Конспект занятия Звук х и буква Х

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе: «Звуки Х-Хь. Буква Х»

Конспект занятия Звук х и буква Х

Аннотация.

Данная методическая разработка – конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе содержит игры на различение звуков по их акустическим признакам, задания на развитие пространственных представлений и на развитие навыков звукового анализа и синтеза. Эти задания, на мой взгляд, являются неотъемлемым условием предупреждения дисграфии у детей с ОНР в младшем школьном возрасте.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе.

Тема «Звуки Х-Хь. Буква Х»

Цель.

  • Закрепить умение дифференцировать на слух и в произношении звуки х-хь. Познакомить с буквой Х.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение различать звуки х-хь по их акустическим признакам; продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
  • Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
  • Развивать пространственную ориентацию.
  • Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
  • Укреплять мускулатуру щёк.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.

Материалы и оборудование.

  • Интерактивная доска. Интерактивные демонстрационные таблицы «Обучение грамоте» В.Г. Горецкого «Русская азбука» (серия «Школа России»). Магнитная доска. Маркер. Картинки с изображением буквы Х, хомяка и хорька. Наборы для звукового анализа слов. Позиционная карта демонстрационная. Карточки с изображением напечатанных букв. Бумажный хомячок на пальчик (гимнастика для глаз).

Ход занятия

1.​ Оргмомент.

– Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вас, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

– Говорим всегда красиво,Четко и неторопливо,Ясно, громко говорим,

И, конечно, не спешим!

Послушайте загадку:

Загадка:

Я устраиваюсь ловко,У меня с собой кладовка,Где кладовка? за щекой!Вот я хитренький какой.

Кто это? (хомяк)

Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?) Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые). Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (х,хь). Мы будем продолжать упражняться в различении этих звуков.

Расскажите Хоме и Химу про эти звуки, дайте характеристику звуку Х. С кем будет дружить х с Хомой или с Химом? Почему?

Звуку Хь. С кем будет дружить хь. Почему?

Дети дают характеристику звукам, выставляются соответствующие обозначения: синий и зелёный колокольчики без язычка.

Чтобы уметь различать твёрдый и мягкий согласные х-хь, наши гости предлагают вам поиграть в игру с пингвинами на нашей волшебной доске. Объясняю правило.

Пингвины принесли слова: хобот, хитрый, холодильник, уха, петух, муха, хомяк, халат, кухня. Необходимо разместить пингвинов либо на твёрдую льдину, либо в мягкий сугроб.

Образец ответа: « Я посажу этого пингвина на льдину, потому что в слове холод слышится твёрдый звук Х»).

Молодцы! Хома и Хим довольны тем, как вы справились с заданием.

2. Физминутка.

– А сейчас: раз, два, три, четыре, пять –

Становитесь в круг играть.

(Дети встают в полукруг у доски).

В русском языке с этими звуками много слов, а я предлагаю вам поиграть с маленькими словами: ОХ, АХ, УХ, ЭХ. Когда мы можем употребить их? Бабушка несёт тяжёлую сумку ОХ! ОХ! ОХ! Вместе с детьми имитируем ходьбу с тяжёлыми сумками. Мы помогли бабушке донести сумки. Потом нарубили бабушке дров – УХ! УХ! УХ! Бабушка заахала от радости– АХ! АХ! АХ! А мы пляшем в хороводе ЭХ! ЭХ! ЭХ!

3. Введение в тему.

– Как славно мы поиграли со звуками х,хь! – Ребята, звуки мы слышим и произносим. А чтобы обозначить звуки на письме, люди придумали специальные знаки – буквы. Хома и Хим принесли нам букву, которой обозначают звуки Х и Хь на письме. Это буква Х. (Выставляю букву Х на магнитную доску).

– Хорошо уметь читать, букву Х нам надо знать.

– На что похожа буква Х?

– Их скольких элементов она состоит?

– Давайте изобразим букву Х в воздухе пальчиком. Нарисуем на ладошке друг у друга. Соорудим её из рук.

– Напишем её на волшебной доске.

(Аня напишет букву Х синим маркером в правом верхнем углу и т д.). Дети комментируют свои действия. Хома и Хим довольны тем, как изобразили их букву Х на доске.

4. Наши глазки устали.

– А теперь мы сделаем гимнастику для глаз. Напоминаю правила выполнения гимнастики.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок.Хомка рано встаёт, глазки свои хомка трёт.Поморгает, раз,два, три. Вдох и выдох – посмотри.Далеко ручей бежит, на носу комар сидит.Смотрит хомка выше, ниже, вправо, влево, дальше, ближе.

Осмотрел он всё кругом – оп, и в норочку бегом.

6. Какие интересные игры нам предложили хомяк и хорёк! Я предлагаю составить звуковые схемы слов – ХОМА и ХИМ. Дети садятся за столы.

Далее проводится игра «Живые звуки».

