Индивидуальный проект на тему: Симметрия в архитектуре.

Учебный проект

Индивидуальный проект на тему: Симметрия в архитектуре.

  • Топчиёва Елена Анатольевна, учитель математики

Разделы: Математика

Перед современным образованием меняются цели и задачи, уже недостаточно того, чтобы обучающиеся хорошо усвоили знания, акцент делается на личностно-ориентированное обучение. Обучающийся в школе должен учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать. Это фундаментальные ценности образования.

С 2010 года работаю над проблемой: «Развитие ключевых компетенций через реализацию учебных проектов по организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся», успешно осваивая и внедряя в образовательный процесс. Основные задачи, которые я перед собой ставлю, работая над проектом:

  • развивать у детей собственные исследовательские навыки и умения: собирать необходимую информацию, уметь её анализировать, делать выводы и заключения;
  • развивать навыки публичного выступления, в том числе и с использованием медиапродукта;
  • развивать творческий потенциал, коммуникативные компетенции при создании коллективного творческого проекта;
  • формировать метапредметные компетентности, выходить за рамки предметного содержания.

Проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.

Основополагающим понятием проекта «Симметрия в мире и мир симметрий» является понятие симметрии, которое проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Данный проект связан с более глубоким изучением осевой и центральной симметрии.

Актуальность темы в том, что рассматривается не только математическое понятие симметрии, но и её проявлением в окружающем мире, что она связывает теорию с практикой. Проект может быть проведен в рамках уроков математики образовательного учреждения.

На реализацию проекта отводится1четверть. Результаты самостоятельной познавательной работы учащихся оформляются в виде буклета, презентации, рисунка, реферата, танца, видеоролика.

Метапредметные связи: математика, биология, русский язык и литература, изо.

Паспорт учебного проекта

1. Тип проекта: информационный, творческий.

2. Форма продукта проектной деятельности: презентация в программе Microsoft Power Point, видеоролики, выставка рисунков, иллюстрированное сопоставление фактов.

3. Вид презентации: театрализация.

4. Возраст учащихся: 6 классы.

5. Время работы над проектом: 1 четверть.

6. Режим работы: урочный, внеурочный.

7. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): преподаватель изо, биологии, русского языка и литературы, родители.

8. Цель: Развитие ключевых компетенций через реализацию учебного проекта; формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, воспитание средствами математики культуры личности.

9. Задачи:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить.

10. Проблема:Быть прекрасным – значит быть симметричным и соразмерным?

Проблемные вопросы учебной темы

В каких явлениях и объектах реального мира можно найти проявление симметрии?

Что общего между красотой природы, красотой поэзии?

Во всём ли в жизни должна быть симметрия?

Учебные вопросы

Красота и гармония. Есть ли им место в точной науке – математике?

Как проанализировать литературные произведения с точки зрения симметрии?

Как проявляется симметрия в произведениях живописи, архитектуры?

Что такое «симметрия» в природе?

Реализация проекта

1. Вводно-мотивационный этап

  • Осознание необходимости участия каждого ребёнка в данном проекте.

2. Операционно-познавательный этап

  • Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. (6а – симметрия в архитектуре, 6б – симметрия в русском языке и литературе, 6в– симметрия в природе
  • Проведение исследования на уроках математики, изо, биологии, русского языка и литературы

3. Этап практического взаимодействия

  • Подготовка наглядно-графического материала, звукового (фотографий, рисунков, рефератов, презентаций в программе Microsoft Power Point по математике– 6а, литературе– 6б, биологии– 6в, видеоматериалов: «Крах теории эволюции» – 6в, «Осевая симметрия в архитектуре» – 6а, «Симметрия в природе и технике» – 6в, «Ось симметрии» – 6б. – Приложение 1).
  • Контроль и коррекция промежуточных результатов.
  • Оформление материалов для общественной презентации (работа над показательной частью проекта, музыкальное оформление, танцевальное оформление).

4. Итогово-аналитический этап

Завершение проекта:

  • Общественная презентация проекта.
  • Защита проекта представителями от каждого класса.

