Конспект урока. Н. Кончаловская. Слово о Ледовом побоище.
Наша древняя столица / Читать онлайн
sh: 1: —format=html: not found
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
1147 год
ГДЕ ТЕПЕРЬ МОСКВА-СТОЛИЦА, ЖИЛИ РАНЬШЕ ЗВЕРЬ ДА ПТИЦА
Читатель мой, бывал ли ты
На башне университета?
Видал ли с этой высоты
Столицу нашу в час рассвета?
Когда за дымкой голубой,
А в летний зной — совсем лиловой
Москва-река перед тобой
Лежит серебряной подковой.
Всё видно с высоты такой —
Бульвары, площади и парки,
Мосты повисли над рекой,
Раскинув кружевные арки.
Ты ищешь Кремль? Вон холм крутой
Игрушечный Иван Великий,
На луковке его златой
Играют солнечные блики…
Давай займёмся стариной!
Представь себе, читатель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли,
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц — перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рёв медведицы в берлоге,
И на заре на водопой,
Где плещет свежесть ключевая,
Шли лоси узкою тропой,
Рогами сучья задевая…
Текла река в лесах, в лугах,
Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
Славянский люд в них проживал
С десятого, быть может, века,
Тот люд Москвою называл
Глубокую, большую реку.
Природы щедрые дары
Ценить уже умели люди.
Для них заботливо бобры
Вели хозяйство на запруде.
Для них копили пчёлы мёд,
Растила птиц трава густая,
В глубинах москворецких вод
Икру метала рыбья стая.
Они пасли в лугах стада,
Пахали землю под пшеницу,
Купцам сбывали в города
И лён, и воск, и мёд, и птицу.
Из года в год богатый сбыт
Мехам бобра, медвежьим шкурам.
Водой и сушей путь открыт
В Ростов, Владимир, Суздаль, Муром.
Всё это были города
Руси лесистой и огромной.
Столицей Киев был тогда,
Была Москва деревней скромной.
* * *
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном — тын, за домом — дом
Росло на берегу твоём
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекрёстке всех дорог.
О ЦЕРКВАХ, МОНАСТЫРЯХ И О ТОМ, КАК ЖИЛ МОНАХ
Под Москвою, на дорогах,
Средь лесов и пустырей,
В старину стояло много
Сторожей-монастырей.
В них всегда монахи жили,
Пили, ели, не тужили,
Всё давала им земля —
Огороды и поля.
Монастырские угодья
Сразу видны издали —
Так и пышет плодородьем
От монашеской земли.
Монастырская пшеница
Выше роста колосится,
Выше пояса — овёс,
По колена — сенокос.
А работает в полях
Не звонарь и не монах —
Пашут поле батраки,
Крепостные мужики.
Для монаха всё готово:
И от рыбного улова,
И от пчельника доход
В монастырь несёт народ.
Скот разводят для монаха,
Сосны рубят для монаха.
На крестьянских на кормах
Тунеядцем жил монах.
За крестьян молил он бога,
От крестьян дохода много…
Всё, что видно вдаль и вширь, —
Всем владеет монастырь.
Но когда заметят в страхе
Вражий стан со стен монахи
Иль блеснут издалека
Копья вражьего полка,
Тотчас в Кремль гонец-монах
Мчится, стоя в стременах,
Объявить, что под Москвою
Показалась вражья рать,
Чтоб готовы были к бою:
Стольный град оборонять!
А крестьяне между тем
С монастырских крепких стен
Путь в столицу защищали,
Метко били их пищали,
И частенько под Москвой
Закипал горячий бой.
Много раз за стены эти
Укрывались бабы, дети, —
Как объявится беда,
Весь народ бежит сюда…
Сохранились и поныне
Древнерусские твердыни.
Поезжай да посмотри
На Москве монастыри:
Новодевичий, Данилов,
И Андроньев, и Донской.
Эти стены вражью силу
Оттесняли под Москвой.
1237 год
РАЗОРЯЯ ГОРОДА, ШЛА МОНГОЛЬСКАЯ ОРДА
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя — внука Чингис-хана,
Своё соседство с ним кляня.
«Баты-ы-ый!» — пронзающие стрелы,
«Бату!» —как палицы удар.
Его ослушаться не смела
Орда монголов и татар.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли,
Быки их юрты на колёсах
С детьми и жёнами везли.
