Заключение педагога-психолога по результатам первичной диагностики готовности к школе
Заключение психолога по результатам психологического обследования (образец)
Заключение психолога по результатам психологического обследования имеет определенную структуру. Проанализируем те моменты, которые важно отразить в данном документе, а также рассмотрим один его образец.
Анализ внешнего вида ребенка
Для начала психолог описывает кратко состояние ногтей, одежды ребенка. Он указывает специфику его внешнего вида, особенности конституционного строения, присутствие ярко выраженных патологических факторов.
Протокол психологического обследования включает информацию о соответствии возрасту антропометрических параметров: пропорций частей тела, веса, роста.
Иногда внешний вид ребенка сравнивают с родителями, чтобы проанализировать наследственные особенности и внутрисемейные отношения.
Поведение ребенка в беседе с психологом
Психологическое обследование ребенка дошкольного возраста предполагает анализ поведения ребенка во время общения со специалистом, его ориентированность на критичность, самостоятельность, коллективную деятельность, адекватность принимаемого решения в определенной ситуации. Психолог обращает внимание на скорость работы ребенка, его заинтересованность в выполнении предложенного задания, общую мотивацию.
Ему предлагается тест на психотип, результаты используются для получения полной картины об испытуемом. Отмечаются любые элементы негативного отношения к контакту со специалистом, а также отказ от обследования.
Выполняется психологом и анализ характера игровой деятельности при прохождении ребенком обследования.Оцениваются эмоциональные и творческие характеристики, специфика применения малышом игровых элементов, затем все это вносят в итоговое заключение психолога по результатам психологического обследования. Отмечают также присутствие гиперактивности, то есть двигательной расторможенности.
Специфика деятельности
Специалист оценивает наличие цели в деятельности ребенка, его умение сосредоточиться на выполнении какого-то конкретного задания.
Кроме того, проведение психологического обследования подразумевает выявление импульсивности, неравномерности деятельности, критичного отношения к похвале, порицанию за работу.
Далее соотносят характер деятельности с присутствием гиперактивности. Полученный результат выписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования.
Работоспособность
Психолог анализирует колебания в работоспособности, отмечая тот временной промежуток, на протяжении которого малыш работал целенаправленно, продуктивно. Кроме того, выявляется причина усталости, соотносится характер деятельности и быстрота утомляемости, выявляются причины.
Полученные результаты также вписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования. Особое внимание специалист уделяет изменениям эмоционального состояния ребенка: появлению неадекватного смеха, проявлению плаксивости, что свидетельствует о переутомлении.
Психолог отмечает взаимосвязь между работоспособностью и сменой мотивации, определяет тот тип, который в большей степени повлиял на работоспособность ребенка.
Анализ внимания
Тест на психотип позволяет выявить такую важную характеристику психической деятельности ребенка, как внимание. Оцениваются возможность сосредоточиться на определенной деятельности, умение переключать внимание, распределять его в неучебных заданиях.
Специалист анализирует связь между устойчивостью внимания и объемом восприятия. Выявляется присутствие флуктуации внимания, специфика его изменения при переутомлении либо возбуждении ребенка, влияние такого фактора, как гиперактивность, на параметры внимания.
Специфика латерализации
При ее анализе выявляется присутствие элементов левшества. Основным параметром проводимого анализа будет оценивание взаимосочетания левого глаза и ведущей левой руки, правого уха и правой руки.
Психолог при проведении анализа учитывает специфику деятельности малыша, которые в какой-то степени связаны с латерализацией.
Он наблюдает за тем, с какого угла ребенок начинает рассматривать картинку, выявляет направление рисования, руку, в которой он держит карандаш или кисточку.
Особенности моторики
Осуществляется анализ общей «уклюжести» малыша, особенности движений в замкнутом пространстве. Психолог наблюдает за тем, как ребенок поднимает упавшие на пол карандаши, сбивает ли он в это время другие предметы. Проверяется и умение выполнять координированные и ритмичные движения, к примеру, бегать на месте, маршировать.
