План конспект урока по живописи Рисование в технике аля-прима
Техника живописи A la prima
Большие облака, Беркшир. Картина в технике A La Prama
Итальянский термин «Алла прима» означает «на первый взгляд» или «за один присест». Используя эту технику, картину завершают в один сеанс, не дожидаясь высыхания слоев краски.
Алла прима называют еще методом «первой попытки», «рисунком за день», «на одном дыхании» и применяют для цветочных натюрмортов, портретов и пейзажей.
Это отличный способ улучшить навыки и понять секреты манипуляций красками на холсте — смешения оттенков, форм и линий, интенсивности и концентрации объектов.
Преимущества
В работах маслом методом «первой попытки» практикуют способ «мокрое по мокрому», так как влажные слои маслом полностью высыхают достаточно долго. Художники практикуют способ в акварелях и медленно сохнущими акрилами. «Рисунком за день» — очень эффективный метод для пейзажей на пленэре (на открытом воздухе).
художник Christine Lafuente
Алла прима помогает быстро завершить картину или внести определенную выразительность и текучесть определенным областям.
Картина методом «первой попытки» имеет дополнительное преимущество, так как позволяет смешивать краски прямо на холсте или на палитре.
Поскольку влажный слой краски влияет на новые мазки совсем иначе, чем на сухой, требуются навыки в смешивании цветов. «Прямая картина» считается простым способом масляной живописи, но это обманчивое впечатление.
Сангина рисование красными мелками
Планирование залог успеха
Освоить «рисунок за день» и затем создавать произведения с удивительной непосредственностью стиля, мазков в несколько слоев не так просто, как кажется на первый взгляд. В методе «первой попытки» рекомендуется научиться планировать:
художник Mike Malm
- Тон холста;
- План размещения основных цветовых пятен;
- Основные и очаговые цвета, которые наносятся в первую очередь;
- Взаимодействие цветов – это повлияет на тон, который укладывают поверх фона. Если цвет сверху темнее цвета внизу, они станут светлее и наоборот;
- Резерваж светлых участков помогает не загрязнять темными красками;
- Смешивание цвета на палитре, а не на холсте — это гарантирует мазкам на холсте непосредственный и спонтанный характер без перегрузки лишними мазками;
- Техника предполагает длинные, смелые, уверенные мазки и большое количество краски на кисти.
На первый взгляд, «прямая картина» — это простой способ для экспериментов, но совершенство мазка приходит только с опытом.
Долой детали
Алла Прима является отличным способом освободить художника от прописывания деталей. Ограничение фактора времени, а также художественные используемые материалы — это фактически инстинктивный выбор цветовых смесей и форм, размеров мазка.
В голландской живописи
Среди самых ранних живописных работ методом «одного сеанса» пользовались голландцы. Полотно «Портрет четы Арнольфини» Яна Ван Эйка является примером сочетания традиционной работы маслом и метода «мокрое по мокрому» в масляной живописи.
Техника «одного сеанса» использована фламандским живописцем Франсом Халсом в работах маслом — мастер наносил краску свободно, толстыми слоями.
Эффект непосредственности и спонтанности, энергии и эмоций появился в «прямых картинах» — «руку» художника, сохранившиеся мазки Халса можно видеть на полотнах совершенно ясно.
Как рисовать сосуд: вазу графин кувшин
Важные представители
художник Egbert Oudendag (1914-1998)
Алла прима в работах Халса предшествовала импрессионизму более чем на 200 лет. Метод «первой попытки» проложил путь художникам, чьи работы стремились быстро донести визуальную информацию с помощью нескольких мазков:
Сингер Сарджент и Сезанн
«Рисунок за день» — это любимая техника реалиста Джона Сингера Сарджента и постимпрессионистов Поля Сезанна, как прямой путь передать живую сущность предмета.
Импрессионисты получили большую часть своей популярности, благодаря широкому применению масляной живописи, сделанной «на одном дыхании».
Моне Матис Пикассо
Великие художники использовали работы «на одном дыхании» и привлекли к ней внимание всего мира — это маленькие эскизы Моне, работы Матисса, Сезанна, Пикассо. В импрессионизме, постимпрессионизме, немецком экспрессионизме есть много картин, которые были завершены в одну сессию.
Как нарисовать натюрморт акриловыми красками
Винсент Ван Гог
Вскоре техника стала самоцелью – лирические, танцующие мазки видны в самой известной работе Винсента Ван Гога «Звездная ночь». Некоторые проходы сделаны полностью, затем художник переходит в другую область.
