Олимпиада по географии. Школьный этап. 10-11 классы. 2014 Год
География
122992
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ СПбГУ ПО ГЕОГРАФИИ
!Соответствие направлений подготовки и специальностей, на которые Санкт-Петербургский государственный университет проводит прием в 2019 году, профилю олимпиады и порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников
Задать вопрос координатору предмета Олимпиады: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Подготовка географов в Санкт-Петербургском университете имеет глубокие исторические корни. История формирования и развития географической науки и образования в Санкт-Петербурге неразрывно связана с историей Российской академии наук: в середине XVIII в. М.В.
Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук, а в 1845 году было основано Императорское Русское Географическое Общество, организацией и развитием которого занимались крупнейшие географы своей эпохи (Ф.П. Литке, К.Ф. Герман, К.А. Арсеньев, Э.Х. Ленц, П.П. Семенов-Тян-Шанский, А.И. Воейков, В.В.
Докучаев, Б.Ф. Адлер, Л.С. Берг, Ю.М. Шокальский и многие другие). В 1918 г. появляется первый Географический институт, в дальнейшем ставший факультетом, а с 2014 г. — Институтом наук о Земле.
Сегодня Санкт-Петербургский государственный университет является одним из признанных и крупнейших центров подготовки специалистов по географическим специальностям не только в России, но и на всем постсоветском пространстве.
Основой успешного развития наук о Земле и географического образования в Санкт-Петербургском университете является тесная интеграция междисциплинарного направлений. Учебный процесс обеспечивают более 190 преподавателей, в том числе 45 докторов и более 100 кандидатов наук.
Олимпиада Санкт-Петербургского государственного университета по географии для школьников впервые инициирована в 2006 г. Вскоре она вошла в Перечень Российского совета олимпиад школьников, получив высший I уровень по итогам анализа охвата аудитории, сложности заданий, разрабатываемых профессиональными географами, и организации проверки результатов.
Основной целью Олимпиады школьников по географии является распространение и популяризация достижений географии и наук о Земле, развитие познавательных и творческих способностей школьников, поиск и поддержка наиболее подготовленных и талантливых учащихся увлекающихся географией, заинтересованных в получении качественного естественнонаучного образования в ведущих вузах России, в том числе Санкт-Петербургском университете. От участников Олимпиады требуются не только знание географической карты и понимание основных географических закономерностей, но и умение логически мыслить и привлекать для решения задач сведения, относящиеся не только к наукам о Земле, но и к таким общественным дисциплинам как история, этнография, обществознание и др.Олимпиада школьников по географии проводится в двух категориях: для учащихся 6–8 и 9-11 классов. Ежегодно в Олимпиаде принимает участие не менее 2000 человек. Так, в 2017/2018 гг.
отборочный этап прошли 2208 человек из 76 регионов Российской Федерации и 14 государств как ближнего и дальнего зарубежья.
При этом доля участников из Санкт-Петербурга – всего 16%, а это говорит о том, что Олимпиада школьников СПбГУ по географии интересна школьникам по всей России.
- Алисов Н.В. Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): учебник. М., 2003.
- Антонова Л.В. Удивительная география. М., 2014.
- Атлас СССР / Пред. ред. коллегии В.В. Точенов. М., 1984.
- Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география. 2 изд., стереотип. М. 2006.
- Берлянт А.М. Земля: универсальная энциклопедия для юношества. М., 2001.
- Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение: учебник для студенческих учреждений высшего профессионального образования. 4 изд., перераб. и доп. М., 2012.
- Большой иллюстрированный атлас школьника. Иллюстрированный атлас мира для школьников. М., 2016.
- География: от урока к экзамену: сборник задач. Книга для учителя / Под ред. А.С. Наумова. М., 1999.
- Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии: учебное пособие. Смоленск, 1998.
- Задачи по географии: пособие для учителей / Под ред. Наумова А.С. М., 1993.
- Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: методические рекомендации. В. Новгород, 2000.
- Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование: учебник. М., 1991.
- Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады / Стивен Ф. Кунха, Наумов А.С.: пер. с англ. В.А. Алексеевой. М., 2008.
- Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: учебник. М., 2001.
- Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. М., 2010.
- Майорова Т.С. География. Для поступающих в вузы и подготовки к ЕГЭ / Под общей ред. Т.Ю. Симоновой. М., 2010.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга I. Общая характеристика мира. М., 2005, 2008.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга II. Региональная характеристика мира. М., 2005, 2008.
- Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие. М., 1998.
- Максаковский В.П. Литературная география: географические образы в русской художественной литературе. Книга для учителя. М., 2006.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: методическое пособие. Книга для учителя. 2 изд. М., 2004.
- Малов В. Географические карты. М., 2001.
- Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2016/2017 учебного года по географии: методическое пособие / Центральная предметно-методическая комиссия по географии. М., 2016.
- Мир географии: география и географы. Природная среда / Под ред. Рычагов Г.И. и др. М., 1984.
- Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. М., 1991.
- Наумов А.С., Климанова О.А. Олимпиады по географии. М., 2006.
- Национальный атлас России в 4 т. Т. 1. Общая характеристика территории. М., 2004.
- Низовский А.Ю. 500 великих путешествий. М., 2013.
- Обзорно-географический атлас мира / Гл. ред. Кезлинг А.Б. М., 2004.
- Олимпиады по географии. 6–11 кл.: методическое пособие / Под ред. Климанова О.А., Наумова А.С. 3 изд., стереотип. М., 2004.
- Политическая и экономическая география мира: учебное пособие. В 3 ч. / Под ред. Каледина Н.В., Ятмановой В.В. СПб.,2006, 2008.
- Пономаренко М. Глобус Блау. М., 2017.
- Родионова И.А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы. В 2 ч. М., 2004.
- Сборник задач петербургских олимпиад школьников по географии: учебно- методическое пособие / Р.А. Амбурцев, О.О. Жебровская, Е.К. Зуева , Г.А. Исаченко, Д.М. Коменденко, И.А. Лев, А.А. Музалев, Е.В. Новожилова, М.И. Подкорытова, И.В. Раскин, С.А. Хрущев. СПб, 2011.
- Содружество независимых государств: экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие / Под ред. Каледина Н.В., Ятмановой В.В. СПб.,2008.
- Социально-экономическая география мира: учебное пособие / Под ред. Лаврова С.Б. СПб., 2001.
- Справочник по экономической, социальной и политической географии (для студентов и абитуриентов) / Под ред. Каледина Н.В. СПб., 2008.
- Стивен Ф. Кунха, А.С. Наумов. Как готовиться к олимпиаде по географии. М., 2008.
- Физическая география: справочное пособие. 2 изд. / Под ред. Пашканга К.В. М., 1995.
- Холина В.Н. География человеческой деятельности: учебное пособие. М., 2004.
- Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М., 2000.
- Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. СПб., 2014.
- Щукин И.С. Общая геоморфология: учебное пособие для университетов. Т. 1. М., 1960.
- Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Сост. Карпов В.Г. М., 1981.
- Энциклопедия стран Мира. М., 2004.
