Штриховка и развитие речи Кружок. 1 класс
Штриховка и развитие речи Кружок. 1 класс
Учитель. Приветствую вас! Покажите ладошки, разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками.
Пальцы – маленький отряд –Бодро выстроились в ряд. Все из нашего полка
Достают до потолка.
Упражнение выполняется стоя. Дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы.
Палец очень удивлялся: Как он главным оказался? Мы-то знаем хорошо –
Потому что он большой.
Сжимаем руки в кулачки, вытягиваем большой палец вверх, сгибаем и разгибаем его.
– На доске написан конец слова. Какие здесь могут быть спрятаны слова?
На доске: нь.
Дети. Тень, лень, пень, день,конь.
Учитель записывает слова на доске.
У. Каким звуком оканчиваются все эти слова?
Д. Звуком [н’].
У. Охарактеризуйте его.
Д. Он согласный, звонкий, мягкий.
У. Приведите примеры слов, оканчивающихся на мягкий согласный звук.
Дети называют слова.
– На доске записаны пословицы. Одно из найденных нами слов пропущено во всех этих пословицах. Какое это слово?
- Скучен … до вечера, коли делать нечего.
- Коли за … ничему не научился, зря прожил … .
- Ласковое слово – что весенний … .
- На … раньше посеешь – на неделю раньше пожнешь.
Д. Это слово день.
У. День – промежуток времени. Перечитайте пословицы. В какой пословице слово день имеет другое значение?
Д. Ласковое слово – что весенний день. В этой пословице имеется в виду приятное настроение от весеннего дня.
У. В пословице говорится о весеннем дне. Какие еще могут быть дни, если называть их по времени года?
Д. Осенний, зимний, летний.
У. Назовите день по его принадлежности к месяцу.
Д. Январский, февральский.
У. Попробуйте описать майский день.
Д. День теплый, солнечный, ясный, длинный.
– День дождливый, ненастный, пасмурный.
У. Как бы вы могли охарактеризовать день вашего рождения?
Д. Радостный, счастливый, долгожданный, веселый.
У. А какой день для вас лучший?
Д. Солнечный, радостный, праздничный.
У. На нашем рисунке будет праздничный солнечный день. Как люди могут украсить праздник?
Д. Шарами, цветами.
У. Изобразим на рисунках солнце, шары, флажки, цветы.
Дети создают рисунки и штрихуют их.
Занятие 17
Учитель проводит пальчиковую гимнастику:
Учитель.
Что такое, что мы слышим?Это дождь стучит по крыше.А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
Дети постукивают по парте подушечками пальцев поочередно, повторяя четверостишие несколько раз.
– Вы услышали, как стучит дождь?
Дети. Да, мы же стучали пальчиками, как капли.
У. А в стихотворении можно услышать шум дождя? Давайте попробуем.
Дети читают четверостишие еще раз.
– Какой звук помогает это почувствовать и понять?
Д. Звук [ш].
[Ш]то такое, [ш]то мы слы[ш]им?Это до[ш]дь стучит по кры[ш]е. А теперь по[ш]ел сильнейИ по кры[ш]е бьет быстрей.
У. Поэты часто используют звук для передачи настроения или состояния. Прочитайте стихотворение, написанное на доске. О каком времени года оно рассказывает?
Дети читают стихотворение хором:
Голос лета тише, тише…Еле слышен. И в тоскеШмель клубком сухого плюша
Засыпает на цветке. (В. Приходько)
Д. Оно об осени, потому что голос лета стал тише, еле слышен.
У. Давайте попробуем услышать осень в этом стихотворении, ведь слово осень автор не включил в текст.
Дети перечитывают текст еще раз. Учитель обращает их внимание на аллитерацию: [ш-ш-ш-ш].
Д. В стихотворении слышно шуршание сухих листьев.
У. Какой звук помогает это почувствовать и понять?
Д. Звук [ш].
У. Какое настроение передает это стихотворение?
Д. Грустное, печальное.
