Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с моторной алалией
Моторная алалия – содержание коррекционной работы логопеда
/ 1 — 3 года / Моторная алалия – содержание коррекционной работы логопеда
Если ребенку по результатам логопедического обследования поставлен диагноз «моторная алалия», нужно начинать специальные коррекционные занятия.
Многие родители имеют ошибочное мнение о том, что заниматься с логопедом можно не раньше, чем ребенку исполнится 4-5 лет.
На самом деле, чем раньше начата коррекция, тем большую часть речевых нарушений можно преодолеть к началу обучения в школе.
Почему нужно начинать занятия как можно раньше?
Возраст от рождения до 5 лет – сензитивный (наиболее благоприятный) период для исправления речевых нарушений. Дело в том, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мозга, развитие его функций.
Почему ребенок может не говорить в 2 года — 13 причин
Ученые-физиологи считают, что тренировать функции центральной нервной системы нужно тогда, когда они формируются естественным путем. Так они легче поддаются тренировке. А без соответствующей поддержки развитие этих функций может остановиться и вообще прекратиться.
Связью речи и функций мозга занимался известный русский физиолог И.П. Павлов: «Механизмы речи связаны с деятельностью мозга, иерархической по своему строению. Каждое из звеньев которой вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности».
Его исследования продолжили такие нейрофизиологи с мировым именем, как А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин.Классик российской психологии Л.С.Выготский показал, что «…первоначально планирующая речь является внешней по своей форме, а потом переходит во внутренний план, становясь внутренней речью».
- Действия таких детей импульсивны.
- Они не замечают своих ошибок.
- Дети легко отвлекаются, теряют «конечную» задачу.
- Они затрудняются установить последовательность мыслительных операций.
- Дети с недоразвитием речи не могут затормозить побочные ассоциации.
Работая с детьми, которым поставлен диагноз «моторная алалия», логопед не может не учитывать эти отличительные черты их деятельности.
Как логопед организует процесс обучения?
Наиболее продуктивно идут такие занятия, если они проводятся индивидуально.
Если в работе участвует группа детей, то она не должна быть больше 3 человек.
Все задания предлагаются только в игровой форме, причем в начале работы большинство заданий не требует участия речи.
Эти приемы направлены:
- На развитие памяти и внимания;
- На развитие мелкой и крупной моторики;
- На развитие мышления;
- На развитие представлений о форме, цвете и величине предметов.
Параллельно логопед внимательно наблюдает за ребенком, за тем, какие речевые проявления ему доступны, каков уровень понимания речи, имеется ли в обиходе фразы, сколько слов он может произносить самостоятельно.
Очень важно установить тесный эмоциональный контакт с малышом, чтобы он доверял преподавателю, не замыкался. Для этого надо поощрять любые, самые крохотные достижения ребенка.
Логопед не имеет права принуждать малыша что-то сказать, повторить за ним, если у того нет желания это делать. Вполне возможно, что в семье злоупотребляли словами «скажи, повтори», и у ребенка на них уже выработался отрицательный рефлекс, негативная реакция. Логопед постарается заменить эти слова другими — например, «подскажи, отгадай».
Вполне возможно, что он сам будет спрашивать и сам отвечать на свой вопрос. Если неговорящему ребенку стали доступны звукоподражания, то допускается повторить за ним 1-2 раза эти звуковые реакции (ме-ме, ав-ав, би-би, мяу, ж-ж-ж).
Логопеду не рекомендуется повторять слова, искажаемые детьми (пить – пи, мишка – ми, собака – бака), так как взрослые должны подавать пример точной и правильной речи.
Обязательное условие продуктивной работы – многократное повторение одного и того же речевого материала. Здесь логопеду приходится приложить все свое мастерство, чтобы сделать занятия интересными для ребенка.
Что делать родителям, если есть подозрения на моторную алалию у ребенка?
