Творческий проект по технологии
Творческий проект по технологии: пример. Творческая работа учащихся
Образование 19 апреля 2016
По новым федеральным стандартам творческая работа по технологии является обязательной частью образовательного процесса.
Такая деятельность должна продемонстрировать те навыки, умения, которые были приобретены учащимся на уроках технологии. Благодаря такой работе они могут проявить свою индивидуальность.
Кроме того, творческая работа по технологии помогает ребенку на практике воспользоваться теоретическими знаниями.
Зачем нужны проекты по технологии
Благодаря проектной деятельности развиваются следующие качества:
- эстетический вкус;
- творческие способности;
- логическое мышление.
Все творческие проекты для девочек, создаваемые на уроках трудового обучения, можно использовать в повседневной жизни.
Что такое проект?
В буквальном переводе «проект» означает «брошенный вперед». Подобная форма работы широко используется в современной школе, позволяет педагогу формировать у школьников правильную социальную позицию. Все темы творческих проектов по технологии направлены на приобретение навыков планирования, раскрытие творческих способностей, развитие индивидуальности.
Когда появился метод проектов?
В России технология проектов появилась в 1925 году, но особого распространения не получила. Лишь после введения новых образовательных стандартов проектная технология стала считаться в РФ одним из способов формирования гармонически развитой личности, стала обязательной в образовательных учреждениях.
Каковы преимущества проектной технологии?
- Творческий проект для мальчика – первый опыт социализации, возможность адекватной оценки уровня его мастерства сверстниками и педагогом.
- Проектный метод позволяет педагогу на каждом этапе работы внедрять системно-деятельностный подход, максимально развивать творческие способности учащихся.
- Школьники получают возможность решать те задачи, для которых им будет достаточно знаний.
- Специфика проектной деятельности подразумевает работу в группах, в результате чего формируется коллектив, дети учатся выстраивать межличностные отношения.
Проект предполагает получение нового результата за конкретный промежуток времени.
К примеру, творческий проект «Вышивка крестом» можно использовать как вариант подарка маме, сделанного своими руками к Международному женскому дню.
Классификация проектов по технологии
В зависимости от характера проекты делят на инновационные и на поддерживающие варианты. Творческий проект по технологии «Вышивка крестом» можно отнести к поддерживающему проекту. Проект по изготовлению необычной дачной мебели по праву можно назвать инновационным решением.
Кроме того, на уроках обслуживающего труда можно реализовывать проекты разной направленности: научно-технические, социальные, образовательные. «Изготовление кружевной салфетки» — образец творческого проекта по технологии образовательного вида, так как он направлен на получение навыков вязания крючком.
Кроме того, есть подразделение всех проектов по срокам исполнения:
- краткосрочные;
- долгосрочные;
- среднесрочные.
Этапы проекта по технологии
- Создание структуры.
- Оценка реалистичности.
- Планирование работы.
- Формирование бюджета.
- Оформление и представление.
- Анализ полученных результатов, внесение корректировок (при необходимости).
Структура проекта
Как любой проект, любой образец творческого проекта по технологии должен иметь определенную структуру:
- наименование;
- постановка проблемы (актуальность);
- цель и задачи;
- планирование деятельности;
- примерный срок реализации;
- предполагаемые результаты по проекту;
- бюджет (смета расходов).
Именно от того, насколько ребенок научится определять цели работы, ставить перед собой задачи, напрямую зависит его успешность в жизни.
Конкурс творческих проектов направлен на поощрение деятельности тех школьников, которые хотят сделать что-то своими силами.
К примеру, в рамках таких ежегодных конкурсов школьники и студенты технических училищ демонстрируют свои практические умения и навыки.
Результаты статистических исследований, проводимых в нашей стране, подтверждают связь между проектной деятельностью и успешной карьерой.
Многие известные предприниматели и политики смогли реализовать себя именно благодаря проектному типу мышления.
В современной школе существуют все возможности для полноценного формирования проектного мышления, для этого и были введены в ФГОС проектирование и исследовательская деятельность.
Проекты по технологии как вариант обучения
Попробуем разобраться, что собой представляет творческий проект по технологии. Пример такой деятельности – создание деревянной табуретки. До того как приступать к непосредственной сборке изделия, участники проекта изучают теоретические вопросы (элементы изделия, варианты крепления деталей), уделяют внимание технике безопасности.
Табуретка своими руками
Проект «Табуретка» кажется простым только на первый взгляд. В реальности дело обстоит гораздо сложнее, ведь нужно подобрать оптимальные размеры ножек, параметры основания табуретки, чтобы получить не только красивое, но и устойчивое изделие.
В проекте могут присутствовать элементы исследований, рефератов, докладов. Например, можно проанализировать, как менялась форма, внешний вид табуретки, проследить применение исходных материалов для ее создания.
Творческая работа такого вида основывается на самостоятельности школьников.
Каждый творческий проект по технологии (пример можно привести любой: вышивка, резьба по дереву) направлен на сотрудничество учащегося и педагога. Уже в раннем возрасте у ребенка формируются первоначальные навыки профессионального мастерства, на их основе ребенок может выбрать и свою будущую профессию.
