Карточки по русскому языку по теме Безударная гласная в корне слова. 3 класс.
Способы проверки безударных гласных в корне слова. 3-й класс
- Павлова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Оборудование: плакат на стенде «Как найти и проверить безударную гласную в корне слова», индивидуальные распечатанные алгоритмы-памятки «Как найти и проверить безударную гласную в корне слова», карточки с текстом (раздаточный материал), карточки с текстом теста.
Цели и задачи:
- Развивать и совершенствовать навык правописания безударных гласных в корне слов и способы их проверки.
- Учить делать выводы, обобщения, аргументировать свои ответы.
- Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке. Развивать самооценку.
Планируемые результаты:
обучающиеся закрепят умения:
- подбирать однокоренные слова для проверки правописания каждой безударной гласной,
- формулировать учебную задачу урока,
- отвечать на поставленные вопросы,
- сотрудничать друг с другом и с учителем.
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность
У. Запишите сегодняшнее число. Отметьте орфограммы. Есть ли среди них безударные гласные?
У. Найдите среди данных слов словарные и слова с проверяемой безударной гласной: аллея, кормушка, учитель, береза, адрес, робкий, смешной.
Д. Словарные слова: аллея, учитель, береза, адрес.
Слова с проверяемой безударной гласной: кормушка, смешной.
2. Актуализация знаний
У. Составьте словарный диктант из 10 слов с безударными гласными в корне, пользуясь словариком в конце книги.
У. Как проверить безударную гласную в словах кормушка, смешной?
Самостоятельно просмотрите памятку «Как искать проверочные слова для безударной гласной». (Памятка находится на стенде и у каждого индивидуально).
Д. Дети формулируют правило, а затем отвечают:
Кормушка — корм,
смешной — смех.
3. Определение темы и постановка цели урока
У. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Какие поставим цели?
Д. Будем говорить о безударных гласных и способах их проверки. Цель — научиться грамотно писать, чтобы тебя понимали окружающие.
4. Работа по теме урока
Задание 1.
У. Вспомним способы проверки безударной гласной в корне слова. Догадайтесь, что общего имеют слова: б…реза, кол…со, г…стил, на з…мле. (Слова записаны на доске).
Д. Все слова с безударной гласной в корне слова.
У. Чем отличаются?
Д. Разное значение, разные корни.
У. Какое слово лишнее в группе? Почему?
Д.
Береза — словарное слово,
гостил — глагол,
на земле — существительное с предлогом.
У. Решите орфографические задачи и вставьте буквы.
Д. Колесо — колёса, гостил — гость, на земле — земли.
У. Вы обнаружили еще одно отличие слов? Объясните.
Д. Слова проверяются разными способами. В первом случае мы изменили число, во втором случае — изменили часть речи, в третьем – изменили падеж и число.
Физминутка
Задание 2. (Задание на карточках, на доске плакат с изображением русской природы.)
У. Прочитаем стихотворение. (Заранее подготовленный ученик читает.)
Словно музыка ст…пная, З…л…тая рожь вст…ет, В полный кол…с слышен гол…с — Это Родина п…ет! Песни русские т…кие, Что охота подп…вать. Столько песен у России! Никому не сосчитать!
(В.Семернин)
У. Какое чувство вызывает это стихотворение!
Д. Гордость за свою Родину, чувство патриотизма.
У. Как можно назвать это стихотворение?
Д. «Моя Родина», «Отчизна», «Русь».
У. Как называются слова, имеющие одно значение, но разное написание?
Д. Синонимы.
У. Как по-другому назвать слова, имеющие несколько значений, но одинаковое написание?
Д. Многозначные слова или омонимы.
У. Найдите такие слова в стихотворении.
Д. Золотая рожь — переносное значение.
У. Какое еще значение может иметь прилагательное «золотой»?
Д. Золотые руки — умелые руки.
У. На какое словосочетание еще можно обратить внимание в этом стихотворении?
Д. Родина поет — олицетворение.
У. В каком словаре можно уточнить значение слов «синоним», «омоним»?
Д. В толковом словаре.
У. У вас на столах лежат толковые словари Ожегова, уточните по ним значение слова «олицетворение».
Дети зачитывают цитату из словаря.
У. Вернемся к правописанию слова «золотая», что заметили?
Д. В этом слове 2 безударные гласные в корне слова, значит, будем искать два проверочных слова: золотая — золото, позолоченный.
У. Найдите в тексте 2 формы одного слова. Докажите.
Д. Песни, песен — изменилось только окончание.
У. Приведите пример слова с безударной гласной, которую можно проверить, изменив форму слова.
Д. Колос — колосья.
У. Найдите в стихотворении слова с безударной гласной, которые проверяются путем подбора однокоренных слов.
Д.
Голос — многоголосье,
встает — встал,
поет — пой.
У. Теперь найдите слова с безударной гласной, которые можно проверить изменяя часть речи.
