Познавательная беседа на тему: Права и обязанности ребенка

Классный час о правах и обязанностях ребенка

Познавательная беседа на тему: Права и обязанности ребенка

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Цель:

познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации

Учитель. Скажите, есть такой закон “О правах ребёнка”?,

Ученик 1:

Обязанности и права, ты должен знать Как дважды – два. В наш, бурный, XXI век, культурный, Здравый человек осмыслить должен Для чего он на Земле живёт давно.

Давай представим, ты растёшь… Учиться лет с шести пойдёшь Окончишь, скажем, ты Лицей, Перед тобою сто путей И право чем тебе заняться, Ты сможешь выбрать постараться.

                    С ребятами спорили мы много раз,

                    Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель.

Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

  • Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов:

  • до 14 лет;
  • до 16 лет;
  • до 18 лет;
  • до 21 года.)

Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

Ученик 2.

Мальчишки и девчонки, И мы вместе с ними С рождения имеют право на имя. Имеем мы право сказать, как один:

“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 3.

Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Ученик 4.

Имею я право нормально питаться, Учиться, лечиться и развлекаться. Расти в своём доме, в полной семье,

А не на уличной мёрзнуть скамье.

Ученик 5.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение. Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

Ученик 6.

К ребёнку нельзя относиться небрежно, А только с любовь, заботой и нежно. Ребёнка нельзя как товар продавать,

И от учёбы его отрывать.

Ученик 7.

Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Ученик 8.

Терпимость и дружба – Всеобщее братство, Духовная близость – Вот это богатство. А наши родители и педагоги Должны нас направить

На эти дороги.

Ученик 9.
Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? ( ответы детей)

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

– Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”.

– Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Заключение

Учитель. Подведём итоги.

Вопросы:

  1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
  2. Какие основные права вам известны?
  3. В каком международном документе записаны права детей?
  4. Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?
  5. В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Музыкальная викторина: “Скажи, о каком праве говорится в песне?”

  1. Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету…
  1. Мы дошкольниками были, Мы ходили в детский сад. Мы из глины мастерили И лошадок и зайчат. А теперь, а теперь,

    Открывай нам, школа, дверь!..

  1. На прививку, третий класс!
    Вы слыхали? Это нас….
  1. Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
    И съела кузнеца…
  1. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама!

    Пусть всегда буду я!

Учитель.

Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

Приложение 1

18.04.2011

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593278/

Права и обязанности детей беседа

Познавательная беседа на тему: Права и обязанности ребенка

– Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”.

– Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

Классный час (5 класс) по теме: Классный час — Права и обязанности детей

Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав. Воспитывать уважение к правам других людей. Способствовать формированию активной жизненной позиции.

  • Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
  • А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
  • Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
  • Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

Мбоу сош с

С таким названием прошла беседа в 9 классе 28 марта 2019 года и сопровождалась презентацией. Ребята совершили небольшую экскурсию в историю России.

Узнали, как жилось их сверстникам в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович в 1649 году подписал «Соборное уложение», по которому за одну только попытку детей подать жалобу на родителей, предписывалось «бить их кнутом нещадно, а потом отдавать родителям». Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний.

С большим вниманием учащиеся слушали рассказ о событиях в мировой истории, которые послужили отправной точкой в создании Декларации Прав ребенка 1959 года, Конвенции прав ребенка в 1989 году, которая по существу считается «мировой конституцией» прав ребенка. С интересом познакомились с отдельными статьями Конвенции прав ребенка.

1989 год — Комиссия ООН по правам человека подготовила текстКонвенции о правах ребенка. По сравнению с Декларацией (1959 г.

), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Интересное:  Льготы ребенку инвалиду из чего складывается пенсия пфр

документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Нужно ли знакомить детей с правами и обязанностями

Целесообразно проводить литературные игры, которые могут быть как составной частью занятий по художественной литературы, так и проводиться отдельно как речевые занятия на литературном материале. В них может принимать участие небольшая группа детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить свою инициативу.

Поскольку первые уроки отношений с окружающим миром ребенок получает в родительском доме, из-за недостаточности жизненного опыта все, что он тут наблюдает, воспринимается им как норма, как модель человеческих взаимоотношений, эталон для собственного поведения.

