Картотека дидактических игр для подготовительной группы Речевое развитие

Дидактические игры по развитию речи в группах детских садов

Картотека дидактических игр для подготовительной группы Речевое развитие

Ваш кроха растет, развивается и вот уже из простого карапуза он превращается в ребенка, посещающего детский сад в средней или подготовительной группе.

Для этого возраста характерно не только кризисы, и становление его как самостоятельного человека, пробующего все на своем пути (особенно мамины нервы), но и другой уровень игр с использованием дидактических материалов для занятий.

Что включают в себя дидактические игры по развитию речи

Развитие речи подразумевает не только постановку правильного произношения звуков и слогов, но и культуру речи.

Дети в старшем возрасте должны учиться говорить не только фонетически правильно, но и грамотно строить предложения, уметь использовать речевые обороты, владеть интонацией и уметь строить длинные сложные предложения, повествующие полноценный рассказ с выводом или итогами.

Умение выражать свои мысли очень важно в повседневной жизни. Речь — одно из самых важных средств общения, поэтому она должна быть правильной, грамотной и приятной.

Если ребенок дошкольного возраста умеет правильно и четко выражать свои мысли, то ему будет значительно проще проявлять себя в школе и в дальнейшей жизни.

Про таких можно услышать выражение, что за словом он в карман не полезет. При всей его иронии, смысл остается прежним.

К основным задачам дидактические игры по развитию речи относят:

  • Побуждение детей к общению между собой, поиск и укрепление взаимных отношений, становление дружественных связей.
  • Возможность проявления инициативы во время ответов на вопросы и аргументация правильности своего выбора.
  • Расширение словарного запаса, увеличение кругозора.
  • Обучение правильности построения сложных фраз и использования различных слов.
  • Умение рассуждать и делать выводы.

Все дидактические игры по развитию речи можно условно разделить на следующие типы:

  • Игры-путешествия, в которых ведущий игры как экскурсовод обращает внимание на предмет встречи, делая окружающий мир более разнообразным для ребенка. Например, прогулки по парку или в случае с настольными играми – рассказы про домашних и диких животных. В этих играх у ребенка развивается наблюдательность и здоровый интерес.
  • Игра с беседой. Во время нее ребенок как бы играет со словами, совершенствуя в разных направлениях своё речевое развитие: фонетическое, лексическое, грамматическое. В этих вариантах ребенок может играть в простую игру: ‘назови слово, начинающее с определенной буквы’.
  • Загадочные игры. Ребусы, загадки, хитрые вопросы. Основной задачей данной игры является выслушать полностью вопрос, проанализировав его, продумать свой ответ. В итоге предоставить ведущему, когда он спросит ученика, свой аргументированный ответ.
  • Предположительные игры. В их основе стоит всего одна фраза: ‘А что, если бы…’ продолжение всего действа, которое должен придумать ребенок. Ведущий игры дает вводные данные на ситуацию, и дети по очереди, аргументируя свой рассказ, предполагают что будет дальше.

Дидактические игры по развитию речи в средней и подготовительной группах

Старшая и подготовительная группы в детских садах занимаются развитием речи ребенка посредством дидактических игр. Конечно, они применяются и для деток младшего возраста, но там немного другой уровень сложности.

Разница в том, что игры направлены на разные стороны развития речи.

Если маленькие детки только учатся строить предложения, учат названия понятий и явлений, то дошкольники уже обучаются формированию более сложных предложений и словосочетаний, расширяют свой словарный запас.

 Они учатся правильно использовать склонения, спряжения, образовывать формы падежей и наклонений. На этой же стадии исправляются грамматические дефекты речи. В возрасте 5-6 лет дети уже могут учиться читать и писать, а потому очень важно уметь сформулировать свои мысли, чтобы записать их было легче.

