Конспект НОД для подготовительной группы Золотая Хохлома
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»
Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по мастерским народных умельцев» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Это конспект познавательного занятия, направленный на знакомство детей с изделиями народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура».
Цель: Развитие речи и творческих способностей через
знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Словарная работа: орнамент, умелец.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, показ презентации, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.
ХОД:Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? А какая наша страна по размерам? (показываю на карте) Большая,великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».
Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу) Откуда же берутся такие мастера? Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка.
Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу.
Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо,там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.
Ребёнок:Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
Ребята, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев. (показ слайдов)
-Это Дымка. Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи? Какие используют цвета? (Дымково-это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом. Это широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины.)
– Ребята, а как вы думаете,трудно ли сделать такую интересную игрушку?(Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)
– Это Гжель. Нежно-голубое чудо-сказочная гжель,так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель-это посёлок в глубинке России, где мастера лепят посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали, используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, сеточек бордюров.
Психогимнастика:
Наши синие цветы раскрывают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. А на вечер все цветки закрывают лепестки,Тихо засыпают, глазки закрывают.
— Следующий народный промысел-Филимоновская игрушка-это жемчужина народного искусства. Почему называется Филимоновская? Какие игрушки создавали эти мастера? Какие цвета использовали в филимоновской росписи, какой основной узор? (Деревня Филимоново, игрушки-свистульки- это птицы, коровы, медведи, три основных цвета: малиновый, желтый, зелёный, а узор-это полоски.)
–Городецкая игрушка-народный промысел. Игрушки передавали сцены народного быта, это и птицы, и кони, и цветы. Это детская мебель, разделочные доски для кухни. Материал для промысла – дерево. Элементы росписи – цветы (розаны и купавки)
Физ.минутка:
Конь меня в дорогу ждёт. Бьёт копытом у ворот. На ветру качает гривой: Пышной, сказочной, красивой. Быстро на коня вскачу, Не поеду, поскачу. Там за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.
– Народный промысел – Хохлома. Хохломскую роспись называют золотой, потому что в ней много жёлтого цвета. Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду) Из чего сделаны изделия? (выточены из дерева) Какие цвета используют умельцы? (жёлтый, красный, зелёный, чёрный) Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент.
Отгадайте загадку:
Листочки, ягодки,цветочки, Стебелёчек, завиток. Здесь хозяева три цвета: Чёрный, красный, золотой.
Как зовут товар такой? ( хохломские расписные ложки)
– Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди узор, о котором расскажу»
(На столе разложены образцы с орнаментом росписи разных народных промыслов.
Цель игры: найти орнамент росписи народного промысла, который я опишу.)
— Ребята! Скажите мне,как называется наша малая Родина – наша республика, в которой мы живём? (Карачаево-Черкесия) Ребенок читает стихотворение Л.Воронько «Лучше нет родного края».
-Как вы думаете – есть ли у нас народные промыслы? А есть ли у нас мастера и умельцы? Конечно, и на нашу землю упало перо жар-птицы. Умельцы нашего края славятся вязанными шерстяными изделиями, чеканкой по металлу, работой изделиями из овчины.
— Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась? А вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю расписать заготовки рубашек дымковским орнаментом.
– Отмечаю, что орнамент рисуется прямо на заготовке, кисть нужно держать тремя пальцами, перпендикулярно листу. Заготовку можно вращать для более удобного положения. Вспоминаем приёмы дымковской росписи – волнистые линии, широкие полосы, тонкие полосы, между ними круги, точки.
Итог:Предлагаю детям сделать выставку из наших работ, провести их анализ и полюбоваться ими.
Ченцова Татьяна Михайловна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад «Ручеёк» ст. Сторожевой», ст. Сторожевая КЧР Россия
Статья размещена в авторской редакции
Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?
Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-nod-v-starshej-gruppe-puteshestvie-po-masterskim-narodnyx-umelcev.html
Портал образования | занятие по хохломской росписи в подготовительной группе
Кудачинова Алёна Олеговна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ «СОШ №13 г.Горно-Алтайска»
Населённый пункт: г. Горно-Алтайск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: занятие по хохломской росписи в подготовительной группе «Чудесная кисточка»
24.11.2017
Раздел: дошкольное образование
МБОУ «СОШ № 13 г. Горно — Алтайска»
Дошкольные группы «Росток»
Итоговое занятие по хохломской росписи в подготовительной группе
«Чудесная кисточка»
Составила : старший воспитатель
Кудачинова А.О.
г. Горно – Алтайск
2017 г.
