Разработки Дидактические игры по экологии
Дидактические игры по экологии для дошкольников
1. «Птицы, рыбы, звери» Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов. Игровые действия:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы».
Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
2. «Угадай, что в руке» Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды. Игровые действия:
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).
3. «Летает, плавает, бегает» Цель: Изображать способ передвижения объекта. Игровые действия:
Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.
4. Игра «Хорошо – плохо» Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Игровые действия:
Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
5. «Кто за кем?» Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой. Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными.
Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.
7. «Четвёртый лишний» Цель:. развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок. 1. заяц, ёж, лиса, шмель; 2. трясогузка, паук, скворец, сорока; 3. бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4.
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5. пчела, стрекоза, енот, пчела; 6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7. таракан, муха, пчела, майский жук; 8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9. лягушка, комар, жук, бабочка;
10.
стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
8. «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур» Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д.
, используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать. Оборудование: карточки, набор геометрических фигур.
Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения.
9. Найди по описанию Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение. Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек.
Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
10. Лото «Что где растет?» Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность. Игровая задача: заполнить игровое поле. игровые поля — луг, лес, водоем, болото.
Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю.
Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.
Источник: kladraz.ru
Чтобы понять как сделать, Картотека дидактических игр в старшей группе по экологии, для решения мы привлекли наших экспертов с большим опытом работы и вот какие еще варианты решения этого вопроса нам удалось найти, надеемся вам это будет полезно.
Предлагаемые дидактические игры экологического содержания легки в изготовлении и могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Они имеют четкую структуру:
— описание дидактического материала;
— методику проведения, а отдельные игры — несколько вариантов проведения.
Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу
Материал:
Первый вариант — плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес — растение — травоядное животное — хищник);
Второй вариант: — объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых — иллюстрации леса (лес — гриб — белка — куница; лес — ягоды — еж — лиса; лес — цветок — пчела — медведь; лес — желуди — дикий кабан — волк; лес — береза — майский жук — еж; лес — сосновая шишка — дятел — филин и т.д.)
Методика проведения: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.
Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка расподается.
На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.
Цель: сформировать знания о простейших цепях питания птиц в природе, закрепить знания об условиях, необходимых для роста растений и жизни животных
Материал:
Первый вариант — плоскостной: набор карточек разного цвета (желтых, синих, красных, черных), моделирующих условия, необходимые для роста растений и жизни животных; наборы из трех карточек с различными иллюстрациями растений и птиц (например, сосна — сосновая шишка — дятел).
Второй вариант — объемный — набор из семи кубиков, где первый-четвертый кубики разного цвета, обозначающие условия, необходимые для жизни растений и животных; пятый — растения; шестой — корм птиц; седьмой — птицы (например,: рябина — ягоды рябины — снегирь; ель — еловая шишка — клест; дуб — желуди — сойка; водоросли — улитка — утка; трава — кузнечик — аист).
Методика проведения: по аналогии с «Экологической башней «Лес». Однако при составлении пирамиды необходимо обратить внимание на следующие правила: разноцветные кубики расставляются горизонтально, а три кубика с иллюстрациями растений и животных выставляются на эту горизонталь вертикально, один на один, с целью показа пищевых цепей в природе.
Цель: сформировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях
Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, шиповник, крапива и др.).
Методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно проводить игры с экологическими лукошками на темы: «Цветы луговые», «Первоцветы», «Ягоды», «Грибы» и др.
Цель: закрепить знания детей о различных видах животных, их питании и месте обитания в природе
Материал: планшет, на котором по кругу изображены две беговые дорожки, старт, финиш и девять ходов; в центре стадиона шесть секторов с иллюстрациями животных: один — скворец, две — ласточки, 3 — пчела, 4 — муравей, 5 — медведь, 6 — белка. На отдельных карточках — иллюстрации корма для данных животных и их убежищ (скворечник, муравейник, улей, берлога, дупло и др.). В наборе имеется также кубик для определения хода.
Методика проведения: в игре участвуют два ребенка. С помощью кубика они поочередно определяют сектор с заданием и делают по три хода: первый — назвать животное, второй — определить корм для данного животного, третий — назвать его убежище в природе. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.
Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных в природе
Материал: набор игральных карточек из 36 штук, каждая окрашена с обратной стороны зеленым цветом, а на лицевой — иллюстрации различных животных и растений, которые составляются таким образом, чтобы в итоге сложилось 18 пар (животное — корм для него).
