Декоративное рисование. Городецкая роспись
Городецкая роспись: как рисовать
Городецкая роспись – это традиционное русское искусство, которое имеет свои характеристики, и очень интересно для детей. Из истории этого вида живописи известно, что раньше им занимались обычные крестьяне, что и дало характерное смешение благородного и простодушного стиля.
Рисунки изображались в основном на деревянной основе и были украшением домов и предметов быта. Сегодня городецкая роспись адаптирована для детей и взрослых, может изображаться на простом листе бумаги.
Краски, которые используются для этого мастерства, очень яркие и жизнерадостные. Городецкая роспись и каждый ее элемент– это символ. Так, изображение коня с пышной гривой и длинной шеей означает богатство, жар-птицы – счастье, а ярких бутонов цветов – успех в любом начинании. Поэтому каждый рисунок несет свою символическую нагрузку.
Если говорить о сложности техники, то во многом она зависит от элементов, которые будут присутствовать в узоре. Если понять секрет техники, то рисунок получится легко и быстро.
Что нужно приобрести для уроков
Современный подход позволяют сегодня применять технологии использования городецкой росписи не только на дереве, как это было изначально, но и на обыкновенном листе бумаге. В школьной программе детей знакомят с методиками изображения животных и узоров городецких мастеров.
Для проведения уроков для детей нужно приобрести такие необходимые принадлежности.
- Материал, на котором будет изображаться рисунок. Для детей, которые только начинают делать первые шаги в городецкой росписи, идеальным вариантом будет обыкновенная бумага или картон (не глянцевый).
Для тех, кто уже приобрел навыки техники изображения, можно использовать для работы деревянные заготовки. Это могут быть разделочные доски, тарелки и т. д.
- Краска. Ее выбор также во многом зависит от того, сколько дети занимаются этим мастерством. Если новички, то подойдут гуашевые краски. Самые обычные наборы из 12 штук могут быть использованы.
- Кисточки. Их нужно подбирать разные по размеру. Лучше, если это будут кисточки из натурального ворса.
- Лак. Если рисовать по деревянной поверхности, то после высыхания рисунок нужно закрепить прозрачным лаком. Он предохранит рисунок от повреждений и не даст краскам выцветать.
Начало изображения
Чтобы рисунок получился действительно аккуратным и красивым с первого раза, мало одного желания и подготовленных материалов. Очень важно изучить технику нанесения изображения. Здесь нужно понять, как держать кисть, как вести, какими движениями пользоваться для изображения деталей рисунка.
Вся городецкая роспись производится в три этапа. Первое, что необходимо сделать, – это нанести фон, на который и будет накладываться рисунок. Далее выполняем поэтапно рисунок.
- Подмалевка. Крупные цветовые пятна, которые впоследствии будут служить основой для изображения. Это большие фигуры. Для детей элементы подмалевки очень легко даются.
Они наносятся тонким слоем, полностью заштриховываются. Зарисовать их нужно очень аккуратно, чтобы не было разводов, наплывов или пробелов. Для хорошего результата лучше рисовать плоской широкой кистью.
- Тканевка. Используется кисть № 2. Суть этого этапа — разбивание подмалевки на части и выделение деталей.
- Оживки. Это еще один прием в городецкой технике. Здесь в помощь идет черная и белая краска, которыми и выделяют акценты рисунка. Этот этап очень сложный и требует концентрации.
Черной и белой краской наносится на подмалевке и тканевке множество точек, которые и придают яркости и живости рисунку. Здесь важно не перестараться, так как большое количество оживки может испортить рисунок.
Городецкая роспись получится очень хорошо, если научиться правильно держать кисть. Она должна быть перпендикулярна поверхности, на которую накладывается рисунок.
При этом рука должна быть оперта на локоть и фиксироваться им, а кисть остается подвижной и свободной. Если для ребенка долго держать в таком положении руку тяжело, то можно делать опор на мизинец. В этой позиции руки легче рисовать плавные и правильные линии.
