Конспект занятия по чтению художественной литературы.Средняя группа
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина»
Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель высшей категории, детский сад №1 г. Феодосия
Программное содержание:
С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).Словарь: иллюстрация.Развивать чувство рифмы.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование:
Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).
«Сказочное королевство»
Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.Шапочку красную ей подарила.Девочка имя забыла свое.А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
На сметане мешен,На окошке стужен,Круглый бок, румяный бокПокатился …
(Колобок)
У отца был мальчик странный,Необычный — деревянный.Но любил папаша сына.Что за странныйЧеловечек деревянныйНа земле и под водойИщет ключик золотой?Всюду нос сует он длинный.Кто же это?
(Буратино)
У Золушки с ножкисвалилась случайно.Была не простою она,а хрустальной …
(туфелька)
Всех важней она в загадке,Хоть и в погребе жила:Репку вытащить из грядкиДеду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки «Репка»)
Ждали маму с молоком,А пустили волка в дом.Кто же были этиМаленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Возле леса, на опушкеТрое их живет в избушке.Там три стула и три кружки.Три кроватки, три подушки.Угадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?(Три медведя)
Носик круглый, пятачком,Им в земле удобно рыться,Хвостик маленький крючком,Вместо туфелек — копытца.Трое их — и до чего жеБратья дружные похожи.Отгадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор …
(Айболит).
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок»)
«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,а зýбищи — я никого не боюсь!»
(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.Отдохнем — и снова в путь!Нам советует Мальвина:– Станет талия осиной,Если будем наклонятьсяВлево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:– Чтоб была спина пряма,Поднимайтесь на носочки,Словно тянетесь к цветочкам.Раз, два, три, четыре, пять.Красной шапочки совет:– Если будешь прыгать, бегать,Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)
«Край рассказов»
Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Косточка» Л. Толстой«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
«Лисичкин хлеб» М. Пришвин
«Мир стихов»
Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки?
В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки!
(Ответы детей)
Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать.- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинкуЧистую … простынку.Вот тебе под ушкиБелые … подушки.
(«Усатый-полосатый» С. Маршак)
Мой веселый, звонкий мяч,Ты куда помчался …вскачь?Я тебя ладонью хлопал.Ты скакал и звонко … топал.
(«Мяч» С. Маршак)
Маша варежку надела.- Ой, куда я пальчик … дела?Нету пальчика, пропал,В свой домишко не … попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)
Если бы у елочки были ножки,Побежала бы она по … дорожке.Заплясала бы онаВместе с нами,Застучала бы она … каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)
У Танюши дел немало,У Танюши много дел,Утром брату помогала –Он с утра конфеты … ел.
(«Помощница» А. Барто)
Мама спит, она устала…Ну и я играть … не стала.Я волчка не завожу,А уселась и … сижу.
(«Посидим в тишине» Е. Благинина)
Падал снег на порогКот лепил себе … пирог.А пока лепил и пек,Ручейком пирог … утек!
(«Пирог» П. Воронько)
А потом позвонил медведьДа как начал, как начал …. реветь.
(«Телефон» К. И. Чуковский)
Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали»
(по стихотворению И. Токмаковой)
Мы на пальчиках считалиИ ужасно хохотали:Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,Любит хвастать просто так.Как дела? — спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: — Во!
Указательный поманет,Погрозит, укажет путь,А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.Щелкнет по лбу – будет шишка,Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утраВыбирает имена:Может Петя? Или Вова?Или Алла Пугачева?Мальчик-с-пальчик? Карабас?Все уж было тыщу раз!Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!Поведу его в зверинец,Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!
Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.
Скачать конспект занятия «Литературная викторина»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/viktorina.html
Конспект занятия по чтению художественной литературы. Стихотворение Э. Успенского «Разгром» (средняя группа)
Задачи:
-Познакомить детей с поэзией, как с литературным жанром. Познакомить со стихотворением Э. Успенского«Разгром».
-Учить слушать внимательно.
-Учить детей видеть и понимать содержание картины, называть действия персонажей, окружающие предметы.
— Расширять словарный запас детей; развивать фразовую речь, память, воображение.
— Воспитывать уважение и любовь к маме. Побуждать детей соотносить свои поступки с поступками и поведением персонажей.
Предварительная работа.
Утром перед завтраком воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди, каждой игрушке свое место».
Воспитатель. — Ребята, посмотрите, что у нас в группе не так?
Дети. — Все разбросано.
Воспитатель. — Правильно, у нас небольшой беспорядок. А исправим мы это, отправившись на поезде. Наша с вами задача поставить все на места. Я буду машинистом поезда, а вы вагончиками.
Поехали! У-У-У!
Материал: Портрет Э. Успенского, иллюстрированная книга «Стихи и песни детям» Э. Успенского.
Ход.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель.
-Дети, в какую игру мы сегодня мы сегодня утром играли (Ответ детей)
— Расскажите, как мы играли? (Ответ детей)
-Вам понравилось?
— Ребята, вы наверное все заметили, что у нас сегодня в книжном уголке появился портрет детского писателя Эдуард Успенского. (Воспитатель, показывает портрет писателя).
Эдуард Успенский написал очень много стихов, рассказов для детей. Например, стихи«Берегите игрушки», «Если был бы я девчонкой», рассказы про Простоквашино, «Укус гадюки».
Сегодня мы познакомимся с его стихотворением«Разгром».
Чтение стихотворения.
— О чем поэт рассказывает нам в этом стихотворении? (Ответы детей)
— А теперь давайте вспомним, что делает мама, когда приходит с работы.
Мама приходит с работы,
Мама….,
Мама,
Мама ….(ответы детей)
— Какие вопросы мама задает? Попробуем вместе!
Был на квартиру …. ?
К нам заходил?
Может быть, …. не наш?
Может, не наш …. (Ответы детей) (Воспитатель показывает иллюстрации)
-Правильно!
-Что делали ребята, пока не было мамы дома? (Ответ детей)
— Какие поступки совершили они? (Ответ детей)
— У кого из вас были такие случаи? (Ответ детей)
-Какие это ребята (Ответы детей)
-А можно ли их назвать плохими (Ответы детей)
-Молодцы! Они же ничего плохого не сделали.
-Как вы считаете, что нужно было сделать мальчикам, после того как они поиграли? (Ответы детей)
— Напомните мне, как звали друга, который приходил в гости (Ответы детей)
— Сейчас, предлагаю вам закрыть глаза и представить себя на месте мамы, которая пришла с работы и увидела беспорядок дома, и когда узнала причину беспорядка. Представляем.
Открывайте глазки. А теперь попробуйте описать свои чувства в образе мамы. (Ответы детей).
-Молодцы! Какое настроение у стихотворения: оно веселое, озорное, грустное? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
— Как называется стихотворение, которое мы сегодня читали? (Ответ детей). Вы считаете, правильно ли поэт выбрал название своему стихотворению? (Ответы детей).
-А какое название стихотворению дали бы вы? (Ответы детей)
— Молодцы! Скажите, какие поступки мы не должны совершать, чтобы не расстраивать маму. (Дети перечисляют)
Физкультминутка.
Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)
Через двор растянем ловко
Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.)
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.)
Attachments
- ЧХЛ
Размер файла: 4 MB
Источник: https://domdetstva-1.ru/konspekt-zanyatiya-po-chteniyu-hudozhestvennoj-literatury-stihotvorenie-e-uspenskogo-razgrom-srednyaya-gruppa/