Урок+презентация 6 класс Главные политические центры Руси
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. 6-й класс
- Федорова Лариса Николаевна, учитель истории
Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (10,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- Сформировать представление об особенностях Владимиро-Суздальского княжества: географического положения, его природных условиях и хозяйстве, о власти князей, о политике Юрия Долгорукого и его сыновей.
- Закрепить умения анализировать текст, сравнивать и давать оценку деятельности исторических личностей, делать выводы по изученному материалу.
- Способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны, пониманию неоднозначности ее исторического развития.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М.: Просвещение, 2013.
- Презентация «Главные политические центры Руси».
План урока
I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности
Учитель: тема нашего урока «Главные политические центры Руси», сегодня мы познакомимся с Владимиро-Суздальским княжеством. Что нам важно будет узнать на уроке? (Слайд 1)
Ученики формулируют задачи урока, учитель их корректирует. (Слайд 2)
Учитель: почему мы изучаем отдельные политические центры Руси, в результате чего они образовались? (Слайд 3)
Ученики: в результате политической раздробленности.
Учитель: что такое раздробленность? Какое событие стало ее началом?
Ученики: распад государства на отдельные феодальные владения. Раздробленность началась после смерти Мстислава Великого в 1132 г.
Учитель: давайте вспомним ее причины и последствия.
1-й ряд получает письменное задание.
Выберите причины раздробленности Руси из следующего списка:
- Отсутствие твердого порядка наследования киевского престола.
- Сохранение единой древнерусской народности.
- Упадок Киева.
- Стремление князей к самостоятельности.
- Постоянные набеги печенегов на Русь.
- Упадок торгового пути «из варяг в греки».
2–3-й ряды устно называют последствия раздробленности.
Отрицательные последствия: постоянные усобицы, дробление княжеств, ослабление обороноспособности русских земель.
Положительные: расцвет городов и культуры в удельных княжествах, складывание новых торговых путей.
Проверка задания 1-го ряда. Ответ: 1, 3, 4, 6 (Слайд 4-5)
Учитель: давайте узнаем, как раздробленность отразилась на развитии Владимиро-Суздальского (Ростово-Суздальского) княжества.
II. Изучение нового материала
1. Природные условия и хозяйство
А. Географическое положение княжества (Работа с картой)
Учитель: Владимиро-Суздальское княжество расположено на северо-востоке Руси. (Слайд 6)
- С кем оно граничит? Далеко ли от половецких степей?
- Оцените речную сеть.
- Много ли городов? Назовите крупнейшие.
Ученики: княжествоудалено от половецких степей. Густая речная сеть. Немало городов: Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир-на-Клязьме.
Учитель: в чем главное преимущество расположения княжества?
Ученики: удаленность от кочевников.
Б. Природные условия и хозяйство
Учитель: от чего зависят занятия населения? (Слайд 7)
Ученики: занятия населения тесно связаны с природными условиями. (Слайд 8)
Учитель: определите по природным условиям, какие занятия будут развиты у жителей Владимиро-Суздальского княжества. (Слайд 9)
Природные условия | Занятия жителей |
Плодородные земли | |
Луга | |
Леса, богатые пушным зверем | |
Реки и озера, изобиловавшие рыбой |
Ученики заполняют таблицу: (Слайд 10-13)
Природные условия | Занятия жителей |
Плодородные земли | Земледелие |
Луга | Скотоводство |
Леса, богатые пушным зверем | Промыслы |
Реки и озера, изобиловавшие рыбой | Рыбная ловля Торговля |
Учитель: сделайте вывод о географическом положении, природных условиях и хозяйстве Владимиро-Суздальского княжества.
Ученики: княжество имело выгодное географическое положение и природные условия благоприятные для развития хозяйства. (Слайд 14)
2.Роль князей (работа с текстом учебника)
Учитель: земли Владимиро-Суздальского княжества стали осваиваться позднее других восточнославянских земель, поэтому князья здесь сразу стали крупными землевладельцами. (Слайд 15)
Почему? Объясните с помощью текста учебника (с.32, 3-й абзац)
Ученики: Князья могли объявлять землю своей собственностью.
Они могли раздавать земли своим дружинникам и церкви.
Князья ограничивали права населения.
Учитель: сделайте вывод о том, какой была власть князей во Владимиро-Суздальском княжестве.
Ученики: власть князей была сильной.
3. Политика владимиро-суздальских князей.
А. Юрий Долгорукий (1125–1157)
Учитель:основателем династии владимиро-суздальских князей был младший сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125-1157). Он превратил Владимиро-Суздальскую (Ростово-Суздальскую) землю в независимое княжество. Что вы знаете об этом князе? (Слайд 16)
Ученики: Юрий Долгорукий — основатель Москвы.
