Олимпиада по литературному чтению для 4 класса с ответами.
Олимпиадные задания по литературному чтению для 1 — 4 классов
Олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 45 минут. Состоят из 10 вопросов, которые направлены на знание пословиц, произведений соответствующих их возрасту. Также ученики должны хорошо отличать фольклорные жанры.
1. Отгадайте загадки:
Всех на свете он добрейЛечит он больных зверей,И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
С букварем шагает в школуДеревянный мальчуганПопадает вместо школы
В полотняный балаган.
Многим долго неизвестный,Стал он каждому дружком.Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Появилась девочка в чашечке цветка А была та девочка чуть больше ноготка.Кто читал такую книжку
Знает девочку – малышку.
2. Кому принадлежат эти вещи?
— золотой ключик ________- хрустальная туфелька __________
— разбитое корыто __________
3. Ответь на вопросы
1) Как звали собаку из сказки «Репка»? 2) Как звали девочку, которая пошла гулять и заблудилась и попала в дом медведей _________3) Сколько сестер было у Золушки _________
4) В какой сказке посуда перевоспитала хозяйку _________
4. Главный герой сказки «По щучьему Велению»:
а) Иванб) Федор
в) Емеля
5. Расшифруй название сказки
Лобокок ______Коромоз ______
Кашузол ______
6. Кто написал стихотворение «Где обедал воробей?»
а) Агния Львовна Бартоб) Самуил Яковлевич Маршак
в) Сергей Владимирович Михалков
7. Соедини выражения с близким по смыслу словом
Водить за нос мешатьДелать из мухи слона медленноВставлять палки в колёса обманывать
В час по чайной ложке преувеличивать
8. Работа с текстом. Прочитай рассказ
МышкиСобрались мышки у своей норки, старые и малые. Глазки у них чёрненькие, лапки маленькие, зубки острые, шубки серенькие, ушки кверху торчат.Думают мышки, как бы сухарь в норку протащить.
Ох, берегитесь, мышки! Тут Васька недалеко гуляет. Уж он вам шубки порвёт, хвостики помнёт. Будете знать!
Ответьте на вопросы:
1) Что хотели сделать мышки? (Подчеркни правильный ответ)ПоигратьПохвастаться своими шубками.
Протащить сухарь в свою норку.
2) Кто такой Васька?Мышонок.Кот.
Хозяин дома.
3) Какие глазки у мышат?Чёрненькие.Серенькие.
Зелёненькие.
9. Зачеркни родственников
10. Впиши правильный ответ
1) Назовите хоть одну сказку – цепочку …2) Придумай рифму к слову НОЧКА — …3) Как нужно читать скороговорку? …4) Вставь нужное слово в стихотворениеРаз, два, три
Полетели … (слоны, комары, вертолёты)
Ответы к олимпиаде для 1 класса
1. Максимально: 8 баллов, за каждый правильный ответ 2 балла.
Доктор Айболит, Буратино, Чиполлино, Дймовочка
2. Максимально: 3 балла, за правильный ответ 1 балл.
Буратино, Золушка, старуха
3. Максимально: 4 балла, за каждый правильный ответ 1 балл.
Жучка, Маша, 2, «Федорино горе»
4. Максимально: 1 балл.
Емеля
5. Максимально: 6 баллов, за 1 правильный ответ 2 балла.
Колобок, Морозко, Золушка
6. Максимально: 1 балл.
С. Я. Маршак
7. Максимально: 8 баллов, за каждый правильный ответ 2 балла.Водить за нос – обманывать,Делать из мухи слона- преувеличивать,Вставлять палки в колеса – мешать,
В час по чайной ложке – медленно.
8. Максимально: 6 баллов, за каждый правильный ответ 2 балла.1) Протащить сухарь.2) Кот.
3) Черненькие.
9. Максимально: 13 баллов, за правильный ответ 1 балл.
Сын, дедушка, папа, мама, тетя, дядя, племянница, дочь, брат, сестра, бабушка, внук ,внучка
10. Максимально: 8 баллов, за каждый правильный ответ 2 балла.
Ответы детей
Олимпиадные задания по литературному чтению 2 класс
Максимальное количество баллов: 31
1. Отгадай загадку, напиши отгадку
Если бы не было его, не сказал бы ничего
2. Напиши имя героя, о котором идет речьФруктово-огородная страна,В одной из книжек есть она,А в ней герой-мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной.
3. Восстанови пословицу. Вставь пропущенные словаИз мухи делают _________.Чует _________ чье мясо сьела.Как _________ ни корми, он все в лес смотрит.Слово не _________, вылетит – не поймаешь.
Яйца _________ — не учат.
