План-конспект урока по биологии Возрастные периоды онтогенеза (9 класс)
Конспект урока – практикума по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ»
Цель урока:
1. Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к ЕГЭ по данной теме.
2. Отработать навыки решения заданий части В и С2.
Задачи: Формировать навыки работы с заданиями части В иС.
Развивать теоретическое мышление.
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Работа по инструктивной карточке. В которой даны задания которые необходимо выполнить, указания к работе, которую необходимо выполнить и оценивание результата части В – 2 баллами, частьС в зависимости от количества правильных ответов от 1 до 3 баллов.
Ход урока по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ»
1. Введение
Жизнь – есть воспроизведение себе подобных через себе неподобных.
— Как можно объяснить это изречение? (Да, речь идет о жизненных циклах. Прежде чем особь достигнет способности к репродукции она пройдет рад непохожих друг на друга стадий).
Итак, речь сегодня пойдет об особенностях индивидуального развития организмов.
Заполните схему:
— Какими особенностями характеризуется каждый из периодов онтогенеза? Выполните задание №1 в инструктивной карточке.
Задание №1
В6. Установите соответствие между периодами онтогенеза и его особенностями
2. Эмбриональный период развития
— Итак эмбриональный период развития, давайте выполним задание №2 на установление последовательности явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.
Задание №2.
В7. Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.
А) нейруляция
Б) зигота
В) бластула
Г) морула
Д) гаструла
Е) нейрула
Ответ: бгвдае
При подготовке к ЕГЭ следует уделить внимание заданиям части С2, работу с рисунками.
Задание №3
С2. Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?
Ответ:
1. Зародышевый листок под цифрой 3 – МЕЗОДЕРМА
2. Из мезодермы формируются ткани – соединительная и мышечная.
3. Из мезодермы формируются органы – опорно-двигательной системы, кровеносной, выделительной и половой систем— Какие органы образуются из эктодермы и энтодермы? Заполните таблицу, поставив знак плюс.
органы | эктодерма | энтодерма | мезодерма |
Головной мозг | + | ||
Почки | + | ||
Кости и хрящи | + | ||
Легкие | + | ||
Кровь | + | ||
Кишечник | + | ||
Эпителий кожи | + | ||
Органы слуха | + | ||
Пищеварительные железы | + | ||
Мышечная ткань | + |
— В заданиях для подготовки к ЕГЭ встречаются некорректные задания или задания с ошибками (опечатками).
— В чем заключается некорректность данного задания?
Задание В6.
Установите соответствие
Структура организма | Зародышевые листки | ||||||||||||||||
А) печеньБ) органы чувствВ) скелетГ) кожаД) головной мозгЕ) кровеносная системаЖ) органы слухаЗ) спинной мозг | 1)Эктодерма2)Энтодерма3)Мезодерма
|
(Различные слои кожи образуются из разных зародышевых листков. Эпителий из эктодермы, дерма и гиподерма из мезодермы).
Давайте подведем итог эмбрионального развития живых организмов. Выполните задание №4.
Задание №4
С2.Найди ошибки в приведенном тексте
1. Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме.
2. Гаметы участвуют в оплодотворении.
3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.
4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.
5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.
Ответы: 1. 3. 5.
1. Онтогенез начинается с момента образования зиготы.
3. Зигота, подвергается дроблению, в основе которого лежит митоз.
5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных после выхода из яйца или рождения.
— Какой из ученых эмбриологов ввел понятие «онтогенез» и в чем еще его заслуга как ученого эмбриолога? (Геккель, вместе с Мюллером открыл биогенетический закон).
3. Постэмбриональное развитие
— Почему стал необходим постэбриональный период развития в онтогенезе?
(У родившейся (или вылупившейся из яйца) особи не всегда полностью сформированы все органы и ткани. Необходимо чтобы образовалась взрослая особь, способная к воспроизводству себе подобных).
— Что такое прямое развитие, непрямое или развитие с метаморфозом? (прямое – родившиеся особи имеют все органы, свойственные взрослым организмам, непрямое – новый организм внешне не похожий на взрослую особь, имеет особые личиночные органы).
-На какие группы оно делится? (у насекомых с полным и неполным превращением)
— В чем заключается преимущество непрямого развития?
— Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).
— Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).
— Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).
— Переживание неблагоприятных условий среды (н-р, куколка насекомых).
Выполните задание №5.
В6. Установите соответствие
Организмы | Способы постэмбрионального развития |
А) Речной ракБ) Сизый голубьВ) Уж обыкновенныйГ) Остромордая лягушкаД) Прыткая ящерицаЕ) Медуза | 1) Прямое2) Непрямое |
Работа с информацией на слайде.
-Какая стадия отсутствует у насекомых с неполным превращением?
-Для каких насекомых оно характерно?
Работа с информацией на слайде.
— Назовите, какие стадии в своем развитии проходит бабочка?
Для каких насекомых характерен такой тип развития?
Выполним задание №6.
