НОД по развитию связной речи

«Зима». Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников в средней группе

НОД по развитию связной речи

Название: Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников в средней группе «Зима»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие речи, Средняя группа
Москвина Светлана Алексеевна

Конспект занятия по развитию связной речи Тема: «Зима» (Составление творческого рассказа с использованием опорных картинок)

(средняя группа)

Цель: формирование представлений о зиме как о времени года.

Задачи:

Образовательные:

— расширять словарь синонимов, существительных, прилагательных, глаголов по теме;

— учить составлять рассказ, используя полученные раннее знания о зиме, зимующих птицах, диких животных.

Развивающие:

— развивать умение практически использовать в речи предложения разных типов;

— развивать связную речь;

— развивать память, мышление, речь и воображение.

Воспитательные

— продолжать формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;

— продолжать воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Предварительная работа: наблюдения в природе, закрепление зимних примет, рассматривание иллюстраций о зиме, заучивание закличек и загадок.

Словарная работа: пейзаж (рисунок, картина, изображающая виды природы), обогащение словаря (сущ., характеризующие состояния погоды: вьюги, метели, бураны и т.д.; глаголы: падает, сверкает, искрится и т.д.); подбор прилаг.

(пушистый, сверкающий, искрящийся и т.д.); антонимы (твердый – мягкий, легкий – тяжелый и т.д.); наречия (тепло, холодно, морозно и т.д.); активизация словаря (полярная ночь, северное сияние). Грамматический строй речи: Сущ.; с уменьшительно – ласк. суф.

(снежок, ветерок и т.д.); Падежные и предложные конструкции (без снега, снегом, о снеге); Образование однокоренных слов (снег – снежинка, снежок и т.д.); Образование сложных слов (снегокат, снегопад); Приставочные глаголы (замело, мело, смело); Согласование числит.

И сущ. (один снежок – пять снежков).

Оборудование. разрезные картинки на каждого ребёнка «Зимний лес», предметные картинки: зимний лес, лыжи, велосипед, санки, самокат, коньки и др.; диск с записью звуков природы.

Ход занятия

Организационный момент.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима)
Воспитатель.

— Ребята, как вы думаете про какое время года эта загадка? (Ответы детей)

— Вспомните, расскажите: Какая зима? А какой снег? Какие снежинки? Какой ветер зимой? Небо какое? (Дети отвечают на вопросы)

2.Введение в тему. (На столе у детей лежат разрезные картинки «Зимний лес».)

Воспитатель.

— Ребята, соберите разрезную картинку, и вы догадаетесь, куда мы сегодня отправимся. Что здесь нарисовано? (ответы детей)

3.Повторение пройденного.

Также интересное занятие по развитию связной речи: Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».«Мы артисты».

Игра с мячом «Подбери действие к предмету»

Снег (что делает?) летит, опускается, падает, кружится, лежит, хрустит, сверкает и т.д.

— Ветер (что делает?) воет, дует, кружит, крутит, свистит и т.д.

Воспитатель.

— А как вы думаете, что можно делать зимой на прогулке?

— Когда можно играть в снег?

— Где вы сейчас? Где вы можете кататься на лыжа, коньках, санках? (ответы детей)

— Молодцы!

(Воспитатель закрепляет картинку «Зимний лес» на мольберте)

Воспитатель. (Выставить картину с изображением зимнего леса)

— Какой бывает лес зимой? (Загадочный, заснеженный, сказочный, волшебный и т.д. Ответы детей.)

— Какие дорожки в зимнем лесу? (Ответы детей. Заснеженные.)

— На чем удобнее отправляться на прогулку в зимний лес? Почему? (На столе выложены предметные картинки: лыжи, велосипед, санки, самокат, коньки.)

(Дети отвечают на вопросы и слева от центра закрепляют на доску картинку с изображением лыж.)

— Давайте представим, что мы пойдем на лыжах в зимний лес.

— Закройте глаза и представьте, что можно услышать в зимнем лесу.

