Олимпиады по русскому языку 2- 4 классы (с ответами)

Олимпиада по русскому языку (4 класс) | Класс39

Олимпиады по русскому языку 2- 4 классы (с ответами)

Олимпиада по русскому языку (4 класс)

Задания повышенной сложности по русскому языку для учеников 4 класса…

 Олимпиада (осенняя сессия)

1. Расставьте верно ударение:

Шофёр, фарфор, приговор, звонит.

2. Кто эти животные?

Лёзок, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.

3. Составь слова:

А О С Н В М Т К О  _________________

Б И Ь И Л У Н Д К  __________________

4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:

ХвостПерстень
ХолодХарактер
НервыЖизнь
ТрубыКонфета

5. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:

Дождь лил                                            *                      как снег на голову

Скоро дело наладилось и пошло   *                      как сивый мерин

Я знал городские переулки             *                      как рыба в воде

Гости свалились                                  *                      как из ведра

Он всегда врёт                                    *                      как по маслу

У себя во дворе Мишка был           *                      как свои пять пальцев

6. Вспомни и правильно запиши пословицы.

Готовь лыжи летом…

Шайбы по весне считают…

Когда в соседях согласья нет…

7. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.

1. Лик + пена =  …

2. Иск + том =  …

3. Кожа + ворон =  …

8. Ответь на вопросы:                                                       

а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

б) Какую соль не кладут в суп?

в) Из какого крана не льётся вода?

г) Какой лук не режут в салат?

д) По какому мостику нельзя перейти реку?

Олимпиада (зимняя сессия)

1.Выпиши слова, в которых есть звук [й]

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я-то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя …

2. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.

Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.

3.  Напишитe два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки.

4.  Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.

кукла-

тьма-

кочан-

банка-

5.  Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал — это всё звери?

б) Витя, не надо краба ртом трогать.

6.  Заменн данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться — …

б) Очень тесно — …

в) Усиленно думать над трудным вопросом — …

г) Хорошо запомнить — …..

7. Вспомни н запипш русские пословицы похожие с данными по смыслу.

а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

б) Сын леопарда — тоже леопард. (Африка)

в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)

8.  Поставь в словах знак ударения.

Завидно, красивее, гусеница, жаворовок, звонит, засуха.

9.  Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Антракт, дегустация, лозунг, финал.

10. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.

При ( … ) ец, каб ( … ) окошко, часто( … )ос, ме( … )олад.

Ответы 

1. Змея, своя, я, извиваясь.

2. Лапа, пир, тир.

3.

4. кукла (1) — кулак(2)

тьма( 1 ) — мать (3)

кочан(2) — ночка (1)

банка (1) — кабан (2)

5. а) Маршак  б) Барто

6. А) Брать себя в руки.

    Б) Яблоку негде упасть.

    В) Ломать голову.

    Г) Зарубить себе на носу.

7. А) Шило в мешке не утаишь.

    Б) Яблоко от яблони недалеко падает.

    В) Мал золотник, да дорог.

8. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха

9. Антрaкт – перерыв,дегустапия – проба, лозунг — призыв, финал — конец.

10. При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад. 

Тестовые задания (А)

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?А) палисадникБ) камышВ) заслонкаГ) посёлок

Д) укротитель

2. Какое слово написано с ошибкой?А) бреютБ) клеютВ) реютГ) сеют

Д) тлеют

3. Найди верный ответ.А) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложенииБ) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов

В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

4. В каком слове пишется ъ ?А) с…ездБ) с…битьВ) с…играть

Г) в…ётся

5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?А) кошкаБ) мышкаВ) лампа

Г) гуси

6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:А) у пушистой белкиБ) по широкому полю

В) в настенном календаре

7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.А) а, е, а, иВ) о, е, а, иБ) о, и, а, и

Г) о, е, а, е

8. Найди имя прилагательное:А) гербарийВ) узкийБ) санаторий

Г) дежурный

9. В каком словосочетании допущена ошибка:А) прочитать в книгеВ) сорвать с сирениБ) гулять по улице

Г) рассуждать о совесте

10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит.А) лень приноситБ) горе приноситВ) малая лень

Г) большое приносит

Открытые вопросы (В)

Вопрос 1Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:Готовь лыжи летом — …Шайбы по весне считают — …

Когда в соседях согласья нет — …

Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

Вопрос 3Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].Посмотрите, дом стоит,До краёв водой налит.Без окошек, но не мрачныйС четырёх сторон прозрачный.В этом домике жильцы —

Все прекрасные пловцы.

