Конспект урока Машиностроение России (9 класс)
Конспект урока
Конспект урока географии на тему: «Машиностроение» для 9 класса
Шарпило Надежда Ивановна, учителя географии
Цель: сформировать представление о роли машиностроения в промышленности и в жизни человека
Задачи:
Образовательные
Сформировать представление о структуре машиностроения
Обобщить и систематизировать знания о машиностроении.
Развивающие
Развивать умение выявлять закономерности, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать умение работы с картами атласа.
Развивать самостоятельность учащихся, умения систематизировать и обобщать учебный материал, логично излагать его.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Выявлять трудности в организации и осуществлении собственной учебно-познавательной деятельности.
Воспитательные
Формировать активное и сознательное отношение к изучению географии России.
Прививать навыки коммуникативного мышления.
Воспитывать взаимоуважение между партнёрами, понимание и взаимодействие между учащимися.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядный, информационно-сообщающий, эвристический, проблемного изложения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, учебник, дидактические карточки и атласы
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Итак, я вижу, что отсутствуют … (отмечает в журнале).
Проверим готовность к уроку. У каждого на столе должны быть учебник, тетрадь, атлас и дневник. Вижу, что все готовы к работе на уроке. (2 минуты)
Этап актуализация знаний и целеполагания.
Учитель: Обратите внимание на экран, который сегодня будет выступать в качестве доски . (слайд) Здесь у нас записана дата, но нет темы урока. Наша с вами задача определить её и уже тогда всем вместе записать.
Но прежде чем определить новую тему, нам надо вспомнить, что мы с вами изучили на прошлом уроке.
Вопрос № 1. Что такое металлургическая база, перечислить известные базы и подробно остановиться на одной из них (Уральской, Центральной, Сибирской)
Вопрос № 2: Что такое комбинат? Какие бывают комбинаты, как происходит выпуск продукции (цепь производства) ( до 8 минут)
III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель: Внимание на экран. Представьте себе, что Вы готовитесь к школьной географической конференции, но тема зашифрована в картинках. Необходимо определить тему, найти связь между картинками (слайд № 2)
Ученик: Машины
Учитель: А точнее кто даст ответ?
Учитель: Что же тема урока «Машиностроение», тему определили. А теперь давайте определим задачи, на данный урок?
Задача № 1 и №2 ?
Ученики ___________
Учитель: задача № 1 узнать особенности отрасли (структуру); задача № 2: выявить фактора формирования отрасли.
Ученики записывают тему, задачи в тетрадь
Учитель: Молодцы, ребята! Давайте обсудим, а какой состав машиностроительного комплекса? (слайд № 4)
Ученики приводят примеры из жизни
Учитель: На партах у вас лежат карточка. Положите ее перед собой, в левом верхнем углу подпишите свою фамилию и класс. Сейчас вам необходимо будет заполнить первую ее колонку, написав в ней то, что на данный момент вам известно по теме урока. На данное задание вам дается 2 минуты.
Я знал (а)
Новое
Вопросы
(Учащиеся зачитывают информацию)
IV. Этап усвоения новых знаний.
Учитель: и так, мы с вами знаем, что…
Давайте подумаем и определим связь машиностроительного комплекса с другими отраслями промышленности. (слайд 5)
Связь: транспортный комплекс, комплекс по производству товаров народного потребления, строительный комплекс, агропромышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, комплекс конструкционных материалов.
Учитель: А что же такое машиностроение, кто сможет найти данное понятие в учебнике? (зачитайте его)
Как вы думаете, будут ли машиностроение развита во всех районов России?
Ученики: да или нет (приводят доводы)
Учитель:Различия в развитии машиностроения видны в:
неодинаковом уровне развития машиностроения в различных частях страны
различном наборе машиностроительных отраслей и их значении на разных территориях
Учитель: Теперь вам необходимо определить факторы размещения предприятий машиностроения (работа с параграфом «Машиностроения», выписать факторы).