В больших портретах в полный рост поочередно прогрессировал один элемент: сначала фигура, затем одежда, фон, которые завершались отдельными сессиями живописи.
До этого художники тщательно выполняли детали, затем «прямая картина» стала популярной техникой среди многих современных художников.
«Красные виноградники в Арле» Винсент Ван Гог
Шестое чувство
Интуитивный способ рисования «на одном дыхании» отличается очарованием, свежими, спонтанными чувствами. В начале работы используются тончайшие слои масляной краски. Затем намечаются основные цветовые пятна по всему полотну, которые заполняются определенным тоном.
Батик техника росписи тканей
Для работы применяют обогащенные, непрозрачные, разбавленные маслом краски, чтобы избежать быстрого высыхания, но не спровоцировать остекление, и большие кисти. Завершают полотна мягкими кисточками небольшого размера для смешивания тонов и детальной работы.
Картина сохранят свежесть и живость восприятия, следы от кисти и цветовые полосы. Полотна «одного сеанса» характеризуют некоторые особенности:
- Рекомендуется избегать использования тонких кистей. Широкие волосяные щетки идеально подходят для покрытия больших площадей и для придания картине выразительности;
- Реализовать в живописи «рисунок за день» можно за один или в несколько этапов;
- Применяется ограниченная палитра не более 6 или 7 цветов;
- Работы с «первой попытки» подходят для аккуратного использования в акварелях;
- Не стоит применять способ одного сеанса на поверхности свыше одного метра или слишком маленьких участках;
- Картины «на одном дыхании» содержат блоки ярких цветов — это идеально подходит для пейзажей с обширными участками неба, воды, поля или изображений с участием менее трех объектов.
Вечерний пейзаж масляными красками
Работы с «первой попытки» позволяют естественно воспроизводить солнечный свет и тени, предлагаются обширные возможности для противопоставления контрастных цветов и оттенков. Алла прима — это спонтанность, чувство мазка и мастерство.
(1 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://artrecept.com/zhivopis/tehnika/alla-prima
«Натюрморт в технике
- Ильин Сергей Васильевич, учитель ИЗО и черчения
Разделы: МХК и ИЗО
Цель: познакомить учащихся с техническими приемами однослойной живописи акварельными красками – алла прима.
Задачи:
- обучающие – обучить приемам изображения;
- развивающие – развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление, цветовосприятие.
- воспитывающие – воспитывать любовь к изобразительному искусству.
Оборудование:
Для учителя | Для учащихся |
Методические таблицы:
Две постановки натюрморта, лист А3, акварель, кисти. | Бумага, карандаш, ластик, акварель, кисти, тряпочка, баночка с водой. |
План урока:
- Организация – 1 мин.
- Объяснение нового материала – 12 мин.
Педагогический рисунок - Практическая работа учащихся – 25 мин.
- Обсуждение работ, выставка – 5 мин.
- Задание на дом – 2 мин
I
Учитель приветствует учащихся, дети рассаживаются. В журнале отмечаются отсутствующие ученики.
II
Учитель: сегодня, ребята, мы с вами будем рисовать натюрморт в технике алла-прима. А кто мне скажет, как переводится термин «алла-прима»? (однослойная живопись акварельными красками). Работа в этой технике может выполняться по сухому и сырому листу бумаги.
Выполняя натюрморт по сухому листу в технике алла прима, рисующий наносит на бумагу один слой акварельной краски нужного цветового тона, насыщенности и светлоты.
Благодаря наклонной плоскости и тому, что каждый последующий мазок кладется рядом с еще непросохшим предыдущим, цвета частично соединяются между собой, образуя плавные переливы, создавая дополнительные оттенки.
Для того чтобы создать мягкие переходы одного цвета в другой, лучше вводить темные оттенки в светлые, а не наоборот. Внести поправки в красочный слой можно, пока он не высох.
Учитель демонстрирует приемы работы.
Работа в технике алла прима по сырому листу выполняется с учетом следующих правил.
Необходимо смочить лист водой и дать немного времени для того, чтобы она впиталась в него, сделав лист пористым.В процессе работы цветом следует брать на кисть более густой красочный слой, чем обычно, так как на поверхности листа уже содержится вода. Чем гуще будет взят цвет, тем меньше он будет расходиться за пределы контура рисунка и будет более насыщенным.
