Числа от 1 до 10. Состав чисел первого десятка. Сравнение чисел. Дополнение равенств

Состав числа до 10 домики

Числа от 1 до 10. Состав чисел первого десятка. Сравнение чисел. Дополнение равенств

Понимание состава числа – залог правильного и четкого письменного и устного счета. Официально при зачислении в школу ребенок не обязан разбираться в математике, однако большинство малышей идут в 1 класс, владея элементарными арифметическими навыками.

Помогая дошкольнику выучить счет до 10 и состав этого числа, вы серьезно облегчаете начало его учебы. Существует несколько эффективных методик, позволяющих проводить обучение в виде игры или в других бытовых ситуациях.

Выясним, как заинтересовать ребенка и объяснить ему состав числа.

В возрасте 5-6 лет дети уже хорошо знают цифры, знакомятся с простыми арифметическими действиями. Именно в этом периоде стоит уделить немного времени на упражнения и объяснить ребенку состав чисел до 10. Однако важно, чтобы малыш уже освоил:

  • прямой устный счет до 10;
  • обратный счет от числа 10 до 1;
  • пересчет и отсчет предметов;
  • состав числа по единицам (например, 2 состоит из 1 и 1, 3 – из 1 и 1 и 1).

Все эти навыки свидетельствуют о том, что ребенку уже можно объяснить состав любого числа в пределах 10.

Что пригодится для домашних занятий?

Занятия станут эффективней, если заранее подготовиться и собрать необходимый учебный материал:

  • палочки для счета;
  • игровые кубики;
  • карточки с изображениями цифр;
  • разноцветные камешки или пуговицы;
  • счеты;
  • домики для чисел.

Вы можете приобрести готовые развивающие наборы в магазинах канцелярии или игрушек, либо смастерить все необходимые предметы вместе с ребенком. Второй вариант предпочтительнее.

Эффективные методики

Объяснять состав числа 10 нужно постепенно, разделив обучение на несколько логичных блоков. На первых занятиях следует уделить внимание цифрам 2 и 3, их взаимоотношениям и возможным комбинациям. Далее можно переходить к занятиям с наглядными карточками и уже после подключать числовые домики.

Занятие 1: осваиваем цифры 3, 2, 1

Возьмите любимые игрушки и вещи малыша (кубики, куклы, машинки). Начните упражнение с разбора числа 2 и покажите ребенку, какими способами его можно получить:

  • Положите на стол перед малышом один предмет и попросите ребенка сделать так, чтобы их стало два. Обычно ему не сложно догадаться, как справиться с заданием. Если потребуется, дайте подсказку.
  • Объясните малышу, что 2 является числом, состоящим всегда из пары единиц.
  • Попросите ребенка выложить на стол по 2 понравившихся предмета.
  • Когда двойка будет закреплена, переходите к изучению тройки. Расскажите ребенку, что если к 2 добавить 1 – получится 3. Положите перед ним две монетки и рядом еще одну. Малыш должен усвоить, что нет никакой разницы между 3 монетами вместе, 2 с 1 или 1 с 2.

Постепенно усложняйте задание. Четверку получить в игровой форме так же просто, как и тройку. Здесь могут помочь шахматы или шашки. Предложите ребенку выбрать 2 фигуры одного цвета (белый), а затем повторить задание.

Спросите: сколько шахмат останется, если 1 светлую заменить на 1 темную? А что будет, если объединить 2 черные и 2 белые фигуры? В конце он должен понять, что получить число 4 можно при каждом возможном варианте перестановки.

Переходить к следующему блоку заданий стоит тогда, когда малыш поймет, что все эти действия приведут к результату известному заранее:

  • 2 — это 1 + 1, 2 + 0;
  • 3 — это 2 + 1, 1 + 2, 3 + 0;
  • 4 — это 1 + 3, 2 + 2, 3 + 1, 4 + 0.