WEB-ресурсы и Интернет-источники:
Примеры заданий отборочного этапа Примеры заданий заключительного этапа
Нижеуказанные учащиеся допускаются к участию в заключительном этапе Олимпиады школьников СПбГУ в 2018/19 учебном году без участия в отборочном этапе
ФИО | Населённый пункт образовательного учреждения | Название образовательного учреждения | Класс |
Трухин Артём Юрьевич | Ижевск | МБОУ «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа-30» | 10 |
Емельянова Мария Андреевна | Москва | ГБОУ города Москвы «Школа № 1501» | 7 |
Журавлев Павел Дмитриевич | Киров | КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей» | 10 |
Шурупова Анна Сергеевна | Москва | ГБОУ города Москвы «Школа № 1355» | 10 |
Маренин Евгений Владимирович | Киров | КОГОАУ «Лицей естественных наук» | 10 |
Бошман Никита Вячеславович | Санкт-Петербург | ГБОУ лицей № 369 Красносельского района Санкт-Петербурга | 9 |
Нечаев Святослав Денисович | Ивантеевка | МБОУ «СОШ № 7» | 10 |
Серов Кирилл Николаевич | Ангарск | МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 27» | 10 |
Шишов Андрей Александрович | Москва | ГБОУ города Москвы «Лицей № 1535» | 10 |
Федорченко Леонид Юрьевич | Жуковский | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка г. о. Жуковский | 10 |
Платонов Игнат Александрович | Санкт-Петербург | Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» | 10 |
Байрамгулов Ренат Ирекович | Ишимбай | МБОУ Гимназия № 1 | 7 |
Гриппа Ксения Николаевна | Москва | ГБОУ города Москвы «Школа № 1544» | 6 |
Карасев Алексей Сергеевич | Москва | ГБОУ города Москвы «Школа № 1501» | 10 |
Ковтунов Алихан Александрович | Новосибирск | МАОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 211 имени Леонида Ивановича Сидоренко» | 9 |
Андреева Ксения Петровна | Нефтекамск | МОАУ «Лицей № 1» | 8 |
Береснев Лев Александрович | Киров | КОГОАУ «Лицей естественных наук» | 10 |
Борисова Полина Владимировна | Ижевск | МБОУ экономико-математический лицей № 29 | 8 |
Перов Михаил Сергеевич | Липецк | МБОУ «Гимназия № 64» имени В. А. Котельникова города Липецка | 10 |
Стрепетов Николай Сергеевич | Челябинск | МАОУ «Лицей № 82 г. Челябинска» | 8 |
Григорьев Тимур Алексеевич | Кипень | МОУ Кипенская школа | 8 |
Замараева Ольга Игоревна | Санкт-Петербург | ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 619 Калининского района Санкт-Петербурга | 7 |
Нестеров Степан Владимирович | Москва | ГБОУ города Москвы «Школа № 171» | 10 |
Ратехина Елизавета Андреевна | Ярославль | МОУ «Средняя школа № 55» | 10 |
Тунгусова Анастасия Михайловна | Киров | КОГОАУ «Лицей естественных наук» | 10 |
Халиуллин Аким Дамирович | Всеволожск | МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» города Всеволожска | 8 |
Чеченков Павел Дмитриевич | Москва | Университетская гимназия (школа-интернат) МГУ имени М. В. Ломоносова | 10 |
Кульнев Владислав Владимирович | Барнаул | МБОУ «СОШ № 125» | 10 |
Ответственный за содержание: Первый проректор по учебной и методической работе Марина Юрьевна Лаврикова.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Источник: https://olympiada.spbu.ru/index.php/olimpiada-shkolnikov/geografiya
Олимпиада по географии 11 класс, задания с ответами
Многие из учащихся 11 класса сдают единый государственный экзамен по географии, а это значит, что на протяжении всего учебного года школьники усердно работают над систематизацией и закреплением материала школьной программы.
Отличный способ проверить свои знания и научиться решать задания повышенной сложности — участие в олимпиадах. Именно такой способ актуализации знания мы рекомендуем всем ученикам.
Чтобы подготовиться к олимпиаде по географии для 11 класса вы можете использовать задания, собранные на этой странице.
Представленные тестовые и открытые вопросы дополняются ответами и примерами решений.