Работать по сырому листу надо быстро, чтобы успеть выполнить работу и внести все необходимые изменения до того, как высохнет бумага. В случае если к какой-то части работы вы не успели подойти, а она уже высохла, следует смочить ее водой заново.
Писать по сырому листу следует от светлого к темному. В процессе работы важно контролировать степень расплывания краски, стараясь удерживать ее в границах контура до момента высыхания красочного слоя.
Учитель демонстрирует приемы работы.
III
Приступаем к выполнению задания. Учитель осуществляет контроль за работой учащихся, оказывает индивидуальную помощь.
IV
Закрепляем материал. Учитель задает вопрос: «В чем заключается сходство и различие написания работ акварелью по сухому и сырому листу в технике алла прима?».
Проводится обсуждение, анализ выполненных работ. Ребята демонстрируют свои рисунки, высказывают свое мнение по поводу живописного решения натюрморта.
Учитель дает пожелания и рекомендации учащимся относительно композиции, цветового решения, техники исполнения натюрморта.
V
Домашнее задание. Учитель: «Узнайте о голландских художниках, работавших в жанре натюрморта».
Этапы урока | Что делают | |
Учитель | Ученики | |
I | Решает организационные вопросы | Приветствуют учителя, занимают рабочие места |
II | Объясняет теоретический материал, демонстрирует приемы работы | Внимательно смотрят, задают вопросы, ведут диалог с учителем |
III | Осуществляет контроль за деятельностью учащихся, оказывает индивидуальную помощь | Изобразительная деятельность |
IV | Задает вопросы в ходе беседы с классом. Руководит обсуждением работ, дает необходимые рекомендации по рисункам | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, дают оценку рисункам |
V | Поясняет домашнее задание | Записывают в дневник |
Вопросы для анализа:
- достигнуты ли на уроке поставленные цель и задачи;
- оптимально ли протекал учебный процесс;
- какие формы, методы и приемы (технологии) были использованы для активизации познавательной деятельности на уроке;
- формировался ли интерес школьников к предмету;
- достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся;
- соблюдались ли на уроке нормы СанПиНа;
- соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.);
- как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.;
- удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся;
- какая общая оценка урока;
- довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока;
- что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.
При подготовке урока был использован материал учебника «Изобразительное искусство 6 кл.» автора Ломова С. П.
17.05.2014
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645195/
Особенности техники алла прима и что нужно знать начинающему художнику
На страницах своего блога я уже писала об основных техниках в живописи с описаниями, в том числе и о технике алла прима. Причем, как многие мои читатели успели заметить, отзываюсь о ней очень хорошо. Действительно, я ценю эту технику и отдаю ей должное за те прекрасные возможности, которые она предоставляет.
В то же время я знаю, что многие мастера относятся к алла прима с некоторым пренебрежением, считая её техникой, не заслуживающей внимания творца «вечных картин», своеобразной забавой.
Натюрморт в технике Алла прима
Понять их можно, а вот полностью согласиться — вряд ли. И сейчас мы попробуем подробнее рассмотреть и разобраться во всех « за» и «против» техники по сырому.
Что такое алла прима?
Алла прима — это одна из основных техник масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок. Этим она отличается от многослойной техники, которая считается классической.
При многослойной живописи краски наносятся на холст слоями, один на другой, причем следующий слой наносится уже после полного просыхания подлежащего.
Еще техника алла прима называется техникой «по-сырому», а само ее название происходит от итальянского термина «a la prima» (читается как «а-ля прима»), означающего работу в один присест.
Портрет в технике Алла прима за 2 часа
Интересно и то, что картины, написанные в алла прима, могут фактически называться «многослойными». Только в этой технике есть особенность нанесения краски друг на друга в сыром виде.
Однако для того, чтобы нанести один слой краски поверх другой, ещё не высохшей, и получить требуемый результат, нужно определенное мастерство и особое понимание. Ведь масляная краска податливая, и один слой может частично «пропасть», «раствориться» в другом.
Чем хороша техника алла прима?
Главное достоинство алла прима — это возможность написать картину очень быстро, буквально за несколько часов, а иногда — даже меньше, чем за час. За это её любят мастера-импрессионисты, которым нужно передать на холсте мимолетное впечатление, какое-то явление природы, которое невозможно зафиксировать и писать неделями.
