Дидактические игры по трудовому воспитанию
Альманах педагога |
Айдиева Полина Ярашувовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №49 «Родничок»
Населённый пункт: Тюменская обл. г. Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Дидактические игры по трудовому воспитанию детей.»
15.04.2018
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное учреждение города
Нижневартовска д/с №49 «Родничок»
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей.
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей.
Кому это надо?
Цель. Закрепить у детей представление о предметах и их использование в
трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям разные картинки с изображением
предметов,
просит
назвать
их
и
рассказывать,
когда
этот
предмет
используется и с какой целью.
Набор картинок: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, микрофон,
сантиметр, микроскоп и пр. Дети берут картинку и называют профессию
человека, который использует изображенный предмет в своем труде.
Выбираем работу.
Цель: Дать детям элементарные представления о профессии людей, труд,
которых не был в сфере наблюдений детей. Вызвать интерес к труду людей
любой профессии.
Ход игры: Дети идут по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
Дети имитируют звук работающего двигателя и полет ракеты, можно по
показу воспитателя.
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
Показывают, как капитан смотрит в бинокль.
В вертолетчики пойдем,
Вертолеты поведем.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.
Зачем (для чего, почему) нужно это делать?
Цель: формировать у детей представление о необходимости труда,
расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, показывая картинку предмета,
характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
Зачем нужно сажать…..(картофель)?
Зачем засевать поля…..(зерно)?
Зачем покупают в магазине ( хлеб, молоко, фрукты)?
Зачем ухаживать за своими (зубами, лицом, тело )?
Зачем делать ежедневную уборку ( квартира)?
Угадай , что я делаю?
Цель: Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать
внимание.
Ход игры: Воспитатель с детьми берутся за руки за руки и встают по кругу.
В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят:
Что ты делаешь – не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями,
но и по возможности передает звуками. Например, чистит пылесосом пол,
шьет иголкой, режет ножом, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает,
несет ведро, протирает зеркало, рубит дрова и др.
Что сначала, что потом?
Цель: Уточнять знания детей о последовательности трудовых действий.
Ход игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображением
действий, производимых при приготовлении салата, винегрета, игрушки из
коробки, простой игрушки по типу оригами и т.д. Дети должны расположить
их по порядку выполнения действий.
Назови профессию.
Цель: Учить правильно называть профессию человека по видам машин,
управляемых этим человеком.
Ход игры: воспитатель называет машины, транспортные и прочие
технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими
управляют, например:
Трактор – тракторист,
Машина – шофер,
Экскаватор – экскаваторщик,
Поезд – машинист и т.д.
Угадай профессию.
Цель: Расширять у детей представления о профессиях.
Ход игры: воспитатель показывает детям карточки и с изображениями
предметов. Дети называют профессию человека, в труде которого этот
предмет используется или является результатом его труда.
Теленок – телятница.
Иголка с ниткой – швея.
Хлеб – хлебороб.
Билет – кондуктор
Ведро и швабра – уборщица.
Шприц – медсестра.
Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23225
Конспект дидактической игры по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста – Старшая группа
Цель: уточнить представления детей о разных профессиях, о их трудовых действиях и о предметах их труда. Расширять и активизировать словарь по теме «Профессии». Развивать логическое мышление, память, внимание, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Наглядный материал, оборудование: карточки с предметами труда.
1часть. Создание мотивации. В рассказе воспитателя действует сказочный персонаж. Дети играют в группе, вдруг раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, слышите, к нам кто-то стучится, пойду посмотрю, кто это.
(Возвращается с игрушкой Буратино и дидактической игрой) А вы знаете кто это? (ответы детей)
2 часть.
Ход игры:
Воспитатель: Здравствуй, Буратино! Рады видеть тебя у нас в группе.
Буратино: Здравствуйте, ребята! А я к вам не просто так пришел, а за помощью. Вы же знаете моего папу? Он уже старенький, ему очень нужна моя помощь.
Я знаю, что надо вырасти, выучиться в школе, получить профессию. Но я не знаю, какие бывают профессии. Расскажите мне о них, пожалуйста.
Я спрашивал своих друзей: кто-то хочет стать учителем, кто-то — поэтом, кто-то — артистом. А я не знаю, кем хочу быть.
Воспитатель: Поможем, ребята? А что такое профессия (ответы детей) Профессия — это дело, которым человек занимается каждый день и которое полезно для других людей. А какие профессии вы знаете, ребята (ответы детей) Вот видишь, Буратино, профессий очень много и каждой надо специально обучаться. Мы тебе расскажем о некоторых из них.
Мы поиграем в игру «Угадай профессию». Я раздам вам карточки с изображением людей разных профессий и буду загадывать загадки, а вы должны угадать, о какой профессии я говорю и показать карточку.