(Учащиеся самостоятельно анализируют)
Итак, закончили выполнять задание.
Учитель: теперь давайте зачитаем, что вы нашли и выделили.
Ученики: зачитывают по цепочке ответы
Учитель: Верно. Я вижу вы устали, что же настало время отдохнуть, все внимание на экран, писать в тетрадях ничего не надо. Ваша задача: сесть правильно и следить за движением бабочки.
Физкультминутка
Учитель: сейчас мы с вами выяснили, какие факторы влияют на размещение отраслей, а теперь давайте заполним таблицу в тетрадь и вновь нам в этом поможет учебник.(слайд 11) На это задание вам отводится 7 минут.
Таблица «Размещение предприятий машиностроения»
Отрасли машиностроения
Факторы размещения (примеры)
Продукция (промышленный центр)
Тяжелое машиностроение
Потребительский, сырьевой (в районах добычи сырья)
Никель, Липецк, Новотроицк
Энергетическое оборудования
Квалифицированная рабочая сила, ориентация на крупные города
атомные ректоры (Волгодонск)
Сельскохозяйственное оборудование
Потребительский
Трактора (Ростов-на-Дону)
Итак, закончили выполнять задание. Теперь обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, возьмите ручку и проверьте работу. Ключ к работе представлен на слайде. (слайд)
Учитель: Закончили проверку. Поднимите руку те, кто не допустил в работе ни одной ошибки? Молодцы.
Как вы думаете, какую роль играет машиностроение в промышленности и в жизни человека?
Рефлексия)(5 минут): Давайте попробуем на основе изученного материла ответить на тестовые вопросы: критерии 5 вопросов – ответов 5 (оценка отлично); 4 вопроса – 4 ответа ( оценка хорошо); 3 вопроса – 3 ответа (оценка 3).
Все внимание на экран.
Ключи:1-б 2- б, 3- б, 4 – а, 5 а- атомные реакторы и б- горно-шахтные машины
Итак, закончили выполнять задание. Проверим правильность выполненной работы. Обменялись листочками и проверяем работу по ключу, представленному на слайде. (слайд)
Ключи:1-б 2- б, 3- б, 4 – а, 5 а- атомные реакторы и б- горно-шахтные машины
Теперь поднимите руку те, кто без ошибок выполнили задание. Молодцы.
Этап осмысления и закрепления полученных знаний.
Итак, ребята, вы нового узнали на уроке?
Стадия рефлексии.
Вам необходимо будет обратиться вновь к той таблице, которую мы с вами сегодня заполняли в начале урока, и заполнить оставшиеся колонки.
Я знал (а)
Новое
Вопросы
(Обсуждается написанное)
Этап подведения итогов урока.
Подведём итоги: сегодня мы с Вами познакомились с новыми понятиями:
машиностроение. (слайд)
Дома вы работаете с текстом параграфа 21 (красный учебник), обратите особенное внимание на термины, изученные на уроке. Дайте ответы на вопросы в конце параграфа.
Хотелось бы поблагодарить вас за активную работу на уроке и особенно отметить следующих учеников…
Спасибо за урок. До свидания.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-mashinostroenie-rossii-klass-1111383.html
Конспект урока по Географии
Наша кнопка
Скачать материал
Тема: Машиностроительный комплекс: роль, состав, проблемы развития, факторы размещения
( 9 класс. География. По учебнику В.П.Дронова)
Задачи урока:
Сформировать представление о машиностроительном комплексе, его значение в хозяйстве России.
Раскрыть сложность отраслевого состава машиностроительного комплекса.
Установить связи машиностроительного комплекса с другими межотраслевыми комплексами.
Выявить особенности и проблемы машиностроительного комплекса России.
5.Совершенствовать умение работать с учебником, таблицами, схемами.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Что такое отрасль, межотраслевой комплекс?
Тема: Машиностроительный комплекс (МСК)
Сформулируйте задачи на сегодняшний урок.
