Игра-викторина для 5-6 классов.
Игра-викторина
- Войт Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература, Внеклассная работа
Цель игры-викторины: формирование у детей познавательного интереса к литературе, расширение их читательского кругозора, развитие логического мышления, умения сопоставлять, анализировать, обобщать.
Оборудование: компьютер и мультимедийное оборудование, ватманы с иллюстрациями сказок, жетоны, диплом для победителя «Знаток сказок», разноцветные магнитики.
Оформление кабинета: плакаты с иллюстрациями сказок.
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Игра-викторина:
- Конкурс «Разминка»
- Конкурс «Угадай-ка»
- Игра «Чудесный ларчик»
- Конкурс «Самый внимательный читатель»
- Подведение итогов. Награждение победителя.
- Рефлексия.
- Заключительное слово учителя.
- Список литературы
II. Вступительное слово учителя
Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Прежде чем начать наше мероприятие, мы хотим предложить вам послушать стихотворение, которое сочинил Карасев Илья. После того как вы его прослушаете, скажите, о чем оно?
Сказки с нами повсюду, Сказки с нами всегда. Их никогда не забудем Я и мои друзья. Стоит сомкнуть мне ресницы- Вдруг Сивка-бурка приснится. А месяц засветит ясный В очах Василисы Прекрасной. Пусть сказка вымысел и ложь, Но в ней мораль таится, Что старшим нужно помогать, Работать не лениться. Пусть в сказке зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.
(Ответ: стихотворение о сказках)
Учитель: Правильно. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине, получит диплом «Знаток сказок».
Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка? Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам.
Итак, вы готовы? Тогда начнём.
Прослушайте внимательно правила игры: из каждого класса предварительно выбирают по 2 человека для участия (всего получается 4 игрока), ведущий задает вопросы, кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает.Если ответ не верный, на вопрос может ответить другой игрок. В конце игры подведем итоги: у кого больше жетонов, тот и победил. Главное условие – не перебивать друг друга и не выкрикивать ответ.
III. Игра-викторина (задания)
Приложения
Конкурс «Разминка» (Приложение 1)
- У какой сказочной героини в помощницах была корова? (Крошечка-Хаврошечка)
- Как звали пса в «Сказке о мертвой царевне…» (Соколко)
- Как звали главную героиню в сказке «Морозко»? (Настенька)
- Кто помог девочке и ее брату спрятаться от лебедей в сказке «Гуси-лебеди»? (Печь, яблоня)
- Назовите имя главного героя, который ездил на печи? (Емеля)
- Сказочная героиня, которая превращалась в мышку? (Варвара-краса)
Конкурс «Угадай-ка» (Приложение 2)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Страшила, Железный Дровосек? («Волшебник Изумрудного города» Александр Волков)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин? (Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино»)
- героиня этой сказки – девочка-падчерица, май, июнь, январь? (Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: три брата и «лошадка»? ( «Конек-Горбунок» Петр Ершов)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Кукла и Тибул? («Три толстяка» Юрий Олеша)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Пилюлькин, Гунька, Шпуньтик («Приключения Незнайки» Николай Носов)
- Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Данила, Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» Павел Божов)
Игра «Чудесный ларчик» (Приложение 3)
В чудесном ларце находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а вы будете отгадывать, из какой сказки данный предмет.
- Сапожки – «Кот в сапогах»
- Монетка – «Муха-цокотуха»
- Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- Цветок – «Аленький цветочек»
- Петушок – «Сказка о золотом петушке»
- Перо – «Финист – ясный сокол»
- Кольцо – «Волшебное кольцо»
Конкурс «Самый внимательный читатель» (Приложение 4)
- Сколько лет вместе прожили старик со старухой в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33 года)
- Какую песню пела белочка князя Гвидона? («Во саду ли, в огороде Девица гуляла…»)
- Что кричал петушок, сидя на спице? («И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил ему свой лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»)
- С какими словами обращался старик к рыбке?(«Смилуйся, государыня рыбка!»
- Какими словами заканчивается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («И я там был, мед, пиво пил, И усы лишь обмочил».)
- Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер)
- Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («В сказке ложь, да в ней намек!Добрым молодцам урок»)
- Сколько раз закидывал в море старик свой невод? (Три)
IV. Подведение итогов
Подсчет жетонов, награждение победителя викторины.
V. Рефлексия
Ребята, а вам понравилась наша викторина? Пожалуйста, заполните доску магнитиками: красный магнит – понравилось; зеленый – понравилось, но жаль, что я не выиграл (-а); желтый– затрудняюсь ответить; белый – не понравилось.
VI. Заключительное слово учителя
– Ребята, я думаю, что всем было очень приятно поиграть, вспомнить любимых героев! Помните, что сказки – это книги, которые могут вас многому научить! Читайте сказки! До новых встреч!
Список литературы:
- А.С. Пушкин. Избранные произведения в двух томах. Стихотворения. Сказки. Поэмы. – М.: Художественная литература, 1965.
- Русские детские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. – М.: Детская литература, 1987.
