Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в средней группе с ОНР
Проект по звуковой культуре речи с детьми среднего дошкольного возраста
- Охина Татьяна Анреевна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.
В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям.
Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Учитывая важность, проблемы по этому вопросу и результаты диагностики в нашей группе был запущен проект по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.
Проект:
“Звук-волшебник”
Направление:
практико-ориентированный
Сроки реализации:
1год.
Цель:
воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
- Развивать речедвигательный аппарат;
- Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков;
- Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова начинающиеся на определенный звук;
- Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
Способы оценки:
- диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
- наблюдения;
- анализ игровой деятельности дошкольников.
Ожидаемый результат:
участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей среднего дошкольного возраста.
На подготовительном этапе: подобрала и изучила методическую, научную и художественную литературу по теме проекта; провели диагностическое обследование детей по звуковой культуре речи; провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность; подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения; оформили в группе речевой уголок.
На деятельностном этапе были проведены следующие мероприятия:
- занятия по звуковой культуре речи;
- дидактические игры, игровые упражнения;
- занятия по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
- чтение художественной литературы ( чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);
- фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привитии навыков речевого дыхания;
- артикуляционную гимнастику;
- “Слушание звуков улицы”;
- подвижные игры;
- консультации для родителей, оформление папок-передвижек.
Родители принимали активное участие в реализации проекта. Вместе с родителями в группе был оформлен речевой уголок – “Копилка слов”, картотека дидактических игр и игровых упражнений; сборник стихов и сказок, придуманных дома.
На заключительном этапе:
- проведение диагностического обследования детей по звуковой культуры речи;
- подведение итогов реализации проекта на родительском собрании;
- оформление выставки “Звук-волшебник” для родителей, детей и педагогов ДОУ с использованием ТСО;
- оформление тематической папки “Дидактические игры для развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста”.
Критерии отслеживания результативности:
- дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
- дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- отчетливо произносят слова и фразы;
- пользуются умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Предлагаем игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей:
Цель:
развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1.
Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
Цель:
тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.
Ход игры.
Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ
Цель:
учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.
Задача:
автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.
Вариант 1
Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:
Например:
са-са – идет ЛИСА
Вариант 2
Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:
В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
Р: Са-са – ИДЕТ лиса
Вариант 3
Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
Цель.
Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.
.
Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:
– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)
Цель.
Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.
.
Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.
1-я подгруппа:
Комары, комары! Вы уж будьте добры: Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.
2-я подгруппа:
Отвечали комары: – Мы и так к тебе добры. Чтоб тебя нам не кусать, Должен ты слова сказать
Звонкие, звенящие, комароговорящие.
Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.
Игра “ Найди игрушку”
Цель.
Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.
. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4–5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Изд-во “Ювента”, 2002.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.– СПб.:ИД “Литера”, 2003. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.
- Развитие речи детей 4–5 лет: Метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ Т.И. Гризик, Л.Е.тимощук. – М.: Просвещение, 2004.
- Светлова И.Е.Звук/Ил.А.Проскурякова. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 48 с., ил. – (Божья коровка).
- www.ourkids.ru/
18.01.2011
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/588294/
Дидактические игры по формированию звуковой культуры для детей раннего возраста
Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука ч.
Материал: игрушки — мяч, черепаха, 2—3 ярко окрашенные бумажные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50 см и прикрепляют к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга), 2 стойки.
Ход игры
В группу входит Клоун (в роли Клоуна может выступить и сам воспитатель.) У него в руках яркий мяч. После того, как он поздоровается и покажет несколько интересных, сложных для выполнения детьми упражнений с мячом, дарит его детям.
Дидактическая игра «Мой веселый звонкий мяч».
Игра детям знакома, поэтому внимание стоит заострить на четком произношении звука ч в словах, чтобы мяч не «обиделся» и не ускакал слишком далеко.
Игра повторяется несколько раз. В последний раз, после слов: «Ты куда помчался вскачь», мяч падает из рук Клоуна, катится и сталкивается с черепахой. (Помощник воспитателя незаметно для детей кладет ее на ковре.) Дети садятся вокруг черепахи, называют ее, рассматривают.
Клоун. Это моя знакомая черепаха. Она добрая, ласковая и очень любит друзей. Летом черепаха играла с бабочками, которые порхали в воздухе.
