Правописание суффиксов -ик-, -ек-, -ок-

Глаголь Слово » ЕГЭ. Правописание суффиксов прилагательных и суффиксов глаголов

Правописание суффиксов -ик-, -ек-, -ок-

Правописание суффиксов прилагательных

1) -ОВ- (свинцовый) — после шипящих и Ц под ударением;

-ЕВ- (замшевый) — в безударном положении;

2) -ИВ- (ревнивый) — под ударением;

-ЕВ- (сиреневый) — в безударном положении;

Исключения: милостивый, юродивый, незлобивый.

3) -ЧИВ- (изменчивый) — всегда пишутся с буквой И;

-ЛИВ- (участливый);

Исключения: гуттаперчевый.

4) -ЧАТ- (узорчатый);

Исключение: дощатый.

Все согласные (кроме Ц) перед суффиксом -ЧАТ- сохраняются (веснушка — веснушчатый);

Ц//Т (черепица — черепитчатый);

5) -ИСТ- (породистый);

6) -К- (рыбацкий) пишется:

— в качественных прилагательных (дерзкий);

— в относительных прилагательных с основой на К, Ч, Ц (кузнец — кузнецкий, ткач — ткацкий);

Исключения: узбекский (узбек), таджикский (таджик), угличский (Углич);

-СК- (французский) — в относительных прилагательных.

В прилагательных, образованных от существительных с основой на -НЬ, не пишется Ь: Казань — казанский.

Исключения: названия месяцев (июнь — июньский), кроме январский.

Перед суффиксом -СК- происходит чередование:

Г//Ж (варяг — варяжский); 

Х//Ш (лях — ляшский)

7) -ЕСК- (пророческий); -ЕН- (зноен)

Исключения: достоин, недостоин.

Гласная перед суффиксами причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -ВШ-, -Ш-.

Перед суффиксами -ВШ-, -Ш- пишется та же гласная, что и перед -ТЬ в неопределённой форме:

видЕТЬ — видЕВШий

строИТЬ — строИВШий

Правописание гласной перед суффиксом Л в глаголах прошедшего времени

Перед суффиксом -Л в глаголах прошедшего времени пишется та же гласная, что и перед -ТЬ в неопределённой форме:

реЯть — реЯл

Различайте:

глаголы в неопределённой форме на:

-АТЬ-ЯТЬ-ИТЬ
сыпатьвеятьбрезжить
(но: сыплет)лелеятьклеить
стрекотатьсеятьмучить
(но: стрекочет)чаять
плескатьсячуять
(но: плещется)таять
реять
каяться
кашлять
лаять
маяться
отчаяться

Правописание суффиксов глаголов

Написание суффиксов -ОВА- (-ЕВА-) — -ЫВА- (-ИВА-) зависит от 1-го лица единственного числа:

-ОВА- (-ЕВА-) изменяется (оканчивается в 1-ом лице ед. ч. на -УЮ — -ЮЮ):

Я советую — советовать

-ЫВА- (-ИВА-) не изменяется (оканчивается в 1-ом лице ед.ч. на -ЫВАЮ- — -ИВАЮ-):

Я рассчитываю — рассчитывать

-ВА (всегда ударный) — употребляется в глаголах несовершенного вида:

Перед суффиксов -ВА пишется та же глассная, что и в неопределённой форме перед -ТЬ:

перестать — переставать

Исключения:

застрять — застревать — застреваю

затмить — затмевать — затмеваю

продлить — продлевать — продлеваю

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
Ф.М. Достоевский

Люблю свою работу, несмотря на возникающие порой сложности. Люблю своих учеников, несмотря на их неидеальную успеваемость. Увлекаюсь чтением классической литературы. Перечитывая ВЕЛИКИХ, каждый раз нахожу в их творениях что-то новое. Отдаю предпочтение произведениям Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова.

Общие сведения

1.ФИОЯнус Оксана Анатольевна
2.Образованиевысшее, Омский государственный педагогический университет
3.Специальностьфилология
4.Квалификацияучитель русского языка и литературы
5.Педагогический стаж20 лет
6.Квалификационная категориявысшая
7.Занимаемая должностьучитель русского языка и литературы
8.Преподаваемые предметырусский язык, литература, МХК

Page 3

Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором отображаются наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

5 класс: Русский язык, Литература

8 класс: Русский язык, Литература

10 класс: Русский язык, Литература

11 класс: Русский язык, Литература

Индивидуальное обучение: Русский язык (8 кл), Литература (8 кл)

Page 4

  • Приветствую Вас на моём сайте 1:40 пп , Февраль 20 , 2018
  • Мой класс 2:35 пп , Сентябрь 20 , 2017
  • Вводные слова 4:54 пп , Апрель 14 , 2019
  • Группа «Тэффи» 1:48 дп , Февраль 27 , 2019
  • Группа «Зощенко» 2:57 пп , Февраль 24 , 2019
  • Группа «Ильф и Петров» 1:35 пп , Февраль 24 , 2019
  • Урок русского языка в 10 классе 7:40 пп , Февраль 13 , 2019

< !— Виджет версии для слабовидящих —>< !— /Виджет версии для слабовидящих —>

Page 5

Классное руководство – это не обязанность, это бесконечное творчество.

