Урок литературы в 5 классе Сочиняем собственную сказку
Сочинение на тему Моя любимая сказка (5 класс)
В мире так много сказок. Плохих и хороших. Добрых и необычных. Сказки созданы для того, чтобы научить людей чему-то. Мы все читаем сказки. Все они хороши и волшебны по-своему. Но есть сказки, которые западают нам в душу и остаются в ней навсегда. Одной из таких сказок для меня стала «Сказка об аленьком цветочке».
Это сказка про самое главное в жизни. Про любовь. В далекие времена в одной деревне жил купец. Было у него три дочери. Собрался купец ехать в заморские страны за товаром. Решил он узнать у своих дочерей, какой сувенир им привезти из командировки. Одна себе заказала наряд, другая украшения, а самая младшая попросила красный цветочек привезти.
Объездил купец все страны. Нашёл сувениры двум старшим дочкам, а младшей искал в самый последний момент по дороге домой. Набрел купец на старый замок. Увидел за оградой красную розу. Решил сорвать её для дочки.
Только сорвал, и тут появилось чудище, а по совместительству и хозяин замка, и взяло вора в плен. Купец упросил чудовище отпустить его на несколько дней домой и отдать подарки. Воротился старик домой.
Вручил всем подарки и рассказал о своих приключениях младшенькой любимой дочери.
Она очень любила отца, да и старенький он был. Простилась она с отцом и вернулась вместо него к чудовищу в замок. Там она научила чудовище хорошим манерам, помогла ему побороть комплексы по поводу внешности и влюбилась в него.
Тогда он и открыл ей страшную тайну, что он заколдованный принц и чары его спадут только от поцелуя истиной любви (а ещё тогда когда лепестки на самой красивой розе в башне его замка осыпается).
Настолько принц был благодарен девушке, что отпустил её домой.
А в это время её отец собрал банду во главе самовлюбленного охотника (который, кстати, давно положил глаз на младшенькую дочь купца) и они отправились убивать чудовище. Долго пришлось девушке объяснять отцу, что он не монстр, а очень хороший принц.Но так как банда была уже на пути к замку, девушке пришлось срочно вернуться к чудовищу. Было уже слишком поздно. Охотник выстрелил и попал ему прямо в сердце. И тут девушка начала рыдать и поцеловала умирающее чудовище. Чары исчезли, последний лепесток упал с розы, и принц исцелился.
Потом был пышный бал в честь их свадьбы. В конце они жили долго и счастливо.
По-моему мнению эта сказка учит нас самому главному в жизни. В жизни главное не внешность. Даже самый безобразный человек в мире, может оказаться добрым и чутким. Человека любят не за его внешность, а за его внутренний мир. Чем добрее человек – тем его внутренний мир прекрасен.
А внешность, как известно всегда обманчива. Красивый и самовлюбленный охотник не смог этого понять. Хорошо, что это поняла главная героиня сказки. Хоть она и оказалась в плену у внешне безобразного «чудовища», её это не испугало. Она смогла увидеть в нем самое главное – душу.
Мне нравится эта сказка. Она надолго останется в моей душе. А урок, который она преподнесла мне – пригодится в дальнейшей жизни. Наверное, это один из самых главных уроков. Побольше бы в мире таких чудесных сказок как эта.
Литература 5 класс
Сочинение Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс
Удивительная история, которая показывает весь смысл старинной народной мудрости, которая гласит, что не лицом красив человек, а его внутренним миром. Так и в этой русской народной сказке все эти многовековые истины подтверждаются.
У царя было три сына, которые всю свою жизнь прожили в достатке и не в чем не нуждались. Пришло время, когда им нужно было искать себе невест, которые могли бы любить и уважать его сыновей.
Решено: будет проведено состязание, которое поможет нашим героям найти себе прелестных невест.
По приказу отца, наши герои берут лук и стрелы, которые и помогут им устроить свою личную жизнь, но для этого им придется проявить всю свою удаль и мастерство, так как именно стрела, которую они сами выпустят, и определит избранницу.
Старший брат попадает в богатый боярский двор, средний попадает так же к очень зажиточным людям, а младшему совсем не везет, так как его стрела угодила в болото.
