Лабораторная работа № 9 Внутреннее строение ветки дерева
Лабораторные работы для учащихся 6-x классов по личностно-ориентированной технологии
Продолжение. См. № 6, 7, 8, 9, 11, 12/2008
Лабораторная работа № 11.Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
Цель: познакомиться с транспортом веществ внутри растительного организма.
Оборудование: ветка липы, простоявшая 2–4 суток в подкрашенной воде; таблицы «Строение стебля», «Проводящие ткани растения», учебник (с. 74–75).
Инструктивная карточка
1. Рассмотрите поперечный срез ветки липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2–4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
Поперечный срез трехлетней ветки липы под микроскопом: 1 – сердцевина; 2 – древесина; 3 – камбий; 4 – луб; 5 – чечевички; 6 – ситовидные трубки;
7 – волокна; 8 – пробка; 9 – сосуды
2. Рассмотрите продольный срез этой же ветки. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведенных наблюдений сделайте вывод.
Продольный срез трехлетней ветки липы (А – поперечный; Б – тангентальный; В – радиальный срезы):
1 – сердцевинные лучи; 2 – древесинная паренхима; 3 – сосуды; 4 – волокна; 5 – положение увеличенного участка в побеге
3. Прочитайте по учебнику, в чем особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли (с. 74).
4. Зарисуйте продольный и поперечный срезы стебля, укажите сосуды древесины.
5. Заполните таблицу.
Таблица. Проводящие ткани растения
Вид ткани | Место расположения | Особенности строения | Функция |
Сосуды | |||
Ситовидные трубки |
6. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.
Проверочные задания
Задание 1. Вставьте пропущенные слова.
1. Наружный слой коры у молодых стеблей представлен тонкой … .
2. С возрастом кожица заменяется … , которая состоит из мертвых клеток, заполненных воздухом.
3. … и … относятся к покровной ткани, которая защищает растение от пыли и микроорганизмов, излишнего испарения влаги и промерзания.
4. Газообмен осуществляется через … в кожице или … в пробковом слое.
5. Внутренний слой коры представлен … , в состав которого входят волокна, ситовидные трубки и клетки основной ткани.
6. … – механическая ткань, которая образована вытянутыми клетки с утолщенными одревесневшими оболочками, обеспечивающими гибкость и проч-ность стебля.
7. За лубом следует тонкий слой образовательной ткани … , клетки которой мелкие, узкие, тонкостенные, они обеспечивают рост стебля в толщину.
8. Клетки, которые откладываются камбием в сторону коры, становятся клетками … ; клетки камбия, которые откладываются в сторону древесины, – новыми клетками … .
9. … – основная часть ствола дерева, которая образована клетками разной величины и формы, механическими волокнами, придающими ей прочность, и трубковидными сосудами.
10. По … … от корня к листьям передвигаются вода и растворенные в ней минеральные соли.
11. Слои клеток древесины, образованные за весну, лето и осень, составляют … … … .
12. … занимает центральную часть ствола дерева, в клетках которой откладываются в запас питательные вещества.
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Вещества, поглощаемые растением из почвы, это:
а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) вода;
г) вода и минеральные вещества.
2. Минеральные вещества, растворенные в воде, поглощаются корнем из почвы:
а) корневыми волосками; б) корневым чехликом; в) клетками зоны роста;
г) клетками зоны проведения.
3. Минеральные вещества, растворенные в воде, поднимаются от корня к другим органам по:
а) сосудам древесины; б) волокнам древесины; в) ситовидным трубкам луба;
г) клеткам основной ткани.
4. Органические вещества, образованные в процессе фотосинтеза в листьях, передвигаются к другим органам растения по:
а) сосудам древесины; б) волокнам луба; в) ситовидным трубкам луба;
г) клеткам основной ткани.
5. Клетки сосудов древесины – это:
а) мертвые клетки и заполнены воздухом; б) вытянутые клетки с утолщенными одревесневшими оболочками; в) живые клетки с порами в поперечных перегородках;
г) живые клетки с большим количеством запасных веществ.
6. Сила, вызывающая одностороннее движение воды от корней к побегу, – это:
а) корневое давление; б) атмосферное давление; в) артериальное давление;
г) давление в сосудах растений.
