Правописание парных согласных в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Для того, чтобы проверить, какой согласный (парный по звонкости/глухости) нужно писать в корне слова, следует подобрать проверочное родственное слово или изменить само слово так, чтобы звук стал слышен отчетливо.
Для этого проверяемая согласная может стоять:
- Перед гласной буквой: соседка – соседушка
- Перед согласными л, н, р, м: мороз — морозный
Ты можешь изменить проверяемое слово:
1. Поставив его в другую падежную форму:
Друг – нет друга, мороз – нет мороза
2. Или представить слово во множественном числе:
Глаз – глаза́, берег – берега
Если изменение слова не дает услышать проверяемую согласную четко, можешь попробовать подобрать однокоренное (родственное) слово:
Подушка – подушечка, сказка – сказать, близко – близок.Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 17, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 215, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 216, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 42, Чуракова, Учебник
Упражнение 44, Чуракова, Учебник
Упражнение 46, Чуракова, Учебник
Упражнение 49, Чуракова, Учебник
Упражнение 44, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 165, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 174, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 94, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 149, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 139, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 42, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 77, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 80, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 82, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 250, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 214, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 217, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 164, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 101, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 56, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 58, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 205, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 219, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 4, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
Упражнение 4, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
4 класс
Упражнение 19, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 112, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 42, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 132, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 136, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 6, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 205, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 446, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 25, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 40, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 42, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 77, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 119, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 212, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 244, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 частьУпражнение 370, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 65, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 67, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 33, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 50, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 174, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 291, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 296, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 426, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 441, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 частьУпражнение 570, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 573, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 618, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
7 класс
Упражнение 18, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 127, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 165, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 192, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 197, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, УчебникУпражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 248, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 356, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 385, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 392, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 7, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 131, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 164, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 193, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 222, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 226, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 235, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 279, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 288, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 363, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© 2019 — budu5.com, Буду отличником!
Нашли ошибку?
Связаться с нами
Источник: https://budu5.com/manual/chapter/27
Парные согласные в корне слова: что это такое и каково их правописание — примеры
Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.
Парные согласные
Главный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.
Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.
Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от ого участия. При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне.
Обратите внимание! Согласные в корне слова формируют конкретное сочетание по звуковому соответствию.
Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:
- б, в, г, д, ж, з;
- п, ф, к, т, ш, с;
- й, л, м, х, ц, ч, щ.
Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.
! Уроки русского: как будто – как правильно пишется
Парные согласные
Основы правописания
Изучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.
Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.
Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.
Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.
В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.
Обратите внимание! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.
Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается.Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия.
Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.
! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова
Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:
- Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
- Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.
Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта.
Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта.
Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.
! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке
Наличие букв в сильной позиции не требует проверки. Это актуально для слов, в которых за согласным звуком следует сонорный согласный или гласный.
Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.
Примеры
Такие свойства, как звонкость и глухость согласных звуков, могут быть определены по смысловому оттенку.
Примеры включают следующие пары:
- Куст – густ. По отношению к кусту используется сочетание над речкой, к слову густ — суп.
- Столп – столб. Для столба применимо прилагательное телеграфный, для столпа – Александрийский.
- Кора – гора. Гора сочетается с прилагательным высокая, кора – с уточнением дуба.
- Шара – жара. Жара дополняется прилагательным невыносимая, шара – существительным поверхность.
- Рос – роз. Слово рос рассматривается в сочетании с существительным мальчик, роз – со словом букет.
- Том – дом. Для дома актуально прилагательное новый, для тома – толстый.
Парные согласные требуют обязательной проверки. Такая необходимость обусловлена возникновением путаницы по смыслу. Например, пара слов рос – роз. Данное сочетание отмечается присутствием согласных на конце слова. Это формирует попадание звуков в слабую позицию.
Проверяемые согласные подвергаются изучению путем изменения:
- Прилагательных и существительных – по падежам и числам.
- Глаголов – по числам и лицам.
Для проверки используется суффиксный способ словообразования с появлением иных частей речи.
