Литературная викторина по творчеству И.С.Тургенева(10 класс)
Литературная игра по творчеству И.С.Тургенева для 10 класса
Хабарова Светлана Борисовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№1»
г. Бородино Красноярского края
10 класс
Литературная игра по творчеству И.С.Тургенева
Цель: 1). Напомнить учащимся некоторые моменты в творческой биографии И.С.Тургенева.
2). Повторить и обобщить изученный материал.
3). Расширение кругозора учащихся, развитие их внимательности и вдумчивости при
чтении произведений.
План-сценарий игры.
Участники: 4 команды учащихся
Ведущий: учитель
Художественное оформление: портрет И.С.Тургенева, выставка книг по творчеству писателя, репродукции картин Рафаэля.
Ход игры
I.Вступление (звучит романс «Утро туманное, утро седое…»).
Ведущий:
— Этот романс написан на стихи великого мастера пейзажа, автора всем известных романов и повестей. Кто он? Конечно же, это И.С. Тургенев, творчеству которого и посвящена наша литературная игра. В ходе нее мы должны вспомнить творческую биографию Тургенева, повторить и обобщить изученный материал.
II.Несколько вопросов о жизни и творчестве И.С.Тургенева.
Условия конкурса: ведущий задает вопрос, право ответить получает команда, первойподавшая сигнал готовности к ответу. За правильный ответ-1 балл. На обсуждение -30секунд.
Год рождения И.С.Тургенева. (1818)
Как называется имение Варвары Петровны, матери Тургенева? (Спасское-Лутовиново)
Какое образование получил И.С.Тургенев? (Поступил на словесное отделение Московского университета, затем перевелся в Петербургский университет и закончил там филологическое отделение философского факультета, получил специальное философское образование в Берлинском университете)
Какое событие, происшедшее в 1843 году, наложило неизгладимый отпечаток на всю жизнь И.С. Тургенева? (Знакомство с П.Виардо)
Какие жанры использовал в своем творчестве И.С.Тургенев?
В какой стране находился И.С.Тургенев в последний год своей жизни? (Франция)
Где завещал похоронить себя Тургенев? (На Волковом кладбище)
III. «Опять увидеть их мне суждено судьбой».
Условия конкурса: узнать по словесному портрету героев произведений, сказать, о каких произведениях идет речь. Участвуют все команды. Право ответить получает та команда, которая подаст сигнал о готовности. Если ответ неправильный, то отвечает следующая команда. На обсуждение-1 минута. За каждый правильный ответ-1 балл.
1. «Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами».
«Девушка…с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами». (Гагин, Ася; «Ася»)
2. Лицо «длинное и худое, с широким лбом, вверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойною улыбкою и выражало самоуверенность и ум». (Базаров, «Отцы и дети»)
3. «Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать.
Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами… У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое…Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое…» («Бежин луг»; «Записки охотника»)
4. «Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли…но она держалась прямо и истово, как в церкви. …слезы побежали по ее впалым щекам». (Крестьянка; «Щи»;«Стихотворения в прозе»)IY. Вопросы по повести «Ася».
Условия конкурса: каждой команде ведущий задает вопрос. Если у команды ответа нет, тоотвечают другие. На обсуждение – 1 минута. Каждый правильный ответ- 1 балл.
Вопрос 1-ой команде.
— Г-н Гагин поступил в юнкерскую школу, затем перешел в гвардейский полк. Почему же ему в голову пришла мысль выйти в отставку? (Ася находилась в пансионе, затем, когда ей минуло 17 лет, оставаться ей далее в пансионе было невозможно. Гагин находился в затруднении. Вдруг ему пришла мысль: выйти в отставку, поехать за границу и взять с собой Асю)
Вопрос 2-ой команде.
— Хобби Гагина – живопись. В его этюдах, по замечанию повествователя, было «что-то свободное и широкое; но ни один из них не был окончен…» Почему же он не закончил ни одной работы? («Не учился как следует, да и проклятая славянская распущенность берет свое. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом, землю, кажется, сдвинул бы с места – а в исполнении ослабеешь и устанешь»)
Вопрос 3-ей команде.