7. Хома и Хим хотят убедиться в том, что вы хорошо запомнили букву Х. Они предложили вот такое задание на внимание: среди других букв отыскать букву Х и обвести её в кружок красного цвета. Перед началом задания дети выполняют самомассаж пальцев рук карандашом. Дети выполняют задание за столами.

9. Итог.

С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает? Молодцы. Хома и Хим довольны тем, как вы работали на занятии.

Мелихова Л.Н.,
учитель-логопед

Источник: http://LogoPortal.ru/konspekt-zvuk-i-bukva-h/.html

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук Х, Хь. Буква Х.». Подготовительная группа

Конспект занятия Звук х и буква Х

Цель: знакомство со звуками Х и Хь и их буквенным обозначением

Задачи:

  • Учить детей дифференцировать звуки в слогах и словах;
  • Развивать фонематический слух;
  • учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка;
  • Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова;
  • Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко — слоговой анализ коротких слов;
  • Учить составлять предложения по схеме;
  • Познакомить с буквой Х и её графическим написанием;
  • Развивать умения составлять слоги и слова из разрезной кассы букв;
  • Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Учить работать в коллективе.

Оборудование: картинка хомяка; пенал со звуковыми схемами; касса букв.

Итог занятия

  • С какими звуками мы сегодня познакомились?
  • С Какой буквой? На что похожа буква Х?

Сладкова Екатерина Александровна
учитель-логопед. МБ ДОУ «Детский сад №227»
г. Новокузнецк, Кемеровская область

© 2012-2019. “СмолЛогопед” – логопедический образовательный портал для родителей. Копирование материалов без активной ссылки на сайт автора запрещено!

Источник: https://smollogoped.ru/konspekt-frontalnogo-zanyatiya-po-obucheniyu-gramote-tema-zvuk-h-h-bukva-h-podgotovitelnaya-gruppa/

Портал образования | Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему

Конспект занятия Звук х и буква Х

Веселова Татьяна Викторовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ д⁄с №3 “Солнышко”
Населённый пункт: Тверская область п.

Селижарово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему “Звуки Х Хь, буква Х”
27.11.

2018
Раздел: дошкольное образование

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «В гости к Хомке. Звуки [Х], [Х*]. Буквы Х х».

Цель: знакомство со звуками [Х], [Х*] и с буквами Х х.

Задачи:

Образовательные

Закреплять у детей представления об артикуляционном укладе звуков

[Х] и [Х`].

Отрабатывать навыки выделения заданного звука в слове, определение

места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Закреплять умение дифференцировать звуки [Х] и [Х`].

Упражнять в делении слов на слоги.

Закреплять образование множественного числа существительных.

Закрепить знания о предложении.

Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х».

Учить детей выкладывать букву Х из гороха, печатать буквы Х х.

Развивающие

Развивать фонематический слух.

Расширять и уточнять словарь детей.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать навыки творческого воображения.

Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и

логическое мышление.

Воспитательные

Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям.

Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца;

Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку при работе в парах.

Ход занятия.

I. Организационный момент:

– Ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие в страну

ЗВУКЛЯНДИЮ. Вы готовы?

Проверим ваш язычок, готов ли он разговаривать? (артикуляционная

гимнастика).

Проверим ваши ушки, готовы ли они слушать? (самомассаж ушей).

Проверим ваши глазки, готовы ли они смотреть? (самомассаж глазных

яблок).

Проверим ваши пальчики, готовы ли они писать? (массаж рук и пальцев).

Проверим ваш мозг, готов ли он думать? (самомассаж висков).

– А на чём же мы сегодня отправимся в путешествие?! Послушайте

внимательно, может быть по звучанию транспортного средства вы

догадаетесь, на чём предстоит нам отправиться в путь?

Звучит фонограмма «Смех, хохот»

(Дети смеются в недоумении)

– Я предлагаю вам отправиться сегодня на СМЕХОЛЁТЕ или по-другому его

называют ХОХОЛЁТ. А почему у него такое название? (ответы детей)

– Ну, что готовы к взлёту? Глубоко вдохнули, выдохнули; улыбнулись,

расправили крылья, завели моторы и полетели.

(Дети под звук фонограммы «Смех, хохот» имитируют полёт, садятся на

свои места за рабочие столы)

II. Сообщение темы занятия.

-Ребята, в стране Звукляндии нас должен встретить мой друг, а кто это,

отгадайте загадку:

ЭТОТ МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК

ЗЕРНА ЗАПАСАЕТ ВПРОК.

ЩЕКИ НАБИВАЕТ ТАК…

ЭТО ДЕЛАЕТ…. (ХОМЯК

-Правильно, нас ждет хомяк Хомка. Давайте произнесем предложение

«РЕБЯТ ЖДЕТ ХОМКА» с разной интонацией. (Дети произносят данное

предложение с разной интонацией, смотря на знаки препинания ? ! и . Но, что

это?