Классный час «Мои права и обязанности»

Учитель: Здравствуйте, дети и уважаемые родители. Рада вас приветствовать в нашем классе.

Ребята, вы повзрослели на целый год, отдохнули летом, набрались новых сил и теперь, я думаю, готовы к 3 классу. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему.

Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. Сценка поможет нам определить предмет нашего разговора.

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация — это совет, разъяснение, а юристы — это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на дос­ку, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права.

Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Кон­венции «О правах ребенка». » (см.

Приложение 2), (слайд 18)(Во время игры дети вытаскивают одну карточку и комментируют, какие права ребенка были нарушены в данном случае).

Беседа Права и обязанности детей

Права человека — это то, что может делать любой человек на Земле. Например, он имеет право свободно высказывать свое мнение. Между прочим, право говорить то, что думаешь, называется «свобода слова». А есть и другие права у человека. Причем все эти права записываются в Конституции — главном (или, как говорят еще, основном) законе той или иной страны.

Интересное:  Как оформить загранпаспорт и где

А права ребенка — это то, что могут делать все дети на свете. То есть то, на что дети имеют право.

Например, вы все имеете право пользоваться компьютером и выходить в Интернет, просматривать свои любимые журналы и играть в свои любимые игры. А еще читать свои любимые книжки и смотреть любимые кинофильмы.

А еще отдыхать. Вот это и есть право, которым и должен обладать каждый ребенок. В какой бы стране мира он ни жил.

Права и обязанности детей: вопросы и ответы

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума.

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

Обязанности детей

  • Самое первое, что обязана сделать мама – сохранить здоровье малыша в период его внутриутробного развития. Если будущая мама предпринимает меры, способные нанести реальный вред жизни и здоровью ребенка, она рискует понести криминальную ответственность за свои преднамеренные действия.
  • Еще одна святая обязанность родителей – содержание своего ребенка. При этом каждый из родителей должен принимать участие в воспитании и в финансовом обеспечении сына или дочери по мере своих возможностей. Помощь ребенку со стороны государства поступает в распоряжение родителей и используется ими на их усмотрение, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности малыша.

Сборник тематических лекций и бесед, направленных на законопослушное и безопасное поведение детей и их родителей

Самое важное, что занимающийся самообороной приобретёт на тренировках – это уверенность в себе. Последнее о чём нужно думать во время атаки: «Действительно ли я могу сделать это?» Гораздо легче принять меры в чрезвычайной ситуации, если у вас уже был тренировочный опыт.

Никотин, хоть и слабый наркотик, вызывает быструю и сильную зависимость, отсюда и сложность отказа от курения. В стране разработаны некоторые меры по борьбе с курением (запрет на курение в школах, общественных местах, на некоторых рабочих местах; запрещение рекламы табачных изделий и их продажи несовершеннолетним, предупреждения Минздрава, антиникотиновая пропаганда и т.д.).

30 Июл 2018      yslygiur         422      

Источник: https://urist-yslugi.ru/bez-rubriki/prava-i-obyazannosti-detej-beseda

Нужно ли знакомить детей с правами и обязанностями?

Познавательная беседа на тему: Права и обязанности ребенка

Задача педагогов – вырастить компетентную личность, способную самостоятельно принимать решения, признавать свои ошибки, отстаивать свое достоинство, реализовывать природные возможности.

Важно, как полученные знания влияют на компетентность дошкольника:

  • пригодятся ли в реальной жизни;
  • способствуют ли развитию самостоятельности ребенка;
  • сформируют ли творческое отношение к жизни.

Необходимо подчеркнуть, что система правового образования и воспитания должна быть непрерывной, начиная с дошкольного учреждения.

В семье, детском саду и тем более, начиная с первого года обучения, ребенку приходится сталкиваться с определенными правилами поведения, выбирать определенное отношение к ним: быть вежливым, честным, справедливым, уважать старших, ценить труд других, не обижать слабых и т.п.

Для детей эти явления выступают и как моральные, и как правовые, потому что они еще не могут разделить морально допустимое и законное. Эти понятия выступают как единое целое.