Последнее в рисовании городецкой росписи – это соединять все элементы между собой поэтапно. Картинки должны получаться яркими и пестрыми.
Это главная черта такого направления в художественном искусстве. Если ребенок научился хорошо изображать элементы на бумаге, можно продолжить и предложить рисовать на деревянной основе.
Особенности композиции
Городецкая роспись имеет свои особенности в размещении основных элементов. Чтобы рисунок получился органичным, нужно его очень хорошо продумать и сделать эскиз. Только потом элементы переносятся на основу. Для детей нужно объяснить основные композиционные приемы городецкой росписи.
В центре рисунка обязательно выполняется один большой элемент. Это может быть одно из изображений:
- растительный мотив (цветок);
- изображение животного (коня, птицы).
В качестве дополнительных элементов в композиции городецкой росписи выступают более мелкие картинки цветов, листьев. Заканчивается композиция оформлением рамочки. Она также является одним из украшений всего композиционного ряда.
Городецкая роспись требует от ученика выполнять все детали поэтапно. Он должен понимать, что быстро сделать такой рисунок не получится, так как каждый из этапов наносится после полного высыхания предыдущего. Концентрация и желание достичь положительного результата – вот главное правило идеального рисунка.
Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/tvorchestvo/gorodeckaja_rospis_kak_risovat.html
Элементы городецкой росписи: техника рисования
Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
Специфика техники
В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками
Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем.
На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки.
Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.
Для городецкой росписи характерны вороные кони, коты, птицы глухари, павлины, а также цветочные композиции.
Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.
Прочтите это: Картина из атласных лент: узоры цветов и садовая роза
Техника рисования
Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников.
На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки.
Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.
Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.
- «Рамки» обычно используют для обрамления основного рисунка.
Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.
Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.
Прочтите это: Наручные часы своими руками с элементами декора
Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.
И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».
Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.
Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.
Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.
Применение в жизни
Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям.
Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков.
В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.
Прочтите это: Топиарии из макарон как предмет интерьера
Роспись используется на деревянных поверхностях кухонных досок, тарелок, ложек, солонок и даже на мебели. Она уместна на столиках и стульях.Как и другие виды росписей, городецкие рисунки используются в аэрографии машин, телефонов, ноутбуков и других пластиковых и металлических поверхностей, используя при этом трафареты.
по теме статьи
Источник: https://knittochka.ru/dekor/elementy-gorodeckoj-rospisi.html
Городецкая роспись: как научиться
Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов. Эти цветочные трафареты картинки-раскраски позволяют создавать невероятно красивые узоры и орнаменты. Благодаря декоративному рисованию можно создать цветы, павлина, лошадку, птицу, розана, петушка и многое другое.
Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов
История и особенности ремесла
Начало городецкая роспись берёт отрезных прялок. Из дерева вырезались различные фигурки и вставлялись в углубления по соответствующей форме. Позже мастера стали красить деревянные фигурки, постепенно добавляя больше новых цветов.
В 19 веке у мастеров получались красивые деревянные фигуры зелёных, красных, синих и других окрасов. Ими украшали дома, дворы. Фигурки радовали глаз, их любили делать, ими восхищались дети. Петух росписью получался очень красивый.
Что могли украшать городецкие прялки?
- Сани.
- Сундуки.
- Шкатулки.
- Мебель.
- Предметы обихода и т. д.
Обычно, роспись была символичной. Ценились жанровые рисунки. Например, на доске изображался купец и его конь или петушок. Элементы такой росписи сохранились и в наши дни.
Цветочным мотивам в данном ремесле отдавалось особое предпочтение. Также рисовались животные, например, львы или быки.
Любимые фонами в городецкой росписи для мастеров 19 века были синий, зелёный, словом, яркие и многоцветные. Реже использовался чёрный фон.
Как ведётся роспись? И тогда и сейчас работу поэтапно расписывают кистью. Поэтапное ремесло не предусматривает рисование по готовому макету. Удар кисти по доске должен быть плотным и сильным. Вся работа мастера довольно кропотлива, но, в то же время, и быстра. По характеру приёма работа несложная.