Желаете образовывать ум вашего ученика, упражняйте его силы, которыми ум должен управлять, развивайте настойчиво его тело. Сделайте его крепким и здоровым, чтобы он стал мудрым и рассудительным.

Жан Жак Руссо

Общие достижения класс

5 класс      6 класс      7 класс     8 класс    9 класс    10 класс

Page 6

Рискуй, играй, твори и мысли!
9 класс

Внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей желания участвовать в  различных видах деятельности, формирует активную жизненную позицию.

2017 год

  • Мистика при свечах
  • Весна. Розыгрыши

2015 год

  • День матери
  • День здоровья
  • Осенний поход
  • Весенний поход

Page 7

Декабрь25

            Мысделали это!!!

            Вот и закончился масштабный проект выпускников нашего центра образования. Итак, скажу вкратце, что нас вновь поделили на группы и раздали поэтов Серебряного века: А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского. Каждому писателю был посвящён целый урок литературы, так что каждой группе предстояла доскональная подготовка проведения этого занятия.

            Я думаю, чтоб успешно подготовить этот урок, мало обладать красивым слогом и грамотно излагать мысли. Нужно проникнуться творчеством и жизнью тонкой лирической натуры каждого из поэтов.

Эта работа не просто интересная, она по-настоящему увлекательна, уникальна и познавательна. Я думаю, что каждый из нас справился с этой целью, слившись с мыслями и творчеством писателей.

Мы узнали множество интереснейших малоизвестных фактов о известнейших людях из области литературы, удивили ими гостей наших уроков,  и сами получили удовольствие от новых знаний.

            Хочу приступить к описанию нашей работы.

Нам достался Владимир Владимирович Маяковский, чему мы все очень обрадовались, так как по этой личности можно много чего рассказать и показать: множество документальных фильмов снято о жизни великого русского футуриста;  множество сайтов в интернете готовы поделиться своей информацией о данном нам писателе. Информации было так много, что мы даже не знали, с чего начать и как закончить.

            Мы выступали самыми последними.

После выступлений обеих групп мы учились на их ошибках, хотели выступить лучше и не упустить те части жизни писателя, которые  упустила каждая из групп: кто-то мало сказал о творчестве, кто-то — о жизни в целом.

Но в этом и заключалась фишка их уроков: опуская то, что по их мнению было не особо важным для нас, они превозносили и блестяще подавали выбранную информацию. Мы же хотели постараться рассказать всё, не упустив ни одной детали.

            В процессе подготовки, мы узнали, что Владимир Владимирович очень интересная личность. За твёрдыми революционными строками и голосом народа мы увидели “обратную сторону луны”. После изучения печальной, несчастной участи Маяковского у членов моей группы поменялось мнение об этом брутальном и большом человеке, чьи стихотворения очень сложны для понимания, но достаточно глубоки.

            Каждыйдень наша команда, состоящая из меня, Виолетты Романовой, Диониса Литвина,Беловой Тамары и Керо Вячеслава, предлагала новые идеи воплощения такогогигантского объёма информации в один маленький (как нам казалось тогда) уроклитературы.

Мы и опрос среди школьников провели, и старинный телевизор длясоздания атмосферы нашли, но всё это в последний момент посчитали ненужным. Мыприложили очень много труда, переработали тонну статей и фильмов, переслушалитысячу прочтений известных стихотворений Маяковского разными актёрами.

Но, вконце концов, мы подумали, что нужно сделать наш урок, насколько это возможно,информативным, а не развлекательным.

            “Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!”красовался на доске; Маяковский глядел на народ с черно-белого глянцевого портрета, окруженный разноцветными лепестками “театр”, “революция”, “кино”, “живопись”, “поэзия” — все эти сферы составляли насыщенную жизнь футуриста.

            Наша группа рассказала о биографии Владимира Владимировича, вскользь ознакомила с его творчеством. Мы сделали большой акцент на любовной истории Маяковского, которая многим опрошенным  казалась  романтичной и прекрасной.