Что делать? Как быть? Все троя отправились забирать своих невест, так как царь пожелал посмотреть на них сам и сделать окончательный выбор.
Все проходит хорошо, но только младший приносит лягушку, которая и будет его супругой, но есть один маленький секрет: эта лягушка не простая, так как она заколдованная царевна.Царь дает всем невесткам свои указания и требует, чтобы они все выполнили, но с этими заданиями справится только наша лягушка, которая станет настоящей женой нашему царевичу, но для этого ее нужно просто расколдовать.
Сочинение на тему Моя любимая сказка Гуси-лебеди для 5 класса
героиня этой народной сказки попадает в очень неприятную историю, так как она просто теряет своего младшего брата, который был оставлен под ее присмотром, так как родители ушли на работу. Мальчик мирно играл, но его похитили гуси-лебеди, и унесли к Бабе яге, которая собирается мальчика съесть. Нужно срочно выручать паренька, так как родители будут не в восторге от произошедшего.
Она начинает свой непростой путь, который таит в себе очень много опасностей, так как по дороге ей встречаются различные персонажи, которые просят ее чем ни будь ей помочь, но она все время отказывается.
Первой на своем пути, она встречает печку, которая просит ее отведать хлеба, но девочка не захотела и пошла дальше. Речка, так же ее просит попробовать своего киселя, а наша героиня наотрез отказывается.
Так она поступила и с яблоней.
В конце своего длинного пути она попадает в дом к Бабе яге, которая просит ее немного заняться рукоделием, так как сама она уходит по своим делам. Девочка начинает выполнять наказ злой старухи, но не забывает, что ее братец в опасности. Ей на помощь приходит мышка, которая соглашается выполнить всю работу за нашу героиню, а она отправляется выручать своего брата.
Они нашли друг друга, но теперь им нужно убежать. По обратному пути все, кому девочка отказывала, наоборот ей помогают, и наши герои благополучно возвращаются к себе домой. Очень поучительная история, которая рассказывает о бескорыстной помощи, которую должны оказывать люди друг другу в сложную минуту.
Сочинение на тему Моя любимая сказка Репка 5 класс
Очень добрая и поучительная история, которая воспитывает в людях доброту и чувство взаимопомощи, которые так нам необходимы в сложную минуту.
Эта сказка, расскажет про одну очень дружную семью, которая объединив свои усилия, смогла преодолеть очень сложную задачу, которая одному человеку была бы не под силу, а вместе наши герои смогли свернуть горы.
Все начинается с того, что старик посадил репку, но эта репка росла очень быстро, и выросла очень большой. Пришла пора ее убирать, но один наш герой не справится.
Он принимает решение: позвать всех своих родственников, которые должны ему помочь. Все очень трудно и у них ничего не получается, так как она не поддается. Последний из членов этой семьи, который им поможет, это собачка, которая так же была призвана на помощь. Именно она решила исход этого сражения, так как когда она присоединилась к этой борьбе за урожай, то сразу же все получилось.Очень глубокий смысл, который показывает, что может сделать коллективная работа. Эта большая семья, благодаря своей сплоченности, смогла преодолеть все преграды и одержала победу. Все остались с урожаем, а юный герой поймет и запомнит одну простую истину: не имей сто рублей, а имей сто друзей, которые смогут прийти к тебе в самую сложную минуту.
5 класс
Сочинение по сказке 12 месяцев 5 класс
В сказке С. Маршака « Двенадцать месяцев раскрывается настоящее зимнее волшебство. В ней рассказывается поучительная история о бедной падчерице, которую мачеха выгоняет в жуткий холод за подснежниками. В начале мы видим ворона и волка, беседующих друг с другом, а потом знакомимся с самой девочкой.
Она добрая и покладистая, никогда не грубит своей злой мачехе и не обижает вредную сводную сестру. Доброта девочки помогает ей, и потому она находит помощь там, где меньше всего её ждала.
Так, отправившись по велению мачехи в лес за дровами, она встречает солдата, который жалеет девочку и помогает ей.
Зимой случаются всякие чудеса, чему падчерица не раз, в течение сюжета, становится свидетелем.
Сам солдат отправился в лес за новогодней елкой для юной Королевы, ровесницы падчерицы, но по характеру больше походящей на вредных мачеху и её дочь.