Рекомендуем почитать ►
Смешные сценки про школу
Методика проведения: в игре принимают участие от двух до шести детей. Каждому ребенку раздается по 6 карточек. Заранее проверяется, есть ли среди них такие, которые можно составить в пары.
При правильном ходе ребенка карточки откладываются. Количество карт постоянно пополняется до шести, пока они не закончатся.
Выигрывает тот, кто первым выйдет из игры или у кого останется меньшее количество карточек.
Цель: сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков
Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).
Методика проведения: в игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку. На первом этапе следует провести ребят по тропинке, рассказать, что на ней находится, выставить соответствующие экологические знаки, помогающие соблюдать правила поведения в лесу.
На втором этапе дети самостоятельно путешествуют по лесным тропинкам, где расставлены различные экологические знаки. Игроки должны объяснить по ним правила поведения в лесу. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество фишек.
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков
Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).
Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.
И. Комарова, Н. Ярошева
Источник: http://www.getsoch.net/didakticheskie-igryi-po-ekologii-dlya-doshkolnikov/
Дидактические игры по экологии своими руками
Вашему вниманию представляю свою разработку — настольно-печатную дидактическую игру по экологическому воспитанию дошкольников «В гостях у леса».
Игра разработана для старших дошкольников (5-7 лет).
Аннотоция. Первым эстетическим воспитателем ребенка является природа. Наблюдая, он учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Такое «общение» приносит не только радость, оно содействует всестороннему развитию ребенка.
Широкие возможности для воспитания экологических чувств к природе заложены прежде всего в дидактических играх.
В процессе игр формируются знания об окружающем мире:
- воспитываются познавательные интересы;
- любовь к природе;
- бережное и заботливое отношение к ней.
Игры расширяют кругозор, активирует познавательную мотивацию, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности.
В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения:
- планировать действия;
- распределять их по времени и между участниками игры;
- оценивать результаты.
Таким образом, дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее полному и успешному решению задач экологического воспитания дошкольникоВоспитатель
Предлагаю вашему вниманию свою разработку — дидактическую настольно-печатную игру по экологическому воспитанию «В гостях у леса». Игра разработана для дошкольников старшего возраста (5-7 лет).
Данная игра предназначена для реализации образовательных областей:
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
- формирование у дошкольников экологических представлений о мире живой природы;
- становление эстетического отношения к ней.
Задачи:
- формировать представления об особенностях и многообразии природы средней полосы России;
- учить различать и называть характерные особенности объектов живой природы, устанавливать связь между средой обитания и образом жизни;
- формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;
- формировать основы безопасного поведения в природе;
- развивать речевое творчество, память, внимание, любознательность, мышление;
- закреплять умения играть сообща, выполняя правила игры.
Методические рекомендации:
- Рекомендуется для совместной образовательной деятельность с детьми средних, старших, подготовительных групп.
- Возможно использование в играх-викторинах.
- Количество игроков: от 5 до 30.
- Игра может сопровождаться продуктивной деятельностью (рисунок/лепка/аппликация объекта природы).
Оборудование и материалы для игры:
1) Кубик, каждая грань которого имеет свой цвет и символ. Распределение цветов и символов приведено в таблице 1.
Таблица 1
Цвет грани | Символ |
Зеленый | След от птичьих лап |
Красный | След от лап животного |
Серый | Насекомое |
Фиолетовый | Кустарник |
Синий | Дерево |
Желтый | Травянистое растение |
2) Шесть групп карточек по 5 штук в каждой. Распределение карточек по группам см. в таблице 2.
Таблица 2
Цвет группы карточек | Что представляют |
Зеленый | Птицы, преимущественно распространенные в средней полосе России (дятел, тетерев, соловей, кукушка, сова). |
Красный | Животные аналогичного распространения (медведь, лиса, лось, заяц, белка). |
Серый | Насекомые (бабочка, муравей, пчела, комар, гусеница). |
Фиолетовый | Кустарники (малина, ежевика, сирень, шиповник, волчья ягода) |
Синий | Деревья (дуб, береза, липа, рябина, ель). |
Желтый | Травянистые растения (ромашка, мухомор, земляника, подорожник, одуванчик). |
1 Вариант
(рекомендован при 5-7 играющих)
Все карточки разложены по цветовым группам стопками, рубашками вверх.
Каждый игрок по очереди бросает кубик. Выпавшая грань указывает на цветовую группу из которой играющий берет карточку. Следует брать верхнюю карточки из показанной группы.