В6. Установите соответствие:
Организмы | Типы развития | ||||||||||||||
А) Майский жукБ) Капустная белянкаВ) Клоп водомеркаГ) Зелёная тляД) Пчела медоносная Е) Азиатская саранчаЖ) Таракан | 1) С полным превращением2) С неполным превращением
|
3. Особенности онтогенеза животных
Онтогенез животных имеет свои отличительные особенности от онтогенеза других организмов.
Задание №7
В3. Какие признаки развития проявляются у животных только в онтогенезе?
1) Одноклеточная стадия
2) Покровительственная окраска
3) Размеры тела
4) Плавательная перепонка
5) Бластула
6) гаструла
Ответ: 2 3 4.
3. Наибольшее затруднение вызывают вопросы на определение последовательности этапов циклов развития живых организмов, в том числе паразитических червей.
На слайде представлены изображения этапов цикла развития печеночного сосальщика в неправильной последовательности.
Установите последовательность этапов, в цикле развития печеночного сосальщика выполнив задание №8.
Задание №8
В7. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца
А) Внедрение личинок в организм моллюска.
Б) Выход из яйца личинок с ресничками.
В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.
Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки.
Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду.
Е) инцистирование личинок.
Ответ: дбагев .
6.Онтогенез человека имеет свои особенности и в эмбриональный (апоптоз клеток возникающих у зародыша на определенном этапе развития) и в постэбриональный период, имеет свои критические периоды.
Выполните задание №8.
В7.Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.
А) развитие двух организмов из нейрулы
Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша
В) образование оплодотворённой яйцеклетки
Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул
Д) дробление зиготы и формирование двух бластул
Ответ: в д б г а
В онтогенезе человека имеются свои критические периоды. Обратите внимание на слайд. И хотелось бы напомнить вам известные рекомендации, позволяющие снизить риск отрицательных влияний на человека в критические периоды онтогенеза.Рекомендации учащимся по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства:
— Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;
— Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
— Не употреблять алкогольные напитки;
— Не курить;
— Не принимать наркотические средства;
— Полноценно питаться;
— Заниматься спортом.
Рефлексия:
Оцените уровень своих знаний и умений по данной теме по 10 бальной шкале самооценки №2.
Подсчитайте результат своей работы (баллы) и оцените его по критериям, сложив результаты всех заданий:
Критерии оценки:
«2» — 0 – 7
«3» — 8 – 11
«4» — 12 – 14
«5» — 15 — 20
И наш урок хотелось бы закончить словами:
— Ребенок-это чудо, Божий величайший дар, которым Бог может наградить человека.
Скачать приложение к уроку.
Скачать презентацию урока по биологии в 10 классе: «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».
Источник: http://apruo.ru/razrabotki-urokov/konspekti-urokov-biologii/623-konspekt-uroka-praktikuma-po-biologii-v-10-klasse-ontogenez-podgotovka-k-ege.html
Конспект урока
Наша кнопка
Скачать материал
Чернышова Олеся Александровна
МБОУ «СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»
План-конспект урока по теме
««Индивидуальное развитие — онтогенез»
учитель биологии
биология 9 класс
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный
Цель: Ознакомить учащихся с понятием онтогенез, эмбриональный период, постэмбриональный период.
Образовательные задачи: сформировать понятие об онтогенезе, эмбриональном периоде, постэмбриональном периоде.
Развивающие задачи: формировать познавательный интерес к изучаемому материалу; развивать у учащихся мышление, память, воображение.
Воспитательные задачи: формирование научного мировоззрения.
Оборудование:
— вспомогательное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
—изобразительные пособия: дидактические карточки с изображением фаз митоза и мейоза.
Методы и методические приёмы:
—словесные: беседа, описание, рассказ.
—наглядные: демонстрация слайдов.
I. Орг.момент (2 мин)
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.
II. Опрос д/з (5-7 мин)
Устный опрос:
(Мейоз ( греч. «мейозис» – уменьшение)- такое деление клетки, при котором из одной материнской клетки с диплоидным набором (2n) хромосом образуется 4 клетки с гаплоидным (n) набором хромосом).
В основе каких процессов лежит мейоз в природе?
(Образуется 4 разнокачественные гаплоидные клетки (nc);
Поддержание постоянного числа хромосом из поколения в поколение; Один из механизмов изменчивости в результате:
Перекомбинации генов в профазе I входе конъюгации и кроссинговера; Независимого расхождения хромосом).
На какие 2 этапа делится мейоз? ( Мейоз I и Мейоз II)
Какие одинаковые события происходят в профазу митоза и мейоза I?
(1) Исчезает мембрана ядра и ядрышки;
2) Хромосомы спирализуются;
3) Хромосомы состоят из двух хроматид, соединенных в зоне центромеры;
4) Центриоли участвуют в образовании веретена деления).
Что такое кроссинговер, его значение.
(Кроссинговер перекрёст, разрыв и обмен участками между некоторыми гомологичными хромосомами.Значение — перекомбинация отцовского и материнского генетического материала , источник комбинативной изменчивости у нового поколения).