Учитель: датой основания Москвы считают 1147 г. и связывают его с именем Юрия Долгорукого. Точны ли эти представления выясните с помощью учебника (с.32, поля).
Ученики: 1147 год – это дата первого упоминания о Москве в летописи. Поселения здесь появилось гораздо раньше. (Слайд 17)Учитель: какие города основал Юрий Долгорукий? (учебник, с.32, 4-й абзац)
Ученики: основал Дмитров, Звенигород, Переяславль.
Учитель: Юрий Долгорукий основал эти города для защиты Владимиро-Суздальского княжества, но мечтал он стал киевским князем.
Возможно, именно из-за этого стремления он и получил своё прозвище: ведь из далёкой Ростово-Суздальской земли умудрялся «тянуть руки» к киевскому престолу. Дважды князь захватывал Киев, где и скончался при обстоятельствах, позволяющих предполагать, что он был отравлен.
Б. Андрей Боголюбский (1157–1174) и Всеволод Большое Гнездо (1176–1212)
Учитель: после смерти Юрия Долгорукого во Владимиро-Суздальском княжестве поочередно правили два его сына Андрей Боголюбский (1157-1174) и Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). (Слайд 18)
Разделимся на две группы и выясним, какой была их политика, что они сделали для Владимиро-Суздальского княжества. (Слайд 19)
Группа 1Работа с учебником, с.32 (2-й абзац снизу) -33 | Группа 2Работа с дополнительным текстом. Приложение |
Задание | |
1. Как Андрей Боголюбский поступил с Киевом? Почему? 2. Что князь построил во Владимире и зачем?3. Как Андрей Боголюбский погиб? | 1. Какие города и земли подчинил себе Всеволод? 2. Какой титул и почему первым принял князь?3. Каким было состояние культуры в правление Всеволода Юрьевича? |
Ответы учеников | |
1. Киев был разграблен и сожжен. Так князь выказал свое небрежение. 2. Во Владимире была построена крепость, Золотые ворота, каменные соборы. Чтобы возвысить княжество.3. Недовольные властолюбием князя бояре устроили заговор и убили Андрея Боголюбского. (Слайд 20-22) | 1. Стремился подчинить своему влиянию Новгород, подчинил Рязань, Киев, Чернигов, Галицкое княжество. Территория княжества расширилась на восток, благодаря походам на волжских булгар и мордву. 2. Всеволод первым присвоил себе титул великого князя владимирского. Он хотел показать свое превосходство над другими князьями.3. Продолжился расцвет культуры, развивалось летописание. (Слайд 23-25) |
Учитель: чем политика этих князей похожа? Чем различается политика Юрия Долгорукого и политика его сыновей? (Слайд 26)
Ученики: они стремились усилить свою власть и могущество своего княжества.
Для сыновей Юрия Долгорукого в отличие от их отца Владимиро-Суздальское княжение было более важным и желанными, чем Киевское. Значимость Киева снижается.
Учитель: о каких особенностях Владимиро-Суздальского княжества вы узнали сегодня на уроке?Ученики: выгодное географическое положение, природные условия благоприятные для развития хозяйства, сильная власть князя,
расцвет его экономики и культуры при Андрее Боголюбском и Всеволоде Б.Г. во второй половине XII века. (Слайд 27)
III. Заключительный этап
1. Закрепление
Назовите имя князя, который:
- присвоил себе титул великого князя владимирского; (Всеволод Большое Гнездо)
- основал владимиро-суздальскую династию князей; (Юрий Долгорукий)
- разграбил и сжег Киев, посадив на киевский престол своего брата; (Андрей Боголюбский)
- пригласил в Москву своего союзника новгород-северского князя Святослава; (Юрий Долгорукий)
- подчинил своему влиянию Рязань, Киев, Чернигов, Галицкое княжество; (Всеволод Большое Гнездо)
- основал Дмитров, Звенигород, Переяславль; (Юрий Долгорукий)
- украсил Владимир соборами и Золотыми воротами; (Андрей Боголюбский)
- дважды завоевывал Киев, где и скончался; (Юрий Долгорукий)
2. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель: какой князь вам понравился и почему?
Ученики высказывают и объясняют свое мнение.
Учитель: кто из вас доволен своей работой на уроке?
ДЗ: учить с.32-33,устно ответить на вопрос 2 на с.35, написать доклад об одном из владимиро-суздальских князей. (Слайд 28)
7.12.2017
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667429/
Методические разработки уроков История России 6 класс
Урок проводится с презентацией. После разбора усобицы после смерти Владимира (слайды 3-7) важно объяснить учащимся организацию управления Русью при Ярославе Мудром: соотношение князя и вече (слайды 9-11).
Далее важно подробно разобрать «Русскую правду» и понятия, связанные с ней ( слайды 12-14). Анализируя внешнюю политику Ярослава, важно сделать акцент на том, какая роль отводилась борьбе с кочевниками и династическим бракам детей великого князя (слайды 15-18).