На что направленны дидактические игры

  • Дидактические игры, проводимые в старшей и подготовительной группах направлены на развитие мышления и реакции. Насколько быстро и точно ребенок может сообразить что нужно сказать, и как именно этот оборот можно применить.
  • Развитие быстроты мышления способствует подготовке ребенка к школьным занятиям, скорому усвоению полученного материала и возможности его применения. А в дальнейшем, ребенок сможет быстро соображать, отвечая на вопросы учителей.
  • Дидактические игры в старшем возрасте так же способствуют развитию и концентрации внимания на определенны вещах. То есть, пока ведущий проговаривает задание, ребенок молча и сосредоточенно слушает его. При необходимости он отвечает на его вопросы, которые указывают насколько внимательно слушали преподавателя дети.
  • В таком возрасте развитие речи подразумевает умение подбирать синонимы и антонимы, различать слова, близкие по значению, правильно применять уменьшительно-ласкательные формы, сравнительные и превосходные степени слов. Так же, стоит отметить, что важно научить ребенка правильно определять род слова, чтобы верно согласовывать его с прилагательными в предложениях. Но до этого не все доходят, чтобы досконально изучить суть. Пока это на уровне: правильно сказать так, а не правильно – вот так.
  • Часто дидактические игры в старшей группе довольно активные и хорошо влияют на физические навыки ребенка: развивают ловкость и быстроту реакции не только мыслей, но и действий. Например, если дидактическая игра проводиться с мячиком и детям нужно ловить его или отбивать в зависимости от слов, которые произносятся на каждый бросок. Яркий пример такой игры – «Съедобное-несъедобное». Пока ребенок ловит мяч, он должен проанализировать слово и молниеносно отреагировать на него.

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

Так же, для дошкольников в играх предусмотрено продолжение развития тактильных, слуховых и зрительных анализаторов.

Ведь речь это средства общения и выражения своих наблюдений, которые в свою очередь мы получаем благодаря слаженной работе всех органов чувств.

Поэтому пересказать, как пахнет цветок, в деталях рассказать про свой поход к бабушке с ее изумительными блинчиками ребенок может с использованием описаний и запахов, и звуков, и трудностей в дороге.

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

В подготовительной группе дети начинают не только уметь использовать в своей речи антонимы, синонимы, но узнают названия этих понятий. Так же, многие игры обучают детей азам школьной программы русского языка. Например, узнают о частях словах, о том, что оно состоит из слогов, что буквы делятся на гласные и согласные, учатся различать понятия звука и буквы.

Некоторые дидактические игры, проводимые для деток из старшей и подготовительной групп нацелены на умение все больше примечать различные детали, находить как можно больше свойств того или иного предмета, явления или человека. На этом этапе развития речи так же, идет развитие логики и мышления в целом. Развивается воображение и творческие навыки детей.

Картотека и места проведения игр

Картотеку дидактических игр, которые актуальны для развития речи детейв старших и подготовительных группах можно использовать в качестве основы личной библиотеки. А также воспользуйтесь обучающей литературой, написанной опытными психологами и воспитателями.

Например, вы можете найти много дидактических игр, нацеленных на поиск ребенком предметов, которые объединены общим признаком: воспитатель называет цвет – дети говорят как можно больше слов, которые обозначают предметы такого цвета.

Проводиться такая игра может в свободной форме, когда дети просто по очереди называют слова. Или с мячом, когда детки ловят мяч и тот, кто поймал говорит слово. Можно даже устраивать небольшие соревнования, кто найдет в комнате больше предметов заданного цвета.

Нужно помнить, что любая игра должна не просто обучать детей, но и увлекать. Только в этом случае они почувствуют себя свободно и смогут проявить себя в полной мере.

Некоторые дидактические игры развивающие речь могут проводиться во время прогулки. Например, воспитатель может дать детям задания найти предметы из определенного материала.

Игру можно проводить в активной форме: воспитатель говорит, например, «железо» и все детки должна схватиться за что-то железное. Если воспитатель говорит «дерево», то дети должна держаться за дерево или сесть на лавочки, встать на деревянный пол беседки.

Такая игра развивает внимание, логику и реакцию детей.

И на природе, и в помещении можно проводить игру на угадывание предмета. Воспитатель или один ребенок загадывает предмет, который есть в поле зрения. Интереснее, если предмет сложный и имеет много характеристик. Дети должны постепенно угадать предмет. Например, загаданное слово «чашка».