Этапы формирования устной речи
Дети, которым установлен диагноз «моторная алалия», приходят к логопеду с различной степенью речевого недоразвития. Одни дети к 2-3 годам осваивают первые слова, а к 3-4 – первые фразы, другие и в 4-5 лет не могут произнести ни звука, то есть страдают от полного отсутствия речи. Такое расхождение требует индивидуального подхода к каждому ребенку.
Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.
Основные этапы коррекции моторной алалии:
- Однословное предложение.
- Первые формы слов.
- Двухсоставное предложение.
- Предложение из нескольких слов.
- Расширение объема предложения. Сложное предложение.
Эта система работы предложена коллективом авторов в лице Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой — известными специалистами в области логопедии и дефектологии.
Материал дается с постепенным усложнением, начинается с освоения первых слов и заканчивается построением развернутой фразы. В основу методики положена такая единица речи, как предложение.
Выдающийся лингвист А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет отдельную роль. …оно является основной единицей речи, как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде освоения предложений различных типов».
Первый этап – однословное предложение
Если ребенок не имеет практически никакой речи, задача логопеда на первых занятиях – вызвать желание подражать взрослому, любые ые реакции.
Если малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, преподаватель работает еще и над развитием ее понимания.
Детям показывают и называют:
- Их игрушки.
- Части тела.
- Предметы обихода.
- Распространенные явления окружающей жизни (вода, солнце, дом, самолет).
- Действия, которые выполняют он и его близкие.
Все эти слова логопед повторяет многократно, показывая картинки, предметы или действия.
Нужно, чтобы в речи взрослых было как можно меньше отвлеченных слов и как можно больше конкретных значений.
Параллельно с этой работой логопед создает условия для того, чтобы ребенку захотелось ему подражать. Неважно, в какой форме он будет произносить слова, выражать свои желания, называть предметы или действия — главное, что появилась потребность подражать словам взрослого.
Грубейшая ошибка на этом этапе – разучивание правильного произношения слов или, что еще хуже – постановка звуков.Дети нюхают цветы (ах), показывают, как плачет девочка (уа-уа), падает игрушка (бух), плачет мышка (и-и-и), и стонет мишка с больным зубом (н-н-н). Творческий педагог имеет в своем арсенале огромное множество логоритмических упражнений с возможностью договаривания детьми отдельных слогов или слов. «Мы пришли и сели, играем на трубе, подудим в свою трубу» (Дети: ту-ту-ту, ду-ду-ду).
У малышей вызывают доступные их произношению имена близких (ба, дя, ля), просьбы (на, дай), подражания крикам животных (пи-пи, ко-ко, мяу, ав-ав), звучанию музыкальных игрушек (бум-бум, ля-ля, динь-динь), шумам и стукам (бух, ап), междометиям (ай, ой, ох).
К окончанию этого этапа дети наращивают свой пассивный словарь, активно подражают взрослому, который их пока не поправляет.
Второй этап – первые формы слов
На этом этапе детей учат соединять слова в двухсловную фразу. Здесь так же не исправляют детские словечки, предпочитая, чтобы дети соединяли их в «исходной» форме.
Адём амо – идем домой, баба куся – бабушка кушает. Детей учат произносить слова из 2, далее — из 3 слогов, подчеркивая ударный слог (вата, киса, муха, вода, лиса, кубики, молоко, машина).
Дети отдают команды игрушкам или сверстникам, близким (иди, сядь, пой, ешь, мой, помоги), соединяют в одной фразе обращение и глагол (Маша, лови. Коля, иди).
К окончанию этого этапа дети умеют строить предложения из двух слов, могут правильно произносить слова из двух и трех слогов, верно ставя ударения, отвечают на вопросы к картине, показывая правильный ответ.
Третий этап – построение двусоставного предложения
Этот этап считается своеобразным переломным моментом: речь одних детей начинает бурно развиваться, а у других все проявления приобретают затяжной характер.