— Прослушайте строки из стихотворения А. С. Пушкина «Я здесь, Инезилья…»:
Я здесь, Инезилья, Ты спишь ли? Гитарой
Я здесь под окном. Тебя разбужу.
Объята Севилья Проснется ли старый,
И мраком и сном. Мечом уложу.
— Лирический герой Пушкина обращает серенаду к своей возлюбленной. А кому Гагин адресовал слова этого послания? (Словами серенады «Ты спишь ли? Гитарой тебя разбужу…» Гагин поднимает с постели едва проснувшегося Н.Н.)
Вопрос 4-ой команде.
— Как вы думаете, почему Гагин уверен, что Н.Н. не женится на его сестре?
(На первый взгляд кажется, что Гагин уверен потому, что считает очень важным моментом незаконное рождение Аси, двусмысленность ее положения в обществе. Но такой взгляд на проблему дал бы, наверное, возможность Гагину осудить своего приятеля, но он этого не делает.
Видимо, Гагин понимает, что причина не в происхождении Аси, а в ее натуре: Н.Н.
не «герой» и не «романтический пастух», а такой же, как и сам Гагин, добрый малый, молодой, славный, но не способный на поступок, на какое-то настоящее дело, требующее всех сил души)
Y. Вопросы по роману «Отцы и дети».
«Кто о ком говорит, думает».
Условия конкурса: на столах лежат листки бумаги, ведущий читает цитаты из текста. Ребята записывают номер цитаты и две фамилии: кто и о ком. Затем каждая группа читает свои ответы. Каждая правильная фамилия-1 балл. На обсуждение – 30 секунд.
1). –Кто сей? Этот волосатый? (Павел Петрович о Базарове)
2). – Твой отец добрый малый -…,- но он человек отставной, его песенка спета.
(Базаров о Николае Петровиче)
3). «Странный человек этот лекарь!»- думала она. (Одинцова о Базарове)
4). Называл его «живодером» и «прощелыгой» и уверял, что он с своими бакенбардами свинья в кусте. (Прокофьич о Базарове)
5). – Прелесть, прелесть! Умница, богачка, вдова. К сожалению, она еще не довольно развита.
(Ситников об Одинцовой)
6). –Ах, как я люблю это пустое существо! (Павел Петрович о Фенечке)
7). – Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич.
(Базаров об Аркадии)
Условия конкурса: ведущий задает вопросы конкретной группе. На обсуждение — 1минута. Правильный ответ – 1 балл. Другие группы могут дополнять. За дополнение – 1 балл.
Вопрос 1-ой команде.
— Роман назван «Отцы и дети». Под «отцами» Тургенев подразумевает либералов, под «детьми» — демократов. Т.е., в основе романа лежит конфликт общественного, политического характера. Есть ли в романе конфликт между отцами детьми в прямом смысле? Существует ли в наше время проблема отцов и детей? (Тургенев начинает роман с описания семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми)
Вопрос 2-ой команде.
— Как вы считаете, в чем смысл и счастье человеческой жизни? Объясните это на примере отцов и детей в романе Тургенева.
Вопрос 3-ей команде.
— Работая над романом, Тургенев перечитывал труды античных философов. У Цицерона он прочитал: «Величайшие государства рушились по вине людей молодых и охранялись и восстанавливались усилиями стариков».
И в представлении Тургенева в этом заключается гармония жизни.
Почему? (Мир устроен так, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивает жизнь вперед)
Вопрос 4-ой команде.
— Мы с вами не согласны, Е. Базаров… С какими взглядами Базарова вы согласны, с какими — нет?
«Пожалуй, многое я знаю наизусть».
Условия конкурса: ведущий начинает какую-либо фразу, если кто-то из команды может продолжить, то он поднимает руку и затем отвечает. Если возникает пауза, на обсуждение дается 30 секунд. Каждый правильный ответ – 1 балл.
