Конспект логопедического занятия Звук и буква Ж

Логопедическое занятие «Звук и буква [Ж]»

Конспект логопедического занятия Звук и буква Ж

Цель  занятия:

1.  Закрепление звука и буквы Ж. выделение звука в разных позициях, соотношение звука и буквы, чтение слогов.

2. Развитее фонематического восприятия, анализа, синтеза, зрительного целостного восприятия.

3. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.

Оборудование:

наборное полотно, карточка с буквой  Ж, кассы букв, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, фишки.

1. Организационный момент.

Давайте проверим, все ли готово у нас на столах к нашему занятию.

2. Артикуляционная гимнастика.

а) «Непослушный язычок» /»пя – пя – пя», «та – та – та»/

б) «Вкусное варенье»

в) «Гармошка»

3. Работа со звуком / сообщение темы занятия/.

Послушайте и скажите, какой звук мы чаще слышим:

Жик – жи, жик – жи,

Режут острые ножи!

Жик – жи, жик – жи,

Осторожно их держи!

Давайте все дружно повторим это стихотворение, выделяя звук Ж.

Немного пожужжим ж-ж-ж, и вспомним в каких словах мы можем услышать этот звук /жук, жаба, живот, жадина, пижама, жало, кожа, нож, еж,…/

4.   Артикулирование звука .

Описание артикуляции звука с использованием схемы.

  1. Язык « чашечкой» наверху у неба.
  2. Зубы «заборчиком».
  3. Губы «бубликом»
  4. Струя воздуха теплая.
  5. Звук звонкий /тактильно проверить/, работает «моторчик».

5. Выделение звука в слогах.

а) выберите картинки, где в названии предметов слышим звук Ж

/бабочка, жук. дом, жираф. желудь, яблоко/

б) выделите хлопком звук в слове /кот, рыба. лыжи, журнал, кубики, пирожок, жаба, лиса, журавль/

в) самостоятельно выбрать предметные картинки со словами со звуком Ж.

6. Работа  с буквой Ж

Чем отличается звук и буква? /звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем /лепим, выкладываем, вырезаем/.

Посмотрите внимательно на букву Ж, и скажите на что она похожа

/используется пособие по коррекции дисграфии/

«Эта буква широка и похожа на жука, и к тому же как и жук издает жужжащий звук»

Давайте назовем из  каких элементов состоит буква Ж, и составим из «волшебных» палочек, Найдите эту букву в индивидуальной кассе, на наборном полотне.

7. Речь с движением.

Жа – жа – жа

Мы увидели жука.

Жук упал, и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет?

Жа – жа – жа

Поднимаем мы жука.

8. Чтение слогов.

жа, жо, жу. жи,

аж, ож, уж, иж.

ажа, ожо, ужа, ижо, ажу, ожу.

Выделение позиции звука Ж в слоге /в начале слога, в середине, в конце слога\

9. Слуховой диктант.

Запись в тетрадках изученных звуков на слух.

Итог. 

Какой замечательный звук был с нами все занятие?

На что похожа буква Ж?

Каждый назовите слово со звуком Ж, старайтесь не повторять слова за ребятами, а вспомнить свое слово.

Тема: «Звук и буква [Ж]. Слова и предложения с буквой [Ж]»

Цель  занятия:

1.  Закрепление звука и буквы Ж,  чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.

2. Формирование оптических дифференцировок, представлений о связи звука и буквы.

3. Развитие зрительно – моторных координаций.

4. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.

Оборудование:

наборное полотно, карточка с буквой  Ж, кассы букв, предметные картинки, таблицы слогов с буквой Ж, «подвижная лента», индивидуальные зеркала, слоговое лото, серия предметных картинок «Насекомые», дидактическая игра.

1. Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Я на ветке сижу и звук Ж Ж Ж твержу,

И жужжу, жужжу, жужжу.

Ж Ж Ж Ж Ж.

Какой звук первый в слове жук. /Ж/

2. Артикуляционная гимнастика.

а) «Чашечка»

б) «Заборчик»

в) «Маляр»

г) «Бублик»

2. Повторение и закрепление пройденного материала.

а) Повторение правильной артикуляции звука Ж по схеме

б) Чтение слогов

жа, жо, жу. жи,

аж, ож, уж, иж.

ажа, ожо, ужа, ижо, ажу, ожу.

в) Дидактическая игра «Слоговое лото» /ведущий ребенок читает слоги на отдельных карточках, не показывая их окружающим.  кто нашел соответствующую карточку у себя, закрывает ее фишкой.

3. Чтение слов.

Посмотрите пожалуйста, на доску. На ней три домика:  в первом домике будут «жить» слова с буквой Ж в начале слова. во втором домике –  с Ж в середине слова, в третьем домике слова с буквой Ж в конце слова.