Шнур с бабочками натягивается между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Дети дуют на них. Нужно следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе и не поднимал плечи, дул на едином выдохе, не добирая воздух, не надувая щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть ребенок должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Клоун. Черепаха медленно ползла по траве.
Дети облокачиваются на стол, подоконник или полку. Кисть выгнута вверх, кончики пальцев опущены вниз, средний палец выставлен вперед (голова черепахи). Кисть перемещают по поверхности, по очереди вынося вперед пальцы рук.
Клоун. Бабочки садились черепахе на спину, и она их катала. Но вот пришла зима. Бабочек не стало. Черепахе очень грустно, одиноко, и она поспешила к нам. Черепаха устала, но очень хочет с вами поиграть! Давайте покатаем ее на поезде.
Подвижная игра «Поезд».
Дети произносят звукоподражание «чух-чух-чух».
Дидактическая игра «Звонкий комарик».
Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука з.
Материал: потешка «Идет коза рогатая», игрушки — коза, зайка, комар, указка с закрепленной на конце ниткой.
Ход игры
Дети находятся на ковре. За дверью слышен громкий стук. Воспитатель вносит козу, читает потешку «Идет коза рогатая», выделяя интонационно звук з. Свободная рука «бодает» деток. Затем воспитатель просит детей показать, как коза бодается, читает повторно потешку.
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены большим пальцем.
Дети рассматривают козу (белая, пушистая, рогатая…). Коза объясняет, что шла в гости к своему другу, но нигде его не может найти. Может быть, он в группе? У него очень звонкая песенка. Коза уже слышит ее. Дети прислушиваются.
Дидактическая игра «Где звенит комарик?».
Дети находят комарика, рассматривают (маленький, легкий…), поют его песенку. Когда комарик прятался, он пел свою песенку тихо. Когда дети нашли его, он запел громко.
Воспитатель прикрепляет комарика к нитке на указке. Комарик «летит» на уровне лиц детей, стоящих по кругу. Когда комарик «подлетает», ребенок на него дует — «отгоняет». Необходимо следить, чтобы вдох ребенок делал через нос, выдох — через рот.
Комарик обижается и улетает вверх. Воспитатель поднимает указку над головой у детей. Дети подпрыгивают, стараются поймать комарика. Комарик летает и встречается со своей подружкой козой, рассказывает, что пришел не один, а с зайчиком.
Дети рассматривают зайчика (серый, пушистый, маленький, длинноухий…).
Дидактическая игра «Кораблик».
Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звуков р, р’, п, ы.
Материал: стихотворение А. Бар-то «Кораблик» и А. Пушкина «Ветер по морю гуляет» (отрывок из сказки), лист бумаги, таз с водой, матросская шапка, веревочка, кораблики.
Ход игры
Воспитатель привлекает внимание детей к изготовлению кораблика способом оригами. Когда кораблик готов, педагог опускает его на воду в таз. Кораблик не тонет, плывет по поверхности воды. Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Пушкина «Ветер по морю гуляет…».
В. Но вот налетает порывистый ветер, он дует неровно: «п-п-п».
Дети повторяют и стремятся пригнать кораблик к определенному месту. Взрослый следит за тем, чтобы звук п произносился на одном выдохе 2—3 раза и не надувались при этом щеки.
Дети замечают, что кораблик качается, плывет то в одну, то в другую сторону. Кораблику трудно бороться с ветром, волнами, а поможет ему капитан.
Воспитатель надевает матросскую шапку, привязывает к кораблику веревку и тянет кораблик, читая стихотворение А. Барто «Кораблик». Дети проговаривают знакомые слова, интонационно выделяя звук p.В. Почему кораблик не тонет? Потому что похож на ковшик.
Воспитатель показывает детям, как можно построить кораблик своими ладошками: обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Кораблики плывут и гудят: «ы-ы-ы». Когда они уплывают далеко, звук ы произносится тихо, когда кораблик близко — громко.
Воспитатель предлагает детям взять на прогулку бумажные кораблики. На прогулке дети играют с ними в луже или желобе с водой, гудят, как кораблики. Воспитатель читает стихи, дети проговаривают знакомые слова.
Дидактическая игра «Ласковый дождик».
Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука ж.
