Адаптационный период в 1 классе
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.
- В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
- В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
- Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
- Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
- Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.
Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.
Адаптации первоклассников по ФГОС
Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:
- установлен контакт с учителем;
- ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
- налажены отношения с одноклассниками;
- ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
- владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации.
Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе.
Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.
- Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
- Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.
- Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
- Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
- Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.
При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе.
В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.
Условия адаптации
Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:
- организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
- создание комфортных условий для общения;
- проведение оздоровительно-профилактической работы;
- организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- организация активного досуга во внеурочное время;
- формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
- проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.
Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.
Проблемы адаптации первоклассников
В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:
- хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
- уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;
- негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
- вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
- проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.
Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.
Процесс адаптации первоклассников
Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:
- диагностика;
- адаптационные и корректирующие занятия с детьми;
- работа с родителями.
Для проведения диагностики можно использовать различные методики по исследованию адаптации первоклассников к школе:
- наблюдение;
- методику изучения учебной мотивации;
- метод Люшера;
- методику «Домики»;
- методику «Лесенка»;
- методику изучения школьной тревожности;
- рисуночную методику «Рисунок человека»;
- анкету «Внутренняя позиция школьника»;
- социометрию.
Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:
- общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
- групповые, индивидуальные — проводятся для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.
Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации.
Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.
Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: http://pedsovet.su/ns/6370_adaptacia_pervoklassnikov_k_shkole
Адаптация к школе или как привыкнуть к новому стилю жизни
Поход в первый класс для ребенка всегда связан с определенными переживаниями. Меняется режим, появляются новые проблемы, сложности, правила, и это его жизнь на следующие 11 лет. Но сначала всех первоклашек ждет адаптационный период. Он может длиться от 2 недель до нескольких месяцев – все зависит от того, как малыш переносит этот процесс.
Родителям обязательно нужно помогать своим детям, поддерживать их. Сейчас нелегкое время для организма вашего маленького школьника. Стресс ведет к снижению иммунитета, а за этим могут последовать частые болезни.
Адаптация детей к школе проходит проще, если учитель понимает, что перед ним еще маленькие дети. Больше интересного материала, игровых методик обучения – это помогает малышам справиться со страхом перед школой и скорее привыкнуть к новому стилю жизни.
Как происходит адаптация
Адаптация в первом классе — явление совершенно обычное. Не думайте, что с вашим ребенком что-то не так, что он нелюдимый, глупый или недостаточно развитый. Все дети проходят этот этап. Меняется уклад жизни, насильно вводятся новые правила – малыш борется с этим, у него наступает нормальная защитная реакция психики. Отсюда все эти:
Не хочу в школу.
Можно сегодня не ходить?
Дети злые, а учителя противные.
Учитель специально меня ругает.
Я очень устал, не пойду в школу сегодня.
Ситуация не такая простая, как кажется. Если родители займут жесткую позицию, это только усилит страх школьника. Представьте себе, как этот маленький человечек вдруг осознает, что школа — это не на один день.
Да, праздник первого сентября был красивый, возможно, он получил какие-то подарки… Но потом в школу нужно ходить еще 10-11 лет, каждый день. Такие выводы очень пугают детей. Вслед за психологическим стрессом может прийти другая проблема — ослабление иммунитета.
Три вида адаптации
Все мы разные и по-разному реагируем на стрессы и изменения внешней среды. Так и адаптация у детей может проходить по трем сценариям. Первый класс — это еще не «настоящая школа», а подготовка к ней. У детей уходит разное время на привыкание к новым условиям, так что первые две четверти обычно проходят в подготовительном режиме.
Легкая адаптация
Обычно длится не более 1-2 недель. Адаптация этого типа характерна для контактных детей, которым легко завязать знакомство. Это не значит, что адаптационного периода не будет – просто он проходит мягко и длится не так долго.
Кроме того, имеет значение уровень волевого развития. У детей в 6-7 лет оно не всегда достаточное для того, чтобы пересилить все свои «хочу». Хорошо, если еще до школы малыш посещал кружки, занимался спортом. Тогда он знает, как привыкать к внешним изменениям среды.
У детей с легкой адаптацией довольно быстро проходит фаза «школа не нравится». Малыш начинает с оживлением рассказывать дома, что происходило за день, что сказала/сделала учительница. В школе он активен, отвечает на вопросы, тянет руку. При этом, как и у других детей, по утрам у него могут быть проблемы с ранним подъемом.
