Конспект урока по биологии на тему Живые клетки (5 класс)
Конспект урока по биологии на тему
УРОК биологии 5 класс в рамках ФГОС «Кирпичики» жизни»
Тема урока: Живые клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
— образовательные: знать о строении клетки, роли органоидов клетки.
— развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках на рисунках и таблицах; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
— воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
— знать строение клетки;
— рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке.
Метапредметные:
— регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
— коммуникативные:— обсуждать в рабочей группе информацию;
— слушать товарища и обосновывать свое мнение;
— выражать свои мысли и идеи.
— познавательные:
— работать с учебником;
— находить отличия;
— составлять схемы-опоры;
— работать с информационными текстами;
— объяснять значения новых слов;
— сравнивать и выделять признаки;
— уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
— оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологическиересурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, материалы для моделирования клетки (ёмкости с желатином, семена фасоли, гороха, лесные орехи, окрашенные в зелёный цвет семена кабачков).
Основные термины и понятия: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, хлоропласты, митохондрии, лизосомы.
Ход урока
Приветствуют учителя.
Доклад дежурного. Проверяют готовность к уроку.
2
Определение темы и задач урока.
Учитель предлагает детям разгадать кроссворд.
Приложение 1.
Молодцы. Вы замечательно справились с заданием.
Как вы думаете, почему именно это слово я выделила?
Правильно, сегодня речь на уроке пойдёт о клетке.
Как можно назвать тему урока?
Какова цель и задачи урока?
Как можно достичь цели?
На столах учащихся листы с кроссвордом.
Разгадывают кроссворд, находят главное слово, определяют тему и задачи урока.
Записывают тему в тетрадь.
3
Изучение нового материала.
Учитель.
Скажите, пожалуйста, что вам известно о клетках?
Думаю, что после нашего урока, вы будете знать о клетке больше.
Послушайте стихотворение.
Загляните на часок
Там такое происходит —
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
Вопрос.
Знакомы вам имена Антини ван Левенгук и Роберт Гук?
Обратитесь к тексту учебника на стр. 27, абзац первый.
Несколько слов сказать учащимся о Левенгуке.
Учитель.
Из чего построено здание нашей школы?
Правильно, из кирпичей.
Из чего состоит наш организм? Правильно, из клеток.
Можно ли назвать клетки кирпичиками жизни? Можно, но это очень приблизительное сравнение.
Вопрос.
Как вы думаете, почему?
Работаем с текстом учебника на стр. 27, абзац 4.
Назовите главные части клетки, запишите их названия в тетрадь их названия.
Для чего они нужны клетке?
Прочестьстроки стихотворения, которые помогут определить функции частей клетки.
Клетка живая на город похожа.
Стена крепостная в клетке есть тоже.
Мембраной она названа –
Чужих не впускает она!
Вывод: защитная функция.
В клетке внутри – цитоплазма в движении,
Подобно дорогам и направлениям.
Вывод: связывает содержимое клетки.
Но главное это – ядро, несомненно.
Ядро управляет клеткой бессменно.
В хромосомах записаны законы и правила,
Которые природа для клетки составила.
Вывод: управляет клеткой, хранит наследственный материал.
Вопрос.
Происходят ли какие-либо действия с кирпичами здания школы?
Вопрос.
А с клетками нашего организма? Ели дети затрудняются ответить, обратить их внимание на последний абзац стр. 27.
Вопрос.
Кирпичи в стенах здания одинаковые или разные?
Вопрос.
А клетки в нашем организме?
Рассмотрите рисунки клеток на стр. 29, сделайте вывод.
Вывод: клетки в организме отличаются друг от друга, так как выполняют разные функции.
Вернёмся к строкам стихотворения, которое я прочла вам в начале урока.
В цитоплазме там и тут
Что такое цитоплазма мы знаем, а что такое органоиды?
В нашем организме много органов, которые выполняют определённые функции. В организме – органы, а в клетке – органоиды – части клети, выполняющие свои функции.
Рассмотрите рисунок клетки на стр. 30, скажите, кроме ядра, оболочки, цитоплазмы, что ещё есть в клетке?
Митохондрии – клеточное дыхание, образуется энергия – энергетические станции клетки.
Лизосомы – пищеварительная функция (рассказать о хвосте головастика).
Сеть – транспорт веществ.
Эти органоиды есть в клетках растений и животных.
Почему растений имеют зелёную окраску? Благодаря хлоропластам.
Вопрос:
клетки растений и животных одинаковые по строению?
Вопрос.
С чем связано такое отличие?
Запомнить: только в растительной клетке есть хлоропласты, толстая клеточная стенка, вакуоли.
Итак, мы изучили строение клеток растений и животных. Закрепим изученное и выполним моделирование клетки из подручного материала.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Высказывают своё мнение.
Слушают своих товарищей.
Делают записи в тетради.
Анализируют, обобщают, делают выводы.
Закрепление.
Лабораторная работа. Моделирование клетки.Используя подручный материал на ваших столах, постройте модель клетки. Напишите, какой материал вы использовали, чтобы создать модель клетки.
Проверить результат. Сравнить по группам, сделать вывод.
Стенки ёмкости – мембрана.