По такому же принципу объясните оставшиеся числа до 10.

Задание 2: числовые карточки

На этом этапе ребенок уже должен уяснить, что складывая разные цифры, можно получить любой результат. Но когда следует узнать состав определенного числа, нужно идти от обратного – от заранее выясненного ответа. Вам необходимо вместе с ним разобрать все пары слагаемых, приводящих к единому результату. Для этого отлично подойдут числовые карточки. Вариантов обучения несколько:

  • Нарисуйте на карточках, например, 5 бабочек и предложите ребенку собрать нужное количество из предложенных заготовок.
  • Предложите ему несколько раз самостоятельно собрать комбинации, при которых их сумма в итоге будет равняться 5.
  • Попросите ребенка объяснить вам, как получить какое-либо число. Допускайте ошибки, малышам придется задействовать все свои способности чтобы их вычислить.

Приступать к последнему блоку заданий следует тогда, когда чадо сможет подбирать все варианты состава указанного числа.

Задание 3: числовые домики

Арифметические домики отлично помогают окончательно понять и закрепить в знаниях ребенка понятие о составе любого числа, а также развить навык устного счета.

https://www.youtube.com/watch?v=RXJgLmDp9K4

Дом для чисел представляет собой здание, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. Высота сооружения зависит от числа, к которому нужно подобрать все возможные комбинации цифр. Чтобы объяснить ребенку состав числа 2, достаточно нарисовать дом с двумя этажами (0+2, 1+1) и так далее.

Заготовки домиков можно найти в учебниках по математике или же изготовить самостоятельно из картона.

Как построить ход занятия:

  • Положите на стол пустой дом, разместив в его крыше карточку с числом от 2 до 10 (пусть будет 6).
  • Объясните ребенку, что на каждом уровне в квартирах находится столько людей, сколько написано на крыше.
  • Поставьте условие: на первом этаже в 1 квартире живет всего один человек. Малышу нужно подумать и определить, сколько жильцов живет в квартире номер 2 (правильный ответ – 5).
  • Теперь, когда алгоритм решения задачи ясен, попросите ребенка заселить все оставшиеся квартиры, меняя начальное количество жильцов на каждом новом этаже. В итоге на 2-м этаже будет 2 и 4 жильца, на 3-м – 3 и 3, на 4-м – 0 и 6. Таким образом, малыш сможет освоить все существующие комбинации цифр.

Небольшой лайфхак: расскажите, что любое число всегда состоит из 1 и предыдущей цифры по порядку. Так, если требуется выяснить состав числа 7, сразу готов первый ответ: 7 – это 1 и 6.

Когда все пары цифр и состав 10 будут освоены, можно усложнять задания.

Изучение второго десятка

Если вам удалось объяснить ребенку, что такое математический состав числа, то следует перейти к одному из самых сложных моментов – работе с десятками.

Малыш обязательно спросит, почему 6+5=11, из-за чего оно так называется и записывается. В первую очередь расскажите, что для удобства большие числа считают десятками. Например, 6 и 4 – это один десяток.

Поскольку в задаче требовалось прибавить 5, а 4 мы уже добавили, то не хватает всего единички. Поэтому выходит:

  • 6+5 – это 6+4 и еще 1;
  • 6+4=10;
  • последнюю единицу записываем вместо 0, получается 11.

Сначала ребенку ничего не будет понятно, но спустя время он усвоит основный принцип работы с десятками. Облегчить задачку можно с помощью наглядного упражнения:

  • попросите отсчитать 10 конфет и сложить в одну миску;
  • теперь нужно отложить еще 7 лакомств в другую емкость;
  • под каждой миской следует разместить карточку с изображением числа, соответствующему количеству конфет;
  • попросите малыша сложить все вместе и сказать, сколько конфет получилось;
  • для большего понимания объясните, что 10 в двузначном счете обозначают 1;
  • правильный вариант: ребенок пишет единицу и 7 рядом, что означает 17.

