цифр для учащихся, атрибуты для инсценировки, учебник — тетрадь по математике Л.Г.Петерсон (УМК «Школа 2000»).
Ход урока
1. Эмоциональный настрой. Организация начала урока.
фрагмент песни «Какой чудесный день…» из мультфильма
Учитель: Хотим мы трудиться, как наш друг мышонок?
— А когда человек трудится, он что-то узнает новое.
— Можем ли мы открывать новое?
— Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным.)
— Я жду от вас такой работы.
2. Актуализация опорных знаний.
— Начинаем урок с математической разминки.
— Некоторые ребята будут работать по карточкам Индивидуальные карточки
1. Восстановить числовой ряд.
— Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)
а | й | б | о | л | и | т |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
— Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на урок.
— Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)
— Кто же наш сегодняшний гость? (Айболит )
— Кто написал эту замечательную сказку? (К.И.Чуковский) — показ фотографии.
— Обратите внимание, у нас в классе выставка книг этого замечательного детского писателя. Во время перемены вы можете с этими книгами ознакомиться.
— Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их.
2. Ориентация в числовом ряду
— Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Расставить лекарства на свои места. Ученики с помощью веера показывают ответы.
— Покажите число, которое стоит между 3 и 5.
— Покажите последующее число для 5.
— Покажите предыдущее число для 4.
— Какое число стоит слева от 3.
— Какое число стоит справа от 6.
3. Итог
— Эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке.
3. Постановка проблемы. Открытие нового.
— К Айболиту пришло много зверей на приём и он просит у вас помощи.
1) Запишите примеры и решите их с помощью числового отрезка
На доске записаны примеры и иллюстрация числового ряда
4 + 2=
(Начинаю работать от числа 4. Надо +2 ,значит, буду двигаться по числовому ряду вправо на 2 шага.)
7 – 3 =
6 + 3 =
— Вы смогли выполнить задание? (Нет)
— Почему возникло затруднение? (Нет числа 9 на отрезке. Мы не знаем это число. Не можем сосчитать, т к. изучили цифровой луч до 8, и число 9 пока не изучали)
4. Формулировка темы урока. Постановка задач.
— Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9. — открывается карточка с темой урока)
— Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? (Учиться писать цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)
Физминутка: под музыку
— Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку.
Погладьте его: осторожно, не спугните!
Затем он перебрался на лобик, скатился на носик, перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот – погладьте его и там. Добрался до животика, а потом спрятался под пяточкой.
Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте, чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой… Давайте отпустим его и помашем вслед!
5. Открытие новых знаний
Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо вспомнить порядок изучения числа.
1. Определить количественно число 9.
2. Определить место положение числа 9 на числовом луче.
3. Научиться писать цифру 9.
1. Определить количественно число 9.
— Если бы вам предложили показать число 9, как вы бы это сделали? (9 палочек, 9 кружочков, 9 точек на домино)
1р.- «домино»
2р.- круги
3р. — палочками
* исследование детей
Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. «У девятки не будет пути», — говорили в древности. Последним числом счёта было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное…
В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве, тридесятом государстве», за «тридевять земель».
Древние греки числу приписывали добрую славу. Потому что они уже давно умели считать до девяти, и это число их больше не пугало.
Нади и Саши! Вам интересно, что сказано о ваших именах в древних книгах? Ваши имена связаны с этим числом. Вы очень талантливы.
Можете даже стать лидером. Если вы будете развивать в себе прекрасные качества, успех к вам обязательно придёт!
Мы с вами количественно представили число 9, что предстоит сделать теперь?
2) Место числа на числовом отрезке
– Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8)
— Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.)
— За каким числом следует число 8? (Число 9 следует за числом 8)
— Как получить число 8? (Надо к 8 прибавить 1)
— Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? (Нет, не умеем писать цифру 9.)
3) письмо цифры 9
— Какая цифра обозначает число 9? (Цифра 9)
— Как мы различаем понятие число и цифра?