Средняя
Такая адаптация будет длиться 1-1,5 месяца. Именно среднему типу адаптации подвержено большинство детей. Для кого-то к концу первого месяца почти все закончится, а кто-то еще покапризничает. Как правило, если спросить такого ребенка о школе, он найдет в ней хоть что-то хорошее. У него не сразу появляются друзья, но постепенно дружеские отношения завязываются.
Из-за того, что адаптация длится довольно долго, начинаются те самые проблемы с иммунитетом. Малыш чаще болеет. И тут получается следующая ситуация: каждый раз, заболевая, он остается дома на 2-3 дня или даже на целую неделю. Соответственно, психика ищет «спасения» в болезнях. И дети чаще простужаются, ведь подсознательно просто хотят остаться дома.
Тяжелая
Встречается редко. Тяжелая адаптация может длиться несколько месяцев, вплоть до конца первого класса. В этом случае ребенку чаще всего приходится пройти общение со школьным психологом. Тяжелая адаптация бывает показанием к надомному обучению. Если это происходит, значит, что-то не так с нервной системой или психикой малыша.
У таких детей не получается следовать школьным правилам. Они часто идут на конфликт с одноклассниками, могут обидеть, ударить. Дружить у них не получается, и другие дети их просто игнорируют, боятся. Такой школьник агрессивен не только по отношению к детям, но и ко взрослым. Попытка учителя успокоить его может закончится истерикой, агрессивным поведением.
Гиперактивным малышам тяжело усидеть на месте, а 30-40 минут урока — настоящая пытка для них. Отсюда проблемы с успеваемостью, которые только сильнее расстраивают детей и их родителей. Если адаптация идет так тяжело, это вредит в первую очередь самому ребенку. Возможно, следует рассмотреть возможность работы с психологом или перехода на надомное обучение.
Физический аспект
Адаптация в первом классе может быть физически тяжелой для неподготовленного крохи. У него появляется тяжелый рюкзак, который нужно носить. Он может первое время очень напрягать неподготовленные мышцы спины.
Предложите крохе делать утром зарядку: наклоны, приседания укрепят мышцы. Сидеть за партой спокойно несколько часов — это тоже напряжение для спины, рук и ног.
У детей велика двигательная активность, им хочется больше бегать, а заставляют сидеть в одной позе и слушать. Устают глаза, пальцы, дети часто жалуются на начавшиеся головные боли. Кроме того, смена режима всегда приносит за собой усталость, утомляемость.
Побольше витаминов
Сейчас важно, чтобы ваш маленький школьник получал побольше витаминов. В этом помогут:
- свежие фрукты и овощи;
- побольше цитрусовых (особенно осенью);
- комплексные витамины (выписывает врач).
Хорошее питание поможет справиться с такими стрессами. У детей обязательно должен быть хороший, плотный завтрак. Голодным идти в школу нельзя: это плохо скажется на их концентрации и работоспособности.
Психологический аспект
Главное, чтобы педагог был квалифицированным. Он должен хорошо понимать: 6-7 лет – это еще маленький ребенок, которому гораздо больше хочется играть, чем учиться читать или складывать цифры. Когда же в классе появляются игровые методики, забавные опыты, то учиться становится интересно и весело. Элемент игры облегчает адаптацию в первом классе.
Будет проще, если вы сейчас будете на стороне ребенка. Нет ничего плохого в том, чтобы утешить кроху, пожалеть его иной раз. Не делайте из этого культ жалости, но сказать, что вы сочувствуете малышу из-за усталости или головной боли, можно и нужно.
В первые недели школы старайтесь чем-то порадовать кроху. Например, купите что-то из игрушек, одежды. Почему бы не устроить праздник по поводу первого сентября? Или первой недели в школе? Для детей это важно – сменить атмосферу и ненадолго забыть о своих проблемах.
Как помочь ребенку
В этой ситуации были мы все. Родители детей должны понимать, что ребенку будет в какой-то мере тяжело. Не нужно рассказывать сейчас, как это прекрасно – учиться в школе. Просто поддерживайте ребенка, проявите терпение.
Разговор с родителями
Если у школьника в первые дни или недели учебы в школе возникают вопросы, то старайтесь отвечать на них честно. Позвольте ему выговориться, поплакать (часто бывает и такое).
Старайтесь отвлечь малыша от грустных мыслей о том, что впереди «еще целых 11 лет».
Чаще гуляйте с ним, занимайтесь чем-то приятным. Так, через разговор, вы сможете успокоить его. Если адаптация легкая, то всего через пару недель отношение к школе поменяется. Главное, не игнорируйте наличие проблемы у вашего малыша.