1). Природа – не храм, а… (мастерская, и человек в ней работник.)
2). Исправьте общество, и… (болезней не будет.)
3). В теперешнее время полезнее всего… (отрицание — мы отрицаем).
4). Порядочный химик… (в двадцать раз полезнее всякого поэта).
5). Мы действуем в силу того, что… (мы признаем полезным).
Условия конкурса: вопросы на знание деталей текста получает каждая команда. Обсуждение – 30 секунд. Правильный ответ – 1 балл.
Вопрос 1-ой команде.
— После знакомство с Базаровым Павел Петрович спрашивает себя: «…где я слышал эту фамилию: Базаров?» Откуда Павлу Петровичу могла быть известна фамилия Базарова?
(- Николай, помнится в батюшкиной дивизии был лекарь Базаров?
— Точно, точно. Так этот лекарь его отец.)
Вопрос 2-ой команде.
— Однажды Аркадий приготовил Одинцовой приятный сюрприз: «Я вам, Анна Сергеевна, привез нечто такое, чего вы никак не ожидаете». Что он привез Одинцовой?
(Разговаривая однажды с отцом, Аркадий узнал, что у Николая Петровича есть несколько писем, писанных некогда матерью Одинцовой к покойной жене Николая Петровича. Их-то и привез Аркадий Одинцовой)
Вопрос 3-ей команде.
— Василий Иванович гордится тем, что посадил в своем саду деревья, любимые поэтом Горацием. Какие это деревья? (Акации)
Вопрос 4-ой команде.
— Перед вами репродукции картин итальянского художника Рафаэля Санти. Каково отношение Базарова к творчеству этого художника? (По-моему,- возразил Базаров,- Рафаэль гроша медного не стоит)
Условия конкурса: «рукописи не горят», но листки могут рассыпаться. В данном случае рассыпались фразы. Командам предлагается составить «рассыпавшуюся» фразу из романа. На выполнение задания – 2 минуты. За правильный ответ – 3 балла. Если команда вспомнит, кем и при каких обстоятельствах эти слова были произнесены, она получает дополнительно 2 балла.
Всякий человек сам себя воспитать должен. А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.
(Произносит Базаров во время разговора с Аркадием, когда тот рассказал ему историю Павла Петровича)
«Да хоть кого смутят вопросы быстрые». Блиц.
Условия конкурса: команды отвечают без обсуждения. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1). Почему Николай Петрович назвал деревню Марьино? (В честь жены)
2). Кличка собаки, которая жила у Одинцовой? (Фифи)
3). Какого числа был день ангела у Базарова? (22 июня)
4). Какой цвет любила тетушка Одинцовой) (Желтый)
5). Назовите отчество Базарова. (Васильевич)
6). Имение Одинцовой? (Никольское)
7). Как Арина Власьевна, мать Базарова, ласково называла своего сына? (Енюша)
8). Сколько лет Николаю Петровичу? (44)
9). На каком инструменте играл Николай Петрович? (Виолончель)
10). Кому посвящен роман «Отцы и дети»? (Белинскому)
6. Подведение итогов.
Литература
1.Тургенев И.С. Собрание сочинений в 5 т. — М.: Русская книга, 1994.
2. Ю.В.Лебедев И.С.Тургенев.1818-1883.- Литература в школе. -1992.- №1,2,3,4.
3. О.Н.Харитонова Повесть «Ася» на уроках литературы в 8 классе.- Литература в школе.- 1994.- №6.
Источник: https://globuss24.ru/doc/literaturnaya-igra-po-tvorchestvu-i-s-turgeneva-dlya-10-klassa
Литературная викторина по творчеству И.С. Тургенева
- Размашкина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (846,8 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- углубить представления учащихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева,
- развивать навыки работы в группе,
- воспитывать любовь к чтению, родной природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, столы для команд и жюри, бумага, ручки.
