Разработка открытия недели математики

Открытие недели математики

Разработка открытия недели математики

  • Кобякова Надежда Ивановна, учитель начальных классов

Разделы: Математика

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

М.В.Ломоносов

– Сегодня перед нами открывается новая страна – страна Математики. А эпиграфом возьмем слова Михаила Васильевича Ломоносова, гениального русского ученого во многих отраслях знаний, поэта, просветителя, одного из самых выдающихся светил мировой науки «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

– С древнейших времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.

– Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум, внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику.

Математика земная, Гордись, прекрасная, собой. Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой.

В веках овеяна ты славой. Светило всех земных светил, Тебя царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава, Стройна в полете, как стрела. Твоя немеркнущая слава

В веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека, Дела его волшебных рук, Надежду нынешнего века,

Царицу всех земных наук!!!

– В течение недели нас ждет очень напряженная работа, поэтому давайте дадим клятву и с честью выдержим предложенные испытания.

– Клянемся!

  • Не опаздывать на уроки математики, прилежно вести записи в тетради и всегда выполнять самостоятельно домашнее задание.
  • Принимать активное участие в олимпиадах и внеклассных мероприятиях по математике.
  • Быть другом своих одноклассников, но не давать списывать.
  • Не отказывать товарищу в помощи, действуя по принципу: «Научился сам – научи другого!.
  • Всегда активно работать на уроке, при этом не мешать другим.
  • Любить, уважать и слушаться учителя математики.

– Клянемся! Клянемся! Клянемся!

– Ребята, скажите, какая самая любимая оценка у всех учеников?
– А сейчас я хочу предложить вам игру на внимание. Вы должны внимательно слушать и правильно называть цифру в конце предложения.

Все вы должны, ребята, знать, Как мы любим цифру … (пять). О чудесной цифре … (пять) Можно многое сказать. В воскресенье и в субботу Стали мы все отдыхать, И рабочих дней в неделе Остается только … (пять).

Тем, кто к звездам в высь стремится, Космонавтом хочет стать, Надо в школе не лениться, Знать любой предмет на…(пять). Надо хорошо учиться, Надо дома помогать, Коль работать не лениться, Так обязательно на … (пять).

Что стоит в конце страницы, Украшая всю тетрадь, Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой … (пять). Кто урок совсем не знает И трудиться не желает, Спишет у других страничку,

Тот получит … (единичку).

Путешествие в историю математики

Цель: познакомить с историей математики, учить правильно формировать представлении о развитии математической науки; развивать познавательный интерес к математике и истории.

– Сегодня к нам в гости пришла очень интересная наука. Разгадайте ребус и узнайте нашу гостью.

– Значит, сегодня вы узнаете интересные сведения из истории счета и математики.

1. Как появились меры длины.

– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и строители, и школьники. Сегодня все мы знакомы с линейкой, метром (показываю).А что же существовало до них?

Выступление учеников.

1 ученик: Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. В Древнем Египте основной мерой длины служил локоть. Он делился на 7 ладоней, а ладонь на 4 пальца. (Измерение ленточки)

2 ученик: В Англии существовал ДЮЙМ (2 см 5 мм), в переводе на русский – большой палец; ФУТ (30 см) – нога. Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами. Большие расстояния – привалами, днями.

3 ученик: В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течении которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

4 ученик: У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».

5 ученик: На Руси использовали маховую сажень (176 см). Расстояние между раскинутыми в стороны руками – это косая сажень, т.е.

расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Это – 248 см.

Вопросы на закрепление.

– Какого роста была Дюймовочка? – Какого роста был человек, о котором говорили «от горшка два вершка»?

– Как вы представляете сказочного богатыря, про которого говорили «косая сажень в плечах»?

сажень2 м 13 см
вершок4 см 4 мм
дюйм2 см 5 мм

2. Как люди научились считать

Задаю примеры для 1 класса: 5 + 4; 10 – 6.
Задаю примеры для 2 класса: 34 + 16; 47 – 25.
Задаю примеры для 3 класса: 28 * 3; 51 : 17.
Задаю примеры для 4 класса: 220 : 10; 324 * 2

– Сейчас вы показали, как хорошо умеете считать. Для чего надо уметь считать? (Ответы детей).
– А вот первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь.

