Сообщение на тему Кунсткамера
Кунсткамера
- Введение
- 1 Этимология
- 2 История
- 3 Разделы музея
- 4 Знаменитые сотрудники
Примечания
Кунсткамера, вид с Невы
Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук[1].
1. Этимология
Кунсткамера (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей). В прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI—XVII вв.
были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королем Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера [2], упоминаемая в сказке Г. Х.
Андерсена «Принцесса на горошине»
2. История
Здание Кунсткамеры как символ Российской академии наук.
Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!».
Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости.
Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.
Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет».Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей».
Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Во время своего второго посещения Голландии в 1716—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне Ставропольская ул., дом 9).
Здание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Вид с Дворцового моста
Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов.
Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.
Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.
Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 Большой академический) и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.
В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
3. Разделы музея
В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.
На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
Зал, посвящённый Африке знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.
В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры.
Китай считается родиной фарфора и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.
В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, седла, попоны и многое другое.
Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии.
Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток. Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы.Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.
В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
- История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.
Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова.
Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Академии Наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.
4. Знаменитые сотрудники
- Байбурин, Альберт Кашфуллович
- Бартольд, Василий Владимирович
- Берёзкин, Юрий Евгеньевич
- Дыренкова, Надежда Петровна
- Кнорозов, Юрий Валентинович
- Кер, Георгий Яковлевич
- Ломоносов, Михаил Васильевич
- Мерварт, Людмила Александровна
- Потапов, Леонид Павлович
- Радлов, Василий Васильевич
- Резван, Ефим Анатольевич
- Струве, Василий Васильевич
- Чистов, Кирилл Васильевич
- Гумилёв, Лев Николаевич
Примечания
- Кунсткамера — www.museum.ru/M145 на сайте Музеи России
- Королевская Датская Кунсткамера — www.kunstkammer.dk/H_R/H_R_UK/GBkunstkamre.shtml (англ.)
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 09.07.11 15:52:54
Похожие рефераты: Кунсткамера (альбом).
Категории: Культурное наследие России, Музеи Санкт-Петербурга, Русская архитектура XVIII века, Михаил Васильевич Ломоносов, Памятники архитектуры Санкт-Петербурга, Университетская набережная, Этнографические музеи, Музеи медицины, Институты РАН, Санкт-Петербургский научный центр РАН.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareA.
Источник: http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%9A%D1%83%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0
Что такое кунсткамера? Описание, история и современность
«Будете в Питере, обязательно посетите Кунсткамеру!» — такое напутствие получает практически каждый турист, гость северной столицы. Что такое кунсткамера? У многих это слово ассоциируется с чем-то необычным, редким и зрелищным. От него веет стариной, чем-то далеким…
В статье подробно рассказано, что такое кунсткамера, история ее создания и современное положение.
Понятие
Существует легенда, что Петр I во время прогулки по Васильевскому острову увидел две удивительные сосны: ветка одной каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой. Такая необычная картина запомнилась впечатлительному государю.
Он вспомнил о диковинке через несколько лет при посещении с дипломатической миссией в 1697-1698 гг. Англии и Голландии. Тогда он познакомился с так называемыми «кабинетами редкостей» у знатных вельмож, в которых те хранили всякие дива: заспиртованные органы, чучела животных, коллекции редких насекомых.
Это и были самые первые кунсткамеры. Слово в переводе с немецкого означает «комната искусства».
История создания в России
Петру так понравились дивные комнаты, что после возвращения домой он первым делом занялся обустройством подобного кабинета у себя во дворце. В Голландии он узнал рецепт бальзамирования, за 30 тысяч голландских гульденов приобрел целиком «кабинет Рюйша».
В дальнейшем, не скупясь, государь покупал редкостные книги, приборы, различные инструменты, уникальные артефакты и природные чудеса за границей.
После он издал указ, согласно которого каждый, нашедший какой-то необычный или редкий предмет, должен был передать его в созданый «кабинет редкостей». Со всех уголков необъятной Российской империи в кабинет стали стекаться удивительные предметы.
Вскоре их стало так много, что они не помещались во дворце. Многое пришлось хранить в специальных подвалах, что очень огорчало Петра, который желал выставлять диковинки всем на показ.
После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург и переезда в новую резиденцию, Петр I перевез на новое место и свои раритеты.
Временно он разместил их во дворце опального боярина Кикина, который был выслан из столицы с конфискацией имущества за участие в заговоре против государя. Царь повелел «Кикины палаты» именовать на заграничный манер «Кунсткамерой».
Это произошло в 1714 году. В этом году и родилась на свет первая русская кунсткамера, фото которой сегодня украшает каждый путеводитель по Питеру.