Оценивается умение рисовать, писать, чтобы выявить сформированность мелкой моторики. Малышу предлагают завязать шнурки на ботинках, застегнуть пуговицу на кофточке, вырезать ножницами определенные детали. На основании полученных результатов составляются рекомендации психолога для родителей по дальнейшему развитию их ребенка.
Оценка речи
Оценивание речевой активности является важным элементом логопедического обследования. Важно выявить качество произношения звуков, объем словарного запаса, уровень речевой активности, соотношение между объемами пассивного и активного словарей.
На основании полученных данных составляются рекомендации психолога о готовности малыша к обучению в школе. Особое внимание специалист уделяет умению ребенка вести диалог, отвечать на задаваемые психологом вопросы, предлагать свои.
Изучается умение пользоваться речевыми конструкциями при составлении предложений.
Во время психологического исследования проверяется сформированность социально-бытовых ориентиров, соответствие их возрастным особенностям ребенка.
Вариант заключения по итогам психологического исследования
Предлагаем образец заключения, сделанного психологом по результатам индивидуальной диагностики.
Сначала указываются данные ребенка, его дата рождения. Далее отмечается уровень речевого развития: обширный словарный запас, умение строить предложения, высокий уровень речевой активности.
Отмечается развитое логическое мышление. Подтверждается соответствие долговременной и кратковременной памяти возрастным особенностям.
Моторика предполагает правую ведущую руку и должна быть развита в полном соответствии с возрастом.
Психолог отмечает и анализирует ряд других моментов.
Навыки самообслуживания:
- Сформированность в полном соответствии с возрастными нормами.
Возможность успешного усвоения учебной программы:
- Средняя работоспособность.
- Неусидчивость при выполнении заданий в группе, быстрая утомляемость, отвлечение от предложенной работы.
- Индивидуальная работа выполняется без замечаний.
Эмоциональная сфера:
- Нестабильное эмоциональное состояние.
- Высокая активность.
- Демонстрация желания быть лидером группы.
- Проявляется нетерпимость к ошибкам других детей.
Коммуникативная компетентность:
- В процессе обсуждения конфликтных ситуаций быстро находит конструктивные решения, но не использует их в реальной жизни.
Далее предлагаются рекомендации психолога, в которых указывают основные направления дальнейших действий родителей и воспитателей.
- Консультация у психоневролога, посещение семейного приема.
- Использование сенсорной комнаты для снижения психоэмоционального напряжения.
- Запись на тренинговые группы, в которых детей обучают навыкам совместного общения.
- Мотивация ребенка без системы наказаний, только путем поощрения.
- Демонстрация через ролевые игры правил поведения в обществе. Совместный просмотр мультипликационных фильмов, чтение сказок, обязательное их обсуждение.
- Родители не должны кричать в присутствии малыша, важно оградить его от выяснений семейных отношений.
- Соблюдение режима дня должно быть обязательным, в него желательно вводить некоторые ритуальные моменты. Например, перед сном малыш будет выпивать стакан йогурта, так ему будет проще организовывать свое время.
Источник: http://fb.ru/article/258917/zaklyuchenie-psihologa-po-rezultatam-psihologicheskogo-obsledovaniya-obrazets
Рекомендации психологу по обеспечению эффективной диагностики готовности детей к школе (стр. 1 из 10)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-5
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ И ЕЕ ДИАГНОСТИКИ……………..6
1.2 Понятие психологической готовности ребенка к школе……………..10-27
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ
ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ……………………………………………………………..27
2.1 Замысел и методики исследования ………………………………….…28-30
2.2 Обработка и интерпретация полученных данных …………………….30-
2.3 Рекомендации психологу по обеспечению эффективной диагностики
готовности детей к школе…………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………….………………………………………..38-41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………….
Приложения ……………………………….…………………………………….48
Введение
Проблема поиска эффективного и надежного психологического инструментария для диагностики готовности ребенка к школе опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Сегодня обучение проникает уже в дошкольные учреждения. Педагогическая наука решает вопрос о преемственности дошкольного и школьного обучения.
