Олимпиадные задания школьного этапа по русскому языку для 5 класса с ответами
Олимпиада по русскому языку 5 класс, задания с ответами
На изучение русского языка в 5 классе отведено достаточно много часов. Учащиеся углубляют знания морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, а также знакомятся с самостоятельными и служебными частями речи, изучают лексику и такие понятия, как омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Для того, чтобы систематизировать знания, полученные на уроках, школьникам стоит получать их объективную оценку. Именно для этого проводятся олимпиады по русскому языку. Мы предлагаем вам ознакомиться с примерами олимпиадных заданий для 5 класса с ответами.
Представленные задания могут использоваться в качестве тренажера для подготовки к олимпиадам, а также экзаменам и контрольным.
1. Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке:А) серебристый, серебро, серебряныйБ) серебро, серебряный, серебристый
В) серебряный, серебро, серебристый
2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:А) диалогБ) предмет
В) повторить
3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?А) ц..нк, ц..ганочкаБ) дикц..я, ц..ркульВ) ц..кнуть, падчериц..н
Г) нарц..сс, огурц..
4. В каком слове суффикс -НИК- обозначает занятие человека?А) подойникБ) подлокотникВ) затейник
Г) кофейник
5. В каком предложении НЕ нужно ставить тире?А) Лягушки хладнокровные животныеБ) Сорока самая болтливая птица на свете
В) Утренний ветерок свеж и нежен
6. В каком предложении нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены):А) В зимнем лесу сумрачно и глухоБ) Он привык к движению к жизни к суетеВ) Зимнее солнце светит но не греет
7. В каком предложении есть синонимы?А) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостьюБ) Сова спит днём, а охотится ночьюВ) В поэтической речи глаза часто называют очами
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз
8. Укажите слова с безударной проверяемой гласной в корне:А) Седло, запах, зерно.Б) Ответ, клевер, момент.В) Сумерки, заря, запад.Г) Характер, росток, минута.
Д) Карандаш, пенал, гараж.
9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?А) пАртерБ) шОферВ) звонИт
Г) тортЫ
10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?А) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.Б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.В) «Я не ветеринар» — сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
Г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.
Открытые вопросы
Вопрос 1Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.А) Они хотели устроить более лучшую жизнь.
Б) Его вклад в общее дело был существенен.
Вопрос 2Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.
Вопрос 3Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].
Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.
Вопрос 4Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Болельщики активно поддерживали свою команду.
Вопрос 5Выпишите из предложения все словосочетания.
Робко засветились на небе первые звездочки
Творческие задания
Задание 1
В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?
Задание 2Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:
чело, ланиты, уста, очи, выя.
Задание 3
Составьте слова из букв слова приток
Задание 4С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.
Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.
Задание 5
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: адрес -…, волос -…, майка -…, сосна — …
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | А | Б | Б | В | В |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | В | В | А | В | В |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: А — Они хотели устроить лучшую жизнь, Б — Его вклад в общее дело был существенным
Ответ на вопрос 2: казак
Ответ на вопрос 3: учтем, помочь
Ответ на вопрос 4: повествовательное
Ответ на вопрос 5: засветились робко, засветились на небе, первые звездочки
Ответы на творческие задания
Пример ответа на творческое задание №1:
Большое поле без цветка
Пример ответа на творческое задание №2чело — лобланиты — щекиуста — губыочи — глаза
выя — шея
Пример ответа на творческое задание №3
корт, тир, порт, пир, рот
Пример ответа на творческое задание №4
красивый тюль (м.р.), строгое жюри (ср.р.), большое фойе (ср.р.), вкусная кольраби (ж.р.), знаменитая фамилия (ж.р.), черный рояль (м.р.), крепкий кофе (м.р.), новое пальто (ср.р.)
Пример ответа на творческое задание №5
среда, слово, кайма, насос
02/03/2015 , автор: Валерия Токарева
Поделись с коллегами:
Источник: http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku-5-klass/
Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку 5 класс
Наша кнопка
Скачать материал
Время выполнения заданий – 1 астрономический час ( 60 минут)
Максимальное количество баллов – 50
Составила: Асеева Инна Владимировна, учитель I категории МКОУ «Зуевская ООШ» Солнцевского района Курской области
Олимпиада по русскому языку
Ученика(цы) 5 класса
———————————
Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с].