Вопрос 4Замени иноязычные слова сложными русскими словами.1)Каллиграфия — …2)Орфография — …

3) Эгоизм — …

Вопрос 5Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.Жар солнца — жар чувств;Каменное здание — каменное сердце;

Строить планы — строить мост;

Творческие задания (С)

Задание 1Ответь на вопросы:а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?б) Какую соль не кладут в суп?в) Из какого крана не льётся вода?г) Какой лук не режут в салат?

д) По какому мостику нельзя перейти реку?

Задание 2
Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.

Задание 3Подобрать синонимы к словам:работа –громкий –дремучий (лес) –печаль –

кричать –

Задание 4
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву

Задание 5Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк.

Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.

4) Шёл я однажды зимой по лесу.

5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Ответы на тесты

Тестовое задание№ 1№ 2№ 3№ 4№ 5
ОтветББААА
Тестовое задание№ 6№ 7№ 8№ 9№ 10
ОтветВВВГА

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Готовь сани летом, а телегу — зимой. Цыплят по осени считают. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.Ответ на вопрос 2: Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров.Ответ на вопрос 3: Аквариум; звук [а] — 16 раз, звук [о] — 8 разОтвет на вопрос 4: 1 — Чистописание; 2 — Правописание; 3 — Себялюбие.

Ответ на вопрос 5: жар чувств, каменное сердце, строить планы.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:а) Скрипичным ключом; ключом, который бьёт из-под земли (родником).б) Морскую соль; ноту соль.в) Из подъёмного крана.г) Из лука, который служит для метания стрел (оружие).

д) По капитанскому мостику

Пример ответа на творческое задание №2
одеть кого-то или что-то, надеть на себя.

Пример ответа на творческое задание №3работа – труд;громкий – шумный;дремучий (лес) – непроходимый;печаль – тоска;

кричать – вопить.

Пример ответа на творческое задание №4
река-рука-щука-щека

Пример ответа на творческое задание №5
4), 3), 5), 2), 1)

Оставить отзыв

Источник: http://www.klass39.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku-4-klass/

Олимпиада по русскому языку для учащихся 1–4-х классов

Олимпиады по русскому языку 2- 4 классы (с ответами)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Олимпиада по русскому языку для учеников 1класса

1. Полсловечка за вами. Соединитестрелочкой левые слова с правыми, чтобыполучились новые слова.

сеноопыт
садяр
следовод
столвал

2. Подчеркни слова с ударением на второмслоге:

чижи, берег, чайка, роса, сосна, голубь.

3. Угадай и напиши слова, переставляя буквы.

4. Подчеркни слова, в которых все согласныезвуки глухие:

чеснок, салат, капуста, картофель

5. Это задание называется “зверинец”.Допиши названия животных.

  • Голоден как _____________________.
  • Хитёр как _______________________.
  • Нем как ________________________.
  • Труслив как ____________________.
  • Грязный как ____________________.

6. Напиши ответы:

  • Цветок, в котором сидела Дюймовочка ________________________
  • Для кого лучшее лекарство – варенье? ________________________
  • Из какой сказки эти герои: Михаил Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка? __________________________________________________

7. Придумай и запиши четыре слова с буквой”Г”.

8. Напиши, какое имя зашифровано в ребусе?

Я

Д _________________

Олимпиада по русскому языку для учеников 2класса

1. Вставь две пропущенные буквы, чтобыполучилось слово:

С…Е…АС…Е…АС…Е…АС…Е…А
С…Е…АС…Е…АС…Е…АС…Е…А

2. Допиши предложение используя толькослова на букву г.

  • Машина стоит в __________________________.
  • Гость проживает в ________________________.
  • Брат хорошо играет на ____________________.

  • Виноград рос на _________________________.
  • Мама купила сочные, сладкие _______________.
  • Под березой нашли крепкий ________________.
  • Папа любит читать _______________________.
  • На дереве сидел черный ___________________.

  • Гриша любит забивать _____________________.

3. Из слогов собери пословицу и запиши.

Шарокния ,гахошийдруглуч.

_______________________________________________

4. В каждом ряду есть одно лишнее слово(часть речи). Зачеркни его.

стол, книга, большой, конфета, воробей

бежать, поклон, ползти, сидеть, читать

счастливый, грустный, большой, весело, маленький

5. Вспомни, героям какой сказки понадобилсяэтот предмет. Соедини название предмета иназвание сказки стрелкой.