Несмотря на официальный запрет какого-либо отбора детей при поступлении в школу (п.1. ст. 52 Закона РФ «Об образовании»; П. 59 Типового положения об образовательных учреждениях, утвержденного Правительством РФ от 19.03.01 №196 и т.д.
) перед психологами в школах ежегодно встает вопрос об оценке соответствия реальных возможностей детей тем стандартам, которые предъявляет школа к первокласснику.
Тем более если речь идет о специализированной школе с углубленным изучением какого-либо предмета, лицеях и гимназиях.
Характерно, что большинство психологов-практиков испытывают недовольство имеющимися диагностическими программами, поэтому в настоящее время появляются все новые и новые их модификации.
К первой, относятся отечественные программы, имеющие четкие концептуально оформленные диагностические методы (программы И.В. Дубровиной (1995), Н.И. Гуткиной (1996); программа под редакцией Д.Б.
Эльконина (1988); психодиагностический комплекс Л.И. Переслени, Е.М. Масюковой (1996); тест Кеэса (Лидерс, Колесников, 1992); комплекс Е. Екжановой (1998)) и зарубежные программы (Г.
Вицлака (Лидерс, 1992) и тест Керна-Йерасика (Й. Шванцара и др. 1978)).
Ко второй группе относятся ряд пособий, представляющих собой простой набор самых разнообразных тестов и методик (в них, как правило, входит от 10 до 30 тестов. К ним можно отнести: диагностическую программы И. Айзман, Г.Н. Жаровой (1990 – 26 методик), Н.Н. Бауковой, Т.А. Малицкой (1995-10 методик), Л.И. Земцовой, Е.Ю.
Сушковой (1998= 16 методик), В.Г. Каменской с соавт. (1996 – 9 методик и тестов) и др. В большинстве программ данной группы в той или иной комбинации представлены методика «Узоры» (разработанная Л.И. Цеханской, Т.В. Лаврентьевой), части теста Керна-Йерасика, части диагностических программ Н.И. Гуткиной, А.Л. Венгера и т.п.
К третьей группе относятся диагностические программы, ориентированные не только на неспециалистов в области психодиагностики, но даже и на родителей, фактически передавая им в руки профессиональный психологический инструментарий («Экспресс-диагностика готовности к школе» Е.К. Вархотовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова (1998); Т.В. Чередникова «Альманах психологических тестов», КСП, 1996).
Актуальность проблемы исследования обусловлена востребованностью в психологической практике диагностических программ оценки готовности к обучению в школе, которые отвечали бы требованиям надежности и валидности, а также характеризовались компактностью и разумной быстротой проведения обследования.
Объектисследования – диагностика готовности детей к школе.
Предметисследования – эффективность программ диагностики.
Гипотеза – для эффективной оценки готовности ребенка к обучению достаточно 5 заданий на диагностику сформированности регуляторного компонента деятельности в целом (программа Н. Семаго, М.
Семаго), качественно-количественная оценка отдельных компонентов познавательного, эмоционального и регуляторного развития ребенка (методика «Экспресс диагностики готовности к школе» — 11 заданий) больше подходит для углубленного психологического обследования.
Исходя из вышесказанного, мы определяем цель нашего исследования – сравнение эффективности двух диагностических программ оценки готовности ребенка к школе по критериям: полнота и объективность оценки уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности; временные затраты при проведении обследования; возможность использования в разных формах (индивидуальной и групповой); прогностическая ценность.
Задачи исследования:
— провести теоретический анализ диагностических программ оценки готовности детей к школе;
— обосновать выбор методик, направленных на диагностику готовности детей к школе;
— провести сравнительный анализ эффективности использования разных программ диагностики готовности детей к обучению в школе.
Методы исследования:
1. Тестирование с применением диагностического комплекса «Экспресс диагностика готовности к школе» Е.К. Вархотовой и др., состоящего из 11 субтестов: «Нелепицы», «Пространственно-арифметический диктант», «Последовательные картинки», «Аналогии», «Звуко-буквенный анализ», «Запрещенные слова», «Ключи», «Чтение», «Рисунок человека», «Составление слов».2. Тестирование с помощью диагностического комплекса «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения» Н. Семаго, М. Семаго, состоящего из 5 субтестов: «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Слова», «Шифровка», «Рисунок человека».