Для обозначения количества
Мы используем число, его величество!
Цифра — значок для написания,
Быстро справимся с заданием!
— А на что похожа цифра 9?
— Как пишется цифра 9?
( Учитель объясняет)
— Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.
— Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как располагаем пропись на столе?
-Приступим к письму.
Потренируйтесь в написании.
* обведи в воздухе;
* «напишите» на ладошке
— Откройте тетради на с.19, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.
— Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.
( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.)
Подчеркните самую красивую цифру .
4) — Возвратимся к числовому отрезку. Теперь мы можем обозначить число 9 на отрезке цифрой?А как же лисичка, теперь мы можем ей помочь?
Физминутка
— Айболит из Африки привез очень веселый танец и дарит его вам. (Дети танцуют под «Песню Красной Шапочки»)
6. Работа над составом числа.
— Давайте Айболита поблагодарим за ф/м и покажем ему маленький спектакль
1) Инсценировка (авторский текст)
У девятки день рожденья,
Числа все в большом смятенье.
Что же делать? Как им быть?
Что девятке подарить?
Приходили в гости
Числа один и восемь.
Подарили ей букет, встали рядом на паркет.
Поплясали, поиграли и местечки поменяли.
Пришли к девятке в этот день
Две подруги: два и семь.
Подарили чемоданчик
И уселись на диванчик.
Посидели, поскрипели,
И тихонько пересели.
Вот явились три и шесть
Стихи читали в ее честь.
Сели две соседки рядом,
Угощались виноградом.
Посидели, посмеялись
И местами поменялись.
Вот четыре вместе с пять
Спешат быстрее поиграть.
Подарили ей картины
И уселись все в гостиной.
Посидели, посмотрели,
Глядь, и тоже пересели.
Гости чинно все сидят.
На девяточку глядят.
Хоть девятка больше всех,
Но без чисел этих всех
Не получим числа девять.
Помните все это, дети!
2) Заселим домик
— Но подарки не простые, в них спрятались гости – числа.
— Давайте попробуем «заселить» с их помощью домик девятки.
7. Первичное закрепление
1) повторение состава числа 9.
– Откройте учебник на с.18 №2.
1 уч- к комментирует 1 столбик у доски
2) самостоятельная работа с проверкой по эталону
1р. – 2 столбик
2р.- 3 столбик
3р.- 4 столбик
Детям, испытывающим затруднение, предлагаются карточки-помощницы
3) самостоятельная работа по выбору
— А теперь предлагаю вам ещё одно задание.
Доктор Айболит затрудняется определить, кому из зверюшек нужна помощь. Выберите пример, который вам хочется решить. Кто сделает, может выбрать ещё одно задание.
Проверка: — … ты какой выбрал пример? Сколько получилось?
— Кому из зверюшек нужна помощь? (Киту – 4, ёжику – 3 Дельфину – 5, птичке – 7, бабочке – 9, собачке – 2)
8. Итог урока.
— Вспомните, какой была тема нашего урока.
— Достигли целей урока?
— Что нам помогло?
— С каким настроением заканчиваете урок?
— Что понравилось на уроке?
— Кому можете сказать спасибо?
— Трудности были? Есть над чем работать ещё?
— Как выдумаете, как мы потрудились?
— Оцените свою работу.
— Покажите Айболиту какова температура вашей работы. (Самооцека)
— Ребята, как вы охарактеризуете доктора Айболита? (Добрый, смелый, отважный)
— Как грамотно называют человека, который лечит зверей? (Ветеринар)
— Это замечательная и благородная профессия. Возможно, кто-то из вас в будущем тоже будет спасать животных, будет ветеринаром.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока математики 1 класс по теме: Числа
Конспект урока по математике в 1 классе по ФГОС
Методическая разработка конспекта урока математики для 1 класса
Конспект урока математики в 1 классе
Конспект урока — путешествия по математике для учащихся 1 класса
Источник: https://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/konspekty-urokov-1-klas/konspekt-uroka-matematiki-v-1-klase-chislo-9-cifra-9.html
Конспект урока математики в 1 классе по теме:
Наша кнопка
Скачать материал
Конспект урока математики в 1а классе.