Для детей в саду, подготовительной группы и дошкольников есть масса способов начать с несложных схем городецкой росписи, распечатать которые можно в интернете, например, изобразить её на асфальте.
Городецкая роспись: основные элементы пошагово
Для такой росписи необходимы специальные краски. Их называют «темперу». Делаются темперу-краски из сухих порошков либо из их аналогов.
Альтернативой таким краскам может стать обычная гуашь, в которую добавили клей ПВА.
Если выбор мастера пал на гуашь, то он должен знать, что при городецкой росписи перед промазыванием второго слоя рисунка, нужно дождаться полного высыхания первого слоя, иначе работа будет иметь белёсый оттенок.
Все кисти должны быть сухими, иначе после работы они испортятся.
Спецификой городецкой росписи является рисование без макета, то есть, художник плавно ведёт кисть по поверхности. Какие могут быть художественные приёмы при росписи? Их много, например:
- Широкие мазки кистью.
- Тонкие линии конкой кисточкой.
- Виртуозны штрихи средней кистью.
Для такой росписи необходимы специальные краски
На какой поверхности выполняется городецкая роспись? Обычно за основу берётся дерево. При желании можно создать на нём цветной фон, раскрасив поверхность в красный, жёлтый или другой цвет.
Схема работы следующая:
- Для начала мастер помечает на поверхности приблизительные размеры композиции. Для этого можно использовать карандаш. При этом он не делает прорисовку макета! Это нужно для того, чтобы наметить будущий размер всех узоров росписи.
- Многие мастера советуют намечать контур узора не карандашом, а сразу красками. По их мнению, именно такая технология считается правильной.
- Узлы рисунка делаются тонкой кисточкой и светлой краской. Так работа смотрится аккуратнее.
- Поверх светлых пятен ставятся более тёмные. В этом состоит особенность данного ремесла.
- Перед началом работы следует собрать несколько разных кистей, так как различные детали удобно прорисовывать по-своему. Например, тонкие линии получатся красивыми только в том случае, если прорисовать их тоненькой кисточкой.
- Главными элементами городецкой росписи являются так называемые «оживки». К ним относят точки, круги, спирали, штрихи и дуги.
Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей
- Начало рисунка – это набросок схемы на дереве в натуральную величину. Следует наметить размер будущей работы и её основных элементов.
- Для упрощения задачи можно прорисовать размер композиции на бумаге, а только потом перенести изображение на деревянную поверхность.
- Когда размер орнамента будет нанесён на деревянную поверхность, нужно выделить главный центр композиции. После этого можно продумать цветовую гамму.
- Когда будет решён вопрос о составе и цветовой гамме композиции, можно приступать к детальной прорисовке орнамента.
- Для детей рекомендуется выбирать несложные рисунки. Например, можно изобразить солнце. В центре рисуется красный круг, а рядом – лучи. Лучевые стежки должны быть одинакового размера.
- В конце работы деревянная поверхность покрывается лаком. Для такой работы отлично подойдет разделочная доска.
Ребенку будет проще рисовать простые элементы
Узоры городецкой росписи для старшей группы
В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи, ведь если ребёнок не сможет справиться с ней, то ему будет скучно. Для начала можно провести знакомство с данной техникой рисования, записать конспект.
Презентация не займет много времени, зато ребенок будет знать все азы. Можно остановить свой выбор на простом орнаменте и нарисовать красивый цветок. Благодаря такой городец росписи можно создать закладку для книги.
Это увлекательное занятие, аппликцация всегда быстро заинтересовывала детей.
Способ рисования:
- В работе будут использованы белые, красные, коричневые и зелёные краски. Рисовать дети должны либо на досках из дерева, либо на деревянных не глубоких тарелках.
- Карандашом следует наметить центр композиции и её размер.
- Затем можно приступать к прорисовке цветка. В центре рисуется маленький красный круг. Затем красная краска смешивается с белой для того, чтобы получился розовый цвет. Розовым рисуется ещё один круг, больше первого. После этого снова красный круг и снова розовый. Таким образом, у цветка получается разноцветная середина.