Она взбалмошная и легкомысленная, окружённая множеством придворных, по одному слову исполняющих любую её прихоть, и потому сильно избалованная. Даже старый профессор, пытающийся научить Королеву чему-то путному, вскоре сдаётся.
Ей вздумалось получить весну на следующий же день, и доказательством весны должны служить подснежники.
Но откуда им взяться посреди зимы? Мачеха с дочкой, конечно, не могли упустить это указание из виду, учитывая что за подснежники объявили неплохую денежную награду. На поиск подснежников в ночь и в сильный мороз выгоняют падчерицу.
Ей же, должно быть, возвращается своя же доброта, потому что никакое зло не касается её близко. Всегда находятся помощь и поддержка для неё в нужный момент, доказывающая существование чудес и волшебства зимней поры.Посреди заснеженного леса она встречает двенадцать месяцев, разведших костер и беседующих на свои темы.
Попросившись погреться у огня и лишь немного побыв рядом с ними, она тем не менее, показала свою вежливость и уважение к другим людям.
Месяцы, познакомившись с ней и узнав её мягкий характер, решают помочь девочке, у устраивают ради неё настоящее чудо. Посреди зимы на полянке из-под снега вырастают подснежники, которые падчерица собирает. А Апрель дарит ей колечко, чтобы при необходимости она позвала их на помощь.
Мачеха и её дочь, позабыв от жадности обо всем на свете, несутся во дворец с корзиной подснежников, но и сами сталкиваются с упрямством и взбалмошностью молодой Королевы.
Она требует сказать ей место, где были собраны подснежники, и двум непутевым родственницам приходится-таки сознаться, что собрали корзину цветов не они, а падчерица.
Ее находят, требуют рассказать и показать, как она достала подснежники, и когда девочка отказывается, Королёва выбрасывает её кольцо в прорубь.
Тогда и появляются двенадцать месяцев, все сезоны смешиваются и погода начинает меняться прямо на глазах.
Свита Королевы разбегается, остаётся она одна, без верхней одежды и саней, под постоянно сменяющимися дождем, снегом, солнечной погодой.Королёва теперь на всю жизнь выучила урок, что следует относиться к своим желаниям с великой осторожностью, и, что не вовремя и не к месту сказанное слово может принести огромный вред и тебе самому и окружающим.
Загадав по одному желанию, присутствующие возвращают обычный ход времени, где весна сменяет зиму лишь по исходу трёх зимних месяцев. Мачеха же с дочкой пожелали себе «хотя бы» собачьих шуб. Получив их, и подумав, что могли бы получить гораздо больше, они начинают кричать, драться, и в итоге их крики переходят в тявканье, а сами они уже полностью покрываются собачьей шерстью на три года.
Если они к этому сроку изменятся – вернут себе человеческий облик. Нет – то останутся в собачьих шкурах, которые, что очевидно, больше подходят им по натуре.
Таким образом, сказка «Двенадцать месяцев» — это сказка о добре и зле, где возмездие возвращается бумерангом в скорейшем времени, и единственный способ спастись – осознать свою неправоту и встать на путь исправления.
5 класс
Другие:
← Пейзаж↑ По литературеМой любимый герой сказки →
Моя любимая сказка
Сейчас читают:
- Анализ поэмы Мцыри Лермонтова сочинениеМихаил Юрьевич Лермонтов наиболее предпочитал писать в жанре поэмы. Им написано достаточно много поэм, но одним из самых любимых его творений было произведение «Мцыри». Именно эту поэму он с удовольствием декламировал по случаю именин Гоголя,
- Обломов сочинение рассуждение по романуКаждый из нас, устроен по-особенному, но есть одно, что объединяет всех людей, это чувство собственной лени, которое иногда нам мешает жить и выполнять свои определенные обязанности. Самое страшное, что человек стесняется себе признаться
- Сочинение на тему Земля рассуждение 15.3 9 классДалеко в небе вращаются вокруг Солнца большие и маленькие планеты. Одна из них, которая сформировалась из газовых и пылевых облаков, наша Земля. Когда она остыла и покрылась твердой каменной коркой, на ней стала появляться жизнь.