- Сказки с картинками MiniSkazka.ru
- Сказки с картинками ollforkids.ru/skazki-1/4197-ssylki.html
19.04.2016
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659920/
Игра-викторина для учащихся 5-9 классов «Ягодное царство»
Методическая разработка краеведческой направленности.
Игра-викторина «Ягодное царство»
для учащихся 5-9 классов
Разработчик: Игнатюк Ираида Александровна,
классный руководитель 9 класса,
учитель истории, обществознания,
истоков, дополнительного образования
МБОУ «Ростиловская школа»
структурное подразделение
«Плосковская школа»
Эпиграф занятия: «Летом ломок – зимой кормок» (народная поговорка)
Цели: знакомство с целебными и полезными свойствами северных ягод; привитие умения заниматься познавательно-творческим делом в разновозрастной группе.
Задачи:
Углубление знаний о свойствах ягод нашей малой родины. Развитие доброго и внимательного отношения к растительному миру, приобщение к важным жизненным навыкам.
Воспитание качества душевной чистоты и умения видеть, слушать, беречь родную природу; воспитание уважения к знаниям предыдущих поколений, желания их сохранить.
Оборудование: листы ватмана, фломастеры, открытки, журналы, грамоты, благодарности.
Место проведения: школьный этнографический музей «Северная изба»
Гости игры: родители, бабушки, дедушки учащихся. В игре принимают участие две команды из учеников 7-9 классов и две команды-спутники из учеников 5-6 классов. Школьники постарше отвечают на вопросы викторины, а школьники команд-спутников создают коллажи.
После каждого ответа своих старших товарищей младшие вырезают нужную ягоду из старых открыток, журналов, приклеивают на лист ватмана, дорисовывают фломастерами стебельки и листочки. К концу игры коллаж должен быть оформлен. Например, кроме ягод, нарисована трава, деревца, солнце и т.д.
Для этого в конце игры будет дано дополнительное время.
Команды предварительно выбрали названия, подготовили эмблемы, выполнили домашнее задание (подготовка мастер-класса «Ягодный десерт»)
Первая команда – «Калинка-малинка» Вторая команда – «Рябинушка» В начале игры команды садятся друг против друга. Рядом с каждой — команда-спутник.
В жюри приглашаются родители учащихся. Жюри оценивает правильные ответы в 5 баллов, мастер-класс от 5 до 10 баллов, коллаж от 5 до 10 баллов.
Ход игры-викторины.
Учитель: Дорогие друзья! Я рада нашей новой встрече на занятии краеведческого кружка. Сегодня оно проходит в виде игры-викторины, участниками которой станут все кружковцы. В состав жюри входят родители. Всем остальным гостям мы желаем активно болеть за своих детей.
Итак, первое задание. Ребята, наши предки так любили говорить «Летом ломок – зимой кормок» Объясните смысл поговорки.
(ответ учащихся: летом надо и в огороде потрудиться — нарастить овощей. И в лес ходить за грибами, за ягодами; много будет у тебя припасов — не будешь голодать зимой, а заленишься — останешься без запасов)
Учитель: Правильно, ребята! Второе задание – вопросы викторины. Будьте внимательны! Команды-спутники слушают ответ, вырезают нужную ягоду, наклеивают, создают коллаж.
Викторина.
1.В 2010 году наш поселок попал в эпицентр сильнейшего урагана. От урагана пострадали старинные парки, лес вокруг посёлка снесло полностью. На его месте лесники высадили рядками маленькие ёлочки. А пока новый лес подрастает, природа подарила нам 40 гектаров ягодника. Ягоды эти очень полезные. Из них варят варенье, джем, компот.
А сушеные ягоды наши предки хранили в холщовых мешочках. Заваривали их и поили на ночь простудившегося человека. Сушеные ягоды распаривали, получалась вкусная, ароматная начинка для пирога. Назовите нашу северную ягоду-целительницу (ответ: малина)
2.Красивая ягода: неспелая – желтовато-румяная, спелая – красная, чуть похожая на рубин. Наши бабушки ценили эту ягоду.
Лекарства в деревнях тогда почти не было. Люди лечились травами, ягодами. Эти ягоды помогали от золотухи. Их настаивали и смазывали целебным настоем болячки. А ещё грозди красавицы клали между рамами рядом с угольками. Угольки впитывали влагу, а вот ягоды сверкали в лучах зимнего солнца, украшали неприхотливый быт наших предков.
Как зовут такую полезную ягоду? (ответ: калина)3.Из оранжевых ягод наши бабушки, будучи юными, делали бусы. Нанизывали ягодку за ягодкой с помощью иголки на нить. Получалось ожерелье, которое в несколько рядов оборачивали вокруг шеи. Через несколько дней ягодки высыхали. Молодушки мастерили новые. В сентябре эти ягоды обрывали, складывали на повети в сено.
Пусть перемерзнут в сильные морозы! Зимой принесут ягоды — мороженое в избу. Уплетут их ребятишки с удовольствием. Ягоды с дерева собирали не все. Обязательно оставляли гроздья для птиц. О какой чудесной ягоде идет речь? (ответ:рябина)
4.Ягодка эта растет в наших вологодских лесах. Растет она чаще всего в осоке, да и листочками ее можно порезаться.