На перемене макетами хромосом сделать метафазную пластинку митоза и мейоза. На уроке вызвать ученика к доске и задать вопрос : Какая фаза деления митоза и мейоза изображена? В чём отличие?
Какое значение имеет мейоз I? Сколько клеток образуется? Какой набор хромосом? Из скольки хроматид состоят хромосомы?
(В процессе мейоза I образуется 2 клетки с диплоидным набором хромосом, хромосомы двухроматидные)
С каким делением клетки сходен мейоз II? Чем отличается?
(Мейоз II сходен с митозом, происходят такие же события, но отличается тем, что в митозе образуется 2 клетки с диплоидным набором хромосом, а в мейозе II 4 клетки с гаплоидным набором хромосом)
Учитель демонстрирует карточки с фазами митоза и мейоза. Ученики должны назвать, какое деление клетки и фаза изображены на карточке.
III. Изучение нового материала (25 – 30 мин)
Каждый организм за весь период жизни претерпевает существенные преобразования: растёт, развивается. Можно сказать индивидуально развивается. Так вот развитие организма от зиготы до естественной гибели называется индивидуальное развитие или онтогенез. Запишите тему сегодняшнего урока «Индивидуальное развитие — онтогенез» (Сл.1).
Онтогенез у одноклеточных заключается в том, что возникшие после деления дочерние особи растут, и в них происходит замена органелл материнского организма. В ходе онтогенеза у одноклеточных (так же как и у многоклеточных) в ответ на изменение условий окружающей среды синтезируются белки, меняется чувствительность к различным факторам среды.
В индивидуальном развитие многоклеточных организмов выделяют несколько этапов, которые часто называют возрастными периодами. Какие же это периоды?
(Сл.2 )
Какие факторы влияют на эмбриональное развитие? Прочитайте отрывок, выделенный жирным шрифтом, на стр. 56.
Что образуется первым в ходе эмбрионального развития у человека? ( головной и спинной мозг) Когда это происходит? (в течении 3-ей недели после зачатия)
К каким факторам чувствителен зародыш (наркотики, алкоголь, курение, лекарства, яды, инфекционные заболевания).
На какой стадии опасно заболеть краснухой? ( 4-ая и 12-ая неделя)
(Сл. 4)
Кроме эмбрионального периода выделяют постэмбриональный период.
Какой период называется постэмбриональным?
(Сл.5)
Одинакова ли продолжительность постэмбрионального периода у организмов?
(Сл.6)
Каким бывает постэмбриональное развитие?
(Сл.7) Какое развитие называется прямым?
(Сл.8) Пример прямого развития у пресмыкающихся
(Сл.9) Пример прямого развития у птиц
Какое развитие называется непрямым?
(Сл.10) Какие виды непрямого развития существуют? Какое превращение называется неполным?
Взрослая особь откладывает яйца, из которых развивается личинка, похожая на взрослую особь. Из личинки развивается имаго – взрослая особь.
Кроме неполного превращения существует полное превращение.
Какое превращение называется полным?
Взрослая особь откладывает яйца, из которых развивается личинка, не похожая на взрослую особь. Из личинки развивается куколка, а из неё имаго – взрослая особь.
Как вы думаете, почему у разных организмов на разных стадиях развиваются разные особи? ( ученики высказывают своё предположение)
Такое приспособительное свойство выработалось в процессе эволюции для разделения среды обитания и пищи, чтобы не было конкуренции. Например, майский жук, личинка живёт в почве и питается корнями растений, а взрослая особь поселяется в воздушной среде и питается листьями деревьев.
IV. Закрепление изученного материала (5-7 мин)
Учащиеся отвечают на вопросы, представленные на слайде.
V.Итог урока. Оценка знаний и выставление отметок (2 мин)
Учитель выставляет отметки
VI. Д/з (1-2 мин). Домашнее задание показано на слайде.
Окончание урока. Прощание с классом.
Учитель задаёт вопросы. Ученики отвечают на вопросы.
Учитель объясняет новый материал.
Ученики записывают определение онтогенеза.
Учитель объясняет понятие эмбриональный период. Учащиеся записывают информацию со слайда.
Ученики самостоятельно работают с текстом учебника 5 мин. Затем учитель задаёт вопросы, на которые отвечают учащиеся.
Ученики записываю факторы, влияющие на эмбриогенез.
Учитель объясняет понятие
постэмбриональный период.
Учащиеся записываю определение со слайда.
Ученики записывают информацию со слайда.
Учитель объясняет что такое прямое развитие.
Учащиеся записывают информацию со слайда.
Литература:
Учебник:
— Пономарёва И.Н. Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/И. Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой.-4-е изд., исправ.-М.: Вентана-Граф, 2010.-240 с.:ил.
-Пособие по биологии для поступающих в ВУЗ Пименов А.В., Гончаров О.В.
— Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.-826 с.:ил.
6
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории биология:
Источник: https://doc4web.ru/biologiya/konspekt-uroka-individualnoe-razvitie-ontogenez-klass.html