(1+ 3= 4 балла)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь, а слышно там.
Расставьте ударения в словах:
Алфавит, партер, средства, шофёр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева. ( 10 баллов)
Найдите «четвёртое лишнее»: (2 балла)
Красный, багряный, фиолетовый, алый.
4. Какая пара слов не имеет сходства по значению? ( 2 балла)
1) Преграда-помеха; 2) привлекать-манить; 3) скука-горе; 4) склон-откос
В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина говорится: «Царица злая, Ей рогаткой угрожая…». Что это за рогатка? Объясните значение этого слова. ( до 10 баллов)
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
Окончился спектакль. Зал аплодировал. Вдруг сосед справа стал кричать «бис». Я объяснил ему, что так кричать нельзя. Почему? ( до 10 баллов)
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
Какой часть речи могут быть слова покрой, жгут? Приведите примеры
( до 10 баллов)
———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-
В каком предложении неправильно определена основа предложения?
( 2 балла)
1)Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.
2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)
3) Хмуро тянется непогожий день.
ОТВЕТЫ
Звук [ с ] в тексте встречается 5 раз: через, лесок, голосок, скажешь, слышно.
Алфавит, партер, средства, шофёр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.
Рогаткой в старину называли орудие наказания. Оно было довольно страшным. Наказываемого привязывали к наклоненным верхушкам двух деревьев, которые резко отпускали. Человека разрывало надвое.
Слово «бис» означает дважды, или во второй раз. Разумеется, весь спектакль повторить невозможно, даже если зрители восхищены им. Поэтому слово «бис» здесь неуместно.
Слова «покрой» и «жгут» могут быть существительными и отвечать на вопрос ЧТО?, например, «прокрой пиджака» и «жгут для связывания лошадей». В словосочетаниях «покрой пиджак» (что сделай?), «жгут на костре» (что делают?) эти слова обозначают действия предметов, поэтому являются глаголами.
8. 1)Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.
(Правильно «дети слушали»)
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории русский язык:
Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/shkolniy-etap-vserossiyskoy-olimpiadi-po-russkomu-yaziku-klass.html
Русский язык 5 класс, школьный этап (I этап), г. Москва, 2017-2018 учебный год
↑
Даны символы: ё, о, ó, ъ, ь, е, и, ы.
Даны слова с пропусками. Заполните пропуски предложенными символами.
Учтите, что квадратные скобки обозначают транскрипцию.
Какой из предложенных символов никогда не используется в транскрипции?
В какой из пропусков нельзя вставить ни один из предложенных символов?
Что туда надо поставить?
г [ ] сп [ ] д [ ] (ед. ч., Р. п.)
ч [ ] рн [ ] й
ж [ ] лт [ ] й
ж [ ] знь
Модель ответа и критерии
↑
г [ó] сп [ъ] д [ъ]
ч [ó] рн [ъ] й // ч [ó] рн [ы] й
ж [ó] лт [ъ] й // ж [ó] лт [ы] й
ж [?] знь
За каждый правильно заполненный пропуск – по 1 баллу (всего 7 баллов).
В транскрипции никогда не используется символ ё (1 балл).
За правильно найденный пропуск, куда нельзя вставить ни один из предложенных символов, – 1 балл. За указание на то, что в этот пропуск надо поставить ы ударное, не представленное в списке предложенных символов, –1 балл.
Всего 10 баллов.
Задание № 2 (2 балла)
↑
Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.
Чтоб концы своих владенийОхранять от нападений,Должен был он содержатьМногочисленную рать.Воеводы не дремали,Но никак не успевали:Ждут, бывало, с юга, глядь, —Ан с востока лезет рать.Справят здесь, — лихие гостиИдут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
(Сказка о золотом петушке. А.С. Пушкин)
Задание № 3 (4 балла)
↑
Многие имена у разных народов восходят к общему имени-предку. Нередко это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, английское «Джон», итальянское «Джованни» и русское «Иван» восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».
Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному.
По-болгарски Янко, а по-русски …
По-английски Джейкоб, а по-русски …
По-английски Джордж, а по-русски …
По-французски Эжен, а по-русски …
Задание № 4 (4 балла)
↑
Предположим, что слово карамель – это существительное, стоящее в форме родительного падежа множественного числа. Как бы выглядели возможные формы именительного падежа единственного числа от этого существительного?
Приведите аналогичные примеры из русского языка.
Пример выполнения задания: от слова каникулы (это существительное, стоящее в форме родительного падежа множественного числа) возможная форма именительного падежа единственного числа – каникула (1 балл), по аналогии с игла – иглы (1 балл). В ответе возможно несколько форм.
Задание № 5 (6 баллов)
↑
Вставьте пропущенные в словах буквы. Объясните их постановку.
обр..млениеосн..щениеспл..ченныйоб..ятельныйраздр..жать
сост..зание
Задание № 6 (7 баллов)
↑
Дано предложение:
Игорь долго не отвечал на письмо Марии.
- Найдите в этом предложении слово, к которому можно задать разные вопросы.
- Укажите, какими членами предложения оно может являться и в каком падеже может стоять. Выполняя задание, укажите, от какого слова в предложении Вы ставите вопрос, чтобы определить падеж найденного Вами слова.
Олимпиада по русскому для 5 класса
Подробности Создано: 10 ноября 2012 84185
В 5 классе продолжаем готовиться к олимпиадам по русскому языку. Предлагаем познакомиться с восемью заданиями четырёх этапов. Заданий много, и все они познавательные.
1 этап
№1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка, помойка. Что и почему он перепутал?
№2. Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:
парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки? Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.
№3. Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственном и множественном числе):
Ночевала _____ золотая на груди утеса-великана.
______ небесные, вечные странники.
Я ____, _____, _____, я вовсе не медведь.
Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено (птичка, рыбка, кучка, тучка, штучка)?
№4. Даны слова: банка, катится, плач, полет, сели. В какие из них можно добавить букву Ь так, чтобы получились правильные слова?
№5. Как называют по-русски жителей Парижа, Лондона, Берлина, Марселя, Рима?
№6. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу? Может быть, так: с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию?
№7. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?
№8. Расставьте ударение в словах: свекла, скула, ампула, скоба, брюква, документ, портфель.
2 этап
№1. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:
[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
№2. Замените устаревшие слова современными синонимами:
очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.
Где до сих пор ещё используют устаревшие слова? Почему? Приведите примеры.
№3. Определите фразеологические обороты в данных предложениях:
Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого. Неприятель разбит в пух и прах. Ругает старика старуха на чем свет стоит.
Какое значение они имеют? Приведите свои примеры: предложения с фразеологизмами.
№4. Сколько среди слов: горячий, обожженный, яркий, красный, сгоревший – таких, которые сочетаются со словом огонь? Почему?
№5. В каком из предложений есть грамматическая ошибка?
Сыщики охотились за вором. Кошка охотилась на мышь. Коллекционер охотился на редкую книгу. Лиса охотилась за зайцем. Древний человек охотился на мамонтов.
Исправьте ошибку.
№6. Из данных существительных некоторые образованы по общему правилу, но некоторые с отклонениями. Почему? Объясните.
Смотритель, учитель, слушатель, писатель, сеятель.
№7. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий, определите, кто чем занимался: Скорняков, Сыромятников, Пономарев, Гончаров.
№8. Определите члены предложения:
«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой». Придумайте монолог ступы Бабы-яги.
3 этап
№1. Валера Готовкин, один из героев повести Э. Успенского «25 профессий Маши Филиппенко», должен был вместе с друзьями «отработать и изучить» все действия пожарных во время пожара. Свои наблюдения он оформил так:
а) прыгание в машину, б) открывка дверей, в) проездка по улицам, г) раздвижка лестницы, д) размотка шлангов, е) тушка пожаров.
В чём состоят ошибки Валеры Готовкина? Исправьте (отредактируйте) его текст.
№2. Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.