В игре принимают участие учащиеся 6 классов, команды по 5 человек.
(Звучит мелодия — Иоганн Бах Ария (сюита № 3)
Здравствуйте, уважаемые коллеги, участники команд, болельщики! В ноябре этого года исполнилось 195 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Я приглашаю вас на встречу с его произведениями, его героями, с миром русской природы…
Прошу команды занять свои места за столами.
Представляю членов жюри: учителя русского языка и литературы…
За 1 столом команда _____, за вторым __________, за третьим _____________.
Внимание, первый тур нашей игры-викторины по творчеству И.С.Тургенева“Имена”.
Посмотрите на экран. Кто эти люди? (На слайде портреты И.С.Тургенева в возрасте 7 лет, матери и отца писателя, Полины Виардо)
(Минута на обдумывание ответа.)
Итак, отвечает команда __________.
Прошу жюри оценить ответы.
Переходим ко второму туру игры. “Биография писателя”.
а) «Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, колотушки, пощечины. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне». Какую клятву дал Иван Сергеевич Тургенев в юности?
(Сам Тургенев говорит: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него.
В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примиряться…
Это была моя Аннибаловская клятва”.)
б)Как называется родовое имение И.С.Тургенева? (Спасское-Лутовиново)
в) Где учился И.С.Тургенев? (Московский, Санкт-Петербургский, Берлинский университеты)
г) Ранние произведения Тургенева подписаны псевдонимом “Т.Л.” Что он означает? (Тургенев-Лутовинов)
д) Известно, что за И.С.Тургеневым утвердилась слава Рыцаря слона, настолько искусно он играл в… Назовите игру. (Шахматы)е) Перечислите известные вам произведения И.С.Тургенева.
ё) Любимым занятием И.С.Тургенева была… (охота)
ж) В какой сборник вошёл рассказ “Бежин луг”? (“Записки охотника”)
з) Сколько мальчиков увидел охотник у костра в рассказе “Бежин луг”? Назовите их имена. (Федя, Павлуша, Костя, Ильюша, Ваня)
и) Как звали собаку охотника в рассказе “Бежин луг”? (Дианка)
к) Всем читателям рассказа “Муму” известны властность, жестокость барыни по отношению к крепостным крестьянам. Кто из людей, близких Тургеневу, стал прототипом этой героини?
Прошу жюри оценить ответы.
Переходим к третьему туру нашей викторины.
Внимание: задания связаны с героями произведений И.С.Тургенева.
Узнайте героя по портрету:
а) “Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…”
(Герасим)
б) “С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое…Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…”
(Татьяна)
в) “У мальчика…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. ”
(Павлуша)
Прошу жюри оценить ответ игроков.
Четвёртый тур — “Читая Тургенева…”
У каждой команды домашним заданием было подготовить выразительное чтение произведения Тургенева. Прошу представителей команд подготовиться к ответу.
(Чтение стихотворений И.С.Тургенева)
Уважаемые члены жюри, оцените это задание.
Переходим к следующему туру —
5 тур — Теория литературы.
Страстно любивший природу, Тургенев в “Записках охотника” создал описания, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа.
Задание: найдите в отрывке изобразительно-выразительные средства, назовите их.
“Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели…
Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу — ветер с родины — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчетные звезды…”
6 тур — “Творческое задание” — сочинение-миниатюра “Моё открытие И.С.Тургенева”. (домашнее задание командам)
Прошу представителей команд подготовиться к ответу.
Пока жюри подводит итоги, предлагаю послушать романс “Утро туманное” на стихи И.С.Тургенева.
(Звучит романс)
Слово для подведения итогов игры предоставляется________
Заключительное слово.
В последнее десятилетие жизни И.С.Тургенев создал произведения нового жанра, названные стихотворениями в прозе. Послушайте одно из них.РУССКИЙ ЯЗЫК
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Нашу встречу с И.С.Тургеневым хотелось бы завершить его призывом: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!”