Выбрав карточку, играющий пытается самостоятельно рассказать все, что ему известно об указанном объекте природы.
Следует осветить следующие вопросы:
- дать общую информацию (указать особенности присущие только этому объекту);
- рассказать какую пользу/ вред объект приносит окружающей среде (в том числе животным, птицам, человеку);
- указать вероятные опасности, угрожающие этому объекту в природе (либо какую он опасность представляет и для кого).
Все игроки по очереди рассказывают об объектах природы, побеждает тот игрок, информация которого вызвала наибольший интерес (а возможно и дискуссию) у играющих.
В конце игры следует подвести детей к пониманию значения леса (и всех его обитателей) для планеты и человека.
2 Вариант
(рекомендован при 8-30 играющих)
Игроки делятся на любое количество команд с выбором капитана. Игра проводится в виде викторины.
Отвечать может каждый игрок из команды по очереди (а остальные дополняют его ответ); либо команда выносит коллективное решение.
Итог игры подводится воспитателем, или иными наблюдателями.
Пример
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по русскому лесу, здесь нам встретятся многие наши знакомые и мы постараемся рассказать о них все, что нам известно. С некоторыми обитателями леса нам только предстоит познакомиться. Теперь отправимся в путь..
Первым кубик бросает воспитатель. Выпавшая грань — синего цвета с изображением дерева. Воспитатель берет из стопки синих карточек верхнюю (не видя изображения). На карточке изображена береза, значит воспитателю следует рассказать о ней все что ему известно.
Воспитатель:
Вот из каких частей состоит береза:
корень, ствол, ветви, ветки, листья, «сережки» (рассказ можно сопроводить зарисовкой объекта).
Кора (береста) белого цвета, у старых деревьев — корка темная с трещинами.
В нашей стране березы распространены повсюду — от средней полосы до полярного круга. В народном творчестве много сказок, поговорок, песен об этом дереве («Во поле березка стояла…» и др. Можно рассказать короткое стихотворение «Люблю березку русскую…»).
Люди давным-давно оценили пользу этого дерева — это строительный материал (бревна), древесина идет на изготовление: бумаги, лыж, мебели, шкатулок, и др., наконец — дрова.
Березовый деготь (смола) применяется в медицине, косметологии (мыло). Из бересты изготовляют посуду, лапти (в древности). Березовый сок — полезен для здоровья, не только люди, но и насекомые (пчелы) используют его.
«Боится» березка:
- насекомых-вредителей, прогрызающих кору (жуки-короеды);
- грибов, прорастающих в трещинках коры и разрушающих ствол;
- зайцы зимой тоже не прочь полакомиться берестой.
Опаснейшие враги — пожар, человек (вырубка леса). Вот что я знаю о березе. Может быть я что-то забыла сказать? Дополните… А теперь ваша очередь бросать кубик…
По окончании игры следует отметить важность леса для всего живого: Лес сохраняет почву от вымерзания, вымывания, засухи, предотвращает наступление песков.
Он снабжает человека кислородом, неслучайно говорят, что лес — «легкие планеты», ведь он не только вырабатывает кислород, но и поглощает загрязнения, очищая воздух.
Только от нашего с вами отношения к лесу и его обитателям зависит будущее человечества.
Примечания
Рекомендуется регулярно пополнять картотеку.
Источник: https://portal2011.com/didakticheskaya-igra-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-dlya-s/
Журнал Педагог | Методическая разработка дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшей группы
Любицкая Ольга Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 394
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка дидактических игр по экологическому воспитанию детей старшей группы.
26.09.2018
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка дидактических игр по экологическому
воспитанию детей старшей группы.
воспитатель старшей группы
Любицкая Ольга Григорьевна
«Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего мир Природы с
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума» В. А. Сухомлинский.
Актуальность:
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и
становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются
флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал,
призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим
тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать
законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись
жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны,
сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как
приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного
отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании
особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания.
Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности
экологического характера.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры
следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы
познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение
к ней.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной
природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое
воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения
– одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых,
педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у
них на доступном им уровне современную научную картину мира,
представление о месте человека в этом мире, об особенностях
взаимоотношений в этом мире?
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников,
представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И.
А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А.
Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на нееобходимость
максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей
осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не
только как совокупность экологических знаний, но и эффективная
деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени
экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической
культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из
окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к
окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций
личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а
также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется
возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил
взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в
решении некоторых экологических проблем.
Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при
благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе,
ближайшем природном и социокультурном окружении
Для повышения эффективности экологического воспитания детей
используются разнообразные формы и методы работы.
Один из методов – дидактические игры по экологии.
Знания о природе, полученные детьми при помощи дидактической игры,
влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к
объектам «живой» и «неживой» природы.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и
эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие
педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и
связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог,
и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их
игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее
участник.
Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть
внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками
сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить,
как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо
правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных
действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс
преднамеренного обучения – ребенок учится играя.
В экологических играх целесообразно применять наглядный
художественно- оформленный материал, придумывать интересные игровые
моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно
прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Виды дидактических игр:
1. Игры-путешествия: призваны усилить впечатление, обратить внимание
детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность,
обличают преодоление трудностей. В этих играх используют многие способы
раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой
деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное
решение задач и так далее. Детям очень нравится в этих играх процесс
освобождения, какого-либо сказочного героя из беды.
2. Игры поручения: По содержанию проще, а по продолжительности –
короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные
поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится
выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа,
которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу,
нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре
малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать
сенсорные характеристики. Дети с удовольствием играют с играми, в
изготовлении которых они сами принимали участие. Например, возьмём игру
«Цепочка роста лука». Дети, наблюдая за ростом лука, зарисовывали стадии
его роста на карточки, а затем использовали их в игре. Игра «Полезные —
неполезные» Карточки с изображением продуктов.
На один стол разложить то, что полезно, на другой — что не полезно.
Распределение плодов по цвету. Распределение плодов по форме и вкусу.
3. Игры-предложения: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и
создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия:
«что было бы, если бы исчезла вода?».
Дети дают ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде,
о последствиях при исчезновении воды. Можно предлагать такие вопросы в
игре: «если бы ты заметил сломанную веточку;
маленького котёнка на улице; мальчишка бросил мусор — что бы ты
сделал?». Эти вопросы активизируют мыслительную деятельность детей.
Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично. «Что
было бы, если исчезли… леса Воспитатель предлагает убрать из леса
насекомых: Что было бы, если из леса исчезли…насекомые? — Что бы
произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы
пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?»
4. Игры-загадки: в основе их лежит проверка знаний, умению мыслить
логически. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,
обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В игре
проявляется взаимовыручка, настойчивость в достижении цели. Игры могут
быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что
бывает зимой?» ….
5. Игры-беседы: В их основе лежит общение. Игра предъявляет
требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она
воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать
внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Проводя игру-беседу с детьми «Что такое природа», дети высказывают свои
предположения, о том, что такое природа, на основе уже полученных ранее
знаний о ней (например, это деревья, животные, солнце, природа это всё,
что дышит). Доказывают, почему они считают тот или иной объект
природой. Интересная игра «Закончи предложение»: «Белка осенью запасает
корма, потому что.»,
«Птицы могут летать, потому что.», «Весной почки на деревьях
набухают и распускаются, потому что.». Хороши игры-противопоставления:
«Лимон желтый, а огурец.», «Ромашка белая, а василек.», «Весной листья на
деревьях растут, а осенью.», «Летом бывает дождь, а зимой.».
Итак, экологические игры — это форма экологического образования и
воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой
игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень
мотивации, интереса к природе.
Методическая литература:
• С. Н. Николаева «Юный эколог» программа М., 2016 г.
• С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания
дошкольников» М. 2015 г.
• С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М. 1973г
• О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Д-П 2016 г.
• Л. Павлова «Игры- как средство эколого-эстетического воспитания»
Дошкольное воспитание 2002 г.
• Интернет-ресурсы.
Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=10445
Дидактические игры по экологическому воспитанию для дошкольников
Предлагаемые дидактические игры экологического содержания легки в изготовлении и могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Они имеют четкую структуру:
— название;
— цель;
— описание дидактического материала;
— методику проведения, а отдельные игры — несколько вариантов проведения.
Материал:
Первый вариант — плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес — растение — травоядное животное — хищник);
Второй вариант: — объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых — иллюстрации леса (лес — гриб — белка — куница; лес — ягоды — еж — лиса; лес — цветок — пчела — медведь; лес — желуди — дикий кабан — волк; лес — береза — майский жук — еж; лес — сосновая шишка — дятел — филин и т.д.)
Методика проведения: на первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.
Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка расподается.
На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.