План-конспект по литературному чтению К.Г.Паустовский Барсучий нос

План-конспект урока литературного чтения по теме

План-конспект по литературному чтению К.Г.Паустовский Барсучий нос

  • Серебрякова Елена Николаевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • познакомить с новым разделом, с произведением К.Паустовского «Барсучий нос», обеспечить целостное восприятие и понимание текста;
  • искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием;
  • объяснять значение слов;
  • развивать умения определять главную мысль произведения, высказывать своё мнение, слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный и читательский интерес;
  • воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

  • Предметные: прогнозировать содержание раздела, осмысленно читать, осуществлять поиск необходимой информации в книге; осознанно и произвольно строить высказывание.
  • Метапредметные: формулировать тему урока на основе ключевых слов; планировать учебное сотрудничество; сотрудничать в поиске и сборе информации; прогнозировать на основе работы с материалом.
  • Личностные: нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общениях.

Ход урока

2. Работа по теме урока

А) Знакомство с новым разделом.

– Ребята, откройте учебник на с.96 и прочитайте название раздела.

– Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?

– Какие понятия мы будем изучать в этом разделе?

– Чему мы будем учиться?

Диалог Ани и Вани.

– Что любит Аня? Откуда она это узнаёт?

– Что любит читать Ваня?

Журналы и газеты – это периодическая литература, т.к. издаётся периодами.

– Какую литературу они любят? (познавательную)

С.96-97 чтение сообщения профессора Самоварова.

1-й абзац.

– Из какой литературы мы узнаём познавательную информацию?

– Какой вопрос задаёт профессор? (Что мы узнаем, читая художественные рассказы)

Ваши предположения? Сравним их с ответом профессора.

С.96-97 чтение ответа.

Б) Работа над произведением Паустовского «Барсучий нос».

Чтение названия, прогнозирование содержания.

Сообщение о барсуке рассказывает заранее подготовленный ученик.

Ученик. Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела – 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы.

Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку.

Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых.

Чтение 1-й части. По ходу чтения словарная работа.

  • Ворох – куча.
  • Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.
  • Дёготь – тёмный смолистый жидкий продукт.
  • Леска – специально обработанная капроновая нить.
  • Плотва – рыба семейства карповых.

– В какое время года происходят события?

– С чем автор сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– Как описывает автор рыбу?

– Как описывает звёзды?

– Какие литературные приёмы использует автор в этом отрывке?

– Как можно озаглавить этот отрывок? (Осенняя рыбалка)

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Как отдыхающие у костра люди обнаружили присутствие какого-то зверя?

– Почему барсук прибежал к костру?

– Как можно озаглавить этот отрывок? (Неизвестный зверь)

– От чьёго имени ведётся повествование? (От лица рассказчика)

– Кем является рассказчик – повествователем или участником событий?

Чтение 2-й части. По ходу чтения словарная работа.

  • Пудовая щука – 16-ти килограммовая.
  • Смятение – паническая растерянность, тревога.
  • Всполошились – встревожились.
  • Фырканье – шумный воздух, выпускаемый из ноздрей.

– Какими словами автор характеризует мальчика?

– Что можно сказать о нём?

– Кто первым услышал фырканье зверя?

– Расскажите о барсуке.

– Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.

– Как повели себя обитатели леса и реки.

– Как можно озаглавить этот отрывок? (Зверёк решил поужинать у людей)

* Чтение 3 части. По ходу чтения словарная работа.

  • Мшары – сухие болота.
  • Ворковали – издавали однообразные звуки.
  • Вереск – вечнозелёный кустарничек, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

Придумайте самостоятельно вопросы к этой части.

– Как мы можем её озаглавить? (Барсук лечит свой нос)

– Кто первый увидел, как барсук лечит свой нос?

– Из каких строк видно, что ему очень больно?

– Почему автор узнал барсука?

– Что вы можете сказать об авторе этого рассказа? (Встреча через год)

Знакомство с биографией писателя. Рассказывает учитель.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

https://www.youtube.com/watch?v=tKwHLu64TCk

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями.

Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

3. Подведение итогов урока

Какова главная мысль рассказа?

Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

4. Рефлексия

  • Меня удивило… Мне стало жалко… Мне не понравилось…Меня поразило…

Домашнее задание. Подготовить рассказ от имени мальчика.

28.05.2019

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/674378/

Педразвитие | Особенности художественного текста. К.Паустовский

План-конспект по литературному чтению К.Г.Паустовский Барсучий нос

Зыкова Елена Федоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СО №45
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности художественного текста. К.Паустовский “Барсучий нос”.
16.11.2018
Раздел: начальное образование

ТЕМА УРОКА: К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного тек-

ста

Урок литературного чтения 3 класс « Перспектива»

Учитель начальных классов Зыкова Елена Федоровна

ЦЕЛИ: познакомить с произведением К. Паустовского «Барсучий нос»; учить работать с

текстом, искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяс-

нять значение слов при помощи разных видов словарей; учить работать в паре, группе.