Задание 3. Верно ли утверждение?
1. По сосудам древесины передвигаются органические вещества от листьев ко всем органам растения.
2. По ситовидным трубкам луба от корня к побегу передвигаются минеральные вещества, растворенные в воде.
3. Проводящей тканью растения являются сосуды древесины и ситовидные трубки луба.
4. В сосудисто-волокнистый пучок входят сосуды древесины, ситовидные трубки луба и волокна механической ткани.
5. На скорость передвижения веществ по стеблю влияют корневое давление и испарение воды листьями.
6. В стебле существует только восходящий ток жидкости.
7. Стебель выполняет только функцию проведения веществ по растению.
8. Луб входит в состав коры.
9. При повреждении коры стебля останавливается ток минеральных веществ.
3адание 4. Восстановите логическую цепь.
Луб + пробка или кожица ––> ? ? + волокна древесины + ? ––> древесина. ? + лубяные волокна + ? ––> луб.
Корневой волосок > зона всасывания ––> ? ––> побег.
Формирование корки и ядра в стволе дерева (А – поперечный срез, Б – продольный радиальный срез, В – продольный тангентальный срез): 1 – слои пробки; 2 – отмершие ткани коры; 3 – трещины; 4 – кора; 5 – камбий; 6, 7 – древесина (6 – заболонь, 7 – ядро); 8 – сердцевинные лучи
Продолжение следует
Источник: https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200801609
Параграф 9. Строение стебля
1. Что называют побегом?
Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом.
2. Какие функции выполняют механическая, проводящая, покровная ткани?
Механические ткани обеспечивают прочность органов растений. Они составляют каркас, поддерживающий все органы растений, противодействуя их излому, сжатию, разрыву.
Проводящие ткани обеспечивают передвижение воды и растворенных в ней питательных веществ по растению.
Покровные ткани выполняют главным образом защитную функцию — защищают растения от механических повреждений, проникновения микроорганизмов, резких колебаний температуры, излишнего испарения и т. п.
3. Какие стебли имеют известные вам растения?
Различают два основных типа стеблей: травянистые(тимофеевка, ландыш, тюльпан, зверобой) и деревянистые(липа, дуб, сосна).
4. Чем различаются стебли деревьев, кустарников, трав?
Травянистые стебли существуют обычно один сезон. Это нежные гибкие стебли трави молодые побеги древесных пород. Деревянистые стебли приобретают твёрдость благодаря отложению в оболочке их клеток особого вещества — лигнина. Одревеснение происходит у стеблей деревьев и кустарников начиная со второй половины лета первого года их жизни.
Лабораторная работа
Внутреннее строение ветки дерева
1. Рассмотрите ветку, найдите на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?
Чечевички — особые образования в пробковой ткани стебля, появляющиеся на смену бывших в эпидермисе устьиц.
Они служат вентиляторами, при помощи которых происходит обмен газов между внутренней атмосферой стебля и окружающим воздухом.
В готовом состоянии они имеют вид мелких бугорков, рассыпанных по стеблю и заметных простым глазом. Обыкновенно эти бугорки имеют продолговатую форму и вытянуты по длине стебля.
2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Используя учебник, определите название каждого слоя.
3. Иглой отделите кору, попробуйте её изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб? Где он расположен и каково его значение для растения?
Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой.Внутренний слой коры называют лубом. В его состав входят ситовидные трубки и клетки-спутницы, толстостенные лубяные волокна, а также группы клеток основной ткани.
Ситовидные трубки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как у сита), ядра в этих клетках разрушились, а цитоплазма прилегает к оболочке. Это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ. Жизнедеятельность ситовидных трубок обеспечивают клетки-спутницы.
Лубяные волокна — вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками — представляют механическую ткань стебля. В стеблях льна, липы и некоторых других растений лубяные волокна развиты особенно хорошо и очень прочны.
4. На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.
Самый прочный слой из перечисленных – древесина (в её состав входит механическая ткань).
В центре стебля находится более рыхлый слой — сердцевина, в которой откладываются запасы питательных веществ. Она состоит из крупных клеток основной ткани с тонкими оболочками. У некоторых растений между клетками находятся большие межклеточные пространства. Такая сердцевина очень рыхлая.