- Лепестки делаются зелёной и коричневой красками. Лучше их чередовать, так работа будет красивее.
- Можно соединить зелёную краску с белой для получения более светлого зеленоватого цвета. Им можно прорисовать лепестки изнутри. Данная прорисовка выполняется тонкой кисточкой.
В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи
Завершает работу лаковое покрытие поверхности.
Городецкая роспись: как нарисовать цветы?
Мастер-класс:
- Для начала выбирается поверхность и материал, которым будет выполнена работа. Чем красочнее она будет – тем лучше.
- Центры цветов отмечаются на поверхности карандашом. Рисуется яркий круг. Затем в каждом круге прорисовываются лепестки. Для этого используется цвет темнее сердцевины цветка.
- У каждого цветочка должен быть лепесток. Салатовые лепестки можно прорисовать тонкой кистью изнутри. Также можно прорисовать контуры лепестков и цветов более темной краской, но не чёрной.
- Дополнят композицию синие ягоды, нарисованные рядом с цветами.
цветок может быть как сложным, так и легким – выбирать мастеру
Городецкая роспись: как нарисовать коня?
- Для этого необходимо использовать чёрную либо коричневую краску. Но чтобы конь выделялся, фон работы должен быть светлым.
- Туловище коня рисуется средней кистью. Сначала можно прорисовать ей контур, а затем покрасить его.
Конечности, хвост и шея рисуются более тонкой кистью. Отдельно прорисовываются копыта животного.
- Гриву коня можно нарисовать красным цветом.
- Украсит и дополнит композицию красивый орнамент. Можно сделать им рамку рисунка.
Также, можно нарисовать лошадь, бегущую к солнцу.
Городецкая роспись: как рисовать цветок Купавку (видео)
Городецкая роспись сможет подарить массу положительных эмоций своему творцу. Главное – рисовать с душой, ведь тогда даже начинающий умелец сможет создать настоящий шедевр.
Другие виды росписи и рисования
Источник: https://1igolka.com/rospis-i-risovanie/gorodetskaya-rospis
Городецкая роспись
В Горьковской области широко известен и другой центр художественной росписи — г. Городец. Промысел возник в середине XIX в. в Горьковских деревнях Курцево, Косково и Хлебаиха. Здесь расписывали лубяные короба, мочесники, игрушки и особенно любовно прялки, их широкие сиденья — донца.
В верхней части донца изображалась праздничная жанровая сценка из жизни горожан чаепитие, застолье, гулянье. Пустые места заполнялись пышными цветами и ветками с зубчатыми листочками. Небольшой приволжский городок Городец стал в наши дни центром развития разнообразных народных ремесел: это и резьба, и инкрустация по дереву, и своеобразная вышивка.
Но более всего известен Городец росписью деревянных изделий [4].
Возникновение Городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки — вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных Городецких донец.
К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы — стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса.
В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.
До сих пор живут в Городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.
В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.
Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура. У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание.
При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи. Время сложения Городецкой росписи занимает около 50 лет.
Складывается стиль этой росписи, рождается Городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные. Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики.
Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников — лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками [13].Элементы, мотивы и композиция Городецкой росписи разнообразны. Наиболее распространенными элементами являются: цветы — розы, купавки с симметричными листьями; животные — кони, птицы.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
- — цветочная роспись;
- — цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
- — сюжетная роспись.
Такое деление является условным, т. к. сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения.
И даже если изделия с Городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство. Техника выполнения Городецкой росписи интересна.
Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный [10].
На низком берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом, занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, кормилиц и пр. Этот промысел был исключительно женским делом.
Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки — чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно — мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки.
Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке.
К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос тонкой лучинкой — глазничкой — наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом — кофту.На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узоры на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент.
Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных, яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на лошадях, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр.
Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани щотдандки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии — змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску.
Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов.
В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами — синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.