Работу дошкольного учреждения необходимо направлять в трех направлениях:

  • методическая и контрольно-аналитическая работа с педагогами;
  • учебно-воспитательная работа по правовой образованности дошкольников;
  • работа с родителями.

Для оказания методической помощи воспитателям целесообразно проводить мониторинг с целью выявления уровня осведомленности педагогов по проблемам правового воспитания.

Задачи методической работы с педагогами:

  • знакомить педагогов с инновационными технологиями, направленными на гармоничное развитие личности, с методами воздействия на сознание, эмоциональную и поведенческую сферу дошкольника;
  • определить основные формы, методы и средства развития у детей чувства собственного достоинства и самосознания, формирование знаний о своих правах, выделить права ребенка по Конвенции ООН о правах ребенка, с которыми целесообразно знакомить дошкольников;
  • вызвать интерес педагогов к углубленному проработки проблемы.

Цель учебно-воспитательной работы с правовой образованности дошкольников – дать детям начальные знания о нормах поведения, формировать навыки их соблюдения, соответствующего отношения к правомерных действий, поступков, а также правонарушений, преступлений, вредных привычек и других проявлений антиобщественного поведения, воспитывать уважение к родителям, воспитателей, ровесников, людей преклонного возраста, знакомить с правилами бережного отношения к природе, своих вещей, предметов быта и тому подобное.

Для достижения указанной цели право-воспитательная работа с дошкольниками предполагает решение целого ряда задач.

Познавательные задачи

формировать у дошкольников:

  • понимание ценности человеческой личности, ценности жизни и здоровья людей;
  • представление о нашей стране, ее законах, правах и обязанностях людей, правилах и нормах их сосуществования в социуме;
  • правовое сознание, умение действовать в соответствии с законом;
  • уважение к таким ценностям, как свобода, равенство, справедливость; утверждать гуманистическую мораль;
  • адекватную самооценку, как регулятор морального поведения, что составляет основу таких чувств, как долг, ответственность, стыд, вина, совесть;
  • осознание своей зависимости от представителей старшего поколения;
  • понимание обязанностей относительно младших, внимательно и заботливо относиться к ним, опекать их, помогать им, проявлять правдивость, честность в отношениях с младшими, справедливость в оценке их поведения;
  • навыки безопасного поведения при агрессивном поведении сверстников или взрослых, умение быстро обращаться за помощью в критической ситуации.

Учитывая возрастные особенности дошкольников с детьми необходимо общаться на понятном для них языке и исходить из следующих принципов:

  • связи правового воспитания с практическими жизненными ситуациями;
  • содержание информации должно соответствовать возрастному уровню жизненного опыта, мировоззрения, особенностям психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);
  • сочетание коллективного и индивидуального подходов;
  • единстве правового и нравственного воспитания;
  • логической последовательности правового воспитания: от получения знаний о нормах, до усвоения их на практике, и в дальнейшем к формированию осознанной установки относительно необходимости соблюдения каждым человеком;
  • приоритета игровых методов правового обучения и воспитания с целью активизации интереса к усвоению норм проживания в обществе;
  • интеграция различных видов детской деятельности;
  • целенаправленное использование народоведческого материала и художественных произведений;
  • постепенное подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям.

Как известно, права не существуют без обязанностей. Диалектическая взаимосвязь прав и обязанностей – главная суть воспитания правосознания. Что же такое обязанность в детском понимании?

Обязанность – это то, что дети должны делать, чтобы быть полезным себе и окружающим.

Как известно, ведущим видом деятельности для ребенка является игровая деятельность. Практика показывает, что игра – та волшебная палочка, которая превращает процесс обучения в интересное, захватывающее приключение.

Игра ориентирует малыша в социальной действительности, воспитывает в нем стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Игре детей нужно уделять большое внимание и тому, что в ней формируется характер, волевые качества, происходит «обучение жизни» по определенным правилам. Иначе говоря, в игре дети регламентируют свое поведение с помощью правил. Они ведут себя естественно и непринужденно.

В игре воспитывается позитивная самооценка и формируется на ее основе «Я»-концепция.

Используя разнообразные игровые упражнения, дети гораздо легче усваивают материал, работают с большим интересом.