- Сочинения 6 класс
- Сочинение на тему «Личность», «Я личность» по обществознаниюЧто такое для меня понятие личности? Во-первых, это то, когда человек может самостоятельно отвечать за свои поступки и действовать, не боясь осуждения. Считаю, что только личность может быть лидером в каком-либо обществе и вести за собой других,
- Сочинение Сочи — мой городКонечно, Сочи – это, прежде всего, сказка. Чья-то воплощенная детская мечта. Волшебство, ставшее реальностью. Сколько же людей могут сказать, что любят Сочи! Но признаваться ему в любви, как родному и близкому существу дано не всем. И я всегда радуюсь,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/moya-lyubimaya-skazka-5-klass
Урок литературы в 5 классе закрепление раздела «сказки». волшебная сказка
ТЕМА: Внеклассное чтение. Закрепление раздела «Сказки». Волшебная сказка
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа
УЧИТЕЛЬ: Алексеева С.А.
Цель: Закрепить материал раздела.
Задачи:
• Учить работать в группах,
• Развивать устную речь учащихся,
• Развивать воображение,
• Воспитывать культуру общения.
Примечание: на уроке литературы, который проводится непосредственно перед данной темой, необходимо проговорить и обсудить схему создания волшебной сказки.
Оборудование:
для учащихся: лист бумаги, цв. карандаши, ручка, тетрадь по литературе.
для учителя: схемы создания волшебной сказки для раздачи.
1 час
• Орг. момент.
Необходимо проверить наличие всего необходимого на парте каждого ученика.
• Новый материал. Создание сказки.
• Рисование героя. Учитель просит каждого ученика взять подготовленный лист бумаги и цветные карандаши и предлагает в течение следующих 10 минут придумать и нарисовать своего сказочного героя . /Желательно, чтобы это был придуманный герой, а не взятый из мультфильмов, к/ф и пр./ Также каждый ребёнок должен назвать своего героя /любое сказочное или придуманное имя/.
• Повторение схемы создания волшебной сказки.
• Создание своей волшебной сказки учащимися.
• Образование групп учащихся /по 4-6 человек в зависимости от количества человек в классе/. Распределение по группам может быть любое /по дружбе, по партам, при помощи цветных полосок и пр./.
• Принятие задания: создать небольшую волшебную сказку, которую на втором уроке можно будет рассказать классу в отведённое время /ок. 10 минут на каждую группу/.
• Обсуждение в группах героев сказки /распределение «ролей»/.
• Групповое сочинение своей волшебной сказки . /Каждой группе раздаются схемы создания волшебной сказки, на которые можно опираться./
• Распределение ролей при рассказывании сказки.
• Орг. момент.
2 час
• Орг. момент. /Проверить наличие у каждого ученика рисунка его героя/
• Новый материал. Рассказывание сказок.
• Уточнение ролей внутри групп.
• Рассказывание сказок группами /возможен один рассказчик и несколько иллюстраторов, также – рассказчик и прямые речи героев/ и иллюстрирование своих сказок /рисунки героев/. При слушании сказок остальные дети отмечают понравившиеся сказки или эпизоды.
• Домашнее задание. Написать небольшой отзыв о понравившейся сказке или эпизоде, разобрав интересность и правильность /в теоретическом плане/.
• Орг. момент.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема для создания волшебной сказки:
• Выбор героев.
• Зачин (вступительные слова, например: В некотором царстве, в некотором государстве… За семью морями, за семью долами… Как сказывал старец… Под славным великим городом… и др. ).
• Знакомство с главным (положительным) героем ( Жил-был…, Собирался в дорогу…, и др. ), его описание и характеристика ( Невздрашный детинка, Иван-дурак, родненькая кровиночка, Королевич — ясные очи, и др. ). А также знакомство с его семьёй (если родственники имеются) и теми героями, которые должны появиться с самого начала.
• К главному герою обращаются с запретом (кто-то из героев говорит о том, что главному герою что-то запрещено делать, иначе может случиться беда).
• Главный герой нарушает запрет (случайно, по глупости или из любопытства).
