Диктант по русскому языку Приметы весны, с грамматическим заданием.
Контрольные диктанты по русскому языку | 4 класс
В связи с тем, что подборки диктантов — самые востребованные разделы на данном сайте про школу, продолжаю публиковать контрольные и проверочные диктанты для начальных классов.
Уже зарекомендовали себя тексты диктантов для начальной школы:
Теперь займемся четвертым классом. Год выпускной, ответственный, в конце маячит экзамен, поэтому готовится будем тщательно. Представленные диктанты можно использовать в качестве заданий для самостоятельной работы
Диктант по теме «Имя Прилагательное»
Зима в лесу
Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты.
Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки.
Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)
Грамматическое задание:
1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;
2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;
3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);
4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.
Зимние краски
Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.
Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.
Грамматическое задание:
1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.
2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.
3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.
Диктант «Зимний день» с заданиями
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! (59 слов)
Грамматическое задание:
1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.
2. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.
На … небе загорелись … звёзды.
Зима
На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.
На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.
Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.
(102 слова)
Диктант для 4 класса по теме «Местоимение»
Лесной голосок
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.
Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!
Грамматическое задание:
1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.
Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.
Контрольный диктант по теме «Глагол» 4 класс
Совесть
Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.Грамматическое задание:
1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
2. Поставь глаголы в неопределённую форму.
Пришла, идёт, посмотрит.
Диктанты по теме «Предложение» и «Однородные члены предложения»
Трусиха
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату.
Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд.
Она очень испугалась.
Грамматическое задание:
1. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.
2. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.
В осеннем лесу
Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями.
Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь — белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке.
Гриб был очень хорош.
Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.
Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.
Чудесная пора осени
Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.
Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды.
Стояла чудесная пора осени.
Слова для справок: собрал, словно
Грамматическое задание: Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. IIв. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.
Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Как мужик убрал камень
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей.
Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал.
Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.
Прогулка
Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.
В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!Грамматическое задание:
1. Выполни синтаксический разбор предложения:
I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.
II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.
2. Укажи падежи существительных и прилагательныхв предложении:
В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.
Проверочные диктанты по русскому языку 4 класс
Могучий дуб
Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость.
Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.
Летняя гроза
Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.
Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце.
Цветущая липа
Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», – подумал я. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков.
Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье.
Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. (87 слов)
(По А. Трофимову)
Умей владеть собой
Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся.
Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу.
(82 слова)
Лесное чудо
Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов никогда не видела.
Зарычал он грозно, присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается.Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?.
Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа. Так и не взял. Но сердиться уже никак не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились.
(88 слов)
Источник: http://kidside.ru/kontrolnye-diktanty-po-russkomu-yazyku-4-klass/
Диктанты по русскому языку, 5 класс — ЖИВОЕ СЛОВО
Предлагаем подборку контрольных диктантов с грамматическим заданием для 5 класса на целый учебный год. Для каждой четверти на выбор учителя два диктанта. Представлена таблица для анализа проведённого диктанта.http://ruslita.ru/masterskaya-uchitelya/vidy-kontrolya/33-diktanty-v-5-klasse
Светлячки
Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой.4На западе уже догорала заря. В полях громко кричали перепела. Я задремал. А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней.4 Вдруг мама осторожно коснулась моего плеча и сказала: «Смотри, Юра!»Крохотные голубые огоньки светились в ночной траве. Папа разъяснил, что это светлячки. Он остановил лошадь.
Мы с мамой слезли с повозки и принялись искать этих светящихся жучков.Над головой сплетались тёмные ветви деревьев, и в их просветах сверкали далёкие голубые звёзды. (По Г. Скребицкому.) 1. Произведите синтаксический разбор предложения:Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой.4 (1 вариант); А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней.4 (2 вариант).2.
Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.3. Выполните фонетический разбор слов: лошадь (1 вариант), всё (2 вариант).
Этим летом мы с товарищем гостили у моей бабушки в деревне. Деревня расположилась на берегу узкой, но глубокой речки.По утрам мы бегали по росе купаться. Разбежишься и ныряешь с берега в воду.
4 Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки отплывают в камыш и прячутся.4 Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде.Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением загораем на солнце. После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой воды.Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе. (91 слово.) 1.
Произведите синтаксический разбор предложения:Утки отплывают в камыш и прячутся.4 (1 вариант);
Разбежишься и ныряешь с берега в воду.4 (2 вариант).2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.3. Выполните фонетический разбор слов: здесь (1 вариант), солнце (2 вариант). Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой.
Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашёл? Как найти дорогу?Я выбрался на опушку и пошёл через поле.4 Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь.
Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.4Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома. 1. Произведите синтаксический разбор предложения:Я выбрался на опушку и пошёл через поле.4 (1 вариант);
Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.4 (2 вариант).2.
Выпишите из текста слова с чередующимися гласными и обозначьте орфограмму: а-о (1 вариант); е-и (2 вариант).3. Выполните фонетический разбор слов: заря (1 вариант), рожь (2 вариант).Контрольный диктант с грамматическим заданием По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак.