Постройка здания
Коллекция Петра очень быстро разрасталась. В 1717 г. опять же в Голландии целиком был приобретен кабинет Себа за 15 тыс. голландских гульденов. Вскоре все ценности не могли уместить и «Кикины палаты».
Для размещения своих диковинок с возможностью их показа всем желающим государь приказал построить специальное здание.
Для него выделили элитное место на стрелке Васильевского острова поблизости от царских палат и важных государственных учреждений.
Проект разработал архитектор Маттарнови. Первый камень будущего знаменитого музея был заложен в июле 1718 г. В дальнейшем над зданием работали такие известные мастера, как Гербель, Земцов и Киавери.Торжественное открытие Кунсткамеры состоялось в ноябре 1728 г., хотя отделочные работы закончились только в 1734 г.
Отличие русской кунсткамеры от европейской
Первые «кабинеты редкостей» возникли в Европе в эпоху Возрождения в 15-16 вв. Что такое кунсткамера, принадлежащая богатому князю, целью которого было произвести впечатление на гостей? Это просто бессистемное собрание редких или необычных вещей, демонстрирующее «ученость» их владельца.
Петровская же кунсткамера, описание которой приведено выше, изначально задумывалась не как скопище сокровищ, но как собрание занимательных экспонатов, которые могут послужить просветительским и научным целям. Хранение и систематизация ценностей была доверена просвещенным людям.
В разное время директорами или служащими «кабинета Петра» были Байбурин, Бартольд, Гумилев, Ломоносов, Струве, Штернберг, Паллас, Севергин и прочие ученые.
Они собирали самый различный материал — не только уродцев или занимательные диковинки, но предметы быта, имеющие большую этнографическую и историческую значимость, ценные в научном смысле коллекции насекомых, чучела птиц, пресмыкающихся, рыб и зверей, создали анатомический и минералогический отделы.
После создания Российской академии наук в 1724 г. основными источниками пополнения кунсткамеры были предметы, привезенные из научных экспедиций Миллера, Крашенинникова, Мессершмита, Лисянского, миклухо-Маклая, Беллинсгаузена, Крузенштерна.
Что такое кунсткамера русская? Это музей, один из старейших и богатейших в мире, колыбель РАН.
Любопытные факты
С первого дня кунсткамера, фото которой представлено ниже, по приказу Петра I была открыта для посещения всеми желающими. Вход и осмотр экспонатов был бесплатным.
Петр I создал совершенно необычный отдел в музее, экспонатами которого являлись животные и люди с врожденными дефектами — циклопией, многорукостью, синдромом сирены и прочими аномалиями. Причем здесь были не только забальзамированные органы и существа, но и живые карлики, уродцы и монстры, живущие в музее за счет государственной казны.
Государь знал каждый предмет своей коллекции «в лицо» и был отличным гидом, с удовольствием рассказывая о них своим гостям.
Сегодня в музее насчитывается 1,2 млн. экспонатов!
Источник: http://fb.ru/article/197427/chto-takoe-kunstkamera-opisanie-istoriya-i-sovremennost
Кунсткамера или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого
Кунсткамера. Вид со стороны Невы.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук — один из старейших музеев Санкт-Петербурга, преемник первого в стране публичного музея, в его исторических стенах жив дух Петровской эпохи: стремление к просвещению и знаниям.
Кунсткамера никого не оставит равнодушным, восхищая обширным собранием исторических и научных артефактов, и одновременно пугая до глубины души…
Название музея звучит несколько устрашающе, хотя на самом деле, в нем нет ничего страшного. «Kunstkammer» в переводе с немецкого — «кабинет редкостей».
Кунсткамера: историческая справка
Создание Кунсткамеры связывают с заграничными путешествиями Петра I в 1697–1698 и в 1717–1718 годах. Поездки в Европу были вызваны политическими интересами государства и, вместе с тем, русский царь знакомился с европейскими учеными, осматривал модные в то время частные кабинеты — «куншты» — с их диковинками и курьезами, скупал целые коллекции и отдельные экспонаты.
Особой популярностью в Европе на рубеже XVII-XVIII столетий пользовались анатомические театры, где в торжественной обстановке вскрытие преподносилось с познавательной и назидательной точки зрения, сопровождалось лекциями, дискуссиями и экспериментами. Представление требовало определенного мастерства, особенно славился выдающийся анатом Фредерик Рюйш, десятилетиями выступавший в анатомическом театре Амстердама перед врачами и учеными многих стран, дипломатами и знатью.
Познакомившись впервые с анатомическим театром в Лейдене, Петр I сразу сумел оценить новую науку как фундамент хирургии, в развитии которой так нуждалась Россия в тот период, ведь войны за выход к морям требовали присутствия медиков в армии и на флоте.
