Индивидуальный проект на тему: Симметрия в архитектуре.
Учебный проект
- Топчиёва Елена Анатольевна, учитель математики
Разделы: Математика
Перед современным образованием меняются цели и задачи, уже недостаточно того, чтобы обучающиеся хорошо усвоили знания, акцент делается на личностно-ориентированное обучение. Обучающийся в школе должен учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать. Это фундаментальные ценности образования.
С 2010 года работаю над проблемой: «Развитие ключевых компетенций через реализацию учебных проектов по организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся», успешно осваивая и внедряя в образовательный процесс. Основные задачи, которые я перед собой ставлю, работая над проектом:
- развивать у детей собственные исследовательские навыки и умения: собирать необходимую информацию, уметь её анализировать, делать выводы и заключения;
- развивать навыки публичного выступления, в том числе и с использованием медиапродукта;
- развивать творческий потенциал, коммуникативные компетенции при создании коллективного творческого проекта;
- формировать метапредметные компетентности, выходить за рамки предметного содержания.
Проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
Основополагающим понятием проекта «Симметрия в мире и мир симметрий» является понятие симметрии, которое проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Данный проект связан с более глубоким изучением осевой и центральной симметрии.
Актуальность темы в том, что рассматривается не только математическое понятие симметрии, но и её проявлением в окружающем мире, что она связывает теорию с практикой. Проект может быть проведен в рамках уроков математики образовательного учреждения.
На реализацию проекта отводится1четверть. Результаты самостоятельной познавательной работы учащихся оформляются в виде буклета, презентации, рисунка, реферата, танца, видеоролика.Метапредметные связи: математика, биология, русский язык и литература, изо.
Паспорт учебного проекта
1. Тип проекта: информационный, творческий.
2. Форма продукта проектной деятельности: презентация в программе Microsoft Power Point, видеоролики, выставка рисунков, иллюстрированное сопоставление фактов.
3. Вид презентации: театрализация.
4. Возраст учащихся: 6 классы.
5. Время работы над проектом: 1 четверть.
6. Режим работы: урочный, внеурочный.
7. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): преподаватель изо, биологии, русского языка и литературы, родители.
8. Цель: Развитие ключевых компетенций через реализацию учебного проекта; формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, воспитание средствами математики культуры личности.
9. Задачи:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить.
10. Проблема:Быть прекрасным – значит быть симметричным и соразмерным?
Проблемные вопросы учебной темы
В каких явлениях и объектах реального мира можно найти проявление симметрии?
Что общего между красотой природы, красотой поэзии?
Во всём ли в жизни должна быть симметрия?
Учебные вопросы
Красота и гармония. Есть ли им место в точной науке – математике?
Как проанализировать литературные произведения с точки зрения симметрии?
Как проявляется симметрия в произведениях живописи, архитектуры?
Что такое «симметрия» в природе?
Реализация проекта
1. Вводно-мотивационный этап
- Осознание необходимости участия каждого ребёнка в данном проекте.
2. Операционно-познавательный этап
- Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. (6а – симметрия в архитектуре, 6б – симметрия в русском языке и литературе, 6в– симметрия в природе
- Проведение исследования на уроках математики, изо, биологии, русского языка и литературы
3. Этап практического взаимодействия
- Подготовка наглядно-графического материала, звукового (фотографий, рисунков, рефератов, презентаций в программе Microsoft Power Point по математике– 6а, литературе– 6б, биологии– 6в, видеоматериалов: «Крах теории эволюции» – 6в, «Осевая симметрия в архитектуре» – 6а, «Симметрия в природе и технике» – 6в, «Ось симметрии» – 6б. – Приложение 1).
- Контроль и коррекция промежуточных результатов.
- Оформление материалов для общественной презентации (работа над показательной частью проекта, музыкальное оформление, танцевальное оформление).
4. Итогово-аналитический этап
Завершение проекта:
- Общественная презентация проекта.