Рефлексия: Учитель предлагает классам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и гипотезе.

Сценарий проекта – Приложение 2.

Презентация. (Часть видео удалена из-за превышения общего лимита объема файлов. Полная версия у автора.)

8.03.2013

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/629541/

Проект: Симметрия в архитектуре

Индивидуальный проект на тему: Симметрия в архитектуре.

Данная статья представляет собой пример «интернет-публикации» от имени ученика, выполненной слушателем курсов программы Intel «Обучение для будущего». Ваши комментарии на странице «Обсуждение» приветствуются.

От чего зависит впечатление, которое производит архитектурное сооружение?

Церковь в лесуОт композиции здания в первую очередь зависит впечатление, которое производит архитектурное сооружение.

Сочетание различных объемов — высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, чередование пространств — открытых и закрытых — вот основные приемы, которые использует зодчий, создавая архитектурные композиции.

Гармония

Наиболее ясны и уравновешены здания с симметричной композицией. Такие здания были характерны для архитектуры эпохи классицизма.

Впечатление от здания во многом зависит от ритма, т.е. от четкого распределения и повторения в определенном порядке объемов зданий или отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов и т.д.).

Преобладание элементов вертикального ритма — колонн, арок, проемов, пилястр — создает впечатление облегченности, устремленности вверх.

Наоборот, горизонтальный ритм — карнизы, фризы, пояса и тяги — придает зданию впечатление приземистости, устойчивости.

Стили архитектуры

В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие стиля, т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приемов.

Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили четкие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры. Отличали дорический, ионический и коринфский ордеры. Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.

В средние века возник готический стиль. Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатление легкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму. Фасады сооружений обладали зеркальной (осевой) симметрией.

Архитекторы Возрождения создали стиль — ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры.

Правда, они применили их по-новому, более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами.

Здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с четкими прямыми линиями. Сохраняется симметрия фасадов. (Пример — Покои Франциска I в стиле ренессанса).

Стиль барокко, пришедший на смену ренессансу, отличается обилием криволинейных форм.

Грандиозные архитектурные ансамбли (группа зданий, объединенных общим замыслом) дворцов и вилл, построенных в стиле барокко, поражают воображение обилием украшений на фасадах и внутри зданий. Прямые линии почти отсутствуют.

Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой. От этого создается впечатление постоянной подвижности форм.

Все здания, построенные в стиле классицизма, имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции.

На фоне гладких стен выступают портики и колоннады, которые придают сооружениям торжественную монументальность и парадность. Декоративное убранство из барельефов и статуй оживляют облик зданий.

Мастера классицизма сознательно заимствовали приемы античности и ренессанса, применяли ордеры с античными пропорциями и деталями. (Пример — Троицкий собор)

В начале XX века появился стиль модерн. Этот стиль — попытка освободиться от долгого подражания античности, желание создать новые формы из новых строительных материалов — металла, стекла, бетона, керамики.

Поиск новых форм и освоение новых материалов привели к новым видам композиций. Стиль не имеет строгих симметричных конструкций. (Пример — Измаиловский пр-кт.

Доходный дом сельско-хозяйственного товарищества » Помещик»)

Кроме архитектурных стилей, возникших в истории европейской культуры, существует множество других стилей. Русско-византийский стиль — встречается в церковном строительстве.

Ему присущи небольшие храмы крестово-купольного типа (план передает форму креста, центр которого увенчан куполом на барабане). Украшения сооружений — в античных традициях.

(Пример — Церковь Сергия в Деулине, Трапезные палаты)

Древнерусскому стилю характерно превосходное чувство пропорций, совершенство белокаменной кладки, широкое использование декоративных элементов (арочно-колончатые пояса, скульптурные маски, резные рельефы и т.д.). В архитектуре проявляется стремление к свободной планировке, живописности композиции и богатству убранства.

Тайны симметрии и ассиметрии

Симметрия в искусстве — это волнующая тема, которая заслуживает особого разговора. Поэтому мы ограничимся только замечанием о том, что следование принципу зеркальной симметрии в искусстве иногда приводило к парадоксальным результатам. Так, на мозаике Киевского собора св.