Выступление учеников.

1 ученик: Сначала наши предки научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя.

Добывая пищу, людям приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, трех – с одной стороны, трех – с другой. Для этого он должен был уметь хорошо считать.

Но он не знал названия чисел и показывал на пальцах.

2 ученик: Сначала человек считал с помощью 10 пальцев. Когда приходилось считать большое количество предметов, в счете принимало участие несколько человек. Один считал единицы, другой – десятки, третий – сотни.

Дети показывают этот способ счета: 562 + 234

3. Как люди научились записывать числа.

1 ученик: Очень разнымии даже забавными были первые цифры. В Древнем Египте числа первого десятка записывались при помощи палочек: 1 – I, 2 – II, 3 – III, число 10 обозначали дугой. Чтобы записать число 15, нужно было записать дугу и 5 палочек.

2 ученик: После того как создали алфавит, во многих странах стали числа записывать с помощью букв. Только к буквам добавляли специальные значки, чтобы не путать с буквами. Всем знакома римская нумерация (показать V, X).

3 ученик: Большим достижением стало введение нуля, который при записи чисел указывал на пропущенный разряд.

Способ записи любого числа с использованием всего 10 цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 (показ на доске) был изобретен в Индии.

Эта система оказалась настолько простой, что быстро распространилась по всем странам, а так как распространили ее именно арабы, а не индусы, то эти цифры мы стали называть арабскими.

Итог: Что вам интересного запомнилось?

Путешествие в Страну Математики

– Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник, посвященный Математике – царице всех наук.

Математика – очень важная наука, которая любит задачи, кроссворды, ребусы, головоломки на досуге решать, хитроумные книги читать, размышлять. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.

Сейчас мы отправимся в путешествие в Страну Математики. В этом путешествии вы встретитесь с интересными задачами, головоломками, ребусами.

1 ученик:

Наш юный друг! Сегодня ты пришел сюда, Увидеть наш веселый праздник,

Умом своим на все взглянуть.

2 ученик:

Математика повсюду, Глазом только поведешь –

Ты вокруг себя найдешь.

3 ученик:

Вот строительство большое, Прежде чем его начать Нужно было все подробно

Начертить и рассчитать.

4 ученик:

А иначе в этом доме Счастья нам не увидать: Стекла будут с перекосом, Потолок провалится. А кому, друзья, скажите

Это может нравиться?

5 ученик:

Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь! И при этом, и при этом Вы заметьте-ка, друзья,

Очень важная наука –

Хором: МАТЕМАТИКА!

6 ученик:

Почему корабли не садятся на мель? А по курсу идут сквозь туман и метель? Потому что, потому что Вы заметьте-ка, друзья,

Капитанам помогает

Хором: МАТЕМАТИКА!

7 ученик:

Чтоб врачом, моряком Или летчиком стать, Надо прежде всего математику знать! И на свете нет профессии, Вы заметьте-ка, друзья,

Где бы нам не пригодилась

Хором: МАТЕМАТИКА!

– Рассаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие на поезде. Путешествие интересное, поэтому берем смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков!

Представление судейской коллегии

1 станция «Эстафетная»

1316136
15911710
20521817
12819414

– На время, чья команда быстрее назовет и покажет числа от 1 до 20. Каждый человек в команде должен назвать 5 чисел по порядку друг за другом.

2 станция «Ребусная»

– Разгадайте ребусы:

1-классники:

2-классники:

3-классники:

4-классники:

Разминка для зрителей:

  1. Какая цифра, если перевернуть сверху вниз, уменьшается на 3? (9)
  2. Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15? (Когда смотрим на циферблат часов)
  3. Стоит в поле осина. На осине 3 ветки. На каждой ветке по три яблока.

    Сколько всего яблок? (Яблоки на осине не растут)

  4. Сколько раз ходил старик ходил к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, чтобы рыбка выполнила желания старухи? (5 раз)
  5. На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного.

    Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько, т.к. остальные воробьи улетели)

3 станция «Цифроградная»

– А сейчас вы сразу догадаетесь, из какой сказки следующее задание. Речь в ней пойдет о маленькой девочке, такой маленькой, что скорлупа грецкого ореха была ей колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом.