4. Кто это? Вспомни и напиши— Хозяйственный кот из Простоквашино _________- Бесстрашный пудель защищавший Мальвину _________- Курочка, несущая золотые яйца _________- Самый лучший друг Винни-Пуха _________
— Самый добрый крокодил _________
5. Прочитай басню Л.Н. Толстого «Муравей и Голубка». О ком или о чем это басня? В чем основной ее смысл?
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку, она увидела — муравей тонет, бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу, охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
6. Из данных слов составь пословицу и запиши ее
Труд, портит, человек, портит, лень, кормит, а
7. В каком определение говорится, что такое СКАЗКА? Обведи правильный ответ
а) повествовательное произведение о вымышленных событиях и лицах, зачастую с участием волшебных, фантастических сил.
б) рассказ исторического или легендарного содержания.
8. Подчеркни названия малых фольклорных жанров
Повесть, потешка, частушка, сказка, пословица, загадка, рассказ
9. Исправь ошибки в пословицах1. в гостях хорошо, а дома хуже.2. ус хорошо, а два лучше.
3. дыма без коня не бывает.
10. Вспомни и запиши названия всех известных тебе произведений (не менее двух)Рассказ __________________________________
Сказка ___________________________________
Ответы к олимпиаде по литературному чтению для 2 класса
1. Максимально: 1 балл.
язык
2. Максимально: 2 балла.
«Чиполлино»
3. Максимально: 5 баллов.
слона, собака, волка, воробей, курицу.
4. Максимально: 5 баллов.
Шарик, Артемон, Ряба, Пятачок, Гена
5. Ответы детей.
Макисмально: 4 балла
6. Максимально: 2 балла.
Труд кормит, а лень человека портит.
7. Максимально: 2 балла.
а)
8. Максимально: 4 балла.
Потешка, частушка, загадка, пословица
9. Максимально: 3 балла.
Лучше, один, огня
10. Максимально: 4 балла.
Ответы детей
Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Источник: https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/olimpiady/3283-olimpiadnye-zadaniya-po-literaturnomu-chteniyu-dlya-1-4-klassov.html
Литературное чтение. Олимпиадные задания для 3–4-х классов
- Лепихова Елена Владииировна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа
Олимпиадные задания
1. Вычеркни лишнюю сказку (1 балл).
«Мальчик-с-пальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утёнок», «Русалочка».
2 .«У Оли есть __________. Он весело запрыгал, когда увидел, что Оля собирается гулять». Какое слово пропущено в этом коротком рассказе? (1 балл)
Слова для справок: мяч, щенята, кошка, уж, пёс.
3.Что не может быть мягким, белым и тёплым одновременно? (2 балла).
Пластилин, одеяло, молоко, пух, хлеб.
4. Знаешь ли ты, что ГРАБ – это дерево, родственное берёзе? Уже знаешь? Тогда подумай, сколько слов можно получить, заменяя в слове ГРАБ букву А другой буквой? Напиши эти слова (по 1 баллу). ___________________________________________________________________________
5. В предложении «БумагАИСТлела» «спрятано» слово АИСТ. Найди в предложениях «спрятанные» названия овощей (по 1 баллу).
Впереди скала. На полу кошка. На ковре паук. Банка пуста.___________________________________________________________________________
6. По имени героя часто можно определить, какой народ сложил эту сказку. Например, сказка про Ивана – русская. А есть народная сказка, где главного героя зовут Джузеппе. Какая это сказка? (2 балла)
Шведская, французская, чешская, итальянская, испанская.
7. У А.С. Пушкина есть такие строки:
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса».
Какие краски осени назвал поэт? (2 балла)
А) тёмно-красный и блестяще-жёлтый; Б) ярко-красный и светло-жёлтый; В) тёмно-красный и блестяще-рыжий;
Г) тёмно-коричневый и блестяще-жёлтый.
8. Соедини линией автора с его произведением (по 2 балла).
Братья Гримм Кот в сапогах В. Гауф Волшебник Изумрудного города Ш. Перро Храбрый портной П. Ершов Карлик Нос
А. Волков Конёк-горбунок
9. Чем литературная сказка отличается от народной? (2 балла)
_____________________________________________________________________________
10. Из слогов «собери» пословицу (3 балла).
Ша ро луч кни я га хо ший друг
__________________________________________________________________
11. Отгадай ребусы (2 балла)
О
Л __________________________ 100Л ___________________________
Олимпиадные задания (ответы)
1.
А) «Сказка о попе и о работнике его Балде» Б) Майя В) Мурёнка Г) В собак
Д) «Каша из топора»
2. Сено
3. Мальвина, Морозко, Маугли, Медведь, Малыш, Матроскин и т.д.
4.