Итоговое занятие по хохломской росписи в подготовительной группе
«Волшебная птица»
Конспект итогового занятия по хохломской росписи в подготовительной к
школе группе, занятие предусматриваем практическую деятельность детей
– роспись «деревянной» заготовки; конспект содержит авторскую
физминутку, сюрпризный момент для детей.
Цель: Закрепить знания детей о представлении хохломской росписи;
Задачи:
Художественное творчество:
-закреплять умение держать правильно кисть;
— закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома,
— формировать умения выделять и передавать цветовую гамму,
— развивать фантазию и творческое воображение.
Познание:
— развитие зрение, слуха,
— совершенствование координации руки и глаза,
— развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,
— закреплять умения выделять в процессе восприятия несколько качеств
предметов.
Коммуникация:
— совершенствовать речь, как средство общения.
Предварительная работа: беседа с детьми, заучивание авторской
физминутки, чтение художественной литературы, рассматривание посуды в
стиле хохломской росписи.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей.
Оборудование: Для воспитателя: настольная ширма, магнитофон, записи с
русской народной музыкой, столик с разнообразной посудой (городец, гжель,
фарфор, береста, хохлома), плакаты по хохломской росписи, Жар-Птица,
нарисованная или игрушка.
Раздаточный материал для детей: «деревянные вазы» на подгруппу, гуашь,
кисть №2 с тонким кончиком, баночка с водой, тряпочка – на каждого
ребенка.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж, захватывает дух!
(Дети присаживаются на стульчики)
– Здравствуйте, дорогие гости! Мы приветствуем Вас!
Хохломская роспись —
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи, перелески,
Шелковые всплески
Солнечно – медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!
П. Синявский
В. – Ребята скажите, о чем это стихотворение? (Ответы детей:о хохломской
росписи)
В. – О чем напоминает вам эта роспись? (Ответы детей: о Родине, о природе)
В – Ребята, а что расписывали хохломской росписью? (Ответы детей: посуду)
В. – А из чего её делали? (Ответы детей: из дерева).
В. – Я вижу, вы хорошо запомнили все о хохломе. Посмотрите, ребята, как
много разной посуды стоит у меня на столе, и вся она нарядная, красивая,
расписная. А вы сможете угадать какая из нее хохломская, а какая нет?
(воспитатель по очереди вызывает детей к столу и просит показать там
хохломскую посуду и объяснить, почему он так считает).
II. Основная часть
В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду, расписывали её
красивой росписью и отправляли в другие города. Посуда эта очень
нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. А мастера
начинали свою работу с понедельника, а заканчивали в пятницу, чтобы им
успеть выполнить свою работу, а в выходные отдыхать.
(В.- приглашает детей встать в круг и предлагает поиграть в игру «Назови
правильно»)
А подскажите, пожалуйста, какой сегодня день недели?
— Сколько всего дней в недели?
— Про какие дни недели мы говорим? «рабочие» назовите их?
— Какой день идет после четверга?
— Какой день идет перед средой?
— Как называются «выходные» дни недели?
А из какого мы города? А это малая или большая Родина наша?
А как называется наша большая родина? А кто наш президент?
(Присаживаются на стульчики)
В. – Да, и с этим заданием вы справились, какие вы молодцы, ребята. А
давайте теперь с вами вспомним, каким узорами мастера расписывали свою
волшебную посуду? (Ответы детей: завиток, капелька, кустик, ягодка, листик,
веточка, травинка)
В. – А какие цвета использовали мастера? (Ответы детей: золотой, черный,
красный)
В. – Как хорошо вы все запомнили, ребята, вот теперь я думаю, вам знаний о
хохломе хватит для того, чтобы сегодня ненадолго превратиться в русских
мастеров и самим попробовать расписать деревянную посуду хохломской
росписью. Ребята, а кой волшебный персонаж научил мастера расписывать
посуду хохломой? (Ответы детей: Жар-птица)
(звучит музыка, воспитатель достает из-за настольной ширмы нарисованную
жар-птицу).
В. – Вот и к нам на помощь Жар-птица прилетела, давайте вместе с вами
скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы тоже
превратимся в мастеров Хохломы.
Физкультминутка
Птица хохломская крыльями
махала
Крыльями махала – злато
рассыпала.
Головой качала, в стороны качала
Да, с землицы русской травы
собирала.
Травы собирала, чаши украшала,
Мастерство с любовью нам
передавала.
Руки в стороны, махи
Махи, встряхиваем кисти рук
Наклоны голы
Наклоны в пол, собираем
Собираем, обводим руками круг
Руки к сердцу, руки вперед.