– Как звали эту девочку? (Дюймовочка)
– Вспомните, пожалуйста, сколько заплатила женщина старой колдунье за ячменное зернышко? (12 грошей) – Грош – это старинная мелкая монета.

Ответьте на вопрос: чему равнялся грош? Одной, двум или трем копейкам?

– А поможет вам в этом следующая подсказка:

8 – 6 + 7 – 4 + 3 – 4 + 1 – 3 =

– Итак, один грош – это 2 копейки.
– А сколько копеек составляют 12 грошей? (24)
– Как узнали?

Разминка для зрителей:

– Ребята, давайте вспомним литературные произведения, в названиях которых встречаются числа.
(«Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Семь Симеонов, семь работников», «Два жадных медвежонка», «Два товарища», «Три поросенка», «Три медведя», «Пятнадцатилетний капитан», «Три толстяка».)

5 станция «Задачная»

1. У двоих малышей В коробке 20 карандашей. Ну-ка, помогите их

Разделить на двоих! (10 и 10)

2. Ровно в 7 часов утра Собиралась детвора За грибами в лес пойти. Ну, счастливого пути! А к двенадцати часам Возвратились по домам. Сколько времени в пути

Были наши малыши? (5)

3. Есть помощница у мамы. Посмотрите, дети, сами: Перемыла 5 тарелок, 8 ложек, чашек 5. Перемытую посуду

Помогите сосчитать! (18)

4. Пятнадцать пар танцуют польку.
А всего танцоров сколько? (30)

5. Подарил утятам ёжик Сорок кожаных сапожек. Сколько маленьких утят

Ёжика благодарят? (20)

6. Поручил учитель Коле Сосчитать лопаты в школе. Он лопаты сосчитал И об этом так сказал: – В трех углах по 7 лопат, У стены шесть штук лежат, Вместе тридцать две лопаты.
Вы согласны с ним, ребята? (27)

Итоги путешествия:

– Надеюсь, вам было весело на нашем празднике. Но, думаю, что вы не только повеселились, но и вынесли для себя немало полезного и нужного, а главное, что с математикой надо дружить.

Все: (на доске)

Математику учить! Математику любить! С математикой навеки

Крепко-накрепко дружить!

Математику мы любим, Любим веселиться, После праздника такого

Хочется учиться

10.05.2011

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597529/

Неделя математики в школе: мероприятия. План недели математики в школе

Разработка открытия недели математики

Проведение предметных недель широко используется в современном образовании. Данные мероприятия проводятся с целью повышения мотивации школьников к изучению конкретного предмета.

Неделя математики в школе позволяет учителям выявить одаренных детей в области этой науки, а также простимулировать к изучению предмета учеников со средним и низким уровнем знаний, предоставляя возможность заработать положительные отметки по предмету путем выполнения некоторых заданий и участия в конкурсах.

Целеполагание

Проводя любое мероприятие, педагог ставит цель, которая должна отвечать на вопрос «для чего это нужно?».

Неделя математики в школе может быть направлена на достижение следующих целей:

  • развивать интерес учащихся к предмету;
  • способствовать выявлению одаренных детей;
  • раскрыть взаимосвязь предмета с другими областями наук;
  • способствовать развитию мышления, наблюдательности и анализа у учеников.

Только после постановки целевых задач можно приступать к разработке мероприятия.

С чего начать?

Поскольку данное мероприятие считается масштабным (оно длится на протяжении 6 календарных дней), необходимо составить его план. Здесь будут указаны все конкурсы, викторины, интеллектуальные игры в соответствии с днями их проведения.

План недели математики в школе составляется ответственными преподавателями по данному предмету (если учебное заведение большое) или учителем-предметником (в случае малокомплектных учебных заведений). Он должен быть утвержден для проведения на педагогическом совете.

Безусловно, у педагогов со стажем данный этап подготовки к мероприятию не вызовет никаких затруднений, а вот у молодых учителей могут возникнуть вопросы.

Поэтому приблизительный план недели математики в школе представлен ниже.

Дата/день недели

Запланированные мероприятия

Понедельник

Открытие недели математики.

Конкурс математических газет классов (задание дается заранее).

Творческий проект «Математические показатели класса» (задание выдается заранее).