Рассмотрим способы проверки на примере слов:
- стол[п];
- ле[х]кий;
- бере[с]ка;
- про[п]ка;
- кана[ф]ка;
- скла[т]ка;
- коро[п]ка;
- поез[т]ка;
- була[ф]ка;
- бу[т]ка;
- доро[ш]ка;
- сторо[ш]ка;
- подру[ш]ка;
- ука[с]ка;
- обре[с]ка;
- морко[ф]ки;
- боро[т]ка;
- сне[к].
Способ изменения числа приводит к таким результатам проверки, как:
- стол[п] – столбы;
- коло[з]ки – колосок.
Согласные в корне слова
Суффиксный способ словообразования порождает следующие проверочные слова:
- ле[х]кий – легонько;
- бере[с]ка – березонька;
- скла[т]ка – складочка;
- про[п]ка – пробочка;
- була[ф]ка – булавочка;
- пое[т]ка – поездить;
- коро[п]ка – коробочка / коробейник;
- бу[т]ка – будочка;
- ска[д]ка – скатывать;
- сторо[ш]ка – сторожить;
- доро[ш]ка – дороженька;
- подру[ш]ка – подруженька;
- ука[с]ка – указочка;
- обре[с]ка – обрезать;
- сала[с]ки – салазок.
! Что такое слова исключения в русском языке: примеры
Актуально использование бессуфиксального способа, например:
- кана[ф]ка – канава;
- боро[т]ка – борода.
Изменение падежа приводит к возникновению таких версий, как:
- морко[ф]ки – морковок;
- сне[к] – снега.
По результатам проведенных проверок становится возможным сформировать конечный вариант:
- стол[п] – столбы – столб;
- коло[з]ки – колосок – колоски;
- бере[с]ка – березонька — березка;
- ле[х]кий – легонько — легкий;
- коро[п]ка – коробочка / коробейник – коробка;
- про[п]ка – пробочка – пробка;
- була[ф]ка – булавочка – булавка;
- скла[т]ка – складочка – складка;
- ска[д]ка – скатывать – скатка;
- поез[т]ка – поездить – поездка;
- бу[т]ка – будочка – будка;
- подру[ш]ка – подруженька – подружка;
- доро[ш]ка – дороженька – дорожка;
- обре[с]ка – обрезать – обрезка;
- сторо[ш]ка – сторожить – сторожка;
- боро[т]ка – борода – бородка;
- ука[с]ка – указочка – указка;
- морко[ф]ки – морковок – морковки;
- кана[ф]ка – канава – канавка;
- сне[к] – снега – снег.
Вывод
Знание основ русского языка существенно упрощает процесс написания. Доскональное изучение парных согласных звуков в корне слова предупреждает ошибки и безграмотность учащихся.
Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/chto-takoe-parnye-soglasnye-i-zvonkie-v-korne-slova.html
Проверка парных согласных звуков в корне слова. урок. Русский язык 2 Класс
На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.
Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:
Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.
Рис. 1. Парные согласные (Источник)
Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.
Назовём предметы. Выделим последние звуки.
Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Таз. Слышим звук С – пишем букву З.
Рис. 2. Поезд (Источник) | Рис. 3. Таз (Источник) |
Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.
Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.
Рис. 4. Лодка (Источник) | Рис. 5. Ложка (Источник) |
Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.
Три способа проверки парных согласных
Это орфограмма встречается в корне слова, поэтому получила название «Правописание парных согласных в корне слова». А какие слова будут проверочными?
Рассмотрим примеры.
Первый способ проверки правописания парных согласных: изменить форму слова, чтобы после парного согласного появилась гласная.
Например: груз – грузы, сугроб – сугробы, плод – плоды.
Второй способ: мысленно подставить слово «нет».
Например: флаг – нет флага, мороз – нет мороза, клюв – нет клюва.
Третий способ: подобрать однокоренное слово так, чтобы после парного согласного шла гласная.
Например: ножка – ноженька, лапка – лапочка, травка – травушка.
Рис. 6. Слова с парными согласными (Источник)
Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
А ещё, чтобы проверить парный согласный, надо изменить слово так, чтобы после проверяемого согласного звука слышался звонкий согласный звук Н.
Например: рыбка – рыбный, книжка – книжный.
Закрепление знаний на практике
А теперь закрепим полученные знания, выполнив задания.
Вставим пропущенные буквы, назовём проверочное слово.
