Памятка Падежи. Работа по теме Склонение имён существительных по учебнику А. В. Поляковой

Конспект по русскому

Памятка Падежи. Работа по теме Склонение имён существительных по учебнику А. В. Поляковой

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж — категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение — это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя(бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён): имена — имён, знамени — знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин, -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин: горожанин — горожане.

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя.

 Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл.       ж. р. аббревиатуры,  армии,           м. р. мужчины, юноши
2-е скл.      м. р. малыши, отцы                          ср.р. поля, стекла
3-е скл.      ж. р. степи, дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега, века, города, штемпеля, якоря.

3. Различаются по значению существительные:

4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний:

 Склонение имен существительных во множественном числе. Таблица

Конспект урока «Падеж и склонение имен существительных». Следующая тема: 

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6-%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD/

Тесты и самостоятельные работы по теме

Памятка Падежи. Работа по теме Склонение имён существительных по учебнику А. В. Поляковой

  • Чернакова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Тест по теме “Склонение имён существительных”.
Вариант 1

1) Напишите признаки 1, 2, 3 склонения.

1 скл.___________

2 скл.___________

3 скл.___________

2) Распределите слова по склонениям.

1. морковка

2. морковь

3. луг

4. лужайка

5. детство

6. молодёжь

1 скл. __________

2 скл. __________

3 скл. __________

3) Определите склонение существительных.

По краям дорожки вдоль изгороди растут кусты сирени, черёмухи.

4) Выберите начальную форму. Определите склонение.

Писать в тетрадке (1. тетрадь, 2. тетрадка),

сидят на ели (1. ёлка, 2. ель),

играл на лужке (1. лужок, 2. лужайка)

5) Подберите существительные, противоположные по смыслу другого склонения.

малыш (1. громада, 2. кроха, 3. гигант)

ложь (1. истинность, 2. обман, 3. правда)

1) Напишите признаки 1, 2, 3 склонения.

1 скл.________________

2 скл.__________________

3 скл.__________________

2) Распределите слова по склонениям.

1. площадь

2. площадка

3. снег

4. снежинка

5. осень

6. лето

1 скл. __________

2 скл. __________

3 скл. __________

3) Определите склонение существительных.

На зелени полыни блестят в лучах солнца капельки росы.

4) Выберите начальную форму. Определите склонение.

Собирал морковку (1. морковь, 2. морковка),

гулял по площади (1. площадка, 2. площадь),

гулял на поляне (1. поле, 2. поляна).

5) Подберите существительные, противоположные по смыслу другого склонения.

зной (1. прохлада, 2. жара, 3. холод)

дело (1. безделье, 2. работа, 3. лень)

Тест по теме “Склонение имён существительных.
Изменение по падежам”

1) Напиши ответы на вопросы.

  • Сколько падежей в русском языке?_______
  • В каком падеже имя существительное никогда не употребляется с предлогом?____
  • В каком падеже имя существительное всегда употребляется с предлогом?_______
  • В каком падеже всегда стоит подлежащее?_____________
  • В каком падеже имя существительное употребляется с предлогами к, по?______
  • 2) Напиши вопросы к падежам.

    __________________________

    3) Выбери правильное написание.

    1. Мальчик вышел из кина. 
    2. Мальчик вышел из кино. 

    1. Шарф висел под пальто.
    2. Шарф висел под пальтом.

    1. Дети слушали передачу по радио.
    2. Дети слушали передачу по радиу.

    4) Соедини словосочетания с нужным падежом.

    1. Вижу Москву   1. Т.п.
    2. Сижу на крыше   2. В.п.
    3. Пишу ручкой   3. Д.п.
    4. Сижу около двери   4. П.п.
    5. Озеро расположилось   5. Р.п.
    6. Мчится по улице   6. И.п.

    5) Определи падеж имён существительных.

    Берег увидел командир. 1. берег – _________ 2. командир – _________

    На ракете мчались на Луну. 1. на ракете – ______ 2. на Луну – __________

    1) Спиши предложения, ставя слова в скобках в указанном падеже.

    Весело пробираться (узкая дорожка – Д.п.). Возле (красивая липа – Р.п.) стоит (могучий дуб – И.п.). Озеро расположилось (северная кромка – Т.п.) леса.

    2) Придумай 3 предложения со словами кино, радио, шоссе, употребив их с предлогами, укажи падеж.

    3) Выпиши существительные, отвечающие на вопрос кто? м.р. в Т.п..

    Мечтать о лете, спрятаться за берёзой, наблюдать за медведем, рисовать карандашом, играть с другом, сидеть на лошадке.