Он берет уроки анатомии у Рюйша, а через несколько лет приобретает у него знаменитую коллекцию «уродцев в банках», учреждает анатомический театр в России, который в отличие от европейских собратьев никогда не являлся специфическим зрелищем, а всегда служил целям науки и обучения.
В Англии Петр I посетил музей Ашмола, политического деятеля и собирателя древностей, завещавшего свои коллекции Оксфордскому университету. Открытый для публики в специально построенном для него здании, музей произвел на русского императора сильное впечатление и, вполне возможно, заронил идею создания в России первого общедоступного музея.Как только в 1714 году завершилось строительство Летнего дворца на Берегу Фонтанки, последовал императорский указ о перевозе личной библиотеки и коллекции, приобретенной в Европе, из Москвы в Северную столицу. Этот год принято считать годом основания Кунсткамеры, а также Библиотеки Академии наук.
Движимый желанием просветить народ России, Петр I повелевает в 1718 году перевезти книги и ценные предметы из тесных покоев небольшого дворца в дом опального вельможи А. В. Кикина – Кикинские палаты, где они становятся доступными для всеобщего обозрения.
Здесь с посетителей не берут плату и подают угощение.
Одновременно выходят указы сдавать в музей за вознаграждение «все, что зело старо и необыкновенно», поступает распоряжение о начале строительства специального здания для Кунсткамеры на Стрелке Васильевского острова.
Кунсткамера. Вид со стороны Невы в вечернее время.
Стремительно, всего за пару десятилетий, Кунсткамера превратилась из собрания редкостей в научный музей, на основе которого в 1724 году была создана Российская Академия наук. В 1728 году новое здание объединило в своих стенах музейную коллекцию, библиотеку, анатомический театр и обсерваторию.
В начале XIX века отсюда берут начало другие научные центры и крупнейшие музеи страны. Этнографическое и анатомическое собрание продолжает оставаться в здании Кунсткамеры, а в 1879 году учреждается Музей антропологии и этнографии (МАЭ).
От европейских собраний подобного типа Кунсткамеру всегда выгодно отличал государственный статус, сюда поступали экспонаты, собранные Академическими экспедициями, знаменитыми путешественниками и мореплавателями. В XIX-XX веках в музей поступили коллекции от И. Ф. Крузенштерна, Н. Н. Миклухо-Маклая, Н. С. Гумилева и многих других.
К 200-летнему юбилею музею было присвоено имя его основателя – Петра Великого, а в 1992 году МАЭ РАН включен в реестр ценных объектов культурного наследия РФ.
Экспозиция и достопримечательности
Музею принадлежит одно из наиболее полных и интересных собраний мира, которое содержит около 1,2 миллионов экспонатов в области археологии, истории, анатомии и медицины. На пяти этажах здания кунсткамеры расположены экспозиции:
- Бесценные и старейшие этнографические коллекции Нового и Старого Света, которым нет аналогов в музеях Европы и Америки. Экскурсоводы поведают историю японского меча, расскажут, зачем поехал в африканскую экспедицию Николай Гумилев и как он прошел 1000 км по Эфиопии. В залах музея можно получить интересные сведения и ответы на вопросы: чем Аравия всегда притягивала путешественников всего мира, что можно узнать, изучая черепа древних людей, и какие сведения об индейцах Аляски мы получили благодаря Североамериканской коллекции. Старинное оформление залов музея дополняет общее впечатление от редких экспонатов.
- Первые естественнонаучные коллекции России представлены в зале барокко, где можно увидеть сохранившуюся часть «кабинета натуралий» и собрание препаратов Фредерика Рюйша. Для одних посетителей Кунсткамера ассоциируется, прежде всего, с коллекцией биологических аномалий. На других эти экспонаты производят жуткое впечатление и желание поскорее уйти из зала. Тех и других удивляет прекрасное состояние заспиртованных экспонатов, несмотря на их «преклонный возраст» – более 300-х лет! Здесь можно увидеть двухголового теленка, сиамских близнецов, младенца с циклопией и многое другое. Опытный экскурсовод разъяснит, для чего создавались эти коллекции в контексте той эпохи, когда анатомия делала виток в своем развитии. Для установки нормы требовалось изучить отклонения в развитии организмов. Это не было извращенной забавой, а всего лишь попыткой познания мира. Занятными экспонатами петровского музея были живые монстры – люди с анатомическими особенностями. Они проживали в музее, их изучали и показывали посетителям.
- Экспозиция, посвященная первому российскому академику М. В. Ломоносову, его рабочий кабинет периода 1741-1765 годов, расположенный в башне, воссоздает атмосферу научного учреждения XVIII века и рассказывает о начальном этапе становления академии наук России в те времена, когда она размещалась в здании Кунсткамеры.