Юбка, дудка, блузка, холод, выставка, глазки, снежки, грязь, коровка, кружка, звонок, морж.
Проверим, что получилось: юбка – юбочка, дудка – дудочка, блузка – блузочка, холод – холодный, выставка – выставить, глазки – глаза, снежки – снежный, грязь – грязный, коровка – коровушка, кружка – кружечка, звонок – звонки, морж – моржи.
Выделим корень в родственных словах, вставим парную согласную.
Тра…ка – тра…а, тра…ушка, тра…инка.
Ду…ки – ду…ок, ду…очек, ду…овый.
Моро… – моро…ы, моро…ный, моро…ить.
Травка – трава, травушка, травинка – корень трав. Вставили букву В.
Дубки – дубок, дубочек, дубовый – корень дуб. Вставили букву Б.
Мороз – морозы, морозный, морозить – корень мороз. Вставили букву З.
Назовём предметы. В каких словах написание расходится с произношением? Подберите к ним проверочные слова. Выделим корни.
Хлеб, гвоздь, шапка, торт, голубь.
Проверим. Произношение расходится с написанием у слов:
Хлеб, гвоздь, голубь.
Проверочные слова:
Хлеб – хлеба, хлебушек, хлебный. Корень хлеб.
Гвоздь – гвозди, гвоздик. Корень гвоздь.
Голубь – голуби, голубок, голубиный. Корень голубь.
Впишем подходящие по смыслу слова с парной согласной на конце. Все слова начинаются с буквы С.…… цветёт весной.
Мама сделала …… из огурцов.
Зимой идёт……
…… намело во время пурги.
После драки под глазом……
…… сена убрали в поле.
Проверим, что получилось (один из вариантов).
Сад цветёт весной.
Мама сделала салат из огурцов.
Зимой идёт снег.
Сугроб намело во время пурги.
После драки под глазом синяк.
Стог сена убрали в поле.
На следующем уроке мы узнаем правила написания слов с разделительным мягким знаком и закрепим эти знания на практике, выполнив множество интересных заданий.
Список рекомендованной литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Kuznetzova.siteedit.ru (Источник).
- School.xvatit.com (Источник).
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 165 С. 109, упр. 167, 168 С. 111.
- Вставь необходимый согласный на месте пропуска в словах.
Рис. 7. Задание на правописание парных согласных в корне слова (Источник)
- * Используя полученные на уроке знания, разгадай ребусы, объясни правописание слов-ответов.
Рис. 8. Ребус 1 (Источник) | Рис. 9. Ребус. 2 (Источник) |
Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/pismo-orfografiya/proverka-parnyh-soglasnyh-zvukov-v-korne-slova
Парный согласный в корне слова: правописание и примеры написания
> Русский язык > Правописание парных согласных в корне слов
Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.
- Парные согласные
- Правописание слов с парной согласной в корне
- Правописание в третьем классе
- Примеры
Правописание слов с парной согласной в корне
При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается.
Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем.
Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:
- написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
- проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
- проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.
Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.
Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».
: все равно как пишется?
Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:
- в конце слов (например, чиж);
- когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).
Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.
Нужно знать: Как правильно пишется также или так же?
Правописание в третьем классе
В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато.
Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.
Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.
Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.
: значение фразеологизма «тришкин кафтан».
Отзывы и комментарии
Источник: https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/pravopisanie-parnyh-soglasnyh-v-korne-slov.html
-урок | Rīgas Purvciema vidusskola
Проверка парных согласных звуков в корне слова Письмо. Орфография
На этом уроке мы узнаем, что парная согласная в корне слова (в середине и в конце слова) требует проверки. Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий.
Оглушение парных согласных на конце и в середине слова
Мы уже знаем, что в русском языке есть парные согласные:
Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, В-Ф, Ж-Ш.
Рис. 1. Парные согласные (Источник)
Понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.
Назовём предметы. Выделим последние звуки.
Поезд. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Таз. Слышим звук С – пишем букву З.
Рис. 2. Поезд (Источник) | Рис. 3. Таз (Источник) |
Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.
Лодка. Слышим звук Т – пишем букву Д.
Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.
Рис. 4. Лодка (Источник) | Рис. 5. Ложка (Источник) |
Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.