В плане воспитательной работы с дошкольниками целесообразно проводить:

  • игры-упражнения на актуализацию «Я»;
  • игры-упражнения, в которых детям предлагается решить ситуации с определенным морально-правовым содержанием;
  • дидактические игры, например, «Сравни героев сказок», «Какое право нарушено», «Что хорошо, а что плохо», «Ступени правды (доброты, вежливости)» и другие;
  • игры-стратегии и сюжетно-ролевые игры.

Необходимо отметить, что процесс осознания ребенком себя как реально действующего лица находится под сильным влиянием так называемого идеального самообраза.

Он формируется на ранних этапах развития личности в условиях положительных эмоциональных контактов ребенка с близкими взрослыми, а также в результате отождествления себя с героями сказок, рассказов – носителями высоких моральных качеств.

Поэтому необходимо широко обращаться к произведениям художественной литературы и устного народного творчества. Благодаря умелому педагогическому руководству можно направить эмоциональное восприятие дошкольников художественных произведений в русло морального и правовоспитательной образования.

Особого признания среди педагогов получила, конечно, сказка как доступный и влиятельный жанр народного творчества.

Сказочные сюжеты, построенные на противопоставлении добра и зла, их борьбе, содержат яркие примеры гуманного и антигуманного поведения. Осуждая зло, разоблачая жестокость, сказки убеждают в необходимости отношений на началах добра и гуманизма.

Поэтому предлагается чтение произведений художественной литературы, в частности, сказок с последующим их обсуждением.

Целесообразно проводить литературные игры, которые могут быть как составной частью занятий по художественной литературы, так и проводиться отдельно как речевые занятия на литературном материале. В них может принимать участие небольшая группа детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить свою инициативу.

Приведем несколько предложений относительно таких занятий:

  • нарисовать словесный портрет действующих лиц;
  • придумать другое окончание сказки;
  • придумать сюжет, когда сказочные герои меняют свое поведение, и их поступки уже не причиняют боли, обиды, пренебрежения другим; ввести в сказочный сюжет нового героя;
  • представить себя на месте того или иного персонажа, передать его состояние, чувства и тому подобное.

Со старшими дошкольниками проводятся нравственно-этические беседы на такие темы: «Правила доброты», «Наши обязанности», «Как я могу помочь родителям», «Правила честности», «Добрые и плохие поступки» и другие. Интересным является метод условных знаков «Права ребенка».
Как известно, дети очень любят развлечения.

Развлечение проводится с целью обобщения всего, чему дети научились. Подбирая их, педагогам нужно применять материал, имеющий и правовиховну ценность. Песенки, стихи, сценки ненавязчиво, образно учат, что стыдно лениться, быть неряхой, обижать меньших и более слабых, лгать и т.д.

Но надо отметить, что без предварительной работы педагога детвора только смеется над «героями» произведений, не делая для себя никаких выводов.

Следовательно, следует усилить эмоциональные акценты бесед – ведь дети воспринимают мир прежде всего сердцем, чувствами, а уже потом умом. Поэтому имеем о негативном всегда говорить с отвращением, гневом, презрением, а о положительном – восторженно, с искренним уважением.
В правообразовательной работе с детьми целесообразно также использовать средства театра.

Как отмечают психологи, использование театра и элементов театрализованных действий расширяет власть сознания над эмоционально-инстинктивной сферой человека. Искусство театра влияет не только на сознание актера и зрителя, но и на глубинные психические процессы.

Ребенок не осознает того глубокого следа, который оставляет в его душе знакомство с театральным представлением, участие в драматизациях или театрализованных действиях, а взрослый видит «отзывы» благотворного влияния искусства в поведении, речи, жестах питомца.

Как известно, ведущую роль в воспитании детей играет семья. Это – первый очаг воспитания человечности, национального сознания, патриотизма и демократизма. Здесь прививают детям здоровые нормы и навыки культурного поведения, учат уважать родной язык, национальные обычаи и традиции, готовят к жизни.

Именно семья закладывает основы воспитания, особая прочность которого объясняется тем, что базируется оно на любви между родителями и детьми и теплые кровных взаимоотношений.