В конце урока дети выполняют задание со слайды 18.
Скачать материалы: презентация, рабочий лист.
Я обычно даю эту тему в два урока: на первом говорим о деятельности Рюрика и Олега, образовании Древнерусского государства (презентация 1); на втором — о княжении Игоря, Ольги, военных походах Святослава (презентация 2).
Задания для учащихся включены в слайды презентации. Возможно также использование рабочего листа в качестве еще одного варианта работы на уроке.
В конце урока можно закрепить знания с помощью теста (Рюрик + Олег) или с помощью задания на последнем слайде (Игорь, Ольга, Святослав).
Скачать материалы: презентация 1, презентация 2, рабочий лист, тест.
Урок проводится с презентацией. Задания для учащихся включены в слайды презентации. Сначала учитель рассказывает ученикам про генезис восточных славян (индоевропейцы —> три ветви славян —> восточнославянские племена).
Таблицу со слайда 8 ученики заполняют вместе с учителем, используя информацию со слайдов 9-17 и отвечая на вопросы. Далее учитель вместе с детьми анализирует отношения славян с соседними народами (слайды 20-25).
В конце урока можно закрепить знания с помощью теста.
Скачать материалы: презентация, тест.
Я обычно даю эту тему в два урока. Сначала раздаю ученикам таблицу «Политические центры Руси», которую они будут заполнять в течение двух уроков.
На первом уроке говорим о природных и политических особенностях Владимиро-Суздальской земли, деятельности владимирских князей (презентация 1); на втором — о политическом строе Новгородской земли, развитии Галицко-Волынской земли (презентация 2). В конце второго урока можно также воспользоваться тестом для закрепления знаний.
Скачать материалы: презентация 1, презентация 2, таблица, тест.
Урок проводится с презентацией. Сначала учитель с детьми на примере усобиц после смерти Святослава разбирает особенности престонаследия на Руси (слайды 3-7). Затем дети получают задание заполнить таблицу «Военные походы Владимира», использую текст учебника (слайды 8-9).
Подробно разбираются причины принятия христианства (слайды 11-16). Далее учитель рассказывает ученикам о принятии Владимиром христианства и Крещении Руси (слайды 17-18), значение принятия христианства (слайд 20).
Ученики выполняют задание, заполняя схему устройства православной церкви (слайд 19).
Скачать материалы: презентация, рабочий лист.
Урок проводится с презентацией. Задания для учащихся включены в слайды презентации. Сначала учитель обсуждает с учениками занятия славян (слайды 3-7), более подробно останавливаясь на двух системах земледелия (слайды 8-11).Далее разговор идет о характере (слайд 16) и управлении восточных славян (слайды 12-15), дети должны уловить взаимосвязь между этим. Напоследок учитель и ученики говорят о религии и мифологии древних славян (слайды 17-28).
В конце урока можно закрепить знания с помощью теста.
Скачать материалы: презентация, тест.
Урок проводится с презентацией. Эту тему я даю отдельно, хотя в учебнике А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной она идет в параграфе 6 на стр. 54-58. Сначала необходимо рассказать ученикам о формировании древнерусской народности (слайды 3-4).
Затем дети должны в своих тетрадях начертить схему «Древнерусское общество» со слайда 5. Учитель и ученики последовательно изучают представителей всех ступеней древнерусского общества (слайды 6-16).
В конце урока можно закрепить полученные знания с помощью теста.
Скачать материалы: презентация, тест.
Урок проводится с презентацией. Первый блок темы «Союз Ярославичей и его распад» дается с помощью слайдов 2-7. Далее необходимо подробнее рассмотреть Любечский съезд и его решения (слайды 8-10).
Затем учитель рассказывает ученикам о правлении князя Владимира Мономаха и его сына Мстислава (слайды 11-15), подводя их к ответу на вопрос: почему при этих князьях Древнерусское государство еще не распалось? Самое главное дать понятие о причинах и последствиях феодальной раздробленности на Руси (слайды 16-19). В конце учащиеся выполняют тест на закрепление знаний.
Скачать материалы: презентация, тест.
Урок проводится с презентацией. Сначала необходимо дать ученикам представление об образе жизни и военной организации монгольских племен (слайды 3-8).
Далее учитель с учениками изучают битву на реке Калке и вопрос о готовности Руси к борьбе с восточным нашествием (слайды 9-12).
Переходя к изучению Батыева нашествия на Северо-Восточную и Юго-Западную Русь, надо попросить учеников положить перед собой карту и все события отслеживать по ней (слайды 13-24). Закрепление происходит с помощью тестов.
Скачать материалы: презентация, тест.
Сейчас не располагаю большим количеством свободного времени, поэтому выложу оставшиеся уроки в свободной форме.