• Из-за нарушения запрета случается беда (исчезает кто-либо из семьи героя, пропадает всё имущество, близкий человек превращается во что-либо, или что-то ещё). Об этом узнаёт антигерой (отрицательный герой, наделённый волшебной силой) и «выходит на разведку» (пытается разузнать сведения о герое при помощи волшебной силы).
• Антигерой пытается обмануть героя, чтобы герой не смог исправить свою ошибку и вернуть всё на свои места, герой поддаётся обману и тем невольно помогает врагу.
• Герой покидает родной дом и отправляется на поиски антигероя, чтобы сразиться с ним и всё исправить.
• На пути герой подвергается испытаниям со стороны волшебной силы, он проходит все испытания и в награду получает волшебного помощника (волшебный клубок, меч-кладенец, волшебные гусли, волшебный узелок, волшебную козочку и др.).
• Герой добирается до антигероя, где встречается с его волшебной силой и побеждает её.
• Герой и антигерой встречаются.
• Герой побеждает антигероя (не без помощи волшебной силы).
• Первоначальная беда исчезает.
• Герой возвращается, но по пути подвергается преследованию со стороны плохой волшебной силы. Герой спасается от преследования.
• Антигерой первым возвращается в дом героя и принимает его облик, обманывая всех и творя зло.
• Герой возвращается домой, обнаруживает подмену и снова вступает в борьбу с антигероем. Враг наказывается при помощи смелости героя и волшебной силы, которой, оказывается, наделён кто-либо из семьи героя (мать, жена, сестра, невеста, кошка и др.).
• Добро побеждает, всенародный праздник.
• Исход (заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец, или: Закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил… и др. )
Источник: http://spb160.narod.ru/skazka5kl.htm
Конспект урока по Литературе
Наша кнопка
Скачать материал
«В гостях у сказки»
Игра-путешествие для учащихся 5 класса
Цель: способствовать повышению познавательного интереса в изучении сказок.
Задачи:
1) вызвать интерес к изучению сказок;
2) развивать фантазию, воображение;
4) формировать систему читательских умений;
5) воспитывать бережное отношение к художественному слову;
6) прививать желание проявлять свои способности творчески.
Оборудование:
- иллюстрации учащихся к сказкам;
- «Цветик-Семицветик», изготовленный из цветной бумаги;
- презентация с иллюстрациями (см. Приложение);
- выставка книг;
- магнитная доска и бумажные цветы;
- мультимедийный проектор.
Ход занятия
1. Вступительное слово.
— Как вы думаете, бывают ли на свете волшебники?
(Да, в сказках)
Велик и разнообразен сказочный мир. В этом мире живут добрые и злые герои: феи, гномы, тролли, колдуны, водяные, Баба-яга и Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая и Иван-Царевич.
Наше сердце замирает при чарующих словах «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»
Кто из нас не взмывал во сне во сне на Коньке-Горбунке, кто не мечтал покататься на волшебной печке, кто не пытался дотянуться до волшебного пера Жар-Птицы.
Продолжить этот волшебный сон нам поможет путешествие, в которое мы отправимся на волшебном корабле. (Слайд 2)Попасть на корабль непросто, надо ответить на вопросы.
– Что такое сказка?
– Какие виды народных сказок вы знаете? Приведите примеры.
– Какие приёмы построения сказки помогают быстрее и легче пересказывать её содержание?
– Что такое зачин? Приведите примеры.
– Что такое присказка? Приведите примеры.
– Что такое концовка? Приведите примеры.
– Какие виды сказок существуют?
Кроме русских народных сказок в нашей литературе есть и литературные сказки. Назовите известных авторов таких сказок. (А.Пушкин, К.Чуковский, А.Толстой, А. Волков, В.Одоевский, Н.Носов и др.
– Чем они отличаются друг от друга?
Молодцы! Таким ребятам можно отправляться в путешествие.
Мы побываем в городе Сказок и привезём оттуда новые знания.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»)
Солнечного пути, друзья!
На волшебном корабле
В сказку нам попасть легко.
Зажмурь глаза и сделай шаг.
Теперь в ладоши хлопни так.
И вот уж виден город наш.
И приземлился экипаж.
Мы попали на главную улицу – Цветочную. (Слайд 3)
По этой волшебной улице нас поведет девочка Женя.