- Защита проекта представителями от каждого класса.
Рефлексия: Учитель предлагает классам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и гипотезе.
Сценарий проекта – Приложение 2.
Презентация. (Часть видео удалена из-за превышения общего лимита объема файлов. Полная версия у автора.)
8.03.2013
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/629541/
Проект: Симметрия в архитектуре
Данная статья представляет собой пример «интернет-публикации» от имени ученика, выполненной слушателем курсов программы Intel «Обучение для будущего». Ваши комментарии на странице «Обсуждение» приветствуются.
От чего зависит впечатление, которое производит архитектурное сооружение?
Церковь в лесуОт композиции здания в первую очередь зависит впечатление, которое производит архитектурное сооружение.
Сочетание различных объемов — высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, чередование пространств — открытых и закрытых — вот основные приемы, которые использует зодчий, создавая архитектурные композиции.
Гармония
Наиболее ясны и уравновешены здания с симметричной композицией. Такие здания были характерны для архитектуры эпохи классицизма.
Впечатление от здания во многом зависит от ритма, т.е. от четкого распределения и повторения в определенном порядке объемов зданий или отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов и т.д.).
Преобладание элементов вертикального ритма — колонн, арок, проемов, пилястр — создает впечатление облегченности, устремленности вверх.
Наоборот, горизонтальный ритм — карнизы, фризы, пояса и тяги — придает зданию впечатление приземистости, устойчивости.
Стили архитектуры
В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие стиля, т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приемов.
Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили четкие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры. Отличали дорический, ионический и коринфский ордеры. Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.
В средние века возник готический стиль. Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатление легкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму. Фасады сооружений обладали зеркальной (осевой) симметрией.
Архитекторы Возрождения создали стиль — ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры.
Правда, они применили их по-новому, более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами.
Здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с четкими прямыми линиями. Сохраняется симметрия фасадов. (Пример — Покои Франциска I в стиле ренессанса).
Стиль барокко, пришедший на смену ренессансу, отличается обилием криволинейных форм.
Грандиозные архитектурные ансамбли (группа зданий, объединенных общим замыслом) дворцов и вилл, построенных в стиле барокко, поражают воображение обилием украшений на фасадах и внутри зданий. Прямые линии почти отсутствуют.Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой. От этого создается впечатление постоянной подвижности форм.
Все здания, построенные в стиле классицизма, имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции.
На фоне гладких стен выступают портики и колоннады, которые придают сооружениям торжественную монументальность и парадность. Декоративное убранство из барельефов и статуй оживляют облик зданий.
Мастера классицизма сознательно заимствовали приемы античности и ренессанса, применяли ордеры с античными пропорциями и деталями. (Пример — Троицкий собор)
В начале XX века появился стиль модерн. Этот стиль — попытка освободиться от долгого подражания античности, желание создать новые формы из новых строительных материалов — металла, стекла, бетона, керамики.
Поиск новых форм и освоение новых материалов привели к новым видам композиций. Стиль не имеет строгих симметричных конструкций. (Пример — Измаиловский пр-кт.
Доходный дом сельско-хозяйственного товарищества » Помещик»)
Кроме архитектурных стилей, возникших в истории европейской культуры, существует множество других стилей. Русско-византийский стиль — встречается в церковном строительстве.
Ему присущи небольшие храмы крестово-купольного типа (план передает форму креста, центр которого увенчан куполом на барабане). Украшения сооружений — в античных традициях.(Пример — Церковь Сергия в Деулине, Трапезные палаты)
Древнерусскому стилю характерно превосходное чувство пропорций, совершенство белокаменной кладки, широкое использование декоративных элементов (арочно-колончатые пояса, скульптурные маски, резные рельефы и т.д.). В архитектуре проявляется стремление к свободной планировке, живописности композиции и богатству убранства.