У. А теперь познакомьтесь еще с одной работой звука [ш].
Учитель читает стихотворение:
Шмель продает шары воздушные.Шары такие непослушные:Шары шуршат и в небо рвутся,
И шелковые нити рвутся.
– Какое слово в стихотворении встречается дважды, но в разных значениях? Перечитайте стихотворение.
Учитель открывает запись стихотворения на доске и дает возможность перечитать его детям самостоятельно.
Д. Это слово рвутся. Первый раз слово имеет значение «стремятся, тянутся», а второй раз – «отрываются»: рвется веревочка.
У. Какую роль в этом стихотворении играет звук [ш]?
Д. Звук передает шуршание шаров, ощущение радости.
У. Звук [ш] может создавать разное настроение. Этим пользуются многие поэты. Какой герой встречается в обоих стихотворениях?
Д. Шмель.
Учитель прикрепляет на доску рисунок с изображением шмеля.
У. Шмель предлагает вам поиграть.
Учитель по своему усмотрению выбирает из предложенных игры, которые целесообразно проводить в данном классе, организуя занятие так, чтобы осталось время на штриховку.
Игра 1. «Военачальник – солдат»
Класс делится на две группы. По очереди одна группа должна отдавать другой команды, которые начинаются на звук [ш], а вторая группа имитирует движение, например: шагай, шипи, шей, шепчи, шевелись, шелести, шаркай, шуми, шали и др.
Игра 2. Чистоговорки
Дети произносят и заканчивают чистоговорки:
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Наша Маша … (хороша). Ши-ши-ши, ши-ши-ши – В садик ходят … (малыши). Шу-шу-шу, шу-шу-шу – Мы доели всю … (лапшу). Ши-ши-ши, ши-ши-ши –
И сидим теперь в … (тиши).
Игра 3. «Имена»
У Шаровых, поверьте, большая семья, И с ними давненько знаком был и я.Кончаются все имена их на ша.
Ты их назови нам, дружок, не спеша.
(Даша, Саша, Наташа, Миша, Маша, Гоша, Глаша, Гриша, Андрюша, Кирюша…)
Игра 4. «Найди новые слова»
Из букв данного слова собери новые слова: ШАЛУНИШКА.
(Луна, уши, шишка, шина, лук, лак, шкала, ниша, шик, куш, наука, клан, Луша, каша, калина, акула, аул, кулан, шакал, шалун, шлак…) После игр дети переходят к созданию рисунка шмеля и штриховке.
Занятие 18
На доске напечатано стихотворение. Дети читают его хором:
По лесу медведь идет.Это мишка ищет мед.Он голодный, невеселый.Где живут лесные пчелы?То направо повернется,То налево поглядит.Где здесь рой пчелиный вьется?
Кто среди кустов жужжит?
Учитель. Какой звук услышал медведь?
Дети. Ж-ж-ж.
У. Кто мог издавать такой звук?
Д. Это были пчелы, мухи, может быть, жук.
У. Отгадайте загадки:
Не жужжу, когда сижу,Не жужжу, когда хожу.Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Д. Жук.
У.
Он, блестящий и зеленый,Пролетел над веткой клена,Зацепил крылом за сук
И упал на землю…
Д. Жук.
У. А жук – это кто?
Д. Жук – насекомое: у него шесть лапок.
У. Я хочу, чтобы вы познакомились с некоторыми интересными жуками.
По ходу беседы учитель показывает иллюстрации с изображениями жуков:
– Усы этого жука достигают 16 см в длину, поэтому он называется … (усач).
Когда усы жука похожи на рога оленя, жук называется… (олень).
Когда у жука один рог, как у носорога, он называется… (носорог).
Есть жучок, способный светиться в темноте. (Светлячок, светляк.)
Хищный жук, живущий в пресном водоеме, умеющий плавать под водой, – это… (плавунец).