Конечно, очень сложно увидеть сердечную боль в стихотворениях, посвященных Лиле Брик, ведь он и наполнены большой любовью к роковой женщине.

Но если копнуть глубже, то мы едва можем почувствовать солёный вкус слёз футуриста, ощутить горечь его страданий.

            Вот так мы и провели наш урок. Особенно интересно было наблюдать за горящими глазами учеников, которым правда интересно было слушать нас. Мы постарались на славу и поучили хорошие отметки, положительные эмоций и новые знания! Спасибо всем ребятам за эти уроки, а Оксане Анатольевне за возможность реализовать себя таким образом и за знания, добытые собственными “кровью и потом”

Источник: http://xn--80aebb2bcawcb3a5k.xn--p1ai/?page_id=4138

Правописание Н и НН в суффиксах

Правописание суффиксов -ик-, -ек-, -ок-

Сравните два предложения:

На тарелке лежали печёные яблоки.

На тарелке лежали печённые в духовке яблоки.

В одном случае слово печён(н)ый пишется с одной н, а в другом случае — с двумя н. Для того чтобы понять, почему эти слова пишутся именно так, надо разобраться в нескольких правилах. Правда, правил и исключений по этой теме довольно много.

Н и нн в именах прилагательных и причастиях

Для того чтобы определить, сколько н следует писать в имени прилагательном, сначала надо понять, от какой части речи оно образовано. Как правило, прилагательные образованы от существительных, от глаголов или являются первообразными. Первообразные прилагательные не образованы ни от какой другой части речи. Рассмотрим эти три группы.

Прилагательные, образованные от имен существительных

Пишется нПишется нн
В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ан-, –ян-, –ин-.Примеры: кожаный, серебряный, лошадиныйИсключения: стеклянный, оловянный, деревянныйВ прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –енн-, –ственн-, –онн-, –ационн-, –ированн-.Примеры: клюквенный, женственный, эволюционный, экзаменационный, эрудированныйИсключения: ветреный, масленый (но безветренный)
В прилагательных, образованных от существительных с основой на н с помощью суффикса –н-.Примеры: глубинный, истинный

Первообразные прилагательные

Первообразные прилагательные не образованы ни от какой другой части речи. В них н входит в состав корня. В таких прилагательных пишется одна буква н.

синий, юный, зеленый, румяный

Например, в слове румяный корень румян, а не рум (такого корня в русском языке вообще нет).

Существует три условия, при выполнении любого из которых в полном страдательном причастии прошедшего времени или прилагательном пишется нн.

1. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола с приставкой (кроме приставки не-, которая не влияет на количество н в слове).

испуганный, нагруженный, испечённый

Но: непуганый, незваный

Исключения: назвАный (брат; с ударением на втором слоге), посажёный (отец; заменяющий родителя жениха или невесты на свадьбе), приданое (это существительное, образованное путем перехода прилагательного в разряд существительных), смышлёный.

Важно: не меняется написание отглагольных прилагательных в составе сложных слов.

Сравните:
свежемороженый (без приставки, поэтому пишется одна н) — свежезамороженный (с приставкой, поэтому пишется нн)
гладкокрашеный (без приставки, поэтому пишется одна н) — гладкоокрашенный (с приставкой, поэтому пишется нн)

2. У причастия есть зависимые слова (кроме слов, означающих степень проявления признака: очень, весьма и т.д.).

гружённый песком вагон, печённое в духовке яблоко

3. Причастие (или прилагательное) образовано от глагола совершенного вида.

брошенный (бросить), данный (дать), купленный (купить), лишенный (лишить), решенный (решить)

Эти три условия не охватывают причастия и прилагательные без зависимых слов, образованные от глаголов несовершенного вида без приставок. Здесь действуют два правила, из которых есть много исключений.
Пишется нПишется нн
Правило 1. Если причастие (или отглагольное прилагательное) заканчивается на –ованный, –ёванный, пишется нн.Примеры: балованный, линованный, корчёванныйНо: это правило не действует, если –ов-, –ев– входят в состав корня (в словах жёваный, кованый, клёваный).
Правило 2. Если прилательное образовано с помощью суффиксов –ен-, –н– от глагола несовершенного вида без приставки, при отсутствии зависимых слов пишется н.Примеры: гружёный, кошеный, топлёный, печёный, мороженый, рваный, путаный, краденыйНо: В некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется нн.Примеры: желанный, действенный
В некоторых причастиях, образованных от глагола несовершенного вида без приставок, даже при отсутствии зависимых слов пишется нн.Это причастия виданный, писанный, рисованный, виденный, слыханный.