(Звучат звуки зимних лесных шумов: скрип деревьев, стук веток, стук дятла голоса птиц, скрип снега и т.д.)

— Что можно увидеть в зимнем лесу? Давайте посмотрим на картину? (Ответы детей. Заснеженные деревья, сугробы, следы людей, птиц и животных т.д. Дети выставляют на доску соответствующие картинки.)

— С кем можно встретиться на лесной поляне? (Ответы детей. С зайцем и т.д.)

— Какой зайчик? Что он делает? (Беленький, пушистый, трусливый, маленький и т.д. Резвится, прыгает. Ответы детей. Дети выставляют на доску соответствующую картинку.)

— Кого на картине вы еще видите? (Ответы детей. Снегирей.) Давайте мы их рассмотрим, какие они? (Красногрудые) Что они делают? С чем можно сравнить снегирей, на что они похожи? (как ягоды рябины); (Дети выставляют на доску соответствующую картинку.)

— А как вы думаете кого из зверей не увидишь в зимнем лесу? Почему? (Ответы детей. Медведя и ежа)

— Какое настроение передал художник в этой картине? Почему? (Зайчик весело прыгает, снегири радостно свистят на ветках, светит ярко солнышко и т.д. Ответы детей.)

Физкультминутка

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

Два березовых коня

По снегам везут меня. (Дети имитируют ходьбу на лыжах)

4.Изучение нового материала. (Обучение составлению рассказа с опорой на картинки.)

Воспитатель.

— Внимательно посмотрите на картину. Мы с вами составили план рассказа. Чтобы рассказ получился красивый, надо рассказывать все по порядку. Рассказ можно начать со слов: однажды зимой, в зимнее утро… Сначала послушайте мой рассказ, а затем я послушаю ваши рассказы.

Пример рассказа воспитателя:

Однажды зимним утром я с друзьями отправилась прогуляться в сказочный зимний лес на лыжах. Все лесные дорожки замело снегом. В лесу были слышны скрип деревьев, голоса птиц и стук дятла. Мы видели следы животных и птиц.

На лесной полянке нам встретился маленький беленький зайка. Он весело резвился и прыгал по сугробам. Снегири, как ягоды рябины сидели на ветках. После прогулки по зимнему лесу у нас с друзьями осталось хорошее настроение.

(Составление рассказа. Воспитатель предлагает каждому подумать и составить свой рассказ, представив себя в зимнем лесу. Дети выходят по 2 человека к доске с картинками и выполняют задание. Остальные дети дополняют ответы и высказывания рассказчиков.)

5.Итог занятия

— Где мы сегодня с вами были?

— Что было интересного в зимнем лесу?

— Что было сложно в играх?

Оценка работы детей.

Индивидуальная работа с детьми по пройденному материалу.

Название: Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников в средней группе «Зима»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие речи , Средняя группа
Москвина Светлана Алексеевна Должность: воспитатель первой квалификационной категории Место работы: МБДОУ №45 «Ручеёк»

Месторасположение: город Коломна, Московская область

Источник: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekt-nod-po-razvitiyu-svyaznoj-rechi-dosh/

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР

НОД по развитию связной речи

  • Москвина Светлана Алексеевна, Воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Цель: Уточнять и закреплять знания детей на тему «Осень».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей подбирать признаки к слову «осень»;
  • учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде числе и падеже;
  • закреплять умение отгадывать загадки;
  • повышать уровень развития ребенка.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
  • уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
  • закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
  • развивать познавательные способности – речь, память, внимание, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
  • формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • закреплять стойкий познавательный интерес детей к рассматриваемой теме, через привлечение разнообразного дидактического материала.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций на тему: «Осень», чтение художественной литературы,
  • беседы об осени, разучивание осенних стихотворений,
  • значение новых слов: маршрутная карта, маршрутный лист, карта путешественника.

