Лабораторная работа № 2 по биологии на тему Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы (6 класс)
Урок биологии по теме
- Степанова Ольга Анатольевна, учитель биологии
Разделы: Биология
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать знания о корне как вегетативном органе растения, о видах корней и типах корневых систем;
- изучить особенности корневых систем Однодольных и Двудольных растений;
- расширить знания о функциях корней;
- выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем — стержневую и мочковатую;
Развивающие:
- продолжить формирование умения логически мыслить, обобщать полученные знания и делать выводы;
- выделять главное в изучаемом материале;
- давать сравнительную характеристику корневых систем разных растений;
Воспитательные:
- осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в ходе выполнения практической работы;
- привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы;
- убедить школьников в необходимости бережного отношения к растениям;
- использовать на уроке художественные произведения, способствующие эстетическому воспитанию учащихся.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы:
- словесные (беседа, рассказ, работы с учебником),
- наглядные (плакаты, слайды),
- практическая работа (гербарные экземпляры),
- организационные (самостоятельная работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом),
Оборудование:
- таблицы «Строение корня», «Строение корневых систем», «Строение семян»
- гербарий — растения с разными типами корневых систем
- компьютер, экран, проектор
- проростки фасоли, гороха, пшеницы
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Проверка знаний
А. Фронтальный опрос.
На прошлом уроке мы изучали строение семян Двудольных и Однодольных растений.
Повторим изученный материал.
Вопросы:
1) Какие особенности лежат в основе деления растений на классы Двудольные и Однодольные? (по количеству семядолей в зародыше семени)
2) Каково строение семени фасоли? (кожура + зародыш = корешок, стебелек и почечка, 2 семядоли)
3) Где в семени фасоли находится запас питательных веществ?
4) Что такое эндосперм? (особая запасающая ткань; обеспечивает питательными веществами);5) Какое строение имеет зерновка пшеницы? (околоплодник срастается с кожурой, зародыш — корешок, стебелек, 1 семядоля, почечка)
III. Изучение нового материала
Тему урока я вам не назову. Когда вы выполните работу, сами тему определите.
Посмотрите на синквейн.
1. ?
2. Боковые, придаточные;
3. Растет, дышит, ветвится;
4. «Царства темного жильцы»
5. Орган.
На 1 строчке должно быть название синквейна. У меня в «черном ящике» объект (предмет) о котором говорится в синквейне.
Ребята, что это может быть? Слушаем высказывания ребят. Достаю из ящика корешки растения.
Сегодня наш урок будет посвящен КОРНЯМ.
Записываем на доске и в тетрадях тему урока: «Корень. Корневые системы».
«Как ни тонок, неприметен под землею корешок, Но не может жить на свете без него любой цветок.»
В.Жак
Беседа.
Учитель: когда вы, ребята, дома проращивали семена фасоли, гороха, я просила обратить внимание на то, какой орган растения появится первым при прорастании семени.
Ученик: первым появился корень.
1. Функции корня.
Проблемный вопрос: Почему именно корешок появляется первым? (исключительная роль корня в жизни растения). Давайте вспомним, какие функции выполняет корень?
Читаю сказку Л.Жарикова «Дуб и ветер».
«Стоял дуб на высокой горе и никому не поклонялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает:
— Боишься меня?
— Нет!
— Ну, тогда держись!
И стал ветер дуть изо всех сил. Налетел с одной стороны, с другой стороны, старался нагнуть к земле.
А дуб стоит и смеется каждым своим листком… так и устоял.
Злится ветер.
— Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чем твоя сила?
— Могу сказать, — отвечает дуб.
— Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю — матушку держусь.
А родная земля раны залечивает, каждому из нас силу дает!»
Вопрос: о какой функции корня идет речь?
Функция 1.
Корень закрепляет растение в почве и прочно удерживает его в течение всей жизни (записываем в тетрадь).
Басня И.А.Крылова «Листья и корни» (отрывок)
В басне корни спорят с листьями. Они говорят:
«Мы те… Которые здесь роясь в темноте, Питаем вас.
Ужель не знаете!? …»
Функция 2.
