Занятие на тему Части тела человека в старшей группе
Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело»
Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело».
Тема: «Человек. Наше тело»
Цель:
- развить фонематическое восприятие,
- отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Человек. Наше тело».
Задачи:
Коррекционные:
- Развитие языкового чутья.
- Развитие умения ориентироваться в пространстве.
- Формирование навыка правильного словообразования и словоизменения.
- Развитие фонематического восприятие.
- Закрепление употребления в речи детей понятий «право»-«лево».
- Расширение глагольного словаря.
- Составление противительной конструкции с союзом «а».
- Сформировать умение распространять предложения.
- Развитие высших психических функций.
Образовательные:
- Активизация словаря по теме «Человек. Наше тело».
Воспитательные:
- Воспитание интереса и любви к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал
- Развитие усидчивости, целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога.
Оборудование:
- кукла, картинки частей тела, картинка Вани и Маши, картинки или предметы для развития понимания многозначности( ручка, нос, кисть).
Ход работы
I. Организационный момент.
— Здравствуйте мальчики и девочки! Мы с вами уже знакомились с фруктами, с осенью, с деревьями, а сегодня познакомимся с самими собой. Удивлены? А давайте начнем! Слушайте внимательно и показывайте, что я называю.
Есть на пальцах наших ногти,На руках – запястья, локти.Темя, шея, плечи, грудьИ животик не забудь.Бедра, пятки, двое стоп,Голень и голеностоп.Есть колени и спина,Но она всего одна.Есть у нас на головеУха два и мочки две.Брови, скулы и виски,И глаза, что так близки.Щеки, нос и две ноздри,Губы, зубы – посмотри!Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Молодцы!
II. Основной этап.
Упражнение 1. Продолжи предложение.
- У человека две…(руки, ноги, ноздри).
- У человека на лице один… (нос, рот).
- У человека два…(уха, глаза).
- У человека много на голове…(волос).
- У человека нет…(хвоста, копыт, лап).
- У человека… (варианты детей).
Упражнение 2. Ваня и Маша.
Ваня сильно испачкался — он грязный.
— Покажи и скажи, что у Вани грязное. (У Вани грязная голова. У Вани грязные волосы. У Вани грязные уши. У Вани грязная шея. У Вани грязный живот. У Вани грязная спина. У Вани грязные руки. У Вани грязные ноги.)
Таня уже вымылась. Она чистая.
— Что у Тани чистое? (У Тани чистая голова. У Тани чистые волосы. И т.д.)
Физкультминутка:
Правой рукой массируем пальчики левой руки, приговаривая. Затем левой рукой массируем пальчики правой руки.
«Пальчик с краешку большойСамый толстый и смешной.Это — указательный,Строгий и внимательный.Это пальчик средний,Не первый, не последний.Это — безымянный,Неуклюжий и забавный.Ну, а это наш мизинчик.
Он у всех у нас любимчик.
Упражнение 3. Отдай загадку- найди отгадку!
— Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны догадаться, про что я говорю. Но! Будьте внимательны! Говорить отгадку не надо, а надо показать на себе.
Если б не было его,Не сказал бы ничего.Всегда во рту,А не проглотишь.Между двух светилЯ в середине один.Не часы,А тикает.Пять братьев —Годами равные.
Ростом разные.
Упражнение 4. Обычный- большой- маленький.
— Ребята, когда Красная шапочка пришла к Бабушке, вместо нее уже лежал Серый волк. Помните, как Красная Шапочка удивилась : «Зачем тебе такие большие глаза?». Что ответил волк?
— Давайте теперь с вами тоже поудивляемся: не глаза, а глазищи; не нос, а носище; не ноги, а ножищи; не руки, а ручищи.
— А теперь представим маленького ребеночка (демонстрация пупсика): у нас нос, а у него носик; у нас рот, а у него ротик; у нас брови, а у него бровки; у нас лоб, а у него лобик и т.д.
Упражнение 5. Слово одно, а значений много.