И по Батыеву веленью
За войском следом шли стада,
Как будто бы в переселенье
На запад двинулась орда.
И скрип колёс, и свист нагайки,
И рев быков, и плач детей,
И птиц испуганные стайки
Из-под копыт у лошадей…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
Конспект урока по Окружающему миру
Наша кнопка
Скачать материал
Урок по окружающему миру
Тема «Князь Александр Невский»
4 класс
Цель: сохранение исторической памяти, знакомство обучающихся с героическими страницами истории Отечества.
Задачи:
Расширить знания о событиях, которые происходили во время правления Александра Невского, познакомить обучающихся с ролью личности Александра Невского в истории России.
Развивать логическое мышление, связную устную речь, умение работать с картой, формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, общекультурной.
Формировать уважение к историческому прошлому России, воспитывать чувство патриотизма.
Наглядные учебные пособия: карта “ Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в 13 веке”, художественный фильм «Александр Невский» (1938г.), набор карточек лото по теме «Батыево нашествие», репродукции картин П.
Корина «Александр Невский», книга Н. Кончаловской «Наша древняя столица», М.: «Детская литература», 1972, карточки с датами (см. Приложение 2); Плешаков А. А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир: учебник для 4 класса 4-летней начальной школы», М.
: Просвещение, 2013.
Ход урока:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Проверка домашнего задания.
— Ребята, сегодня мы с вами поиграем в лото, но не простое, а историческое. Работать будем в группах. У вас на партах набор карточек. Найдите цветную карточку. Прочитайте на ней слово. К этому слову вам нужно подобрать походящие слова из набора белых карточек (см. Приложение 1).
— Проверяем. Ответ по схеме на доске.
1. Основное слово…
2. Мы подобрали слова…
3. Микроитог.
— Кто напал на Русь в 13 веке? (Монголо-татары)
— Кто возглавил поход на Русь? (Батый)
— В каком году это произошло?
4. Новая тема.
— Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава.
5. Запись даты, темы урока.
— Откроем тетради, запишем дату и тему нашего урока: «Князь Александр Невский».
6. Постановка цели урока:
— В конце урока мы с вами должны ответить на вопрос: почему князя Александра православная церковь причислила к лику святых?
В 1240 году(на доску) шведские корабли вошли в устье Невы. (Показ на карте.) Их цель была грабительской, они пришли, чтобы разорять города. О приближении вражеского войска новгородцы были оповещены дозором. Шведы, утомившись морским переходом, устроили себе отдых. Простые воины отдыхали на кораблях. Начальникам и рыцарям слуги поставили шатры на берегу.
Шведы был уверены, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него. Князь Александр решил — немедля идти к Неве и, пока враги отдыхают, ударить по ним. У Александра была только своя небольшая дружина и отряд воинов-новгородцев. Было утро 15 июля 1240 года. Протрубил рог. Дружина во главе с самим Александром нанесла по шведам удар. Завязался жестокий бой.
Александр находился в самой гуще сражавшихся. Он распоряжался как полководец и бился как воин. Александр бился со шведским военачальником Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил шатёр Биргера, шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Сражение закончилось к вечеру. Весть о победе разнеслась по всей Руси.
После этой битвы князь Александр получил почётный титул «Невский».
Показ репродукции картины Н. Рериха.Александр Невский поражает Ярла Биргера.
Показ репродукции картины П. Корина «Александр Невский».
— Ребята, откройте учебники на странице 63. Рассмотрите репродукцию картины П. Корина «Александр Невский».
— Что по картине мы можем сказать об Александре Невском? (У него суровое лицо, он мужественный, он опирается на меч, а, значит, готов защитить Русскую землю.)
7. Микроитог.
— Что произошло в 1240 году? (Битва на реке Неве)
— Запишем в тетрадях: 1240г. – битва на реке Неве.
— С какой целью шведы напали на Русь? (С грабительской.)
8. Продолжение новой темы.
— После победы над шведами князя Александра очень полюбили в народе. Но забеспокоились новгородские бояре и купцы. Они боялись потерять свою власть в Новгороде. И князь был вынужден покинуть Новгород.
Вскоре после невской победы в русских землях снова появился враг. На Русь напали немецкие рыцари-крестоносцы. Они пришли на Русь с целью уничтожить православие на Руси и утвердить свою религию, католическую.
