Конспект на тему Самообслуживаниев средней группе

Самостоятельная деятельность детей в средней группе детского сада, планирование, конспект занятия

Конспект на тему Самообслуживаниев средней группе

Дети пятого года жизни — маленькие «почемучки». Их интересует практически всё в ближайшем окружении: особенности предметов, происхождение природных явлений, взаимоотношения между людьми.

Всё, что они подмечают, отражается в самостоятельной игровой деятельности, дети творят в игре модель мира, каким они его видят и воспринимают.

В работе со средними дошкольниками важно организовать идеальные условия для активного воплощения познавательных и исследовательских навыков в игре.

Организация самостоятельной деятельности средних дошкольников

Дети 4–5 лет любознательны и хотят знать как можно больше о свойствах окружающих предметов, веществ и явлений

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) называется целью обучения в детском саду развитие самостоятельной всесторонне развитий личности.

Поэтому при планировании тем и занятий в рамках образовательной деятельности важно составлять и перспективных план по самостоятельной деятельности воспитанников.

В календарно-тематическое планирование на учебный необходимо включать занятия по развитию самостоятельной деятельности детей

Цель организации самостоятельной деятельности воспитанников — формирование способности к саморазвитию у ребёнка, развитие исследовательских и творческих способностей.

При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры, спортивных упражнений и детского экспериментирования.

Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей, обновляющейся, разнообразной. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.

В игровой деятельности дети учатся взаимодействовать друг с другом, примеряют различные социальные роли и утоляют любознательность

Задачи организации самостоятельной деятельности в средней группе: таблица

Рассмотрим постановку воспитательных и образовательных задач самостоятельной деятельности в соотношении с возрастными особенностями детей 4–5 лет.

Формы организации предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда в группе — это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. В детском саду для создания условий самостоятельного развития устраиваются центры детской активности.

  • Центр науки, уголок исследований. Место для применения и развития познавательно-исследовательских способностей детей. Оснащается подборкой энциклопедий и альбомов с познавательными иллюстрациями, схемами, карточками, макетами и фигурками объектов для изучения, материалами (в т. ч. природными) и инструментами для проведения опытов. Уголок исследований периодически должен обогащаться макетами или небольшими выставками, приуроченными к мероприятию в детском саду (ко Дню космонавтики, Неделе экологии, Международному дню чая и др.) или связанными тематикой с занятиями НОД: «Строение айсберга», «Доисторические животные», «Экзотические фрукты», «Космический корабль». В центре науки должно быть организовано рабочее место (стол или парта) для практического экспериментирования, проведения опытов с предметами и веществами. Перед самостоятельным проведением какого-либо эксперимента в лаборатории воспитанники должны обращаться за разрешением к педагогу и проговаривать предварительно правила техники безопасности.Уголок исследований может содержать тематические макеты, которые воспитанники изучают с удовольствием
  • Книжный центр, библиотечный уголок. Это вариант центра знаний. В век всевозможных гаджетов и Интернета важно научить ребёнка поиску информации при помощи печатных источников. Для воспитанников средней группы в книжном уголке должны подбираться издания с плотными (в т. ч. картонными) страницами, яркими иллюстрациями.Библиотечный уголок воспитывает в детях любовь к книгам и показывает важность книги как источника информации
  • Центр игровой деятельности. Здесь находятся стеллажи с развивающими играми (головоломками, ребусами, настольными играми), костюмы для сюжетно-ролевых игр, наборы игрушек и куклы. Для закрепления и совершенствования навыков самообслуживания игровые уголки дополняются материалами по соответствующей тематике: одежда для игрушек с различными видами застёжек, предметы для разыгрывания проблемных ситуаций («Кто устроил на беспорядок», «Кукла Катя, наведи порядок в шкафу», «Мишка собирается в детский садик»).Игровой уголок можно дополнить сенсорным ковриком для развития мелкой моторики у детей
  • Центр художественно-эстетической деятельности, уголок искусства. Может быть сформирован в рамках различных художественных направлений: уголок искусства или народных промыслов (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле), театральный уголок (декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей, аквагрим), зона продуктивного творчества (материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, создании аппликаций, в т. ч. мозаики), музыкальный островок (коллекция аудиозаписей — детских и праздничных песен, звуков и природы с инструментальным сопровождением, музыкальные инструменты — погремушки, ксилофон, бубен, трещотки, колокольчики, кастаньеты, балалайка и др.).В театральном уголке дети инсценируют полюбившиеся сюжеты и примеряют на себя роли сказочных персонажей
  • Центр физической активности, спортивный уголок. Следует стремиться сделать уголок не просто местом хранения спортивного инвентаря для упражнений и подвижных игр. Спортивный уголок можно дополнить изображениями олимпийской символики, плакатами по летним и зимним видам спорта, фотографиями с весёлых стартов и соревнований в детском саду, грамотами о спортивных достижениях воспитанников.Спортивный уголок богат инвентарём для подвижных игр и расширяет знания о видах спорта у воспитанников
  • Уголок природы. Центры экологического воспитания прививают детям любовь к природе, бережное отношение к представителям растительного и животного мира. В уголке природы средние дошкольники проводят наблюдения и формируют представления об особенностях ухода за растениями, выполняя простые трудовые поручения (полив, увлажнение листьев, рыхление). Пространство в уголке дополняется информационными плакатами об особенностях времён года, видах животных и птиц, деревьев и цветов.В уголке природы дети изучают особенности растений и учатся уходу за ними