Подобные примеры можно проводить и с большим количеством предметов. Например, дошкольник должен знать, что 32 – это 3 десятка плюс еще 2 единицы.

Как помочь ребенку?

Числа от 2 до 10 в повседневной жизни встречаются очень часто, а обучение счету – во многом креативный процесс. Помочь с освоением цифр просто даже без покупки специальных приспособлений:

  • Малышу нравится спорт? Подсчитывайте с ним количество забитых мячей в ворота.
  • Ребенок любит природу? Разглядывайте деревья на лужайке, сравнивайте, с какой стороны их больше, а с какой меньше.
  • Чадо постоянно что-то рисует? Предложите ему изобразить определенное количество предметов на листе. Увлекается лепкой? Попросите смастерить фигурку с 3 лапами, 2 хвостами и 1 ухом.
  • Хитрите. В течение дня спрашивайте у малыша «если я возьму у тебя одно печенье, то сколько у тебя останется?» и подобное.

В комфортной игровой атмосфере ребенок быстро разберется с составом всех чисел и будет считать 1 2 3 4 5 и до десятка правильно.

Если вашему малышу плохо дается устный счет, то можно предположить проблемы с мышлением, вниманием или недостатком концентрации. Направить энергию в нужное русло позволят игры от BrainApps. Сервис предлагает свыше 100 тренажеров, позволяющих развивать и совершенствовать интеллектуальные способности. Зарегистрировавшись на сайте, выберите необходимую категорию игр:

  • Для улучшения памяти. Тренажеры типа «Числовой охват», «Запоминай и прокликай» и «Найди пару» разовьют объем памяти, улучшат ее точность и усовершенствуют объем внимания.
  • Для развития мышления. Игры «Фруктовая математика», «Сравнение цифр по памяти» и «Перемещения» улучшат зрительную и пространственную память, разовьют логику и научат ребенка быстро находить ответы на поставленные вопросы.
  • Для совершенствования внимания. Тренажеры «Найди фигуру», «Космос» и «Концентрация» помогут малышу лучше концентрироваться и направлять внимание в нужное русло.

Совместные игры с дошкольником онлайн – не только увлекательное, но и полезное хобби. Чадо сможет развиваться, достигать поставленных целей и соревноваться с вами или сверстниками. Все, что нужно – подключение к сети и свободное время.

Рекомендации родителям

Понимая важность объяснения состава чисел, старайтесь придерживаться предложенных рекомендаций, которые помогут дошколенку спокойно освоить и запомнить новую информацию:

  • У всех бывают кризисы, но нужно помнить, что это временное явление.
  • Давайте больше свободы. Часто требования родителей не соответствуют возможностям малыша. Подумайте, все ли ваши запреты обоснованы.
  • Учитывайте детское мнение. Нужно четко понимать, что у дошкольника есть собственное мнение и суждения. Постарайтесь их принять.
  • Заставлять малоэффективно. Назидание и приказной тон во время занятий не дадут положительного эффекта. Если малышу не хочется учить числа и примеры с цифрами 1 2 3 кажутся ему страшными, узнайте, в чем причина. Объясните, зачем и почему нужно учиться.
  • Терпение и оптимизм – ваши лучшие спутники. Хорошее настроение, атмосфера любви, поддержки и взаимопонимания направляют стремления в нужное русло.

Также рекомендуется придерживаться стратегии позитивного оценивания малыша:

  • Демонстрируйте свое доброжелательное отношение.
  • Совместно находите и анализируйте ошибки.
  • Обсуждайте варианты и способы устранения ошибок вместе.
  • Поддерживайте и выражайте уверенность в том, что у него обязательно все получится.

Не забывайте закреплять результаты и включать в программу обучения развивающие мультфильмы и другие видео.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/sostav-chisla-do-10-domiki/

Числа от 1 до 100. Состав числа. Круглые числа

Числа от 1 до 10. Состав чисел первого десятка. Сравнение чисел. Дополнение равенств

Предыдущее и последующее число

Предыдущее число — то число, которое при счете следует перед данным числом.