Подготовка с лета
Это важно, особенно если кроха не ходил в садик. За время садика дети привыкают знакомиться, подчиняться дисциплине, учиться. А для тех, кто 6-7 лет провел дома с любящими родителями, все совсем по-другому. У них адаптация проходит значительно тяжелее. Начните подготовку еще с лета:
- вставайте все раньше;
- занимайтесь с малышом по 20-30 минут (счет, чтение, творчество, физкультура) – это поможет ему адаптироваться к урокам;
- обязательно гуляйте 1-2 раза в день;
- старайтесь укладывать ребенка спать не позднее 21:00.
Если за 2-3 месяца до начала занятий малыш уже войдет в новый режим, вам это очень сильно поможет.
Терпение и еще раз терпение
Изменение привычного уклада жизни всегда влечет за собой стресс и защитные психологические реакции организма. Будьте готовы стать терпеливыми родителями на это время. Ругань, наказания, агрессия тут недопустимы. В первое время максимально помогайте малышу:
- мама может утром подготовить ему одежду;
- собрать рюкзак.
Все это для того, чтобы он мог чуть дольше поспать. Пройдет время, вставать будет легче, и тогда он сможет этими делами заниматься сам. Малыш будет плакать, может обижаться на родителей, но рано или поздно это пройдет.
В школьной жизни, кроме неприятных моментов, есть еще куча всего интересного. Как только он завяжет дружбу, вольется в новый стиль жизни, все нормализуется. А пока что родителям просто нужно набраться терпения.
Источник: https://rebenkoved.ru/podgotovka-k-shkole/adaptaciya.html
Адаптационный период в первом классе
Уважаемые родители!
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально — стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. И по этому в начале учебного года с первоклассниками работает психолог по профилактике и коррекции дезадаптации .
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Чтобы вливание в школьную жизнь достаточно комфортным для ребенка, психолог проводит занятия по программе, которая включает:
— консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения»;
— индивидуальные беседы с родителями первоклассников на тему «Особенности развития ребенка до поступления в школу»;
— выступление на родительском собрании по теме «Ребенок идет в первый класс» (психологическая готовность к этому родителей);
— заполнение родителями анкеты по комфортности в школьной среде;
— проведение цикла занятий с детьми «Введение в школьную жизнь»;
— проведение коррекционной работы с детьми, показавшими высокий процент дезадаптации.
Цель: в период адаптации формирование полного представления о жизни по школьным правилам.
Задачи:
- научить вербальным и невербальным средствам общения;
- ориентировать на уважительное отношение к сверстникам и педагогам;
- формирование общеинтеллектуальных умений;
- формирование школьной мотивации.
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю в игровой форме. Играя, в процессе выполнения упражнений, развиваем способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания, развиваем мыслительные процессы, а так же учимся договариваться, находить общее решение, контролировать свое поведение и оказывать помощь тому, кто в данный момент в ней нуждается.
Курс рассчитан на 8 занятий по 35 минут. Каждое занятие включает в себя 3 упражнения, каждое упражнение длится не более 10 минут. 1 упражнение направлено на развитие психических процессов (память, внимание и т.д.), 2 упражнение направлено на межличностное общение, 3 упражнение направлено на формирование школьной мотивации.
«РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»
Психологическая поддержка во время школьного обучения — проблема важная и большая. Мы много говорим о психологической готовности ребенка к школе, отодвигая или считая само собой разумеющимся фактор готовности родителей к новому, школьному этапу жизни их ребенка.
забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое.
Например, вы встречаете ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» «Ничего интересного», — отвечает. «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило».
Ребенок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.
Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.
Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.
Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Вы любите ребенка таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, поэтому уважайте его индивидуальность.
Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным.
Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.Одна мама сравнила первый год обучения ребенка в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за него, необходимость много времени проводить рядом, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости.
Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.
Психологически родители должны быть готовы не только к трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.
Часто бывает, что, хваля ребенка, мы словно боимся, что он зазнается или разленится, и добавляем ложку дегтя в бочку меда: «А что Антон получил? Пятерку? Вот молодец! Он, по-моему, еще не получил ни одной четверки!» (подспудно: а у тебя, мол, и четверки бывают…)
Вместо этих высказываний значительно лучше было бы просто порадоваться успеху, ожидаемому и закономерному, ведь этому предшествовал труд. И дальше будет так же, нужно лишь постараться.
Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.
Итак, ваша поддержка, вера в ребенка, в его успех помогут ему преодолеть все препятствия.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой.
И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.
Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей.
Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.
Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными.
Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет.
Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради.
Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Несколько коротких правил
— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.—Признавайте права ребенка на ошибки.—Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Источник: http://school5dudinka.ru/?page_id=5664
Дети в первом классе: адаптация первоклассников
Статьи » Первый раз в первый класс
Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка.
Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузка на детскую психику.
То беззаботное дошкольное время, когда можно было с утра до вечера только играть, сменяется ежедневной работой — учебными занятиями, которые требуют от первоклассника напряженного умственного труда, активизации внимания, усидчивости и правильной рабочей позы в течение всего урока.
Ребенок, впервые придя в школу, встречает новый детский коллектив, знакомится с новыми взрослыми людьми. Ему нужно установить контакты с одноклассниками и учителями, научиться выполнять новые обязанности, новые требования дисциплины. Не все дети одинаково легко справляются с этим.
Как отмечают психологи, многим первоклассникам, особенно шестилеткам, трудно дается социальная адаптация, потому что в ребенке не сформировалась еще личность, способная принять строгий школьный режим и школьные обязанности. Год, который отделяет шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен с точки зрения психического развития.
Те социальные нормы и требования, к которым готов ребенок семи лет, очень часто ребенок шести лет просто не в состоянии принять.
В этот период как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для его здоровья научиться выполнять новые правила и требования педагога, как плавно перейти от игровой деятельности, которая была основной у дошкольника, к новой сложной учебной.Как показывает практика, труднее всего адаптируются к новым условиям гиперактивные дети. Им необычайно сложно сидеть за партой и концентрировать свое внимание на учебном процессе. Такие дети могут вскакивать во время урока, громко говорить, вставать и ходить по классу.
Часто гиперактивные дети не чувствуют дистанцию между собой и учителем. Есть и другая категория детей, которые не шумят, не выкрикивают с места, никому не мешают, но им также трудно высидеть весь урок. Через 15 минут у них пропадает интерес к занятию, они смотрят в окно, отвлекаются на что-то постороннее.
У таких детей быстро наступает утомление, нервная система легко истощается. В идеале учитель должен предложить такому ребенку индивидуальный график занятий. Но часто бывает, что учитель в силу своей занятости и спешке на уроке не замечает «отстающих».
В таких случаях оправдано вмешательство родителей, которые лучше знают свое чадо, и в частной беседе могут подсказать выход из сложившейся ситуации.
Некоторые первоклашки, уходя из дома в школу, берут с собой игрушки. Не стоит запрещать этого делать. Родителям надо только объяснить, что играть можно лишь на переменах. Дети не случайно берут с собой игрушки. Рядом с любимой куклой или машинкой ребенок чувствует себя защищенным.
Игрушка — это частичка любимого и безопасного дома. Особенно важно чувство защищенности для робких и застенчивых детей. Им трудно сблизиться с одноклассниками, включиться в совместные игры.
Позже они, конечно, вольются в коллектив и будут чувствовать себя комфортно среди одноклассников, а пока, на первых порах, пусть будет рядом с ними любимая игрушка.
Первые недели учебы, а иногда и месяцы, организму ребенка трудно привыкнуть к новым требованиям и ритму жизни. Поэтому у первоклассников могут появляться жалобы на усталость, общее недомогание, возникать плаксивость, раздражительность. Нередко нарушается сон, снижается аппетит.У детей в начальных классах могут возникнуть трудности психологического характера: страх перед учителем, отрицательное отношение к учебе, недооценка своих способностей и возможностей. Этот период адаптации ребенка к школе называют иногда «школьным стрессом».
Кроме того, что ребенок в 7 лет идет в школу и испытывает огромный стресс, связанный с адаптацией к новым условиям, в этом же возрасте отмечается очередной возрастной кризис.
Как известно, пока ребенок растет, он проходит через три наиболее важных кризисных изменения: первый отмечается в возрасте 3-4 лет, второй 7-8 лет и третий в подростковый период 13-16 лет. В это время отмечаются существенные изменения в организме ребенка: быстрый рост, изменения в работе нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
В период возрастного кризиса у ребенка могут отмечаться перепады настроения, раздражительность, ранимость, повышенная утомляемость, происходят изменения в характере. Родителям нужно более внимательно относиться к детям в этот переломный для них момент. Важно замечать все изменения в детском поведении, пытаться понять, чем они обусловлены, помочь направить ребенка в нужное русло.
Виды адаптации первоклассников
Адаптация ребенка к школе — процесс многоплановый. Его составляющими являются социально-психологическая и физиологическая адаптации.
Эти составляющие связаны между собой.