В краткой форме прилагательных пишется столько же н, сколько и в полной форме.

существенное изменение ⇒ изменение существенно

ветреная девушка ⇒ девушка ветрена

воспитанная девушка ⇒ девушка воспитанна

В кратких страдательных причастиях всегда пишется одна буква н.

Дело уже сделано.

Миссия успешно выполнена.

Краткие прилагательные и краткие причастия надо различать по смыслу.

Сравните:Его лицо взволнованно (прилагательное) — Море взволновано ветром (причастие)

Эта преподавательница всегда сдержанна (прилагательное) — Клятва была сдержана (причастие)

В наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий с н или нн, пишется столько же н, сколько в производящей основе.

путаный ⇒ путаница, объяснять путано
нефтяной ⇒ нефтяник

воспитанный ⇒ воспитанница, вести себя воспитанно
взволнованный ⇒ говорить взволнованно

Задачи для самостоятельного решения: #задание14

Источник: https://lampa.io/p/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD-%D0%B8-%D0%BD%D0%BD-%D0%B2-%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%B0%D1%85-000000003a6a96d549fea54cca6d1c63

Глагольные суффиксы в русском языке. Правописание глагольных суффиксов. Глагольный суффикс -ова-

Правописание суффиксов -ик-, -ек-, -ок-

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс –ова-/-ева-, –ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос “что делать?” Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда – командовать;
  • проба – пробовать;
  • зависть – завидовать;
  • волнение – волноваться;
  • расход – расходовать;
  • горе – горевать;
  • беседа – беседовать;
  • участие – участвовать;
  • чувство – чувствовать;
  • сочувствие – сочувствовать;
  • штрих – штриховать.

Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: “Я сейчас что делаю?” Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.

Как видно, глагол заканчивается на –ую. В таком случае пишется суффикс –ова-/-ева-.

Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс –ова-/-ева-:

  • Завидую – завидовать, приветствую – приветствовать, исследую – исследовать, организую – организовать, корчую – корчевать, волнуюсь – волноваться, клюю – клевать, атакую – атаковать, преследую – преследовать, использую – использовать, враждую – враждовать.

Морфемы –ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос “что делать?” Например: откусывать.

Суффиксы –ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

(что сделать?) испытать – (что делать?) испытывать.

Правописание этих морфем тоже зависит от формы глагола 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: “Я сейчас что делаю?” И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», “Я сейчас заканчиваю”.

После этого определяем, что на конце – ываю/-иваю.

Далее останется применить правило: на конце – ываю, -иваю, надо писать глагольный суффикс –ыва-/-ива-.

Примеры слов, в которых он выделяется:

Захлебываюсь – захлёбываться, придумываю – придумывать, замахиваюсь – замахиваться, воспитываю – воспитывать, откусываю – откусывать, отказываюсь – отказываться, обыскиваю – обыскивать, подмазываю – подмазывать, развешиваю – развешивать, раскрашиваю – раскрашивать, распиливаю – распиливать, разматываю – разматывать, растаскиваю – растаскивать, расчерчиваю – расчерчивать, расшатываю – расшатывать, разбрасываю – разбрасывать, подмигиваю – подмигивать, подвешиваю – подвешивать, испытываю – испытывать, вздрагиваю – вздрагивать, задумываюсь – задумываться.

Суффиксы в причастиях

Морфемы – ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

ГлаголыПричастия
  • жир-ова-л
  • шеств-ова-л
  • гост-ева-л
  • задум-ыва-лся
  • вскак-ива-л
  • лак-иро-вал
  • вздраг-ива-л
  • вычит-ыва-л
  • прикид-ыва-л
  • жир-ова-вший
  • шеств-ова-вший
  • гост-ева-вший
  • задум-ыва-ющийся
  • вскак-ива-ющий
  • лакир-ова-вший
  • вздраг-ива-ющий
  • вычит-ыва-ющий
  • прикид-ыва-вший

Глагольный суффикс –ва и гласная перед ним

В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять –ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной – ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

  • ослабе-ва´-ть;
  • запоте-ва´-ть;
  • поли-ва´-ть;
  • проде-ва´-ть;
  • напе-ва´-ть.

Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

  • ослабеть (сов.в.) – ослабе-ва-ть (несов.в.);
  • запотеть (сов.в.) – запоте-ва-ть (несов.вид);
  • полить (сов.в.) – поли-ва-ть (несов.вид);
  • продеть (сов. в.) – проде-ва-ть (несов.вид);
  • напеть (сов.в.) – напе-ва-ть (несов.вид).

Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом –ва, нужно пропустить этот суффикс.

Примеры глаголов с суффиксом –ва:

Назревать – назреть, заболевать – заболеть, надевать – надеть, выдавать – дать, выбивать – бить, раздаваться – раздасться, запивать – запить, одеваться – одеть, перебивать – перебить, познавать – познать, вставать – встать, успевать – успеть, создавать – создать, овладевать – овладеть, зашивать – зашить, отогревать – отогреть, преодолевать – преодолеть, претерпевать – претерпеть.

Внимание! Есть несоответствие правилу в следующих глаголах: застрять – застревать, намереваться, затмить – затмевать, продлить – продлевать.

Суффикс –ирова-

Если суффиксы –ыва-/-ива-, -ова-/-ева- имеют варианты, то морфема –ирова- пишется всегда одинаково. Она также образует глаголы несов. вида. Чтобы выделить этот суффикс, нужно определить производящее слово, выделить в нём основу, ориентируясь по которой, легко определить, где начинается словообразовательная морфема: группа – групп-ирова-ть.

Обычно глаголы с этим постфиксом образуются от основы существительного и обладают значением активного, целенаправленного действия: резерв – резервировать, саботаж – саботировать, тренер – тренировать.

Суффикс –ирова- имеет очень интересное происхождение. Одна его часть –ier- заимствованная из немецкого языка во времена правления Петра I , соединена с русским –ова-: experimentieren – экспериментировать, gruppieren – группировать, modernisieren – модернизировать, formieren – формировать.

Примеры слов с суффиксом –ирова-:

  • изолировать;
  • лакировать;
  • лидировать;
  • ликвидировать;
  • маршировать;
  • минировать;
  • оперировать;
  • ориентировать;
  • планировать;
  • приватизировать;
  • реагировать;
  • репетировать;
  • сервировать;
  • сортировать;
  • фаршировать;
  • фотографировать;
  • цитировать.

Глагольный суффикс –и-

В глаголах, сочетающихся с существительным и местоимением в винительном падеже без предлогов, обычно бывает суффикс –и-:

  • избав-и-ть (кого? что?) нас;
  • обеспеч-и-ть (кого? что?) детей;
  • обезлес-и-ть (кого? что?) местность;
  • обезвод-и-ть (кого? что?) территорию;
  • побел-и-ть (кого? что?) стены;
  • подкрас-и-ть (кого? что?) волосы;
  • черн-и-ть (кого? что?) брови.

Такие слова обозначают, что это действие кто-то производит по отношению к какому-то предмету. То есть это переходные глаголы.

Суффикс –е-

Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

  • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
  • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
  • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
  • побел-е-ть (от чего?) от старости.

В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

Гласные перед суффиксом –л-

Глагольный суффикс прошедшего времени –л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед –ть, сохранится и перед –л:

  • вертеть – вертел;
  • веять – веял;
  • затеять – затеял;
  • зависеть – зависел;
  • измерить – измерил;
  • каяться – каялся;
  • кланяться – кланялся;
  • лелеять – лелеял;
  • надеяться – надеялся;
  • объездить – объездил;
  • отчаяться – отчаялся;
  • приклеить – приклеил;
  • реять – реял;
  • слушать – слушал;
  • сеять – сеял;
  • чистить – чистил;
  • чуять – чуял.

Глагольный суффикс в неопределенной форме является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед –в- и –вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

Задание для закрепления

Итак, когда известно, какие глагольные суффиксы в русском языке бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание орфограмм в суффиксах глаголов.

Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости.

Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах.

Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

Источник: http://fb.ru/article/261837/glagolnyie-suffiksyi-v-russkom-yazyike-pravopisanie-glagolnyih-suffiksov-glagolnyiy-suffiks--ova-

Конспект

Правописание суффиксов -ик-, -ек-, -ок-

Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-).

Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся.

При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед: увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый. Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от гла­гола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый.

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффик­сами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый).

Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядае­мый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умо­лить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый).

Признаки, кото­рые обозначены отглагольными прилагательными, являют­ся постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуют­ся от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- (прочитанный, увиденный, решённый, понятый).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ.

При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается (заклеить — заклеенный, увидеть — увиден­ный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный).

Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — спле­тённый).

Таблица «Правописание суффиксов причастий»

Вы смотрели конспект по русскому языку «Правописание суффиксов причастий». Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:

Конспекты по русскому языку  Проверить свои знания  Кодификатор ОГЭ

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B9/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.