Урок по обществознанию на тему Потребности человека (6 класс) ФГОС

§ 4. Потребности человека — Обществознание. 6 класс. Учебный материал

Урок по обществознанию на тему Потребности человека (6 класс) ФГОС
Мотивация человека

Мотивация — это процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Эффективность мотивации связана с конкретной ситуацией.

Мотивация применялась издревле. Метод кнута и пряника (один из первых методов мотивации) применялся еще на заре цивилизации. Однако в период Ф. Тейлора управленцами было осознано, что зарплата на грани голода — глупо и опасно. По мере улучшения благосостояния населения не всегда пряник заставляет трудиться человека лучше.

Большую роль в данной области сыграли труды З. Фрейда по психологии, вводившие понятие бессознательного. Ученым был выдвинут тезис о том, что люди не всегда поступают рационально. Эксперименты Э. Мэйо выявили снижение текучести кадров за счет роста престижности профессии, социальных, групповых отношений.

Содержательные теории мотивации основаны на классификации потребностей человека (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд). Первичные и вторичные потребности. Процессуальные теории базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей (как ведут себя люди с учетом их восприятия).

Содержательные теории

Интерес с точки зрения выделения мотивирующих факторов представляет теория человеческих потребностей, предложенная в 
40-е гг. CC в. А. Маслоу (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Иерархия потребностей по А. МаслоуПотребность человека

Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию.

Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня.

Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье.

Ф. Герцберг предложил две группы факторов в 50-х гг. CC в.

  • гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой;
  • факторы мотивации (внутренние, присущие работе).

К первой группе относятся нормальные условия труда, достаточная заработная плата, уважение начальства. Эти факторы автоматически не определяют мотивацию. Вторая группа факторов предполагает, что каждый человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.

Закон результата (П. Лоуренс и Дж. Лорш) утверждает, что люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с результатом, удовлетворением потребностей (на примере прошлого).

Д. МакКлелланд выделал три потребности: власть, успех, причастность. Успех — не просто результат, а процесс доведения до успеха.

Причастность — это чувство принадлежности к чему-либо, возможность социального общения, чувство социального взаимодействия.

Он считал, что в настоящее время, когда уже удовлетворены все первичные потребности, решающую роль начинают играть перечисленные потребности высшего порядка.

Процессуальные теории мотивации

Теория ожидания В. Врума. Ожидание — это вероятность наступления события по оценке данной личности. Вознаграждение — все, что человек считает ценным для себя. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, внешнее — дает начальник.

Врум выделил три взаимосвязи. Затраты труда — результат. Результат — вознаграждение. Валентность, т. е. ценность, удовлетворенность вознаграждением, так как предпочтения у различных людей различны.

М = З — Р * Р — В * Валентность

Теория справедливости. Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Дисбаланс нужно снимать.

Модель Портера — Лоулера. Пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Эта теория объединяет предыдущие две.

Можно изменить производственный процесс для улучшения мотивации сотрудников. Сложность мотивации через потребности заключается в том, что вы имеете дело с разными людьми, всегда есть большая вероятность невыполнения их личных потребностей.

Пирамида потребностей Маслоу

Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

  1. Физиологические (голод, жажда, секс …);
  2. Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха…

    );

  3. Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
  4. Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
  5. Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.

При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов).

Иерархия потребностей по Маслоу

Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:

  • Физиологические потребности;
  • Потребность в безопасности и защищенности;
  • Социальные потребности;
  • Потребность в уважении
  • Потребность в самореализации;

Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени.

То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой.

Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.

Источник: https://www.sites.google.com/site/obsestvoznanie6klasstgpi/-4-potrebnosti-celoveka

Разработка урока обществознания по теме

Урок по обществознанию на тему Потребности человека (6 класс) ФГОС

  • Пятак Инна Дмитриевна, учитель экономики и обществознания

Разделы: История и обществознание

Этот урок входит в раздел «Человек в социальном измерении». Изучение темы предполагает обращение к социальному опыту учащихся. Очень важный аспект именно этого занятия – формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями.

На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с текстом.

Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.

Характеристика основных видов деятельности ученика

  • Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер
  • Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.
  • Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

План изучения нового материала

  1. Потребности человека – биологические, социальные, духовные.
  2. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
  3. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Вариант организации учебной работы

Предлагается урок «открытия» нового знания с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Методическое обеспечение

  1. Конвенция ООН о правах ребенка
  2. Конвенция ООН о правах инвалидов
  3. Конституция РФ
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  5. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
  6. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2015.
  7. Сорокина Е.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
  8. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
  9. Писаревская М. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. – Новороссийск, 2013.
  10. http://ru.wikipedia.org
  11. http:/ www.unicef.org

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: связать новый материал с уже знакомым.

Проводится вводная беседа с классом по вопросам:

  • Что такое деятельность?
  • Каковы отличительные черты деятельности человека?

Задание для учащихся.

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Формулирование темы и целей урока.

