Лэпбук в работе логопеда.
Портал образования |
Шестак Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ «ЦРР-детский сад №6 «Родничок»
Населённый пункт: гп.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: «Логопедический лепбук»
18.02.2018
Раздел: дошкольное образование
Краткая аннотация методического пособия
«Логопедический лэпбук»
Шестак Елена Владимировна
Учитель-логопед МДОУ «ЦРР-детский сад №6 «Родничок»
г..п.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
2018год
Дидактическое пособие «Логопедический лэпбук» представляет собой
папку в 3 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки,
которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения
кармашков позволяет логопеду сохранять структуру логопедического занятия,
что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В
пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал,
нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику,
словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия,
мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и
развивающую функции.
Занятия с лэпбуком можно проводить с одним ребенком или подгруппой
детей.
Пособие адресовано логопедам ДОУ для организации коррекционной
работы по автоматизации и дифференциации , поставленных звуков,
закрепления знаний по лексическим темам с детьми старшего возраста.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать
их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и
грамотно выражать свои мысли — это наиболее насущные проблемы, стоящие
перед дошкольным учреждением. Правильная речь — один из показателей
готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты
и чтения.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и
обучения детей дошкольного возраста показал, что количество
детей,
имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Увеличилось
число воспитанников с проблемами психического плана —
гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая
утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших
психических функций.
Часто логопеды, и не только начинающие, испытывают затруднения в
организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно,
многократные повторения одного и того же материала утомляют не только
ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно
отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать,
узнавать звук, а затем правильно его произносить.
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно
помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть
стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в
желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных
моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при
выполнении которых процесс обучения и научения превращается в
интересную игру.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача
первоначального обучения».
К.Д. Ушинский
Таким образом, для достижения максимальной эффективности в
коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных
задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых
нарушений.
В целях реализации данной проблемы в 2016-2017 учебном году было
разработано и внедрено в систему коррекционной работы
многофункциональное пособие «Логопедический лэпбук».
«Лэпбук» (lapbook) — в дословном переводе с английского значит
«наколенная книга» (lap — колени, book — книга).
Лэпбук – представляет собой папку или другую прочную картонную
основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини — книжки — простые
и фигурные, в виде кармашков, гармошек, рисунков, небольших текстов и
т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.
Лэпбук — это современное доступное средство обучения, способствующее
взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает
требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной
предметно-развивающей среде:
трансформируемость — лэпбук позволяет менять пространство в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей;
полифункциональность — использование папки в различных видах
детской активности. Лэпбук можно использовать для работы с детьми
как индивидуально, так и с подгруппой ;
вариативность . В лэпбуке существует несколько вариантов
использования каждой его части;
доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности,
обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов,
возможно использование в любом помещении, где осуществляется
образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке
ДОУ;
насыщенность — периодическая сменяемость игрового материала,
обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых
материалов, стимулирующих активность детей.
В пособии отражены следующие разделы:
• дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок»,
«Снежинка» и т.д.);
• артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы
гласных звуков, характеристика согласных звуков);
• пальчиковая гимнастика, «Су-джок»;
• развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).
• автоматизация звуков («слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки,
скороговорки и т.д.);
• развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова
(«Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»,
«Прочитай слово по первым звукам», «Волшебный паровозик», «Чего не
стало», «Веселая рыбалка» и т.д.);
• развитие связной речи по лексическим темам («Составь рассказ по серии
картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,);
• грамматический строй («Предлоги»);
• мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками»,
«Шнуровка», «Собери бусы», «Нарисуй букву», «Волшебная проволочка» и
т.д.);
• зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);
Таким образом использование в работе учителя –логопеда данного пособия
позволяет решать одновременно несколько задач:
1.Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные
ощущения.
2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать
звуковому анализу с элементами обучения грамоте.
3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.
4.
Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
5.Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.
Алгоритм использования данного пособия можно проследить на примере
занятия по автоматизации звука «р». (Приложение№1) Аналогично можно
проводить занятия по автоматизации и дифференциации других звуков.
Дидактический материал заполняется логопедом исходя из его конкретных
задач. Материал постоянно пополняется, что способствует постоянному
профессиональному росту педагога и повышению его творческой активности.
В целях повышения эффективности коррекционной работы к изготовлению
дидактического материала к проведению игр и упражнений привлекаются
родители воспитанников, что позволяет «включить» их в образовательный
процесс, повысить их компетентность и заинтересованность .
Пособие имеет практическую ценность, так как в игровой,
непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных
задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый
мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных
условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся
недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную
ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника
становятся прочнее и полнее.
Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения
игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности
ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике
такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является
следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации
педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д.
Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим
количеством органов чувств они воспринимаются.
Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у
детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает
настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а
это самый высокий показатель данного пособия.
Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и
проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам
предложенных блоков.
Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=4758
Альманах педагога | Использование лэпбука в работе учителя-логопеда при постановке и автоматизации звуков
Бушуева Ольга Николаевна
Должность: учитель — логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №54
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Использование лэпбука в работе учителя-логопеда при постановке и автоматизации звуков.
08.01.2019
Раздел: дошкольное образование
Использование лэпбука в работе учителя-логопеда
при постановке и автоматизации звуков.
В
современном
мире
нам
необходимо
выбрать
такое
направление
развития,
чтобы
шагать
в
ногу
со
временем.
