Конспект логопедического занятия Звук и буква Ж
Логопедическое занятие «Звук и буква [Ж]»
Цель занятия:
1. Закрепление звука и буквы Ж. выделение звука в разных позициях, соотношение звука и буквы, чтение слогов.
2. Развитее фонематического восприятия, анализа, синтеза, зрительного целостного восприятия.
3. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.
Оборудование:
наборное полотно, карточка с буквой Ж, кассы букв, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, фишки.
1. Организационный момент.
Давайте проверим, все ли готово у нас на столах к нашему занятию.
2. Артикуляционная гимнастика.
а) «Непослушный язычок» /»пя – пя – пя», «та – та – та»/
б) «Вкусное варенье»
в) «Гармошка»
3. Работа со звуком / сообщение темы занятия/.
Послушайте и скажите, какой звук мы чаще слышим:
Жик – жи, жик – жи,
Режут острые ножи!
Жик – жи, жик – жи,
Осторожно их держи!
Давайте все дружно повторим это стихотворение, выделяя звук Ж.
Немного пожужжим ж-ж-ж, и вспомним в каких словах мы можем услышать этот звук /жук, жаба, живот, жадина, пижама, жало, кожа, нож, еж,…/
4. Артикулирование звука .
Описание артикуляции звука с использованием схемы.
- Язык « чашечкой» наверху у неба.
- Зубы «заборчиком».
- Губы «бубликом»
- Струя воздуха теплая.
- Звук звонкий /тактильно проверить/, работает «моторчик».
5. Выделение звука в слогах.
а) выберите картинки, где в названии предметов слышим звук Ж
/бабочка, жук. дом, жираф. желудь, яблоко/
б) выделите хлопком звук в слове /кот, рыба. лыжи, журнал, кубики, пирожок, жаба, лиса, журавль/
в) самостоятельно выбрать предметные картинки со словами со звуком Ж.
6. Работа с буквой Ж
Чем отличается звук и буква? /звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем /лепим, выкладываем, вырезаем/.
Посмотрите внимательно на букву Ж, и скажите на что она похожа
/используется пособие по коррекции дисграфии/
«Эта буква широка и похожа на жука, и к тому же как и жук издает жужжащий звук»
Давайте назовем из каких элементов состоит буква Ж, и составим из «волшебных» палочек, Найдите эту букву в индивидуальной кассе, на наборном полотне.
7. Речь с движением.
Жа – жа – жа
Мы увидели жука.
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет?
Жа – жа – жа
Поднимаем мы жука.
8. Чтение слогов.
жа, жо, жу. жи,
аж, ож, уж, иж.
ажа, ожо, ужа, ижо, ажу, ожу.
Выделение позиции звука Ж в слоге /в начале слога, в середине, в конце слога\
9. Слуховой диктант.
Запись в тетрадках изученных звуков на слух.
Итог.
Какой замечательный звук был с нами все занятие?
Каждый назовите слово со звуком Ж, старайтесь не повторять слова за ребятами, а вспомнить свое слово.
Тема: «Звук и буква [Ж]. Слова и предложения с буквой [Ж]»
Цель занятия:
1. Закрепление звука и буквы Ж, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.
2. Формирование оптических дифференцировок, представлений о связи звука и буквы.
3. Развитие зрительно – моторных координаций.
4. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.
Оборудование:
наборное полотно, карточка с буквой Ж, кассы букв, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, слоговое лото, серия предметных картинок «Насекомые», дидактическая игра.
1. Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Я на ветке сижу и звук Ж Ж Ж твержу,
И жужжу, жужжу, жужжу.
Ж Ж Ж Ж Ж.
Какой звук первый в слове жук. /Ж/
2. Артикуляционная гимнастика.
а) «Чашечка»
б) «Заборчик»
в) «Маляр»
г) «Бублик»
2. Повторение и закрепление пройденного материала.
а) Повторение правильной артикуляции звука Ж по схеме
б) Чтение слогов
жа, жо, жу. жи,
аж, ож, уж, иж.
ажа, ожо, ужа, ижо, ажу, ожу.
в) Дидактическая игра «Слоговое лото» /ведущий ребенок читает слоги на отдельных карточках, не показывая их окружающим. кто нашел соответствующую карточку у себя, закрывает ее фишкой.
3. Чтение слов.
Посмотрите пожалуйста, на доску. На ней три домика: в первом домике будут «жить» слова с буквой Ж в начале слова. во втором домике – с Ж в середине слова, в третьем домике слова с буквой Ж в конце слова.