56, 57

Последующее число — то число, которое при счете называют сразу после данного числа.

56, 57

Однозначные и двузначные числа

Вспомни, что каждая цифра в записи занимает определенное место.

Единицы стоят на первом месте справа.

Десятки стоят на втором месте справа.

Однозначные числа записываются ОДНОЙ цифрой: 5, 9, 2, 5.

Двузначные числа записываются ДВУМЯ цифрами: 54, 91, 42, 85.

Самое маленькое однозначное число — 0.

Самое большое однозначное число — 9.

Самое маленькое двузначное число — 10.

Самое большое двузначное число — 99.

Состав двузначного числа

Всего на рисунке 35 палочкек.

35 = 3 дес. 5 ед.

35 = 30 + 5

Состав числа 35 — 3 дес. 5 ед.

Красных палочек 12.

12 = 1 дес. 2 ед.

12 = 10 + 2

Состав числа 12 — 1 дес. 2 ед.

Синих палочек всего 23.

23 = 2 дес. 3 ед.

23 = 20 + 3

Состав числа 23 — 2 дес. 3 ед.

Теперь научимся представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Какие разряды выделяют в двузначных числах?

В двузначных числах выделяют разряд десятков и разряд единиц, то есть двузначное число можно представить следующим образом:

десятки + единицы

В числе 35 три десятка и 9 единиц:

35 = 30 + 5

Сравнение двузначных чисел

Числа 42 и 24 похожи тем, что в их записи использованы одинаковые цифры: цифра 4 и цифра 2. Но цифра 4 для числа 42 означает десятки, а для 24 — единицы, цифра 2 для числа 42 означает единицы, а для 24 — десятки.

Число4224
Количество десятков42
Количество единиц24

42 > 24

1. Сравнение двузначных чисел всегда начинается с десятков.

2. Если количество десятков одинаково, тогда переходят к сравнению единиц.

Круглые числа

Числа, которые оканчиваются на 0, называются круглыми. — 60, 30, 20.

или

В разряде единиц у круглого числа — число 0. — 70, 90, 40.

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.

10 + 40 = ?

1 дес. + 4 дес. = 5 дес.

5 дес. = 50, значит,

10 + 40 = 50

Счёт десятками

Десять любых предметов можно назвать – ОДИН ДЕСЯТОК.

Десятками можно считать:

— это 2 десятка — записываю так: 2 дес.

Действия с десятками и единицами

— это 31

Как решить пример 34 + 25?

34 — это 3 дес. и 4 ед.

25 — это 2 дес. и 5 ед.

3 дес. и 4 ед. + 2 дес. и 5 ед. = 5 дес. 9 ед.

5 дес. — 50

50 + 9 = 59

Можно записать короче:

Рассуждаю так:

Число 34 представляю в виде суммы разрядных слагаемых: 30 и 4, число 25 тоже представляю как 20 и 5. Теперь начинаю вычислять:

Сначала складываю единицы:

4 + 5 = 9

Теперь складываю десятки:

30 + 20 = 50

Запись решения выглядит так:

34 + 25 = (30 + 20) + (4 + 5) = 50 + 9 = 59

34 + 25 = 59

Десятки складываются с десятками.

Единицы складываются с единицами.

Как решить пример 38 — 16?

Число 38 — можно представить как 3 дес. и 8 ед.

Число 16 — это 1 дес. 6 ед.

3 дес. 8 ед. — 1 дес. 6 ед. = 2 дес. 2 ед.

38 — 16 = (30 — 10) + (8 — 6) = 20 + 2 = 22

38 — 16 = 22

Можно рассуждать так:

Число 38 представим в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 8, а число 16 представим так: 10 и 6. Удобно число 6 вычесть из числа 8, получим 2. Затем число 10 вычтем из числа 30, получим 20. Теперь 2 прибавим к числу 20. Получим 22.