У вас  на столе карточки со словами, давайте распределим их по домикам. обязательно прочитав./ журнал, лучок, жуки, рожок, нож, еж, жало, жара, уж, пирожок, чиж/

Давайте, разделим эти слова на слоги и запишем в тетрадках. Какое слова самое длинное, какие слова самые короткие.

4. Пальчиковая гимнастика.

Изобразим кистью рук жука, ползущего по траве /поочередно правой, левой рукой, одновременно.

5. Чтение словосочетаний.

/Свежий лужок, жужжащий жук, жадный Жора, жирная жаба, желтый рожок, живой жучок./

Выделение  голосом звука Ж.

6. Работа с предложением.  Игра «Насекомые»

Ребята, а какие насекомые, кроме жука  жужжат? Давайте, выберем предметные картинки с изображением этих насекомых / оса, муха, шмель, пчела, овод/

Внимательно посмотрим на них, вспомним, где мы их видели и составим предложения про этих насекомых.

У осы острое жало.

Муха жужжит и мешает спать.

Толстый шмель кружит над цветком.

Пчела собирает пыльцу.

Овод жалит животных.

В каких словах вы услышали звук Ж.

Посмотрите, на доске карточки с предложениями. Давайте их  прочитаем  и запишем в тетрадях.

7. Итог.

С каким звуком продолжили работать на занятии?

В каких словах встречается звук Ж?

Какие насекомые издают жужжащий звук?

Тема: «Дифференциация звуков, букв  [Ж]- [Ш]»

Цель  занятия:

1.  Закрепить образ букв Ж, Ш. Характеристика звуков по схемам.

2. Формирование оптических дифференцировок, представлений о связи звука и буквы.

3. Развитие пространственных представлений, совершенствование памяти, внимания.

4. Воспитание интереса к учебным занятиям, желания овладеть определенными умениями.

Оборудование:

наборное полотно, карточки с буквами Ш,  Ж,  предметные картинки,  «подвижная лента», индивидуальные зеркала,  предметные картинки, плакаты, схемы по работе с дисграфией на буквы Ж, Ш, «звонкие и глухие» колокольчики.

1. Организационный момент.

Выложите из «волшебных» палочек букву Ш, а затем букву Ж. Сколько понадобилось палочек на букву Ш, Ж?

2. Артикуляционная гимнастика.

а) «Чашечка»

б) «Заборчик»

в) «Маляр»

г) «Бублик»

3. Дифференциация звуков Ш, Ж по схемам: /схемы на доске/

 1.Язык « чашечкой» наверху у неба. 2. Зубы «заборчиком». 3.  Губы «бубликом» 4. Струя воздуха теплая. 5. Звук глухой /тактильно проверить/,  «моторчик» не работает 1. Язык « чашечкой» наверху у неба.2. Зубы «заборчиком».3. Губы «бубликом»4. Струя воздуха теплая.5. Звук звонкий /тактильно проверить/, работает «моторчик».

4.  Дифференциация звуков в слогах, словах.

У вас на столе, у каждого «звонкий и глухой колокольчики». Я буду называть сначала слоги, потом слова, а вы должны мне показать колокольчиками, в каком слоге звук Ш /»глухой» колокольчик/, а в каком звук Ж /»звонкий» колокольчик/.

ша. жу, аж, иж, шо, уш, ижу, шу, шиш, аж.

шар, жар, ужи, уши, шарить, жарить, лужа, Луша, жить, шить, жила, шило.

Давайте,  запишем в тетрадке  эти слова  и прочитаем, выделяя шипящие звуки.

5. Речь с движением.

Над Сашей толстый жук кружит,

От страха Саша весь дрожит.

Руками мы помашем,

Спасем жука от Саши.

6. Дифференциация звуков в тексте.

Давайте прочитаем текст, выделяя звуки Ш, Ж. Один из вас у доски будет читать, а остальные внимательно следить глазками.

Вот лужок. Там Шура и Жора.

У них шалаш. Шура и Жора пасут корову. Жарко.

Корова Рыжуха ушла за шалаш.

Выпишем слова с буквой Ш, затем с буквой Ж в разные столбики.

7. Итог .

В чем отличие звука и буквы?

Чем отличаются звуки Ш и Ж?

Сколько элементов в написании печатной буквы Ш, Ж?

Источник: https://logopedrunet.ru/logopedicheskoe-zanyatie-zvuk-i-bukva-zh/

Звук [Ж] — конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Конспект логопедического занятия Звук и буква Ж

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по звукопроизношению и обучению грамоте.