Сначала ведущий (тот, кто загадал предмет) называет самые простые характеристики предмета, например, цвет. Затем он может сказать из какого материала сделан предмет, следом назвать его размер, для этого хорошо включить фантазию и придумать какую то метафору для обозначения размера (для слона маловата, для мышки великовата, а для человека — в самый раз).

Когда дети угадали предмет, ведущим может стать ребенок, который первый угадал слово и игра повторяется.

Дети старшего возраста так же хорошо принимают игры по ролям. Воспитатель раздает детям карточки с картинками животных, затем каждый ребенок показывает это животное. Можно сделать игру с элементами загадки. Например, ребенку досталась кошку.

И он описывает ее: ‘Живет у людей, любить молочко и ловит мышей’. Дети должны отгадать, что это за животное. Такая игра способствует развитию мышления, реакции и расширению кругозора.

Чем сложнее и необычнее животное, тем интереснее будет его показывать, описывать и отгадывать.

Итоги

Многие дидактические игры, проводимые в дошкольных образовательных заведениях (ДОУ) настолько популярны, и так хорошо принимаются, запоминаются детьми, что они могут самостоятельно играть в них со своими сверстниками во дворе или на переменах в школе.

Постоянные тренировки с помощью игр по развитию речи хорошо влияет на общее развитие ребенка, и способствует умению организовывать себя и своих товарищей для интересной игры.

Знания различного рода игр позволяет вашему ребенку проявлять в детских коллективах инициативу, участвовать в подобных играх и вести полноценную жизнь чувствуя определенную уверенность в собственных силах.

Самые простые дидактические игры для детей посещающих старшую или подготовительную группы (например, игра в слова, города) вы можете использовать даже во время дороги домой. Не обязательно все обучающие моменты оставлять на воспитателей сада и преподавателей в школе. Общаясь со своим ребенком, вы не просто играете и налаживаете дружеские отношения, но и придаете ему уверенность в себе.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Загрузка…

Источник: https://rucheyok.ru/rebenok/razvitie/didakticheskie-igryi-po-razvitiyu-rechi-starshaya-i-podgotovitelnaya-gruppyi

Дидактические игры по речевому развитию для подготовительной группы

Картотека дидактических игр для подготовительной группы Речевое развитие

Дошкольный возраст — короткий, но ценный период развития ребенка, во время которого происходят важные процессы восстановления личности.

Невмешательство в этот период может повлечь за собой отставание в развитии. Чтобы помочь детям освоить мир, используют разные методики. Одна из них — применение дидактических игр.

В этой статье рассмотрено, что они из себя представляют и какой результат дают.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей в подготовительной группе

Дидактические — это разновидность игр с правилами. Они создаются педагогами в целях обучения и воспитания детей. При этом исследования советских учителей и психологов показали, что все выполняют одну важную роль — развитие речевого аппарата.

Работа педагога в подготовительной группе

В отличие от других форм познания мира, обладают такими особенностями:

  • Каждая игра — это набор задач, которые решаются с помощью кубиков, карточек, картона и так далее.
  • Задача представляется перед детьми в виде осязаемых вещей.
  • Нельзя объяснять и подсказывать способ, порядок решения задач.

Важно! Объяснять правила необходимо пошагово, чтобы дети не запутались и не нервничали.

На что направлены дидактические игры

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе помогают ребенку в следующем:

  • Обучиться новым словам, их правильному произношению.
  • Научиться склонять и использовать речь связно.
  • Понять и услышать разницу между созвучными словами.
  • Узнать о разных формах слова, о применении предлогов и союзов.
  • Строить предложения.
  • Воспринимать интонацию и звуковые культуры речи.
  • Поставить диалоговую речь с собеседником.

Что включают в себя игры в подготовительной группе

Эффективность дидактических игр заключается в том, что ребенок не будет сидеть и слушать скучную лекцию, а захочет играть. Через игру маленький человек получает знания.

Обратите внимание! В процессе заинтересованный малыш даже не понимает, что занятия, в которые он вовлечен, созданы для его воспитания и обучения.

Учебное начало

Цель дидактических игр — развитие ребенка во всестороннем направлении. Они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с живой и неживой природой, по формированию математических представлений, систематизации и закрепление знаний.

