Синтаксис и пунктуация 5 класс

Диктанты по русскому языку — 5 класс — синтаксис и пунктуация

Синтаксис и пунктуация 5 класс

При написании поста Диктанты по русскому языку — 5 класс — синтаксис и пунктуация использовались материалы из сборника диктантов по русскому языку для 5–11 классов В. Н. Даценко.

Эта коллекция диктантов ориентирована на тему: 5 класс — синтаксис и пунктуация.

5 класс — синтаксис и пунктуация

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога. Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей.

Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди. Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.

(92 слова) (По Г. Скребицкому)

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматические основы предложений первого абзаца.
  2. В последнем предложении укажите изученные части речи.

(Материал для проведения контрольной работы взят из «Сборника диктантов по русскому языку. 5-9 классы» Г.А.Богдановой. М.: «Просвещение», 2010)

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат. Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд.

Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц.

Чарующий миг лесной тишины!

(101 слово) (По Д. Зуеву)

5 класс — синтаксис и пунктуация (продолжение)

Сорока

Сорока пользуется каждым удобным случаем, чтобы собрать нужную для гнезда шерсть. Вышел я осторожно на крыльцо и вижу, что сидит сорока на плетне и внимательно заглядывает под навес сарая. А там спит соседский пёс, большой, кудлатый, клочьями висит на нём линяющая шерсть.

Нырнула сорока под навес, на лету вырвала у собаки клочок шерсти и уселась на дереве, чтобы поудобнее уложить шерсть в клюве. Проснулся пёс, недовольно огляделся кругом, но понять не может, кто это ему спать не даёт. А тем временем сзади подлетела другая сорока и опять клочок шерсти вырвала у собаки.

Увидел пёс, что надо искать убежище понадёжнее, и понуро зашагал к дому. Но сорока не теряла времени и успелатаки вырвать ещё клок шерсти.

(116 слов) (По Е. Спангенбергу)

Сложные предложения с союзами.

Талант

Талант — очень старое слово. В древнем мире так на- зывались самая крупная мера веса и самая большая де- нежная единица. Рассказывают, что в давние времена жил богатый че- ловек, хозяин поместья. Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трём рабам деньги — таланты. А ког- да вернулся, спросил отчёт.

Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что они употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. Третий отдал только то, что получил. Данный ему талант он зарыл в землю, где тот и пролежал без пользы. Отсюда и выражение «за- рыть талант в землю», то есть не использовать его. История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами.

И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одарённость.

(114 слов) (По С. Кордюковой)

Сложные предложения с союзами.

Тюльпаны из Голландии

В Москву из Голландии пришла посылка. Открыли… Живые тюльпаны! Алые и золотые, каждый цветок упакован в папиросную бумагу, а сверху письмо. На двух языках — на голландском и русском. В письме было написано: «Я цветовод, вывел сотни сортов тюльпанов. Этот новый сорт я назвал именем «Гагарин». Примите в знак восхищения вашим полётом этот букет».

(56 слов) (По В. Пескову)

Прямая речь.

Моя природа

Я убедился, что моя природа мало имеет общего с той природой, которая находится в руках биологов. Они учат: «Если вы узнали воробья, так, значит, и всех воробьёв». А я: «Все воробьи разные, и каждый из вас может открыть своего воробья». И я понял, что природа есть родина.

(49 слов) (М. Пришвин)

Прямая речь.

Глоток молока

Чашка с молоком стояла возле носа Лады, она отвёртывалась. Позвали меня. «Лада, — сказал я, — надо поесть». Она подняла голову, забила прутом. Я погладил её, от ласки жизнь заиграла в её глазах.

«Кушай, Лада», — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. Значит, через мою ласку ей жизни прибавилось. И, может быть, именно эти несколько глотков молока решали борьбу в пользу жизни.

Таким глотком молока и решается в мире дело любви.

(77 слов) (М. Пришвин)

Прямая речь.

Бобровая плотина

Бобры пережидают зимние холода в уютных хатках и стараются лишний раз не вылезать наружу. Мы подошли к одному такому бобровому домику. Вокруг не было ни единого следа. Спустились по льду к полынье, и там снежная целина. Пошли дальше и наткнулись наконец на бобровый след.

Сотрудник заповедника сказал: «Веро- ятно, дня два назад один зверь вылезал из хатки и кормился в ивняке. Здесь бобр нырнул и добирался до хатки подо льдом». «А почему вода не замёрзла?» — спросил я. Мне ответили: «Здесь быстрое течение, бобры потрудились, плотину построили. Она и поддерживает в реке нужный уровень воды.

Ведь ход в бобровую хатку должен начинаться под водой. Так безопаснее».