Пример — картина «Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне, которая считается классикой импрессионизма. Кстати, именно с этой картины начался путь стиля « Импрессионизм». На картине запечатлен морской пейзаж в утренних сумерках в момент восхода солнца.
«Впечатление. Восход Солнца» Клода Моне
Очевидно, что такую картину можно было писать буквально несколько минут, пока ещё не рассвело. Также нужно было правильно передать оттенки неба, воды и других объектов именно в момент восхода солнца.
Дело осложнялось тем, что в разные дни восход солнца различен из-за тумана и облачности. И потому чтобы передать конкретный вид и особое впечатления, нужно было писать картину здесь и сейчас…. Пока художник находился под особым впечатлением!За это «здесь и сейчас» технику алла прима любят не только художники-импрессионисты, но и начинающие живописцы. Для них на этапе обучения важно суметь правильно передать геометрию форм и сочетание основных цветов, что вполне можно сделать «а ля прима», за один присест.
Техника по сырому
Также алла прима позволяет отработать те или иные элементы письма маслом с получением быстрого результата, не углубляясь в анализ композиции и разбор рисунка. Уже этот результат можно анализировать и выяснить, освоил художник тот или иной элемент, или нет.
А для некоторых начинающих художников важен сам факт завершения картины и получения сразу конечного результата. Длительная работа в многослойной манере, при которой на картину уходят дни и недели, может их смутить.
А не будучи уверенными в том, что конечный результат будет именно таким, каким они его видят сейчас, многие не доводят картину до конца и бросают живопись вообще!
К примеру, многослойная живопись, у которой есть свой алгоритм, проверенный веками, подходит не всем, а только особенно терпеливым и целенаправленным. Написать картину по типу «Здесь и сейчас» здесь не получиться!
Алла прима же дает возможность быстро завершить работу, получить удовольствие от её созерцания и уверенность в том, что в этом направлении стоит работать дальше. Техника алла прима- это импульс, особое состояние и эмоциональное впечатление от того, что выходит у вас из под кисти!
Картина в быстрой технике по сырому
Выводы «за»:
- Преодоление различных страхов и внутренних барьеров ( например, боязнь белого холста, страх незаконченной картины и разочарование…)
- Возможность закончить картину за один или два сеанса, пока краски не высохли
- Работа начинается сразу с красок, без глубокого анализа и детального рисунка
- Получить удовольствие и увидеть свою картину в ближайшие пару часов
- Возможность находиться в особом, импульсивном и приятном эмоциональном состоянии Почувствовать себя в состоянии «здесь и сейчас»
Кстати, доказано, что, находясь в «состоянии импульса», у человека повышаются эндорфины, что и улучшает сразу же настроение. Именно это первым делом отмечают любители живописи и вообще творчества.
О пользе арт терапии, я думаю, вы уже слышали…
Какие недостатки техники по сырому?
В то же время, у техники алла прима есть некоторые недостатки.
Скажу о них кратко:
- Некоторая незавершенность картин, нестрогое запечатление на холсте объектов, их форм, мелких элементов, возможная простота изображения;
- Сложность передачи игры цветов и оттенков без большого опыта;
- Сложность работы с рельефностью картины без навыка
Фундаментальным «недостатком» алла прима считается склонность художников, работающих в ней, постоянно упрощать свои картины.
Упращенные сюжеты в технике Алла прима
Из-за чего в некоторых случаях работы теряют художественную ценность и превращаются просто в мазки красками, которые автор пытается преподнести и интерпретировать, как выражение своих чувств и мыслей. Абстракция, одним словом…
Помните, как в фильме «Один плюс один», где картину- мазню продали за 11, 000 евро. Хотя чему удивляться, продать можно буквально все и всем… был бы талант в этом! Почитайте статью о современных художниках…
Фрагмент из фильма « 1+1»
Великие картины и мастера, писавшие в алла прима
И тем не менее, именно алла прима существенно изменила живопись и позволила всему направлению в искусстве пережить появление фотографии и выйти из конкуренции с ней.
Алла прима показала, что живопись может служить не только для документальной фиксации образов, пейзажей и предметов, но и для отображения внутренних чувств автора. Отчасти и алла прима посодействовала тому, что живопись превратилась из ремесла в искусство.
Кстати, именно техника алла прима позволила художникам выйти и творить за пределами своей мастерской при естественном дневном освещении. Вот так вот и родилась, всем извесное слово и понятие «Пленэр», то есть на свежем воздухе.