    1) В каждом столбике найди лишнее слово.

    1. к ёлке 1. около ели 1. перед клёном

    2. у берёзы 2. с тополя 2. за тополем

    3. под елью 3. о сирени 3. близ вишни

    2) Напиши, какое окончание (е/и) имеют имена существительные:

    1. 1 скл. Р.п.___

    2. 3 скл. П.п.____

    3. 1 скл. П.п.____

    4. 2 скл. П.п.____

    5 . 1 скл. Д.п.___

    6. 3 скл Р.п.____

    7. 3 скл. Д.п.____

    3) Выбери правильное написание.

    1. писать в тетрад и/е

    2. писать в тетрадк и/е

    3. рассказать об Андрюш и/е

    4. рассказать об Андре и/е

    5. прилетели к берёз и/е

    6. прилетели к сирен и/е

    7. растёт у ел и/е

    8. растёт у ёлк и/е

    9. на опушк и/е

    10. на краю опушк и/е

    11. из ветк и/е

    12. к ветк и/е

    4) Выбери предлог: о/об

    1.

    о/об арбузе

    2. о/об осени

    3. о/об яблоке

    4. о/об урожае

    5. о/об еже 6. о/об экскаваторе

    7. о/об астре 8. о/об юге

    5) Распредели по падежам: Р.п.___________ Д.п.____________ П.п.___________

    1. отдыхали на полянке

    2. гуляли по аллее

    3. на краю полянки

    4. радовались встрече

    5. рос около ёлки

    6. спрятался в норке

    1) Подбери однокоренное слово другого склонения, обозначь склонение.

    Нитка -…, Андрей -…, сеть -…, лошадь -…, снег -… .

    2) Поставь существительные в указанном падеже, укажи склонение, выдели окончание.

    Деревня – (Д.п.)…, дача – (Р.п.)…, сирень – (Т.п.)…, стул – (П.п.)…, смелость – (Д.п.)…, сторожка – (Т.п.)…, рожь – (П.п.)… . 3) Составь словосочетания, используя предлоги. Укажи падеж и склонение, выдели окончания.

    Распустились (сирень), рисовал (бумага), сидят (ракета), растёт (огород), подошли (ель), пролетел (лес).

    1) Обозначь падеж выделенных имён существительных.

    Писатели пишут книги.
    Книги стоят на полке.

    На грядке растут овощи.
    Крестьяне выращивают овощи.

    2) Выпиши слова в Р.п. мн.ч..

    Много игрушек из обрезков бумаги сделали школьники для малышей детского сада.

    3) Выбери правильное написание.

    Рисовал оленей/олений, сбор помидоров/помидорав, всадники в шлемох/шлемах, насыпать птицом/птицам, дом с окнами/окноми, концерт для героев/героив.

    4) Выбери правильное написание.

    Много

    1. ботинок
    2. ботинков

    Три пары

    1. чулков
    2. чулок

    Нет

    1. туфель
    2. туфлей

    1. директора
    2. директоры

    1. шофёры
    2. шофера

    1. трактора
    2. тракторы

    1) Поставь существительное

    школа во множественном числе в Р.п., Д.п., Т.п., П.п..

    2) Определи падеж у существительных множественного числа.

    Земляника любит расти по лесным опушкам. Шампиньоны растут у лесных дорог, на огородах. Рыжики растут под соснами.

    3) Запиши данные слова во множественном числе.

    Чудо, ребёнок, брат, человек, село.

    4) Поставь имена существительные в Р.п. мн.ч..

    Ящик (апельсины), много (дела), одиннадцать (килограммы), пара (носки), чехлы от (кресла), нет (места).

    Проверочные работы по теме
    “Изменение имён существительных по падежам”

    1

    1. Поставь данные им. существительные в указанном падеже.

    Словарь (П.п.), парта (Д.п.), дерево (Т.п.), лиса (Р.п.), радугой (И.п.), ручка (В.п.).

    2. Определи падеж существительного гроза, выписав словосочетания с глаголом.

    Вчера была гроза. Я видел грозу из окна. Перед грозой поднялся сильный ветер. До грозы всё засыхало. Благодаря грозе всё ожило и зазеленело. О вчерашней грозе сегодня все говорят.

    3. Составь предложения, определи падеж слова вода, подчеркниподлежащее.

    увидел, около, я, воды, уток

    воду, на, видны, сквозь, дне, камни

    в, течёт, речке, чистая, вода

    2

    1. Спиши, определи падеж им. существительных.

    Идёшь в лес по знакомой тропинке. На лугу широким многоцветным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. А у самой тропинки улыбаются вам знакомые весёлые ромашки.