38 — 16 = 22

Вывод:

Десятки вычитаются из десятков.

Единицы вычитаются из единиц.

Мы рассмотрели случаи устных вычислений с двузначными числами.

Познакомиться с письменными приема вычислений (сложением в столбик и вычитанием в столбик) можно в нашем справочнике.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Страница 73, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Задание 22, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Задание 28, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Задание 79, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Задание 111, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 13. Вариант 2. Тест 1, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 30. Вариант 1. № 2, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 19, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 49, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 28, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

3 класс

Страница 18, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 41, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 61, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 10, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 59, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 60, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 5. Вариант 2. № 1, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 25. Вариант 2. № 5, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 31. Вариант 2. № 1, Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 11, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/1177

1. Знакомство с числом и цифрой

Числа от 1 до 10. Состав чисел первого десятка. Сравнение чисел. Дополнение равенств

а) Работа с  демонстрационным наглядным пособием «Абак с предметными картинками» (далее «Абак»).

б) Работа с картинкой из индивидуального наглядного пособия «Суперпапка», изображающей образ числа предметом реальной действительности.

в) Работа с таблицей из «Сказочного счета»: счет героев сказки,изображение их количества цифрой, на что она похожа и ее написание.

2. Расположение числа в натуральном ряду чисел и цветовом спектре. 

а) Работа с демонстрационным и индивидуальным пособиями «Линейка «Счет от 1 до 10».

б) Работа с нижней частью таблицы из «Сказочного счета» и правым верхним клапаном «Суперпапки».

3. Определение состава числа по готовой модели. 

Работа с иллюстрацией к сказке из комплекта таблиц «Сказочный счет».

4. Построение фиксированной предметной и числовой модели. 

Работа с демонстрационным наглядным пособием «Абак».

5. Построение динамичной предметной модели состава числа. 

Работа с демонстрационным наглядным пособием «Круги по составу чисел первого десятка».

6. Построение предметной, числовой и цветовой модели состава числа и предъявление информации в развернутом виде. 

Работа с демонстрационным и индивидуальным пособием «Компьютер».

7. Закрепление состава числа. Самостоятельная работа в тетради.

8. Систематизация знаний.

Работа с демонстрационными и индивидуальными наглядными пособиями «Радужная горка» и «Числовая горка». Взаимопроверка и самопроверка.

9. Проверка знаний учителем. 

Работа с индивидуальными «Цветовыми сигнальными карточками».

Реализацию алгоритма изучения чисел первого десятка рассмотрим на примере изучения числа 6.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА 

1. Знакомство с числом и цифрой 6 

а) Работа с демонстрационным наглядным пособием «Абак» ( рис. 1).

 Учитель: «Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с числом 5. (Учитель показывает на «Абаке».) Сегодня познакомимся со следующим числом (учитель делает паузу и отодвигает полоску, и дети видят, что появилось шестое яблочко). Учащиеся хором: «Шесть». Учитель: «Правильно. Число «шесть» обозначается цифрой 6». Учитель отодвигает верхнюю полоску, появляется цифра 6 . 

Рис. 1 

б) Работа с картинкой из «Суперпапки». 

Учитель: «Как вы думаете, почему на рисунке изображена божья коровка? (У насекомых 6 лапок). 

Рис. 2

в) Работа с таблицей из «Сказочного счета» «Репка». 

Дети считают героев сказки, находят изображение их количества цифрой 6 в голубых прямоугольниках. Для усиления ассоциативных связей учитель читает стихотворение:  Цифра шесть – дверной эамочек: Сверху крюк, внизу кружочек Написание цифры 6. Образец прописной цифры дается в таблице (рис. 3) и ее написание на верхнем левом клапане «Суперпапки. 