От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг. От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя.Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: «Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!» Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны. (По Л. Яхнину.)
1 вариант | 2 вариант сложнее |
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения:От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. | 1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения:От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы. |
2. Составьте схему предложения: По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. | 2. Составьте схему предложения: Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: «Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!» |
3. Синтаксический разбор предложения: Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. | 3. Синтаксический разбор предложения: Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны. |
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.
)
1 вариант | 2 вариант сложнее |
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. | 1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. |
2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. | 2. Составьте схему предложения: В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. |
3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея. | 3. Синтаксический разбор предложения: Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки. |
Контрольный диктант с грамматическим заданиемпо итогам III четверти
Белка
Жила белка в лесу, ни о чём не тужила.4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе.4 Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки.
Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (По В. Бианки.) 1. Выполните морфологический разбор: ни о чём (1 вариант); кто-нибудь (2 вариант).2.
Выпишите 3 местоимения с разными орфограммами:из 1 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд.4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. (1 вариант);Не заботилась она ни о ком, только о себе. (2 вариант).
Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России.4 Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу.
Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии.4 Он открывал в природе много тайн и дарил их своим читателям.А вы, ребята, читали его книги? (91 слово.) 1. Выполните морфологический разбор:(с) ружьем (1 вариант); сады (2 вариант).2.
Выпишите 3 существительных с разными орфограммами:из 1 абзаца (1 вариант); из 2-3 абзаца (2 вариант).3. Сделайте морфологический разбор существительных:юность, растениями, книжкой (1 вариант); листьев, росточек, травинку (2 вариант).4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России.
(1 вариант);С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. (2 вариант).Контрольный диктант с грамматическим заданиемпо итогам учебного года
ЦИРК
Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл походный цирк. Уже больше недели пестрели3 афиши.И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами разноцветные попугаи.
Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся3 к цирку. Солдаты покрикивают на назойливых мальчишек: «Проходи! Не задерживайся!» (93 слова.) 1. Выполните морфологический разбор: пестрели (1 вариант); торопятся (2 вариант).2.
Морфемный разбор слов: билось, движутся, проходи (1 вариант); пасутся, поставят, не задерживайся (2 вариант).3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:Они мычат от страха и сбиваются в кучу.4 (1 вариант);И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками.4 (2 вариант). Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землёй кружатся3, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» — журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд.
Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. (По В.Бианки.) 1. Выполните морфологический разбор: кружатся (1 вариант); согревает (2 вариант).2.Морфемный разбор слов: забирается, проснись, гонит (1 вариант); расходятся, поиграй, бегут (2 вариант).3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:В полях бегут шумные и говорливые ручейки. (1 вариант);Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. (2 вариант). Самолёт набирает3 высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра.
Самолёт часто проваливается3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. Нужно подняться над тучей и там переждать грозу.Все пассажиры молчат, многие задёргивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, над которой они летят.Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле.
Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу. Это продолжается минут пять, затем рядом появляется земля, и самолёт катит по твёрдой бетонной дорожке. (95 слов.) 1. Выполните морфологический разбор: набирает (1 вариант); проваливается (2 вариант).2.
Морфемный разбор слов: трещит, переждать, нравится (1 вариант); катит, проскочить, продолжается (2 вариант).3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:Самолёт часто проваливается3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх.4 (1 вариант). Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле.4 (2 вариант).
Источник: https://xn--b1aaickutcb0a.org/%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83-5-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/
Диктанты по русскому языку 4 класс
1 вариант. «Поздняя осень» (Тема: Повторение)
2 вариант. «Петька» (Тема: Предложение)
Все диктанты за 1 четверть »
На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.
На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.
Слова для справок: кочаны, усыпано. Грамматическое задание:1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.2. Подчеркнуть словарные слова.
3.
Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
Контрольный диктант по русскому языку — «Повторение» 4 класс
Петька
В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке.
Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик.
(58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.
Грамматическое задание:1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.3.
Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика).
Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
Контрольный диктант по русскому языку — «Предложение» 4 класс
1 вариант. «В саду» (Тема: Части речи)
2 вариант. «Редкая гостья» (Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе)
Все диктанты за 2 четверть »
Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.
Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной.
Легко и спокойно было на сердце. (65 слов) Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно. Грамматическое задание:1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
2. Выписать слово с разделительным мягким знаком.
Образовать однокоренные слова.
Контрольный диктант по русскому языку — «Части речи» 4 класс
Редкая гостья
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей.
На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик.
Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.(85 слов)
Грамматическое задание (на выбор учителя):1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).2.
Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).3.
Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Диктант по русскому языку — «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)
Грамматическое задание:
- Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной.
- Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных
4 класс Контрольный диктант по русскому языку за первое полугодие
1 вариант. «Зимний лес» Тема: «Имя прилагательное»
2 вариант. «Где же приятель?» Тема: «Местоимение»
3 вариант. «Журавли» Тема: «Глагол»
Все диктанты за 3 четверть »
Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты.
Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки.
Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова)
Грамматическое задание (на выбор учителя):1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях. 2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).
4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.
Контрольный диктант по русскому языку — «Имя прилагательное» 4 класс
Где же приятель?
Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула.
Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся.
Куда девался его новый приятель?(72 слова)
Грамматическое задание:1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.
Контрольный диктант по русскому языку — «Местоимение» 4 класс
1 вариант. «Весна в лесу»
2 вариант. «Весеннее солнце»
3 вариант. «Цветёт черёмуха» (Тема: Глагол)
4 вариант. «Вечерняя прогулка» (Тема: Глагол) Все диктанты за 4 четверть »
Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!
Грамматическое задание:1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи…);2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке…).2. Разобрать по составу слово:1-й вариант – пробежала;
2-й вариант – побегут.
Весеннее солнце
На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна.
Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.Грамматическое задание:1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали…);2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли…). 2. Разобрать по составу слово:1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).
Цветёт черёмуха
Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода.
Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.
(66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.
Грамматическое задание:1. Указать время глаголов.2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.
Вечерняя прогулка
Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.
При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (79 слов)
Грамматическое задание:1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.
Контрольный диктант по русскому языку — «Глагол» 4 класс
1 вариант. «Майское чудо»
2 вариант. «Летняя прогулка»
Все итоговые диктанты за 4 класс »
Ласковое солнце согревает землю своим теплом.
Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики.
В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка.
Прекрасный подарок русского леса!
Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки!(86 слов)
Грамматическое задание:1. Синтаксический разбор предложения.1 вариант – 2 предложение; 2 вариант – 3 предложение. 2. Морфологический разбор глагола.1 вариант – бежишь; 2 вариант – видишь. 3. Выполни разбор слов по составу.1 вариант: разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый
2 вариант: пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.
Летняя прогулка
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле!(80 слов)
Грамматическое задание:1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.
3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.
Новые диктанты за 4 класс »
Источник: http://7oom.ru/diktanty/diktanty-po-russkomu-yazyku-4-klass.htm
Диктант вариант 1 Весеннее солнце
Сохрани ссылку в одной из сетей:
Вариант 1
Весеннее солнце
На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру.
От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы.
И снова над лесом светит ласковое солнце.
Грамматические задания
1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали…);
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли…).
2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).
Вариант 2
Весна в лесу
Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки.
Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
Все рады весне!
Грамматические задания
1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи…);
2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке…).
2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – пробежала;
2-й вариант – побегут.
Примечание. Выделенные написания в тексте диктанта четко проговариваются учителем.
Контрольное списывание
Цель: проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.
Лесные пожары
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек зажег сухую ветку и побежал по высохшей траве, прошлогодним листьям. Бушует пламя, густой дым ползет в небо.Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных обитателей!Мечутся по лесу белки, зайцы и лоси. Против огня они бессильны.
А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки леса! Черная земля, черные стволы упавших деревьев. Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Грамматическое задание
Спишите текст и дополните его призывами и советами о бережном отношении к лесу.
Работа над предложением, текстом
I. Контрольное изложение
Зайчик
Маленького зайца сильно потрепали вороны. У зайчишки была сломана лапка.Ребята принесли бедняжку домой. Заяц бился в руках и вырывался. Папа достал бинт и завязал ножку. Дети посадили зайчика в ящик. Мама положила туда сена, морковку.
Она поставила мисочку с водой.Зайка прожил в доме целый месяц. Все ухаживали за зверьком. Ножка зажила. Зайчик стал выпрыгивать из ящика.
Тут и зима пришла. Выпал пушистый снег под цвет зайкиной шубки. Теперь его можно было выпускать в лес.
Так ребята и сделали.
II. Сочинение-миниатюра
Гроза в мае
Чудесный майский день, на голубом небе, веселые раскаты грома, стук первых дождевых капель, сверкают, переливаются листочки, свежая зелень, радуга в небе.
III. Подчеркните правильно написанное слово. Составьте и запишите с этими словами словосочетания.
Дощатый – досковой, комаровый – комариный, ушастый – ухатый, улыбчатый – улыбчивый, глазастый – глазатый, верблюдиный – верблюжий, ослиный – ослячий.
- Тематическое планирование
Цели урока: 1) повторить сведения об особенностях структуры учебника и основных типах упражнений и дать представление о содержании курса русского языка в шестом классе; 2) повторить известные учащимся высказывания о русском языке
- Документ
Известно, что дети приходят в школу с большим желанием научиться правильно, грамотно и красиво писать слова, предложения, тексты. Сделать процесс обучения языку радостным, интересным, отвечающим потребностям маленького школьника
- Книга
Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся старших классов и абитуриентам систематизировать и углублять свои знания по русскому языку.
- Книга
Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся старших классов и абитуриентам систематизировать и углублять свои знания по русскому языку.
- Основная образовательная программа
Важнейшим этапом модернизации общего образования является переход массовой школы на новые стандарты образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – принципиально новый для отечественной школы документ.
Источник: https://refdb.ru/look/1269656.html