    2. Просклоняй им.сущ. пальто, весна с предлогами.

    3. Выбери словосочетания с существительнымив П.п. ж.р.

    мечтать о лете  идти по улице  распустились на берёзе
    стихи о весне  сидеть на берегу  разговаривать с другом

    3

    Спиши, определи падеж существительного ручеёк.

    Бежит вдоль ручейка извилистая лесная тропинка. Над прозрачным ручейком поют свои весёлые песни звонкоголосые птички. Смотрит на ручеёк солнышко, улыбается. Протягивает оно к ручейку свои горячие лучики, греет его. В ручейке плещется чистая родниковая водичка. Журчит по лесу звонкий ручеёк.

    Спиши, определи падеж существительного книги.

    В библиотеке можно взять интересные книги. Книги бывают разные. Из книг можно узнать много интересного и полезного. В книгах можно найти необходимую информацию. С любимой книгой время пролетает незаметно. К книгам надо относиться бережно, аккуратно.

    Спиши, определи падеж существительного ученик.

    Любой ребёнок стремится быть старательным учеником. Каждому ученику нравятся разные предметы. Прилежный ученик является примером для подражания во всём. Опрятного ученика отличает аккуратность. О хорошем ученике приятно рассказать. За достигнутые успехи и заслуги ученика награждают грамотой.

    28.06.2012

    Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618776/

    Склонение имен существительных

    Памятка Падежи. Работа по теме Склонение имён существительных по учебнику А. В. Поляковой

    Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.

    Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:

    1. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже.

    Например: папа, мама, Катя, Петя, краска.

    2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием –  и среднего рода с окончаниями -о, -е.

    Например: стол , луг , король , облако, солнце.

    3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конценулевым окончанием – ).

    Например: пристань , рожь , соль , ель .

    Чтобы определить склонение имени существительного, надо:

    Например:

    на дороге – (дорога – ж.р.) – 1-е скл.

    по асфальту – (асфальт  -м. р.) – 2-е скл.

    на площадях – (площадь  – ж.р.) – 3-е скл.

    Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:

    Падежи

    Слова первого склонения

    Слова второго склоненияСлова третьего склонения
    женский родмужской родмужской родсредний родженский род
    И. п.земляпапаконьокностепь
    Р. п.землипапыконяокнастепи́
    Д. п.землепапеконюокнустепи
    В. п.землюпапуконяокностепь
    Т. п.землёйпапойконёмокномстепью
    П. п.о землео Петео конеоб окнео степи

    Безударные окончания имен существительных одного и того же склонения в разных падежах пишутся также, как и ударные. Более подробно смотри здесь – Правописание безударных окончаний имен существительных.

    В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:

    Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.

    Поделись с друзьями в социальных сетях:

    Советуем посмотреть:

    Склонение имен существительных во множественном числе

    Особенности склонения слов “мать” и “дочь”

    Разносклоняемые существительные

    Несклоняемые существительные

    Склонение существительных на -ия, -ий, -ие

    Нарицательные и собственные имена существительные

    Одушевленные и неодушевленные имена существительные

    Род имен существительных

    Число имен существительных

    Падеж имен существительных

    Морфологический разбор имени существительного

    Части речи

    Имя существительное

    Имя прилагательное

    Имя числительное

    Местоимение

    Глагол

    Наречие

    Частица

    Союз

    Предлог

    Морфология и морфологический разбор

    Правило встречается в следующих упражнениях:

    2 класс

    Упражнение 166, Полякова, Учебник, 1 часть

    Упражнение 136, Полякова, Учебник, 2 часть

    3 класс

    Упражнение 27, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 41, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 50, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 61, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 122, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 133, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 166, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 223, Полякова, Учебник, 2 часть

    Упражнение 13, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

    Упражнение 55, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

    4 класс

    Упражнение 210, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

    Упражнение 220, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

    Упражнение 249, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

    Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

    Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

    Упражнение 132, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

    Упражнение 177, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

    Упражнение 36, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

    Упражнение 4, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

    Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

    5 класс

    Упражнение 97, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    Упражнение 98, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    Упражнение 101, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    Упражнение 119, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    6 класс

    Упражнение 246, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

    Упражнение 411, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

    7 класс

    Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

    8 класс

    Упражнение 111, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

    Упражнение 222, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

    Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

    Упражнение 229, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

    Упражнение 235, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

    Упражнение 240, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

    Упражнение 245, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

    © 2019 – budu5.com, Буду отличником!

    Нашли ошибку?

    Связаться с нами

    Источник: https://budu5.com/manual/chapter/31

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.