Если ребенок не чувствует грамматику языка, ему предлагают такие задания:
- Различение слов, отличающихся только одним звуком (полено-колено).
- Различение глаголов, близких по звучанию (несут-везут, висит-стоит).
- Различение действий, противоположных по смыслу (застегни-расстегни).
- Определение лица, выполнившего действие (Саша упал, Саша упала).
- Работа с предлогами в, над, за, под, перед, из-под.
- Различение прилагательных, противоположных по значению (большой — маленький, толстый — тонкий).
Чтобы научить детей составлять предложения, их просят подобрать название предмета к действию, сравнить сюжетные картинки, где действия выполняют один или несколько лиц.
Дети договаривают слова и словосочетания в стихотворениях.
Для усвоения слоговой структуры слова детей учат делить слова на слоги, отстукивая слоги или прохлопывая их.
К окончанию этого этапа дети умеют согласовывать в простом предложении подлежащее и сказуемое, усваивают слоговой рисунок двухсложных и трехсложных слов, понимают содержание коротких сказок и рассказов.
Четвертый этап – предложения из нескольких слов
На этом этапе детей учат словоизменению, обращая их внимание на «конец» слова, просят, чтобы они отвечали полным предложением на вопрос взрослого.
Теперь некоторая часть занятий уделяется звукопроизношению, подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Детям предлагаются такие задания:
- Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.
- Выполнение поручений и проговаривание выполненных действий.
- Изменение слов по родам и числам.
- Обучение умению составлять вопрос.
- Заучивание двустиший.
- Слушание маленьких рассказов и ответы на вопросы по их содержанию.
К окончанию этого этапа дети овладевают элементами разговорной речи, она приобретает коммуникативную функцию, могут произносить слова из 3-4 слогов.
Пятый этап – расширение объема предложения. Сложное предложение
На этом этапе детей учат согласовывать прилагательные и существительные, подбирать определения к предметам, заучивать стихи их 4-6 строчек, составлять предложения с однородными членами.
После усвоения этих умений детей учат составлять сложные предложения, используя игры:
- «Что сначала, что потом».
- «Угадай, где ошибся».
- «Сам не знаю, что буду делать».
- «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку».
- «А что ты хочешь?».
- «Что тебе сказали по телефону».
К окончанию этого этапа речь детей становится грамматически правильной, хотя в ней допустимы некоторые неточности.
Дальше идет работа по совершенствованию речи и обучению более сложным ее формам.
Кропотливая и долговременная работа логопеда при поддержке родителей ребенка обязательно приведет к решению проблемы — обучения ребенка с моторной алалией правильной и красивой речи.
Важно помнить, что этот процесс требует терпения и времени, объединения усилий логопеда, педагога — психолога и родителей малыша.
Поделитесь с друзьями:
Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/motornaya-alaliya-soderzhanie-korrekcionnoj-raboty-logopeda.html
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе с ребенком с речевым нарушением моторная алалия
8 0 792
Задачи:
- Добиваться четкого произношения в речи предлогов.
- Обогащать словарь качественными прилагательными.
- Развивать чувство языка, понимание множественного числа существительных.
- Закреплять умение употреблять существительные в родительном падеже.
- Составлять разрезные картинки, озвучивать свои действия с помощью вопросов педагога.
Оборудование: предметные картинки, лестница, мяч, интерактивная доска, компьютер.
Ход занятия.
Цель: развитие общей моторики
Учитель-дефектолог:
Ручки растираем (растираем ладошки)
И разогреваем (хлопаем)
И лицо теплом своим нежно умываем (разогретыми ладошками проводим по лицу сверху вниз)
Пальцы убирают все плохие мысли (граблеобразные движения ото лба к вискам)
Ушки растираем сверху вниз мы быстро (растирать пальцами ушные раковины по краю сверху вниз)
Их вперед сгибаем (сгибает вперед ушные раковины)
Тянем вниз мы мочки (оттягиваем уши вниз за мочки)
А потом руками трогаем мы щечки (похлопываем легко щеки ладошками)
Цель: развитие моторики артикуляционного аппарата.