Активно поглощают из почвы воду минеральными солями, то есть обеспечивает минеральное (почвенное) питание.
Функция 3.
Запасающая — часто корень служит хранилищем питательных веществ.
Функция 4.
1. Вегетативное размножение.
Схема.
Вывод:
- с участием корней протекают основные процессы жизнедеятельности;
- без корней растение жить не может.
2. Виды корней.
В течение жизни у растения формируется много корней. Различают 3 вида корней (учебник рис. 59 стр. 89)
Схема.
Работа с плакатами, запись в тетрадях.
3. Корневые системы.
Cовокупность всех корней растения образует корневую систему.
В состав корневых систем входят главный, боковые и придаточные корни.
Они идут вглубь и вширь.
Например, корни яблони разрастаются в стороны на 10-12 метров, а у верблюжьей колючки — на 20 м в глубину.
Типы корневых систем.
Показываю 2 растения — одуванчик и пшеница. У одного растения стержневая система, а у другого — мочковатая.
Схема.
- Стержневая корневая система — хорошо развит главный корень (похож на стержень). Такая система у двудольных растений (фасоль, морковь, одуванчик, береза).
- Мочковатая корневая система — образована придаточными и боковыми корнями. Главный корень — плохо развит или отсутствует (отмирает рано). Такая система у Однодольных растений (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).
Чтобы научиться различать типы корневых систем, выполняя лабораторную работу.
4. Работа в группах.
Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы».
На столах гербарные экземпляры растений.
Инструктивная карточка в учебнике на стр. 90-91.
Цель: исследовать строение корневых систем у растений.
По ходу работы заполняют таблицу.
Растение | Тип корневой системы | Особенности строения |
IV. Рефлексия
А. Беседа (вопросы). 1) Какие функции выполняет корень? 2) Какой корень называется главным? 3) Какие корни называются боковыми? 4) Какие корни называются придаточными? 5) Что такое корневая система? 6) Какая корневая система называется стержневой, мочковатой?
7) Какая система у двудольных, у однодольных растений?
Б. Творческое задание: «Рассказ с ошибками»
Задание — прочитайте внимательно текст, содержащий биологические ошибки. Их найти и исправить.
Корень — важный репродуктивный орган растения. Он закрепляет его в почве. Через корни растение получает воду с растворенными в ней органическими веществами. При прорастании первыми появляются боковые корни. Все корни одного растения образуют корневую систему.
Различают мочковую и стержневую корневые системы. У пшеницы стержневая система, в которой хорошо заметен главный корень.
Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений.Растения могут жить без корней.
В. Криптограмма.
Зашифрована пословица о корнях: «Каков корень — таков лист»
(21 буква)
К -2, А -10, О — 4, В -7, Р — 1, Е -5, Н -9, Ь — 3, Т -8, Л — 11, И — 6, С — 12 (12 букв)
2 | 10 | 2 | 4 | 7 | 2 | 4 | 1 | 5 | 9 |
3 | 8 | 10 | 2 | 4 | 7 | 11 | 6 | 12 | 8 |
Ключ.
1) В А Л Е Р И А Н А
7 10 11 5 1 6 10 9 10
«На берегах тенистых горных рек Среди кустов в лесах и по болотам, Не часто можно встретить твой побег Цветок с чуть розоватой поволокой. Загадочно пьяняще для котов,
И человеку ты всегда желанна…» (валериана лекарственная)
Лат. — «валере» — значит, быть здоровым.
Это старинное лекарственное растение, используется с древних времен.
2) Ж Е Н Ь Ш Е Н Ь
— 5 9 3 — 5 9 3
Царь лесных зверей — тигр, Царь морских зверей — дракон,
Царь лесных растений — …. ЖЕНЬШЕНЬ
По-китайски — корень жизни, человек — корень (похож на фигурку человека)
3) Л О Т О С
11 4 8 4 12
Индийская легенда гласит, что после рождения Будда самостоятельно сделал 7 шагов. Там, где ступала ножка младенца, распускался этот цветок. Крупные ярко розовые цветки распускаются на рассвете, а к вечеру бледнеют.