Пока мы наблюдаем, что во многих семьях основной педагогический арсенал в отношении детей состоит лишь из собственного детского опыта нынешних родителей.

Далеко не всегда в семьях почитают права ребенка, способствующих воспитанию свободной, самостоятельной, ответственной и демократически ориентированной личности.

Поэтому насущной задачей является создание своеобразного педагогического всеобуча родителей.

Главное в сотрудничестве с каждой семьей – помочь родителям понять и принять современные гуманистические идеи и ориентиры, которые основываются на уважении к личности ребенка, заботе о его всестороннем развитии.

Поскольку первые уроки отношений с окружающим миром ребенок получает в родительском доме, из-за недостаточности жизненного опыта все, что он тут наблюдает, воспринимается им как норма, как модель человеческих взаимоотношений, эталон для собственного поведения.

Критерием результативности нравственно-правового воспитания дошкольников выступает совокупность следующих показателей: знания ребенком способов поведения с определенными моральными правилами, соблюдение их в разных видах деятельности – в игре, в играх-занятиях, в трудовой, бытовой деятельности; понимания значения нравственного поведения; знание ребенком элементарных прав и обязанностей ребенка, понимание связи между понятиями: «право», «правило», «честь», «долг», понимание своего статуса в обществе, умения анализировать поведение взрослых по отношению к детям, стремление ребенка к высокой самооценки.

Понимание детьми нравственно-правового содержания способов поведения способствует превращению внешних, объективно заданных правил поведения во внутренние мотивы.

Источник: https://podrastu.ru/vospitanie/detjam-o-pravakh-i-objazannostjakh.html

Права ребенка в России беседа в старшей группе, в картинках

Познавательная беседа на тему: Права и обязанности ребенка

С момента своего появления на свет новорожденная кроха приобретает несколько социальных ролей. Дома он — «первенец» или «самый младший» и непременно — любимец всех членов семьи. В детской поликлинике — «пациент» из разряда грудничков. А главный социальный статус крохи — «личность», «гражданин».

И прав у маленького гражданина немало. Подрастает малыш, и взрослые знакомят с ними.

Уточним, какие конкретно возможности имеет каждый маленький человечек в РФ, какие документы закрепляют их за детьми, какой может быть беседа права ребенка для детей старшего дошкольного возраста или ученика начальной школы.

Российское законодательство на страже детских прав

В нашем обществе сформирована серьезная нормативно-правовая база, регулирующая права детей. В нее включены документы федерального и региональных уровней.

К этим документам относится прежде всего Конституция РФ.

Специальные статьи, обеспечивающие возможности маленького человека, есть в различных Кодексах (Семейном, Трудовом, Гражданском, Уголовном).

Разработан и введен в действие специальный закон, гарантирующий каждому малышу соблюдение и защиту его интересов (ФЗ-124, 1998 г.).

Их реализация осуществляется также в соответствии со специальными федеральными законами:

  • об образовании,
  • охране здоровья,
  • защите от негативной информации;
  • о вредном воздействии табачного дыма и т.д.

Региональное законодательство регламентирует вопросы социальной помощи семьям с детьми, а также обеспечивает защиту прав несовершеннолетних с помощью уполномоченных по правам детей.

Какие права имеет ребенок в РФ

Разработанная законодательная база касается всех сторон детской жизни, обеспечивая самые разные детские права.
Вспомним, что гарантируют законы нашим детям.

Права ребенка глазами детей

Жизнь

Самое основное, что получают дети, — право на жизнь. Пока малыш маленький, взрослые (семья, социальные институты государства) обязаны обеспечить ему возможность для нормальных условия жизни. Любая угроза для жизни — недопустима. Государство строго следит за соблюдением основного права несовершеннолетних.

Свобода и неприкосновенность личности

Создавая малышу условия для жизни, взрослые должны помнить, что даже младенец имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Именно поэтому внимательно и строго расследуются все факты нарушения этого: физическое насилие (избиение) малышей или похищение и незаконное, принудительное удерживание их в определенных условиях.

Здоровье

Еще одно важное право детей — на здоровье. Государство обеспечивает его, не только помогая малышам в период болезни. Кроме помощи в преодолении заболевания, дети получают возможность профилактического наблюдения за собственным состоянием.