Д.
Степная — степь,
подпевать — подпевка,
такие — так.
У. Какой еще есть способ проверки безударных гласных?
Д. Изменение падежа.
У. Приведите свой пример.
Д.
В лесу — лес,
На окне — окна.
У. Какие еще орфограммы вы заметили в стихотворении.
Д.
Парные согласные — рожь (нет ржи),
удвоенные согласные — русские, Россия.
У. Спишите стихотворение в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.
Задание 3.
У. Прочитайте предложения на доске.
Старик поседел на завалинке. От старости дед посидел и сгорбился.
Мать примеряла драчунов. Покупаемую обувь нужно примирять.
Дети, спишите в кино. Дети, спешите это предложение.
Коля слизал с дерева. Собака залезала ранку на лапе.Щенок проживал мясо. Семья прожевала в посёлке.
У. Кто заметил ошибки? Почему они могли появиться?
Д. В русском языке есть слова, сходные по звучанию, но различные по написанию. Если ошибиться, можно исказить смысл фразы.
Дети сравнивают глаголы:
поседел — посидел,
примерять — примирять,
спешите — спишите,
слизал — слезал,
проживал — прожевал,
замечают комичный смысл данных предложений и объясняют, как исправить эти предложения.)
У. Запишите в тетрадь предложения правильно, написав проверочные слова в скобках.
Проверка.
Задание 4. Работа в парах.
Тест
1. Выберите правильные утверждения: (а) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением. (б) Подобрать слово с ударной гласной в корне. (в) Подобрать проверочное слово.
2. Укажите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:
1. охватил 2. берёг 3. поляна 4. скатерть 5. поселился
6. горизонт
3. Выберите слова, в которых безударная гласная в корне е : 1. ч..рв..ки 2. скр..пач 3. вр..дитель 4. б..глянка 5. л..сты
6. ед..ница
4. Найдите неправильно написанные слова: 1. освищение 2. рябина 3. радители 4. провадник 5. беляк
6. пятнистый
Взаимопроверка, проверка по эталону.
Рефлексия
Д.
- Сегодня на уроке я понял…
- Мне не удалось…
- Мне было легко…
Самооценка с помощью кружков разного цвета:
- Красный — знаю, могу объяснить.
- Зеленый — были сомнения.
- Синий — было трудно.
Итог урока
У.
- Как определить в слове безударную гласную?
- Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
5.03.2019
Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/673610/
Карточки с заданиями по теме
Наша кнопка
Скачать материал
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.
П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.
В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.
2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.
Образец. Заниматься лепкой – лепить.
Наносить вред –
Сделать подарок –
Издавать крики –
Испытывать жалость –
Излучать свет –
Произвести выстрел –
В подобранных словах подчеркни безударную гласную.
3. Прочитай и спиши пословицы.
1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.
2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.
4) Видит око далеко, а ум ещё дальше.
5) В камень стрелять – только стрелы терять.
Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.
________________________________________________________________________________________________
Карточка№2
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.
Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. за б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)
2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.
Синий – слово, обозначающее название птицы.
Снег – слово, обозначающее название птицы.
Рыжий – слово, обозначающее название гриба.
Белый – слово, обозначающее часть яйца.
Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.
3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне
е и я а о
П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый
Карточка №3
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.
Запиши словосочетания по образцу.
Образец. Чай из трав – травяной чай.
В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».
(По К. Ушинскому)
3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.
1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.
2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.
3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.
4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.
5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.
_______________________________________________________________________________________________
Карточка №4
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.
Хлод, холдный – пох..л..дло.
… , … – ст..р..жить.
… , … – г..л..дать.
… , … – в..ч..реет.
… , … – з..л..неет
2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.
1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых
3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.
Трепещет, … – тр..п..тали.
Вечерний, … – в..ч..реет.
Сторожка, … – ст..р..жили.
Зелень, … – з..л..нели.
Хлопочет, … – хл..п..тали.
Лепет, … – л..п..тали.
Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной
Карточка №5
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)
2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.
Образец. Кормит – кормил.
Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .
Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .
Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .
Тащит – … . Топит – … . Косит – … .
3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.
2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?
3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.
4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?
5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.
6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.
_______________________________________________________________________________________________
Карточка №6
Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.
Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.
2. Прочитай.
Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.Спиши. Вставь пропущенные буквы.
3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.
Посидеть на скамейке – поседеть от старости.
Полоскать бельё – поласкать щенка.
Заколю булавкой – закалю здоровье.
Примерять платье – примирять друзей.
Острые мечи – футбольные мячи.
Запивать лекарство – запевать песню.
Проживать в городе – прожевать пищу.
Свила гнездо – свела по ступенькам.
Спиши с доски – спеши домой.
Отворить дверь – отварить картофель.
Слезать с крыши – слизать сметану.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории русский язык:
Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/kartochki-s-zadaniyami-po-teme-bezudarnie-glasnie-v-korne-slova-.html