В игровой деятельности формируются социальные компетенции дошкольников

Самостоятельная деятельность воспитанников проходит вне взаимодействия с педагогом. Непосредственной активности детей предшествует этап возникновения мотива, инициировать который может воспитатель.

Чтобы самостоятельная деятельность детей была направлена на расширение знаний в определённой области, чтобы совершенствовались и закреплялись исследовательские, двигательные и творческие навыки, педагог привлекает внимание детей к какой-либо теме или предметам.

Мотивирующее начало самостоятельных занятий должно быть эмоционально ярким, побуждающим к активным действиям без помощи взрослого.

Средние дошкольники активно включаются в игровую ситуацию и фантазируют

Примеры самостоятельной деятельности в средней группе детского сада

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности средних дошкольников в различных режимных моментах.

Занятие по самообслуживанию в средней группе детского сада

Формирование навыков самообслуживания является основой трудового воспитания в средней группе. Педагог сначала всегда предоставляет возможность ребёнку попробовать сделать что-либо самому. При возникновении трудностей воспитатель показывает детям, как надо действовать, а не выполняет задание за них.

Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание, правила пользования носовым платком).

Через освоение навыков самообслуживания дети формируют понимание о важности соблюдения прави гигиены

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей.

В средней группе в игровой форме даются задания на закрепление навыков обращения с различными видами застёжек (бельевые крючки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки), ребята начинают осваивать алгоритм завязывания шнурков.

Совершенствуется умение правильно держать столовые приборы, разрезать пищу при помощи ножа и вилки. Девочки в сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» и «Парикмахерская», а также в занятиях с куклами учатся делать простые причёски (хвостики, косичку).

Перед детьми пятого года помимо закрепления ранее усвоенных навыков ставится более сложная задача — оказание взаимопомощи одногруппникам и младшим по возрасту ребятам (помочь надеть ботинки, завязать шапку или шарф, причесать).

Воспитанники оказывают помощь тем, у кого возникают трудности в самообслуживании (например, завязывают фартук)

Обучение навыкам самообслуживания ребят 4–5 лет строится в формах прямого показа (возможно, показа действий при помощи куклы), изучения наглядного материала (плакатов с алгоритмом выполнения действий в правильном порядке), просмотра познавательных мультфильмов, чтения художественных текстов на досуге. Для закрепления навыков и профилактики переутомления проводятся игры, содержащие тематику самообслуживания. Например, «Научим Буратино заправлять кровать», «Зайчонок в гостях у Мойдодыра», «Волшебный мешочек», «Разложи по местам».

Выполнение трудовых обязанностей с детства должно вызывать удовольствие от ощущения своей значимости

В среднем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка.

Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Помоги дежурной вытереть со стола», «Выверни варежки и положи их сушиться на батарею», «Пожалуйста, накрой кровать покрывалом». Первые инструкции по самообслуживанию могут быть представлены наглядно, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме.

Так в уголке дежурных по столовой находится мнемокарта с порядком выполнения обязанностей, в центре природы — инструкция в картинках по уходу за растениями.

Первые трудовые поручения просты, но благодаря их выполнению ребёнок начинает уважать свой и чужой труд

Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в средней группе — таблица

Для обучения навыку организуется стирка кукольного белья

Схемы и мнемокарты по самообслуживанию: фотогалерея

Мнемокарта по сервировке находится находится в уголке дежурных по столовой Использование мнемокарты развивает мыслительные способности детей и развивает их память Порядок обязанностей дежурного показан наглядно Напоминание по последовательности одевания перед летней прогулкой Схема с алгоритмом может быть размещена в туалетной комнате

Временной план занятия по самообслуживанию — таблица

Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в средней группе составляет не более 20 минут.

Организация самостоятельной деятельности является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Во время досуга, игр и наблюдений на прогулках, свободного времени перед занятиями ребята проявляют различные виды активности. Задача педагога — создать благоприятную среду и положительную мотивацию для независимой работы или игры детей.

Источник: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/samostoyatelnaya-deyatelnost-detey-v-sredney-gruppe.html

Обучение детей навыкам самообслуживания

Конспект на тему Самообслуживаниев средней группе

Самообслуживание — это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей одеждой.

Для детей младшего дошкольного возраста труд по самообслуживанию связан с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением элементарных правил личной гигиены

Усилия малышей часто не достигают результата, но дети стараются, поэтому не следует бежать на помощь ребенку, если он пытается сделать что-то самостоятельно. Не вышло, просит помощи — помогите ему, похвалите за трудолюбие. От воспитателя требуются большое терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детской инициативы.