- Одна из достопримечательностей музея – трехметровый в диаметре Готторпский глобус, изготовленный в середине XVII века в Германии и послуживший дипломатическим подарком Петру I в ходе Северной войны в 1717 году. Конструкция отреставрирована после пожара 1747 года русскими мастерами и установлена на третьем этаже. Наружная поверхность представляет собой географическую карту XVIII века, а внутренняя часть – это планетарий с картой звездного неба, вращающимся механизмом и скамейкой на 10 человек.
- В бывшем мюнц-кабинете, где находилась коллекция монет и медалей, переданная Эрмитажу, разместилась экспозиция, посвященная зданию музея, которое само по себе является памятником архитектуры петровского барокко. По преданию, выбор места под постройку император сделал лично, там, где увидел необычную сосну, ветка которой причудливо вросла в ствол. Часть этой сосны представлена на экспозиции. Здесь также можно посмотреть на макет здания в первоначальном виде по проекту знаменитого архитектора М. Г. Земцова. Башня, расположенная между двумя трехэтажными корпусами, была увенчана куполом с армиллярной сферой, которая представляла модель солнечной системы и являлась символом науки. Восстановленная с использованием титанового сплава в 1993 году новая сфера — одна из самых узнаваемых визитных карточек Санкт-Петербурга.
Кунсткамера. Вид со стороны Невы.
- Обсерватория размещалась на 3 – 5 этажах башни, именно по ней проходил первый меридиан Петербурга, взятый за основу при планировке города, да и картографии всей страны. Любопытно взглянуть на рабочее место астронома XVIII века и раздвижную подзорную трубу М. В. Ломоносова, при помощи которой в далеком 1763 году великий ученый наблюдал Венеру на фоне солнечного диска.
Посещение советуем завершить прогулкой по двору музея и познакомиться с каменными идолами, которые наводят страх своими свирепыми взглядами. Посетители не догадываются, что это всего лишь копии, наделяют их магической силой и многочисленными легендами. История их такова.
Путешествуя по Южной Америке с экспедицией этнографического музея, известный путешественник Степпель снял гипсовые слепки с древних статуй долины Сан-Августин, охраняющих подземные гробницы индейских вождей. В Германии в 1913 году по слепкам изготовили скульптуры и доставили в Санкт-Петербург.
А настоящие Индейские боги все еще стоят в долине Колумбии, возраст их действительно очень древний и ведет отсчет с первого тысячелетия нашей эры.
Посещение музея
Кунсткамера — это один из тех музеев, в которые можно приходить много раз, каждый визит будет открывать что-то новое. Небольшой объем постоянной экспозиции уводит в атмосферу бесконечного путешествия во времени и пространстве.
На этот музей нужно настроиться, он не создан для любителей ярких впечатлений, здесь нет гобеленов и картин, Кунсткамера – это нечто другое.
В ее залах представлена история всего мира, что потребует от посетителя не просто созерцания, а вдумчивого и серьезного восприятия.
Для школьников сотрудники музея проводят игровые занятия, квесты, конкурсы и тематические экскурсии.
Поход в музей лучше планировать заранее. Музей открыт с 11:00 до 18:00, в понедельник – выходной, не работает каждый последний вторник месяца, зато в каждый третий четверг за исключением летних месяцев – вход свободный. В остальное время действуют скидки для отдельных категорий граждан по предъявлению документов.
Обратите внимание: увидеть астрономическую обсерваторию и Большой Готторпский глобус получится только в составе экскурсии по предварительной заявке. Заказать экскурсию можно по телефонам, указанным на официальном сайте музея.
Кунсткамера: где находится и как добраться
Источник: http://spbguidebook.ru/kunstkamera-ili-muzej-antropologii-i-etnografii-istoriya-i-dostoprimechatelnosti/
Первый музей, открытый Петром Первым
Кунсткамера — это первый музей, открытый Петром Первым и носит название антропологии и этнографии им. Петра Великого, здесь представлены коллекции раритетных произведений человеческой деятельности и природных экспонатов. В коллекции музея насчитывается свыше миллиона экспозиций, раскрывающих этнографические и исторические особенности народов мира.
Тематические экспонаты посвящены странам Африки и Азии и Северной Америке, Среднему и Ближнему Востоку.
Основная масса собранных в Кунсткамере предметов раскрывают основные особенности жизни народов вышеперечисленных уголков света.
Самый большой интерес у туристов вызывает коллекция редкостей и анатомических аномалий, поэтому у многих Кунсткамера ассоциируется с музеем «уродцев».
Где находится
Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова, музей находится в 15 минутах ходьбы от станции метро «Адмиралтейская», в 30 минутах от станции «Василеостровская».