Учитель-дефектолог: Широко откроем ротик, как голодный бегемотик (ребенок, широко открыв рот пропевает «аааа»), залетела в рот морковка и жует ее он ловко (ребенок делает жевательные движения и проговаривает «ам-ам-ам»). Ветер сильно вдруг подул (ребенок имитирует звук ветра «вввв»).
Испугался (показывает мимикой испуг) бегемотик спрятался в своем болоте (сопровождает проговариванием «буль-буль»).
Приутих ветерок (ребенок имитирует звук ветра «фффф»). Слоник поднял хоботок (губки вытягивает в трубочку, упражнение «хоботок»). За забором (рот растянут в улыбке, видны зубки, упражнение «заборчик») видит финики, тянет хоботок за ними (губки вытягивает в трубочку «уууу»).
Полный рот еды набрал (щеки надуть) очень быстро прожевал (жует). Щечки похудели вмиг (втягивает щеки в себя). Бегемот к слону идет (приговаривает «дддд»), головою слон трясет (кивает головой, приговаривает «ээээ») Поздоровались друзья, и пошли гулять.
Цель: закрепления умения правильно употреблять предлоги.
Учитель-дефектолог: «Сейчас мы поиграем в игру «Подскажи словечко», я буду начинать предложение, показывать картинку, а тебе будет нужно досказать слово в предложении, четко выделяя маленькие слова, которые помогут нашим героям. Будь внимательным.»
Взрослый демонстрирует действия или помогает соответствующими предметными картинками.
Костя в комнату вошел
И поставил сок… (на стол)
Маша в комнату впорхнула ,
Шарф и плащ взяла… (со стула).
Всем детишкам по конфете
Взял из вазочки… (в буфете)
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика… (из шкафа).
Закатила барабан
Наша Оля… (под диван).
Если Миша хочет спать
Он приляжет… (на кровать).
Чтобы ноги отдохнули
Посидим чуть-чуть… (на стуле).
Почитать хотим мы если,
То развалимся мы… (в кресле).
Цель: закреплять умение образовывать существительные множественного числа именительного падежа.
Учитель-дефектолог: «Поиграем в игру с мячом. У меня мяч, а в корзине лежат что? (ответ ребенка: мячи), у меня кукла, а на полке стоят… (ответ ребенка: куклы) и т.д.»
Цель: учить образовывать качественные прилагательные.
Учитель-дефектолог: «Ты назвал много разных предметов. Посмотри, эти предметы лежат на нашей лесенке. Шагай пальчиками по лесенке, называй предмет и рассказывай, какой он.» (Ответы ребенка: мяч – круглый, синий, машина – большая, шарик – красный, карандаш – зеленый, волк – злой, платье – желтое, конфета – сладкая, лимон – кислый.
Цель: составление предложения с согласованием существительного в родительном падеже.
Учитель-дефектолог: «Сейчас мы пойдем к волшебной доске и посмотрим, в какую игру она с нами поиграет. На доске художник нарисовал разные предметы, но кто-то их разрезал. Соедини кусочки так, чтобы вышла целая картинка. Говори, что делаешь, чего не хватает на картинке» (ответ ребенка: нет половинки мяча, нет крыла у самолета)
6. Итог логопедического занятия.
Учитель-дефектолог: «Посмотри на картинки на доске. Кто там изображен? Какое настроение у этих героев? Какое у тебя настроение? – Покажи.»
И. Устинович,
учитель-дефектолог высшей категории
Источник: https://vscolu.ru/konspekty-zanyatij/konspekt-individualnogo-logopedicheskogo-zanyatiya-s-rebenkom-s-rechevym-narusheniem-motornaya-alaliya-starshaya-gruppa.html