Тема: Звук [Ж]

Цели:

  1. закрепить навык различения и правильного произношения звука [ж]
  2. анализ и синтез одно-двухсложных слов
  3. развитие внимания, памяти и логического мышления

Оборудование:

  • магнитная доска, разноцветный картон, предметные картинки, кукла, искусственный цветок, мяч, буквы магнитной азбуки.

Ход занятия

Организационный этап.

Дети входят в группу. Под тихую музыку они рассматривают в витрине игрушечного книжного магазина картинки (картинки расположены на столе на листах разноцветного картона), под громкую музыку дети «покупают» только те картинки, которые лежат на листе оранжевого картона в верхнем правом углу стола и на сером – в нижнем левом углу.

«Сделав покупку», они садятся на свои места.

Знакомство со звуком [ж].

Дети проговаривают названия своих картинок (жук, жуки, ужи, ежи, ежата, ежонок, ежевика, пиджак, пижама, жакет, жилет, одежда, джем, художник, медвежонок).

Логопед подчеркивает, что во всех этих словах есть звук [ж].

Дается характеристика звука: согласный, всегда твердый, звонкий.

Хором и индивидуально дети произносят звук [ж], логопед напоминает, что при произнесении звука [ж]:

  • губы округлены,
  • кончик языка в виде «чашечки» поднят к верхним альвеолам (но не касается их),
  • горлышко «поет».

Логопед просит детей вспомнить имя, начинающееся на звук [ж], которым называют и мальчиков, и девочек. Дети отвечают (Женя).

Появляется кукла, в руках у нее цветик-семицветик. Это девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик».

Логопед: «Женя – наша гостья и сегодня вы будете исполнять ее желания».

Закрепление навыка различения и правильного произношения звука [ж].

Логопед произносит слова, а дети «жужжат», когда слышат слово со звуком [ж]:

  • жадина, кошка, жетон, уши, кожа, коза, жокей, школьник, лежебока, азбука, живот, воздух, железо, мимоза, ужин, шапка, ножик, башня, утюжок, букашка, надежда, машина.

Игра «Повтори» (с мячом).

Дети встают в круг, логопед произносит чистоговорку и бросает мяч. Ребенок, которому брошен мяч, ловит его, повторяет чистоговорку и возвращает мяч.

Чистоговорки:

  • Жу-жу-жу из дома выхожу.
  • Жу-жу-жу я в лесу хожу.
  • Жи-жи-жи в лесу живут ежи.
  • Жи-жи-жи бегут ежи.
  • Жа-жа-жа мы нашли ежа.
  • Жу-жу-жу помоги ежу.
  • Жу-жу-жу еду дадим ежу.
  • Жата-жата-жата под кустом ежата.

Игра «Скажи правильно» (повторение слоговых рядов с разной интонацией).

Дети произносят слоговые ряды поочередно: то с вопросительной интонацией, то с утвердительной.

  • Жва-жво-жву.
  • Жва-жво-жву?
  • Жда-ждо-жду.
  • Жда-ждо-жду?
  • Жма-жмо-жму.
  • Жма-жмо-жму?
  • Жна-жно-жну.
  • Жна-жно-жну?

Игра «Что между?».

На магнитной доске несколько рядов картинок: жаба, жук, ежата; медвежонок, жуки, ежи; пижама, жакет, пиджак; ежевика, одежда, художник и т.д.

Детей просят составить предложения с предлогом «между» (Между жабой и ежатами – жук). Дети составляют предложения.

Динамическая пауза.

Движения по тексту:

По бокам себя пошлепаем!Можем хлопать за спиной!Хлопаем перед собой!Вправо машем!Влево машем!

И крест-накрест руки сложим!

Чтение рассказа «Жаба».

«Жаба на полянке поджидает жука. Жук ей нужен на ужин. Вот летит жук и жужжит. Жаба – скок! – и нет жука.»

Дети должны назвать слова из рассказа со звуком [ж], сосчитать слова в первом предложении и назвать слова, в которых нет звука [ж].

Показ буквы Ж.

«На что похожа буква Ж?» — спрашивает логопед. (На жука)

Дети самостоятельно составляют по следам устного звукового анализа (сколько звуков, какие это звуки, их последовательность, сколько слогов) слова из букв магнитной азбуки: жук, кожа, жаба.

Итог занятия.

После дифференцированной оценки работы каждого ребенка заучивается стихотворение:

«Каждый жук жужжит о том,Как же жутко быть жуком.Каждый может обижать,

Как об этом не жужжать?»

Все благодарят куклу Женю и прощаются с ней.

Шишкова И.В.,
учитель-логопед

Источник: http://LogoPortal.ru/zvuk-zh-konspekt/.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.