(Дети слышат фонограмму храпа «Х-х-х-х», педагог открывает большую

коробку с мягкой игрушкой ХОМЯК, веки которого закрыты)

-Ребята, смотрите, Хомка спит. Как вы думаете, с какими звуками он хотел

нас сегодня познакомить? (Дети отвечают – [Х] и [Х`])

-Сегодня мы встретимся со звуками [Х] и [Х`], а также познакомимся с

буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

– Почему же он спит? А-а! Я знаю, он, когда увидит вот этого

зверька (показывает картинку ХАМЕЛЕОНА), сразу пугается и засыпает. А

вы знаете, кто это? (ответы детей).

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

– С какого звука начинается слово ХАМЕЛЕОН, ХОМКА? Вспомните, как

храпел Хомка. (Дети отвечают – [Х]).

– Давайте произнесем его, что это за звук, охарактеризуйте его. (Дают

характеристику по схеме) – Значит, какой это звук? (согласный)

– Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при

произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

(не звенит)

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)

– А есть ли брат у звука [Х]? Давайте произнесём звук [Х`]. (Дают

характеристику по схеме)

– Значит, какой это звук? (согласный)

– Он твёрдый или мягкий? (мягкий)

– Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при

произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим.

(не звенит)

– Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)

– Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь.

– Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] – твёрдый)

-Посмотрите, Хомка всё спит, совсем не слышит нас. Давайте поиграем в его

любимые игры, может он и проснется.

IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных

звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].

-Хомка очень любит кушать. Отгадайте, что больше всего ему нравится. Я

буду называть продукты, а вы поднимайте руку только тогда, когда услышите

в их названии звуки [Х] и [Х`].

(Педагог называет слова: хлеб, конфеты, сок, халва, макароны, сухари,

компот, орехи, сахар, каша, горох, хурма)

– Хома спит, давайте поиграем в другую игру. (Дети называют 3 картинки,

определяют место звуков [Х] [Х`] в каждом слове, определят твердый он

или мягкий, закрашивая кружочки соответственно синим или зеленым

карандашом; считаю количество слогов в каждом слове))

– Нет, не просыпается наш Хомка. Давайте в другую игру поиграем,

называется она «ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ» (Педагог называет слова, дети

поднимают карандаши синий или зелёный, соответственно услышанным

звукам [Х] [Х`]. Слова: хлопушка, смех, духи, ухо, холод, мухи, хитрый, мох,

пух)

-Следующая игра «4-й лишний». Произнести названия картинок, найти и

зачеркнуть ту, в которой нет звуков [Х] [Х`]. (Дети сначала выполняют

задание индивидуально в тетради, затем работают аналогично в парах.

Каждый раз производится проверка)

-Игра «ОДИН-МНОГО» (Пасту. – …пастухи, лопу. – …….., пету. – ……., запа.

– ……..,стра. – …….)

V. Физпауза

– Спит Хомка. Я кажется, догадываюсь, как его разбудить! Надо рассказать

стихотворение про него и станцевать.

(Дети читают стих про Хомку, имитируя движения, и танцуют танец

«Веселая зарядка»)

-Смотрите, ребята, Хомка проснулся! (Хомка открывает глаза, поднимается

из коробки и здоровается с детьми)

VI. Знакомство с буквой «Х». Закрепление зрительного образа буквы.

– Ребята, наш хомячок Хомка рад встрече с вами. С какого звука начинается

его кличка? Правильно! А звуки [Х] и [Х`] обозначаются буквой «Хх».

Давайте сделаем ему подарок, ведь мы же пришли к нему в гости.

(Дети выкладывают на основу из пластилина изображение буквы «Х» из

гороха)

– А теперь давайте напечатаем букву «Х» в тетради. Как вы думаете, на что

она похожа? (крестик)

(Дети после показа педагога пишут в тетради буквы «ХХ», чередуя, педагог

их хвалит от имени Хомки).

VII. Рефлексия.

– А теперь настало время нам прощаться с Хомкой. Пора возвращаться

обратно в детский сад.

– Я думаю, что и вы полюбили Хомку. Давайте подарим ему улыбки.

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ, БОЛЬШАЯ – эту улыбку подарят те ребята, кто

активно работал на занятии, не отвлекался, научился многому.

ОРАНЖЕВЫМ ЦВЕТОМ, НЕБОЛЬШАЯ – эту улыбку подарят те ребята,

кто работал хорошо, но иногда отвлекался, не всё у него получалось.

РОЗОВЫМ ЦВЕТОМ, МАЛЕНЬКАЯ – эту улыбку подарят те ребята, кто

часто отвлекался, был невнимательным, всё удавалось ему с трудом.

(Дети помещают свои выбранные улыбки на доску)

-Что удалось сегодня вам на занятии, а может что-то показалось

трудным? (ответы детей)

-Кого бы вы хотели поблагодарить? (ответы детей)

IX. Итог занятия

– С какими звуками мы познакомились сегодня в стране Звукляндии? С кем

подружились? Пора лететь домой! Вспомните, на каком транспорте мы

прилетели? (ответы детей)

(Дети улетают под звук фонограммы «Смех, хохот»)

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=8352

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.