— Этот человек должен много знать и уметь: вырезать из бумаги, рисовать, лепить из пластилина, знать песни, стихи, считалки. Но само главное, он должен любить и понимать детей. (Это воспитатель)
— Название этой профессии произошло от восточнославянского слова «вар», означающего кипящую воду и жар. Люди этой профессии должны быть аккуратными, терпеливыми, старательными. Они должны все знать о продуктах, уметь отличать качественные. Эти люди знают много рецептов и как приготовить вкусные блюда. (Это повар)
— Люди этой профессии — бесстрашны, сильны, тренированы, самоотверженны. Раньше их называли топорники. Они помогают другим людям в беде, справляются с силой бушующего огня. Носят люди этой профессии специальную одежду, защищающую их от дыма и огня. (Это пожарный)
— Люди этой профессии должны обладать быстрой реакцией, отличной памятью, прекрасным зрением, выносливостью, силой, умением мгновенно принимать правильное решение в сложной ситуации. Они обязаны назубок знать правила дорожного движения, знать устройство автомобиля и умело им управлять. (Это водитель)
— Самые необходимые качества для людей этой профессии — это любовь к людям, глубокие знания, хорошая память, умелые руки и чувство долга. Они должны много знать о строении человеческого тела, внимательно выслушать пациента, поставить правильный диагноз и назначить лечение. В старину этих людей называли лекари. (Это врач)
— Он самый смелый, справедливый, сильный, он, как в сказке, защищает добро. Помогает добрым, хорошим людям беречь себя. (Это полицейский)
— Люди этой профессии строят дома, квартиры, детские сады, школы и все другие здания. Они знают, как обращаться со строительными материалами, инструментом, техникой. (Это строитель)
— Этот человек рисует людей, животных, здания и разные события даже. Так, как это было в жизни, на самом деле! Чтобы очень похоже было! Чтобы рассказать другим людям об этом. (Это художник)
— Человек этой профессии знает, как ухаживать за волосами и как их правильно стричь. Помогает людям отлично справляться со своей прической, быть красивыми, аккуратными, стильными. (Это парикмахер)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Буратино: Спасибо вам! Ну, всё я побежал
Воспитатель: Подожди, Буратино, это еще не все. Ведь в каждой профессии есть свои правила и свои инструменты.
Буратино: Что еще за инструменты?
Воспитатель: А это мы тебе сейчас покажем.
Воспитатель: (достает коробку) Ой! Ребята, кто-то играл и сложил все инструменты в одну коробку. Поможете разобрать? Надо под каждую картинку с профессией положить нужный для этой профессии инструмент или предмет. (Дети только раскладывают инструменты, и рассказывают людям какой профессии нужен тот или иной инструмент)Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились.
Буратино: Спасибо вам. Очень много я сегодня полезного для себя узнал.
Воспитатель: Буратино, ты не знаешь самого главного. Профессий великое множество. Но очень важно, чтобы работа была по душе. И только тогда ты сможешь стать мастером своего дела и приносить другим людям радость.
Буратино: Я это обязательно запомню. А сейчас мне пора возвращаться к папе. До свидания, ребята! И спасибо за помощь.
3 часть. Подведение итогов игры. Оценивать следует и быстроту, и — главное — качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре. Продемонстрировать детям их достижения.
Пословицы, поговорки о труде
видов труда в разных возрастных группах
Планирование трудовых поручений для детей младшей группы
знаний о труде взрослых в разных возрастных группах
Перспективное планирование работы по ознакомлению с трудом взрослых (подготовительная группа)
Поделитесь с Вашими друзьями:
Мы работаем бригадой
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. (Строители)
Проектирует и чертит,
строят по его проекту. (Архитектор)
Кирпич хорошо кладет,
с нуля стену возведет. (Каменщик)
Стены он ровняет, красит,
ведь ремонт квартиру красит. (Маляр, штукатур)
Он из дерева творит,
вырезает, мастерит. (Плотник)
Быстро яму без лопаты
Вырыть может… (Экскаватор)
Это что за великан
Тащит груз тяжелый,
Помогает строить нам
И дома и школы? (Подъѐмный кран)
Кто же сделает прическу
Феном, щеткой и расческой
Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет
Все в его руках горит
Кто изменит внешний вид? (парикмахер)
Два конца, два кольца
Посередине гвоздик (ножницы)
В этом маленьком предмете
Поселился теплый ветер (фен)
Хожу – брожу не по лесам, а по усам и волосам
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей (расческа)
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар —
Перевяжет, даст отвар. (Ветеринар)
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель…
И тогда
Ждёт вас вкусная еда. (Повар)
В огне и дыму
Он идёт среди жара,
Спасая людей
И дома от пожара! (Е. Сенин) (Пожарный)
Белый халат, изучающий взгляд: – Жалобы есть?
Подходите подряд! (Е. Санин) (Врач)
Мы приходим в магазин.
