ССП с разделительными союзами

Сложносочиненное предложение. Примеры

ССП с разделительными союзами

Сложносочиненное пред­ло­же­ние — это два и более рав­но­прав­ных про­стых пред­ло­же­ния с сочи­ни­тель­ной свя­зью меж­ду ними. Приведем при­ме­ры слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ний из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры с раз­ны­ми вида­ми сочи­ни­тель­ных сою­зов.

Сложносочиненное предложение

Одно сооб­ще­ние может содер­жать в себе два и более про­стых пред­ло­же­ний, объ­еди­нен­ных общей смыс­ло­вой целост­но­стью и инто­на­ци­он­ной закон­чен­но­стью. Такое сооб­ще­ние назо­вем слож­ным пред­ло­же­ни­ем. Оно, как и про­стое пред­ло­же­ние, явля­ет­ся еди­ни­цей речи и оформ­ля­ет­ся при помо­щи инто­на­ции и поряд­ка слов.

Если в нем два и более про­стых пред­ло­же­ний соеди­не­ны сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми, то назо­вем его слож­но­со­чи­нен­ным. В нем содер­жит­ся несколь­ко рав­но­прав­ных по смыс­лу грам­ма­ти­че­ских основ, соеди­нен­ных сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми.

Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми, вхо­дя­щих в состав слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния, суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рая осу­ществ­ля­ет­ся с помо­щью сою­зов:

  • соеди­ни­тель­ных;
  • про­ти­ви­тель­ных;
  • раз­де­ли­тель­ных.

Соединительные союзы

Соединительные сою­зы «и», «да» (в зна­че­нии «и»), «да и», «тоже», «так­же», «ни…ни» соеди­ня­ют про­стые пред­ло­же­ния, в кото­рых сооб­ща­ет­ся о фак­тах, явле­ни­ях дей­стви­тель­но­сти, про­ис­хо­дя­щих одно­вре­мен­но или сле­ду­ю­щих друг за дру­гом. В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях наи­бо­лее упо­тре­би­те­лен союз «и», кото­рый соеди­ня­ет как одно­род­ные чле­ны пред­ло­же­ния в соста­ве про­сто­го,  так и про­стые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­ных.

Прошла зима, и в кон­це апре­ля пара ост­ро­кры­лых пти­чек при­ле­те­ла и ста­ла носить­ся вокруг ста­ро­го гнёз­дыш­ка (К. Ушинский).

В этом слож­ном пред­ло­же­нии выде­лим две грам­ма­ти­че­ские осно­вы:

  • зима про­шла;
  • пара пти­чек при­ле­те­ла и ста­ла носить­ся.

Две грам­ма­ти­че­ские (пре­ди­ка­тив­ные) рав­но­прав­ные части соеди­не­ны сочи­ни­тель­ным сою­зом «и». Значит, это слож­но­со­чи­нен­ное пред­ло­же­ние (в даль­ней­шем ССП).

В ССП с повто­ря­ю­щим­ся сою­зом «и» суще­ству­ет опре­де­лен­ная после­до­ва­тель­ность собы­тий, совер­ша­ю­щих­ся одно­вре­мен­но,  к  тому же  уси­ли­ва­ет­ся утвер­жде­ние или отри­ца­ние, напри­мер:

И чёр­ные ска­лы ожи­ли на белом листе, и море било в них тыся­чью тяже­лых бата­рей, и высо­ко в небо взле­та­ли брыз­ги.

Союз «да» рав­но­це­нен сочи­ни­тель­но­му сою­зу «и».

Осталась от преж­не­го высо­кая белая коло­коль­ня, да по-прежнему вьётся-бежит сре­ди зелё­ных лугов зна­ко­мая наез­жен­ная доро­га (И. Соколов-Микитов).

Сочинительный союз «да и» обла­да­ет зна­че­ни­ем при­со­еди­не­ния, напри­мер:

Ничьего не про­шу сожа­ле­нья, да и неко­му будет жалеть (Н. Некрасов).

Союзы «тоже», «так­же» близ­ки по зна­че­нию к сою­зу «и», но могут в кон­тек­сте иметь допол­ни­тель­ное зна­че­ние тож­де­ства, упо­доб­ле­ния. Указанные сою­зы рас­по­ла­га­ют­ся внут­ри вто­ро­го про­сто­го пред­ло­же­ния, напри­мер:

Но вот конюш­ня опу­сте­ла, дере­вья тоже разо­шлись (Н. Заболоцкий).