Тайны симметрии и ассиметрии
Симметрия в искусстве — это волнующая тема, которая заслуживает особого разговора. Поэтому мы ограничимся только замечанием о том, что следование принципу зеркальной симметрии в искусстве иногда приводило к парадоксальным результатам. Так, на мозаике Киевского собора св.
Софии под знаменитой Орантой изображены два зеркально-симметричных Христа, обращенных лицом к ученикам. Правда, при ближайшем рассмотрении мы увидим, что симметрия здесь лишь приблизительная, так как один Христос преломляет хлеб, а другой разливает вино.
Этот прием, позволяющий одновременно изобразить два важнейших момента тайного причастия, безусловно, является слишком «математичным» и со временем был вытеснен более реалистическим изображением тайной вечери.
Примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии.
Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своем асимметричном, беспорядочном танце вокруг его центрального шатра: они то поднимаются, то опускаются, то как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника.
Без своей удивительной асимметрии храм Василия Блаженного просто немыслим!
Как и в любом деле, абсолютизация одной идеи не могла привести ни к чему хорошему. Симметрия в искусстве не составила исключения.
«Красота неправильная», асимметрия, стала пробивать себе дорогу в искусстве, ибо сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей.
Вот почему именно единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве. Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.
Итак, «сфера влияния» симметрии (а значит, ее антипода- асимметрии), поистине безгранична. Природа — наука — искусство. Всюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал — симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства.
Источник: http://letopisi.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5
Проектно-исследовательская работа
Автор работы:
Зайцева Ксения, Кириченко Артур, Мамадаминов Бахром
Руководитель проекта:
Павлова Ольга Викторовна
Учреждение:
МБОУ СОШ п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края
В данном исследовательском проекте по математике на тему «Симметрия в жизни» учащийся проводит наблюдения, выполняет поиск литературы, систематизирует и анализирует материал, в следствии чего выясняет, как проявляется симметрия в жизни.
В представленной исследовательской работе по математике на тему «Симметрия в жизни» автор дает общее понятие симметрии, рассматривает виды и применение симметрии в русском языке, в одежде, быту, живой природе, архитектуре и в предметах декоративно-прикладного искусства.
В ходе проектно-исследовательской работы по математике «Симметрия в жизни» создаются фотографии вещей и предметов, проводится анализ их на симметричность, находятся оси и центры симметрии.
В предложенном проекте по математике «Симметрия в жизни» продемонстрировано, как будет выглядеть одежда, если она не будет симметрична относительно левой и правой части.
«Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного.»
Аристотель
Введение1. Определение симметрии.2. Виды симметрии.3. Применения симметрии.4. Русский язык и симметрия.5. Симметрия в одежде.6. Симметрия в быту.7. Симметрия в живой природе.8. Симметрия в архитектуре.9. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства.
Заключение
Список использованных источников.
Введение
«Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе»
Л.Н. Толстой
Объект исследования – симметрия.
Предмет исследования – симметрия в жизни.
Цель работы: выяснить, как проявляется симметрия в жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачиu000b:
- Дать общее понятие о симметрии, о видах симметрии, симметрии в жизни.
- Сделать фотографии всего, что мы можем и проанализировать, симметричны ли они, найти оси и центры симметрии.
- Продемонстрировать, как будут выглядеть одежды, если их одежды будут не симметричные относительно левой и правой части.
- Представить результаты наблюдения в презентации.
Гипотеза исследования: симметрия это — гармония и красота, равновесие, устойчивость.
Методы исследования:
- Анализ статей о симметрии в жизни.
- Наблюдение.
- Компьютерное моделирование (обработка фотографий средствами графического редактора).
- Обобщение и систематизация полученных данных.
Этапы работы:
- Подготовительный. Изучение литературы, составление плана.
- Основной. Сбор информации, фотосъёмка, обработка фотографий.
- Заключительный. Систематизация полученной информации, составление презентации.
Актуальность темы.
Тема проекта по математике «Симметрия в жизни» очень актуальна и интересна. В наше время, наверное, трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии. Мир, в котором мы живем, наполнен симметрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.