Ныне мастера дымковской игрушки живут в Кирове и работают в светлых, просторных художественно-производственных мастерских. Традиционная система росписи сохраняется.
Однако художники осваивают новые современные сюжеты, отражающие наш быт и жизнь.
Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекают интерес детей к орнаментальному творчеству [4].
Page 3
Село Полхов-Майдан огромное и расположено в Горьковской области. А вокруг села — леса и поля, и лесов намного больше, чем полей. И все они светлые да просторные, дремучих нет.
Стоят дома в Полхов-Майдане очень тесно, прямо как на городских улицах — один к одному. Это потому, что отсюда почти никто не уезжает, даже молодые не хотят уезжать. И, конечно же, строят новые дома, а леса не дают селу расширяться, обступили его со всех сторон. Лес ведь трогать нельзя, его рубят только в особо отведённых местах.
И за каждым домом в огороде обязательно стоит ещё маленькая избушка-мастерская, по-здешнему — работня. Внутри всё в белой пушистой деревянной пыли. Под ногами толстый пружинистый слой слежавшихся стружек. Медово пахнет липой.
Везде развешан столярный инструмент, а у окна — большой весь пропылённый верстак и прилаженный к нему токарный станок.
И все полхов-майданские мужчины, отработав днём на полях или фермах, они же крестьяне, приходят вечерами в эти мастерские. Вставляют в станки липовые длинные кругляши, включают моторы и, крепко ухватив руками резцы, вытачивают фигурки матрёшек, грибки-копилки и мн. др.А потом эти фигурки переносят в больших корзинах в дома, и дальше мужчины уже к ним не притрагиваются, всё делают только женщины.
Сначала обмазывают фигурки крахмалом и сушат, и они становятся белее снега. Затем перышками и кисточками начинают их разрисовывать. И первым делом выводят на каждой свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника. Такие же, какие растут перед их домами.
Но днями-то большинство полхов-майданских женщин тоже работают в поле и на фермах. И всё равно, как придут домой, сразу усаживаются за столы, на которых расставлены пузырёчки с тушью и красками и разложены перышки и кисти. И с ними обязательно дочери-школьницы усядутся и старушки.
И даже девчушки 4-5 лет всегда просят допустить их к этим столам. Потому что, представляете, как это интересно самой нарисовать полыхающие цветы — пусть пока и не очень удачные — и матрёшкины глаза, и рот бантиком… Готовые игрушки расставляют сушиться прямо на полу.
И чем их становится больше, тем быстрее и красивей получаются новые, а любая изба превращается в сказочное царство [4].
А самый замечательный из полхов-майданских мастеров — Павел
Емельянович Сентюрев. Это он первым стал делать в селе шкатулки, самовары, балалаечки. А дочь его, Любовь Павловна, рисовала на них удивительные цветы, которых тоже никто никогда не видел, но которые, наверное, есть в сказках, краски в них переливаются — розовое переходит в красное, в малиновое, в бордовое…
А потом в окне их дома появилось ещё одно диво — в красную колясочку были впряжены разноцветные кони. Стояли за стеклом, а казалось, что мчатся, на колесиках спицы мелькали, хвосты пушились. А в другом окне сушился такой же синий конь. А в третьем — красный… Ребята со всего села сбежались, и Павел Емельянович вынес им упряжки поиграть.
Павел Емельянович много новых игрушек создал. Они бывали на выставках во многих странах мира [10].И зимой и летом, когда случаются солнечные дни, весь Полхов-Майдан выносит сушить раскрашенные игрушки на воздух. Раскладывают прямо на снегу фанеру, бумагу, холсты — игрушки на них и расставляют.
Снег белый, а игрушки, как полыхающая радуга. И всё такое жаркое, как будто нет никакой зимы, как будто прогнали её люди, вырастив эти дивные цветы.
И в заснеженных садах они, и над замёрзшей речкой Полхов-Майдана, и во дворах [4].
Знакомство с промыслом различных народов, изучение их истории возникновения и развития на уроках декоративного рисования дает плодотворные результаты и в области развития эстетического вкуса, и в воспитании интереса к народному творчеству, и в формировании навыков кистевой росписи.