Материал: стихотворение В. Цвынтарного «Жук», жук, игрушка уж, емкость с водой, бубен, русская народная песенка «Дождик, дождик…».
Ход игры
Дети выходят на участок, любуются природой. Среди травы замечают жука. Называют его, рассматривают. Вдруг жук расправляет крылышки и взлетает.
Пальчиковая игра «Жук».
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, дети шевелят ими и произносят: «ж-ж-ж».
В. Почему улетел жук?
Дети осматривают траву и находят ужа, повторяют название за воспитателем, рассматривают желтые пятна. Уж извивается и «уползает» в траву. Дети пальчиком на песке рисуют, как уползал уж.
Воспитатель опускает кисть руки в емкость с водой и брызгает на детей.
В. Дождик пошел. Капельки капают и на жука, и на ужа, и на дорожку. Сначала дождик закапал тихо: «Кап-кап-кап». (Дети тихо повторяют: «Кап-кап-кап».) Потом застучал сильнее: «Кап-кап-кап!» (Дети повторяют громче: «Кап-кап-кап!») Опять тихо капает дождик и потом перестает.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Дети гуляют — воспитатель звенит бубном, чтобы детям было веселее играть. Когда начнется дождь — воспитатель стучит в бубен. Игра повторяется несколько раз, меняя звучание бубна.
Дидактическая игра «Фруктовый салат».
Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука с, с’.
Материал: сувенир, муляжи смородины, апельсина, ананаса, корзинка, фрукты и ягоды: смородина, апельсин, ананас; посуда: салатник, десертные тарелочки, ложки, нож, сахарница с сахаром, разделочная доска, салфетки, передники.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям о дне рождения Саши. Дети поздравляют именинника, дарят подарки, изготовленные накануне воспитателем вместе с детьми.
Подвижная игра «Каравай».
Именинник принес для детей угощение — показывает корзинку. Дети любуются фруктами, вдыхают аромат. Следует обратить внимание на то, чтобы вдох дети делали через нос. Рот при этом закрыт. Выдох — через рот: «ах-х-х».
В. Сашина мама хотела приготовить для детей фруктовый салат, но у нее не хватило времени. Давайте мы приготовим салат сами.
Дети идут мыть руки. Открывают кран: «с-с-с» — льется вода. Малыши надевают передники, усаживаются вокруг стола.
Воспитатель берет гроздь смородины, называет. Дети повторяют. Чтобы приготовить салат, нужно ягоды отделить от веточки. Первую оторванную ягоду дети пробуют на вкус — кислая.
Педагог напоминает о том, что ягоды нежные, сочные, их нужно осторожно отрывать от веточки и класть на тарелочку. Веточки дети складывают в отдельную посуду. Когда работа закончена — все ягоды ссыпают в большой салатник.
Все действия воспитатель сопровождает словами, интонационно выделяя звук с.
Воспитатель показывает апельсин, чистит. Дети называют фрукт, определяют цвет, запах, вкус, деля золотистый апельсин на дольки.
А вот душистый ананас воспитатель чистит сам, режет его на кусочки, дает попробовать детям.
Затем дети моют руки, снимают передники. Воспитатель перемешивает салат, раскладывает каждому в тарелочку. По желанию детей можно салат посыпать сахаром.
У некоторых детей может быть аллергия. В этом случае салат для них готовится отдельно — без компонента, вызывающего аллергическую реакцию. Дети кушают салат и благодарят именинника за угощение. Взрослый следит за тем, чтобы каждый ребенок говорил «спасибо» громко, но не кричал.В конце занятия можно поиграть в игру «Кто рассказывает?».
Воспитатель ставит одного из детей рядом с собой спиной к остальным. Кто-нибудь из детей берет с подноса муляж и рассказывает: «Я взял и держу в руке ананас». Затем кладет его на поднос и возвращается на место.
В. Угадай, кто держит в руке апельсин?
Если ребенок узнает товарища по голосу, все хлопают в ладоши, узнанный занимает место водящего. Если ребенок ошибается, то водит еще раз.
А. Шупикова
Источник: https://vscolu.ru/razvitie-rechi/didakticheskie-igry-po-formirovaniyu-zvukovoj-kultury-rechi-u-detej-rannego-vozrasta.html
Звуковая культура речи в средней группе детского сада
Звуковая культура речи является неотъемлемой частью общей речевой культуры. Это понятие включает в себя правильное произношение звуков, регулировка громкости голоса, логические паузы и интонации, скорость речи, тембр и ритм.