В. – Вот мы стали волшебными мастерами и художниками. Теперь я
попрошу вас пройти в мастерскую , ой, смотрите, а что это такое? (Ответы
детей: цифры ).
В. – А как вы думаете для чего они нам? (Ответы детей: чтобы попасть в
мастерскую)
В. – А как они нам помогут? Смотрите, там конверт лежит, его принесла жар
– птица, а в нем подсказка! Нам нужно с вами построить мост, в правильном
порядке от 1-10, чтобы попасть в мастерскую, а чтобы вернуться в детский
садик ? Как вы думаете, что нужно сделать? (Ответы детей: построить мост в
обратном порядке от 10-1)
Строят мост от 1-10.
В. – Правильно, молодцы!
Теперь ребята, мы можем пройти по одному через мост, в нашу мастерскую.
(дети переходят в рабочую зону)
В. – Ребята, посмотрите, какие подарки принесла вам Жар-птица? (Ответы
детей: деревянные вазы)(Например: Приложение №1)
А еще Жар-птица подарила вам знания о Хохломе и свое мастерство.
Поэтому мы сейчас с вами эти вазы будем расписывать, согласны? (Ответы
детей: да)
В. – Закройте глаза, вот мы с вами находимся в настоящей мастерской,
каждый из вас настоящий волшебный – художник. Представьте узор, который
вы хотели бы нарисовать. Теперь разомните ладоши, пальцы. Приготовьте
руки для работы. И вспомните технику безопасности при рисовании кистью.
Теперь можете преступить к работе (самостоятельная деятельность детей)
Во время самостоятельной работы детей, можно включить негромкую
народную музыку и воспитатель рассказывает: данную историю или легенду
о хохломе (Приложение №2).
В старину люди ели из деревянной посуды. Посуда эта очень нравилась
людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши
пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С
большим старанием делают хохломчане свою работу. Много выдумки и
фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в
окружающей природе. На хохломской посуде вьётся, кружится травка-
былинка, то красная, то чёрная, а из неё выглядывает ягодка.
Индивидуальная помощь: оказывает помощь тем, кто затрудняется.
Рядом на листке показывает рисование ягод, которые не получаются.
Поощрение детей: Хвалит аккуратность и старание.
Анализ работ:
Молодцы у вас получились настоящие хохломские красивые вазы. Теперь
пусть наши работы подсохнут и тогда, наша гостья Жар птица заберет их на
выставку, чтобы показать всем какие мастера живут в Горно – Алтайске.
А нам пора прощаться с нашей гостей, Жар-Птице пора лететь дальше,
обучать детей хохломской росписи и хохломскому промыслу, что нужно
сказать нашей волшебнице Жар-птицы (Ответы детей: До свидание).
А нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы, нам вернуться давайте
вспомним, что говорилось в нашей подсказке (Ответы детей: что нам нужно
построить мост в обратном направлении )
В. – Правильно, молодцы! (Дети возвращаются обратно в детский сад по
мосту из цифр, садятся на стульчики)
В. – Ой, смотрите коробочка какая – то. Написано для группы «Фиксиков» за
лучшее мастерство в хохломском промысле и хорошем поведении. С
надписью «Лучший художник» на память от вашей гости Жар-Птицы.
III. Заключительная часть
Молодцы ребята! А где мы сегодня были? Вам понравилось занятие? Кто у
нас был в гостях? Что вам понравилось на занятии? Какие задания вам
пришлось выполнять? Что было самым трудным? Путешествие было
интересным?
Сегодня я убедилась, что вы умные, много знаете и умеете. Молодцы!
А нашим гостям, Мы что скажем? (Ответы детей: До свидания!)
Приложение № 1
Рис. 1. Примерная ваза с примерным рисунком для детей
Приложение № 2
Легенда о «Хохломе»
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер — иконописец.
Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил
мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому,
однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские
леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о
таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и
чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые
хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали
люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и
селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он
отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног
летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и
раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские
посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо — художника.
Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только
остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени,
и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким
пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о
жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть
мастера — кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её
правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются
только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
Приложение № 3
Рис. 2. Гостья Жар-Птица
Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=3229
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
Занятие для детей подготовительной группы призвано познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие, для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью, учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи, закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском, городецком, гжельском.
Программное содержание:
- Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
- Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
- Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, филимоновском, городецком, гжельском.
- Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
- Учить, самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
- Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
- Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Демонстрационный и раздаточный материал: Хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки; посылка, расписанная хохломской росписью; диск с презентацией «Золотая Хохлома»; карта – схема; карточки – Лабиринты «Чей цветок» по количеству детей; сундучок; разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; цветные карандаши; Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды (по несколько штук на каждого ребенка); кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.
