Сборник дидактических игр по ФЭМП по возрастам

Дидактические игры по ФЭМП

Сборник дидактических игр по ФЭМП по возрастам
Дидактические игры по ФЭМП.

Цель:

  • развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;
  • формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры;
  • сравнивать их по величине;
  • закреплять знания цветов.

Оборудование: обручи-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры

К ребятам приходит петрушка и приносит коробочку. В ней лежат геометрические фигуры на каждого ребенка. На полу лежат три обруча, в каждом из них находится геометрическая фигура.

Воспитатель раскладывает на столе перед детьми набор геометрических фигур. Затем предлагает рассмотреть фигуры. Назвать их. Уточняет цвет. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках.

Предлагает разместить «жильцов» в домики.

– По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

– По форме (в красном домике – круги и т.д.).

– По величине (в красном домике – большие треугольники и т.д.).

Дидактическая игра «Умные прищепки»

Цель:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • закреплять умение различать и назвать цвета;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: цветные круги из бумаги, поделенные на сектора, разноцветные прищепки.

Ход игры

Воспитатель предлагает найти в группе новый предмет. Дети находят коробочку и открывают ее. В ней лежат разноцветные круги и прищепки. Воспитатель предлагает назвать цвета на кругу. Затем предлагает подобрать прищепки такого же цвета.

Дидактическая игра «Веселые мячи»

Цель:

  • развивать умение сравнивать предметы по величине;
  • развивать зрительное восприятие, мышление;

Оборудование: корзина с большими и маленькими мячами, две дорожки – длинная и короткая.

Отчет о самообразование

Тема «Развитие математических способностей детей через дидактические игры»

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».
Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

Работа с родителями

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».
4. Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».
5.Оформление папок передвижек « Математика в жизни ребенка».
6.Проведение родительских собраний «Развитие математических способностей детей через дидактические игры»

Отчет воспитателя о проделанной работе за год

Родительское собрание на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.»

Уважаемые родители!

Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Сегодня нам предстоит разговор об умственном развитии детей через математическое развитие. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Вопрос:Как вы считаете, необходимо ли заниматься математикой в детском саду? (Высказывания родителей)

«Мозговой штурм». Сейчас мы предлагаем вам по-очереди назвать главные, на ваш взгляд, задачи математического развития детей в дошкольном возрасте (высказывание родителей).

Обобщение:задачи математического развития:

  1. Развитие познавательной активности, самостоятельности, творчества и инициативы.
  2. Активизация познавательных способностей (аналитико-синтетическая деятельность).
  3. Освоение средств и способов познавательной деятельности.
  4. Накопление опыта, освоение свойств предметов, отношений и зависимости, закономерности.

Мы предлагаем вам познакомиться с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. Согласно этой программе ваши дети знакомятся с математикой как наукой.

Рассматриваем каждый из разделов программы: «Количество», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени» с точки зрения ожиданий родителей и того, что нам предлагает программа, и, что должны освоить дети к концу года.

Какие же формы организации работы по математическому развитию используются в детском саду?

  • Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, развивающие игры).
  • Вне занятий, в развивающей среде группы.

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.

Например, дидактические игры с логическими блоками распределены по возрасту детей, но каждую игру возможно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества взрослых.

Логические блоки можно использовать:

  • в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
  • как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки» и т.п.);
  • в сюжетно-ролевых играх: Магазин – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд – билеты, места.

Предлагаем провести конкурс находчивых и сообразительных с целью повышения педагогической компетентности родителей.

Конкурс 1.Составь фигуру

Участникам команд предлагается набор логических блоков, из которых они должны составить фигуры людей, животных.

Конкурс 2.Кроссворд

Предлагается назвать известные математические термины.

По горизонтали:

3. Структурная часть арифметической задачи. (Вопрос.)

5. Мера длины на Руси. (Сажень.)

7. Арифметическое действие. (Вычитание.)

По вертикали:

1. Пространственный признак предметов. (Форма.)

2. Совокупность групп предметов. (Количество.)

4. Установление взаимодействия между предметами и отрезками натурального ряда чисел. (Счёт.)

6. Графическое выражение числа. (Цифра.)

Конкурс 3.Определи цель игры

Командам предлагается взять по несколько игр, представленных на выставке, и определить их цели и значение в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста.

Решения родительского собрания (рекомендации):

  1. Создать в семье необходимые условия для правильного развития и воспитания ребёнка.
  2. Не увлекаться ранним обучением чтению и письму, а развивать в ребёнке его безграничные потенциальные возможности.
  3. Пересмотреть игрушки ребёнка, пополнив их развивающими и обучающими играми.
  4. Выделять как можно больше времени для общения и игр со своим ребёнком.

Консультация для родителей второй младшей группы «Математика для малышей»

Со 2 младшей группы проводится непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (1раз в неделю, по 15 минут, по подгруппам).

Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку (отбери все синие кубики и т. п.).

Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе. 

Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, высоте, широте.

Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), узнавать модели этих фигур, не смотря на различия в их окраске и размерах.

Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят строительный материал, на основе которого дети знакомятся с шаром, кубом.

Для развития навыков обследования формы и накопления соответствующих представлений организуют игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур. Существенное значение придается обучению малышей приемам обследования фигур (обведение контуров моделей геометрических фигур и прослеживанию взглядом за движение руки). 

Во второй младшей группе детей учат ориентироваться в пространственных направлениях (на, над, под…), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал. 

На одном занятии дается от 2 до 4 разных заданий. Каждый повторяется не более 2 – 3 раз. Педагог во время НОД следит за состоянием детей, так как утомление может привести к потере интереса к занятию. Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер.

Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

Занятия часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов, это заинтересовывает и активизирует детей. 

Большое значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (предметы на картинки).

При этом происходит формирование логического мышления.

Практика показывает, что решение логических задач расширяет словарный запас, облегчает общение со сверстниками, позволяет научиться высказывать и обосновывать свои суждения. Повышает наблюдательность и внимание. 

С первых занятий у детей младшей группы начинают формировать навыки к учебной деятельности: дети занимают своё место, сидят смирно и встают только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы. 

На занятиях и в повседневной жизни широко используется дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, мы закрепляем, углубляем и расширяем математические представления детей.

В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве. С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально.

Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать новые знания наравне со всеми.

Математические игры: «Разложи по цвету», «Геометрическое лото», «Найди отличия», «Найди пару», «Сосчитай и назови», «Что вокруг», «Прятки», «Что лишнее», «Продолжи узор», «Лабиринт», различные виды мозаики, различные виды строительного материала, счетные палочки, «Большой, маленький», «Сложи по порядку», «Сделай также», «Чего не стало», «Легкий счет».

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/didakticheskie-igry-po-femp-20936/

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Сборник дидактических игр по ФЭМП по возрастам

Математика для малышей — это прежде всего знакомство с основными математическими понятиями и формирование элементарных математических представлений. К поступлению в школу мальчишки и девчонки должны уметь считать в пределах 10, уметь сравнивать объекты по различным признакам, знать основные геометрические фигуры и свободно оперировать пространственными понятиями.

Нет лучшего инструмента для развития математических способностей дошколят, чем увлекательные дидактические игры, материалы для которых вы можете изготовить своими руками.

Игра 1. «Цветочный счёт»

Польза игры:

  • тренировка количественного счёта до 10;
  • повторение/изучение цифр;
  • повторение/изучение цветов;
  • формирование навыка соответствия количества цифре;
  • развитие произвольности.

Дидактический материал:

Из плотного картона вырежьте 7 разноцветных кружков. Пронумеруйте их цифрами от «3» до «10».

Для каждого круга надо вырезать лепестки того же цвета. Количество лепестков должно совпадать с цифрой в серединке.

Как играть:

Ребёнок получает серединки от цветков. Рассматривает их и выполняет задания взрослого:

  1. Какие фигурки ты получил?
  2. Сколько у тебя кружочков?
  3. Что написано в каждом кружочке?
  4. Разложи кружки по возрастанию указанных в них чисел.
  5. Собери цветочек вокруг каждой серединки. Цвета лепестков и серединки должны совпадать. Количество лепестков указано в кружочке.

Вы можете варьировать количество кругов. Можете по-разному формулировать вопросы и задания, адаптируя игру под возраст и знания вашего малыша.

Игра 2. «Математический поезд»

Польза игры:

  • закрепление порядкового счёта;
  • повторение места числа в числовом ряду;
  • отработка понятий «больше» — «меньше»;
  • повторение понятий «слева», «справа», «в центре»;
  • повторение цифр.

Дидактический материал:

Вам понадобятся карточки с цифрами (несколько комплектов) и большие карточки с пустыми ячейками.

Как играть:

  1. Положите перед ребёнком несколько пустых карточек.
  2. Закройте карточками с цифрами по две или по одной ячейке в пустых карточках.
  3. Малышу надо заполнить пустые клеточки, выбрав нужные циферки.

В игре используйте такие фразы:

  1. В твоей карточке заполнены правая и левая ячейки (покажите их или попросите показать ребёнка).
  2. Тебе надо найти число, которое на единицу больше одного и на единицу меньше трёх.
  3. Какое число стоит между единицей и тройкой?
  4. Какое число стоит в числовом ряду слева от двойки?
  5. Какое число на единицу больше двух?

Игра 3. «Спрячь цифру»

Польза игры:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие быстроты реакции;
  • тренировка устного счёта.

Дидактический материал:

Приготовьте карточку с числами от «1» до «10» и фишку, которой можно будет закрывать ячейку с нужным числом.