Page 4
В искусстве отражается творческий опыт человека, духовное богатство и поэтому можно сказать, что искусство — это средство воспитания личности.
Развитие творческой инициативы — важнейшая задача воспитания. Творческая инициатива будит мысль человека, делает его труд одухотворённым, увлекательным.
Искусство дает огромный материал для познания жизни, оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека.
В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.
Народное декоративно-прикладное искусство помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Красоту люди хотят видеть везде: в природе, в обществе, в быту. Это превращается в насущную потребность миллионов людей.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров — гжельские чайники, хохломские миски, полховско — майданские тарарушки, берестяные туеса, тканые полотна.
Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. В том и выражается потребность людей в красоте.Изучение декоративно-прикладного искусства раскрывает перед нами богатство культуры народа, приобщает к труду. Воспитывает уважение к культуре страны, чуткое отношение к прекрасному, к произведениям декоративно -прикладного искусства, к творчеству народных мастеров, способствует формированию гармонично развитой личности.
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Источник: https://studwood.ru/1338269/pedagogika/gorodetskaya_rospis
Рисование — городецкая роспись в старшей группе, знакомство, конспект занятия по изо + фото и видео
В старшей группе детского сада ребята расширяют навыки рисования, включая в творческий процесс мотивы народных традиций. Благодаря этому реализуются основные задачи образовательного процесса, которые касаются знакомства с культурным наследием родного края.
Что нужно знать при подготовке к занятию по декоративному рисованию
Успех занятия по рисованию на тему «Городецкая роспись» с детьми 5–6 лет во многом зависит от того, насколько тщательно оно будет продумано. И, конечно, эта миссия полностью ложится на плечи воспитателя.
Выбор красок для «Городца»
Прежде всего стоит уточнить: для росписи используются только краски, никакие карандаши, фломастеры или маркеры не смогут имитировать оригинальные мотивы.
Выбор между акварелью и гуашью склоняется в сторону второй. Дело в том, что отличительной чертой городецкого промысла являются яркие, густые мазки для узора. Акварелью такого эффекта не добиться.
Если говорить о цветах красок, то это:
- красный;
- зелёный;
- синий;
- оранжевый.
Для благоприятного сочетания ярких оттенков используются белый и чёрный цвета.
Основной цвет для городецкой росписи — красный
Сложность рисования элементов городецкой росписи в старшей группе
Рисунок в этой технике имеет свои особенности, которые заключаются в разделении изображения на 2 или 3 яруса (третий ярус используется в больших панно):
- верхний — это местоположение основного сюжета (сцены застолья, массовые гуляния, выезды на охоту);
- поясок — ярус, который разделяет верх и низ (здесь изображаются цветы или цветок с листьями, которые расходятся в разные стороны);
- нижний ярус посвящён сценам сражений, придающим рисунку грандиозность и батальность.
. Иногда на «пояске» рисовали птиц или кошек.
Занятия декоративным рисованием — неотъемлемая часть процесса обучения малышей в детском саду. Однако далеко не все дети обладают выраженными способностями к изобразительному искусству. Вот почему для освоения элементов росписи берутся, как правило, простые сюжеты:
- бутон;
- розан;
- купавка или роза;
- ромашка.
Что взять в качестве основы для рисунка
Для детей старшей группы в качестве основы предлагается лист бумаги, желательно, чтобы он был окрашен в желтоватый цвет, имитирующий деревянную поверхность.
Поскольку воспитатель перед началом работы рассказывает об истории этой росписи, обязательно упоминая, что первоначально этими мотивами украшали посуду, то на листе-основе можно изобразить в качестве трафарета вазу, разделочную доску или тарелку.
Городецкие мастера живописи прославили свой край сочными и живописными рисунками (цветами, сценами застолий, выездами на охоту и т. д.), которые они наносили на деревянную посуду.