Необходимо
осваивать
и
развивать
новые
модели.
Для
того,
чтобы
соответствовать
современным
требованиям, необходимо постоянно изучать, внедрять в свою работу новые
разработки
и
технологии,
заниматься
самообразованием,
тем
самым
повышать свой уровень профессиональной компетентности. Не мало важно
научиться
адекватно
реагировать
на
происходящие
изменения
в
сфере
образования,
уметь
работать
в
команде
единомышленников,
грамотно
и
качественно
организовывать
воспитательно-образовательную
работу
с
воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их
родителями
для
решения
образовательных
задач,
самостоятельно
осуществлять
наполнение
содержания
образования
и
адаптировать
его
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей
конкретной
категории,
ориентируясь
на
требования
федеральных
государственных
образовательных стандартов
дошкольного образования. Главный принцип
федеральных
государственных
образовательных
стандартов дошкольного
образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной.
А мы с вами знаем, что вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том
случае, когда ему интересно, когда он увлечён, заинтересован и включается
с а м о с т о я т е л ь н о
в
и г р о в у ю
д е я т е л ь н о с т ь .
Игра – основной вид деятельности дошкольников. Сейчас в распоряжении
детей и взрослых большое количество самых разнообразных игр.
Работая учителем – логопед не первый год, приходишь к тому, что
классические приёмы несомненно дают колоссальную результативность в
работе, но не надо забывать и от том, что новое поколение воспитано на
новых технологиях и видениях. Меняется мир, меняется люди.
Одной
из
задач
работы
учителя
–
логопеда
является
коррекция
звукопроизношения. Умение
свободно
и
правильно
использовать
поставленный звук в самостоятельной речи формируется медленно.
Каждый педагог знает, как неинтересны детям бесконечные повторения
речевого материала во время автоматизации и дифференциации звуков на
индивидуальных
занятиях.
Действительно,
дошкольнику
сложно
даже
несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому
же, повторяя за учителем — логопедом определенные слова и фразы, ребёнок
психологически зажат. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо
повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, дети забывают
все приобретённые произносительные навыки.
Ведь
хочется
увлечь
своего
воспитанника,
удивить
его,
вызвать
положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Так как же
сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в
то же время продуктивными для ребёнка?
Логопедический
опыт
показывает,
что
игра
способствует
более
успешному
овладению
детьми
знаниями,
умениями
и
навыками.
Она
становится
важным
направлением
коррекционной
работы
над
речевыми
нарушениями. Игра включает внимание, развивает произвольную память,
даёт возможность без труда переключаться с одного вида деятельности на
другой. С ней всегда легче запоминается. Ведь применение игровых приёмов
в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную и активизирует
мыслительную деятельность.
В период
работы
над
звуками
речи
в
копилке
учителя
—
логопеда
должно
быть
достаточно
большое
количество
наглядно-игровых
дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в
увлекательную игру.
Изучая
новые
приёмы
и
технологии,
я
встретила
пособие
под
названием – Лэпбук. Изучив подробнее данное методическое пособие решила
разработать лэпбук для работы по коррекции звукопроизношения.
Так
что
же
такое
лэпбук?
Лэпбук
(lapbook)
в
дословном
переводе
с
английского языка значит » накопленная книга». Она представляет собой
тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными
деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по
своему усмотрению.
В этой папке собирается материал по
какой-то определенной теме. Чтобы
заполнить
эту
папку,
детям
нужно
выполнить
увлекательные
задания,
провести
наблюдения,
изучить,
п р о а н а л и з и р о в а т ь
и
систематизировать
найденный
ими
материал. Рассматривание папки
в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал.
В моей папке по коррекции звукопроизношения подобраны:
профиль артикуляции на конкретный звук, где с ребёнком разбирается
положения артикуляционного уклада;
представлен
комплекс
упражнений
артикуляционной
гимнастики
необходимый для постановки конкретного звука, с рисунком, схемой и
описанием для правильного выполнения упражнения;
различные
л а б и р и н т ы
(направленные на развитие
правильное
дыхание
при
постановке звука);
под о б р а ны
с ло ва
д л я
автоматизации
поставленного звука в виде
различных рисунков, схем,
картинок (улитка, змейка);
собраны в единую книжку слоги, слова, словосочетания, предложения,
небольшие рассказы, стихи для автоматизации звука;
разработаны мнемотаблицы на стихи и рассказы в словах, которых
наибольшее
количество
раз
встречается
необходимый
для
автоматизации звук;
изготовлены игры: «Определи место звука в слове», «Подбери картинки
на заданный звук»;
лабиринты
–
шагалки,
позволяют
ребёнку
сконцентрироваться
не
только на правильном произношении необходимого звука, но ещё не
нарушить правила игры и произвести действие с фишкой. Именно во
время этой игры включается самоконтроль правильного произнесения
звука.
Все
задания
могут
постоянно
меняться,
так
как
они
находятся
в
кармашках и легко трансформируются. Кроме того, само изготовление папки
происходит с помощью педагога, детей и родителей. Лэпбук очень удобен
тем,
что
в
одном
месте
собрано
большое
количество
материала
по
определённой
теме.
Легко
переносим,
его
можно
использовать
как
на
занятиях у учителя – логопеда, так и в совместной деятельности воспитателя
с ребёнком и родители могут взять этот материал и поработать с ним в
домашних условиях.
Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=29226