Как играть:

Вы задаёте ребёнку вопрос (пример), а он, не произнося ответ вслух, закрывает правильное число фишкой. Сложность заданий должна соответствовать возрасту и знаниям малыша.

  1. Первое число в числовом ряду.
  2. Самое маленькое двузначное число.
  3. Самое большое двузначное число.
  4. Левый сосед тройки.
  5. Число, на два больше трёх.

Игра 4. «Матрёшки»

Польза игры:

  • закрепление понятий: «больше», «меньше», «короче», «длиннее», «далеко», «близко»;
  • сравнение предметов по величине;
  • сортировка предметов по возрастанию (убыванию);
  • стимулирование познавательного интереса;
  • развитие речи.

Дидактический материал:

Отлично, если у вас есть набор матрёшек. Не беда, если его нет, ведь всегда можно распечатать на картоне красочные изображения, аккуратно вырезать их и использовать как дидактический материал для развивающих игр.

Кроме матрёшек, вам потребуются нитки или ленточки разной длины по количеству матрёшек.

Как играть:

Начните игру с рифмованной загадки:

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются… (матрёшки).

Расскажите немного про историю матрёшки, обсудите, из какого материала сделана эта игрушка и что она изображает.

Попросите малыша ответить на ваши вопросы и выполнить ваши задания:

  1. Сколько матрёшек ты видишь перед собой? Чем они отличаются?
  2. Расставь матрёшек по порядку так, чтобы слева стояла самая маленькая, а справа — самая большая.
  3. Поменяй матрёшек местами так, чтобы самая большая оказалась слева, а самая маленькая — справа.
  4. Посчитай, сколько у нас дорожек. Их 5 — столько же, сколько и матрёшек!
  5. Выложи для каждой матрёшки свою дорожку. Для самой большой матрёшки — самая длинная дорожка, а для самой маленькой тогда какую дорожку надо положить?
  6. Если матрёшка пройдёт по длинной дорожке, она уйдёт далеко или близко?
  7. Проведи всех матрёшек по дорожкам. Какая матрёшка ближе всего к старту? А какая ушла дальше всего?

Игра 5. «Рисуем палочками»

Польза игры:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие пространственного мышления;
  • воспитание усидчивости и самостоятельности;
  • отработка навыков счёта;
  • развитие речи.

Дидактический материал:

Подготовьте карточки такого вида:

Как играть:

  1. Малыши 2–3 лет выкладывают счётные палочки поверх схемы в левой части рисунка.
  2. Дети 3–5 лет должны выложить рисунок по образцу.
  3. Ребятам старшего дошкольного возраста позвольте посмотреть на карточку полминуты, после чего попросите их изобразить схему по памяти.

Игра 6. «Математические пазлы»

Пользы игры:

  • развитие внимания и зрительной памяти;
  • повышение усидчивости;
  • стимуляция мышления;
  • систематизация знаний чисел в пределах 5;
  • формирование навыков самостоятельной работы.

Дидактические материалы:

Распечатайте любые предметные картинки. Аккуратно разрежьте их на полоски и пронумеруйте полоски по порядку.

*Совет: чтобы карточки прослужили дольше, наклейте лист бумаги на плотный картон и обклейте скотчем (эффект ламинации).

Как играть:

  1. Ребёнку надо выложить полоски по порядку и правильно назвать предмет, изображённый на картинке.
  2. Вы можете распечатать картинки на цветной бумаге, чтобы полоски от разных карточек не путались между собой.
  3. Периодически добавляйте к игре новые разрезные картинки, чтобы освежить интерес малыша к этому заданию.

Чем старше ребёнок, тем больше фрагментов может содержать самодельный пазл.

Советы «Эврики»:

  1. Чтобы быстро и легко научить ребёнка порядковому счёту, считайте ступеньки на лестнице, пуговки на кофте, фонарные столбы по дороге из детского сада.
  2. Освоить количественный счёт и научиться решать простые примеры помогут задачки с наглядным материалом. Складывайте и делите конфетки из новогоднего подарка, бельевые прищепки, тарелки и ложки.

  3. Дома, на прогулке, в поездке сравнивайте всё, что поддаётся сравнению: размеры и цвет букв на рекламных растяжках, деревья, машины, книжки, игрушки.

Чтобы расти сильным и выносливым, надо тренировать мышцы, а чтобы расти смышлёным — смекалку. И в спорте, и в интеллектуальных занятиях большое значение имеет регулярность.

Постоянно напрягайте мозг ребёнка — пусть он работает, крепнет, развивается.

Мы желаем вам быть счастливыми родителями сообразительного карапуза.

До новых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://nii-evrika.ru/didakticheskie-igry-dlya-formirovaniya-elementarnyx-matematicheskix-predstavlenij-u-doshkolnikov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.