Предварительная работа:
- Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
- Чтение.
- Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька».
- Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
- Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
- Загадывание загадок.
- Изготовление с детьми альбома «Промыслы России».
- Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, возле двери нашей группы стояла посылка. (Показывает посылку и обращает внимание на крышку, расписанную хохломской росписью).
Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? ( Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в посылке? (Открывает и достает диск).
Ребята, это не простая посылка, в ней видеоролик, который я вам предлагаю посмотреть.
Мультимедийная презентация «Золотая Хохлома».
(Во время показа презентации, воспитатель читает стихотворение П. Синявского «Хохлома».)
Хохломская роспись – алых ягод россыпь. Отголоски лета в золоте травы Рощи-перелески, шелковые всплески Солнечно-медовой золотой листвы. За окошком метели и морозы трещат, А в избе за палитрой мастерицы сидят. Ни цветка, ни травинки В сером зимнем лесу, Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки и от печки тепла, Словно летом, полянка В их глазах расцвела. Кисть купается в краске, Здесь прижалась разок, И блеснул на посуде золотой завиток. Звонко тренькнет синичка За промерзлым стеклом, Кисть рисует реснички Рядом с тем завитком. А сухие былинки под веселым мазком Превратились в травинки, Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко Золотой хохломы, Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
Воспитатель: Ребята, понравился вам видеоролик? А я вам предлагаю послушать рассказ о Хохломе и ее мастерах-умельцах.
Познавательный рассказ воспитателя.
Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.
Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.
Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.
Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные.
Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше.От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.
Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом.
Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу.
Это и будет настоящее творчество».
В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.
После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.
Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».
Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.
Воспитатель: Понравился вам мой рассказ? Ребята, но хохломские мастера прислали нам не только диск, но и приглашение к ним в гости. Хотите в гости к хохломским мастерам? Что бы попасть к ним в гости, мы должны выполнить несколько заданий. А что бы нам не заблудиться, мы будем использовать карту-схему.
(Дети вместе с воспитателем двигаются по карте и находят конверт с заданием).
Воспитатель. Ребята, вот и первое задание.
Игра: Лабиринт «Чей цветок».
Задание. Разноцветными карандашами дети должны прочертить дорожку от гжельского цветка к гжельскому изделию, от хохломского цветка к хохломскому изделию и т. д.
Воспитатель. Молодцы! Все справились с первым заданием. Теперь двигаемся дальше.
Воспитатель. Ребята, здесь очень узкая тропинка, поэтому выстраивайтесь друг за другом. (По команде воспитателя дети преодолевают воображаемые препятствия).
- Дети идут змейкой по воображаемой тропинке, вокруг кусты, деревья. На тропинке впереди большие лужи (дети перешагивают через лужи).
- Далее перед ними – ручей. Через него перекинут мостик с перилами (дети переходят по мостику, сохраняя равновесие).
- Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Перешли через болото.
- Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли (дети идут, высоко поднимая колени).
- А теперь на пути ветки деревьев наклонились очень низко (дети идут в полуприседе).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас на пути какой-то сундучок. Давайте посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает конверты с «разрезными картинками»). Это второе задание.
Игра: Сложи картинки «Народные промыслы».
Задание. Дети должны собрать разрезные картинки и объяснить, что на картинке не правильно и почему. (Например: дымковская барышня – узор дымковский, а фон желтый (филимоновский); городецкая доска – узор хохломской, фон коричневый и т. д.).
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. Ну, вот мы и добрались до хохломских мастеров. И последнее задание, чтобы войти в мастерскую хохломских мастеров – умельцев, нужно прочесть стихи о народных промыслах.
(Дети читают стихи, выученные заранее).
Филимоновская деревушка, Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор…
Много сказочных мест у России, Городов у России не счесть, Может, где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь. Возле Вятки самой Дымково – поселок
Окаймлен лесами уголок веселый…
Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славится по всей России Своей росписью творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Есть в Подмосковье такое местечко Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе, Слышится эхо волшебных мелодий. И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра слышней. Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель…
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась Сладким соком налилась. А трава как бахрома,
Золотая Хохлома!
(Во время чтения стихов воспитатель надевает русский народный наряд).
Хозяющка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие у меня здесь игрушки да посуда собрана. (Дети рассматривают хохломские изделия).
Ребята, а вы хотите побыть хохломскими мастерами? (Ответы детей). Тогда выбирайте себе изделие (шаблон – заготовку), которую вы хотите расписать, проходите за столы и принимайтесь за работу.