Софии под знаменитой Орантой изображены два зеркально-симметричных Христа, обращенных лицом к ученикам. Правда, при ближайшем рассмотрении мы увидим, что симметрия здесь лишь приблизительная, так как один Христос преломляет хлеб, а другой разливает вино.

Этот прием, позволяющий одновременно изобразить два важнейших момента тайного причастия, безусловно, является слишком «математичным» и со временем был вытеснен более реалистическим изображением тайной вечери.

Примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии.

Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своем асимметричном, беспорядочном танце вокруг его центрального шатра: они то поднимаются, то опускаются, то как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника.

Без своей удивительной асимметрии храм Василия Блаженного просто немыслим!

Как и в любом деле, абсолютизация одной идеи не могла привести ни к чему хорошему. Симметрия в искусстве не составила исключения.

«Красота неправильная», асимметрия, стала пробивать себе дорогу в искусстве, ибо сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей.

Вот почему именно единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве. Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.

Итак, «сфера влияния» симметрии (а значит, ее антипода- асимметрии), поистине безгранична. Природа — наука — искусство. Всюду мы видим противоборство, а часто и единство двух великих начал — симметрии и асимметрии, которые во многом и определяют гармонию природы, мудрость науки и красоту искусства.

Источник: http://letopisi.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5

Проектно-исследовательская работа

Индивидуальный проект на тему: Симметрия в архитектуре.

Автор работы: 

Зайцева Ксения, Кириченко Артур, Мамадаминов Бахром

Руководитель проекта: 

Павлова Ольга Викторовна

Учреждение: 

МБОУ СОШ п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края

В данном исследовательском проекте по математике на тему «Симметрия в жизни» учащийся проводит наблюдения, выполняет поиск литературы, систематизирует и анализирует материал, в следствии чего выясняет, как проявляется симметрия в жизни.

В представленной исследовательской работе по математике на тему «Симметрия в жизни» автор дает общее понятие симметрии, рассматривает виды и применение симметрии в русском языке, в одежде, быту, живой природе, архитектуре и в предметах декоративно-прикладного искусства.

В ходе проектно-исследовательской работы по математике «Симметрия в жизни» создаются фотографии вещей и предметов, проводится анализ их на симметричность, находятся оси и центры симметрии.

В предложенном проекте по математике «Симметрия в жизни» продемонстрировано, как будет выглядеть одежда, если она не будет симметрична относительно левой и правой части.

«Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного.»

Аристотель

Введение1. Определение симметрии.2. Виды симметрии.3. Применения симметрии.4. Русский язык и симметрия.5. Симметрия в одежде.6. Симметрия в быту.7. Симметрия в живой природе.8. Симметрия в архитектуре.9. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства.

Заключение

Список использованных источников.

Введение

«Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе»

Л.Н. Толстой

Объект исследования – симметрия.

Предмет исследования – симметрия в жизни.

Цель работы: выяснить, как проявляется симметрия в жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачиu000b:

  1. Дать общее понятие о симметрии, о видах симметрии, симметрии в жизни.
  2. Сделать фотографии всего, что мы можем и проанализировать, симметричны ли они, найти оси и центры симметрии.
  3. Продемонстрировать, как будут выглядеть одежды, если их одежды будут не симметричные относительно левой и правой части.
  4. Представить результаты наблюдения в презентации.

Гипотеза исследования: симметрия это — гармония и красота, равновесие, устойчивость.

Методы исследования:

  1. Анализ статей о симметрии в жизни.
  2. Наблюдение.
  3. Компьютерное моделирование (обработка фотографий средствами графического редактора).
  4. Обобщение и систематизация полученных данных.

Этапы работы:

  1. Подготовительный. Изучение литературы, составление плана.
  2. Основной. Сбор информации, фотосъёмка, обработка фотографий.
  3. Заключительный. Систематизация полученной информации, составление презентации.

Актуальность темы.
Тема проекта по математике «Симметрия в жизни» очень актуальна и интересна. В наше время, наверное, трудно найти человека, который не имел бы какого-либо представления о симметрии. Мир, в котором мы живем, наполнен симметрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.