Стоимость билета в музей составляет:
- 200 руб. для взрослых,
- 50 руб. для детей,
Часы работы — с 11.00 до 18.00 каждый день кроме понедельника.
История музея
Музей был основан Петром Великим, все началось с заморских кабинетов «кунштов», которые посещал царь во время своих поездок по Европе. Он покупал и привозил в Россию целые коллекции и отдельные редкие вещи. Датой основания музея принято считать 1714 г., когда первые экспонаты коллекции была размещены в Летнем дворце в еще не отстроенном Санкт-Петербурге.
В 1718 г. был издан указ, в соответствии с которым все отличающиеся от нормы животные, растения, фрагменты скелета, камни, деревья, оружие, а также изделия с древними надписями люди должны были сдавать в музей.
В скором времени площади помещения стало не хватать для размещения всех предметов, после чего музей был перенесен в бывшую резиденцию опального вельможи — Кикины палаты, а экспонаты царской коллекции стали доступны для всеобщего обозрения.
Стоит отметить, что посещение музеев в Европе уже тогда было платным, но Петр полагал, что не следует брать деньги с тех, кто жаждет знаний, наоборот, ежегодно из казны выделялось 400 руб. на угощение посетителей чаем и водкой.В первых палатах музея можно было видеть искусно препарированные головы детей, отдельные части человеческого тела, имеющие какие-либо отклонения от нормы. Все экспонаты были размещены в стеклянных банках из коллекций голландского анатома Рюйша.
В двух шкафах хранились гербарии и ящики с бабочками, раковинами и животными. В следующей комнате были размещены анатомические образцы на различных стадиях развития, а также ящерицы, чучела слонов и монстров.
В трех других комнатах хранились коллекции животных и птицы, янтарь и много других удивительных экспонатов. В «мюнц-кабинете» выставлялись медали и монеты.
В рамках выставки демонстрировались также карлики и люди-уроды.
Узнайте все про Русский государственный этнографический музей в Санкт-Петербурге.
А также о музее шоколада в Питере http://samsebeturist.net/rossiya/sankt-peterburg/muzej-shokolada-v-sankt-peterburge.html
В 1718 г. под руководством архитектора Маттарнови начинается строительство нового здания «Палат» к 1725 г., которое завершается только после смерти Петра.
Коллекция музея
Современная Кунсткамера сильно отличается от первого музея, за 300 лет что-то было утеряно, многие предметы сгорели в пожаре 1747 г., появилось также множество новых экспонатов, собранных со всех уголков мира. Сохранились и самые первые экспонаты Кункстакмеры, привезенные еще Петром.
В музее представлены богатейшие коллекции, отражающие быт и традиционную культуры коренных жителей самых разных частей света. Весь музей разделен на несколько залов, каждый из которых посвящен континенту или части света:
- Северной Америке,
- Океании,
- Китаю
- Монголии,
- Индии
- Индонезии,
- Австралии.
В зале, посвященном Индии и Индонезии, представлено наибольшее количество экспонатов, здесь можно посмотреть на резное дерево, различные маски, куклы театра марионеток, старинные театральные костюмы. В Индонезийском разделе могут вызвать интерес выполненные в форме огня кинжалы-крисы.
Зал Североамериканского континента посвящен быту и культуре его коренных народов — индейцам, алеутам и эскимосам. Большой интерес для посетителей представляют композиции ритуального танца для вызова дождя, лечение больного шаманом и т.д.
Анатомический раздел
В этом зале собраны природные редкости и экспонаты с анатомическими отклонениями, здесь можно посмотреть:
- на сиамских близнецов,
- двухголового теленка,
- сиреномелию,
- младенца с циклопией и т. д.
Основу экспозиции составляет коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которая насчитывала свыше 2000 экспонатов и была продана Петру в 1717 г. за 30 000 гульденов. На эти деньги в то время можно было построить и оснастить 2 фрегата.
Кунсткамера пользовалась у жителей города большой популярностью, многие экспонаты обросли легендами. Одна из них гласит о заспиртованной голове Марии Гамильтон, казненной еще при Петре.
Однажды колба с экспонатом была вскрыта, голова исчезла, а спирт использован по назначению.
Сотрудники музея обратились за содействием к морякам стоящего напротив корабля, спустя год по возвращению из морского похода моряки привезли взамен пропавшей головы английской леди три головы басмачей.
Отправляйтесь в самостоятельный тур во Вьетнам из СПБ — что может быть проще.
Проще только из спб в Париж http://samsebeturist.net/evropa/frantsiya/parizh/tur-v-paris.html
Пребывая в Париже, посетите диснейлэнд, узнайте как самостоятельно туда съездить в нашей статье.