Учитель ставит перед учениками проблему, которую нужно решить на этом уроке:
Почему стоит проблема выбора при покупке машины (например — автомобиля). Какой товар вы выбрали отечественный или импортный?
Изучение темы и цели урока
Ученики записывают в тетрадь план характеристики межотраслевого комплекса:
Хозяйственное значение комплекса.
Состав машиностроения.
Основные проблемы развития.
Факторы размещения производств.
Территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения отраслей комплекса.
Перспективы развития машиностроения.
Что же такое Машиностроение!? Машиностроение-ведущая отрасль промышленности, как по величине, так и по значению. Поставляя всем без исключения отраслям свою продукцию, машиностроение тем самым связывает хозяйство страны в единое целое, являясь как бы его сердцевиной.
В настоящее время наша жизнь наполнена разнообразными машинами. Приведите пример машин, которые мы можем найти у каждого в доме. Так много машин и поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление продукции — необходимое условие прогресса во всем народном хозяйстве.
Машиностроение-комплекс чрезвычайно сложный по своей структуре. В данное время насчитывается 19 крупных отраслей более 100 специализированных подотраслей и производств.
Состав машиностроения
Энергетическое ———Станкостроение ———— Тракторостроение
Металлургическое ——- Инструментальная промышленность — —Строительно — дорожное
Горнорудное ——- Приборостроение ———- Авиастроение
Электротехническое ——- Автомобилестроение ——Судостроение
Химическое —— Сельскохозяйственное ———— Электроника
Особенно большое значение имеют такие отрасли, как станкостроение, приборостроение, производство вычислительной техники, электроника и электротехника.
Машиностроение выпускает тысячи типов машин и механизмов. Большинство их состоит из множества разных деталей (например, в электровозе 210 тыс. различных частей, в самолете — более 120тыс.), которые невозможно сделать на одном заводе. Поэтому машиностроительные заводы выпускают определенный вид деталей, узлов т.е. они специализируются в одном напраление.
Начертите схему: «Виды специализации»
1)Предметная ————Производство готовых изделий;
2) Подетальная———-Производство отдельных частей и деталей;
3)Технологическая ———Производство полуфабрикатов;
4)Функциональная———Производство услуг;
Схема в тетради: «Продукция МСК»
Используя учебник, дайте определение понятию «Машиностроительный комплекс»
Машиностроительный комплекс – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины.
Какова главная задача МСК?
задача машиностроения – обеспечивать общество новыми, все более современными машинами.
Факторы размещения. Используя учебник, составить таблицу.
Факторы размещения
Отрасли машиностроения
1.Наукоемкость
2 .Трудоемкость
3. Специализация
4.Металлоемкость
5.Потребительский
6.Военно-стратегический
Теперь мне бы хотелось вернуться к проблеме, которая была поставлена в начале урока: Почему стоит проблема выбора при покупке машины (например — автомобиля). Какой товар выбрать отечественный или импортный (при обсуждении вопроса вычленяем проблемы всего МСК ).
Проблемы: (проанализировать)
Общие проблемы роста машиностроения:
а) Низкие темпы роста самого машиностроения и его ведущих отраслей;
б) Узкая специализация, т.к. основная часть продукции 4/5 имеет оборонное значение;
в) Колоссальные диспропорции в темпах роста отдельных отраслей (прирост некоторых видов продукции (комбайны) – мало товаров для населения – радио, бытовая аппаратура;
г) Низкое качество выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин)Россия отстает от США по уровню станков с ЧПУ на 5-7 лет. Элементной базы электроники на 30 лет.
Закрепление изученного материала
а) Значение и роль машиностроения;
б) Какие отрасли входят в состав МСК?
в) С какими межотраслевыми комплексами связан машиностроительный комплекс?
г) Назовите основные проблемы машиностроения России.
§17 , составить кроссворд на тему «Машиностроение».
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории география:
Источник: https://doc4web.ru/geografiya/konspekt-uroka-po-geografii-mashinostroitelniy-kompleks-rol-sost.html