Женя:
— Ребята, вы, наверное, помните волшебное заклинание:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
— Из какой сказки эти слова? Кто автор этой сказки? (В.Катаев. «Цветик-Семицветик»)
— В каких еще сказках встречаются цветы и какие?
Ответить на этот вопрос нам поможет «Цветик-Семицветик» (Слайд 4)
(Цветок изготовлен из бумаги, на обратной стороне написаны отрывки из сказок)
Я буду отрывать по одному лепестку и зачитывать отрывки из сказок, а вы угадайте название сказки, если есть автор, назовите его.
1 ЛЕПЕСТОК:
«На пригорочке зеленом цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду, ровно струится, бежит» (Аксаков «Аленький Цветочек») (Слайд 5)
2 ЛЕПЕСТОК:
«Да ведь их там видимо-невидимо. И на кочках, и под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под деревьями. Никогда я столько подснежников не видела. Да какие все крупные, стебельки пушистые, словно бархатные, лепестки словно хрустальные». (С.Маршак. «12 месяцев») (Слайд 6)
3 ЛЕПЕСТОК:
Дни шли за днями. Порой ветер колыхал розовые кусты, распустившиеся возле дома, и спрашивал у роз:
— Есть ли кто-нибудь красивее вас?
И розы, качая головками, отвечали:
— Элиза красивее нас. (Г.Х. Андерсен. «Дикие лебеди») (Слайд 7)
4 ЛЕПЕСТОК:
«Когда все были спрятаны, старушка повела девочку в свой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времен года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками» (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»). (Слайд 8)
5 ЛЕПЕСТОК:
«Чтобы передохнуть, мальчик вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нем, плотно обхватил руками колени и сказал, стуча зубами:
— Все мальчики и девочки напились молока, спят в теплых кроватках, один я сижу на мокром листе. Дайте поесть что-нибудь, лягушки!» (А.Н. Толстой «Золотой ключик») (Слайд 9)
6 ЛЕПЕСТОК:
Потолок здесь был похож на вершину огромной пальмы, только листья были не настоящие, а из драгоценного хрусталя. Сверху спускался золотой стебелек, а на стебле висели две огромные лилии – постели принца и принцессы. Одна лилия была красная, а другая – белая. В белой спала принцесса, а в красной – принц». (Г.Х. Андерсен «Снежная королева») (Слайд10)
7 ЛЕПЕСТОК:
«Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зернышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан, но лепестки цветка были плотно сжаты, точно из нераспустившегося бутона» (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка») (Слайд 11)
Женя:
-Молодцы! Вы хорошо знаете сказки и их авторов, быстро справились с заданиями!
Учитель:
— Нас ждет площадь Новостроек.
Какие необычные постройки: великолепные хоромы, волшебные замки, царские дворцы, а недалеко стоит избушка на курьих ножках, старенькая совсем, через дорогу землянка чья-то.
Какие герои живут здесь?
«Тем временем король, проезжая мимо, заметил прекрасный замок и пожелал войти в него. Король воскликнул «Как, господин Маркиз, — этот замок тоже ваш? Нельзя себе представить ничего красивее, чем этот двор и постройки вокруг. Да это прямо дворец!
(«Ш. Перро «Кот в сапогах»). (Слайд12)
«И видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки – все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок черно-красный под чернетью, а на ем цветки медные» (П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы») (Слайд 13)
«Наф-Наф несколько дней был занят постройкой. Он натаскал камней, намесил глины и теперь не спеша строил себе надежный, прочный дом, в котором можно было укрыться от ветра, дождя и мороза. Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом, сложил из камней печь с трубой» (С. Михалков «Три поросенка») (Слайд14)
«Открыв глаза, он увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли маленькие креслица. На стенах висели коврики и картины с изображением разных цветов. У окна стоял круглый стол на одной ножке.
Рядом стоял книжный шкаф. У самой дальней стены, возле дверей, было большое зеркало. Перед зеркалом стояли две малышки и разговаривали». (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).
(Слайд15)
«Девочка пришла к домику. Дверь была отворена. В этом домике было две комнаты: одна — столовая, другая – спальня. В столовой стояли три стула, на столе три чашки с похлебкой, подле каждой чашки лежала ложка» (Л.Н. Толстой «Три медведя»). (Слайд16)
— Наше путешествие продолжается. Мы на проспекте Художников.