Эмблемой рыцарей был крест и меч, поэтому их и называли крестоносцами. Враг захватил город Псков и стал продвигаться к Новгороду.
Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, попросили Александра Ярославича защитить Новгород.
Ой ты, Новгород великий,
Господин торговых дел!
От боёв с ордою дикой
Ты счастливо уцелел.
Там, куда садится солнце,
Неспокойно в этот час –
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас.
А ливонский хищный рыцарь –
Самый ближний твой сосед.
У тебя ж, как говорится,
Воля есть, а войска нет.
В Переяславль тебе за князем
Посылать гонцов пора,
Пусть с поклоном рухнут наземь
Среди княжьего двора.
Александр! Ведь он о шведа
В Невской битве землю спас,
И тебя он от соседа
Защитит на этот раз.
— Князь Александр согласился, сказав: «Не Новгород иду защищать, а землю русскую».
— Решающее сражение произошло 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Князь выбрал место сражения не случайно.
Александр знал, что немецкое войско строилось в виде клина: его острие — одетые в тяжёлые латы рыцари, их кони тоже покрыты железом и по бокам клина тоже рыцари, а внутри этой подвижной брони — пехота. Такое боевое построение немецких рыцарей называлось «кабанья голова».Неудержимо и грозно движется «кабанья голова» на противника, рассекает его строй, проходит сквозь шеренги, дробит затем на части и уничтожает сопротивляющихся и бегущих.
У Александра было в основном пешее войско. Полк левой руки и полк правой руки, что по обе стороны от срединного, слабее. Это было известно военачальникам крестоносцев.
И Александр решил, что срединный полк будет состоять из ополченцев — горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, засапожными ножами; опытные же воины, закаленные, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины.
Позади срединного полка Александр распорядился поставить сани, на которых везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими камнями.
— Как вы думаете, ребята, легко ли сражаться на лошадях, одетых в железные латы, между саней и камней? Зато ополченец, одетый в легкие доспехи, будет действовать среди преград ловко, он сразу получит преимущество перед медлительным рыцарем.
— Какое время года было? (Весна)
— Что происходит со льдом на озере весной? (Он подтаивает)
— Как вы думаете, что произошло с конными рыцарями в тяжёлых доспехах на весеннем подтаявшем льду?
Чтение учителем отрывка из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица».
Рано, рано поутру
Из туманной дали
Резкий голос медных труб
Люди услыхали.
То, неся стране беду,
Тяжело, но быстро
Шло по озеру, по льду
Войско в снежных искрах.
Вот оно идёт, идёт,
Лязгом угрожая,
Солнца утренний восход
В латах отражая.
И с крестами на груди,
На тяжёлых латах,
Два ливонца впереди —
Два быка рогатых.
Два ливонца — первый ряд,
Во втором — четыре,
В третьем — шестеро стоят,
С каждым рядом — шире.
По двенадцати в ряду,
А рядам нет счёта.
Меж рядов, не на виду,
Кроется пехота.
Подвигался этот строй
В ледяном сверканье,
Назывался этот строй
«Головой кабаньей».
Увидав перед собой
Эту силу в латах,
Выходили в смертный бой
На врагов проклятых.
И с дружиной наравне,
Мужики в овчинах,
Кто пешком, кто на коне,
Даже при дубинах.
Вот как суздальская рать
С немцем в бой вступала.
Надо было устоять
Во что бы то ни стало!
Метит ратник, метит в цепь,
Что блестит на солнце, —
Хочет в шлем, в глазную щель
Поразить ливонца.
Стрелы острые у нас,
А попробуй, ну-ка,
Попади «не в бровь, а в глаз» —
Хитрая наука!..
И вот тут-то наша рать
Набралась терпенья,
Чтоб ливонцам показать
Всё своё уменье.
У ливонцев перевес —
«Клин кабаний» страшен,
Он идёт наперерез
Пехотинцам нашим.
Вот вгрызается он к нам
В строй «кабаньей пастью»,
Чтоб разрезать пополам
Войско на две части.
И не сладить нипочём
С этой силой дикой:
Рыцарь сверху бьёт мечом
И пронзает пикой…
Но когда внедрился в тыл
Алый крест зловещий,
Князь с дружиной окружил,
Взял ливонца «в клещи».