Успешное обучение, хорошее самочувствие, умение взаимодействовать с одноклассниками и учителями, выполнять школьные требования, — все это возможно при формировании физиологической и социально-психологической адаптации.
Социально-психологическая адаптация
Когда ребенок впервые идет в школу, у него появляется новая социальная роль — роль ученика. Изменение социального статуса влечет за собой изменение самосознания первоклассника, у ребенка происходит переоценка ценностей.
То, что было значимым в дошкольном возрасте, становится второстепенным, а более ценным становится то, что имеет отношение к учебе. Не все дети одинаково быстро принимают и вживаются в новый статус школьника. Некоторым требуется определенный период времени, чтобы осознать свою новую роль.
Помочь плавно подняться на ступень выше (от дошкольника к школьнику) могут учитель и родители ребенка.В первом классе ребенок вливается в абсолютно новую для него среду, его окружают новые лица.
Чтобы облегчить социально-психологическую-адаптацию первоклассников, им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, со школой и ее правилами.По тому, как быстро первоклассники проходят социально-психологическую адаптацию, их можно условно поделить на 3 группы.
Источник: https://detisochi.ru/articles/627
» Адаптация первоклассников: этапы, трудности, советы
Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе.
Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание.
Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний.
Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.
Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему.
До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать.
Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.
Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.
Трудности
Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.
В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:
- личность педагога
- коллектив одноклассников
- новый режим дня
- ограничение двигательной активности
- новые обязанности.
В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной.
Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования.
И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:
- неуспеваемость
- нежелание что-то делать
- негативизм
- демонстративность
- лень.
Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.
Этапы
Адаптация первоклассников делится на этапы.
Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.
Этот этап обычно начинается с апреля-мая, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, педагогический персонал уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:
- знакомят детей со школой и её территорией (проводят экскурсию)
- совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка (посредством специальных упражнений)
- проводят спортивные занятия
- развивают общий интеллект
- работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.
Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.
Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка. Здесь педагоги призваны:
- оказывать педагогическую поддержку первоклассникам
- выявлять и учитывать индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса
- консультировать родителей по проблеме адаптации к школе, содействовать им в выработке тактики общения с детьми.
Третий этап: учитель или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.
Этот этап прорабатывается во втором семестре первого класса с целью выявления и устранения проблем учебного процесса, возникающих в связи со сложностью общения отдельных детей и другими школьными трудностями.
Работа происходит в направлениях:
- диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность)
- коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение)
- консультирование школьным психологом учителей и родителей по вопросам обучения и общения
- отслеживание результатов адаптации первоклассников.
При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию.
Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника.
Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.
Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.
Психологическая
Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.
«Совет. Внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности, раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях».
Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник.
Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него.
Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда.
Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.
Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:
- Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
- Формируйте высокую самооценку ребёнка.
- Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
- Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
- Проводите время с ребенком после школьного дня.
- Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
- Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
- Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
- Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные. Стимулируйте его к достижению поставленных целей.
Физиологическая
В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу.
Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое.
Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком.
Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.
Что посоветовать родителям первоклассника с физиологической точки зрения?
- Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно.
- Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома.
- Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания.
- Следите за правильной осанкой ученика.
- Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки.
- Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты.
- Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание.
- Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов.
- Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером.
- Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.
«! Норма выполнения домашнего задания с первоклассником – 40 минут».
Социальная
Дети, не посещавшие детского сада, могут столкнуться с проблемой общения с одноклассниками. В детском саду ребёнок проходит процесс социализации, где он приобретает коммуникативные навыки и способы построения отношения в коллективе. В школе учитель не всегда уделяет этому внимание. Именно поэтому ваш ребенок снова будет нуждаться в помощи родителей.
Будьте внимательны к сообщениям ребёнка о его взаимоотношениях с одноклассниками. Попытайтесь помочь добрым советом, поищите ответ в психолого-педагогической литературе. Старайтесь подсказать ему, как преодолеть конфликтную ситуацию.
Поддерживайте контакт с учителем и родителями тех детей, с которыми у вашего малыша сложились отношения. Сообщайте учителю о тревожных ситуациях.
Помните о том, как важно защитить собственного ребёнка, а также научить его самого преодолевать препятствия.
Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть толерантным к мнениям других.
«Золотое правило воспитания. Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает».
Советы родителям
Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:
- Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
- Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
- Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
- Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
- Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
- Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
- Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
- Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
- Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
- Не ставьте ребёнку условий.
- Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
- Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
- Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.
Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.
сюжет: практические рекомендации по адаптации детей к школе
Источник: https://paidagogos.com/adaptatsiya-pervoklassnikov-etapyi-trudnosti-sovetyi.html