Живопись а ля прима на свежем воздухе
На пленэрах обычно пишут различные пейзажи и не удивительно, что выйдя на публику, техника приобрела большую известность и большое число приверженцев. Творить на природе куда приятнее, чем прибывать в душной мастерской!
Про картину Клода Моне я уже говорила выше. Добавлю только, что она была жутко раскритикована критиками в пух и прах, что ничуть не повлияло на желание Моне продолжать писать в том же направлении! Позже писали в этой технике Винсент Ван Гог, Джон Сарджент, Роберт Генри и другие.Интересные факты:
Техника написания картин по- сырому существует достаточно давно, с XVI века. Ее использовали для портретных эскизов, а также набросков пейзажей на полотне на свежем воздухе (плэнер), прежде чем продолжить картину в мастерской.
Ну, а использовать такую манеру письма для законченых картин, стали чуть позже.
Из картин, полностью написанных в алла прима, известно не мало работ.
Например, многие картины Веласкеса- испанского придворного художника XVII века, Франца Халса- голландского портретиста XVII века, Жана Оноре Фрагонара — француского мастера гравюр XVIII века или Эжена Делакруа- француского графиста и мастера красок XIX века.
Также этюды к картине Репина «Государственный совет», и морские пейзажи Уинслоу Хомера и многие другие.
Картины известных мастеров в технике алла прима
Несколько советов тем, кто начинает осваивать технику алла прима
А теперь скажу несколько противоречивую вещь: техника алла прима сложна. Да-да, хоть я и говорила, что её предпочитают начинающие, нужно понимать, что написать действительно значимое произведение в ней сложно.
Здесь нужно идеально чувствовать оттенки красок и манеру их нанесения на холст, чтобы получить требуемый эффект с одного раза. Поэтому чтобы освоить технику, нужно начинать с малого:
- Подберите светлый грунт холста, который не будет оттенять краски, например, розоватый или желтоватый;
- Если нужен рисунок (набросок), то воспользуйтесь углем, не сильно нажимая, нанося воздушно.
- Почувствуйте возможность быстро получать результат, посмотрите, что получится, затем уже усложняйте задачу;
- Не бойтесь, если первые картины будут «пестреть» ляпами и недоработками. Это нормально. Ведь именно эти ошибки, вовремя замеченные, позволят вам в будущем писать еще лучше;
А дальше будет видно. Если вас сильно увлечет техника «по-сырому», быть может, самые значительные картины вы напишете именно в ней.
А может случиться такое, что алла прима станет для вас только очередной ступенькой для покорения традиционной многослойной живописи маслом. Но чтобы это понять, попробовать написать картину нужно уже сейчас⇓
на десерт: идея как нарисовать пейзаж быстро, легко и сказочно
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Источник: http://www.viktoria-latka.com/osobennosti-texniki-alla-prima-i-chto-nuzhno-znat-nachinayushhemu-xudozhniku/
Конспект урока ИЗО на тему «Акварельный натюрморт. Новогодний подарок другу»
Наша кнопка
Скачать материал
Открытое занятие
по предмету изобразительное творчество
на тему
«Акварельный натюрморт. Новогодний подарок другу»
.
Педагог дополнительного образования
Лебедева Асия Касымовна
Дата и место проведения:
18 декабря 2013 г. в 17.00, каб.№210
Москва 2013г.
Цель: знакомство с техникой многослойной лессировочной акварели.
Задачи:
Обучающие:
- Три основные акварельные техники исполнения — по-сырому, аля прима, лессировка;
- знакомство с творчеством художника С. Андрияки;
- выполнение предварительного эскиза натюрморта в карандаше;
- обучение приёмам переноса рисунка с эскиза на основной формат;
- последовательность в работе акварелью над натюрмортом.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;
- развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала;
Воспитательные:
- создание творческого и профессионально грамотного акварельного этюда в данной технике;
- воспитание уважения к профессиональной деятельности художника;
- формирование интереса к изучению истории искусства.
Занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе по изобразительной деятельности «Юный художник» и согласно учебно-тематическому плану.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный художник» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность.
Данное задание на 6 часов (3 раза по 2часа или 2раза по 3часа) подходит для учеников от 8 до 18 лет и старше, позволяет постепенному освоению акварельной техники и дальнейшей творческой работе.