А) Царевна-Лебедь Б) Тину В) К солнцу Г) Песнь заводит Д) Верёвкой Е) Р. Киплинг Ж) В ящерку З) Гуси-лебеди
И) Васька
5.
Маленькое дело лучше большого безделья. Не сиди сложа руки, не будет и скуки. Умелые руки не знают скуки.
Делу время – потехе час.
6. О
7. Окно
8. Передача. Натянули.
Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 — 4 класс
1. Соедини линиями в правильном порядке.
а) Баю-бай,
Ты, собачка, не лай. Загадка
Белолапа, не скули,
Нашу Лену не буди.
б) На осинке росинки
Засверкали утром перламутром. Считалка
в) 1,2,3,4,5.
Будем в прятки мы играть. Скороговорка
Небо, звезды, луг, цветы —
Ты поди-ка, поводи.
г) Без рук, без ног, а рисовать умеет. Колыбельная песня
2. Прочитай текст и по прочитанному тексту выполни ряд заданий.
Птицы
У птиц всего две ноги. Но они ими не только ходят. Попугаи и клесты прекрасно лазают по ветвям. Ногами птицы могут разгребать листочки и травинки. Ногами защищают и нападают. Ястреб несёт в когтях добычу. Страус лягает соперника. Рябчик раскапывает муравейник. Фазан шпорами на ногах бьёт соседа. Вальдшнеп в ножках может унести своего птенца. (По Н. Сладкову.)
1. Определи тип текста:
а) повествование; б) описание; в) рассуждение.
2. О скольких птицах идёт речь в рассказе? Укажи ответ цифрой.
3. Напиши свое заглавие к тексту.
3. Напиши название произведения и автора.
а) Если я чешу в затылке —
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да!
б) — Смотри, сторожи хорошенько! — приказал ему кавалер на прощание, хлестнул по огурцам, и карета умчалась в облаке пыли.
в) — Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
— Да, да, пожалуйста, — поспешно ответил Малыш и добавил:
— А что, трудно вот так летать?
4. Соедини фразеологизм с его синонимом (близким по смыслу словом):
Клевать носом медленно
Водить за нос мешать
Делать из мухи слона дремать
Свалиться как снег на голову обманывать
Вставлять палки в колёса неожиданно
В час по чайной ложке преувеличивать
5. К какому жанру относится художественное произведение, в котором есть мораль:
а) повесть; б) басня; в) былина; г) рассказ?
6. Закончи пословицу: «У глупого что на уме, то и на ..»
а) руке; б) голове; в) языке; г) колене.
7. Назови стихотворение С. Маршака:
Нахмурилась ёлка, и стало темно,
Трещат огоньки, догорая…
а) «На празднике»; б) «После праздника»; в) «Между праздниками».
8. Назови автора строк:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
а) Ф. Тютчев; б) И. Никитин; в) С. Есенин; г) Е. Трутнева.
9. К какому жанру относится произведение Д. Н. Мами- на-Сибиряка «Серая Шейка»?
а) стихотворение; б) басня; в) рассказ; г) сказка; д) повесть.
3-й класс. Вариант №2
1. Подчеркни поговорки, близкие по своему значению:
Без нитки и иголки не сшить сарафанчик.
Без верёвки и веник рассыпался.
Без клещей кузнец, что без рук.
Без столбов не стоит заборчик.
Без копейки рубля нет.
2. Прочти стихотворение С.Есенина и подумай:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленькой матке
Зелёное вымя сосёт.
Какая картина рисуется в твоём воображении? Опиши эту картину несколькими словами.
3. Составь рассказ (историю, сказку, притчу и т. д.) на заданную пословицу:
«Нет милей дружка, чем родная матушка»
или
«Скучен день до вечера, коли делать нечего».
4. Назови как можно больше героев сказки «Незнайка в Солнечном городе». Кто автор этой сказки?
Ответ: Незнайка, Знайка, Торопыжка, Растеряйка, Авоська, Небоська. Автор — Н. Носов.
5. Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино» и множество других литературных произведений. Был убит на дуэли. Назови его фамилию.
Ответ: М.Ю. Лермонтов.
6. Ученик школы чародейства и волшебства «Хогвартс» из сказочных романов Дж. К. Ролинг известен во всем мире. Как его зовут?Ответ: Гарри Поттер.
7. Сразу три автора описали в двух сказках историю этой трудолюбивой девушки. Кто главная героиня этой сказки? Назовите авторов этих сказок и почему их трое?
Ответ: Золушка. Шарль Перро, братья Гримм.
8. Установите соответствие между авторами и героями:
A) Р. Киплинг 1. Буратино
Б) А. Толстой 2. Бармалей
B) Э. Успенский 3. Барон Мюнхгаузен
Г) К. Чуковский 4. Чебурашка
Д) Р. Распе 5. Маугли
Ответ: А — 5; Б — 1; В — 4; Г — 2; Д — 3.
