Практические работы по биологии 7 класс

Практические работы по биологии 7 класс

Практические работы по биологии 7 класс

Лабораторная работа № 1.

«Строение плесневого гриба мукор»

Цель работы: расширить представления учащихся об особенностях строения плесневого гриба мукор, совершенствовать навыки работы с микроскопом.

Оборудование: белая плесень мукор на хлебе, пинцет, микроскопы.

Ход работы

  1. Рассмотрите невооружённым глазом плесневые грибы на хлебе. Опишите их внешний вид.

  2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукор.

  3. Рассмотрите микропрепарат в микроскоп.

  4. Найдите грибницу, плодовое тело и споры.

  5. Зарисуйте строение гриба и подпишите названия его основных частей.

  6. Сделайте вывод о строении и размножении гриба мукор.

Лабораторная работа № 2

Распознавание съедобных и ядовитых грибов

Цель работы: научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы

  1. Используя рисунки учебника и дополнительной литературы разделите грибы на 2 группы.

  2. Полученные результаты запишите в таблицу:

Съедобные

Ядовитые

Лабораторная работа № 3

Изучение внешнего строения водорослей

Цель работы: изучить строение водоросли

Оборудование: микроскопы, микропрепараты водорослей

Ход работы

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом. Из чего состоит нить водоросли? Найдите оболочку, цитоплазму, хроматофор, ядро, вакуоль.

  2. Зарисуйте водоросль. Изобразите на рисунке одну клетку со всеми органоидами.

  3. Сделайте вывод о строении спирогиры. Почему она так называется? Чем она отличается от эвглены или хламидомонады?

Лабораторная работа № 4

Изучение внешнего строения мхов

Цель работы: изучить строение мхов.

Оборудование: гербарные экземпляры мхов, лупа, микропрепарат листа мха, микроскоп.

Ход работы

  1. Рассмотрите внешнее строение мха. Найдите стебли и листья.

  2. Укажите форму стебля и листьев, расположение листьев, размер и окраску.

  3. Рассмотрите при помощи лупы верхушку стебля и найдите коробочку со спорами.

Каково значение спор в жизни растения?

  1. Сделайте вывод: что общего и чем отличаются мхи от водорослей?

Лабораторная работа № 5

Изучение внешнего строения папоротников

Цель работы: изучить строение папоротников

Оборудование: лупа, папоротник, таблица «Строение папоротника»

Ход работы

  1. Изучите внешнее строение папоротника. Найдите подземные и надземные вегетативные органы, опишите по плану: корневая система, форма и окраска корней, размер стебля, форма, размер и окраска листьев.

  2. Рассмотрите мешочки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротников?

  3. Сравните папоротник с мхом. Найдите признаки сходства и различия.

  4. Обоснуйте принадлежность папоротника к растениям.

Практическая работа № 6

Изучение строения и многообразия голосеменных растений

Цель работы: изучить строение и многообразие голосеменных

Оборудование: хвоя сосны и ели, шишки сосны и ели.

  1. Рассмотрите хвою. Определите её форму, расположение на стебле. Измерьте длину хвои и обратите внимание на окраску.

  2. Рассмотрите внешний вид шишек. Отметьте их форму, размеры, окраску. Свои наблюдения занесите в таблицу.

    Название

    растений

    Хвоя

    Шишки

    Длина

    Окраска

    Расположение

    на ветке

    Размеры

    Форма чешуек

    Плотность

  3. Отделите одну чешуйку и ознакомьтесь с расположением и внешним

строением семян. Какую роль играют семена в жизни растений.

  1. Почему изученное растение называется голосеменным.

Лабораторная работа № 7

Изучение строения покрытосеменных растений

(на примере шиповника)

Цель работы: изучить строение покрытосеменных растений

рисунок шиповника

Ход работы

  1. Рассмотрите выданное вам растение.

  2. Отметьте особенности внешнего строения.

  3. Изучая побег, отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности строения стебля.

  4. Определите: одиночный цветок или растение имеет сооцветие.

  5. Отметьте особенности строения чашечки, венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.

  6. Изучите строение плода. Определите тип плода.

Вывод: определите к какому классу и семейству относится растение. Почему?