Будущий школьник развивает мышление и свои умственные способности, а также совершенствует мелкую моторику и координацию.

Интеллектуальные игры

Игровое начало

Дидактические карточки включают в себя игру, так как именно она помогает ребенку не терять искру мысли и заинтересованности. Именно в дошкольном возрасте дети более всего подвижны, неугомонны. Им трудно усидеть на одном месте, а игра помогает на протяжении длительного времени быть сконцентрированными на одном занятие.

В процессе занятий приобретаются многие конкретные знания: изучаются движения предметов, величина расстояний, сила собственных движений, физические свойства окружающего мира — липкость, скользкость, непроницаемость.

Только во время игры маленький человек воспитывает культуру речи, общение. К тому же он учится работать в команде, помогает освоить другому информацию, высказывает свою точку зрения, находит общий язык со сверстниками.

Развитие коммуникативных способностей во время игры

Виды дидактических игры для развития речи в подготовительной группе

В зависимости от цели, которую ставит педагог, выделяют несколько разновидностей дидактических игр для развития речи.

Образовательные

Направлены на получение новых знаний, умений, закрепление пройденного материала. Игры формируют интерес к обучению, что очень важно на первых порах становления личности, когда определяются постоянные интересы ребенка.

В образовательной игре, в отличие от других, четко поставлена цель обучения детей соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть выделены и проверены в явном виде. Отличительная черта — в каждой игре есть четко поставленные задания, которые должны быть выполнены.

Важно! Образовательные занятия требуют значительных затрат умственных сил и напряжения, поэтому нельзя перегружать детей. Чрезмерные усилия приведут к нежеланию заниматься и рассеянности.

Развивающие

Цель таких дидактических игр — развитие определенных психических процессов, способностей ребенка и интеллектуальных качеств (внимания, памяти, мышления).

Развивающие игры могут быть разного содержания. Главные их отличительные черты:

  • Большинство игр не ограничиваются одним заданием, а позволяют придумывать детям и взрослым новые варианты задач.
  • В большинстве случаев широкий диапазон трудностей — от доступных 2-3 малышу до непосильных задач для школьников.
  • Решение задачи предоставляется не в абстрактной форме, а в виде видимых, осязаемых вещей.

Воспитательные

Эти игры организуются с целью освоения норм и правил поведения в обществе, общении, за столом, формирования определенных нравственно-эстетических ценностей, вырабатывания политического взгляда.

Обратите внимание! Большинство воспитательных дидактических игр развивают коммуникативные способности детей.

Он учится взаимодействовать с окружающими, проявлять манеры в тех или иных ситуациях. К тому же именно во время таких занятий связь педагога с ребенком укрепляется, малыш начинает доверять человеку, находит с ним общий язык.

Связь педагога и детей в игре

Обратите внимание! С 2018 года в России стали набирать популярность терапевтические воспитательные игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения. Их эффективность в дошкольном возрасте очень велика, поэтому сейчас они активно принимаются психотерапевтами.

Читайте еще:  Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж

Картотека игр для речевого развития по ФГОС в подготовительной группе

Дидактические игры по развитию речи для детей в подготовительной группе проводят как во время, отведенное для занятий, так и в часы самостоятельной деятельности. Место выбирает педагог. Если это подвижные занятия, то лучше всего устроить игру на улице, где хватит свободного пространства для всех. Деятельность с карточками, бумажками проводится за столом.

Федеральный государственный стандарт (сокращенно ФГОС) выделяет ряд игр для развития речевого аппарата, которые наиболее эффективны для детей в подготовительной группе, они представлены ниже.

«Венок из предложений»

Цель: Упражнение в составлении предложений.

Ход: Воспитатель произносит простое предложение. Далее ребенок называет последнее слово и с ним уже придумывают предложение. Так игра продолжается по кругу.

«Закончи слово»

Цель: Развить умение делить слова на слоги.

Ход: Дети становятся в круг. Педагог бросает любому ребенку мяч и говорит начало слова, а он должен бросить его назад и сказать конец слова. Например, ко-шка.

«Волшебные кубики»

Цель: Развить слуховую и зрительную память, научить производить синтез слова.