Зонтик Санки Скорлупа грецкого ореха Крапива

Бумажный кораблик

“Дикие лебеди” “Стойкий оловянный солдатик” “Оле-Лукойе” “Снежная королева”

“Дюймовочка”

Назови автора всех этихсказок.__________________________________________

6. В каждом из данных слов спрятался какой -нибудь зверь. Найди и обведи их.

палисадникпосёлокзаслонкаукротитель

7. Запиши слова в алфавитном порядке,поставь ударение.

Ворота, повторим, оттепель, алфавит, документ, гусеница, заморозки.

____________________________

8. Найди два слова, обозначающих признакипредмета, и исправь (зачеркни) одно из них,подобрав слово, противоположное по значениюдругому (напиши его сверху).

  • На тарелке лежало два яблока: одно было кислое, а другое красное.
  • У меня собака большая, а у тебя серая.

9. Составь меню на обед при условии, что вназвании блюд все согласные звуки твёрдые.Названия этих блюд подчеркни:

салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины

10. Выбери и допиши пропущенные слова впословицах

  • Цыплят _________________________________ считают. (по весне, летом, зимой, по осени)
  • Аппетит приходит ____________________________. (во время отдыха, во время прогулки, во время еды, никогда не приходит)

Олимпиада по русскому языку для учеников 3класса

1. Закончи крылатые выражения, взятые изсказок.

  • Поди туда – не знаю куда, _____________________________.
  • Скоро сказка сказывается, ____________________________.
  • Это всё присказка, ___________________________________.

2. Десять раков. Дополни слова, допишипропущенные буквы.

1). Этот рак их хлопка сшитр __ __ а __ к __
2). Этот рак на Луну спешитрак __ __ __
3). Этот рак – долгожданный день__ ра __ __ __ __ к
4). Этот рак стругает пеньр__ __ а __ __ к
5). Этот рак сторожил дворец__ __ ра __ __ __ к
6). Этот рак – кисленький леденец__ __ р __ а __ __ __ к __
7). Этот рак в портфеле твоём живёт__ __ __ ра __ к __
8). Этот рак ночью в окно ползёт__ рак
9). Этот рак – круг для шофёрских рук__ __ ра __ к __
10). Этот рак – множество закорюк__ __ рак __ __ __

3. Подберите к иноязычным словам близкие позначению русские:

  • Миниатюрный – __________________________________
  • Дискуссия – _____________________________________
  • Антракт – _______________________________________

4. Назови одним словом (именемсуществительным).

храбрый человек – ______________ленивый человек – ______________
богатый человек – ______________сильный человек – ______________
болтливый человек – ____________мудрый человек – _______________
грубый человек – _______________весёлый человек – ______________

5. Найди и подчеркни слова, в которых буквбольше, чем звуков:

  • Соловей
  • Мальчик
  • Тетрадка
  • Вьюга
  • Угольки
  • Вечный
  • Радость
  • Трещотка
  • Мудрый
  • Петелька

6. Выбери правильное слово и подчеркни его:

  • Животноводческая 1) фирма, 2) ферма;
  • Цветок 1) душистый, 2) душный;
  • Вид 1) эффективный, 2) эффектный;
  • Свитер 1) пушистый, 2) пушной;
  • Секретный 1) шифер, 2) шифр

7. Что это? Напиши слово – ответ.

Его вешают, приходя в уныние;

его задирают, зазнаваясь;

его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Это___________________

Не цветы, а вянут;

не ладони, а ими хлопают, если чего-то непонимают;

не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивыелюди.

Это___________________

Он в голове у легкомысленного, несерьезногочеловека;

его советуют искать в поле, когда кто-нибудьбесследно исчез;

на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Это___________________

8. Выбери из предложенного ряда и вставь наместо пропусков нужные предлоги в, от, с, к, на, по,у, из.

1) Маленькой ёлочке холодно зимой.

_______ лесу ёлочку взяли мы домой.

Бусы повесили, встали _______ хоровод.

Весело, весело встретим Новый год.

2) Вася _______ скуки широко зевал.

3) _______ нам _______ праздник пришло много гостей.

4) Мы бежали _______ тропинке.

5) _______ нашей Лайки появились щенки.

9. Незнайка написал записку. Он допустил 8ошибок, найди и исправь их.

Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мнерешыть задачю. буду ждать в сваей комнате.низнайка.

Стол находок. Напиши, из каких сказок этипотерянные вещи и кто написал сказку.