Это дает возможность специалистам своевременно заметить отклонения от нормы и воздействовать на них, чтобы избежать серьезных осложнений.
Именно для этого проводятся систематическая диспансеризация и регулярные медицинские осмотры несовершеннолетних, осуществляется профилактическая работа (прививки, оздоровление).

А заболевшие дети имеют право на медицинскую помощь и уход, а также полноценную реабилитацию в современных детских санаториях.

Семья

Проявляя всестороннюю заботу о малышах, государство стремится к тому, чтобы все дети смог реализовать такое важное право, как жизнь в семье. Любящая семья — естественное и самое необходимое для малыша условие развития и социализации.

Государство заботится о поддержке семей, имеющих детей, уделяя особое внимание многодетным семьям, а также родителям, имеющим детей с нарушениями здоровья.

К сожалению, не каждую семью можно назвать любящей, не в каждом доме создана здоровая атмосфера для малыша.

В случаях возникновения угрозы жизни детей при ненадлежащем отношении к ним со стороны взрослых, заботу о детях берет на себя государственные учреждения (детские дома, центры для несовершеннолетних).

А чтобы несовершеннолетний не лишился на родительской заботы и внимания, он может получить новую семью — приемную. Институт приемной семьи, различные формы помощи детям, лишенным заботы родителей (усыновление, опека) находятся под пристальным вниманием государства. Это позволяет тысячам детей реализовать такое естественное для детей право — жить и воспитываться в семье.

Образование

Детство — важный этап в жизни, когда закладываются основы будущего профессионального успеха, создаются возможности для самореализации человека.Именно в период детства и юношества реализуется еще одно право детей — на получение образования.

Дети, проживающие в нашей стране, получают бесплатное образования разных уровней:

  • Дошкольного;
  • Основного общего (1 — 9 классы);
  • Среднего общего (10 — 11 классы);
  • Среднего профессионального (колледжи, профессиональные лицеи и техникумы).

Каждый молодой человек имеет право попробовать свои силы в конкурсном отборе на бесплатное получение высшего образования в первый раз. Удачное прохождение конкурса гарантирует бесплатное обучение в вузе.

Немаловажным является и то, что правом на образование наделены все дети, независимо от их подготовки, уровня развития или состояния здоровья.

Чтобы обеспечить общедоступный уровень получения образования, созданы специальные и коррекционные образовательные учреждения, разработаны специальные методики и формы получения образования, учитывающие самые разные особенности здоровья и развития детей.

Коррекционное и инклюзивное образование не только обеспечивает реализацию возможности на обучение для каждого малыша и подростка, но и является необходимым условием его дальнейшей социализации.

Жилище

Все указанное выше успешно реализуется, если соблюдается право детей на жилье. Государство гарантирует его, определяя, что несовершеннолетние граждане могут и должны проживать вместе с родителями.Законодательно закрепляя это, государство помогает родителям реализовать его для своих детей. Для это разработана система субсидий и жилищных сертификатов.

Не остаются без внимания и несовершеннолетние, проживающие без родителей, в детских домах или приемных семьях. Если они имели жилье до попадания под опеку или в детский дом, то это жилье закрепляется за ними. А при отсутствии жилого помещения, дети получают жилплощадь от региональных органов власти.

Лишение жилища без предоставления другого места жительства — не только нарушение детских прав, но и серьезное правонарушение.

Другие права несовершеннолетних

Кроме перечисленных основных прав, дети имеют ряд других, которые также закреплены законодательно и находятся под защитой государства.

  • Так, например, каждый человек имеет право получить свое собственное имя, фамилию и отчество.

  • Для народов нашей многонациональной страны важным является изучение и использование родного языка.
  • Дети имеют право отдыхать, что учитывается разработчиками образовательных стандартов при определении норм времени на учебу и выполнение домашних заданий.

  • Являясь и осознавая себя личностью, дети имеют право на уважительное отношение к себе, а также другие возможности.

Права и возраст детей

Будучи наделенными разными правами, несовершеннолетний не все из них приобретает одновременно с моментом рождения. Конкретные права и обязанности ребенка зависят от его возраста.
Рассмотрим, как возраст детей влияет на гарантирование им новых прав.