На ярмар­ку собра­лось мно­го масте­ров из ближ­них город­ков, были так­же гости из сосед­них госу­дарств.

В ССП повто­ря­ю­щий­ся союз «ни…ни» упо­треб­ля­ет­ся при пере­чис­ле­нии с отри­ца­ни­ем, напри­мер:

Ни вете­рок не потя­нет, ни воро­бу­шек не чилик­нет, ни ласточ­ка не про­ще­бе­чет (П. Мельников-Печерский).

Противительные союзы

В ССП два про­стых пред­ло­же­ния могут быть соеди­не­ны про­ти­ви­тель­ны­ми сою­за­ми:

  • а;
  • но;
  • да (в зна­че­нии «но»);
  • одна­ко;
  • зато;
  • же.

С их помо­щью выра­жа­ют­ся отно­ше­ния сопо­став­ле­ния или про­ти­во­по­став­ле­ния одно­го явле­ния дру­го­му. Сопоставление выра­жа­ют сою­зы «а» и «же», напри­мер:

На Бронной уже зажглись фона­ри, а над Патриаршими све­ти­ла золо­тая луна (М. Булгаков).

Маквала вдруг спо­хва­ти­лась и унес­лась в дом, Нина же еще дол­го сиде­ла на камен­ной ска­мей­ке под пла­та­ном (А. Казбеги).

Союз «зато» име­ет зна­че­ние воз­ме­ще­ния, напри­мер:

Левая нога не сги­ба­лась, зато пра­вая пры­га­ла, как у дет­ско­го щел­ку­на (М. Булгаков)

Союзы «но», «да», «одна­ко» выра­жа­ют  усту­пи­тель­ные отно­ше­ния меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве СПП, напри­мер:

Раскольников проснул­ся на сле­ду­ю­щий день позд­но, одна­ко сон не под­кре­пил его (Ф. Достоевский).

Собак — хва­та­ет, да они не злые (А. Фадеев).

Месяца не было, но звез­ды ярко све­ти­ли в чер­ном небе (Лев Толстой).

Разделительные союзы

Части СПП, свя­зан­ные раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми «или», «либо», «то…то», «не то…не то», содер­жат в себе сооб­ще­ние о собы­ти­ях или явле­ни­ях, кото­рые исклю­ча­ют друг дру­га, несов­ме­сти­мы в одно и то же вре­мя или чере­ду­ют­ся, попе­ре­мен­но сме­няя друг дру­га.

Сложные пред­ло­же­ния с раз­де­ли­тель­ны­ми сою­за­ми могут так­же выра­жать отно­ше­ния выбо­ра или пред­по­ло­же­ния.

Примеры предложений

Либо я устрою все по-прежнему, либо я его на дуэль вызо­ву (И. Тургенев).

Не то это было ран­нее утро, не то уже насту­пал вечер (А. Фадеев).

То падал как буд­то туман, то вдруг при­пус­кал косой, круп­ный дождь (Лев Толстой).

уроки

.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/primeryi-slozhnosochinennyih-predlozheniy.html

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

ССП с разделительными союзами

Сайт бойынша барлық сұрақтарды 8 (771) 234-55-99 (Ватсап) осы номерге жазуға болады

в конце урока учащиеся смогут — определять сложносочиненные предложения с разделительными союзами; конструировать предложения с разделительными союзами; — работать в группе и самостоятельно. анализировать, делать выводы

Класс: 9 Жакенова Гульмира Дулатбековна Учитель русского языка и литературы Кояндинская средняя школа Целиноградский район Акмолинская область
Тема: Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
Смарт цель урока:в конце урока учащиеся смогут — определять сложносочиненные предложения с разделительными союзами; конструировать предложения с разделительными союзами;- работать в группе и самостоятельно. анализировать, делать выводы
Деятельность учителяДеятельность обучающихсяНаглядности
2 мин.
  • Организационный момент. Приветствует учеников
  • Психологический настрой.На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть волшебная поляна. Выберите цветы, которые вам понравились. (Дети выбирают красные, желтые, синие цветы и по этим цветам делятся на группы)

    Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.Мяч
    5 мин.II. Проверка пройденного материала. По стратегии «Кластер»осуществляется проверка домашней работы.1 группа: Сложное предложение2 группа: ССП с соединительными союзами3 группа: ССП с противительными союзамиДемонстрируют свои знания, умения по домашней работе.ПостерыМаркерыучебник
    6 мин.III. Актуализация знанийОбъявление новой темы. Постановка цели урока. Стратегия «Знаю, Хочу узнать, Узнал»Вспомните все, что знаете о сложносочиненном предложении с разделительными союзами.Индивидуальная работа, парная работ, обсуждение в группе.А теперь помогите мне заполнить первую графу таблицы:А что еще хотите узнать о сложносочиненном предложении с разделительными союзами?Индивидуальная, парная работа, обсуждение в группе. Заполняют вторую графу. Чтение правила. Во время чтения следует обратить внимание на вторую графу и найти ответы на эти вопросы. Записать эти вопросы в графу «Узнал».Демонстрируют знания, умения.Заполняют таблицу.Таблица
    5 мин3 мин7 мин1 мин6 мин2 минЗакрепление урока:1.Работа с учебником.Упр. 53 (устно)2. Работа в группах «Строим предложения».Сегодня поговорим о золотой осени.ролик «Золотая осень в живописи»Одним из великих художников является Исаак Левитан. Несколько его картин находятся в Третьяковской галерее в Москве. Составление связного текста по картинам И. Левитана1 группа: Золотая осень2 группа: Осеннее утро3 группа: Осень. Дорога в деревнюОдновременно работа у доски. Синтаксический разбор предложенийГроза разразилась и дождь освежил томящуюся землю.То оставались позади озера с зелеными камышами, то встречались желтые равнины. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит.Физминутка

  • Стратегия «Кубизм»
  • Опишите
  • Опишите картину, используя ССП с разделительными союзами

  • Сравните
  • Залает пёс домовой, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит (Н.Языков)То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит В темноте были видны очертания не то человека, не то животного.

  • Пообщайтесь
  • Составьте диалог на тему «Осень»

  • Анализируйте
  • Солнце сияло море же было неспокойно.То мальчики начинали шуметь то девочки хныкали.Он или забавлял нас рассказами или играл с нами но мы были ко всему равнодушны.Внезапно старичок заговорил звук его голоса также удивил меня.

  • Применяйте
  • Сделайте синтаксический разбор: То оставались позади озера с зелеными камышами, то встречались желтые равнины.

  • Приведите доводы за или против
  • «Осень – любимое время года»Что еще нового вы узнали? Заполните третью графу. Отметьте вопросы, которые остались без ответа. Взаимооценивание

    Демонстрируют знания, умения.Демонстрируют знания, уменияЗаполняют таблицуроликРисункиКарточкиОценивают работу своих одноклассников.
    2 мин.IV.Итог урока. Обратная связь«Чемодан, мясорубка, корзина»На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.
    1 мин.Объясняет особенности выполнения домашней работы.Записывают домашнюю работу в дневниках.

    Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!

    Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.

    Источник: https://ust.kz/word/slojnosochinennye_predlojeniya_s_razdelitelnymi_soyuzami-163390.html

    Сложносочиненное предложение – примеры с соединительным и разделительным союзом

    ССП с разделительными союзами

    В процессе общения человек оформляет свои мысли в простые или сложные синтаксические конструкции. Не последнее место среди них занимает сложносочиненное предложение.

    Примеры и теоретические сведения, представленные ниже, помогут разобраться в построении и пунктуационном оформлении синтаксем данного типа.

    Сложносочиненное предложение. Понятие

    Сложная синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более равноправных по смыслу простых компонентов, объединенных посредством сочинительных союзов, носит название ССП, или сложносочинённое предложение.

    Посмотрим на примеры: «Доктор рассказывал анекдоты, но разговор все же не клеился. Толпа текла перед ними рекой, но, наконец, она поредела, и последние поздравители удалились» (По Мопассану). 

    Первая из представленных конструкция состоит из двух частей, вторая – из трех. Их соединяют союзы и, но. 

    Вопрос от одной предикативной конструкции к другой задать невозможно.

    Возьмите на заметку! Необходимо разграничивать сложносочиненные предложения и бессоюзные, выражающие последовательность действий или их сопоставление: «Под окнами защебетали воробьи, мгла растворилась, всю округу озарило утреннее солнце. Давно настала ночь – он все не ложился».

    Хотя их составляющие равноправны, между ними отсутствуют союзы, которые обязательно связывают части сложносочиненного предложения.