У вас на столе карточки со словами, давайте распределим их по домикам. обязательно прочитав./ журнал, лучок, жуки, рожок, нож, еж, жало, жара, уж, пирожок, чиж/
Давайте, разделим эти слова на слоги и запишем в тетрадках. Какое слова самое длинное, какие слова самые короткие.
4. Пальчиковая гимнастика.
Изобразим кистью рук жука, ползущего по траве /поочередно правой, левой рукой, одновременно.
5. Чтение словосочетаний.
/Свежий лужок, жужжащий жук, жадный Жора, жирная жаба, желтый рожок, живой жучок./
Выделение голосом звука Ж.
6. Работа с предложением. Игра «Насекомые»
Ребята, а какие насекомые, кроме жука жужжат? Давайте, выберем предметные картинки с изображением этих насекомых / оса, муха, шмель, пчела, овод/
Внимательно посмотрим на них, вспомним, где мы их видели и составим предложения про этих насекомых.
У осы острое жало.
Муха жужжит и мешает спать.
Толстый шмель кружит над цветком.
Пчела собирает пыльцу.
Овод жалит животных.
В каких словах вы услышали звук Ж.
Посмотрите, на доске карточки с предложениями. Давайте их прочитаем и запишем в тетрадях.7. Итог.
С каким звуком продолжили работать на занятии?
В каких словах встречается звук Ж?
Какие насекомые издают жужжащий звук?
Тема: «Дифференциация звуков, букв [Ж]- [Ш]»
Цель занятия:
1. Закрепить образ букв Ж, Ш. Характеристика звуков по схемам.
2. Формирование оптических дифференцировок, представлений о связи звука и буквы.
3. Развитие пространственных представлений, совершенствование памяти, внимания.
4. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.
Оборудование:
наборное полотно, карточки с буквами Ш, Ж, предметные картинки, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, предметные картинки, плакаты, схемы по работе с дисграфией на буквы Ж, Ш, «звонкие и глухие» колокольчики.
1. Организационный момент.
Выложите из «волшебных» палочек букву Ш, а затем букву Ж. Сколько понадобилось палочек на букву Ш, Ж?
2. Артикуляционная гимнастика.
а) «Чашечка»
б) «Заборчик»
в) «Маляр»
г) «Бублик»
3. Дифференциация звуков Ш, Ж по схемам: /схемы на доске/
1.Язык « чашечкой» наверху у неба. 2. Зубы «заборчиком». 3. Губы «бубликом» 4. Струя воздуха теплая. 5. Звук глухой /тактильно проверить/, «моторчик» не работает | 1. Язык « чашечкой» наверху у неба.2. Зубы «заборчиком».3. Губы «бубликом»4. Струя воздуха теплая.5. Звук звонкий /тактильно проверить/, работает «моторчик». |
4. Дифференциация звуков в слогах, словах.
У вас на столе, у каждого «звонкий и глухой колокольчики». Я буду называть сначала слоги, потом слова, а вы должны мне показать колокольчиками, в каком слоге звук Ш /»глухой» колокольчик/, а в каком звук Ж /»звонкий» колокольчик/.
ша. жу, аж, иж, шо, уш, ижу, шу, шиш, аж.
шар, жар, ужи, уши, шарить, жарить, лужа, Луша, жить, шить, жила, шило.
Давайте, запишем в тетрадке эти слова и прочитаем, выделяя шипящие звуки.
5. Речь с движением.
Над Сашей толстый жук кружит,
От страха Саша весь дрожит.
Руками мы помашем,
Спасем жука от Саши.
6. Дифференциация звуков в тексте.
Давайте прочитаем текст, выделяя звуки Ш, Ж. Один из вас у доски будет читать, а остальные внимательно следить глазками.
Вот лужок. Там Шура и Жора.
У них шалаш. Шура и Жора пасут корову. Жарко.
Корова Рыжуха ушла за шалаш.
Выпишем слова с буквой Ш, затем с буквой Ж в разные столбики.
7. Итог .
В чем отличие звука и буквы?
Чем отличаются звуки Ш и Ж?
Сколько элементов в написании печатной буквы Ш, Ж?
Источник: https://logopedrunet.ru/logopedicheskoe-zanyatie-zvuk-i-bukva-zh/
Звук [Ж] — конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по звукопроизношению и обучению грамоте.