Картотека игр на развитие звуковой культуры речи
Предлагаем вам ознакомиться с подборкой игр, которые направлены на развитие звуковой культуры речи.
Игра 1 «Звуковая цепочка»
Для проведения игры понадобятся карточка с изображением разных предметов. Например, на первом изображении дети видят помидор. Они определяют, с какой буквы слово начинается, а затем — какой буквой заканчивается. После этого малыши ищут изображение, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова — в нашем случае это «Р». И так минимум 10 слов в цепочке.
При этом дети должны называть слова и выделять в них голосом крайние звуки.
Игра 2 «Поищите место для звука»
Для этой игры взрослым нужны будут карточки с различными предметами и карточки со схемами расположения звуков (в них всегда одна клеточка с нужным звуком закрашена).
Выбирать нужно такие картинки, в которых встречается один и тот же звук, но в разных местах (например, автобус, платье и книга).
Малыши должны соотнести картинки с предложенными схемами.
Игра 3 » Кто в домике живет?»
Нужно подготовить плоские домики с буквой на чердаке и карточки с изображением предметов. На чердаке каждого домика написана буква — например, с, з, к или п.
На столе разложить картинки со словами, которые начинаются на предложенные звуки. Для буквы «к» — кот, коза и курица, для буквы «с» — слон, сова, собака, для буквы «з» — заяц, зебра.
Задача детей заключается в том, чтобы «расселить» животных в соответствующие домики.
Игра 4 «Покупатель — продавец»
Игровое упражнение направлено на улучшение дифференциации звуков р-л и с-ш. Взрослый говорит детям, что сегодня он будет продавцом в большом магазине, а малыши — покупателями. При этом воспитанники получают вместо денег карточки со звуками. Тогда взрослый говорит, что за эти звуки в магазине можно купить все товары, в названиях которых присутствует тот или иной звук.
Товары нужно подбирать таким образом, чтобы в них были звуки р, л, с и ш.
Игра 5 «Подбери пару»
Данная игра развивает способность малышей различать слова, которые отличаются одним только звуком.
В один столбик выкладываются карточки со следующими изображениями: кот, коса, мишка, рак, крыша, дом, осы. А во второй столбик нужно выложить такие картинки: кит, коза, мышка, мак, крыса, дым, усы.
Задача детей проста — соединить слова попарно.
Игра 1 «Подуй на пушинку»
Следующие игры направлены на развитие фонематического слуха, речевого внимания и дыхания, а также закрепление правильного произношения звуков и целых слов.
Читайте еще: Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Дети встают по кругу, каждому из них раздается небольшая пушинка (можно заменить кусочком медицинской ваты). Малышам предлагается поставить ладонь перед лицом и подуть на пушинки, произнося «Фуууу». Таких повторов должны быть не меньше пяти.
Игра 2 «Любители меда»
Взрослый говорит воспитанникам, что сегодня они побудут мишками. А мишки очень любят мед. Малыши должны поднести «лапку» ко рту и проимитировать, как мишки облизывают мед с лапок. При этом детям не нужно дотрагиваться до рук. Затем нужно облизнуть губы по кругу.
Воспитатель должен все движения показать детям на своем примере.
Потом воспитатель спрашивает: «Наши мишки наелись?». Дети гладят себя по животикам и произносят: «Ууууу» (несколько раз).
Игра повторяется не меньше 4 раз.
Игра 3 «Накормите птичек»
Воспитатель говорит, что она будет мамой-птицей, а воспитанники — её птенчиками. Взрослый предлагает малышам бегать по кругу, размахивать крыльями и кричать: «Пи-пи-пи-пи».
Потом «мама» говорит деткам, что они сейчас будут кушать. Дети должны присесть, поднять голову вверх и широко раскрыть рот. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
Игра 4 «Часики»
Воспитатель спрашивает, как ходят часы, дети отвечают: «Тик-так». Потом взрослый говорит: » А как бьют часы?» Дети в ответ: «Бим-бом». Воспитатель предлагает детям громко пробить часиками, потом показать, как они ходят — тоже громко. Повторить звукосочетания по 5 раз.