    Союзы в составе ССП

    Простые предложения, формирующие сложносочиненное, соединяют сочинительные союзы следующих групп:

    • и, и… и, тоже, да (в значении и), ни…ни, также, не только… но и, как… так и – соединительные;
    • но, да (в значении но), а, зато, однако, но зато, однако же — противительные;
    • или, либо, не то… не то, то… то, или… или – разделительные;
    • то есть, а именно — пояснительные.

    ! Что такое определенно личные предложения: конкретные примеры

    Соответственно в три группы объединяются и сложносочиненные предложения, а именно:

    • с соединительными союзами;
    • пояснительными;
    • разделительными;
    • противительными.

    Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп.

    Конструкции с соединительными союзами

    Сложносочинённое предложение указанного вида можно почерпнуть из литературы и разговорной речи: «Коломейченко приглашает меня сесть на сено, и начинается долгий разговор про байбаков» (По В. Орлову). «Друзья заторопились домой, я тоже последовал за ними».

    «Весело журчала вода в ручье, да пела где-то поблизости неизвестная мне птица». «Не только взрослые вышли на уборку урожая, но и дети не отстали от них». «И Иванов не смог прийти на встречу, и его партнер заболел». «урожай соберешь, так и зимовать будешь».

    «Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет» (И. Крылов). «Мама приняла племянника радушно, он также старался оказывать ей всяческое внимание».

    Наиболее часто встречаются сложносочиненные предложения, содержащие конструкции с союзом и. Смысловая связь частей, формирующих ССП данного вида, не одинакова. Они могут выражать:

    • Временные отношения. При этом явления, о которых в них говорится, происходят либо одновременно, либо последовательно: «Где-то вдали послышались глухие аккорды, и раздался хриплый мужской голос. Вот эта невидимая стена внезапно раздвинулась, и долго сдерживаемые звуки хлынули из-за нее с ужасающей силой» (А. Куприн).
    • Отношения причинно-следственные: «Дедушка всегда следил за здоровьем, и поэтому даже старость не лишила его бодрости и ясного ума. Невнятный говор и шум пробежал по всей толпе, и вслед за тем послышались явственно слова: «Украден». (Н. Гоголь).

    Конструкции с разделительными союзами

    Рассмотрим некоторые примеры синтаксических конструкций указанного вида: «Взметнется птица, или лось протрубит вдалеке. Или я не понимаю, или ты не хочешь меня понять»(А. Чехов). «Не то загремел гром, не то ударила пушка. То зайдут тучи, то неожиданно выглянет солнце».

    Разделительные ССП с повторяющимися или, реже, одиночными союзами называют явления, которые, по мысли говорящего, не в состоянии происходить в один и тот же момент.

    Либо одно из них исключает другое, либо они следуют по очереди.

    Возьмите на заметку! Сложносочиненные предложения и осложненные однородными членами простые с союзом или, а также и, а, но часто путают. Чтобы избежать ошибки, следует посмотреть на количество грамматических основ.

    Сравни: «На секунду покажется в кустах камень, или выскочит из травы зверек, и снова замелькает степь».

    «Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку» (Н. Гоголь).

    Противительное ССП

    Рассмотримпримеры с союзом но, а, зато, да, которые чаще всего встречаются в современном языке: «Глаза Анжелики заплаканы, но он ничего не приметил» (По В. Шишкову). Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове» (А. Чехов).

    «Пирог не пропекся, зато компот удался. Я хотел позвонить родителям, да телефон куда-то исчез». Как видим, явления, о которых говорится в данных ССП, противопоставлены друг другу.

    ! Как составить предложения с обращением: конкретные примеры

    ССП с противительным значением могут содержать частицы только и все, которые выполняют в них функцию союзов: «Разлука не помогла забыться, только боль обострилась. Затылок сильно ныл, ноги же почти отпустило».

    Конструкции с пояснительными союзами

    В этом виде ССП используется лишь, а именно и то есть. В разговорной речи подобные конструкции встречаются нечасто. Сфера их применения – книжные стили: «Время было удачное, то есть никто не мог войти». «Погода ужасная, а именно дождь льет не переставая».

    Особенности постановки знаков препинания

    ССП любой группы обычно содержит запятую, разделяющую его компоненты.

    Однако если перед ними находится общий второстепенный член, или придаточное, то ставить ее не следует: «Во время вьюги волк не выходит из логова и рысь не охотится». «Когда солнце встало, все кругом заиграло красками и вода засеребрилась».