4) Л У К
11 — 2
В средние века то растение, по мнению воинов, предохраняло их от стрел и ударов мечей. Поговорка гласит: «…от семи недуг». В нем много фитонцидов.
5) К А П У С Т А
2 10 — — 12 8 10
Известный математик Древней Греции Пифагор писал, что оно «представляет из себя овощ, который поддерживает бодрость духа и веселое спокойное настроение».
V. Подводим итог
Напоминаю проблемный вопрос, заданный в начале урока.
Ребята, мы решили проблему?
(слушаем высказывания ребят)
Стихотворение.
«Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются. Почему осыпались и вянут!? Без корней расти, и жить не станут! Как ни тонок, не приметен Под землею корешок. Но не может жить на свете Без него любой цветок!
В.Жак
19.06.2019
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/675002/
Параграф 2. Виды корней и типы корневых систем
1. Какую роль играют корни в жизни растений?
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
2. Чем корни отличаются от ризоидов?
Ризоид — нитевидное корнеподобное образование у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов, служащее для закрепления их на субстрате и поглощения из него воды и питательных веществ. В отличие от настоящих корней, у ризоидов нет проводящих тканей.
3. У всех ли растений имеются корни?
У самых простых растений корней нет. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды. Точно так же плавают на поверхности воды многие морские водоросли, которые представляют собой водоросли более крупных видов.
Простые растения типа мхов впитывают необходимую влагу прямо из своего окружения. Вместо корней у них имеются нитеобразные выросты (ризоиды), и с помощью этих выростов они цепляются к деревьям или камням. Но все растения более сложных форм – папоротники, хвойные и цветковые растения – имеют стебли и корни.
Для того чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.
Стержневая и мочковатая корневые системы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
Различают два типа корневых систем — стержневую и мочковатую. Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.
Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.
2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свёкла и др.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений — пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.
5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.
6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».
Вопросы
1. Какие функции выполняет корень?
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?
Главный корень развивается из зародышевого корешка. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.
3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую — мочковатой?
Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.
Подумайте
При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?
Для появления придаточных корней и улучшения питания растений, рыхления почвы. У картофеля эта операция стимулирует образование клубней, т.к. его корневая система растёт лучше вширь, чем вглубь.
Задания
1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4—5 листьями.
Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней.
После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.
2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.
Срезанные черенки колеуса очень хорошо укореняются в воде. После того, как поставили их в воду, через пару недель (а может и раньше) появятся белые корешки.
Время прорезания корешков у пеларгонии – 5-15 дней. Корневая система развивается за три-четыре недели, после чего можно рассаживать растения в отдельные горшки.
3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.
Рекомендации по проращиванию гороха:
1. Промыть зерно 2-3 раза
2. Залить очищенной водой (объем воды в 1,5 – 2 раза больше объема зерна)
3. Замачивать 10-12 часов при температуре 16-21 С˚ (длительность замачивания зависит от температуры – чем выше температура, тем меньше нужно замачивать)
4. Промыть 2 раза
5. Накрыть крышкой негерметично
6. Полив не менее 3 раз в сутки (3-4 дня) ЗЕРНО НЕ ДОЛЖНО ПЛАВАТЬ!!! ВОДА ДОЛЖНА СХОДИТЬ ПОЛНОСТЬЮ!!!
Рекомендации по проращиванию пшеницы:
1. Промыть семена;
2. Положить семена в ёмкость, чтобы они занимали не больше половины её высоты;
3. Залить семена водой так, чтобы вода была сверху семян не менее, чем на 2 сантиметра;
4. Примерно через 8 часов слить воду и промыть семена, которые должны уже несколько изменится;
5. Накрыть влажной марлей или какой-то другой чистой влажной тряпкой их (уже без воды).
Источник: https://resheba.me/gdz/biologija/6-klass/pasechnik/2
Корень. Биология. 6 класс
Название учебно-методического комплекса: УМК «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс»: В.В. Пасечник (М.: Дрофа, 2012).
Класс: 6.