Упражнение 6. Правильно- хлопай, неправильно- топай.
— Ребята, вы будете сейчас исправлять мои ошибки. Иногда я буду говорить одно, а делать другое. Когда правильно делаю и говорю- хлопайте, неправильно- топайте.
— Я подняла левую руку.
— Я спрятала за спину правую руку.
— Я топнула левой ногой и т.д.
Далее эти же движения «выполняет» кукла.
Упражнение 7. Работа с текстом.
Глупый спор.
Поспорили две руки между собой: кто больше работы делает? Одна другой говорит: «Я нужнее, потому что ложку держу, когда человек ест, и карандашом рисовать умею», а другая отвечает: «Суп-то человек с хлебом ест, я его хлебом кормлю, а когда ты рисуешь, я листок придерживаю».
Услышали ноги спор, и стало им смешно: « Подумаешь, какие важные! Мы нужнее, потому что ходим и бегаем, а еще плавать помогаем человеку и педали на велосипеде крутим».
А туловище возмутилось: «Я человеку нужнее! Сердце во мне работает, желудок переваривает пищу и кровь насыщает!»
Обсуждение текста:
- Кто победил в споре?
- Правда, что голова умно поступила?
- Почему?
- Зачем нужна человеку голова?
- Туловище?
- Ноги?
- Руки?
III. Подведение итогов.
— Детишки, а чтобы быть красивым и сильным, что надо делать? Ответы детей.
— Я вам желаю быть здоровыми, крепкими, красивыми и дарю вам раскраски: мальчикам – богатырей, девочкам- царевну ( узнали из какой сказки?), а на обратной стороне листа дома нарисуйте себя, кто каким хочет стать, когда вырастет. До свидания!
Использованные источники:
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. — 120 с.
- Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 32 с.
- Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе/ А. Г. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. – М. : АРКТИ, 2010. – 232 с.
- Пальчиковая гимнастика приведена Натальей Куцепаловой в группе «Речецветик».
Тычинская А.Ю.,студентка МПГУ, логопед |
Источник: http://LogoPortal.ru/zanyatie-chelovek-nashe-telo/.html
Вот я какой! — конспект занятия по валеологии
Автор занятия: Надымова Ольга Сергеевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» г. Перми.
Цели и задачи:
Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек». Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
Материалы и оборудование:
Блюдце, 3 стакана с кислой, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка.2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а второй соком чеснока.
Завернуты в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не улетучился.Кубики льда, стакан с теплой водой.
Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)
Ход занятия:
— Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнайте много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей, родных, т. е. других людей.
— Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров.
Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям…
— Как вы думаете, почему так бывает?
(Ответы детей)
— Об этом мы узнаем на занятиях, где будем учиться любить и понимать себя, заботиться и помогать себе и другим людям.
А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, — почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес.
Этого не может никакое другое существо на Земле.
— Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.
Блок 1 – дифференциация понятий «части тела» и «органы»
— У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Илья, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой? (ответы детей.
Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.) — Зачем она нужна? (ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)
— Туловище есть? (показ туловища.
) Есть! Какие органы есть на туловище и внутри? (ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.)
Блок 2 – волосы
Отгадайте загадку:
Загадка про волосы
Не сеют, не сажают,А сами вырастают.
(Волосы)
— Что располагается выше всего? (Педагог кладет руку на голову, перебирает волосы).
Познакомимся с их свойствами. Потрогай свои волосы… Подавите их… Подергайте…Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте – тихонько. Что почувствовали? (ответы детей: боль)
— Кто догадался, зачем нам нужны волосы? (ответы детей: защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца).
Блок 3 – кожа
— Что располагается ниже? (ответ: лоб)- Что внутри? (ответ: мозг)- Зачем нам мозг? (ответ: чтобы думать)- Чем сверху покрыт лоб? (ответ: кожей)
— Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных частях тела.
Мы изучим и её. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда). Что почувствовали?
Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой).
Что почувствовали?