В подобной деятельности сочетаются сразу несколько видов работы: парная, индивидуальная, групповая, коллективная. Учитель является консультантом, партнёром, координатором, а основная доля работы ложится на плечи самих учеников. Каждый творческий проект по технологии (примеры будут приведены ниже) побуждает ребят приобретать новые умения и знания.Работая над определённой темой, школьники получают конкретный результат, что положительно сказывается на их самооценке.
Проект «Мягкая игрушка»
Не все девочки любят шить, но все без исключения обожают мягкие игрушки. Для того чтобы соединить их любовь к мягким игрушкам с обычными уроками технологии, можно реализовать проект по изготовлению пушистого зайчика. Целью работы будет создание мягкой игрушки. Исходные материалы для работы — кусочки меха, нитки, иголка, наполнитель для игрушки, картон для выкройки.
Проект подразумевает работу в группе. Одна девочка будет заниматься выкройкой будущего зайчика. Выкройку можно подобрать готовую либо сделать самостоятельно. В задачу второй рукодельницы входит соединение деталей. Еще одна участница проекта будет наполнять готовые детали мягким наполнителем.
В завершающем этапе, в рамках которого будут соединяться между собой отдельные детали, принимать участие будут все девочки.
Примеры творческих проектов для девочек
Для того чтобы подарить на 8 Марта маме оригинальный подарок, необязательно тратить деньги, сделать его можно своими руками. Творческий проект «Открытка маме» предполагает создание красивой открытки в технике скапбукинга. На первом этапе девочки знакомятся с особенностями техники, рассматривают готовые изделия. Далее вместе с педагогом они ставят цель: сделать необычную и яркую открытку.
Для достижения этой цели подбирают материалы: цветной картон, атласные ленты, фигурные дыроколы, половинки жемчуга. Далее намечается план действий, анализируется последовательность работ, распределяются обязанности между участниками проекта. Творческий проект по технологии — пример использования доступных материалов для получения оригинального результата.
Предлагаем последовательность действий:
- Обычный картон сгибаем пополам, выбрав желаемый размер открытки (10 на 15 см, 20 на 25 см).
- Далее с помощью фигурного дырокола придаем открытке необычную форму, обрезаем края. Форму можно придать и с помощью фигурных ножниц, имеющихся в свободной продаже.
- Приступаем к самому важному моменту – оформлению наружной части открытки. На этом этапе девочки смогут проявить свои творческие способности, придумать для декора бантики из атласной ленточки, необычные картинки. В качестве дополнительного штриха можно рассмотреть крепление половинок жемчуга.
- Пока одна группа занимается оформлением лицевой части открытки, вторая группа может продумать внутреннее содержание: текст, оформление. Самым простым способом будет распечатка на цветном принтере готового шаблона, но стихи или поздравление собственного сочинения будет гораздо приятнее для мам.
- На завершающем этапе проекта нужно приклеить к готовой открытке поздравление.
Такой проект обязательно сплотит девочек, поможет учителю решить массу проблем, связанных с межличностными отношениями подростков.
Пример индивидуального проекта по технологии
В качестве примера проекта, выполнять который должен один ученик, приведем вязание крючком. Для того чтобы изготовить вязаную сумочку, девочка сначала должна овладеть теоретическими знаниями. Учитель знакомит с методикой вязания крючком, помогает подобрать модель изделия, выбрать нитки.
Месте с наставником рукодельница выбирает размеры изделия, вариант вязки, ее плотность. Второй этап проекта предполагает индивидуальную работу школьницы. Задачей педагога является периодический контроль качества получаемого изделия, а также помощь при появлении затруднений и сложностей.
Конечным результатом подобного проекта должно стать готовое изделие – необычная вязаная сумочка.
Заключение
Педагог, применяющий в своей работе проектную технологию, соответствует тем требованиям, что предъявляются к нему в рамках перехода на новые стандарты образования.
Именно в такой совместной деятельности с учениками формируются доверительные отношения, возникают все предпосылки для всестороннего развития личности ребенка. Попытки найти вместе ответ на поставленную педагогом задачу способствуют формированию коммуникативных навыков.
Школьники, имеющие опыт работы над разнообразными проектами, не испытывают сложностей при обучении в средних специальных и высших учебных заведениях.
Учебная деятельность по ФГОС предполагает не простое заучивание теоретического материала, а отработку его на конкретных примерах. Плодотворнее сотрудничество в процессе работы между учениками и педагогом приводит к формированию умений ставить перед собой цель, искать рациональный способ ее достижения.
Аналитические навыки, приобретённые на уроках технологии, помогут ребятам принимать быстрые и правильные решения в повседневной жизни. Проектный подход отличается гуманизмом, уважением к личности школьника, позитивным зарядом.
Данная деятельность направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, решения проблемы адаптации в современном обществе.
Источник: .ru
Источник: https://monateka.com/article/182460/