Тема: «Число 9. Цифра 9»
Основные цели
сформировать представление о числе 9 как количественном свойстве группы из 9 предметов,
повторить состав чисел 5-8, различные способы записи чисел в пределах 8. Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 9;
— складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.
Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;
Воспитывающие: воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.
Формы работы:
— фронтальная
— коллективная
— самостоятельная
Методы:
— наглядный
— диалог
— беседа
— практическая работа
— самостоятельная работа
Тип урока: Открытие нового
Форма: Классно – урочная.
Технологии: проблемно – диалогического мышления, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.Оборудование: презентация, учебник Т.Е.Демидовой «Математика. 1 класс. Часть 2», геометрические фигуры для работы на доске.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.
Ход урока
1. Орг .момент.
Здравствуйте, ребята . Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Тихо сели. Я знаю, что вы дружные и весёлые ребята, и, надеюсь, мы сегодня отлично поработаем, а вы покажете все свои знания и умения.
Слайд 1.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Мы сюда пришли учиться Не лениться, а трудиться На уроках я сижу Не шумлю, и не кричу Руку тихо поднимаю
Если спросят – отвечаю.
Слайд 2.
— Вспомните наше путешествие по числовому отрезку.
— На какой станции мы остановились? (На станции 8)
— Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку? (Стоит)
— Зачем? (- Мы еще познакомились не со всеми числами.
— Чтобы узнать другие числа, их состав, …)
— Тогда продолжим наше путешествие по числовому отрезку и приготовимся узнать что-то новое.
А для того чтобы узнать новое, нам предстоит вспомнить изученное.
Слайд 3.
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Слайд4.
— Задание первое:
Соотнесите количество предметов с нужной цифрой.
— Что мы сейчас повторили? (Предметы можно посчитать, количество предметов записать цифрами)
— Что нужно сделать, чтобы подставить под предметы нужную цифру?
Слайд 5. Задание 2. Заселим домики.
— Что мы сейчас повторили? (знание состава числа)
— Чтобы найти значение выражения надо знать состав числа и уметь работать с числовым отрезком.
— Молодцы! Вы хорошо поработали.
— Теперь будет новое для вас задание.
Слайд 6. (У доски 3 ученика вычисляют, остальные выполняют задание3 веером)
— Нужно найти значение выражения 3+6.
— Как вы считаете, почему данное выражение для вас новое, ведь с числом 3 и с числом 6 мы знакомы?(Таких соседей нет ни в одном домике)
— Правильно.
Задание 3.
Покажите на числовом веере число, следующее за числом 5. (4, 3, 7)
— Как получить следующее число? (+ 1)
4. Постановка проблемы.
– Какое задание выполняли? (Находили значение выражения 3+6.)
— А почему же здесь возникло затруднение? (Не можем объяснить. Не можем воспользоваться правилом.)
(Мы не успели, потому что таких соседей нет ни в одном “домике”. Не знаем нужной цифры….)
5.Формулирование темы урока и «открытие» нового знания.
А) Построение проекта выхода из затруднения.
— Какая же тема урока и цели?(Число 9 и цифра 9)
Слайд7
— Давайте вспомним, какие способы вычислений нам помогали решать примеры в начале урока (вывешиваются способы вычислений) и поставим перед собой цели на данный урок.
— Не умеем записывать цифру 9. Надо научиться писать цифру 9)
— Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку?
(Мы заметили, что нашем числовом отрезке нет числа 9, значит надо найти место числу 9 на числовом отрезке )
— Почему не смогли воспользоваться домиком? (Такого “домика” нет, надо познакомиться с составом числа 9.