— Оля, закрой глаза и определи, что я сделаю.- А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? (ответ: боль)
— Что может чувствовать кожа? (ответы детей: тепло, холод, прикосновения, боль.)
Блок 4 – глаза
Отгадайте загадку:
Загадка про глаза
Оля смотрит на кота,На картинки-сказки.А для этого нужныНашей Оле …
(Глазки)
— Что находиться ниже лба? (ответ: глаза). Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (Педагог показывает книгу. Молчание.) А теперь? (Педагог берет книгу. Молчание).- Откройте глаза. Вот что я делала. (Педагог повторяет свои действия). Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).
— У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? ( ответ: веки). Зачем нужно моргать?- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?
— Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба.
Что делаю веки? (ответ: защищают глаза от воды, пыли и т.д.)
Блок 5 – нос
Отгадайте загадку:
Загадка про нос
Вот гора, а у горыДве глубокие норы.В этих норках воздух бродит,То заходит, то выходит.
(Нос)
— Что ниже? (ответ: нос)- Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (ответ: чтобы дышать)- Закройте глаза (Педагог подносит ватную палочку к носу ребенка). Что почувствовали?
Так зачем нам нос? (ответ: дышать и различать запахи)
Блок 6 – уши
Отгадайте загадку:
Загадка про уши
Оля слушает в лесу,Как кричат кукушки.А для этого нужныНашей Оле …
(Ушки)
— Что находиться немного ниже? (Педагог указывает на уши).- Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (ответ: говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (не слышали?)
Так зачем нам уши? (ответ: чтобы слушать)
Блок 7- рот
— Что располагается ниже? (ответ: рот).- Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.- Теперь сожмите губы пальцами с скажите: мама, папа, я иду гулять.- И еще один опыт (Педагог раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?
— Так зачем нам рот? (ответ: чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус).
Блок 8 – шея
— Что ниже? (Педагог показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?
Блок 9 – руки и ноги
Отгадайте загадки:
Загадка про ноги
Оля весело бежитК речке по дорожке.А для этого нужныНашей Оле …
(Ножки)
Загадка про руки
Оля ягодки беретПо две, по три штучки.А для этого нужныНашей Оле …
(Ручки)
— Узнаем, зачем человеку руки. Дима, подойди ко мне. Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки? (ответ: чтобы брать предметы.) — А теперь подходите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?
Подвижная игра: «Что мы делаем — не скажем, что мы делаем – покажем»
Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать – идти).
Блок 10 – внутренние органы
— Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.
— Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.
Физкультминутка «Вот какое мое тело!»
У меня есть головаНаправо — налево, раз – два.
(Повороты головы направо – налево, наклоны головы)
Она сидит на крепкой шее,Повертели – повертели.
(Круговые повороты шеей)
Затем туловище идет,Наклон назад, наклон вперед,Поворот – поворот.
(Руки на поясе, наклоны, повороты)
Умелые руки есть у всех,Вверх- вниз, вниз – вверх.
(Рывки руками вверх – вниз)
Ноги нам нужны, чтоб бегать,Прыгать, приседать, стоять.
(Бег на месте, подскоки, приседания)
Вот какое мое тело!
С ним все сделаешь на «пять»!
Практические упражнения:
• Покажи где у тебя голова• Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.• Вытяните шею, как гусь.• Втяните голову в плечи.• Погладь свой носик.• Погладь носик своего соседа.• Покажи свои ушки.• Открой и закрой рот.
• Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.
Чтение детям
Тело человека
(М. Ефремова)
Что такое наше тело?Что оно умеет делать?Улыбаться и смеяться,Прыгать, бегать, баловаться…Наши ушки звуки слышат.Воздухом наш носик дышит.Ротик может рассказать.Глазки могут увидать.Ножки могут быстро бегать.Ручки все умеют делать.Пальчики хватают цепкоИ сжимают крепко-крепко.