Используемые материалы и инструменты:
- бумага для акварели;
- простой карандаш и ластик;
- дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников С. Андрияки, А. Жабского, Лебедевой К., а также педагога Лебедевой А.К.и детские работы;
- несколько натюрмортов с фруктами, с цветами, с новогодними сувенирами (по выбору)
- учебный DV-диск » Желтые лилии» С.Андрияки
Список литература и Интернет-ресурсов:
1. «Акварельная живопись» П.П.Ревякин
2. «Техника живописи» Г.Б. Никодеми Москва «Эксмо»2004
3. «Педагогика» Г.М. Коджаспирова – М.: Гардарики, 2004 г.;
4. «Практическое пособие для педагогов дополнительного образования» З.А. Каргина – М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
5.Школа изобразительного искусства.Лойко Г.В., Жабцев В.М.Минск, Харвест 2004г.
6. http://oformitelblok.ru/aguarelle2.html
7. http://www.stepandstep.ru/catalog/learn-as/118892/kak-osvoit-akvarelnuyu-tehniku-zhivopisi.html
Ход занятия
1. Введение в тему.
Подготовка к занятию, организация рабочего места. Техника безопасности с материалами инструментами.
2. Этапы работы над натюрмортом.
Первоначальный эскиз в карандаше. Перенос рисунка с эскиза на основной формат (А-4). Заливка цветом блика формата бумаги. Локальный цвет предмета. Постепенное наложение цвета на предметы от светлого, к темному.
Работа над фоном. Понятие рефлекса в живописи. Работа над рефлексами. Написание теней на предметах и от предметов. Объединяющие тени. Передний и задний план в этюде. Закон контраста в живописи. Работа над деталями.
2. Знакомство с творчеством художников С.Андрияки, А.Жабского и д.р.
Короткий рассказ о художниках. Просмотр репродукций картин. Просмотр учебной видеокассеты натюрморта «Желтые лилии»
6. Практическая работа.
Работа над натюрмортом, выполняя все этапы лессировочной акварели.
7. Что такое паспарту и как его приготовить.
Изготовление и оформление работы в паспарту.
8. Подведение итогов практической работы.
Просмотр готовых работ. Совместное обсуждение и оформление выставки в студии.
9. Наведение порядка учениками на рабочих местах.
Приложение
Акварельная техника живописи
Акварелью в старину писали на пергаменте из отбеленной кожи, на тонких пластинках из слоновой кости, которою и сейчас используют для миниатюр, на льняных отбеленных тканях и уже значительно позже – на бумаге. Сейчас акварелью пишут в основном только на бумаге.
Старинная бумага изготавливалась с XIV века из волокон льна и была очень хорошего качества. Начиная с XVII века для её изготовления, стали использовать хлопок, который в значительной мере уступает льну, и качество бумаги с этого времени стало понижаться.
В наше время производят большое количество сортов бумаги. Её изготавливают не только из хлопка и льна, но и из таких материалов, которыми раньше не пользовались в этих целях: из древесины хвойных деревьев, соломы.
Но наиболее ценными материалами всё-таки остаются лён и хлопок.
Во многие сорта бумаги кроме растительной клетчатки входят: гипс, шпат, мел, каолин, водный глинозём, свинцовые белила, а также для маскировки её жёлтого цвета синие краски: ультрамарин и берлинская лазурь.
Бумажная масса проклеивается мучным клейстером, крахмалом, животным клеем, желатином (последние 2 всегда в соединении с квасцами), канифолью. В старину использовали исключительно мучной клейстер, наиболее походящий материал для этих целей.
Сейчас всё чаще используют желатин. Бумага, проклеенная желатином, под влиянием сырости быстро зацветает и покрывается пятнами.
При производстве бумаги применяются многие химические вещества, следы которых часто остаются в готовой бумаге и влияют на покрывающую её краску не лучшим образом.
Акварель нуждается в очень хорошей бумаге. Древесные и получаемые из соломы бумаги быстро коричневеют и чернеют на свету, поэтому совершенно не пригодны для живописи акварелью. Хлопковая бумага не обладает этим отрицательным свойством, но плохо моется и скоблится, и краска ложится на неё не ровно.
Единственно пригодной бумагой для акварельной техники живописи является льняная бумага, обладающая безукоризненной белизной. Она не должна быстро всасывать воду, в ней не должны содержаться примеси химических веществ, используемых при её изготовлении. На такую бумагу краска ложится ровно и приобретает яркость, её можно смывать и скоблить.