№3. Поэт и сатирик Саша Чёрный (1880 – 1932) придумал замечательную собачонку – фокса Микки. Фокс Микки вёл дневник, а однажды захотел написать стихи. И написал. Замечательно получилось, тем более что он не учился ни в гимназии, ни в «цехе поэтов». И, возгордясь, Микки решил прочесть свои стихи наоборот:
Дикий ветер веранде поБыстрей всё листья гонит.Микки фоксик весёлый я,
Зверей из умный самый!
В чём ошибка Микки? Разгадайте, какие стихи сочинил Микки.
№4. На улице Яблоневой стоит замечательный дом: здесь есть и конёк, и громоотвод, и черепица, и ставни, и перила, и терраса, и палисадник. Определите значение выделенных слов.
№5. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя, Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?
№6. Составьте предложение, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох.
№7. Найдите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения.
Дом царевна обошла,Всё порядком убрала,Засветила Богу свечку,Затопила жарко печку,На полати взобралась
И тихонько улеглась.
№8. Расставьте ударение в словах: портфель, документы, свекла, позвонит, сироты, столяр, туфля, квартал, понял, поняла.
4 этап
№1. Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина. Найдите и выпишите слова с суффиксом –арь. Не путайте их с теми словами, в которых –арь суффиксом не является, а входит в состав корня. Объясните, каким приёмом вы пользовались, чтобы найти суффикс –арь.
Один поэт, раскрыв словарь,Стал рифмовать: вратарь, звонарь,Аптекарь, рыцарь, секретарь,А также слесарь, государь,Библиотекарь, лодырь, пахарьИ пекарь, виноградарь, знахарь.Пожалуйста, поспорь с поэтом.
Найди, кто лишний в списке этом.
№2. Хорошо ли вы знаете устойчивые обороты? Дополните словосочетания и напишите, что они обозначают:
делать из мухи…, переливать из пустого в…, пристать с ножом к…, зарубить на…, валять…, сматывать …, не сносить…, смотреть сквозь…, по щучьему… .
№3. Слова в словосочетаниях перепутали свои места. Верните каждое слово на его место, записав словосочетания в исправленном виде: вихрастые носы, курносые волосы, карие штаны, короткие глазки, краснощёкие дома, кирпичные рожицы.Объясните, почему в таком виде эти словосочетания не могут существовать. Придумайте со словосочетаниями предложения.
№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Добейтесь того, чтобы не было повторов.
Мальчик подошел к остановке автобуса и спросил у женщины средних лет, идет ли подъехавший автобус до кинотеатра «Россия». Женщина ошибочно ответила, что идет. Тогда в разговор вступила другая женщина, более старшего возраста. Она сказала, что мальчику необходимо перейти улицу и ехать на автобусе этого маршрута, но в другом направлении. Мальчик выразил благодарность обеим женщинам.
№5. Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут: Ростик, Поля, Лина, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.
№6. Прочитайте стихотворение Т. Крюковой «Меню». Выпишите из него слова на правило «О-Ё после шипящих в корне и суффиксах существительных», обозначая морфему, в которой находится орфограмма.
Съел обжора на обедЩи, печеночный паштет,С майонезом кабачокИ свиной окорочок.Съел копченого угря,Фунт улиток, может, зря, И бараний бок в сметане –Это вам не чох бараний.Сыроежек полбочонкаИ тушеную печенку,Наперченный антрекот,Из крыжовника компот,Черствый хлеб, бутыль боржоми,В общем – все, что было в доме.Вы его меню в тетрадку
Запишите по порядку.
№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык С.Я. Маршак. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Разгадайте эту загадку. Объясните свой ответ.
Элизабет, Лизи,Бэтси и БэссВесною с корзинкойОтправились в лес.В гнезде на березе,Где не было птиц,Нашли они пятьРозоватых яиц.Им всем четверымПо яичку досталось.И всё же четыреНа месте осталось.
№8. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.
Ветер осенний в лесах подымается,Шумно по чащам идёт.Мёртвые листья срывает и веселоВ бешеной пляске несёт.
(И. Бунин.)
ОТВЕТЫ
Источник: http://ruslita.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku/61-olimpiada-po-russkomu-dlya-5-k