Материалы и оборудование:

  • маршрутная карта в конверте,
  • сюжетные  разрезные картинки с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны);
  • предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, овощей, фруктов.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день! Посмотрите кто-то нам принес конверт. А в конверте странное письмо. (Воспитатель открывает конверт, в конверт карта путешественника).

Воспитатель:

Это какая-то карта. Что такое карта путешественника, давайте с вами подумаем? (ответы детей). А кто прислал нам эту карту?

(Воспитатель читает загадку детям с обратной стороны карты).

Приходит без красок, без кисти и перекрашивает все листья. (Осень). (Ответы детей).

Воспитатель:Эта карта от осени. Она приглашает нас в свой лес. Будем путешествовать по карте? Согласны?

2. Основная часть

Воспитатель: Первой станции «Вспоминай-ка». Приготовили свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Ветры яблони качают, Листья с веток облетают. Листья падают в саду, Я их граблями гребу.

(Движения соответствуют тексту).

Воспитатель: Осень нам оставила красивые осенние листочки, и мы можем с ними поиграть. И это у нас будет станция «Подбирай-ка».

Игра «Осенние слова».

Детям раздают желтые листья. Воспитатель называет слова, и если они подходят к осени, то надо поднять жёлтый лист. (Например: ранняя, короткий, пасмурный, перелётные, прохладный, дождливый.)

Воспитатель: Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она оставила нам загадки и просит  отгадать, о чем они. (Воспитатель заранее выставляет на обратной стороне доски предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра.)

 Игра «Узнай по описанию».

(Воспитатель предлагает ответить детям на вопросы.)

  • Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) — …(Солнце.)
  • Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) — …(Облака.)
  • Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) — …(Дождь.)
  • Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) — …(Ветер.)
  • Желтые, красные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) — …(Листья.)

(Воспитатель показывает предметные картинки.) Молодцы ребята! Отправляемся в путь к станции «Узнавай-ка». Здесь мы можем отдохнуть.

Физкультминутка «Осенью». (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Туча небо кроет,
Солнце не блестит, (Взмахи руками над головой.)
Ветер в поле воет, (Изображают рупор.)
Дождик моросит. (Взмахи руками перед собой.) Воды зашумели

Быстрого ручья, (Топают ногами на месте.)

Птички улетели

В теплые края. (Изображают улетающих птичек.)

Воспитатель: И мы оказались с вами на станции «Собирай-ка». (Задание с разрезными картинками). (Инструкция по заданию). Посмотрите, а здесь у нас небольшая проблема. Художник рисовать устал, потому и ошибся. Давайте разберёмся и поможем художнику с его ошибками.

(Работа в парах. Воспитатель раздаёт по 3 разрезные картинки на тему осени, одна из них не соответствует теме. Ребёнок должен найти ошибки и рассказать, почему так не может быть осенью. (Музыкальное сопровождение.)

Воспитатель: (Обращается к детям)

Какие вы у меня молодцы, радуете меня! Вы помогли художнику исправить ошибки, и надеюсь, он их больше не допустит в своих рисунках.

Следующая станция «Расскажи-ка».

Воспитатель: Мы с вами посмотрим на схему с рисунками (мнемотаблица) и расскажем про осень! Ведь мы так много узнали про неё. (Беседа по (мнемотаблице).

Рассказ

Сейчас ранняя осень. Листья только – только начинают желтеть. Часто идёт дождь и дует ветер. День стал короче. Небо часто бывает пасмурным и хмурым. Перелётные птицы собираются улетать в дальние, тёплые края. В садах и огородах люди убирают урожай.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки осени, и какой интересный рассказ придумали по схеме.

3. Итог

Воспитатель: Обращается к детям).

Ребята, чем вам нравится осень? Почему?… Что интересного вы сегодня узнали? Что было сложно? (Беседа по теме, ответы детей).

И последняя станция по карте «Подпевай-ка», на которой мы подарим Осени задорную песенку. (Музыкальная пауза).

30.06.2017

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/665081/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.