Ребята, помогите узнать, к какой сказке художники нарисовали иллюстрации? Кто авторы? (Слайды 17-20)(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Гадкий утёнок», «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»).
Назовите художников, которые иллюстрировали сказки (В. Васнецов, Т. Маврина, И. Кузнецов, И. Билибин).
— Мы с вами в парке Загадок.
В сундучке лежат сказочные волшебные предметы. Ребята, прослушайте загадку и догадайтесь, какой волшебный предмет в сундучке.
Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!
Ты, дружок, ее узнай-ка:
Стоит только расстелить
Всех сумеет накормить.
Много всяких будет блюд.
Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)
Много верст впереди.
Как бы их быстрей пройти?
Ты попробуй их обуть —
Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы.)
Отправляется в полет
Не ракета — самолет.
Не простой — расписной,
Не стальной, а льняной,
Не с крылом, а с бахромой. (Ковер-самолет.)
Если ты ее наденешь,
Можешь хоть куда идти,
И при этом неприятель
Не сможет в ней тебя найти. (Шапка-невидимка.)
Загадки А. Кочергиной
Театральный бульвар.
«Инсценирование сказки» (Домашнее задание).
Я рада, что вы знаете много сказок. Подражая положительным героям, вы станете в жизни порядочными людьми, научитесь побеждать зло и творить добро Нам пришлось отвечать на сложные вопросы. Кто выдержал эти испытания, заслуживает награды.
(Награждение победителей и вручение подарков.)
Рефлексия.
— Закончить наше путешествие хотелось бы на цветочной полянке, если вы считаете путешествие полезным, увлекательным, то посадите яркий цветок, если нет, то — темный.
Литература:
П.Ю. Ганжина, Н.Ф. Назарова. Литературная гостиная. Москва. «Лицей»
Н.В. Беляева Уроки литературы в 5 классе. Москва. «Просвещение»
Читаем, учимся, играем. Москва. «Либерия»
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории литература:
Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-v-gostyah-u-skazki-klass.html
Обучение сочинению-стилизации в жанре народной волшебной сказки на уроках литературы с использованием учебного электронного пособия. 5-й класс
- Ясинская Светлана Георгиевна, Учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (747,3 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: Практикум, формирование знаний, умений, навыков, компетенций
Цели урока: Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся
Задачи урока:
1. Образовательная:
- повторить сведения о фольклоре, жанрах фольклора, сказке, видах сказки, особенностях волшебной сказки, композиции волшебной сказки, двух мирах волшебной сказки, волшебных помощниках, роли цифры «3»;
- знать сказочные присказки, зачины, концовки, словесные формулы, особенности языка волшебной сказки;
- уметь создавать сочинение – стилизацию в жанре волшебной сказки, то есть отбирать для сочинения сказочные присказки, зачины, концовки, словесные формулы, придумывать сюжет сказки, строить композицию сказки с помощью «карт Проппа».
2. Развивающая:
- развивать умения обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, делать выводы;
- развивать воображение;
- обогащать и усложнять словарный запас, овладевать выразительными свойствами языка.
3. Воспитательная:
- формирование умения сотрудничать;
- воспитание гуманных отношений.
Общеучебные и предметные умения и навыки:
1. Учебно-управленческие умения
Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности. Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи. Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.
Владеть различными средствами самоконтроля. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом. Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
2. Учебно-информационные умения
Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики. Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста. Создавать тексты различных типов. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результата деятельности, дискуссии.
3. Учебно-логические умения
Определять аспект анализа и синтеза. Определять компоненты объекта в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза. Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта. Определять пространственные отношения компонентов объекта.
Определять временные отношения компонентов объекта. Определять функциональные отношения компонентов объекта. Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта. Определять существенные признаки объекта. Определять объекты сравнения.
Определять аспект сравнения объектов. Выполнять сравнение по аналогии. Осуществлять индуктивное обобщение. Различать компоненты доказательства. Осуществлять прямое индуктивное доказательство. Осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию для решения проблемы.Комбинировать известные средства для нового решения проблемы. [1]
Предметные умения и навыки:
Овладеть средствами народной выразительной речи и использовать их для создания своего текста. Составлять отзыв о малом тексте. Овладевать приёмами лингвостилистического анализа.