Парные согласные в русском языке: примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?
В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека. Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.
Что такое парная согласная?
Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них — противопоставление звуков по глухости-звонкости.
Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Парные согласные | примеры слов с парными согласными | |
Звонкие (с участием голоса) | Глухие (без участия голоса) | |
[б] | [п] | стол[б]ы — стол[п] |
[в] | [ф] | дро[в]а — дро[ф] |
[г] | [к] | доро[г]а — доро[к] |
[д] | [т] | боро[д]а — боро[т]ка |
[ж] | [ш] | бла[ж]ить — бла[ш] |
[з] | [с] | моро[з]ный — моро[с] |
Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».
Правило правописания парных согласных
В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.
Правило может быть изложено в следующих пунктах:
- корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
- правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
- выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).
Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.
Применение правила
Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.
Орфограммы – парные согласные | |
на конце слова | в стечении согласных |
|
|
Далее отрабатываем навык подбора проверочных слов.
Существительные и прилагательные изменяем по числам, падежам, глаголы по лицам и числам | Используем суффиксы, образуем иные части речи |
|
|
Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:
- бо[п] – бобы – боб;
- бро[т] – брода – брод;
- бро[ф'] – брови – бровь;
- гвоз[т'] – гвозди – гвоздь;
- огоро[т] – огороды – огород;
- дро[ш] – дрожи – дрожь;
- поло[с]ка – полосонька – полоска;
- ко[з']ба – косить – косьба;
- ре[з']ба – резать – резьба;
- горо[д']ба – городить – городьба;
- кро[в'] – кровный – кровь;
- стра[ш] — стражник – страж.
Парные согласные. Примеры различения слов
Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:
- (суп) густ – (над речкой) куст;
- (телеграфный) столб — (Александрийский) столп;
- кора (дуба) – (высокая) гора;
- (невыносимая) жара – (поверхность) шара;
- (букет) роз — (мальчик) рос;
- (новый) дом – (толстый) том.
В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.
Тест по изученной теме
1. Что такое парная согласная? _____________________________________________
2. Допишите предложение:
Чтобы проверить парные согласные, нужно _____________________________________
3. Выделите слова, нуждающиеся в проверке:
Погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, дру..ный.
4. Напишите звуки в квадратных скобках:
трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.
5. Подчеркните проверочное слово:
Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки
6. Ж или Ш?
Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.
7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:
- гу…ки (__________);
- фла…ки (__________);
- гри… (__________);
- гла… (__________);
- пры…ки (____________);
- ло…ка (____________);
- лоша…ь (______________);
- зу.. (_______).
8. Выберите правильный вариант:
Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.
9. Вставьте буквы в тексте:
Лебе…ь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!
10. Исправьте ошибки:
- Я люблю читать скаски.
- Как душисты яготки земляники!
- На грятках посеяна моркофка.
- Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
- Лотка плыла по озеру.
- Берек постепенно приближается.
- Сторош не спит.
- Громко тяфкает во дворе дворняшка.
- Ёш шуршит в кустах.
Ответы
1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.
2. Допишите предложение:
Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.
3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:
погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, ло…ки, дру..ный.
4. Напишите звуки в квадратных скобках:
трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.
5. Подчеркните проверочное слово:
Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки
6. Ж или Ш?
Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.
7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:
- гуДки (гудок);
- флаЖки (флажок);
- гриБ (грибы);
- глаЗ (глаза);
- прыЖки (прыжок);
- лоДка (лодочка);
- лошаДь (лошади);
- зуБ (зубы).
8. Выберите правильный вариант:
ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.
9. Вставьте буквы в тексте:
ЛебеДь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!
10. Исправьте ошибки:
- Я люблю читать скаЗки.
- Как душисты ягоДки земляники!
- На гряДках посеяна моркоВка.
- ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
- ЛоДка плыла по озеру.
- БереГ постепенно приближается.
- СтороЖ не спит.
- Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
- ЁЖ шуршит в кустах.
Источник: http://fb.ru/article/265771/parnyie-soglasnyie-v-russkom-yazyike-primeryi-tablitsa-pravopisanie-parnyih-soglasnyih-chto-takoe-parnaya-soglasnaya