Лабораторная работа №9

Строение инфузории – туфельки

Цель работы: ознакомиться со строением инфузории туфельки

Оборудование: микроскоп, готовый микропрепарат инфузории

Ход работы

  1. Рассмотрите микропрепарат инфузории — туфельки под микроскопом.

  2. Определите её форму тела, передний (тупой) и задний (заострённый) концы тела.

  3. Найдите на поверхности её тела реснички и установите, какую роль они играют.

  4. Найдите сократительные вакуоли. Какую роль они выполняют?

  5. Зарисуйте инфузорию – туфельку в тетради и подпишите увиденные и не увиденные части тела (с помощью рисунка).

Лабораторная работа № 10

Внешнее строение дождевого червя

Цель работы: изучить строение дождевого червя

Оборудование: рисунок дождевого червя.

Ход работы

  1. Рассмотрите дождевого червя, определите его форму тела, строение, размеры.

  2. Рассмотрите тело червя, состоящее из колец-члеников, выясните, одинаковые ли они на всём протяжении тела червя.

  3. Найдите передний (более заострённый) конец тела с ротовым отверстием и задний (более тупой) с анальным отверстием. Какую роль они играют?

  4. Обратите внимание на кожу червя, какая она – сухая или влажная? Какое значение имеет такая кожа в жизни червя?

  5. Выясните роль щетинок при передвижении? Как вы думаете одинаково ли он будет передвигаться по стеклу и шероховатой поверхности?

  6. Зарисуйте дождевого червя в тетради, подпишите части его тела.

Лабораторная работа № 11.

«Внешнее строение моллюсков»

Цель: изучить строение моллюсков.

Оборудование: рисунки учебника, плакаты.

Ход работы

  1. Рассмотрите раковину беззубки, определите её форму, окраску, найдите её передний (широкий) и задний (тупой) концы.

  2. Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую её часть – вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои её прироста, поэтому их называют годичными кольцами.

  3. Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.

  4. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика, обратите внимание на, что она спирально закручена, определите её окраску.

  5. Найдите на раковине её вершину и отверстие, ведущее в полость раковины – устье.

  6. Зарисуйте раковину прудовика и подпишите её части.

  7. Вывод: установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика.

Лабораторная работа № 12

 «Сравнение строения различных классов членистоногих»

Цель: изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих.

Оборудование: рисунокмайского жука и других членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.

Ход работы

I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука

1. Рассмотрите рисунок майского жука, определите его размеры, окраску тела.

2. Найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко. 3. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза — органы зрения и ротовые органы.4.

Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.5. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья.6.

Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.

7. Зарисуйте майского жука

II. Знакомство с многообразием членистоногих.

1. Составьте таблицу «Особенности строения классов членистоногих».

Название класса

Представители

Особенности строения

2. Выявите признаки сходства и различий.

Лабораторная работа № 13

« Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: рисунки с изображением разных видов рыб.

Ход работы

1. Рассмотрите рыбу, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. Зарисуйте. Определите по чешуе возраст рыб. Как вы это сделали?

3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

6. Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники.

7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в тетрадь.

Лабораторная работа № 14

« Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Оборудование: влажный препарат лягушки, рисунки с изображением лягушки.

Ход работы

1. Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.

2. Рассмотрите покровы тела.

3. Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.

4. Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.

5. Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запишите в тетрадь.

Лабораторная работа № 15

«Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: набор перьев, рисунки с изображением птиц.

Ход работы

1. Рассмотрите рисунок птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев.

5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.

6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

8. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.

Лабораторная работа № 17

«Распознавание животных, определение их систематического положения и значения в жизни человека» 

Цель: научиться распознавать многоклеточных животных разных типов по внешнему строению.

Оборудование: рисунки животных. 

Ход работы

1. Рассмотрите рисунки представителей многоклеточных животных, определите их название и принадлежность к типу. Заполните таблицу.

Тип

Класс

Представитель

2. Проклассифицируйте одного из представителей.

Вид – домашняя собакаРод –Семейство – Отряд –Класс –Тип –

Царство –

Источник: https://infourok.ru/prakticheskie-raboti-po-biologii-klass-730609.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.