Б) Реализация построенного проекта.
— Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале? (Научиться писать 9, найти место на числовом отрезке )
Сначала найдем число 9.
Положите на парту 8 кружочков, еще 1 кружок. Сколько стало. (9)
Как мы получили? (К 8 добавили еще 1 кружок.) (Сама на наборном полотне, кружочки и составляю выражение 1+8)
Слайд 8.
Поможем Пете.
-Сколько было вагончиков? (8)
-Сколько стало? (9) Составим выражение.
Сколько всего вагонов? Какой по счету последний?
Слайд 9. Физминутка.
Слайд 10.
№3 стр.16 – учебника.
Знакомства с цифрой 9.
– На что похожа цифра? (На запятую)
— А ещё есть стихотворение об этой цифре.
Учебник стр.16№3
— Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру .
— А теперь в тетрадях научимся писать цифру 9.
— Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.
— Как контролировать расстояние от глаз до прописи? Как располагаем пропись на столе?
-Приступим к письму.
Потренируйтесь в написании.
* обведи в воздухе;
— Откройте тетради на с.44, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.
— Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.
( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.)
Подчеркните самую красивую цифру . Работа в тетрадях.
— Научились писать цифру 9? Для чего научились?(Теперь сможем не только считать до 9, но записывать числа до 9)
Слайд 11.
— Переходим ко второму пункту: найти место на числовом отрезке.
— Чтобы найти место числу 9 на числовом отрезке, надо к 8 прибавить 1(стрелочкой на числ.отр. показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 9.
8+1=9 9-1=8 В рабочей тетради.
Слайд 12. Предыдущее число числа 9.
Работа по учебнику стр.17 №6 (Слайд 15-16)
Слайд 17-19 Расскажи о числе 9. Заселяем дом.
— Какой следующий пункт плана? (Состав числа)
— Какую работу мы выполнили? (Познакомились с составом числа)
— Для чего необходимо знать состав числа? (Чтобы быстро решать примеры)
6. Первичное закрепление.
— Значит, состав числа нужно выучить наизусть. Для этого мы ещё раз с помощью выражений вслух проговорим состав числа и заселим жильцов в “домик” № 9.
— Все ли поставленные цели мы выполнили? (Открыли число 9)
Обращаясь к целям урока:
— Писать цифру научились? (Да)
— На числовом.отрезке . место числу 9 нашли? (Да)
— С составом числа 9 поработали? (Да)
— Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться).
Работа по учебнику стр.17 №8. В рабочей тетради.
Проверка – фронтально.
VIII Рефлексия. Слайд20.
А теперь пришла пора подвести итог нашей работе.
— Что же мы делали сегодня на уроке? Зачем?
— Узнали ли вы что-то новое? Поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке.
Оцените свою работу по «линеечке успеха»
— — О чём расскажете дома родителям?
Что вам помогло сегодня хорошо работать, а что вам мешало?
IX Итог урока. На этом наш урок заканчивается. – Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А впереди нас ждет еще много интересного. (слайд21)
Учительница начальных классов МОБУ СОШ№3 с. Бураево Ахмадуллина Р.Н.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Вспомните, какой была тема нашего урока? (“Число и цифра 9”.)
— Чему мы хотели научиться? (Изучить число 9 и научиться писать цифру 9.)
— Нам это удалось? (Да.)
— Докажите.
— Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите?
— Веером покажите 1) Я очень хорошо работал.
2) Я не всё понял.
3) Наше путешествие мне не принесло никаких знаний.
Учитель делает вывод по итогам самооценки.
— Какие ТРУДНОСТИ остались?
Слайд 25. МОЛОДЦЫ! 5
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории математика:
Источник: https://doc4web.ru/matematika/konspekt-uroka-matematiki-v-klasse-po-teme-chislo-cifra-.html