И пришла в смятенье та
Рыцарская сила:
Отвалилось от «хребта»
Всё «кабанье рыло».
Грохот, ржанье, стон и крик,
Наши жмут сильнее,
А ливонец не привык
Получать по шее.
Как? Куда теперь бежать
В панцире пудовом?
Или, сняв его, дрожать
На пути ледовом?
И по льду семь вёрст пешком,
В плен дружиной взяты,
Шли ливонцы босиком,
Побросавши латы…
Ты мне скажешь, что в главе
Ратники воспеты,
О столице, о Москве,
Ничего в ней нету!
Но отвечу я тебе,
Чтоб ребята знали:
Эти ратники в борьбе
Землю отстояли!
Ведь спасли они тогда
Русскую землицу —
Сёла, пашни, города,
И, стало быть, столицу!
Показ отрывка художественного фильма «Александр Невский»
— В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.
Запись в тетрадь: 5 апреля 1242 года – Ледовое побоище.
— Из летописи мы узнали, что много русских воинов в тот великий день пролили свою кровь. Но враг понес потери еще большие. Только рыцарей было убито полтысячи. Полсотни рыцарей попало в плен.
Полки Александра под звуки труб и бубнов подходили к Пскову. Ликующие люди высыпали из города встречать победителей.
Смотрели, как ведут крестоносцев подле их коней; рыцарь, идущий около коня с непокрытой головой, терял, но правилам ордена, рыцарское достоинство.
— Военные историки спустя столетия будут внимательно изучать Ледовое побоище
и с удивлением писать о военном искусстве Александра Невского: многое он
совершил впервые:
- впервые в полной мере были использованы условия местности: высокий берег;
- впервые было организовано преследование разбитого противника вне поля боя: раньше русские воеводы стояли «на костях» празднуя победу.
- окружение всего немецкого войска, которое завершило разгром
врага, было единственным таким случаем для всего средневековья;
- впервые тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом сражении войском, в основном состоящем из пехоты.
Летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного
мира. Мир был заключен. Говорят, что тогда-то Александр произнес слова,
ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придет, от меча и
погибнет!». Благодаря этой победе северо-западные границы Руси были защищены.
9. Итог урока:
— Давайте вспомним, с какой целью шли рыцари крестоносцы на Русь?
— Что защищал Александр Невский? (Русскую веру)
— В конце ХIII века князь Александр Ярославович Невский Русской Православной
церковью был причислен к лику святых. (показ иконы)
— Как вы думаете, почему это произошло?
Императрицей Екатериной I был учрежден орден Александра Невского. Им
награждались генералы и офицеры за личную отвагу, мужество и храбрость, умелое командование. Русский народ помнил и помнит Александра Невского, его самоотверженную борьбу за родную землю и военное искусство.
— Составление синквейна.(запись в тетрадь)
1. Александр Невский.
2. Смелый, мужественный.
3. Защищать, воевать, побеждать.
4. Спас Русскую землю от врагов.
5. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
10. Оценивание работы детей на уроке.
Приложение 1.
Белые карточки:
Кочевник
хан
пожар
меч
Цветные карточки:
Батый
Дань
Приложение 2.
1240 год
Источники:
Н. Кончаловская. Наша древняя столица. М.: «Детская литература», 1972
Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику “Мир вокруг нас. 4 класс А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2004.
http://lib.podelise.ru/docs/3155/index-6053.html
http://picture.crimea.ua/rerih/8263.html
http://young.rzd.ru/blog/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=3833&id=6364&page3833_3489=3
http://hram-anevskogo.prihod.ru/news/guid/1144632
http://ruscrimea.org/crimea/1534-aleksandr-nevskijj.-zhizneopisanie.html
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории окружающий мир:
Источник: https://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-knyaz-aleksandr-nevskiy-k.html
Кончаловская Наталья стихотворение
Наталья Кончаловская.
Название произведения: «Слово о побоище Ледовом».
Число страниц: 5.
Жанр произведения: стихотворение.
Главные герои: полководец Александр Невский, ливонцы, русские воины.
Краткое содержание стихотворения «Слово о побоище Ледовом» для читательского дневника
Новгород Великий во время правления Петра оставался единственным уцелевшим городом после боев с ордой хана Батыя.