Самостоятельно находить информацию в любом источнике. Научиться цитировать: включать фразы из текстов в свою речь.
Развить ассоциативное мышление через сопоставление словесного текста с произведениями живописи, графики.
Применять понятия фольклора и мифологии при ответах и работе с текстом. Определять иерархические отношения в отобранном материале. Развить навык доказательства. Определять критерии оценки своего и чужого текста. Формировать навыки речевой деятельности. Учиться самостоятельно ставить вопросы к тексту. [2]
Необходимое оборудование:
- Наглядный материал. Шапка с вопросами.
- Дидактический материал. Учебное электронное пособие «Творческая мастерская. Учимся сочинять волшебную сказку».
Мотивация учащихся
В сказочном царстве произошла ужасная история. В сказку «Волшебное кольцо» забежали другие сказки и всё запутали. Порядок навести может только 5В класс.
Жила в селе крестьянка с сыном Семёном. Возвращался Иван однажды домой и встретил кошку. Пожалел он животное и взял с собой. В другой раз возвращался Иван – встретил собаку, в третий – медведя. Все стали жить у Семёна. Невзлюбила мать зверей, особенно медведя. И попросил косолапый Семёна отвести его в лес.
Выполнил молодец просьбу медведя, и за это косолапый подарил ему волшебную палочку.
Захотелось Семёну жениться на царской дочке, и послал он мать к царю свататься. Царь пообещал отдать за Семёна дочь, если он построит летучий корабль.
Взмахнул молодец волшебной палочкой — прямо перед дворцом появился летучий корабль. [4]
Наведём порядок, если ответим на вопросы правильно.
- Каких животных в сказке «Волшебное кольцо» пожалел Семён?
- Кого больше всех невзлюбила мать Семёна?
- Какой чудесный предмет получил Семён в подарок?
- Что должен был сделать Семён, чтобы жениться на царской дочке?
Молодцы, нам удалось помочь сказке.
I. Целеполагание
Сегодня мы попробуем сочинить собственную волшебную сказку. Вначале вспомним то, что знаем о народной волшебной сказке, затем соберём материал для сказки и построим её без всякой путаницы.
II. Актуализация ранее изученного материала
1. Опрос.
Игровой приём «Шапка вопросов». В шапке собраны записки с вопросами, ученик вытягивает записку и отвечает на вопрос. Проводит эту часть занятия заранее подготовленный ученик. [5]
- Что такое фольклор?
- Назовите жанры фольклора.
- Что такое народная сказка?
- Назовите виды сказок.
- Каковы особенности жанра волшебной сказки?
- Что такое «карты Проппа»? (набор традиционных ситуаций народной волшебной сказки)
- Какие сказочные ситуации вы знаете?
- Какие сказки начинались со смерти или отъезда родителя? Слайд 3
- Вспомните, какие запреты есть в волшебных сказках. Слайд 4
- Какие герои и как нарушали запреты? Слайд 5
- Приведите примеры похищения или колдовства в сказках?
- Каких сказочных дарителей вы знаете? Слайд 6
- Какие волшебные средства особенно распространены в сказках?
- Приведите примеры врагов главного героя. Слайд 7
- Кто и как помогает герою спастись от преследования? Слайд 8
- Каким образом обычно враг наказывается? Слайд 9
- Какая ситуация чаще всего завершает сказку? Слайд 10
- Расскажите о двух мирах волшебной сказки. Слайд 11
- Приведите примеры того, как в сказках используются магические числа. Слайд 12
2. Промежуточный контроль в виде полушутливого теста. Слайды 13-15
III. Планирование деятельности
Далее я предлагаю работать таким образом. Слайд 2.
Пять этапов создания письменного текста.
- Инвентаризация.
Вспомним всё, что знаем по теме. - Проба пера.
Самостоятельное написание текста. - Редактирование.
Работа в группе. Отзыв о текстах. Рекомендации. - Корректура.
Самостоятельное редактирование текста. Работа в паре. Взаимопроверка текста. - Презентация текста.
Чтение перед классом. Обсуждение текстов. [3]
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/590615/