Для росписи изделий можно использовать как кисточки (для рисования завитков, травки, цветов, птиц), так и тычки (для рисования ягод). Помните, что работать нужно аккуратно.
(Во время работы детей, тихо звучит русская народная мелодия).По окончании работы дети приносят расписанные изделия хозяюшке. Она хвалит детей за красиво расписанную посуду и приглашает в хоровод.
Хоровод «Сударушка». Музыка русская народная.
Вступление: Пары строят круг.
- Идут парами по кругу переменным шагом с выносом ноги в сторону на носок.
- Боковым приставным шагом расходятся в разные стороны, на счет 4 – ногу на каблук, руки в стороны. (Повторить в другую сторону).
- Кружение в паре переменным шагом в одну сторону, поменявши руки – в другую сторону.
- Девочки идут в круг переменным шагом, кружатся, возвращаются обратно к партнеру, кружатся. Мальчики – присядка.
- Кружение в паре повторяют вправо и влево.
- Девочки и мальчики выполняют в паре «распашонку».
- Кружение в паре.
Воспитатель: Ну вот ребята, нам пришла пора возвращаться в детский сад.
Ещё конспекты занятий в детском саду:
Открытое занятие по патриотическму всспитанию в младшей группе «Путешествие на поезде»
Комплекс гимнастики после сна «Киски» для детей старшего дошкольного возраста
Занятие-исследование «Кто такие птицы»
Конспект занятия «Невидимка воздух»
Игровые ситуации как средство развития речи детей раннего возраста
Знакомство со свойствами воздуха
| интегрированное | интегрированное занятие | конспекты занятий | подготовительной | подготовительная группа | начальная школа | закрытая школа | группе | группы песен | золотая | золотая осень | хохлома | хохлома узоры | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе Золотая Хохлома Детский сад Реклама:
Источник: http://50ds.ru/detsad/vospitatel/2385-integrirovannoe-zanyatie-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-zolotaya-khokhloma.html
Конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами»
Автор занятия: Тетенова Валентина Рудольфовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» г. Перми.
Программное содержание:
Расширить представление детей о народных промыслах.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель, филимоновская, семеновская, дымковская игрушки.2. Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.3. Развитие внимание, памяти, познавательного интереса.
4. Развитие умений слышать и слушать.
Оборудование:
Дымковские, филимоновские, семеновские игрушки, предметы с хохломской росписью, гжель.
1 часть: вводная
Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.
Коммуникативная игра «Дружные ладошки»
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:
Мы ладонь к ладошке положилиИ всем дружбу свою предложили
(соединяют руки)
Будем дружно мы игратьЧтобы добрыми, умными стать!
(поднимают руки вверх)
Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!Мы друг друга уважаем ? Да, да, да!
(размыкают руки)
Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.
2 часть: основная
Воспитатель (в русском народном костюме):
Слава нашей стороне, слава нашей старинеИ про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.
Воспитатель:
Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили?
Воспитатель:
Ведь преданья старины забывать мы не должны.
Воспитатель:
Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?
Воспитатель загадывает загадку:
Все листочки как листочки,здесь же каждый золотой,красоту такую людиназывают …
(хохломой)
Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия.
Воспитатель:
Скоро сказка сказывается …
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду.
Воспитатель загадывает загадку:
Синяя сказка – глазам загляденье,Словно весною капель,Ласка, забота, тепло и терпение,Дружная звонкая …
(гжель)
Воспитатель и дети рассматриваю изделия гжельских мастеров.
Воспитатель:
Есть под Тулой деревенька Филимоново зовутИ живут там мастерицы,Что добро в дома несут,А добро там не простое,И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
Воспитатель:
Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц (рассматривание игрушек).
Воспитатель:
Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадайте про кого я говорю.
Есть у нас одна игрушка,Не лошадка, не петрушка,Красавица-девица,Каждая сестрица,Для меньшей темница.
(матрешка)
А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм.
А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Да игрушка-то, какая радостная. Не даром говорят: «Каков мастер, такова и работа».
А мастера живут в селе Семеново.
Возле Вятки самой Дымково поселок,Окаймлен лесами уголок веселый,Там живут знатные мастер и мастерицы,А село знаменито, а знаете чем?
(Дети отвечают).
Воспитатель:
Игрушкою своей,В ней нету цвета дымного,Что серости серей.
А игрушки необычные волшебные, расписные.
Рассматривание дымковских игрушек (индюк, конь, барышня)
Что одинаковое в этих игрушках? (узоры)
Вот земля наша — земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.
3 часть: заключительная
— Что особенно было интересным для вас?- О чем вы расскажете родителям дома?
— Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?
Скачать конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/chudo-mastera.html