 Рис. 3

2. Расположение числа 6 в натуральном ряду чисел 

а) Работа с демонстрационной (рис. 4) и индивидуальной (рис.5) линейкой «Счет от 1 до 10». 

«Посчитаем хором», – говорит учитель и передвигает окошко вправо на демонстрационной линейке (Один, два, три, четыре, пять). А если к пяти прибавим один, – продолжает он, – получится? (Шесть). Учитель передвигает окошко, и в нем появляется цифра 6. 

Рис. 4 

«Достаньте из «Суперпапки…» линейки с обезъянкой. Передвигая окошко, хором посчитаем до шести. Посмотрите на соседей числа 6 и назовите предыдущее число (5), последующее (7)». 

Рис.5

Работа в парах. Закрепление понятий «предыдущее» число и «последующее», соседи «справа» и «слева». 

б) Работа с нижней частью таблицы из «Сказочного счета». 

Учащиеся видят, что число 6 находится на шестом месте в прямоугольнике голубого цвета и в правом верхнем клапане «Суперпапки» оно тоже обозначено голубым цветом. 

3. Определение состава числа по готовой модели. 

Работа с иллюстрацией к сказке «Репка». 

Учитель спрашивает: «Сколько людей изображено на картинке и сколько животных? (3 и 3). Сколько героев сказки тянут репку, и сколько дожидается своей очереди? (4 и 2). Сколько держится за репку и сколько не держится? (1 и 5) и т. д. 

4. Построение фиксированной предметной 

модели состава числа 6. 

Работа с «Абаком» (рис.6). 

Учитель открывает 5 матрешек, а затем 1 мишку. «Составьте равенства по картинкам и продиктуйте их мне» – говорит учитель и записывает на доске и т. д. 

 5 + 1 = 6 

4 + 2 = 6 

3 + 3 = 6 

Рис. 6

5. Построение динамичной предметной 

модели состава числа 6.

Работа с демонстрационным наглядным пособием «Круги по составу чисел первого десятка» (рис. 7). 

Учитель вращает два круга, соединенные по радиусу щелевым креплением. На светло-голубом круге расположены тюльпаны, а на темно-голубом – розы (рис.5). – Итак, ребята, посмотрите на круги. Они нам подсказывает, что 6 – это… – дети хором называют 5 и 1, 4 и 2, 3 и 3, 2 и 4, 1 и 5 (Продолжается формирование понятия о переместительном свойстве сложения). 

Рис. 7 

6. Построение предметной, цветовой и 

цифровой модели состава числа 6 

«Работа с демонстрационным и индивидуальным наглядным пособием «Компьютер». Учитель берет из «Компьютера» полоску с шестью голубыми кружочками и цифрой 6 и ставит ее в наборное полотно (нижний карман) (рис. 8 а). Учащиеся выполняют то же, используя индивидуальное пособие «Математика от 1 до 20. Суперпапка».

           а)                     б)                             в)              Рис. 8

Учитель берет полоску с пятью зелеными кружочками и цифрой 5 и полоску с белым кружочком и цифрой 1, накладывает их на первую.

Учащиеся видят, что сумма длин этих полосок равна длине полоски с цифрой 6 и повторяют действия учителя на своих «Компьютерах» (рис. 8 б).

Затем учитель берет полоску с четырьмя желтыми кружочками и цифрой 4 и полоску с двумя красными кружочками и цифрой 2 и ставит в наборное полотно, накладывая на предыдущие полоски (рис.8 в).

  Полоска с 3-мя оранжевыми кружочками одна, поэтому она накладывается справа, и учащиеся видят 3 желтых и 3 оранжевых кружочка. 

Рис. 9

Предъявление информации в развернутом виде

 Учитель вынимает полоски, укрепляет их на доске и делает соответствующую запись, а учащиеся раскладывают на партах так, как показано на рисунке 9. 

7. Построение системы знаний «Состав числа 6» 

Самостоятельная работа. 