Чтобы быть здоровым телу,Надо нам зарядку делать.Ручки мы поднимем: «Ох!»,Сделаем глубокий вдох!Наклонимся вправо–влево…Гибкое какое тело!И в ладошки вместе: «Хлоп!»И не хмурь красивый лоб!Потянулись – потянулись…И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело
Этим стройным, сильным телом!
Заключение
— Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?
— А такой орган, который бы ничего не делал? (Ответы детей).
Вот и молодцы, хорошо поработали.
Скачать конспект занятия по валеологии «Вот я какой!»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/valeologiya/vot-ya-kakoi.html
Конспект НОД для детского сада по теме: «Тело человека»
Пикалова Надежда Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201», г. Оренбург
Конспект НОД по теме: «Тело человека»
Цели:
— формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека;
— познакомить с возможностями тела человека (я умею бегать, прыгать и т.д.);
— развивать способность рассматривать себя, друг друга;
— развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
— воспитывать проявление интереса к другим детям, доброжелательного отношения к сверстникам.
Оборудование: иллюстрации с изображением разных людей, кукла – перчатка «Незнайка»
Дети рассматривают иллюстрации (предварительно развесить на доске в группе) с изображением разных людей (дети и взрослые, разного возраста).
Воспитатель надевает куклу – перчатку на руку, обращает на нее внимание детей: ребята, посмотрите, кто к нам пришел, это Незнайка. Давайте с ним поздороваемся: здравствуй, Незнайка.
Незнайка: здравствуйте, ребята. А куда вы смотрите, что за картинки тут у вас висят, кто на них изображен? (ответы детей). Ой, правда, здесь нарисованы люди, они все такие разные.
Воспитатель – Незнайка, ты говоришь правильно — тут нарисованы разные люди, но если ты посмотришь получше, то увидишь, что они похожи друг на друга.
Незнайка – нет, непохожи, посмотрите мама такая большая, а ребенок на ее руках совсем маленький.
Воспитатель – ребята, а вы как думаете, есть у этих людей то, чем они все похожи? Давайте посмотрим на людей на картинках и назовем то, что у них одинаковое, чем они похожи.
Игра «Чем похожи» — рассматривание и обсуждение изображений: девочка и мальчик, мама и ребенок, дедушка и папа и др. Воспитатель просит назвать детей признаки сходства изображенных людей (черты сходства – есть руки, ноги, голова, туловище, на голове – уши, глаза, рот нос, волосы).
Далее воспитатель подводит итог – все эти люди похожи строением тела. А теперь, посмотрите друг на друга, а мы с вами похожи? (ответы детей).
Воспитатель – ребята, давайте встанем и покажем Незнайке какое у нас тело.
Физкультминутка.
У меня есть голова
повороты головы
Направо – раз, налево — два.
направо налево, наклоны головы.
Она сидит на крепкой шее,
Повертели – повертели.
круговые повороты шеей.
Затем туловище идет,
руки на поясе,
Наклон назад, наклон вперед,
наклоны,
Поворот – поворот.
повороты
Умелые руки есть у всех,
рывки руками
Вверх – вниз, вниз – вверх.
вверх – вниз
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
бег на месте
прыгать,
подскоки (2-3 раза),
приседать, стоять…
приседания (2-3 раза).
Вот какое мое тело!
С ним все делаешь на «пять»!
Воспитатель – теперь видишь, Незнайка, что у всех людей есть то, чем они похожи друг друга.
Незнайка – это так интересно, правда, ребята? Я хочу получше узнать о том, как устроено наше тело.
Воспитатель – ну что, ребята, поможем Незнайке? Тогда, занимайте скорее свои места.
Воспитатель — Наше тело устроено так:
Голова помещена сверху, на соединяется с туловищем при помощи шеи. Шея помогает голове совершать различные движения.
Незнайка – не может быть, я не верю.
Воспитатель — тогда попробуй, дай нашим ребятам задания, а они их выполнят.