Этого жука (показывает иллюстрацию) называют майский хрущ.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
В весенний вечер майскийЛетел он и жужжал.Хотел он сесть на ветку,А я его поймал.Он крылышки приподнял,Шагает по руке,Пушистый, рыжеватый,Как будто в пиджачке.Смешной он, неуклюжий,Но это ничего.И имя, и фамилияЗато есть у него!И имя, и фамилияКрасивы, спору нет,Но вот его личинки
Корням приносят вред.
– Какого цвета майский жук?
Д. Рыжеватый, светло-коричневый.
У. Этого жука (показывает иллюстрацию) часто путают с майским жуком – хрущом. А он за свой бронзовый блестящий цвет называется бронзовка.
Физкультминутка
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке:
(Дети имитируют полет жука.)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
(Дети поворачиваются влево, вправо, приседают.)
У. Любому жуку такая игра понравилась бы и была бы легка – это чистоговорка. Я начну фразу, а вы догадайтесь, как ее закончить.
Чистоговорки целесообразно повторять каждую по 2–3 раза, чтобы включить в игру каждого ребенка.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – водишь ты, я … (выхожу).
Жа-жа-жа, жа-жа-жа – есть иголки у… (ежа).
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – у воды живут… (ужи).
Жи-жи-жи, жи-жи-жи – над водой кружат… (стрижи).
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я в окно с утра… (гляжу).
Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я на веточке… (сижу).
– Кому может принадлежать это высказывание?
Д. Жуку.
У. Жука мы и будем рисовать. Жук может быть на полянке, на листочке, на тропинке. Фон вы выбираете сами. Помните, что жук не должен находиться на пустом белом пространстве.
Обращаем внимание на части тела жука.
– Перечислите формы, из которых можно составить рисунок.
Д. Мы будем использовать овал, маленький круг, можно брать полукруг.
Дети выполняют работу, штрихуют, а затем представляют работу с рассказом о своем жуке.
Занятие 19
Учитель. Попробуем выполнить некоторые движения, необходимые нам для пальчиковой гимнастики:
– движение «Ежики» – складываем руки в замочек и поднимаем пальчики;– движение «Зайчики» – показываем две ладошки рядом, сгибаем кончики пальцев, «шевелим ушками»;
– движение «Наточили ножики» – средний и указательный палец левой руки скрещиваем с теми же пальцами правой руки, как ножик о брусок.
Прибежали ежики, ежики, (Движение «Ежики».)
Наточили ножики, ножики. (Движение «Наточили ножики».)
Прискакали зайчики, зайчики. (Движение «Зайчики».)
И позвали: «Девочки! Мальчики!» (Хлопки в ладоши.)
На доске написано стихотворение. Давайте его прочитаем вместе.
Дети.
Еж под елкою сидит,Еж ежихе говорит:– Ежевики дай ежонку,
Если нарисует елку.
У. А елка у ежонка получилась вот такая.
На доске:
Ученики хором читают слова на «елке», стараясь фиксировать взгляд на стволе. Упражнение при систематическом включении в урок способствует расширению поля зрения при чтении.
– Какие стихи о елке вы знаете?
Дети читают стихи.
–Когда в России елку стали наряжать как новогоднее праздничное дерево? Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте.
Тексты на партах у учеников.
ТАЙНА ЁЛКИ
После Петра I традиция использовать ель на Рождество в России была потеряна до 30-х годов ХIХ века. Поначалу елка была чудовищно дорога и воспринималась как роскошь. В середине XIХ века появились елочные базары, и елка стала доступна всем.
Родители наряжали елку в отсутствие детей и до последней минуты скрывали от детских глаз новогоднее дерево. Тем острее была радость детей, когда в комнате их встречала сверкающая в золотом сиянии елка. Елка была украшена сладостями, а ствол был обернут золотом и фольгой.
В то далекое время был обычай «ощипывать» елку.
Детям разрешалось срывать с елки сладости и игрушки. После елку выносили во двор, где она приносила радость дворовым детям.
А теперь ответьте на вопросы.
- Когда появилась традиция использовать ель на праздник?
- Как украшалась елка?
- Какой обычай существовал?
Дети отвечают.