Для упражнения малышей в застегивании, расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков используются специальные пособия: «пальто» с петлями и пуговицами, «сапоги» с дырочками для шнурков, «пояс» с пуговицей и петлей и др.

Воспитателю следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребенок закатал рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести в сушильный шкаф мокрые варежки и т. п.).

Контроль за качеством выполнения детьми трудовых действий целесообразно осуществлять с помощью косвенных методов. Например, педагог использует игровые персонажи, любимые детьми, которые наблюдают, как чисто моются дети, аккуратно ли вешают свою одежду на спинку стула. От имени какой-нибудь игрушки можно проверить чистоту рук, одежды детей, дать совет, как привести себя в порядок.

В группе среднего дошкольного возраста в процессе совершенствования навыков самообслуживания воспитатель содействует овладению детьми рациональными способами действия, формирует умение и потребность действовать самостоятельно (например, мыть руки по мере загрязнения, своевременно пользоваться расческой и носовым платком, не забывать на ночь чистить зубы и т. д.).

Для достижения успеха ребенку недостаточно только наблюдать и повторять за воспитателем необходимые действия. Они, как правило, обращают внимание на результат труда, но не выделяют способов и приемов его достижения (например, ребенок стремится быстрее одеться, но совершает при этом много лишних движений). Поэтому так важно научить детей рациональным способам в самообслуживании.

труда детей обогащается, все большее внимание уделяется формированию умения доводить начатое дело до конца (одеваться, раздеваться, есть, не отвлекаясь), проявлению самостоятельности. Эти задачи успешнее решаются при использовании игровых приемов и систематическом напоминании, контроле за действиями детей.

При закреплении навыков самообслуживания педагог заостряет внимание детей, почему так важен их труд, объясняет, в чем его значимость для окружающих взрослых. Важно содействовать пониманию детьми смысла культурно-гигиенических навыков, их значения для здоровья, красоты и др.

Успешному овладению самообслуживанием способствует продумывание педагогом такой организации всех режимных  процессов, где каждый ребенок — активный деятель, а воспитатель — помощник и советчик

Значимо и создание положительной эмоциональной атмосферы, поддержание интереса детей к этому виду труда.

Важны педагогическая деятельность, поощрение, своевременное предупреждение ошибок, неосторожности, постоянный контроль за качеством действий, при этом оценка педагога не должна вселять в ребенка чувство неуверенности в себе; напротив, она должна быть стимулирующей.

Необходимо содействовать постепенному овладению детьми умениями самостоятельно оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки.

Поскольку дети уже овладели многими навыками самообслуживания, воспитатель стимулирует своих воспитанников и напоминает детям, что и как нужно делать, помогает, подбадривает их.

Если работа по оказанию взаимопомощи будет проводиться регулярно, дети начнут приходить на помощь друг другу самостоятельно, без напоминаний. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей.

Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребенка навыки по самообслуживанию.

Для детей старшего дошкольного возраста труд по самообслуживанию становится обязанностью детей. Обогащается содержание труда. Дети без напоминаний, помощи выполняют необходимые правила при одевании, раздевании, во время принятия пищи и др. Сформированные навыки носят устойчивый характер в любых, даже усложняющихся, условиях. Повышаются требования к качеству деятельности и ее темпу.

В процессе руководства трудом воспитателю следует помочь детям правильно подойти к реализации сложной задачи, показать, как проще и лучше выполнить ее, при этом следует избегать мелочной опеки, предоставить детям возможность проявить инициативу.

Во время проведения режимных процессов взрослому важно пробуждать у детей не только мотивацию, связанную с личной пользой, удовольствием, но и мотивы общественной пользы (потребность проявить заботу об окружающих людях, оказать помощь младшим детям и т. д.).

Ребята по-старше могут помочь младшим овладеть некоторыми правилами самообслуживания, научить их следить за чистотой своей одежды, замечать неполадки в ней, учат обращаться к старшим с просьбой помочь устранить их и т. д.

Воспитателю важно сосредоточить внимание детей не только на результатах, но и на последовательности, рациональных способах достижения цели (например, удобнее вешать в шкаф вещи в той последовательности, в которой они снимались).

Педагог стимулирует каждого ребенка и к самоконтролю: хорошо ли пни справляются с обязанностями по самообслуживанию, выполняют ли требования взрослых, не слишком ли замедляют темп, достаточно ли аккуратно делают свое дело и т. д.

Чтобы дети ощутили важность рационального размещения необходимых для самообслуживания предметов, воспитатель привлекает их к организации процессов одевания, умывания. Следует стремиться к тому, чтобы предметы, с которыми дети действуют в процессе самообслуживания, были не только удобными, безопасными, но и привлекательными.

Источник: https://vscolu.ru/articles/obuchenie-detej-navykam-samoobsluzhivaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.