III. Изучение основных идей и понятий темы

Вводим новые понятия.

Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Вопрос классу.

Чем отличаются потребности животного от потребностей человека?

Или не отличаются совсем?

Или у животных нет потребностей?

В ходе обсуждения начинаем заполнять таблицу.

Виды потребностей

ПотребностиХарактеристика
Биологические (материальные)
Социальные
Духовные

Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 5 на стр. 20

Заполни окошки в пирамиде человеческих потребностей собственными примерами.

Вопрос классу.

Вы слышали когда-нибудь такие выражения: «дети с особыми потребностями» или «особенные дети»?

Что это значит?

В ходе обсуждения выясняем, что это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

Сложно ли таким детям жить и учиться? Почему?

Как общество относится к таким детям?

Классу было дано опережающее задание. Задание в учебнике на стр. 40.

Найди в интернете информацию о значении словосочетания «инклюзивное образование».

Учащиеся приводят определения «инклюзивного образования», дополняя друг друга. Учитель подводит итог.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. (СЛАЙД 2 Презентация)

Принципы инклюзивного образования (СЛАЙДЫ 3, 4)

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Работа в группах.

Работа с текстом (Приложение)

Прочитайте текст и выполните задание.

Выделите основную мысль текста.

Встречались ли вы с негативным отношением к детям-инвалидам?

Как вы можете помочь таким детям?

Что нужно сделать, чтобы детям с ограниченными возможностями не было так одиноко?

Выступление групп. (СЛАЙДЫ 5–8)

Учитель. А сейчас разделитесь на группы по интересам. Каждая группа — это одна команда. Вам нужно выбрать командира, который будет руководить работой команды.

Игра «Город мастеров». Ребята делятся на команды по пять–шесть человек. Каждая команда получает конструктор и должна построить свой город. Побеждает та команда, которая не только быстро закончила работу, но и работала более слаженно, где в команде никто не ссорился, все понимали другу друга и помогали друг другу.

Обобщающая беседа по теме занятия:

  • Вы научились рядом с собой чувствовать других?
  • Вам понравилось быть частью команды?

Этикетная задача: Что вы будете делать, если у вас в команде будет ребенок, у которого вследствие болезни постоянно трясутся руки, и поэтому он не сможет быстро и ловко, как это получается у вас, выполнять работу:

  • сердиться на него;
  • не возьмете в игру;
  • возьмете в игру и будете помогать ему;
  • будете подбадривать его.

IV. Итог занятия

Учитель.А теперь сделаем вывод: «Мы все разные, с разными возможностями, но каждый хорош по-своему. Чтобы жить в согласии, работать в одной команде, нужно уметь понимать и уважать друг друга, помогать друг другу». Педагог предлагает всем пожать друг другу руки и улыбнуться.

V. Домашнее задание

§4, выполнить задания после параграфа. Найти в СМИ примеры деятельности региональных общественных организаций по поддержке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

20.04.2016

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659945/

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему «Потребности человека»

Урок по обществознанию на тему Потребности человека (6 класс) ФГОС

Наша кнопка

Скачать материал

  Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему «Потребности человека»

Цели урока:

образовательные –развитие познавательных способностей, знакомство с понятием «потребности».

развивающие –формирование  представления о потребностях человека как об источнике его
активности, самовыражении.

воспитательные –формирование нравственных качеств,  уважительного отношения к труду.

            Тип урока –изучение новой темы.

            Методические приемы —создание проблемной ситуации,   приемы технологии развития критического мышления (синквейн).

            Образовательные технологии: элементы технологии развития критического мышления.

            Основные понятия:потребности, биологические потребности, материальные потребности, социальные потребности, духовные потребности.
            Оборудование: Учебник: Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008., 
раздаточный материал с заданиями для учащихся.

            План урока:

1.      Что такое потребности?

  1. Какие бывают потребности?

  2. «Вечны» ли потребности?

  3. Ложные потребности.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Домашнее задание.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Номер слайда

Время

1.

Организационный момент

Приветствие.

Приветствие учителя.

1 мин

.

 3.

4

5

6

 7

Мотивация учащихся. Определение темы и целей урока.

Получение новых знаний

Закрепление и обобщение изученного

 Рефлексия

 Домашнее задание

 Оценивание

Размышление над вопросом рубрики «Обсудим вместе», § 6, с. 55.
Зачитывается задание вслух:
Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Обобщение ответов ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности. 

Вопрос:  какие у вас (нас) есть потребности? Назовите пожалуйста потребности, я записываю на доске.

Что мы видим? Потребностей у человека много, я могу продолжить (посещение театров, храма, чтение книг и т.д).

Тогда вопрос: что про эти потребности можно сказать?

Как их сгруппировать (классифицировать)?

Что мы на сегодняшнем урок узнаем?

Учитель обобщает цель и тему урока, названную детьми (что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.
1 вопрос к сегодняшнему уроку – что же такое – потребности человека? Как вы это понимаете (по вашим примерам)?