В нём обилие витрин.
Выбрать нужную покупку
Продавец поможет чуткий. (О. Повещенко) (Продавец)
Бьют Ермолку по затылку,Ну а он не плачет,Только носик прячет.
(Гвоздь)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, — разрешит погулять.
(Доктор)
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
(Учитель)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Лопата)
Зубы имеют,
А зубной боли не знают.
(Грабли)
Огородник тот
С длинным носом живет.
Где носом качнет,
Там вода потечет.
(Лейка)
Всех на свете обшивает,
Что сошьет — не надевает.
(Иголка)
Пословицы, поговорки о труде
видов труда в разных возрастных группах
Планирование трудовых поручений для детей младшей группы
знаний о труде взрослых в разных возрастных группах
Перспективное планирование работы по ознакомлению с трудом взрослых (подготовительная группа)
Игра «профессии и труд»
Поделитесь с Вашими друзьями:
Page 3
Форма организации: коллективный труд.
Вид труда: хозяйственно-бытовой.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема: «Наша группа – общий дом, здесь порядок наведем».
Оборудование: фартуки на каждого ребенка, тазики, тряпки, лейки, детские ведра, куклы, строительный материал.
Задача:
- Формировать у детей желание поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате, желание трудиться на общую пользу.
- Воспитывать чувство коллективизма; умение трудиться вместе, помогать друг другу, договариваться между собой, распределяя работу.
- Продолжать учить детей оценивать свой труд в общей работе, видеть результаты своего труда и труда товарищей, радоваться результатам.
- Продолжать учить договариваться между собой, учитывая интересы друг друга.
Способы: словесные, наглядно-демонстрационные, показ способа действия, рассказ, чтение, текущий и итоговый контроль.
Ход труда:
1часть. Предварительная работа: Чтение художественной литературы о труде. Заучивание пословиц и поговорок о труде. Рассматривание иллюстраций о труде
2часть. Процесс труда .
Воспитатель читает стихотворение. М. Ивенсен «Всегда найдется дело».
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Цыпленка надо напоить,
Котенка надо напоить,
И посуду, и посуду, надо перемыть.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
И грядку надо поливать,
И куклу надо обшивать,
И картинки, и картинки, надо рисовать.
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
А тот, кто дело не найдет,
Пускай скучает целый год.
И лентяем, и лентяем прослывет!
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? Правильно, о труде.
Где и когда человек трудится? Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (дети читают поговорки и пословицы о труде). Послушайте еще одну поговорку: «Начинать начинай, да смотри же – кончай». Как вы понимаете эту поговорку? (Надо доводить начатое дело до конца).
Сейчас мы с вами проведем труд, который назовем «Наша группа — общий дом, здесь порядок наведем». Дом всегда похож на своих хозяев. Если в доме порядок, значит его хозяева трудолюбивые, гостеприимные. И мы тоже наведем порядок в группе. Давайте подготовимся – наденем фартуки. Каждая команда получит свое задание.
Нам надо:
1) Искупать кукол;
2) Вымыть комнатные растения;
3) Протереть строительный материал.
Ваша задача распределить работу в своей команде, кто, что будет выполнять и в какой последовательности. Так же надо учесть пожелания каждого из товарищей, прислушаться к его мнению.
На рабочих столах стоят разноцветные лодочки (на одном столе – красная, на втором – синяя, на третьем – желтая).
У меня на подносе лежат фишки красного, синего и желтого цвета. Вы возьмете фишку такого цвета, какую работу хотели бы выполнить (Каждый ребенок берет по одной фишке. Дети расходятся к столам с лодочками соответствующего цвета. Таким образом определились команды. Дети распределяют работу, договариваются.)
Прежде, чем начать работу, послушайте еще одну поговорку «Доброе начало – половина труда».
Дети трудятся в командах. В процессе труда детям напоминается еще одна поговорка «Работать спустя рукава» (В древней Руси носили одежду с очень длинными, до колен или даже до земли рукавами. Поэтому работать можно было только засучив рукава, а при спущенных рукавах нормально выполнять работу было невозможно. Так появилась эта поговорка.)
3 часть. Обсуждение результатов трудовой деятельности. Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Работали дружно. Что мы с вами успели сделать? (Искупали кукол, помыли комнатные растения, протерли строительный материал). Вы работали вместе, помогали друг другу, поэтому сделали много хороших дел. Каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Пословицы, поговорки о труде
видов труда в разных возрастных группах
Планирование трудовых поручений для детей младшей группы
знаний о труде взрослых в разных возрастных группах
Перспективное планирование работы по ознакомлению с трудом взрослых (подготовительная группа)
Игра «профессии и труд»
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник: http://nashuch.ru/programmnie-trebovaniya-k-soderjaniyu-vidov-truda-v-raznih-voz.html?page=17