Ход: На стол кладут кубики, на каждой грани которого знакомые детям предметы, животные, явления. Воспитатель предлагает собрать любое слово, обращая внимания на первые звуки. Например, слон.

Обратите внимание! Ребенок сначала находит кубик, на котором изображена картинка, начинающаяся со звука [с], потом [л]. Так он составляет слово.

«Найди братца»

Цель: Научить различать твердые и мягкие знаки в слове.

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в ряд. Дети должны разложить изображение в 2 ряда, чтобы первые звуки были «братцами» первых звуков ряда. Например, «Йогурт» первый звук [й]. Ребенок положит во второй ряд йога, первый звук в этом слове [й]. Значит, йогурт и йог — братцы.

Дидактические карточки

«Веселый поезд»

Цель: Научить определять количество звуков в слове.

Ход: В руке каждого малыша билет — предметная картинка. Воспитатель предлагает каждому определить количество звуков в слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове.

«Сколько букв»

Цель: Научить ребенка считать и распознавать буквы в слове.

Ход: Педагог включает презентацию с изображением предметов, явлений или использует подготовленные карточки. Показывая на картинку, он просит сосчитать количество букв в слове. Можно усложнить задачу. Например, попросить сосчитать звуки или количество гласных букв.

Обратите внимание! Применение дидактических игр помогает педагогу в подготовительной группе воздействовать на интеллект, укреплять и развивать речь.

Можно сказать, что это сложное, многослойное педагогическое явление, которое развивает ребенка всесторонне, поэтому их использование обязательно для детей дошкольного возраста.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/rech/didakticheskie-igry-po-rechevomu-razvitiyu-dlya-podgotovitelnoj-gruppy

Играем в дидактические игры и развиваем речь

Картотека дидактических игр для подготовительной группы Речевое развитие

Речь – это средство обмена информацией с окружающим миром. Поэтому в школьных и дошкольных учреждениях развитию связной речи уделяется большое внимание. Дидактические игры по развитию речи – это способ формирования правильной речи, произношения, развития моторики и расширения словарного запаса.

Дидактические игры полезны тем, что они в игровой форме, не напрягая детей, развивают речевые функции. Картотека игр для дошкольников включает методы, используемые в целях развить речь, мышление и даже память.

Для малышей игра является основным средством обучения, к которому прибегают систематически воспитатели в дошкольных учреждениях и родители. Желание дошкольников играть проявляется постоянно, опытный педагог направит его в нужное русло, чтобы малыш в игровой форме развивался. А правильное и полноценное развитие возможно только в случае правильного подхода к постановке упражнений.

Золотое правило дидактики Коменского

Правило дидактики, разработанное ученым и психологом Я.А. Коменским, говорит о важнейшем принципе наглядности, без которого обучение перестанет быть эффективным. Принцип наглядности утверждает, что обучение целесообразно, если к нему подключить использование органов чувств.

  • Правило говорит, что к формированию познавательных процессов детей важно подойти, с практической точки зрения. Ребята будут делать опыты, наблюдать, ошибаться, делать собственные выводы. Только посредством таких методов процесс получения знаний приобретет эффективность.

Игры для младшей группы

Придумать упражнения и создать реквизиты для них нетрудно своими руками, материал найдется в каждом помещении. Малыши только начинают понимать окружающий мир, помогите им лучше понять речь, научиться формулировать мысли и отвечать на вопросы. Поиграйте в такие игры:

  • Распечатайте картинку, на которой изображена комната. Сделайте своими руками или распечатайте и вырежьте картинки с изображением животных: кошки, собаки, попугая, рыбки. Скажите, что животные не помнят, где их место. Попросите малыша расположить кошку НА диване, собаку – ПОД столом, попугая – НАД диваном, а рыбку – В аквариуме. Игра рассчитана на изучение предлогов. В ее ходе голосом выделяйте предлоги.
  • Назовите ребенку слово. Например, «чашка». Попросите назвать этот же предмет, только маленький. Если не угадает, скажите, что это «чашечка». Практикуйтесь с несколькими предметами за одну игру.
  • Скажите ребенку: «Что вокруг нас зеленое?». Пусть он перечислит зеленые предметы. Меняйте постановку вопроса. Варианты: о каких предметах я скажу, что они красные? Ты знаешь, какие предметы желтые?