Но жители города были недовольны, поскольку управлять им назначили Александра Невского.
До этого времени ни один князь не правил Новгородом.
Но такое решение было принято неспроста.
Новгородом хотели завладеть ливонцы.
А новгородцев даже войска не было.
Поэтому они приняли с радостью помощь Невского.
Утром перед боем Невский собрал всех воинов и стал им напутственное слово говорить.
А через некоторое время показались ливонцы.
Их пехота была похожа на кабанью морду, а воинов было так много, что, казалось, у русских шансов нет.Как только ливонцы стали наступать на новгородцев, вторые окружили их и повели босыми по льду.
Войско Невского умело взяло в плен ливонцев и сумело отстоять родные земли.
Русские воины не просто спасли Новгород от немцев, но и сохранили все села, города и столицу России.
План пересказа стихотворения «Слово о побоище Ледовом» Н. Кончаловской
1. Новгород после боёв с ордынцами.
2. Недовольство новгородцев перед князем.
3. Ливонцы хотят завоевать земли русские.
4. Просьба о помощи к Александру Невскому.
5. Рать Невского отправляется на бой с немцами.
6. Чудское озеро и речь князя.
7. Судьба всей отчизны.
8. По озеру шагает войско ливонцев.
9. Как шли ливонцы.
10. «Голова кабанья».
11. Дружина вступает в бой.
12. Как ливонцы хотели войско Невского на две части поделить.
13. Окружение кабаньей головы.
14. Ливонцы шагают по льду в плен.
15. Ратники отстояли всю землю русскую.
мысль произведения Н. Кончаловской «Слово о побоище Ледовом»
мысль стихотворения заключается в том, что нужно любить свою Родину и защищать ее от вражеских нападок.
Также, основной идеей стихотворения можно назвать то, что даже если нас мало, это не значит, что нас можно победить.
Небольшая рать сумела хитрой боевой тактикой победить многочисленное войско немцев и сохранить свои земли.
Чему учит стихотворение «Слово о побоище Ледовом»
Произведение учит нас, что нужно не бояться врага и не думать о том, насколько страшна его оболочка.
Ведь за ней может ничего и не быть.
Стихотворение учит нас любить свою Родину, быть патриотом и отстаивать свою землю перед врагом.
Также стихотворение учит нас, что не стоит думать заранее о победе, когда с виду кажется, что противник слабее.
Ливонцы думали, что возьмут русских количеством, но наши бойцы доказали, что не всегда сила и количество побеждает.
Иногда, чтобы выиграть сражение, нужно проявить смекалку.
Краткий отзыв о стихотворении «Слово о побоище Ледовом» для читательского дневника
Стихотворение «Слово о побоище Ледовом» можно назвать одой тому времени, одой самого известного сражения Александра Невского.
Автор умело и точно описывает события той войны.
Ливонцы — страшные, сильные, похожие на кабанье рыло, спокойно двигались на русских воинов, которых было в разы меньше.
Однако, никто не вздрогнул от страха, никто не убежал с поля боя.
Наши воины сумели тактично и хитро взять в плен целую дружину.
Вот почему все так восхваляют Ледовой побоище.
До этого, никто из полководцев не применял подобной боевой тактики.
Для меня Александр Невский — настоящий герой.
Он был мудрым, сильным, смелым и знал, как противостоять врагу, как не дать ему зайти на земли русские.
Из стихотворения я понял, что не только сила и численность войска важна в сражении, но и план действий, тактика.Стихотворение Натальи Кончаловской мне очень понравилось.
Какие пословицы подходят к произведению «Слово о побоище Ледовом» Н. Кончаловской
«Кто Родине верен, тот в бою примерен».
«Нас не много, но не в силах бог, а в правде».
«Береги землю родимую, как мать любимую».
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
«Враг хотел пировать, а пришлось горевать».
Неизвестные слова и их значения
Орда — толпа, банда.
Гонцы — посланник, передающий важное известие.
Наземь — на землю.
Норов — упрямство, характер.
Рать — войско.
Внемли — понять.
Хан — князь монгольского народа.
Дань — налог.
Латах — металлические доспехи.
Лязг — звук от соприкосновения металла.
Готовый читательский дневник 4 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.
Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/konchalovskaia-natalia-stihotvorenie-slovo-o-poboishche-ledovom