Желатин – цитоплазма.
Лесной орех – ядро.
Семена фасоли – митохондрии.
Семена гороха – лизосомы.
Семена кабачков – хлоропласты.
В 2 группах были семена кабачков, окрашенные в зелёный цвет.
Вывод детей: моделировали растительную клетку.
В 2 группах такие семена отсутствовали, дети сделаливывод: они изготовили модель животной клетки.
Создают модель клетки, производят описание.
Домашнее задание.
С. 28-32. Вылепить модель клетки из пластилина, написать сочинение «Путешествие внутрь клетки», составить кроссворд.
Записывают домашнее задание в дневник.
Приложение 1. Кроссворд
Увеличительный прибор со зрительной трубкой.
Увеличительный прибор с рукояткой и линзой
Часть зрительной трубки, обращённая к микропрепарату.
Свойство живого, которое обеспечивает организм пительными веществами и энергией..
Часть зрительной трубки, в которую смотрит наш глаз.
Улавливает свет в микроскопе.
Прочтите слова по вертикали, что интересного вы заметили?
Приложение 1. Кроссворд
Увеличительный прибор со зрительной трубкой.
Увеличительный прибор с рукояткой и линзой
Часть зрительной трубки, обращённая к микропрепарату.
Свойство живого, которое обеспечивает организм пительными веществами и энергией..
Часть зрительной трубки, в которую смотрит наш глаз.
Улавливает свет в микроскопе.
Прочтите слова по вертикали, что интересного вы заметили?
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-na-temu-zhivie-kletki-klass-1247994.html
Жизнедеятельность клетки, её деление и рост
Клетка – основная единица жизни. Все живые организмы состоят из клеток. Вирусы, которых можно назвать живыми лишь условно, вне клеток, на которых они паразитируют, свойств живого не проявляют.
Для всего живого характерны обмен веществ и энергии, рост и размножение. Живые клетки обладают всеми этими свойствами. Они дышат, питаются, растут. Многие из них способны к размножению.
Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников.
Растение получает эти вещества из воздуха и почвы.
2. Оболочка
Оболочка живой клетки имеет сложное строение, она легкопроницаема для одних веществ и непроницаема для других.
Такая полупроницаемость оболочки сохраняется, пока жива клетка.
Таким образом, оболочка не только сохраняет целостность клетки, но и регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую ее среду.
В клетках, например, листа элодеи под микроскопом можно увидеть, что хлоропласты плавно перемещаются как бы по кругу, вдоль клеточной оболочки (см. Рис. 1). Но сами они к движению не способны, движется вся цитоплазма. Это движение постоянно, но его иногда трудно обнаружить.
Рис. 1
3. Движение цитоплазмы
Наблюдать движение цитоплазмы вы сможете на уже знакомом вам препарате листа элодеи или на препаратах корневых волосков водокраса, волосков тычиночных нитей традесканции.
Попробуйте изучить влияние температуры на интенсивность движения цитоплазмы. Наиболее интенсивным оно, как правило, бывает при температуре около 37 °С. Уже при температуре выше 40 °С оно прекращается.
Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.
Цитоплазма одной клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других клеток, расположенных рядом.
Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках.
Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество. Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки легко разъединяются.
Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом.
4. Деление клетки
Как мы уже говорили, клетки способны к размножению. Размножаются они путем деления (см. Рис. 2). В результате деления и роста клеток происходит рост организма в целом.
Делению клетки предшествует деление ее ядра. Перед делением клетки ядро увеличивается, и в нем становятся хорошо заметны тельца, обычно цилиндрической формы – хромосомы. В них как бы записаны все наследственные признаки клетки.
Рис. 2
5. Хромосомы
Рассматривая делящиеся клетки, ученые заметили в ядре небольшие тельца, которые хорошо впитывали в себя краситель. Эти тельца получили название хромосом – от древнегреческих слов «хромос» – «цвет» и «сома» – «тело» (см. Рис. 3).
В 1910 г. Т. Морган доказал, что в хромосомах в определенной последовательности расположены гены. Хромосомы содержат ДНК – основной носитель наследственной информации клетки.
Перед делением клетки каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке. Всё содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками.
Ядро молодой клетки располагается в центре, она (клетка) содержит много мелких вакуолей. В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, поэтому цитоплазма с ядром прилегает к клеточной оболочке. Молодые клетки, в отличие от старых, способны делиться.Тотипотентность
Тотипотентность – это свойство одной клетки организма путем деления дать начало целому организму или клетке любого типа этого организма.
У животных этим свойством обладает только оплодотворенная яйцеклетка, а у растений любая клетка может утрачивать свою специализацию и становиться тотипотентной.
Многоклеточные организмы могут содержать огромное количество клеток. Так, один лист яблони состоит примерно из 50 млн клеток различных типов. У цветковых растений различают около 80 типов клеток. Наука, изучающая строение и жизнедеятельность клетки, называется цитология.
Рис. 3. Хромосомы
Вопросы к конспектам
1. Какие свойства имеет оболочка клетки? 2. Что происходит с хромосомами при делении клетки? 3. * Подготовьте сообщение об истории развития цитологии.
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1187