Дети выполняют практические упражнения:
— покажите, где у вас голова
— дотроньтесь до головы своего соседа, погладьте ее
— вытяните шею, как гусь
— втяните шею в плечи
— выполните круговое движение головой
— поверните голову в одну сторону, а теперь в другую
После выполнения заданий Незнайка хвалит детей.
Воспитатель — Также при помощи шеи голова соединяется с туловищем. Туловище тоже может двигаться.
Дети выполняют практические упражнения:
— наклонитесь вперед, а потом назад
— повернитесь в одну сторону, а теперь в другую
Воспитатель — А еще внутри туловища «хранятся» важные внутренние органы – сердце, его удары вы можете послушать друг у друга (дети слушают, как бьется сердце у своего соседа), легкие – они помогают нам дышать и другие, очень нужные и важные органы.
Воспитатель — Сверху к туловищу крепятся руки.
Незнайка — Покажите ваши ручки, сколько их у вас?
У руки есть ладошка, а на ней пальчики, что умеют делать ваши ручки? (ответы детей) – практические упражнения:
▪ хлопните в ладоши
▪ погладьте свой животик
▪ спрячьте руки за спину
▪ дотроньтесь до своей спины
▪ дотроньтесь до спины своего соседа
▪ погрозите пальчиком
▪ поднимите руки перед собой
▪ достаньте ладошками до пола
▪ сожмите ладошку в кулачок
▪ пошевелите пальчиками
Воспитатель — Снизу к туловищу крепятся ноги.
Незнайка — Покажите ваши ноги. Сколько их у вас? (Их тоже две.) Какие красивые на них носочки и туфельки. Покажите, какие веселые у вас ножки – практические упражнения:
▪ потопайте ногами
▪ попрыгайте на двух ногах, а теперь на одной
▪ поставьте ноги широко-широко
▪ походите на носочках, а теперь на пятках
▪ согните ногу в коленке
▪ присядьте
Воспитатель — Вот видите, ребята, мы с вами умеем делать очень много разных движений, а помогает нам наше тело.
В конце занятия Незнайка благодарит детей, говорит, что он обязательно еще к ним придет.
Затем воспитатель подзывает детей к себе (можно позвать сначала девочек, потом мальчиков, затем всех детей): проводиться подвижная игра «Петрушка»: дети образуют круг, Петрушка – водящий, встает в центр круга. Петрушка вместе с детьми произносит следующий текст:
Я — веселая игрушка,
А зовут меня — Петрушка!
Я буду делать упражнения,Вы — повторять за мной движения.
В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка выполняет какие-либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребенок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим. Игра повторяется.
Дополнительный материал по теме:
➣ проводятся следующие игры:
— игра «Что мы делаем – не скажем, что мы делаем – покажем». Водящий показывает само действие, а играющие должны догадаться, что это за действие (например, забивает гвозди, вырезать, играть на гитаре и т.д.)
— игра «Умею – не умею» (по принципу «Съедобное – несъедобное»). Водящий говорит слова «Я умею» («Я не умею») и бросает мяч любому игроку. Тот, кто ловит мяч, должен сказать, что он может (чего не может) делать.
— игра «Петрушка»
➣ чтение детям: стихотворение «Тело человека» М.Ефремова, потешка «Точка, точка, два крючочка…»
➣ рисование карандашами с использованием трафаретов
➣ дидактическая игра «Робот» («Заводная игрушка») – закреплять представления детей о том, что человек – хозяин своего тела, способен управлять им. Игровая задача – четко выполнять указания (команды) своего «хозяина».
Игру проводят в парах – хозяин игрушки заводит ее ключиком, повернув 3 раза, и дает четкие команды, которые игрушка должна выполнить. (Например, принеси мяч, подойди к столу, возьми лист бумаги и др.).
Затем пары меняются местами.