После работы со своим «Компьютером», учащиеся строят схемы по клеткам в тетради и записывают равенства (рис.10). Кружочки рисуются простым карандашом, вторые слагаемые заштриховываются. Сверка полученных знаний со справочным материалом – «домиком» голубого цвета на правом клапане «Суперпапки». 

Рис. 10 

8. Систематизация полученных знаний 

Работа с демонстрационными и индивидуальными наглядными пособиями «Радужная горка», «Числовая горка» и «Домик». 

На таблице к числу 10 в «Сказочном счете» дана иллюстрация к сказке Альфа Прейсена «Про Козленка, который умел считать до десяти». На ней изображен парусник, а на его парусе – «Радужная горка» (рис. 11). Каждое число первого десятка выражено определенным количеством цветных шариков. Следовательно, «Радужная горка» является предметной и цветовой моделью таблицы сложения в пределах 10. 

Как видим, эта таблица используется так же при изучении чисел от 1 до 9. Только нужно закрыть полосками бумаги ее верхнюю и нижнюю часть. «Числовая горка» (рис. 12) является цветовой, графической и знаковой моделью таблицы. 

«Домик» в «Суперпапке» – знаковой моделью. Он расположен на «улице», которую дети построили сами, и назвать ее можно «Улицей первого десятка». 

Каждое из этих пособий представляет систему знаний. Состав каждого числа первого десятка является ее составной частью и занимает в ней определенное место. 

Совершая перевод информации из одной системы в другую, ученики кодируют и декодируют ее. Значимость такой работы заключается в том, что, человеческая психика формируется в процессе работы с разными знаковыми системами (Л.С. Выготский). 

Работа с демонстрационными пособиями.

                                                       Рис. 11                                                Рис. 12 

Вызываются 2 ученика. Линейкой ограничиваются 6 голубых шариков. 

1) Работа в паре. Один ученик показывает 5 зеленых шариков, а другой – 1 белый; один – 2 красных, другой – 4 желтых; один – 3 оранжевых, другой – их же. 

2) Взаимопроверка. Найди пару в Радужной горке» и «Числовой горке». Один ученик показывает, например, в «Радужной горке» 5 зеленых шариков и 1 белый, а другой для проверки – 5 и 1 в «Числовой горке» (оба числа в прямоугольниках красного цвета – значит задание выполнено правильно). 

Работа с индивидуальными пособиями. 

«Суперпапка» разворачивается так, чтобы сверху были обе горки и «домики». Длинной линейкой ограничивается 6 голубых шариков и ряд чисел 6, 5, 4, 3, 2, 1 (рис. 13). 

Рис.13 

В паре выполняются те же задания. 

Самопроверка. 

Ученик двумя пальцами левой руки показывает пары шариков, например, 4 и 2, а пальцами правой – пары чисел 4 и 2, если они расположены в одинаковых геометрических фигурах (они в кругах), то задание выполнено верно. Сверяется с «домиком». 

9. Проверка знаний учителем 

Работа с «Цветовыми сигнальными карточками». 

Учитель называет одно из слагаемых числа 6, например, 4, а дети показывают при помощи карточек другое слагаемое – 2. На обороте карточек можно написать соответствующие цвету цифры, например, на красной – 2. 

Таким образом, в течение нескольких секунд учитель имеет возможность при помощи средств оперативной обратной связи проверить знание всеми учащимися состава числа 6. 

По данному алгоритму изучаются все случаи сложения и вычитания я в пределах первого десятка. 

Реализация технологии предполагает точное следование определенному алгоритму. В педагогической технологии соблюсти данное требование сложно, да и нецелесообразно, чтобы не подавить проявление творчества учителя и ученика, так как одной из основных задач школы является формирование творческой личности.

В начало статьи

Наглядные пособия

Источник: https://nagliadnost.ru/pedtekhnologii/chisla/pervyj-desiatok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.