Нельзя упомянуть о том, что в период 1741-1765 г. в башне здания проработал Михаил Ломоносов, основатель Академии наук и первого российского университета.
В башне появился первый планетарий, работала астрономическая обсерватория. Именно на эти годы пришелся самый разрушительный пожар, в результате которого все здание было уничтожено огнем, сгорела часть экспонатов.
С течением времени здание было полностью восстановлено, а диковинки заменены другими.
О Кунсткамере знали все прогрессивные личности и ученые тех времен, экспонаты для музея поставляли знаменитые путешественники и открыватели Ф. Ф. Беллинсгаузен, Д. Кук, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие.
Уже в 1800 г. в Кунсткамере насчитывалось около 2 млн. экспонатов со всего света, коллекция состояла из 250 000 этнографических, 380 000 антропологических и 500 0000 археологических объектов.
Источник: http://SamSebeTurist.net/rossiya/sankt-peterburg/kunstkamera-pervyj-muzej-otkrytyj-petrom-pervym.html
Кунсткамера | Гид по Петербургу 2019
Знаменитая Кунсткамера – один из современных символов Санкт-Петербурга, первый в Российском государстве общедоступный музей.
Его создатель, царь Петр Алексеевич, предопределил просветительские задачи заведения, повелев своим указом «… в оную Куншткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи», то есть сделал его доступным для всех сословий.
Краткое описание
Начало уникальной коллекции занимательных диковин и научных редкостей, созданных природой или человеком, было положено при Петре I. Со временем Кунсткамера стала одним из крупнейших этнографических музеев мира. Здесь хранитсяболее миллиона интереснейших экспонатов.
История
Есть легенда, будто царь Петр, прогуливаясь по Васильевскому острову, обратил внимание на две сосны. Ветви одной из них вросли в другую так, что невозможно было понять, какому дереву они принадлежат. Эта необычная находка натолкнула государя на мысль о строительстве Кунсткамеры, первого музея. Сосну можно увидеть и сегодня в выставочных залах.
Первые кунсткамеры
Первые кунсткамеры зародились в Западной и Центральной Европе в XV столетии.
В собрания входили так называемые naturalia – образцы экзотической фауны и флоры, останки ископаемых животных, самородки и минералы, анатомические аномалии живых существ, в том числе человека.
Коллекционеры зачастую приобретали редкости за баснословную плату. Например, покупали рог единорога. За этот мифический артефакт обычно принимали рог носорога или нарвала.
Самой знаменитой коллекцией обладал австрийский эрцгерцог Рудольф II Габсбург. В конце XVI – начале XVII столетий она хранилась в Праге. И этот город именовали не иначе как сокровищницей Европы.
Название – что означает слово
Дословный перевод слова Кунсткамера – кабинет искусств. Правда, под искусством понимается не шедевры мировой живописи или, например, скульптуры, а неординарные вещи.
Красота и уродство, экзотика, необычные размеры, формы и цвета, редкая техника изготовления – вот те критерии, по которым отбирались новые экземпляры
Год основания
Прямого императорского указа об устройстве Кунсткамера до наших дней не дошло. Вероятно, его не существовало вовсе.
Но дата создания музея известна – 1714 год
Основание заведения связывают с распоряжением отправить из Москвы в город на Неве личную императорскую коллекцию и библиотеку, а также собрание Аптекарской канцелярии. Среди них были экспонаты, привезенные Петром из Европы.
Для экспонирования и хранения коллекции в столице приспособили палаты Кикина.
Но уже к 1718 году собрание стало настолько обширным, что для него на набережной Васильевского острова заложили грандиозное трехэтажное строение, увенчанное башней. Именно этому месту суждено было стать надолго центром российской науки.
Организацией прародителя всех русских музеев занимался лично государь.Основой для коллекции Куриозетов, монстров и раритетов стали анатомические экземпляры, принадлежащие ученому Рюйшу.
Музей антропологии и этнографии
Первые этнографические экспонаты император сам привез из Европы, а точнее из Копенгагена. Это были деревянная обувь и половина окаменелого хлеба, полученные в местном музее.
Впоследствии экспонаты закупали или обменивали в Европе. Главным образом это были сосуды с заспиртованными животными и птицами, трупами и зародышами, частями человеческих тел.
Одновременно так называемых монстров по указу императора было велено привозить в Петербург всем его подданным. По отзывам ученых мужей того времени, музей стал одним из лучших в мире. В нем проводили серьезные научные изыскания, собирали библиотеку. Увы, петровской Кунсткамере было суждено просуществовать недолго.