Потерянная вещьНазвание сказкиАвтор
Горошина
Красная шапочка
Сумка Айболита

Олимпиада по русскому языку для учеников 4класса

1. Соедини стрелочками устаревшие слова влевой колонке с современными синонимами изправой колонки.

  • очи
  • чело
  • ланиты
  • уста
  • перст
  • брань
  • глаголет
  • льзя
  • зрачный
  • брадобрей
  • говорит
  • губы
  • глаза
  • лоб
  • парикмахер
  • палец
  • битва
  • видный
  • щеки
  • можно

Составь одно предложение с любыми тремясловами.

___________________________________________________

___________________________________________________

2. Вспомни десять птиц, в названиях которыхпо две буквы О, а в одном даже три О. Дополни слова.

  1. _о_о_
  2. _о_о_ _
  3. _о_о_ _
  4. _о_о_ _ _
  5. _о_о_ _ _
  6. _о_о_ _ _ _ _
  7. _о_о_ _ _ _ _
  8. _о_о_ _ _ _ _ _
  9. _ _ _о_о_ _ _
  10. _ _ _о_о_о_

3. Укажи слова, в которых ЗА – являетсячастью корня:

1. Забота6. Завтра
2. Затвердеть7. Замычать
3. Заря8. Задний
4. Затрубить9. Залп
5. Задержать10. Загадка

4. Объясни значение фразеологизмов однимсловом:

  • Мозолить глаза – ______________________________
  • Прикусить язык – ______________________________
  • После дождичка в четверг – _____________________
  • Лясы точить – _________________________________
  • У чёрта на куличках – __________________________

5. Подберите к группе из трёхсуществительных одно прилагательное, подходящеепо смыслу. Ёж, взгляд, куст – _________________

  • Шаль, ночь, душа – ________________________________
  • Взгляд, знак, характер – ____________________________

6. Найди неправильно написанные слова.Исправь ошибки.

1. Оддать6. Оберегать
2. Проплыть7. Патухнуть
3. Паднимать8. Подвинуть
4. Атчищать9. Натколоть
5. Открывать10. Обратить

7. Запиши слова в алфавитном порядке,поставь ударение:

звонить, торты, столяр, хвоя, пихта, красивее, шофер, свекла

___________________________________________________

8. Какие слова можно передать каждойтранскрипцией?

[ у ч ' и ц а] – ______________________________________

[ с й ' э х а т ' ] – ____________________________________

[ с т о к ] – ________________________________________

[ ш и т ' ] – ________________________________________

9. Как правильно сказать? У рыбов нет зубов.У рыбей нет зубей. У рыб нет зуб. Напиши как тыдумаешь. __________________________________________________

10. Вспомните, в каких домах (жилищах) живутгерои сказок А.С. Пушкина, назовите этих героев исказки, в которых они появляются.

11. “Одинаковые слова”. Предлагаем вамнесколько фразеологических оборотов содинаковыми словами в каждом столбце. Отгадайтеих и дополните предложения.

________ об ________ .

Из ________ вон плохо. Сбыть с _________ .

Мастер на все _________ . Сидеть сложа _________ . Золотые _______ .

Как в __________ канул. Толочь _________ в ступе.

Решетом ______ черпать.

Тише _________ниже травы.

Много __________ утекло. Выйти сухим из ________.

__________ на лоб лезут. ______ на мокром месте. ___________ разбежались. Выплакать все _________.

Смотреть во все _______. В ____________ рябит.

Не в бровь, а в __________.

Приложение

Список литературы.

  1. А.О. Орг, Н.Г. Белицкая “Олимпиады по русскому языку” 1, 2, 3, 4 класс, Москва Экзамен 2011 г.
  2. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс “Речь”: Методическое пособие. 1,2,3,4 класс Издательство: РОСТкнига 2014 г. Серия: Юным умникам и умницам
  3. Соколова Т.Н. Школа развития речи. 1,2,3,4 класс.

    Рабочая тетрадь. ФГОС Издательство: РОСТкнига 2014 г. Серия: Юным умникам и умницам

  4. Скегина Н.Г., Колакова Г.И. Большой справочник Начальная школа Москва Издательство АСТ “Олимп” “Астрель” 2000 г
  5. В.Волина “Весёлая грамматика”, Москва Издательство “Знание” 1995 г.
  6. В.Волина “Учимся играя”, Москва “Новая школа” 1994 г.

10.06.2016

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661685/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.