В качестве основы для рисунка может выступать вырезанная из бумаги разделочная доска
Что касается росписи конкретных предметов, то для этого нужно использовать масляные краски, что не рекомендуется делать в детском учреждении из-за их высокой токсичности.
Какие приёмы используются
Прежде всего стоит учесть возраст малышей. Хоть это уже и старшая группа, но выстроить композицию рисунка самостоятельно у них вряд ли получится. Поэтому воспитатель на основе рисует несколько квадратов и прямоугольников, которые помогут ребёнку сориентироваться, где какой элемент должен быть. Каждый этап работы над узорами городца носит определённое своеобразие в технике выполнения.
- Подмалёвок. Этот этап предполагает прорисовывание главных элементов рисунка одним цветом.
- Оттенёвка. Взяв другой цвет краски, наносим полудуги, придающие рисунку образ сказочного цветка.
- Оживка. Работа над мелкими деталями изображения: края и прожилки листьев и лепестков, сердцевина цветка.
- Разживка. Заключительный этап, подразумевающий работу белой и чёрной красками.
Подходящие материалы
Для реализации всех уровней работы над сюжетом детям потребуются:
- гуашь;
- кисточки «белка» № 1, 5;
- ёмкость с водой;
- влажные салфетки для удаления излишков краски и загрязнений с кожи ручек малышей;
- листы бумаги (с шаблонами кухонной утвари, например).
Для имитации росписи нужно брать гуашь, так как она даёт более насыщенный цвет
Существует 2 формы работы с детьми в детском саду: индивидуальная (когда каждый малыш делает поделку самостоятельно) и групповая (когда карапузы выполняют отдельные элементы рисунка).
Как правило, на занятии воспитатель использует комбинацию из этих способов организации рабочего времени. В частности, для выполнения заданий вводной части дети обсуждают варианты ответа хором. Зато выполнять поделку должны только индивидуально.
А вот в конце можно всем вместе составить список самых удачных работ.
Как заинтересовать детей
Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для работы с детьми этот принцип особенно актуален. Тем более, если дело касается работы над рисунком в определённой технике.
Поэтому пальму первенства среди мотивирующих приёмов занимают образцы городецкой посуды.
Однако не всегда есть возможность показать ребятам эти предметы «вживую», так что стоит рассмотреть и другие способы заинтересовать малышей.
Презентация и картинки
В старшей группе дети уже достаточно хорошо могут концентрироваться на том, что видят на экране. Так что хороший выход из положения — показать им презентации с картинками-образцами росписи, которые можно найти в интернете.
Воспитатель должен обязательно прокомментировать слайды или видеонарезку об истории возникновения этого направления в народном творчестве.
Кроме этого, нужно развесить плакаты или картинки предметов обихода, расписанные городецкими мотивами, а также с увеличенными изображениями самих узоров.
Беседа на основе прослушанных стихотворений
Как уже отмечалось, любая работа в старшей группе должна идти на развитие речи. Так что беседа — неотъемлемая часть занятия. Однако чтобы диалог с аудиторией состоялся, дети должны что-то узнать об этом направлении в живописи. Для этого можно предложить несколько стихотворений:
- Городецкая роспись — как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
- Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь. Птицы смотрят из ларца. Чудо-роспись Городца.
- Велика Россия наша и талантлив наш народ. О Руси родной умельцах на весь мир молва идёт. Городецкие узоры — столько радости для глаз. Подрастают мастерицы, может быть, и среди нас. Ты играй моя гармошка, ты, подруга, подпевай, мастеров Руси великой во весь голос прославляй!
- Откуда пришла к нам эта роспись?
- Что изображается на узорах?
- Насколько известна эта роспись?
Этими вопросами лучше предварить более подробное изучение традиции, например, рассматривание картинок.
План составления конспекта занятия
Работа проходит в рамках стандартного 30-минутного занятия.
И за это время дети должны не только познакомиться с теоретическими аспектами (историей традиции), но и на практике попробовать себя в роли городецких мастеров.