3. Статистическая обработка результатов (корреляционный анализ и параметрические метод t-критерий Стьюдента). Обработка результатов проводилась с использованием пакета компьютерных программ «Statistika -5».
Глава 1. Общая характеристика психологической готовности ребёнка к школе и её диагностики.
1.1 Диагностика психологической готовности ребенка к школе.
Может показаться, что поскольку диагностика психологической готовности может дать лишь кратковременный прогноз школьной успеваемости, то она и не очень важна. Это не так. Определение психологических возможностей ребёнка помогает психологу решать ряд задач, связанных с началом обучения в школе.
Во – первых, это задача определения наиболее благоприятного срока поступления ребёнка в школу; во – вторых, это задача проведения коррекционно- развивающей работы с детьми, оказавшимися неготовыми к школьному обучению; в третьих,- это задача оказания родителям, воспитателям и учителям консультативной помощи в целенаправленном формировании личности ребёнка и нормализации учебной деятельности.
Рассмотрим подробнее указанные задачи.
Поскольку сегодня есть возможность начать обучение детей с 6 лет в подготовительных классах школы или детского сада, или с 7 лет в обычных первых классах, то психолог, исходя из результатов определения психологической готовности, может сделать вывод о том, готов ли ребёнок к обучению с 6 лет или ему целесообразно пойти в школу после 7.
Обычно в подготовительные классы направляют детей, которые по своим психологическим показателям вполне готовы к обучению уже в возрасте 6 лет. Если вовремя не начать обучать такого ребёнка, то это затормаживает его развитие.
Часто эти дети самостоятельно овладевают счётом, чтением, письмом и затем «скучают» в школе, обучение в первом классе не оказывает на них необходимого развивающего воздействия.
Но иногда целесообразно даже не очень психологически готового к обучению ребёнка рекомендовать в подготовительный класс, если есть уверенность, что щадящий режим в этом классе окажет более благоприятное воздействие на психологическое развитие ребёнка, чем его воспитание дома или обучение в группе детского сада.
В результате диагностики психологической готовности, как правило, обнаруживаются неготовые к обучению дети.
Наблюдения показывают, что если к 6 годам у ребёнка не формируются предпосылки готовности к обучению, то и к 7 годам ребёнок приходит в школу и начинает учиться, являясь фактически не готовым к систематическому обучению.
Следовательно, необходимо ещё до поступления в школу активизировать психологическое развитие ребёнка и формировать предпосылки готовности к школьному обучению.
Диагностическое обследование детей подготовительной группы проводится по всем критериям и изначально является углубленной. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность оказать дополнительную помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе.Такой вариант приемлем для осуществления плановой диагностики. В случае запроса родителей и педагогов диагностическое обследование включается в процесс консультирования. Диагностическое обследование также проводится после коррекционно — развививающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.
Особенности детей дошкольного возраста накладывают свой отпечаток и на процедуру диагностического обследования. Сама непосредственная процедура обследования должна проводиться только при участии психолога и ребёнка, она не должна прерываться посторонними. Поэтому лучше привести ребёнка в кабинет.
Дети должны просто знать психолога, чему будут способствовать его систематические приходы в группу, игры с детьми.
Важнейшим фактором, влияющим на получение объективной информации в ходе обследования, является состояние ребёнка. Поэтому нельзя категорично настаивать на проведение ребёнка в кабинет. Нельзя отрывать его от интересного дела.
Тем самым снижается мотивация участия в обследовании, вплоть до полного отказа от взаимодействия. Детям нравится всё необычное и тайное, поэтому можно предложить им поиграть в «секрет»: на ушко шепнуть одному ребёнку, забрать его из группы, договориться с ним о том, что он никому не скажет, что он делал в кабинете.
Обычно остальные дети сами начинают подходить к психологу и просить его поиграть с ним.
Источник: http://MirZnanii.com/a/291160/rekomendatsii-psikhologu-po-obespecheniyu-effektivnoy-diagnostiki-gotovnosti-detey-k-shkole