– Попробуйте в парах рассказать друг другу текст, опираясь на вопросы.
Через 3–4 минуты несколько человек пересказывают текст.
– Какие фигуры нужны для того, чтобы нарисовать ель?
Д. Можно использовать треугольники.
У. А если использовать разные фигуры, то можно создать большую, густую праздничную ель – такую, как на моем рисунке. А можно и еще лучше! Сейчас каждый из вас изобразит свою елку и украсит ее игрушками.
Дети выполняют задание.
Источник: http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200900105
Источник: https://olg.ucoz.ru/publ/uroki/interesnye_nakhodki/shtrikhovka_i_razvitie_rechi_kruzhok_1_klass/25-1-0-482
Штриховка и развитие речи
Продолжение. Начало в № 9, 12/2008 г. Занятие 8Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия. Мягкой кисточкой покрашу Дети складывают пальцы в щепоточку-кисточку и передвигают руку, имитируя движение. Красят домик маляры Для любимой детворы. Если только я смогу, То им тоже помогу. |
Дети синхронно двигают кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
– Тема нашего занятия – «Краски». Какие вы знаете краски?
Дети могут назвать цвета или вид (акварельные, гуашь, масляные и др.). Можно показать коробочки с красками и назвать их.
– У художника была палитра (показ), и краски все на ней перепутались. Давайте поможем ему навести порядок.
Каждому ребенку дается лист с ромашкой, на лепестках которой написаны слоги. Из них надо составить названия цветов: жел-тый, голу-бой, фиоле-товый, оран-же-вый, си-ний, зеле-ный, чер-ный, корич-невый, крас-ный.
На доске вывешивается плакат, на котором представлены основные цвета и их оттенки.
– Предлагаю назвать цвета и поиграть. Я бросаю мяч и называю основной цвет, например зеленый. Тот, кто поймал мяч, должен вернуть его назад, назвав оттенок этого цвета, допустим салатовый или зеленоватый.
Игра в мяч. Словообразование. Разница в значениях Желтый – желтоватый, желтенький. |
– А теперь, когда мы знакомы с красками и оттенками, можем приступить к рисованию.
Дети составляют рисунок с помощью линеек и штрихуют его.
Занятие 9
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони. Гимнастика подскажет нам тему занятия:
Руки вытянем вперед (сжимаем и разжимаем кулачки),
А потом свои ладошки (вращение кистей рук по часовой стрелке).
Разведем наоборот (вращение кистей рук против часовой стрелки)
И похлопаем немножко (хлопки).
– Мы начнем занятие с чистоговорки. Я буду начинать слово, а вы – заканчивать его.
сла-ва, сли-, клят-, бук-, тра-, со-, хал-, тык-, коро-, короле-, крапи-
– Некоторые из этих слов попали на доску. Посмотрите!
На доске – иллюстрации с изображениями некоторых предметов.
– Рассмотрите рисунки. Что здесь изображено? Давайте распределим все предметы по группам.
Дети делят предметы на три группы.
– Я предлагаю выбрать те ягоды (овощи), в названии которых есть звук [в].
Дети отвечают.
– Однажды агроном решил навести порядок и распределить названия растений по алфавиту. Ему нужны помощники.
Дети вызываются помочь. Учитель раздает ученикам карточки с названиями растений, потом называет буквы в алфавитном порядке. К доске выходит ребенок с соответствующей карточкой и помещает ее на доску. Например, учитель показывает букву А – абрикос. Все читают слово хором. Учитель убирает все карточки. На доске остается иллюстрация с виноградной лозой.
У. Рассмотрите иллюстрацию. Как называется ветка винограда?
Д. Лоза.
У. А это что?
Учитель показывает на плоды винограда.
Д. Ягоды, или гроздь винограда.
Учитель обращает внимание на листья, усики растения.
У. Я приготовила для вас игру-загадку. Надо читать слова на карточке в столбиках так, чтобы получалось предложение, имеющее смысл, например: У Маши юбка; У Маши улыбка. Если встречается слово, обозначающее предмет, которого у Маши нет, не читаем его вслух.