Затем детям нужно показать, как ходят и бьют маленькие часики — при этом голос детей нужно снизить. Повторить тоже 5-6 раз.
Картотека игр для детей старшей группы
Все следующие игровые упражнения выполняются для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков.
Игра 1 «Скажи как я»
Для проведения игры понадобится мяч.
Дети становятся по кругу, а воспитатель бросает мяч и говорит любое слово с акцентом на твердый или мягкий звук. Ребенок повторяет слово с таким же акцентом. И так проговаривает каждый ребенок по кругу.
Если у малыша не получается произнести слово с первого раза, взрослый повторяет его несколько раз.
Игра 2 «Назови слова»
Воспитатель предлагает детям назвать все слова, в которых есть звук р или рь. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше всего фишек.
То же самое упражнение проводят со звуками л или ль.
Игра 2 «Прочитай скороговорки»
Воспитатель предлагает правильно проговорить чистоговорки. Произносятся они на два выдоха. Первые две строчки — на один выдох, ещё две строчки — на второй выдох.
Предлагаемая скороговорка: «Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому.»
Сначала проговаривают хором громко, а потом каждый ребенок говорит отдельно по 2-3 раза.
Игра 3 «Придумай конец»
Воспитатель читает строчки стихотворений, а дети придумывают окончания строчек.
Примеры стихотворения:
«Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок, Это Петя. (петушок).
Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана).
Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко).
Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).»
Игра 5 «Поиски одинакового звука»
Воспитатель называет пары слов, в которых есть одинаковые звуки. При этом сначала нужно произнести слоги протяжно, а потом четко, останавливаясь после каждого слога.
Например, берем слова «машина» и «малина». Взрослый говорит: «Мааааашинаааа», потом — «Маааааалинаааа». После этого проговаривается с четкой паузой: «Ма-ши-на» и «Ма-ли-на».
Дети должны хлопнуть в ладоши на каждый слог, посчитать, сколько их в каждом слове. А затем назвать те слоги, которые повторяются и в первом, и во втором слове.
Упражнения на развитие звуковой культуры речи
Все упражнения может проводить с ребенком как воспитатель в детском саду, так и логопед, а также родители.
Упражнение » Найди звук»
Взрослый говорит, что сейчас он будет называть слова по очереди, а дети должны будут найти в них определенный звук (обычно ищут звуки с, з, ц, ж и ш — это необходимо для их дифференциации). Если услышали звук, нужно громко хлопнуть в ладоши.
Примеры слов:
- для звука «ж» — жук, жаба, живот;
- для звука «з» — зуб, замок, зима;
- для звука «ц» — цапля, цыпленок, царевна;
- для звука «ш» — шарик, шутка, шепот;
- для звука «с» — суп, сынок, сумка.
Упражнение «Испорченный телефон»
Здесь принимают участие как взрослые, так и дети. Все садятся по кругу. Сначала взрослый говорит на ухо слово, в котором есть либо шипящий звук, либо сонорный. В конце слово произносится вслух. Если оно оказалось неверным, нужно выяснить, кто неправильно услышал слово и какой звук оказался проблемным.
Упражнение «Выполни поручение»
Ребенок и взрослый становятся друг от друга на небольшом расстоянии — примерно 5-6 метров. Взрослый говорит любую фразу с просьбой. Например, принести миску, показать зубки, улыбнуться или переложить игрушку.
При этом все слова проговариваются шепотом. Можно изменить ход упражнения, сказав шепотом не просьбу, а просто слово. И попросить ребенка повторить услышанное.
Упражнение «Подарки на День рождения»
Дети сами выбирают именинника, все остальные будут гостями. Каждый «гость» приходит в гости и произносит: «Я дарю тебе…», но при этом не говорит, что именно дарит, а показывает это жестами и мимикой. Именинник должен отгадать, что ему подарили гости.
Заключение
Все упражнения, направленные на развитие звуковой культуры речи, должны проводиться регулярно и минимум по 15-20 минут, но и не дольше. Только в этом случае занятия дадут положительный результат.
Далее читайте : «Занятие по развитию речи в старшей группе».
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
.com ▪ instagram.com
Источник: https://vospitanie.guru/rech/zvukovaya-kultura-rechi-v-srednej-gruppe-detskogo-sada