Тема: Звук [Ж]
Цели:
- закрепить навык различения и правильного произношения звука [ж]
- анализ и синтез одно-двухсложных слов
- развитие внимания, памяти и логического мышления
Оборудование:
- магнитная доска, разноцветный картон, предметные картинки, кукла, искусственный цветок, мяч, буквы магнитной азбуки.
Ход занятия
Организационный этап.
Дети входят в группу. Под тихую музыку они рассматривают в витрине игрушечного книжного магазина картинки (картинки расположены на столе на листах разноцветного картона), под громкую музыку дети «покупают» только те картинки, которые лежат на листе оранжевого картона в верхнем правом углу стола и на сером – в нижнем левом углу.
«Сделав покупку», они садятся на свои места.
Знакомство со звуком [ж].
Дети проговаривают названия своих картинок (жук, жуки, ужи, ежи, ежата, ежонок, ежевика, пиджак, пижама, жакет, жилет, одежда, джем, художник, медвежонок).
Логопед подчеркивает, что во всех этих словах есть звук [ж].
Дается характеристика звука: согласный, всегда твердый, звонкий.
Хором и индивидуально дети произносят звук [ж], логопед напоминает, что при произнесении звука [ж]:
- губы округлены,
- кончик языка в виде «чашечки» поднят к верхним альвеолам (но не касается их),
- горлышко «поет».
Логопед просит детей вспомнить имя, начинающееся на звук [ж], которым называют и мальчиков, и девочек. Дети отвечают (Женя).
Появляется кукла, в руках у нее цветик-семицветик. Это девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик».
Логопед: «Женя – наша гостья и сегодня вы будете исполнять ее желания».
Закрепление навыка различения и правильного произношения звука [ж].
Логопед произносит слова, а дети «жужжат», когда слышат слово со звуком [ж]:
- жадина, кошка, жетон, уши, кожа, коза, жокей, школьник, лежебока, азбука, живот, воздух, железо, мимоза, ужин, шапка, ножик, башня, утюжок, букашка, надежда, машина.
Игра «Повтори» (с мячом).
Дети встают в круг, логопед произносит чистоговорку и бросает мяч. Ребенок, которому брошен мяч, ловит его, повторяет чистоговорку и возвращает мяч.
Чистоговорки:
- Жу-жу-жу из дома выхожу.
- Жу-жу-жу я в лесу хожу.
- Жи-жи-жи в лесу живут ежи.
- Жи-жи-жи бегут ежи.
- Жа-жа-жа мы нашли ежа.
- Жу-жу-жу помоги ежу.
- Жу-жу-жу еду дадим ежу.
- Жата-жата-жата под кустом ежата.
Игра «Скажи правильно» (повторение слоговых рядов с разной интонацией).
Дети произносят слоговые ряды поочередно: то с вопросительной интонацией, то с утвердительной.
- Жва-жво-жву.
- Жва-жво-жву?
- Жда-ждо-жду.
- Жда-ждо-жду?
- Жма-жмо-жму.
- Жма-жмо-жму?
- Жна-жно-жну.
- Жна-жно-жну?
Игра «Что между?».
На магнитной доске несколько рядов картинок: жаба, жук, ежата; медвежонок, жуки, ежи; пижама, жакет, пиджак; ежевика, одежда, художник и т.д.
Детей просят составить предложения с предлогом «между» (Между жабой и ежатами – жук). Дети составляют предложения.
Динамическая пауза.
Движения по тексту:
По бокам себя пошлепаем!Можем хлопать за спиной!Хлопаем перед собой!Вправо машем!Влево машем!
И крест-накрест руки сложим!
Чтение рассказа «Жаба».
«Жаба на полянке поджидает жука. Жук ей нужен на ужин. Вот летит жук и жужжит. Жаба – скок! – и нет жука.»
Дети должны назвать слова из рассказа со звуком [ж], сосчитать слова в первом предложении и назвать слова, в которых нет звука [ж].
Показ буквы Ж.
«На что похожа буква Ж?» — спрашивает логопед. (На жука)
Дети самостоятельно составляют по следам устного звукового анализа (сколько звуков, какие это звуки, их последовательность, сколько слогов) слова из букв магнитной азбуки: жук, кожа, жаба.
Итог занятия.
После дифференцированной оценки работы каждого ребенка заучивается стихотворение:
«Каждый жук жужжит о том,Как же жутко быть жуком.Каждый может обижать,
Как об этом не жужжать?»
Все благодарят куклу Женю и прощаются с ней.
Шишкова И.В.,
учитель-логопед
Источник: http://LogoPortal.ru/zvuk-zh-konspekt/.html