С симметрией мы встречаемся буквально на каждом шагу: в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого развития. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность.
1. Определение симметрии
Симметрия — соответствие, неизменность, одно из наиболее наглядно проявляющихся (а потому и наиболее привычных для нас) свойств композиции. Это и свойство — состояние формы, и средство, с помощью которого организуется форма.
Под симметрией понимают всякую правильность во внутреннем строении тела или фигуры.
Один из известных математиков Герман Вейль писал, что «симметрия — является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство».
2. Виды симметрии
Лучевая | Расположение частей тела, позволяющее разделить его на 2 равные, зеркально отражающие друг друга половины в нескольких плоскостях. |
Билатеральная (осевая) | Расположение частей тела, позволяющее разделить его на две равные, зеркально отражающие друг друга половины лишь одной плоскостью. Эта плоскость носит название оси симметрии. |
Центральная | Симметрия относительно точки. Предполагает, что по обе стороны от точки, на одинаковых расстояниях находится какой либо предмет. |
Зеркальная | Зеркальная симметрия в архитектуре и природе. Отражение прибрежных зданий. Оптическое отражение в реке прибрежных деревьев.Отражение свечи в зеркале. |
3. Применения симметрии
Архитектура |
Техника |
Искусство |
Изучив теоретический материал и понаблюдав за окружающим нас миром, мы пришли к выводу, что симметрия буквально пронизывает все, что нас окружает.
Но, в то же время, мы заметили, что в формах природы постоянно встречаются отступления: одна клешня краба или рака заметно больше другой.
Рисунок полос зебры не повторяется на двух половинах ее тела и т.д. Асимметрия и симметрия постоянно взаимодействуют.
4. Русский язык и симметрия
Буквы русского языка тоже можно рассмотреть с точки зрения симметрии.
Вертикальная ось симметрии: А; Д; Л; М; П; Т; Ф; Ш.Горизонтальная ось симметрии: В; Е; З; К; С; Э; Ю.И вертикальные, и горизонтальные оси симметрии: Ж; Н; О; Х.
Ни вертикальные, ни горизонтальные оси: Б; Г; И; Й; Р; У; Ц; Ч; Щ; Я.
В русском языке есть симметричные слова – палиндромы, которые можно читать одинаково в двух направлениях:
Шалаш, казак, радар, Алла, Анна, кок, поп.
Могут быть палиндромическими и предложения. Написаны тысячи таких предложений.
«А роза упала на лапу Азора».
«А луна канула».
7. Симметрия в живой природе
Можно сказать, что каждое животное состоит из правой и левой половин. Например, правое и левое ухо, правый и левый глаз, правый и левый рог и т.д.
Отметим, наконец, зеркальную симметрию человеческого тела (речь идёт о внешнем облике и строении скелета).
Эта симметрия всегда являлась и является основным источником нашего эстетического восхищения хорошо сложенным человеческим телом.
9. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства
Также, симметрия присутствует в различных предметах декоративно-прикладного искусства.
Это могут быть предметы, изготовленные на гончарном круге, вышивка, узоры, орнаменты на ткани, предметы вырезанные из дерева или камня и т. д.
Заключение
Вывод: “Симметрия устанавливает забавное и удивительное родство между предметами, явлениями и теориями, внешне, казалось бы, ничем не связанными.”
Дж. Ньюмен
Вместе мы пришли к выводу, что абсолютно симметричной одежды не существует, и некоторые проявления асимметрии делают человека более симпатичным.
Список использованных источников и литературы
1. Вейль Г. Симметрия.
2. Гончарова С.Г., Кукин Г.П. Конструктор «В мире симметрии» //Математика в школе. – 1996. — № 3. – С. 60.
3. Кошелев А.И. Проявление симметрии в различных формах материи.
4. Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир. – М.: Просвещение, 1982г.5. Ресурсы сети Internet.
Источник: http://obuchonok.ru/node/1931