1. Государство Боливия расположено:А) в центральной АфрикеБ) в Северной АмерикеВ) в Южной Америке
Г) в юго-восточной Азии
2. К конституционным монархиям относятся страны:А) Франция, Китай, ИракБ) Япония, Норвегия, ВеликобританияВ) Италия, Индия, Канада
Г) Армения, Латвия, Египет
3. Наибольшей численностью пожилых людей (старше 60 лет) отличаются страны:А) СНГБ) Западной ЕвропыВ) Латинской Америки
Г) Северной Америки
4. Регион – главная «горячая точка» мира:А) ЕвропаБ) Южная АмерикаВ) Ближний Восток
Г) Австралия
5. Укажите главную отрасль промышленности Зарубежной Европы:А) топливная промышленностьБ) черная металлургияВ) машиностроение
Г) пищевая промышленность
6. Наиболее богаты минеральными ресурсами:А) Россия, США, Канада, КитайБ) Япония, Швейцария, ВеликобританияВ) ЮАР, Германия, Норвегия, ОАЭ
Г) Китай, Монголия, Турция, Украина.
7. Укажите самые крупные городские агломерации Зарубежной Европы:А) Рурская и МадридскаяБ) Парижская и РурскаяВ) Лондонская и Парижская
Г) Мадридская и Лондонская.
8. Крупнейшие страны по тоннажу торгового флота мира:А) Польша и ЯпонияБ) Панама и ЛиберияВ) Греция и Алжир
Г) Норвегия и Финляндия
9. Данные о численности населения Земли получают в результате:А) опроса населенияБ) переписи населенияВ) анкетированияГ) сбора подписей
10. Какая из перечисленных стран входит в состав ОПЕК?А) НорвегияБ) Саудовская АравияВ) Канада
Г) Казахстан
Открытые вопросы
Вопрос 1На сколько различается местное (астрономическое или местное солнечное) время между крайними западной и восточной точками Африки?
Рассуждения и вычисления запишите.
Вопрос 2
В некоторых высокоразвитых странах (Япония, Швейцария) наблюдается старение нации, т.е. увеличивается доля людей старших возрастов. Для каких регионов России (субъектов РФ) характерен этот процесс, с чем он связан?
Вопрос 3Назовите город Южной Америки, единственный объект современной цивилизации, включенный в список «Всемирного наследия человечества», по замыслу архитекторов Л. Косты и О. Нимейра, в плане имеет очертания самолета.Что находится в его:а) «фюзеляже»,б) «крыльях»,
в) «пилотской кабине».
Вопрос 4
Определите страну Европы с самой низкой плотностью населения (2,7 человека на 1 км2) и с очень высокой долей городского населения (92%), в половозрастной структуре которой преобладает мужское население.
Вопрос 5Назовите государство, граничащее с Россией на западе, в котором ведется добыча и переработка сланцев и фосфоритов, развиты радио- и электротехническое машиностроение, в сельском хозяйстве — мясомолочное животноводство, а также рыбная промышленность.
Как называется второй по численности населения город этого государства, в прошлом называвшийся Дерптом и Юрьевым?
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | В | Б | Б | В | В |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | А | В | Б | Б | Б |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1:Разница в географической долготе между крайними точками Африки составляет 68°. Учитывая, что каждые 15° разницы долготы — это 1 час, то, разделив 68 на 15, получаем 4 часа 32 минуты. Возможно и вычисление, где 1° долготы — это 4 минуты разницы во времени, т.е. (68° х 4)/60 мин.
в 1 часе = 4 часа 32 минуты.
Ответ на вопрос 2:Старение нации наблюдается в областях Центральной России в широком географическом понимании этого слова (Брянская, Владимирская, Ивановская, Смоленская, Ленинградская, Ярославская, Кировская, Нижегородская).
Связан он, прежде всего, с отрицательным естественным приростом (–13…–11‰) и оттоком трудоспособного населения в столичные регионы.
Ответ на вопрос 3:Город — Бразилиа,в «фюзеляже» — находятся административные и общественные здания,в «крыльях» — жилые кварталы,в «пилотской кабине» — дворцы президента, национального конгресса и правосудия
Ответ на вопрос 4:Исландия.
Ответ на вопрос 5:Страна — Эстония, город — Тарту.
01/04/2015 , автор: Валерия Токарева
Поделись с коллегами:
Источник: http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-geografii-11-klass-zadani/