Планируемый результат:

1.Познакомятся с жизнью К.Паустовского, и с рассказом «Барсучий нос».

2.Обучающихся проявят познавательные УУД при изучении произведения, обучающиеся проявляют

коммуникативную культуру читательские и творческие способности в процессе анализа рассказа.

3.Продемонстрируют любовь и бережное отношение к животным.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самопределение, смыслообразование- установление связи между целью

УУД и ёё мотивом, нравственно-этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания, обес-

печивающий личностный моральный выбор.)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

оценка, саморегуляция формирование способности к организации своей деятельности )

Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания

в устной и письменной форме)

Коммуникативные действия: ( постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой

выражать свои мысли.)

Системно-деятельностные: уметь выражать свои мысли, чувства, применять методы анализа текста,

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Средства:

Книгопечатная продукция: учебник Литературное чтение 1 часть

Экранно- звуковые: презентация.

Технические средства: компьютер,

Методы и приемы урока: проблемный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, сло-

весный, метод стимулирования интереса к чтению, наглядный

Форма работы: индивидуальная, парная ,групповая.

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки, маг-

нитная азбука.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

-Расскажите о том, какие научно-познавательные и художественные книги о природе вы

https://www.youtube.com/watch?v=Ey6aEO2J1UM

нашли в домашней библиотеке. Представьте одну из них по заданному плану.

3.Речевая разминка

Отгадайте загадку.

Там где сосен сильный запах,

В чаще леса в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Провожу зиму во сне. (Барсук.)

Прочитайте загадку медленно.

Какие слова и выражения помогли вам отгадать ее?

Начните читать медленно и ускоряйте темп.

Прочитайте с раздражением (весело; с удивлением; с сожалением; с восхищением).

Прочитайте выразительно.

4.Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением из раздела «Люби живое». Прочи-

тайте на с.98 учебника его название. Как вы думаете ,о чем мог рассказать в нем Констан-

тин Паустовский?

Чему мы будем учиться на уроке?

5.Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

С.98-101

-Прочитаем произведение. Проверим ваши предположения.

-Прежде, чем работать с текстом объясним значения некоторых слов.

2.Словарная работа

ДЁГОТЬ –темный, смолянистый жидкий продукт.

ВЕРЕСК- вечнозеленый кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растет в сосно-

вых лесах, на торфяных болотах.

ЧЁЛН- выдолбленная из дерева лодка.

ПУД- старинная единица массы, равная 16 кг.

3.Продолжение работы по теме урока

1.-Прочитаем первую часть рассказа. ( читает учитель)

Какие приемы использует писатель в этой части? (Автор использует приемы сравнения и

олицетворения.)

-Что с чем сравнивает Паустовский? (Воду с дегтем, разноцветных окуней со сказочными

японскими петухами, глаза ершей с маленькими лунами, зубы щуки с иглами.)

-Почему плотва названа оловянной? (Плотва и олово холодного серебристого цвета.)

-Приведите пример олицетворения. (Звезды шевелились и дрожали.)

-Как вы понимаете выражение «шевелились и дрожали низкие звезды»?(Наверное, шеве-

лились ветки деревьев, сквозь которые были видны звезды , или так казалось от движе-

ния воздуха.)

– О чем узнали из этой части? Как озаглавим?(Осенняя рыбалка на озере)

2.-Прочитаем вторую часть рассказа. ( по цепочке)

-Почему мальчику автор уделил много внимания? (Мальчик был наблюдательным: пер-

вым заметил барсука, увидел, как зверек лечит нос.)

-Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, все замечал

и умел рассказать об увиденном.

– – О чем узнали из этой части? Как озаглавим? (Ужин у костра)

3.-Прочитайте третью часть рассказа.(самостоятельное чтение)

-Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?

-Охарактеризуйте барсука.

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

-Прочтите, как барсук лечил свой нос.

– Как повели себя другие жители леса, когда барсук взвизгнул от боли? ( Без времени…ис-

пуганные лягушки…и т.д.)

– О чем узнали из этой части? Как озаглавим?(Барсук лечит свой нос)

4.Рефлексия

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

-От чьего имени ведется повествование?

-Кем является рассказчик – повествователем или участником событий? (Рассказчик –

участник событий, один из героев произведения.)

5.Подведение итогов урока

-Если бы автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил

бы он в этот невероятный случай?

-Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

– Какова основная мысль рассказа?

Красота природы завораживает и остается в душе человека. Необходимо учиться

видеть природу, наблюдать и понимать ее красоту

.

– Завершить урок я хочу словами К.Г. Паустовского «Чем больше знаешь, тем ин-

тереснее жить».

Поэтому больше читайте. Открывайте и познавайте окружающий мир. Это очень

интересно и познавательно.

Домашнее задание

1.Подготовить пересказ от имени мальчика.

2.Нарисовать иллюстрации или принести фотографии, подходящие к произведению.

3.Подготовить сообщение о барсуке: где живет, чем питается, какую пользу приносит.

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=10433

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.