На поверхности бумаги очень часто присутствуют следы жира, который препятствует равномерному распределению краски. Поэтому перед употреблением бумагу следует промывать дистиллированной водой с несколькими каплями нашатырного спирта. Пожелтевшая хорошая льняная бумага легко отбеливается, если её промыть перекисью водорода.
Техника живописи акварелью по своей сложности приближается к темперной и даже фресковой. За долгое время существования этой техники сами собой появились приёмы и способы, облегчающие работу.
Так как любая бумага при смачивании коробится, покрывается волнами, что мешает живописи, чтобы избежать этого, бумагу принято натягивать на картон, доску, а так же пользуются «стиратором».
Живопись чистой акварелью
Чистой акварелью можно считать лишь ту, в которой использованы все ресурсы этой техники: прозрачность красок, просвечивающий белый тон бумаги, лёгкость и вместе с тем сила и яркость красок. В технике чистой акварели совершенно недопустимы белила, их роль выполняет сама бумага. Это заставляет тщательно сохранять её белизну в местах, отводимых бликам и т.п., так как записанные места бумаги не могут быть восстановлены при помощи белил, всегда отличимых от тона бумаги. Для облегчения этого затруднения существует ряд приёмов. Один из них заключается в проскабливании записанных мест бумаги специальной скоблилкой («grattoire») или ножом. Такая операция может производиться только на сухой бумаге хорошего качества.
Другой способ состоит в нанесении на сберегаемые места жидкого раствора резины в бензине. По высыхании резина легко удаляется с поверхности бумаги ластиком.
Краски акварели, наносимые тонким слоем, после высыхания изменяются приблизительно на одну треть от своей первоначальной силы, и это необходимо учитывать. Во время работы для более лёгкого стушовывания соседних красок полезно смачивать бумагу снизу. Такой метод работы французы называют “travailler dans l’eau” (работать в воде).
Для замедления высыхания красок можно пользоваться аквалентой или акварелином. Для этих же целей в воду, которой разводят краски, прибавляют мёд или глицерин.
Однако большое количество этих веществ могут пагубно сказаться на акварели. В идеале рисунок для акварели лучше делать отдельно, а потом переносить его, чтобы не портить поверхность бумаги.
Засаленная бумага затрудняет нанесение красок.
Акварельные краски могут играть и служебную роль, например в подмалёвке для масляной живописи. На клеевом и эмульсионном грунтах акварельная краска ложится ровно и хорошо, и таким тонким слоем, что совершенно не изменяет фактуру грунта и не мешает последующей масляной живописи.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории изо:
Источник: https://doc4web.ru/izo/konspekt-uroka-izo-na-temu-akvarelniy-natyurmort-novogodniy-poda.html
Акварельные техники. Алла прима
Технику «алла-прима» можно охарактеризовать как быструю, творческую манеру письма, а сам итальянский термин перевести словами «в один прием». Картина, если работать в этой манере, пишется сразу за один сеанс, т.е. без этапов, требующих высыхания слоев перед повторным нанесением следующих.
Главное тут сводится к тому, чтобы ухватить суть, показать смелыми красочными пятнами самое интересное, избегая при этом лессировок – цвета должны быть чистыми.Этот прием применим как в масляной живописи, так и в акварели, но есть отличия — акварель текуча и прозрачна, поэтому очень важно избегать «грязных» наплывов, но, в то же время, вливание цвета в цвет можно выгодно использовать.
Начинать работу нужно с анализа натуры — попытаться условно, в воображении разбить предмет на пятна цвета, причем не забыть «взвесить» по шкале темнее/светлее. Можно начинать с самых интенсивных, ярких цветов и идти к светлым. Собственно, каждое пятно цвета наносится на свое место, и изображение складывается как бы по типу мозаики.
Можно, конечно, что-то перекрывать повторно, но в акварели это может привести к потере свежести.
Упражнения «листочки» иллюстрируют сказанное выше.
А это фрукты. Правда, красиво?
Кстати, этот прием незаменим, если требуется быстро запечатлеть что-то ускользающее. Такая работа может служить эскизом, или самостоятельным произведением, если удастся выполнить ее аккуратно.
Для примера я попробую изобразить птичку – самое непоседливое существо. Попугайчику предложена веточка винограда, и пока он ее терзает, я берусь за краски.