Игры подходят для первой и второй младшей группы. Помните, что дети еще не способны долго концентрироваться на одном занятии, поэтому не занимайтесь с ними дольше, чем 20 минут в день, если только малыш не попросит большего.

Игры для средней группы

Ребята средней группы ДОУ уже умеют формулировать часть мыслей и имеют небольшой словарный запас. Чтобы повлиять на развитие связной речи, словарного запаса и мышления дошкольников, поиграйте с ними в дидактические игры:

  • Спросите у ребенка: «Что ездит». Перечисляйте предметы: поезд, самолет, карусель, машина, вагон. Поспросите малыша поднять руку, когда вы назовете транспорт, который ездит. Также поиграйте с ним, спросив, что летает, ползает, ходит.
  • Спросите ребенка: «Какая мама?». Он назовет характеристики матери (добрая, чуткая ласковая). Так же играйте, разговаривая о папе, бабушке. Позже попросите охарактеризовать предметы (стол – твердый, большой, коричневый и т. д.).
  • Научите малыша называть противоположные слова. Например: большой — маленький, лёгкий — тяжёлый, весёлый — грустный. Скажите ему 2 слова для примера, после чего он изъявит желание играть дальше.

Дошкольников легко заинтересовать, но не переусердствуйте с этим, чтобы малыши не теряли интерес в ходе игры.

Дидактические игры для старшей и подготовительной группы ДОУ

Дети старшей и подготовительной группы имеют сформированное мышление и способны выделять признаки предметов. Для развития мышления, памяти и связной речи поиграйте с ними в такие игры:

  • Купите или сшейте своими руками мешочек, в который положите 5 предметов. Дайте детям по очереди вытянуть из мешочка предмет, не смотря в него. Когда он вытянет предмет, попросите назвать 3 признака этого предмета (ручка – пластиковая, пишущая, белая).
  • Постройте детей в линию. Каждого ребенка просите назвать один предмет, который находится в комнате. Просите детей по очереди называть предмет не повторяясь. Малыша, который назовет больше слов, наградите призом.
  • Назовите предложение: я купил булку. Попросите детей произнести его во множественном числе: я купил булки. Попрактикуйтесь минимум с 5 предложениями за одну игру.

Для детей игровой процесс важен, поскольку они не заставят себя делать что-то, потому что «так нужно». Не заставляйте их играть, если желание отсутствует.

Игры на развитие сенсорных способностей

В повседневной жизни малыш постоянно сталкивается с цветами, звуками, запахами и другими явлениями. Дидактический материал для игр – это, своего рода, реквизиты. Ознакомление ребенка с обыкновенной матрешкой способствует развитию связной речи, восприятия, изучения цветов и форм, строительный материал в играх помогает изучить форму предметов.

Чтобы развивать сенсорное восприятие детей, играйте с ними в игры:

  • Посадите детей в ряд, поставьте перед ними корзину с разноцветными шариками. Рядом расставьте разноцветные емкости для шариков. Вызывайте каждого ребенка, предлагая ему вытянуть шарик определенного цвета и положить его в емкость этого же цвета.
  • Вам понадобятся воздушные шарики и разноцветные нитки. Позовите ребенка и предложите ему повязать на красный шарик красную нить, на синий – синюю, на зеленый – зеленую. Если малыш затрудняется, покажите ему пример.
  • Запаситесь леской и бусинками: маленькими и большими. Покажите, как вы нанизываете бусинки на леску. Делайте это, чередуя маленькую и большую бусинку. Попросите малышей повторить, следите, чтобы они нанизывали бусы в правильном порядке.

Сенсорные упражнения эффективны в дошкольном и младшем школьном возрасте для развития речи и внимания.