(106 слов) (По И. Константинову)

Прямая речь после слов автора и перед ними.

Спор

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит. — Конечно, меня. Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу, сам он на мне в город ездит. Пропал бы без меня совсем,— говорит лошадь.

— Нет, хозяин любит больше меня. Я всю его семью молоком кормлю. — Нет, меня. Я его добро стерегу. Подслушал хозяин этот спор и говорит: — Перестаньте спорить по-пустому.

Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

(78 слов) (К. Ушинский)

Знаки препинания при диалоге. Сложные предложения.

Дружеский разговор

Был дружеский разговор. Павел Попович, расставив руки, показывал, как человек плавает в невесомости. Андрияна Николаева спросили:

— Кому из людей в этот торжественный день вы хотели бы сказать человеческое спасибо за всё, что имеете в жизни?

— Много хороших людей учат нас жить. Я благодарен в первую очередь матери. Она воспитывала в нашей семье уважение к людям, к труду, к земле. Многим обязан брату Ивану, друзьям по космической учёбе. Все люди обязаны друг другу чем-нибудь очень хорошим.

— Первая ваша профессия?

— Лесовод.

— Любите ли вы природу?

— Да. Очень.

(87 слов) (По В. Пескову)

Тире в начале реплик диалога.

Источник: https://gdzotl.ru/diktant-5-klass/diktantyi-5-klass-sintaksis-punktuatsiya/

Тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация 5 класс

Синтаксис и пунктуация 5 класс

Тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте по 17 заданий.

1 вариант

1. Укажите неверное утверждение.

а) Синтаксис — раздел науки о языке, в ко­тором изучаются словосочетания, предложения, текст и правила их построения.б) Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.в) Зависимое слово всегда связывается с глав­ным в словосочетании по смыслу и граммати­чески.

г) Ошибки в расстановке знаков препинания называются пунктуационными.

2. Определите, в каком варианте представлено не словосо­четание.
Перед щенком на пне сидит большая стрекоза.

а) перед щенкомб) перед щенком сидитв) на пне сидит

г) большая стрекоза

3. Укажите словосочетание.

а) удивил и поразилб) земля белав) добрым утром

г) я знаю

4. Отметьте словосочетание с главным словом существи­тельным.

а) произносить громкоб) совсем неудачнов) ветки сирени

г) двигался к реке

5. Укажите словосочетание с главным словом глаголом.

а) издатель книгб) тренировался на стадионев) пение соловья

г) шелест листьев

6. Укажите неверное утверждение.

а) В конце побудительных и повествователь­ных предложений нельзя ставить восклицатель­ный знак.б) По цели высказывания предложения быва­ют повествовательными, побудительными, вопро­сительными.в) Подлежащее и сказуемое — грамматиче­ская основа предложения.

г) По наличию или отсутствию второстепен­ных членов можно различить распространённое и нераспространённое предложения.

7. Найдите повествовательное предложение.

а) Памяти павших будьте достойны!б) Кто желает выступить на празднике?в) Закружилась листва золотая.

г) Хорошо ли вы отдохнули на каникулах?

8. Укажите предложение с одним главным членом.

а) Уходит зима.б) Прекрасное утро.в) Берега живописные.

г) Дождь — мелкие брызги.

9. Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамматическая основа.

а) У ставшие путники видели вокруг только пустыню.
б) Вещь мы изготовили из простого материала.
в) Учёный теперь находился в лаборатории.
г) Дом озарил резкий свет молнии.

10. Укажите предложение, в котором есть определение.

а) Ветер раскачивает деревья.б) Ночь заглядывает в окна.в) Вдали блеснул огонёк.

г) Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.

11. Отметьте предложение, в котором есть дополнение.

а) В лесу прижилась ласковая осень.б) С грустью падали высохшие листья на землю.в) Пряный аромат растений радовал людей.

г) При ветре леса шумят океанским гулом.

12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство места.

а) В сентябре идут сильные дожди.б) Золотая осень наряжает землю.в) В кронах деревьев заснули птицы.

г) Передайте от меня привет родным местам.

13. Найдите нераспространённое предложение.

а) Прохлада освежает и бодрит.б) Почти рассвело.в) Снова замерло всё до рассвета.

г) Пепельные тучки.

14. Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Врач благородная профессия.б) Небо высоко и прозрачно.в) Он человек без совести.

г) Изумительны летние вечера.

15. Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

а) Ты не забывай писать родителям.б) Я люблю тебя Россия.в) Дети участвуют в озеленении пришкольного участка.

г) Территории эти пострадали от лесных по­жаров.

16. Укажите, в каком предложении союз и связывает одно­родные члены. Знаки препинания не расставлены.