➣ Рассматривание иллюстраций с изображением людей разного пола и возраста
➣ Наблюдение за детьми из других групп и друг за другом во время прогулки
➣ Выполнение практических упражнений
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы
Конспект НОД по лепке в 1 младшей группе детского сада
Конспект НОД для старших дошкольников на тему «У кошки новоселье»
Конспект НОД во второй младшей группе по валеологии
Источник: https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/konspekt-nod-dlja-detskogo-sada-po-teme-telo-cheloveka.html
Конспект занятия по валеологии для детей старшей группы «Знакомство дошкольников с организмом человека»
Цель: расширять представления детей о строении тела человека, развивать пространственные представления о строении человека.
Задачи:
1. Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении; закрепить знания о потребности человека в дыхании, питании, росте.
2. Развивать любознательность, стремление узнавать о строении, работе органов еще больше; стремление бережно относиться к своему организму.
3. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми, вызывать интерес к дальнейшему самопознанию.
Словарная работа:
плечи, стопа, легкие, почки, кишечник, желудок, пищевод, организм, объем легких, грудная клетка.
Оборудование: схема тела человека; схема строения тела человека с внутренними органами; пластилин (белый, красный, зелёный, бежевый) игра «Часть – целое», воздушные шарики по количеству детей; Дидактическая игра: «что на что похоже?».
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «организм человека» (В.И. Гарькавая «Человек», Г.Юдин «Главное чудо света»), чтение детской энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, и постарайтесь угадать, о ком оно?
Высокие, низкие, далекие, близкие,
Гиганты, гномы, малыши,
Слабыши и крепыши,
Блондины, брюнеты, шатены,
И всякие аборигены,
И папы, и мамы, и дети –
Роднее их нет на свете.
— Ребята, а как вы считаете, о ком это стихотворение? (о человеке). Верно, люди, живущие на нашей планете, отличаются друг от друга.
Да и вы, живёте в одном городе, ходите в одну группу, и у нас нет двух одинаковых ребят. У нас в группе есть мальчики и девочки, высокие и низкие, голубоглазые и кареглазые.
Давайте каждый попробует найти в себе то, чего нет больше ни у кого в группе, я начну. Например, я выше всех.
Далее дети с помощью воспитателя пробуют найти свои индивидуальные черты.
— Посмотрите, ребята, все мы совершенно разные, но у всех нас есть что-то общее. Как вы думаете, чем люди похожи между собой? (варианты ответов детей)
— Все вроде разные на вид, но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, два уха, два глаза и нос… Но какими бы мы не были разными, все равно похожи своим телосложением.
— Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. Я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте их и покажите на схеме отгадки.
Вот загадка, милый друг, Легкая — послушай: Ею ложку я беру, Кашу буду кушать! (ответ: руки) Стоят два кола, На колах – бочка, На бочке – кочка, На кочке – лес дремучий.
(ответ: человек)
Молочко уже попил, А теперь ложись и спи! — На неё — не на живот, И хороший сон придёт!
(ответ: спина)
Ими всё мы слушать можем, Слух у нас отличный! Но подслушивать негоже, Это неприлично!
(ответ: уши)
Не снимают на пороге
Вместе с сапогами…
(ответ: ноги)
У Алешки – копной,
У Аленки – волной.
(ответ: волосы)
Вот гора, а у горы – Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(ответ: нос)
На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)
Всю жизнь ходят в обгонку, А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)
Дети отгадывают загадки и показывают названную часть туловища на схеме «Тело человека».
Воспитатель. Молодцы, хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?
Игра «Найди на ощупь названную часть тела».
Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.
Воспитатель. Ребята, мы с вами выяснили, что все люди внешне и похожи и различаются одновременно, а как вы считаете, внутри все люди одинаковые или разные? (воспитатель выслушивает варианты ответов детей).
Знать строение нашего тела — значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Мы сами сейчас попробуем сами собрать человечка, а заодно и посмотрим, что же у нас есть внутри.
(воспитатель с помощью детей из пластилина лепит «скелет» (Г.Юдин стр.110))
Воспитатель: Ребята, а что такое скелет? (варианты ответов детей)
Из чего состоит скелет?
Для чего человеку скелет?