Учитель раздает карточки и дает время на подготовку.
У Васи | У Веры | У винограда |
винт | вафли | лоза |
ветка | вода | листва |
ветер | сливы | усики |
веник | совок | гроздь |
вилка | хвост | косточки |
Дети читают шепотом, проверяют друг друга в парах.
– Давайте проверим – проговорим с артикуляцией: что у Васи? у Веры? у винограда?
Д. У Васи винт. У Васи ветка. У Васи веник. У Васи вилка. – У Веры вафли. У Веры вода. У Веры сливы. У Веры совок. У Веры хвост (прическа).
– У винограда лоза. У винограда листва. У винограда усики. У винограда гроздь. У винограда косточки.
У. Пришло время нарисовать виноград с помощью линеек. Какие формы нам понадобятся?
Д. Овал или круг для ягод. Может быть, пятиугольник для листвы.
Дети выполняют рисунок и штрихуют его.
Занятие 10
Учитель. Покажите, пожалуйста, пальчики. Пошевелите ими, разотрите ладони.
Вот сцепились два крючочка, Есть у нас теперь цепочка. Будем мы ее тянуть,
Чтоб крючочки разогнуть.
Дети повторяют движения несколько раз, меняя пальцы.
– Сегодня на занятии мы будем играть в слова. Первая игра, в которую я приглашаю вас поиграть, называется «Буква П».
Дома букву П найдем, Заглянув в дверной проем. Я найду слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке,
На носу и на руке!
– Что будем искать?
Д. Слова, в которых есть звуки [п] и [п’].
У. Что можно увидеть на полу?
Д. На полу – плинтус, палас, пыль, портфель.
У. А что – на потолке?
Д. На потолке – лампу, побелку.
У. А теперь послушайте историю о пауке, который жил под потолком, где сплел паутину.
Учитель раздает детям карточки с текстом. Учитель читает, дети следят. Второй раз дети читают текст цепочкой по предложению.
ПРО ПАУКА И МУХУ
Попалась Муха Пауку в паутину. Паук рад-радешенек: «Вот будет у меня отличный завтрак». А Муха говорит Пауку: – Не ешь меня, Паук, ведь я тебе прабабушкой прихожусь. – Все ты выдумываешь, Муха! – отвечает ей Паук.
– А вот и правда, – говорит Муха. – Смотри: возьму слово муха, изменю одну букву – получится муза, еще одну – луза, еще одну – лужа. Теперь до паука немного осталось.
За лужей пойдет…
– Дай-ка я сам попробую, – проворчал Паучок. – Не глупее тебя, Цокотухи! – и сам стал слова подыскивать, да ничего у него не вышло. А Муха из паутины выбралась и улетела. – Вот обманщица! Все нарочно придумала! – закричал Паук.
А сам задумался…
– Давайте попробуем решить эту задачу вместе с пауком. Слова записываем на доске, при замене буквы стираем одну и вписываем другую:
Муха – муза – луза – лужа – ложа – кожа – кора – нора – пора – пара – парк – паук.
Детям трудно выстроить всю цепочку, поэтому необходимо помочь им, задавая вопросы. Например:
У. Как называется богиня, несущая поэту вдохновение?
Д. Муза.
У. Вписываем слово. Далее мы можем получить слово, обозначающее сетку-ячейку, в которую падает бильярдный шар.
Д. Луза.
У. После дождя на дороге образуется…
Д. Лужа.
У. В театре для почетных зрителей есть отдельная…
Д. Ложа.
Таким образом, последовательно подводим детей к слову паук. Когда цепочка выстроена, дети определяются с темой рисунка, рассматривают образец и решают, в каком порядке строить работу.
План
1. Рисуем паука с помощью кругов. 2. Рисуем растения. 3. Делаем паутину.
4. Штрихуем рисунок.
Продолжение следует
Источник: http://nsc.1sep.ru/view_article.php?id=200802005