С симметрией мы встречаемся буквально на каждом шагу: в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого развития. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность.

1. Определение симметрии

Симметрия — соответствие, неизменность, одно из наиболее наглядно проявляющихся (а потому и наиболее привычных для нас) свойств композиции. Это и свойство — состояние формы, и средство, с помощью которого организуется форма.

Под симметрией понимают всякую правильность во внутреннем строении тела или фигуры.

Один из известных математиков Герман Вейль писал, что «симметрия — является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство».

2. Виды симметрии

Вид симметрииОпределениеПример
ЛучеваяРасположение частей тела, позволяющее разделить его на 2 равные, зеркально отражающие друг друга половины в нескольких плоскостях.
Билатеральная (осевая)Расположение частей тела, позволяющее разделить его на две равные, зеркально отражающие друг друга половины лишь одной плоскостью.

Эта плоскость носит название оси симметрии.

ЦентральнаяСимметрия относительно точки. Предполагает, что по обе стороны от точки, на одинаковых расстояниях находится какой либо предмет.
ЗеркальнаяЗеркальная симметрия в архитектуре и природе. Отражение прибрежных зданий. Оптическое отражение в реке прибрежных деревьев.Отражение свечи в зеркале.

3. Применения симметрии

Область использования симметрииПример
Архитектура
Техника
Искусство

Изучив теоретический материал и понаблюдав за окружающим нас миром, мы пришли к выводу, что симметрия буквально пронизывает все, что нас окружает.

Но, в то же время, мы заметили, что в формах природы постоянно встречаются отступления: одна клешня краба или рака заметно больше другой.

Рисунок полос зебры не повторяется на двух половинах ее тела и т.д. Асимметрия и симметрия постоянно взаимодействуют.

4. Русский язык и симметрия

Буквы русского языка тоже можно рассмотреть с точки зрения симметрии.

Вертикальная ось симметрии: А; Д; Л; М; П; Т; Ф; Ш.Горизонтальная ось симметрии: В; Е; З; К; С; Э; Ю.И вертикальные, и горизонтальные оси симметрии: Ж; Н; О; Х.

Ни вертикальные, ни горизонтальные оси: Б; Г; И; Й; Р; У; Ц; Ч; Щ; Я.

В русском языке есть симметричные слова – палиндромы, которые можно читать одинаково в двух направлениях:
Шалаш, казак, радар, Алла, Анна, кок, поп.

Могут быть палиндромическими и предложения. Написаны тысячи таких предложений.
«А роза упала на лапу Азора».
«А луна канула».

7. Симметрия в живой природе

Можно сказать, что каждое животное состоит из правой и левой половин. Например, правое и левое ухо, правый и левый глаз, правый и левый рог и т.д.

Отметим, наконец, зеркальную симметрию человеческого тела (речь идёт о внешнем облике и строении скелета).

Эта симметрия всегда являлась и является основным источником нашего эстетического восхищения хорошо сложенным человеческим телом.

9. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства

Также, симметрия присутствует в различных предметах декоративно-прикладного искусства.

Это могут быть предметы, изготовленные на гончарном круге, вышивка, узоры, орнаменты на ткани, предметы вырезанные из дерева или камня и т. д.

Заключение

Вывод: “Симметрия устанавливает забавное и удивительное родство между предметами, явлениями и теориями, внешне, казалось бы, ничем не связанными.”
Дж. Ньюмен

Вместе мы пришли к выводу, что абсолютно симметричной одежды не существует, и некоторые проявления асимметрии делают человека более симпатичным.

Список использованных источников и литературы

1. Вейль Г. Симметрия.

2. Гончарова С.Г., Кукин Г.П. Конструктор «В мире симметрии» //Математика в школе. – 1996. — № 3. – С. 60.

3. Кошелев А.И. Проявление симметрии в различных формах материи.

4. Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир. – М.: Просвещение, 1982г.5. Ресурсы сети Internet.

Источник: http://obuchonok.ru/node/1931

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.