    Исключением будут случаи, когда перед намипредложение с союзом повторяющимся: «По дороге медленно ползли груженые подводы, и проносились легкие верховые, и никуда не спеша шли крестьяне».

    Возьмите на заметку! Если части ССП представляют собой назывные, вопросительные или безличные конструкции с подобными по значению сказуемыми, то запятой они не разделяются:
    «Экскурсия по городу и обед в закусочной». «Сколько утекло песка и какое сейчас число?» «Не следует опаздывать и не надо пропускать уроки».

    Необходимо упомянуть и те случаи, когда в ССП запятую заменяет двоеточие или тире.

    Тире ставится, если:

    1. Второе предложение неожиданно противопоставляется первому.
    2. Во второй предикативной конструкции содержится моментальное присоединение к предыдущей.

    Двоеточие ставится между составляющими ССП, если:

    1. Внутри них уже есть запятые.
    2. В их составе имеется много членов.
    3. Они не очень тесно связаны между собой по смыслу.

    Чтобы проиллюстрировать сложносочиненное предложение особого типа, рассмотрим примеры из художественной литературы:

    «Не успел выйти за дверь – и вот, хоть глаз выколи!» (Н. Гоголь)

    «Я готов был уйти с каждым возом, уехать с каждым господином почтенной наружности, нанимавшим извозчика; но ни один, решительно никто не пригласил меня, словно забыли меня» (Ф. Достоевский).

    «Он останавливался, присаживался на корточки, но стоило ей нерешительными шажками подойти к нему, — и он, подпрыгнув, как чёртик, выскочивший из коробочки, перелетал на противоположный конец гостиной» (Г. Мопассан).

    Подведем итоги

    Как видим, предложения с сочинительными союзами не только отличаются типовым разнообразием, но и не имеют стандартного пунктуационного оформления. Надеемся, что материал, представленный в статье, будет полезен при решении теоретических и практических задач, связанных с ССП.

    Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/slozhnosochinennoe-predlozhenie.html

    Сложносочинённые предложения в русском языке: примеры и правила

    ССП с разделительными союзами

    В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами.

    В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные.

    В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

    Классификация ССП

    Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц.

    В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны.

    Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

    Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

    1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и, да, также, тоже и некоторых частиц: ни… ни.
    2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или, а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли, не то… не то и другие.
    3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть: Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
    4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а, но, а значит, а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
    5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы. Для связи используются союзы мало того что… ещё и, не только… но и, не сказать чтобы… но и другие.

    Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но) и уступительные (с использованием только).

    Виды сочинительных союзов

    Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи — союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

    • соединительные: и, да и, тоже;
    • разделительные: либо, не то… не то, или;
    • противительные: однако, зато, а, но.

    Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато) и употребляется только в одной части ССП:

    Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь.

    Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или):

    Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

    Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же, которые могут располагаться в середине фразы:

    Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

    Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

    Основные правила пунктуации

    Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

    Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

    Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

    Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

    Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

    Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

    Точка с запятой и тире

    В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

    Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

    В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

    Удар — и он упал.

    Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

    Когда знаки препинания не ставятся

    Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и, да, или, либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

    1. Общий второстепенный член (обычно — дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
    2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
    3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
    4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё.

    Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

    Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? — вопросительная интонация.

    Пусть завершится старый год и начнётся новый! — побудительное предложение.

    Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! — обе части объединены восклицанием.

    Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

    Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

    Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

    Ирония судьбы, или С лёгким паром!

    Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

    Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

    Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

    Примеры упражнений

    Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

    Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

    Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл. Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но.

    Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […].

    Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

    Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

    Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли. Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и. Схема ССП имеет вид: […], и […].

    Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

    Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

    Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое — хотел дать. Второе предложение — обычные, двусоставное; его грамматическая основа — они закоченели. Связь производится при помощи противительного союза но. Схема выглядит так: […], но […].

    Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

    Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру верёвка была готова.

    В первой части наблюдаются однородные сказуемые — набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] — и […].

    Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

    Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

    (1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке.

    (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала.

    (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

    (5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

    Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 — простые с однородными сказуемыми.

    ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП — подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями.

    За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и) и одинарных сочинительных союзов (но). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

    Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

    Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

    Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

    • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
    • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
    • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
    • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое — глаголом, определение — прилагательным.
    • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород. В качестве осложнения выступает вводное слово конечно. Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое — двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство — именем существительным.
    • Схема имеет вид: […], и […].

    Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

    Источник: https://1001student.ru/russkij-yazyk/slozhnosochinyonnye-predlozheniya-primery-i-pravila.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.