С рожденияОсновные права, о которых мы уже вспомнили: на жизнь, здоровье, семью, жилище, свободу, неприкосновенность, имя, родной язык, отдых, уважение — малыш получает, как только родится.
С этого же времени дети получают право наследования и владения собственностью. Даже грудничок становится полноправным наследником имущества. В то же время следует уточнить, что распорядиться своей собственностью дети смогут только после достижения возраста дееспособности.
 6 лет Некоторые родители удивляются, узнав, что при достижении шестилетнего возраста малыш становится правоспособным и приобретает гражданские права:

 на самостоятельные покупки в магазинах;

на получение подарков;

на самостоятельное распоряжение теми деньгами, которые взрослые давали ему на       карманные расходы.

 8 лет вступать в детские общественные организации;
 10 лет соглашаться или не соглашаться на усыновление;
 12 лет Занимать переднее сиденье автомобиля по соседству с водителем.
 14 лет 14 лет — серьезный рубеж в жизни — подросток получает паспорт! А одновременно с этим приобретает новые права:

определиться с гражданством;

на работу: рабочий день у несовершеннолетних сокращенный, но начинать трудовую деятельность уже можно;

на самостоятельное распоряжение стипендией или зарплатой;

на самостоятельное обращение в суде или прокуратуру, чтобы отстоять свои права;

на банковские услуги: подростку разрешается самому открыть денежный счет в банке, а также распоряжаться этим счетом без участия родителей или законных представителей (пополнить счет, снять деньги частично или полностью закрыть счет);

закрепить за собой авторское право на свое произведение.

вступить в профсоюз или молодежное объединение;

перемещаться на велосипеде по шоссе.

 15 лет самостоятельно решать, необходима ли медицинская помощь.
 16 лет заключить брак и стать родителем;вступить в кооператив;принять решение об эмансипации (получить права дееспособности);

управлять мопедом или скутером.

  18 лет С наступлением 18-летия гражданин перестает считаться несовершеннолетним, приобретает дееспособность и все права в соответствии с законодательством РФ.

Знакомство детей с их правами — важный компонент правового воспитания

Накопленный педагогами опыт убеждает: чем раньше начинается работа по формированию правосознания, тем лучших результатов удается добиться.
На первом этапе правового воспитания ребят знакомят с их собственными правами. Беседу о правах ребенка проводят с детьми старшего дошкольного возраста или учениками начальной школы.

Права ребенка в картинках

Советы по подготовке беседы

Планировать проведение беседы можно в любое время, но целесообразно приурочить ее ко дню защиты детей.

  • При подготовке беседы иллюстрируйте ее положения близкими детям ситуациями из детской литературы, например, сказки А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дошкольники легко поймут, что такое право и бесправие, анализируя ситуации из жизни любимых персонажей.
  • Подготовьте наглядный материал: иллюстрации с изображением знакомых сказочных животных, разъясняющих определенное правовое понятие (например, право на жилье: русская народная сказка «Заюшкина избушка»).
  • Обращайтесь к теме не только на специальных мероприятиях. На любом уроке можно вспомнить проведенные разговоры, это поможет лучше закрепить информацию.
  • Подготовьте презентацию, посвященную правам детей. Ее можно будет использовать как в работе с детьми, так и с их родителями.
  • Подготовьте задания для активизации детей. В качестве заданий можно предложить разбор проблемных ситуаций. Дети могут выбрать из нескольких вариантов поведения героев тот, который соответствует правовому поведению или предложить свой поступок и объяснить его.
  • Подготовьте материал для консультации родителей. Работа будет успешнее, если в ней примут участие мамы и папы детей. Можно также провести родительское собрание на аналогичную тему. Родители, наверняка, получат новую для себя информацию.

Конвенция прав ребенка классный час

Не ограничивайтесь проведением одного мероприятия (беседы о правах ребенка в старшей (или подготовительной) группе или классного часа). Серьезная тема требует системы мероприятий, в результате которых дети познакомятся, усвоят и смогут закрепить важную информацию о своих правах.

Права ребенка в России мультфильм

Источник: http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/beseda-na-temu-prava-rebenka-v-rf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.