4-й класс. Вариант №1
1. На одном из языков Индии слово «тигр» звучит как «шерхан», медведь — «балу», удав — «каа». Как звали главного героя этой сказки и кто ее автор?
Ответ: Маугли. Р. Киплинг.
2. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках:
слёзы булатные
руки горькие
мечи золотые
3. Напиши названия произведений, из которых взяты приведенные ниже строчки. Кто их автор?
а) А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
б) Чижа захлопнула злодейка-западня;
Бедняжка в ней и рвался,
И метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
в) Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа.
4. Вступлением к какой поэме является знаменитое стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый …»? Кто автор стихотворения, и как называется поэма?
Ответ: А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».
5. Установите соответствие между авторами, героями и названием произведения:
A) Д. Дефо 1) Гек а) «20 000 лье под водой»
Б) М. Твен 2) Немо б) «Робинзон Крузо»
B) Н. Носов 3) Алиса в) «Незнайка на Луне»
Г) Л. Кэрролл 4) Пятница г) «Приключение Тома Сойера»
Д) Ж. Берн 5) Знайка д) «Алиса в Зазеркалье»
Ответ: А—4—б; Б-1-г; В-5-в; Г-З-д; Д-2-а.
6. Покажи стрелкой, кто автор каждого произведения:
«Телефон» Н. Носов
«Фантазёры» С. Есенин
«Черёмуха» А. Погорельский
«Три Толстяка» Ю. Олеша
«Чёрная курица» К. Чуковский
7. Вспомни, кто есть кто: человек, удав, лисёнок и т. п. из следующих литературных персонажей:
Матроскин — ______;
Пеппи Длинный чулок — ____;
Каа — _______;
Рикки-Тики-Тави — _______;
Салтан — _______;
Страшила — _______.
8. Чем отличаются слова «серебряный» и «серебристый»? Объясни. Приведи примеры и запиши словосочетание с каждым словом.
4-й класс. Вариант №2
1. Ответь на блиц-вопросы:
1. Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
2. Какую соль не кладут в суп?
3. Из какого крана не льётся вода?
4. По какому мостику нельзя перейти реку?
2. Вставь слова, которые пропущены в названиях сказок:
а) Сказка о потерянном _________.
б) Пузырь, _______ и лапоть.
в ) ________ королева.
г) Стойкий ________ солдатик.
д) Сказка о ______ царевне и о ______ богатырях.
3. Разгадай ребусы.
4. Соотнеси автора с названием произведения искусства:
1. В. Васнецов А. Зимний дворец
2. П. Чайковский Б. Лебединое озеро
3. Б. Растрелли В. Богатыри
4. Соотнеси качества характера с персонажами сказок Г.-Х. Андерсена.
1. Глупость, спесь, высокомерие, чванливость | А. Крот («Дюймовочка») |
2. Жадность, ограниченность интересов, чванливость | Б. Соловей («Соловей») |
3. Красота, доброта, талант, бескорыстие | В. Король («Новое платье короля») |
6. К какому жанру относятся данные литературные произведения:
1. А. Барто, «Игра в слова»;
2. «Исцеление Ильи Муромца»;
3. Д. Родари, «Солнце и туча»;
4. А. Майков, «Осень»;
5. И. Крылов, «Чиж и Голубь»;
6. В. Драгунский, «Заколдованная буква»;
7. К. Паустовский, «Барсучий нос»;
8. «Добрыня и змей»;
9. Р. Киплинг, «Маугли».
а — сказка; б — басня; в — рассказ; г — былина; д — стихотворение; е — повесть.
7. Прочти стихотворение Юрия Кушака и выполни задания.
Снаружи — слякоть, мокрота.
На лужах пузыри ….
Зато какая красота
Под колокольчиком зонта
У дождика внутри!
Как бы ты назвал это стихотворение? Напиши.
Какие загадки ты знаешь про дождь? Вспомни и напиши не менее двух.
8. В этом тексте нужно подчеркнуть сравнения. Со всем ли ты согласен? Найди ошибки, внесенные в стихотворение. Перепиши и подчеркни так, как считаешь нужным.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит…
А.С. Пушкин
Рекомендуем посмотреть:
Олимпиадные задания по русскому языку, 3 класс
Олимпиадные задания по математике, 3 класс
Олимпиадные задания по русскому языку, 4 класс
Олимпиадные задания по математике, 4 класс
Олимпиадные задания с ответами по математике для 1-4 классов
Источник: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/didakticheskie-materialy/olimpiadnye-zadanija-po-literaturnomu-chteniyu-3-4-klas.html