— Скелет – это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. Если бы скелета внутри нас не было, наше тело стало бы похоже на бесформенный студенистый мешок. Давайте мы с вами проведём небольшой опыт.
https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw
Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит из пластилина скатать «колбаску». Воспитатель объясняет, что это – рука, и просит согнуть «руку» из пластилина, но она непрочная, пластилин лопается в месте сгиба. Затем ребёнок заворачивает в пластилин проволоку и проделывает то же самое.
Вывод: скелет помогает совершать движения, делает более устойчивым. Чтобы наш скелет был всегда подвижным обязательно нужно делать зарядку, и в течение дня разминать своё тело. Вот сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку.
Физминутка.
Живут мальчики – веселые пальчики.
Озорные ножки ходят по дорожке.
Шея крутит головою,
Повторяйте все за мною.
Вправо, влево оборотик,
Покажите мне животик.
Наше тело подтянулось
И вперед слегка нагнулось.
Как березонька стройна
Стала ровною спина.
А теперь все подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Повторить 2 раза.
— Кости, из которых состоит скелет, легко можно прощупать через кожу, бывают кости, помогающие совершать движения, а бывают, защищающие важные органы. А какие у человека есть важные органы? (ответы детей)
— Один из важнейших органов человеческого организма – это легкие. Как вы думаете, сколько человек может прожить без дыхания? А это мы сейчас проверим. (дети набирают воздух и зажимают пальцами нос). Без дыхания нельзя прожить больше 1 минуты. А весь воздух, который мы вдыхаем, накапливается в лёгких как в воздушном шарике.
Воспитатель с детьми лепят лёгкие и устанавливают их на макет.
Воспитатель предлагает сделать глубокий вдох и надуть воздушный шарик, чтобы посмотреть какое количество воздуха было в лёгких.
Воспитатель: Конечно, не менее важным органом является – это сердце. А зачем человеку сердце? (Сердце перекачивает кровь, как насос) а какого размера наше сердце? (дети высказывают свои предположения). Сердце человека такое же, как его кулак. Сожмите кулачок, вот такое же и ваше сердце.Воспитатель лепит из красного пластилина сердце, затем дети пытаются при помощи воспитателя поставить его на место.
— И сердце и лёгкое бережно сохраняет грудная клетка. (дети лепят из белого пластилина кости грудной клетки и крепят при помощи воспитателя). Но если прощупать рёбра они заканчиваются там, где начинается живот. А что у нас в животе, как вы думаете? (варианты ответов детей).
Здесь, в области живота, находятся желудок и кишечник, которые переваривают всю пищу, которую мы едим. Здесь нет костей, и для того, чтобы пища лучше переваривалась и живот на болел, я научу вас делать специальный массаж для живота.
(дети с воспитателем выполняют самомассаж живота по часовой стрелке 6 раз).
Затем воспитатель с детьми из зелёного пластилина лепят желудок и кишечник и укладывают органы на место на макете. Далее дети заворачивают человечка в тонкую пластилиновую кожу.
Воспитатель: Посмотрите, какой у нас получился человечек. А теперь давайте еще раз вспомним, что же находится у нас внутри. У меня есть карточки с изображением органов человека, про которые я вам сегодня рассказывала.
Ещё есть карточки, на которых изображены предметы, которые могут делать то же самое что и настоящие органы человека. Вам нужно будет подобрать соответствующие картинки, и объяснить свой выбор.
(карточки: сердце-насос, лёгкие – шарик, желудок – кастрюля, кости – палочка и т.д.)
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, спасибо за работу, желаю вам быть здоровыми.
Мазанкина Ольга Александровна, воспитатель МДОУ ЦРР «Детский сад № 30», г. Магнитогорск, Россия.
Статья размещена в авторской редакции
Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?
Источник: http://PlanetaDetstva.net/konkursu/konkursu-vospitatelam/konspekt-zanyatiya-po-valeologii-dlya-detej-starshej-gruppy-znakomstvo-doshkolnikov-s-organizmom-cheloveka.html