Инсценировка, посвященная математике (проводится после уроков, участвующие лица задание получают заранее).

Вторник

Выставка наглядных материалов по предмету.

Конкурс «Лучшая математическая тетрадь».

Конкурс поделок из геометрических фигур.

Среда

Представление ученических презентаций на тему «История математики», «В мире современной математики».

Конкурс-игра «Я знаю математику на 5».

Четверг

Проведение интеллектуального марафона «Театр юного зрителя».

Пятница

Защита творческого проекта «Математика вокруг нас».

Математический КВН (проводится после урочного времени сначала для среднего звена, а затем для старшего).

Суббота

Подведение итогов недели математики.

Награждение участников.

Инсценировка, посвященная закрытию предметной недели.

Как организовать?

Организация любого мероприятия требует прежде всего заинтересованности самого педагога. Поэтому неделя математики в школе пройдет успешно при творческом подходе.

Необходимо придумать сопровождение, которое будет украшать учебное заведение на протяжении всех 6 дней.

Это могут быть портреты ученых-математиков, развешанные в школьных коридорах, известные выражения о данной науке или основные правила и законы.

Дополнительно можно использовать распечатанные на принтере контрольные работы двоечников (безусловно, без подписи фамилий учащихся). В общем, это фантазия педагога.

Кроме этого, нужно помнить об участии детей в организации праздника «Неделя математики в школе». Мероприятия должны полностью соответствовать той учебной категории, в которой запланировано их проведение, и при необходимости учащиеся должны получать задания заранее.

Какие ресурсы можно использовать для данного мероприятия?

На современном этапе развития образовательного процесса у педагога есть возможность использования различного вида источников для подготовки к празднику. Как правило, это:

Кроме этого, можно использовать и различные формы проведения праздника «Неделя математики в школе». Мероприятия могут быть в виде известных интеллектуальных игр, например, «Один против всех», КВН, «Умники и умницы». Тем более что в случаях их использования правила данных игр известны всем. Учителю необходимо только составить план.

Как и к любому мероприятию, к празднику под названием «Неделя математики в школе» разработки должны быть написаны в подробном виде со всеми задаваемыми вопросами и предполагаемыми ответами, особенно если педагог начинающий.

Предметная неделя в начальной школе

Кроме того, при проведении праздника «Неделя математики в школе» разработки мероприятия должны быть отдельными для начальной школы. Подготовкой их занимаются преподаватели первой ступени обучения.

Неделя математики в начальной школе должна быть яркой, эмоционально насыщенной, соответствующей возрастным критериям обучаемых. Мероприятия должны быть направлены на мотивацию детей изучать данный предмет.

Поскольку дети еще малы, то их стимулом к участию могут стать не оценки по предмету, а получение медалей и грамот за участие, а также сладких призов. Этот момент необходимо тщательно продумывать при составлении разработки.

Очень хорошим вариантом считается, когда начальная школа и средняя находятся в разных зданиях. Тогда можно использовать свое оформление зала и коридоров. Ну а если здание одно, то ничего в этом страшного нет, оформление к неделе математики можно продумать в классных комнатах и даже провести конкурс лучшего математического кабинета.

Сценарий предметной недели

Большое значение играют при проведении праздника «Неделя математики в школе» сценарии. Мероприятия должны быть яркими и запоминающимися.

Если речь идет о начальной школе, можно запланировать присутствие сказочных героев, которые расскажут о важности изучения математики. В гости к ребятам также могут прийти великие ученые, роль которых будут выполнять сами педагоги или учащиеся старших классов.

А на закрытии школьники должны увидеть всех героев, которые поблагодарят ребят за активное участие в мероприятиях и пообещают новые встречи. При наличии сценария необходимо роли раздать заранее. В данном случае огромное внимание стоит уделить веселым викторинам и тематическим конкурсам.

Послесловие

Безусловно, чтобы провести мероприятие с названием «Неделя математики в школе», придется потрудиться не только учителям по предмету, но и всему педагогическому коллективу.

Не стоит бояться экспериментировать, проявлять свои творческие способности. Школьники учатся на примерах своих педагогов.

Источник: http://fb.ru/article/242389/nedelya-matematiki-v-shkole-meropriyatiya-plan-nedeli-matematiki-v-shkole

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.