а) Всю ночь шёл снег и к утру земля была белая.б) Гуляешь по осеннему лесу и наслаждаешься его красотой.в) Промелькнула короткая осень и нам взгруст­нулось.

г) Закружила зима в воздухе белыми хлопья­ми и зашумели метели.

17. Найдите предложение с прямой речью. Знаки препина­ния не расставлены.

а) Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М. Горький.б) Он поделился своими размышлениями о творчестве.в) Писатель рассказал нам о том как создавал произведение.

г) Поведай ты мне эту легенду.

2 вариант

1. Укажите неверное утверждение.

а) Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.б) Зависимое слово в словосочетании связыва­ется с главным только по смыслу или по смыслу и грамматически.в) Грамматическая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.

г) Словосочетания делятся на именные, гла­гольные и наречные.

2. Определите, в каком варианте представлено не словосо­четание.
Птенец с трудом держится в воздухе короткое время. ­

а) птенец держитсяб) с трудом держитсяв) держится в воздухе

г) короткое время

3. Укажите словосочетание.

а) играть в снежкиб) на улицев) зима — королева

г) дождь моросит

4. Отметьте словосочетание с главным словом существительным.

а) броситься за щенкомб) ветра свиств) выполнял неумело

г) немного неточно

5. Укажите словосочетание с главным словом глаголом.

а) радостный мигб) налево от домав) стремиться вперёд

г) прогулка по лесу

6. Укажите неверное утверждение.

а) Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются невосклицательными.б) Грамматическая основа предложения не всегда состоит из двух главных членов — под­лежащего и сказуемого.в) Для предложения характерна интонация конца предложения.

г) Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.

7. Найдите среди данных предложений побудительное.

а) Веет свежестью возле реки.б) Между небом и землёй песня раздаётся.в) А мечтали, дедушка, в прошлые года о славе?

г) Расскажи мне, друг, о твоём детстве.

8. Укажите предложение с одним главным членом.

а) Лес молчал.б) Присядем на дорожку.в) Пурга сильна, сердита.

г) Невероятно красива наша земля.

9. Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамма­тическая основа.

а) Шалаш разрушил ураган.
б) Проект студент защищал долго.
в) Курск — родной город.
г) Утро туманное.

10. Укажите предложение, в котором есть определение.

а) Неожиданно мы услышали шорох в кустах.б) Возле нас оказался совёнок.в) Шерсть на спине у кота поднялась.

г) Смотрится в воду нежная кувшинка.

11. Отметьте предложение, в котором есть дополнение.

а) Из тусклого тумана появляется солнце.б) Розовый клевер прячет в траве свою круг­лую головку.в) На поляне резвились тигрята.

г) Из воды выглянул забавный лягушонок.

12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство времени.

а) По опушкам леса выделяются проталины.б) Вдруг с громким лаем выскочила большая собака.в) Ранним утром далеко разносится гудок паро­воза.

г) Мы вырастили на даче прекрасные фрукты.

13. Найдите распространённое предложение.

а) Поспели яблоки, груши и сливы.б) Полный месяц.в) Вечереет.

г) Бушует ветер.

14. Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.

а) Свежа распустившаяся роза.б) Ландыш хрупкий цветок.в) Март богат сюрпризами.

г) Ярко на небе сверкали звёзды.

15. Отметьте вариант, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.

а) Экзотические животные участвовали в шоу.б) Не трещите морозы в заповедном лесу.в) Вы изучите всё серьёзно.

г) Ребята с интересом слушали экскурсовода.

16. Укажите, в каком предложении союз и связывает одно­родные члены. Знаки препинания не расставлены.

а) Я подставил ладошки и на них посыпались кедровые шишки.б) Белочки смело выхватывают орешки из на­ших рук и тут же грызут их.в) Потеплело и ледники растаяли.

г) Зима в тундре суровая и длится она две тре­ти года.

17. Найдите предложение с прямой речью. Знаки препина­ния не расставлены.

а) Доброго здоровья люди.б) В зарослях беспрестанно копошился какой­-то зверёк.в) До новой встречи произнёс журналист.

г) Библиотекарь рассказал ребятам о том как интересно жить книгочеям.

Ответы на тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация
1 вариант1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-б, 9-г, 10-г, 11-в, 12-в, 13-а, 14-а, 15-б, 16-б, 17-а.

2 вариант

1-в, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а, 7-г, 8-б, 9-а, 10-г, 11-б, 12-в, 13-б, 14-б, 15-б, 16-б, 17-в.PDF-версияТест Синтаксис и пунктуация

(99 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/07/24/test-po-russkomu-yazyiku-sintaksis-i-punktuatsiya-5-klass/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.