Прежде чем распределять время, которое будет затрачено на каждый этап занятия, необходимо сформулировать цели и задачи. В качестве целеполагающих аспектов выделяются:
- знакомство с историей возникновения росписи;
- обучение писать отдельные элементы городецкой техники (например, розан, листок, купавка и т. д.);
- закрепление навыка работы с красками и кистью.
К задачам относятся:
- продолжение работы над развитием умения строить композицию рисунка;
- обучение работы с элементами техники (точками, оживками, чёрточками и т. д.);
- воспитание эстетического восприятия народного искусства.
Примерный хронометраж будет таким:
- вводная часть — 7 минут (рассказ об истории росписи с просмотром презентаций, беседы по поводу увиденного или услышанного, если речь идёт о рассматривании картинок);
- основная часть — 18 минут (работа над рисунками по инструкциям воспитателя с перерывами на пальчиковую гимнастику, физкультминутку);
- заключительный этап — 5 минут (составление стихийной выставки работ малышей, выбор наиболее похожей, краткий самоанализ: «Что получилось?», «Что вызвало затруднения?», похвала воспитателя).
Воспитатель должен контролировать каждый этап рисунка, показывая, как правильно делать нажим кисточкой
Схемы работы над городецкими узорами
На занятиях по рисованию для освоения элементов росписи используются простые сюжеты. Но каждую работу нужно выполнять в определённом порядке.
«Бутон»
Работа над этой разновидностью цветов выполняется, в соответствии с инструкцией.
Цвет бутонов можно варьировать, но только в рамках цветовой гаммы городецкой росписи
- Начинаем с подмалёвка. Набираем мокрой кисточкой красную краску, удаляем излишек и ещё раз окунаем в воду, чтобы цвет был размыт.
- Прорисовываем круг — делаем нажим кистью, затем проводим полукруг и опускаем кисть вниз.
- Далее делаем оттенёвку — набираем концентрированный красный и проводим полудуги на бутонах, прорисовываем точки. Не забываем держать кисточку строго вертикально.
- Зелёной краской делаем оживку — зелёные листья.
В эту работу можно внести разживку, то есть добавить элементы.
«Ромашка и купавка»
Инструкция:
- Сначала работаем с ромашками.
- Делаем подмалёвок розовой краской (размываем красную краску).
- Насыщенным красным создаём оттенёвку — штрихи, расположенные по диаметру ромашки. Не забываем кисть держать перпендикулярно вниз.
- Приступаем к оживке. Делаем красную сердцевину цветка.
- Для разживки белой краской разбавляем оттенёвку — чередуем чёрные штрихи с белыми, а также делаем точки на серединке.
- Создаём подмалёвок купавки — рисуем круг.
- Оттенёвка представляет собой прорисовку серединки.
- Делаем разживку — рисуем белые прожилки-лепестки в виде двух полудуг с перемычками.
Дети должны учиться рисовать круги без чернового контура, сразу «начисто»
Теперь опишем инструкцию по работе над разновидностью «розан»:
- Для подмалёвка делаем красный круг и по два листика слева и справа.
- Белой краской рисуем полудуги в верхней трети розана.
- Соединяем их штрихами.
- Делаем лепестки, исходящие от нижней полудуги.
- В каждом лепестке делаем вертикальные штрихи.
- На листьях проводим линии-прожилки.
Иногда оттенёвка делается цветом разживки
Сначала ребята расписывают ложки, а уже потом их аккуратно вырезают Для того чтобы нарисовать бутон, нужно в обязательном порядке держать кисточку перпендикулярно поверхности Цвет фона для росписи должен быть жёлтым, чуть ярче или чуть приглушённее — не важно
Для того чтобы знания, полученные во время занятия по теме «Городецкие мотивы», прочно закрепились в сознании малышей, необходимо практическое применение полученной информации. В связи с этим воспитателю придётся потрудиться над подготовкой и планированием занятия, то есть сформулировать цели, задачи, выбрать мотивирующий компонент и просчитать до минуты каждый этап работы над рисунком.
Источник: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/risovanie-gorodetskaya-rospis-v-starshey-gruppe.html