Коммуникативное развитие: развитие социально-познавательных процессов

Социально-эмоциональное развитие важно для ребенка, потому что он только осваиваться в обществе. Большой процент дошкольников ходит в детский сад в угнетенном состоянии, не расслабляется в коллективе сверстников. Игры на коммуникативное развитие помогают детям развиваться социально, распознавать эмоции и чувства окружающих людей. Поиграйте с детьми в такие познавательные игры:

  • Распечатайте несколько фотографий людей с разными эмоциями. Предложите детям угадать, какие эмоции изображены на каждой картинке.
  • Предложите детям нарисовать грусть, радость, удивление и страх.
  • Попросите ребят повторить эмоции, которые изображены на фотографиях. Для этого обеспечьте их зеркалами.

Подобные игры положительно влияют на замкнутых в себе детей, поскольку способствуют преодолению страхов перед публикой.

Игра: назови ласково

Игра «Назови ласково» показывает уровень грамматического развития детей, способствует расширению собственного словаря и художно-эстетическому развитию ребенка, поэтому она так популярна. Суть игры состоит в том, что педагог под контролем логопеда произносит фразы:

  • Цветок желтый, а цветочек… Ребенок отвечает: «желтенький»;
  • Груша вкусная, а грушка… Вкусненькая;
  • Кошка пушистая, а котенок… Пушистенький;
  • Торт сладкий, а тортик… Сладенький.

Придумайте больше таких фраз, чтобы работать с детьми дольше. Под контролем логопеда игру проводить эффективнее, чтобы контролировалась правильность речи.

Формирование грамматического строя речи

Роль формирования грамматического строя речи трудно переоценить, поскольку речь является основным средством общения, что считается основой для развития мышления, произношения и интеллекта.

Формирование грамматического строя речи происходит в дошкольном возрасте, а дидактические игры являются лучшим средством для этой цели. Они не только способствуют художественно-эстетическому развитию, но и посредством игр привлекают детей к проведению занятий. Классификация дидактических игр позволяет каждой группе преподносить материал, подходящий для возраста ребят.

Часто осуществление раннего развития требует помощи логопеда, но и в этом искусстве применяются дидактические игры.

Помните, что семья играет самую важную роль в развитии человека. Семья для детей до 10 лет является авторитетом. Поэтому играйте с ребенком в игры.

Если вы не знаете никаких упражнений, разработаны разные пособия, подходящие специально для развития связной речи, художественно-эстетического мышления, интеллекта, словарного запаса.

Роль занятий вы оцените, когда малыш пойдет в школу, и легко адаптируются среди новой обстановки.

Игра: назови, что изменилось

Игра развивает память, внимание и логическое мышление. Вам понадобится не меньше 6 разных игрушек. Разложите их в ряд перед детьми. Попросите запомнить последовательность игрушек.

Когда малыши насмотрятся, попросите их закрыть глаза, после чего поменяйте несколько игрушек местами или уберите одну. Предложите ребятам угадать, что изменилось. Самый внимательный из детей получает приз.

Игра: узнай по описанию

Игра является универсальной. Она развивает логику, память мышление детей, учит различать признаки предметов.

Для проведения игры вам понадобится несколько наборов картинок, которые различны по некоторым признакам. Например, набор с синим, белым снеговиком с длинной морковкой или короткой, с метлой или без. То есть, все картинки в наборе – это снеговики, но они разные. Попросите ребят выбрать такого снеговика, которого вы опишите.

Как показывает практика, ребятам нравится эта игра.

Игры на звуковую культуру речи

Развитие звуковой культуры – это важная составляющая детского развития. Оно помогает малышу различать звуки и слова, правильно произносить предложения и формулировать мысли. Игры на звуковую культуру:

  • Имитируйте голоса животных. Предложите детям угадать животное по звукам, которые оно издает. Поменяйтесь с ребенком ролями.
  • Шепните на ухо ребенку, который сидит первый в линии, название любого предмета в комнате. Он передает это слово по цепочке, а последний малыш в линии встает и показывает на предмет.
  • Спросите ребят, на чем можно ездить. Они перечислят: машина, автобус, трамвай и т. д. Также спросите, на чем можно летать, что можно есть, где можно гулять и т. д.

Дидактические игры – это универсальный метод развития детей дошкольного возраста. Проводите их регулярно, и малыш не будет испытывать трудностей в школе.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/child/defectology/didakticheskie-igry-po-razvitiyu-rechi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.