В 1747 году во время пожара многие экспонаты сгорели. Но потомки императора продолжили его дело. Так что со временем был восстановлен и организован Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, правопреемник знаменитой Куншткамеры.
Архитектура
Монументальное, построенное в стиле петровского барокко здание музея располагается на Университетской набережной. Оно служит интереснейшим образцом новаторства в русском зодчестве начала XVIII столетия.
Размеры постройки, состоящей из двух симметричных корпусов, которые соединяет многоярусная башня, для своего времени были впечатляющими – 97 метров в длину и 15 метров в ширину. Здание принадлежит к типу европейских ратуш.
Архитектор
Заслугу постройки здания Кунсткамеры сложно приписать одному архитектору.
Над проектированием главного научного центра столицы трудился Г. Маттарнови. Возведением руководили Н. Гербель и Г. Киавери, а завершающим этапом работ — талантливый архитектор М. Земцов. По его чертежам оформлены большие залы музея.
Двор
Рассказ о Кунсткамере не был бы полным без описания дворика возле здания. В этом неприметном месте расположены удивительные экспонаты, познакомиться с которыми может бесплатно любой желающий.
К слову, многие посетители если не пугаются их, то точно не остаются равнодушными. Это каменные идолы индейских богов, привезенные на берега Балтики из Южной Колумбии. По легенде, они наделены мистическими свойствами.
Башня
В центральной части здания возвышается восьмигранная башня высотой 38 метров. Ее венчает стеклянный купол глобуса огромных размеров.
Диаметр его равен 3 метрам, а вес – 3,5 тоннам.
Сложная архитектура и декоративная композиция башни главенствует в облике всего сооружения и делает его одной из доминант центральной части города.
Башня служит обсерваторией. Нижнюю ее часть украшают ниши со скульптурой, обрамляющие главный вход. Внутри располагается анатомический музей.
Экспонаты
В коллекцию кабинета искусств входят антропологические, этнографические и археологические экспонаты.
Это и старейшая анатомическая коллекция Рюйша, и собрание монстров петровской эпохи, и материалы, привезенные из более поздних экспедиций со всего света. Коллекция интереснейшая, рассказывать о ней можно бесконечно долго.
Вот подборка экспонатов, которые вызывают наибольшее любопытство, удивление и даже страх у посетителей.
- Голова Марии Гамильтон, камер-фрейлины Екатерины I и фаворитки Петра Великого. Необычна судьба этого жутковатого экспоната. Обвиненная императрицей в краже драгоценностей, а впоследствии – в детоубийстве леди Гамильтон получила смертный приговор. Вскоре его привели в исполнение. И только через полвека в подвале Академии наук обнаружился стеклянный сосуд с двумя заспиртованными человеческими головами, принадлежавшие Марии Гамильтон и Виллиму Монсу, рассказ о котором будет далее. История экспоната завершилась не менее странно: он исчез при весьма странных обстоятельствах, а в краже обвинили английских моряков. Подробности этой загадочной истории рассказывают посетителям хранители Кунсткамеры.
- Восковые фигуры. Петр I всегда интересовался аномалиями человеческой природы и их причинами, поддерживал связи с зарубежными анатомами и приобретал разнообразные натуральные экспонаты. А если приобрести их не удавалось, выполнялись восковые копии. Так в России научились делать восковые фигуры. Яркие образцы обязательно стоит рассмотреть в музее.
- Кабинет М.В. Ломоносова в башне Кунсткамеры – это единственное сохранившееся в Санкт-Петербурге помещение, помнящее звук шагов великого ученого. К слову, его вклад в развитие музея огромен. Ломоносов занимался описанием и систематизацией экспонатов. Сегодня очень любопытно взглянуть на арсенал инструментов ученого XVIII столетия: книжные фолианты, реторты, глобус. Атмосфера эпохи воссоздана в мельчайших деталях.
- Животные. В коллекции Кунсткамеры собрано множество различных животных. Многие из них так же, как и человеческие экспонаты, демонстрируют различные уродства и аномалии.
- Готторпский глобус – один из символов Кунсткамеры. Это точная копия глобуса, который Петр I получил в подарок от гольштейнского герцога Карла Фридриха и который сгорел во время пожара в 1747 году. Чем так примечателен этот экспонат? Его размеры таковы, что внутри установлен стол, а на стоящей рядом скамье могут одновременно уместиться 12 человек. Внешняя сторона шара представляет собой физическую карту миру, а внутри него можно наблюдать карту звездного неба.
- Голова Хаджи Мурата – еще один жутковатый предмет в анатомическом отделе Кунсткамеры. Попал он в музей в середине ХХ века из Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Голову горского воина, бывшего ближайшим сподвижником имама Шамиля во время Кавказской войны, неизвестные отсекли после его гибели и отправили в северную столицу.