Теперь нужно классифицировать потребности, (эти примеры) используя учебник (стр. 55-56).

Свою схему начертит на доске (ученик). Сверяем свою работу с его (ее) работой.

Вывод:

Биологическиепотребности нужны человеку, чтобы жить.
Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, мира получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Человек не может стать счастливым, если не сможет показать свои способности, не найдет свое место в жизни. Поэтому, у него существуют Социальныепотребности. 
Материальныепотребности: человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е.

материальные потребности – это потребность человека в вещах).

Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются?

Вывод: отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей, организуядеятельность (занимается земледелием, готовит пищу, шьет одежду, работает, получает заработную плату, чтобы иметь возможность приобретать необходимое  и т.д.)

Потребности человека меняются с возрастом. 

А сейчас поиграем в игру, где вы должны будете узнать потребности и поместить их в соответствующие группы.
(Приложение 1).

Вопрос: Как меняются человеческие потребности?

Телефон и телевизор, автомобиль, самолет.  Когда-то было в диковинку. Человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!
Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.

Потребности и возможности.
В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает? Потребности должны соответствовать возможностям.

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?
Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность. Важно для человека понять, что недостаточно удовлетворение только биологических потребностей, но и духовных и социальных!

Итак, мы выяснили, что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие?

 Без каких потребностей прожить можно, но трудно?3) Без чего человек может прожить?

У человека иногда возникают ложныепотребности. Какой вред они могут принести людям? 

 Выберите верные суждения о потребностях человека:а) Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.б) Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.в) Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности.( ответ: а, в) – объяснить свой выбор.

Закончи предложения:

«На уроке я…»

«Мне стало известно…»

«Я понял, что ….»

«Хочу добавить ….»

В тетради написать небольшое рассуждение на тему «Как влияют потребности человека на развитие общества».

Ставятся отметки в дневник и журнал

Ответы на вопрос, рассуждения учащихся.

 Учащиеся называют потребности (например: питание, одежда, телефон, общение с друзьями, интернет  и т.д)

 Учащиеся предлагают свои ответы

 Учащиеся ставят цели урока.

  Учащиеся предлагают определение понятия «потребности», записывают в тетрадь определение «Потребности человека – это …»

 Самостоятельная работа (составление схемы «Потребности человека»)

 Ученик чертит схему, класс сверяет, если есть другие варианты или схема неверная, обговаривается фронтально.

 Учащиеся высказывают свои предположения

 Ответы учащихся.

 Рассуждения учащихся.

 Ответы учащихся: воздух, вода, еда  и т.д.

 ( телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)

 (алкоголь, наркотики, курение)

Ответы учащихся.

 Учащиеся выбирают, свой выбор объясняют

 Выбирают и устно заканчивают предложения.

Записывают в дневнике или в тетради тему рассуждения.

 Ребята оценивают работу одноклассников

Сл 1

Сл 2

Сл 3

  Сл 4

Сл 5

 Сл 6

 Сл 7

Сл 8

Сл 9

Сл 10

 Сл 11

Сл 12

 Сл 13

 Сл 14

Сл 15

3 мин

4 мин

 3 мин

  2 мин

1 мин

  2 мин

  4 мин

3 мин

 1 мин

 3 мин

 3 мин

3 мин

2 мин

5  мин

 3 мин

 3 мин

 3 мин

2 мин

Приложение 1. 
Игра:
(Зачитываются строчки из разных стихотворений, ребята называют потребность, учитель дает отгадавшему карточку с соответствующим названием и ученик должен разместить ее в соответствующей группе потребностей).1) “ Я лежу, болею

Сам себя жалею!” (Потребность в медицине) — социальные

2) “ В коридоре, в классе-лиВсюду стены красили,Терли краску, терли мел,

Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные

3) Вот уже стоит ЕгоркаУ доски с мелком в руке,Вот и первая пятеркаУ Егорки в дневнике…

(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании) — духовные

4) “ Муха, Муха- ЦокотухаПозолоченное брюхо.Муха по полю пошла,Муха денежку нашла.Пошла Муха на базар

И купила самовар” ( Потребность в покупке посуды) – материальные

5) Ест на завтрак яйца всмятку,Пять картофельных котлет,Два стакана простоквашиИ тарелку манной каши – Каша тоже не во вред!

(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище) – биологические

6) У далекойУ заставыЧасовой в лесу не спит.Он стоит –Над ним зарницы,Он глядит на облака:Над его ружьем границуПереходят облака.

(С. Михалков. Светлана.) (потребность в безопасности) – социальные

7.Сделать хотел грозу,

А получил козу,Розовую козу 

С желтою полосой (потребность в творчестве) – духовные

Использованные материалы и литература:

  1. Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,

  2. Обществоведение. Методические рекомендации. 6 класс, М.,2004.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории обществознания:

Источник: https://doc4web.ru/obschestvoznaniya/konspekt-uroka-po-obschestvoznaniyu-klass-na-temu-potrebnosti-ch.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.