Сегодня мы прикоснулись к светлому и чистому роднику, творчеству великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Я верю, что каждый из вас в своей душе сохранит красоту и чистоту тургеневского слова, будет беречь родную природу и родной язык.
Приложение 1
(Стихотворения И.С.Тургенева, предложенные для выразительного чтения участникам викторины)
ДЕРЕВНЯ
Люблю я вечером к деревне подъезжать, Над старой церковью глазами провожать Ворон играющую стаю;
Среди больших полей, заповедных лугов,
На тихих берегах заливов и прудов
Люблю прислушиваться лаю
Собак недремлющих, мычанью тяжких стад; Люблю заброшенный и запустелый сад И лип незыблемые тени; Не дрогнет воздуха стеклянная волна; Стоишь и слушаешь — и грудь упоена
Блаженством безмятежной лени…
Задумчиво глядишь на лица мужиков — И понимаешь их; предаться сам готов Их бедному, простому быту… Идет к колодезю старуха за водой; Высокий шест скрипит и гнется; чередой
Подходят лошади к корыту…
Вот песню затянул проезжий… Грустный звук! Но лихо вскрикнул он — и только слышен стук Колес его телеги тряской; Выходит девушка на низкое крыльцо — И на зарю глядит… и круглое лицо
Зарделось алой, яркой краской.
Качаясь медленно, с пригорка, за селом, Огромные возы спускаются гуськом С пахучей данью пышной нивы; За конопляником зеленым и густым Бегут, одетые туманом голубым,
Степей широкие разливы.
Та степь — конца ей нет… раскинулась, лежит… Струистый ветерок бежит, не пробежит… Земля томится, небо млеет… И леса длинного подернутся бока Багрянцем золотым, и ропщет он слегка,
И утихает, и синеет…
ОСЕНЬ (КАК ГРУСТНЫЙ ВЗГЛЯД…)
Как грустный взгляд, люблю я осень. В туманный, тихий день хожу Я часто в лес и там сижу — На небо белое гляжу Да на верхушки темных сосен. Люблю, кусая кислый лист, С улыбкой развалясь ленивой, Мечтой заняться прихотливой Да слушать дятлов тонкий свист. Трава завяла вся…
холодный, Спокойный блеск разлит по ней… И грусти тихой и свободной Я предаюсь душою всей… Чего не вспомню я? Какие Меня мечты не посетят? А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят…И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
* * *
Откуда веет тишиной? Откуда мчится зов?
Что дышит на меня весной
И запахом лугов? Чего тебе, душа моя, Внезапно стало жаль — Скажи: какую вспомнил я
Любимую печаль?
Но всё былое, боже мой, Так бедно, так темно… И то, над чем я плакал,- мной Осмеяно давно. Невежда сам, среди других Забывчивых невежд, Любуюсь гибелью моих
Восторженных надежд.
Но всё же тих и тронут я — С души сбежала тень, Как будто тоже для меня Настал волшебный день, Когда на дереве нагом, И сочен и душист, Согретый ласковым лучом,
Растет весенний лист…
Как будто сердцем я воскрес И волю дал слезам, И, задыхаясь, в темный лес Бегу по вечерам… Как будто я люблю, любим, Как будто ночь близка… И тополь под окном одним Кивает мне слегка…
1844
17.04.2014
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648025/
Литературная игра по творчеству И.С.Тургенева для 10 класса скачать бесплатно на Alllessons.ru
Хабарова Светлана Борисовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№1»
г. Бородино Красноярского края
10 класс
Литературная игра по творчеству И.С.Тургенева
Цель: 1). Напомнить учащимся некоторые моменты в творческой биографии И.С.Тургенева.
2). Повторить и обобщить изученный материал.
3). Расширение кругозора учащихся, развитие их внимательности и вдумчивости при
чтении произведений.
План-сценарий игры.
Участники: 4 команды учащихся
Ведущий: учитель
Художественное оформление: портрет И.С.Тургенева, выставка книг по творчеству писателя, репродукции картин Рафаэля.