- Голова Виллима Монса, приближенного к царской семье фаворита, как и Мария Гамильтон. Его казнили по приказу Петра за любовную связь с императрицей Екатериной I. Голову можно увидеть в экспозиции.
- Уроды. Центральное место музея занимает первая естественнонаучная коллекция, куда и стремится попасть большинство туристов. Осмотреть ее можно на втором этаже Кунсткамеры. А вот сфотографировать на память не получится, фотосъемка здесь строго запрещена. Что может здесь заинтересовать? Аномалии человеческого тела: великанов и карликов, близнецов, сросшихся животами, головами, спиной, тазом, двуликих уродов, людей с одной ногой, заячьей губой, не разделенным головным мозгом и так далее. Во времена Петра Великого, который и сам увлекался анатомией и хирургией и даже проводил несложные операции, монстров изучали анатомы. Для этого в нижнем этаже Кунсткамеры был создан Анатомический театр.
- Дети-уродцы – заспиртованные и забальзамированные тела новорожденных, имеющие аномалии развития. Собранным в одной из комнат Кабинета редкостей эмбрионам с двумя головами, хвостами, несколькими пупами почти триста лет. И все это время эмоциональный отклик посетителей не ослабевает.
Режим работы
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого работает ежедневно, за исключением понедельника. Последний вторник каждого месяца – санитарный день.
Часы работы
с 11:00 до 18:00 часов.
https://www.youtube.com/watch?v=WszMDxG_HgU
Кассы закрываются за час до завершения работы экспозиции.
Посетить экспозиции Первая астрономическая обсерватория и Большой Готторпский глобус можно только с организованной экскурсией
Как добраться
Кунсткамера располагается по адресу Университетская набережная, дом 3.
Здание находится близ стрелки Васильевского острова.
Метро
Ближайшая станция метро:
Адмиралтейская
Как добраться
На выходе из метро свернуть влево в направлении Малой Морской улицы, затем – направо, на Невский проспект, через Дворцовую площадь, по Дворцовому мосту на Васильевский остров. За мостом пройти по набережной вдоль желтого здания с колоннами, принадлежащего Зоологическому музею. Сразу за ним располагается зеленое здание Кунсткамеры.
Стоимость билетов
Цены
- 300 рублей для взрослых
- 100 рублей для школьников, студентов и курсантов, а также пенсионеров
Приобрести билеты можно не только в кассе заведения, но и онлайн, на официальном сайте музея
kunstkamera.ru.
Экскурсии
В музее действуют различные экскурсионные программы. Они дают представление о Кунсткамере, знакомят с ее историей и экспонатами:
- обзорная экскурсия в группе до 20 посетителей
- экскурсия под названием Чудес палата с осмотром экспонатов XVIII века – диковинок со всего света, созданных природой и человеком
- для дошкольников и детей младшего школьного возраста программы В гости к Большому Готторпскому глобусу и Отправляемся в экспедицию.
Очереди
В связи с тем, что вход в здание музея ограничен, посетителям Кунсткамеры стоит быть готовыми к ожиданию своей очереди у входа в Кунсткамеру. Такие меры администрация музея связывает с необходимостью обеспечить сохранность коллекций и безопасность посетителей. Организованные группы с экскурсоводами в музей проходят вне очереди.
Бесплатное посещение
Посетить Кунсткамеру бесплатно можно в третий четверг месяца. Акция действует с сентября по апрель.
Билеты в музей предоставляются бесплатно вне зависимости от даты и времени посещения следующей категории граждан:
- участникам и инвалидам ВОВ
- героям Советского Союза и России
- инвалидам I и II групп
- многодетным семьям
- детям до 7 лет
- детям инвалидам и сиротам, а также некоторым другим категориям граждан.
Будьте готовы подтвердить принадлежность льготной категории документально
Интересные факты
- Посещение доступной для всех сословий Куншткамеры при Петре Великомбыло не просто бесплатным, но и поощрялось: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
- В XVIII веке в Кабинете искусств можно было видеть живые экспонаты. Например, здесь жил человек, рост которого был всего 126 см, а на руке и ногах располагалось по два пальца.
- Оформление экспозиций также отличалось оригинальностью.
Так, в пояснении к одному из экспонатов значилось: «показывает руку ребенка, в жидкости сохраняемую, в кисти которой находится оплодотворенное яйцо морской черепахи».
- С Кунсткамерой связана такая легенда: якобы в здании есть потайное хранилище, в котором держат опасные магические предметы.
- Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в подвалах музея складывали тела найденных на улицах погибших жителей города. Отсюда их отвозили для захоронения на кладбища.
.
Источник: https://peterburg.guide/muzei/kunstkamera/