Начну с птицы (пока она не повернулась другим боком, у меня была минутка).
Все остальное пишу точно так же – наношу сразу тот цвет, который нужен в том или ином месте.
Возможно, этот прием живописи кажется слишком свободным, однако он как никакой другой способствует приобретению уверенности, ведь требует цепкости взгляда и твердой руки. Живописная работа будет обладать живым дыханием и силой реального впечатления прямо с места события.
Технику «алла-прима» можно охарактеризовать как быструю, творческую манеру письма, а сам итальянский термин перевести словами «в один прием». Картина, если работать в этой манере, пишется сразу за один сеанс, т.е. без этапов, требующих высыхания слоев перед повторным нанесением следующих.
Главное тут сводится к тому, чтобы ухватить суть, показать смелыми красочными пятнами самое интересное, избегая при этом лессировок – цвета должны быть чистыми.Этот прием применим как в масляной живописи, так и в акварели, но есть отличия — акварель текуча и прозрачна, поэтому очень важно избегать «грязных» наплывов, но, в то же время, вливание цвета в цвет можно выгодно использовать.
Начинать работу нужно с анализа натуры — попытаться условно, в воображении разбить предмет на пятна цвета, причем не забыть «взвесить» по шкале темнее/светлее. Можно начинать с самых интенсивных, ярких цветов и идти к светлым. Собственно, каждое пятно цвета наносится на свое место, и изображение складывается как бы по типу мозаики.
Можно, конечно, что-то перекрывать повторно, но в акварели это может привести к потере свежести.
Упражнения «листочки» иллюстрируют сказанное выше.
А это фрукты. Правда, красиво?
Кстати, этот прием незаменим, если требуется быстро запечатлеть что-то ускользающее. Такая работа может служить эскизом, или самостоятельным произведением, если удастся выполнить ее аккуратно.
Для примера я попробую изобразить птичку – самое непоседливое существо. Попугайчику предложена веточка винограда, и пока он ее терзает, я берусь за краски.
Начну с птицы (пока она не повернулась другим боком, у меня была минутка).
Все остальное пишу точно так же – наношу сразу тот цвет, который нужен в том или ином месте.
Возможно, этот прием живописи кажется слишком свободным, однако он как никакой другой способствует приобретению уверенности, ведь требует цепкости взгляда и твердой руки. Живописная работа будет обладать живым дыханием и силой реального впечатления прямо с места события.
Page 3
Техніку «алла-прима» можна вважати швидкою і творчою манерою живопису, а сам італійський термін перекласти словами «в один прийом».
Картина, як правило, пишеться не поетапними шарами-підмальовками, а одразу за один сеанс.
Головне зводиться до того щоб упіймати суть, показати сміливими кольоровими плямами найцікавіше, уникаючи при цьому нанесення лесировок — кольори мають бути чистими.
Цей прийом застосовується як в олійному живописі, так і в акварелі, але є відмінність – акварель рідка й прозора фарба, тому дуже важливо уникати «брудних» напливів, але, в той же час, вливання кольору в колір можна вигідно використовувати.
Розпочинати роботу слід із аналізу натури – спробувати умовно, в уяві розбити предмет на кольорові плями, причому не забути «зважити» по шкалі темніше/світліше.
Можна почати із самих інтенсивних, яскравих кольорів і йти до світлих. Власне, кожна пляма кольору наноситься на своє місце, і зображення складається неначе мозаїка.
Можна, звичайно, щось перекривати повторно, але в акварелі це може призвести до втрати свіжості.
Вправа «листочки» ілюструє сказане вище.
А це фрукти. Правда, гарно?
До речі цей прийом може стати у нагоді коли необхідно швиденько зобразити щось скороминуче. Така робота може слугувати ескізом або самостійним твором якщо вдасться виконати її охайно. Для прикладу я спробую зобразити пташку – саме непосидюче створіння.
Папужці запропонована гілочка винограду, і поки вона зайнята, я беруся за фарби.
Починаю з птаха (поки він не повернувся іншим боком я маю хвилину).
Все інше пишу так само – наношу одразу той колір, який бачу.
Можливо, цей прийом живопису здається надто вільним, але він як ніякий інший сприяє набуттю впевненості, адже потребує тренованого погляду і твердої руки. Живописна робота буде мати живий подих і передавати враження художника у повному обсязі.
Источник: https://www.prostalogika.com/ru/freelessons/73.html