Правда, в нашей местности ее немного. Но попробовать каждый сможет. В ее названии можно прочитать два имени. Как она называется? (ответ: костяника)
5.За такими ягодами нам придётся ехать на болото за станцию Нефедово, что в четырех километрах от нашего поселка. Собирать их лучше всего в резиновых сапогах. Может повстречаться уж, и даже гадюка.
Наши предки ценили ягоды за вкусовые и целебные свойства. Собирали ягод много. Хранили в мешке или деревянной бочке в холодной половине избы. Ягода зимой перемерзала, становилась сластимой. Хозяйки толкли ее, добавляли сырое яйцо и намазывали вкусной начинкой пирог. Когда он испечется, доставали из печи и посыпали сахарным песком.
Если в семье кто-либо температурил, из ягод делали морс, поили им. Ягода богата витамином С. Назовите имя лечебной ягоды (ответ: клюква)
6.Наши предки очень любили такие ягоды. Чаще всего ими баловали ребятишек. Ягодка маленькая, но очень ароматная. В блюдо наливали молоко, туда же клали ягоды, и ели такую похлебку деревянной ложкой.
Деревенские парни рвали ягоды со стебельками и листиками. Такие оригинальные букетики они дарили своим зазнобам, девушкам, которые им нравились. Как зовут такую ягодку-красавицу? (ответ: земляника)
7.В болотистых местах наших грязовецких лесов, на полянках, окруженных ельником, медленно вызревают ягоды.
Мы их собираем в ладошку и высыпаем в рот, потому что так вкуснее, чем есть по одной. Ягоды хорошо утоляют жажду. Из них варят варенье, компот, используют как начинку для пирога, и даже сушат. Если человек поел таких ягод, это становится сразу видно. О какой полезной ягоде идет речь? (ответ: черника)
8.В июне кусты этой ягоды очень красиво цветут.
В конце июля начинают вызревать плоды. Наши бабушки собирали эти ягоды и сушили. Зимой заваривали, пили настой от болезней желудочно-кишечного тракта. Просто настаивали и пили вместо чая. Но использовать нужно только кожицу сухих ягод. В середине находятся зернышки. Их есть нельзя, они чуть ядовиты. Растет полезный кустарник по окраинам леса, любит соседствовать с малиной.
Как называется наша северная роза? (ответ: шиповник)Учитель: Молодцы, ребята! Пока наше жюри подсчитывает баллы, участники команд-спутников заканчивают оформление коллажей (жюри озвучивает количество баллов у каждой команды; за это время участники команд-спутников закончили коллажи)
Учитель: Переходим к третьему заданию. Каждая команда заранее подготовила мини мастер- класс на тему «Ягодный десерт» Предлагаем домашнее задание вашему вниманию (команды демонстрируют приготовление десерта)
Команда «Калинка-малинка» Рецепт «Ягодный йогурт»
Продукты: размороженные ягоды малины (1 стакан), смородины (1 стакан), черники (1 стакан), йогурт (300 граммов)
Способ приготовления: смешать ягоды, залить их йогуртом. При желании можно добавить фрукты (грушу, банан, яблоко) Разлить в вазочки.
Команда «Рябинушка» Рецепт «Торт с кислинкой»
Продукты: малиновый джем (3 стакана), желатин (10 граммов), размороженные ягоды смородина (1 стакан), крыжовник (1 стакан), протертая клюква (0,5 стакана)
Способ приготовления: желатин залить водой, размешать, вылить в малиновый джем. Добавить туда ягоды, перемешать. Поставить в прохладное место.
Учитель: Спасибо, ребята! Жюри предстоит оценить и мастер-классы, которые показали конкурсанты, и коллажи. А мы, ребята, давайте пока накроем стол, расставим угощение (учащиеся и их родители накрывают на стол)
Учитель: Всем внимание! Слушаем наше уважаемое жюри (жюри оценивает рецепты, коллажи и подводит итоги игры, затем идет вручение грамот победителям, благодарностей участникам и самым активным родителям)
Учитель: Сегодня все постарались на славу! Спасибо! Стол накрыт. Здесь и пироги, и блины, и разное варенье, и ваш, ребята, десерт. Угощайтесь! Сразу видно, что в ваших семьях был летом «ломок», а теперь на нашем столе «кормок»! (чаепитие, «разговор по душам»)
Название: Игра-викторина для учащихся 5-9 классов «Ягодное царство»
Номинация: Школа, Внеклассная работа, Методические разработки, краеведение
Игнатюк Ираида Александровна Должность: учитель высшей квалификационной категории Место работы: МБОУ «Ростиловская школа» структурное подразделение «Плосковская школа»
Месторасположение: поселок Плоское, Грязовецкий район, Вологодская область
в разделах:
Источник: https://portal2011.com/igra-viktorina-dlya-uchashhixsya-5-9-klassov-yagodnoe-carstvo/