Тема: Корень.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- образовательная – раскрыть механизм поглощения корнем из почвы воды с минеральными веществами;
- развивающая – развивать умения анализировать, работая с биологическими объектами;
- воспитательная – формировать навыки работы и умения взаимодействия между обучающимися в парах.
Задачи:
- сформировать знания о видах корней и типах корневых систем, функциях корня;
- выработать умение распознавать на натуральных объектах типы корневых систем;
- продолжить формирование умения делать выводы на основании результатов лабораторной работы.
Использованные источники:
- Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
- Ерхова Н.В. На помощь приходит фантазия. //Биология в школе. – М.: Школа-Пресс, 2001, №1. С. 38.
- Кузнецова В.И. Уроки биологии, 6-7 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. /Книга для учителя. Издание второе, переработанное. – М.: Просвещение, 1991.
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. /Учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012.
- Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс». – М.: Дрофа, 2012.
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. – М.: Просвещение, 2012.
I. Организационный момент (проверка готовности обучающихся к уроку)
Чтение подготовленным обучающимся стихотворения В. Жака:
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Какова же тема нашего урока: ? (Совместное формулирование темы, целей и задач урока обучающимися и учителем). Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!
Итак, тема урока: Корень.
II. Изучение нового материала
1. Функции корня. (Беседа на основе имеющихся у обучающихся знаний с демонстрацией интерактивной схемы «Функции корня», обсуждение проблемных вопросов:
- В каких ещё науках вы встречались с понятием «корень»? (Филологии, математике, обществознании).
- Почему корень называют живым якорем? (Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни).
- Как вы объясните выражение: «Человек силён своими корнями»? (У каждого человека есть родовое начало, родовое «гнездо», так называемые «корни». Представители каждого рода должны помогать друг другу в трудных жизненных ситуациях).
- О чём нам поведал мультфильм «Вершки и корешки»?).
Функции корня: закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных веществ, синтез гормонов и ферментов, выделение продуктов метаболизма, запасание воды и питательных веществ |
2. Виды корней: главный, боковые, придаточные. (Фронтальная беседа с демонстрацией таблицы «Строение корня», рисунка «Внешнее строение корня», проростков гороха, фасоли, пшеницы. Чтение и анализ «Сказки о корне»). [Прил. 1]
3. Типы корневых систем. (Объяснение учителя с демонстрацией рисунка «Виды корней», таблицы «Типы корневых систем», гербарных образцов растений с мочковатой и стержневой корневыми системами).
4. Лабораторная работа «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы». (Работа обучающихся в парах с гербарием по заданиям на с. 90 учебника, заполнение таблицы 1 – задание 63 в рабочей тетради).
Таблица 1. Стержневая и мочковатая корневые системы
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы |
1. Райграс пастбищный | Мочковатая корневая система | Главный корень недостаточно развит или отсутствует |
2. Пастушья сумка | Стержневая корневая система | Главный корень хорошо виден |
3. | ||
4. | ||
5. |
IV. Закрепление знаний
Закрепление знаний о видах корней и типах корневых систем в ходе решения биологических задач, анализа заложенного заранее опыта по проращиванию семян гороха, фасоли, пшеницы.
1. Два фермера занимаются выращиванием картофеля. Один из них окучил картофель после полива перед цветением, другой нет. У какого фермера урожай картофеля будет больше и почему? (При окучивании образуются придаточные корни от стебля, которые увеличивают поглощение воды и питательных веществ растением. Следовательно, урожай картофеля будет выше).
2. Две приятельницы покупали рассаду помидоров на рынке. Одна решила купить рассаду не пикированную (ни разу не пересаживаемую), другая – пикированную. У кого из них будет 100% приживаемость рассады помидоров и почему? (При пикировке отщипывается главный корень при рассаживании, число боковых корней увеличивается. Растения становятся более крепкими и жизнеустойчивыми).
3. Опыт по проращиванию семян гороха, фасоли, пшеницы. [Прил. 2, табл. 2]
V. Задание на дом
Изучить §19, ответить устно на вопросы 1-4 к §19, выполнить практическое задание №1 на с.91 учебника.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/koren-biologiya-6-klass/