Пробка, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом, тоже ломается.
5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине. Что вы ощущаете? Прочитайте в учебнике об этом слое и его значении.
Между корой и древесиной залегает камбий. Он состоит из узких длинных клеток образовательной ткани с тонкими оболочками. Невооружённым глазом его обнаружить нельзя, но можно почувствовать, содрав часть коры с поверхности древесины и проведя пальцами по обнажившемуся месту. Клетки камбия при этом разрываются, и их содержимое вытекает, увлажняя древесину.
Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины — новые клетки древесины. Так происходит рост стебля в толщину. При делении камбия клеток древесины образуется значительно больше, чем луба. Осенью деление клеток замедляется, а зимой прекращается полностью.
6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.
См. ответ на вопрос №2.
7. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева.
8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего времени года.
По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о его плохом питании.
Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью, составляют годичное кольцо прироста. Мелкие осенние клетки отличаются от крупных весенних клеток древесины следующего года, находящихся рядом с ними. Поэтому граница между соседними годичными кольцами на поперечном срезе древесины у многих деревьев хорошо заметна.
9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту — лежащие ближе к середине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.Слои древесины, лежащие ближе к середине, старше по возрасту. Слои древесины, которые находятся ближе к коре, молодые (между древесиной и корой располагается камбий, который и образует новые кольца).
Вопросы
1. Каково внутреннее строение стебля дерева или кустарника?
На поперечном спиле дерева или кустарника легко различить следующие участки: кору, камбий, древесину и сердцевину.
2. Какое значение имеют кожица и пробка?
Кожица и пробка — покровные ткани. Они защищают расположенные глубже клетки стебля от излишнего испарения, различных повреждений, от проникновения внутрь атмосферной пыли с микроорганизмами, вызывающими заболевания растения.
В кожице стебля, имеются устьица, через которые происходит газообмен. В пробке эту функцию выполняют чечевички.
3. Где расположен луб и из каких клеток он состоит?
Внутренний слой коры называют лубом. В его состав входят ситовидные трубки и клетки-спутницы, толстостенные лубяные волокна, а также группы клеток основной ткани.
Ситовидные трубки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как у сита), ядра в этих клетках разрушились, а цитоплазма прилегает к оболочке. Это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ. Жизнедеятельность ситовидных трубок обеспечивают клетки-спутницы.
Лубяные волокна — вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками — представляют механическую ткань стебля. В стеблях льна, липы и некоторых других растений лубяные волокна развиты особенно хорошо и очень прочны.
4. Что такое камбий? Где он расположен?
Камбий – это образовательная ткань, за счет которой происходит рост стебля в толщину. Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины — новые клетки древесины.
Камбий залегает между корой и древесиной.
5. Какие слои видны на поперечном срезе стебля при рассматривании невооружённым глазом и с помощью микроскопа?
На поперечном срезе стебля при рассматривании невооружённым глазом легко различить следующие участки: кору, камбий, древесину и сердцевину. С помощью микроскопа можно отличить в коре кожицу, пробку и луб.6. Что такое годичные кольца? Как они образуются?
Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью, составляют годичное кольцо прироста. Мелкие осенние клетки отличаются от крупных весенних клеток древесины следующего года, находящихся рядом с ними. Поэтому граница между соседними годичными кольцами на поперечном срезе древесины у многих деревьев хорошо заметна.
Подумайте
Что можно определить по годичным кольцам? Почему у многих тропических растений годичных колец не видно?
Подсчитав с помощью лупы число годичных колец, можно определить возраст спиленного дерева или срезанной ветки.
По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о его плохом питании.
У многих тропических растений годичных колец не видно, т.к. условия там не отличаются по сезонам года и почти всегда благоприятные.
Задания
1. Рассмотрите чечевички на ветвях бузины, черёмухи, дуба и других деревьев и кустарников.
2. Определите возраст какого-либо спиленного дерева по годичным кольцам. Сделайте рисунок спила. Укажите на рисунке сторону, которая у дерева была обращена к северу.
Источник: https://resheba.me/gdz/biologija/6-klass/pasechnik/9